Чем отличается амнистия от помилования. Амнистия и помилование — нюансы, порядок получения, отличия



Введение

Глава 1. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания

1 Понятия и значение освобождения от уголовного наказания

2 Виды условного и безусловного освобождения от уголовного наказания

Глава 2. Амнистия и помилование. Их сходство и различия

1 Амнистия

2 Помилование

3 Их сходство и различия

Заключение

Список литературы


Введение


В настоящее время, когда в общественных науках, в том числе и в юридической, получила признание идея приоритета общечеловеческих ценностей, исследование уголовно-правовых отношений приобретает особое значение. В данный момент можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между преступником и государством строятся на основе закона. Реализация задачи охраны интересов личности, общества или государства от преступных посягательств, предполагает применение судом к лицам, виновным в их совершении, предусмотренных законом наказаний. Однако могут сложиться такие условия, при которых не требуется, чтобы виновное лицо претерпело возложение мер уголовной ответственности (в том числе и наказания). Кроме того, дает о себе знать потребность проявить в определенных случаях известную снисходительность к лицам, нарушившим уголовно - правовой запрет и, руководствуясь принципом гуманизма, предусмотреть в Уголовном кодексе возможность освобождения виновных не только от наказания, но и в целом от уголовной ответственности. Нет сомнения в том, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности за совершенное им преступление, подлежит осуждению, и ему в необходимых, предусмотренных законом случаях должно быть назначено наказание. Однако даже самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание. Подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершенное деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих. В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания, оказывается, из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обуславливают необходимость института освобождения от уголовного наказания.

Ныне действующее уголовное законодательство фиксирует достаточно развитую систему обстоятельств, погашающих наказуемость преступного деяния, в силу чего становится возможным освобождение от уголовного наказания, под которым следует понимать выраженный в акте суда и обоснованный им в соответствии с законом отказ от возложения на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обязанности (под условием либо, безусловно) понести полностью либо частично уголовное наказание за совершенное преступление. Поскольку наказание может быть назначено только по приговору суда, то и освобождение от него производится только судом. Исключения из этого правила составляют случаи освобождения от наказания в силу актов амнистии и помилования.

) безусловное освобождение, при котором перед лицом не ставится никаких условий, что, в свою очередь, исключает возврат на «нулевой» вариант, т.е. Вменение ему в обязанность отбыть (доотбыть) наказание, от которого он освобожден, даже в случае его откровенно отрицательного (но не преступного) поведения в последующий период;

) освобождения условного характера, при которых перед освобождаемым официально ставятся условия, которые он обязан соблюдать в период так называемого испытательного срока, а в случае нарушения условий осужденный обязан полностью или частично отбыть оставшуюся (неотбытую) часть наказания;

) рассматриваются «сквозные» (универсальные, общие) виды освобождения от наказания, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными. В данной работе подробно будут рассмотрены универсальные виды освобождения от наказания: амнистия и помилование, которые при всей своей схожести имеют ряд существенных отличий.


Глава 1. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания


.1 Понятие и значение освобождения от уголовного наказания


Е щё самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание. При этом подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершённое деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих. В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания, оказывается, из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обуславливают необходимость института освобождения от уголовного наказания.

Термин освобождение означает не сам процесс, а уголовно-правовой результат. Как известно в отдельных (и весьма многочисленных) случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Однако освобождение от уголовного наказания не влечёт автоматического (одновременного) освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Кроме того, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания (функционально и содержательно охватывающим освобождение и от его отбытия) они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.

При общей социально-правовой направленности виды освобождения от уголовного наказания имеют различную законодательную трактовку и требуют для своей реализации различных оснований и условий.

Освобождения от наказания является самостоятельным институтом уголовного права. Оно включает в себя нормы, в соответствии с которыми лицо, признанное судом виновным в совершении преступления и понесшее за это наказание, освобождается от реального отбывания наказания или дальнейшего отбывания частично отбытого наказания. Таким образом, в этом институте получили свое закрепление принципы гуманизма и экономии мер уголовной репрессии.

Следует подчеркнуть, что институт освобождения от наказания присущ уголовному законодательству подавляющего большинства современных государств и имеет глубокие исторические корни. Это связано с тем, что реализация целей, стоящих перед наказанием, не обязательно должна сопрягаться с отбыванием, осужденным всего наказания. Вполне возможны ситуации, когда цели предупреждения преступлений и исправления осужденного могут быть достигнуты без реального отбывания наказания и тем самым дальнейшее исполнение приговора в известном смысле вступит в противоречие с задачей быстрейшей ресоциализации преступника.

Известно, что уголовное наказание (особенно такое, как лишение свободы) далеко не самое лучшее средство для воспитания у осужденного положительных нравственных качеств. Отсюда и вытекает, что в рамках практически любой доктрины уголовного права допустимо и целесообразно существование досрочного освобождения осужденного от наказания. В определенной мере освобождение от наказания напоминает освобождение от уголовной ответственности. Вместе с тем между этими видами освобождения существуют и принципиальные различия. Освобождение от наказания является реализацией принципов гуманизма и справедливости. Оно также влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия. Факт освобождения от уголовного преследования является юридическим фактом, прекращающим охранительное уголовно-правовое отношение. Следовательно, такое освобождение означает реализацию прав и обязанностей субъектов такого правоотношения. Возобновление прекращенных уголовно-правовых отношений возможно лишь в случаях, специально предусмотренных уголовным законом (например, при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, при освобождении от наказания ввиду болезни и при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей).


1.2 Виды условного и безусловного освобождения от уголовного наказания


Единства мнений относительно классификации (типологии) оснований освобождения от уголовного наказания среди специалистов нет. Поэтому теоретически целесообразным и практически значимым представляется деление всех известных действующему отечественному уголовному законодательству видов освобождения от уголовного наказания на безусловные и условные, в рамках которых должна быть предусмотрена более дробная классификация. Подобная градация предопределяет не только содержание того или иного вида освобождения, особый порядок самой процедуры освобождения, но и разницу уголовно-правовых последствий. Новый УК РФ предусматривает следующие пять видов освобождения от наказания:

) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ); Исправление лица, к которому применяется назначенное судом наказание, может быть допустимо, как отмечалось выше, и до полного его отбытия. И если лицо доказало, что оно исправилось, нет необходимости продолжать исполнение наказания. В связи с этим условно - досрочное освобождение от наказания является, с одной стороны, средством поощрения осужденных, доказавших свое исправление, а с другой - стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него. Основания, условия и порядок досрочного освобождения регламентируются ст. 79 УК РФ. Условно-досрочное освобождение возможно в отношении лица, отбывающего не всякое наказание, а только наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы (досрочное освобождение от других видов наказаний просто нецелесообразно). При этом лицо может быть полностью или частично освобождено и от дополнительного наказания.

) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); Ст. 80 УК РФ гласит:

Лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания.

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 настоящего Кодекса в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания. Замена может применяться только по одному виду наказания - лишению свободы и только к лицам, осужденным за преступления небольшой или средней тяжести, т.е.

Преступления, наказание за которые по закону не превышает пяти лет лишения свободы. Это могут быть лица, осужденные за имущественные преступления при отсутствии квалифицирующих признаков, за хулиганство (по ч.1 и ч.2 ст. 213), многие преступления экономического характера и т.д. Законом не допускается замена наказания более мягкой мерой по тяжким преступлениям, так как в этом случае в порядке замены суду пришлось бы применить такую легкую меру, которая не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного лицом преступления. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных законом для каждого вида наказания.

) освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ); Приведем полностью статью 81 УК РФ.

) Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.

) Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено 6т отбывания наказания.

) Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.

) Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса. В трех частях этой статьи предусматриваются различные основания и различные правовые последствия освобождения от наказания в связи с болезнью.

) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ);

Разновидностью освобождения от наказания является отсрочка наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Этот вид освобождения существует в России с 1992 г , и за это время доказал свою эффективность. Появление ст. 82 УК продиктовано мотивами гуманизма. Очевидно, что беременность осужденной женщины и наличие у нее малолетних детей делает нецелесообразным отбывание ею наказания в виде лишения свободы. Места его отбывания мало приспособлены для содержания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Законодатель в этом случае исходит из заботы как о будущем ребенке, который должен родиться, так и о тех малолетних детях, нормальное развитие которых также пострадает в связи с отбыванием наказания их матерью.

Для более детального рассмотрения изложим данную статью (ст. 82 УК).

) Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить отбывание наказания до достижения ребенком восьмилетнего возраста.

) В случае, если осужденная, указанная в части первой настоящей статьи, отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от воспитания ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденной, в отношении которой отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденную для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

) По достижении ребенком восьмилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания оставшейся части наказания, или заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания, или принимает решение о возвращении осужденной в соответствующее учреждение для отбывания оставшейся части наказания.

) Если в период отсрочки отбывания наказания осужденная совершает новое преступление, суд назначает ей наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 настоящего Кодекса.

Рассматриваемый вид освобождения может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, если они осуждены к лишению свободы на определенный срок, поскольку обязательные работы, ограничение свободы, арест и пожизненное лишение свободы к ним вообще не применяются. Отсрочка не применяется, если женщина осуждена на срок свыше пяти лет за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.

Такими преступлениями являются убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные в гл. 16 УК; такими преступлениями могут быть и другие преступления, связанные с посягательствами на личность - терроризм, бандитизм и подобные им деяния.

) освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора (ст. 83 УК РФ); Обвинительный приговор приводится в исполнение по вступлению его в законную силу. Однако в ряде случаев этого не происходит. Например, приговор не исполняется вследствие болезни осужденного, уничтожения или похищения документов и т.д. Если по истечении определенного времени приговор не исполняется, то он начинает терять свое воспитательное и предупредительное воздействие. После определенного срока исполнение его становится нецелесообразным. Поэтому законодатель установил определенные сроки, по истечении которых приговор не приводится в исполнение. Величина этого срока зависит от категории преступления. В ст. 83 УК установлены следующие сроки со дня вступления обвинительного приговора в законную силу:

а) два года при осуждении за преступление небольшой тяжести;

б) шесть лет при осуждении за преступление средней тяжести;

в) десять лет при осуждении за тяжкое преступление;

г) пятнадцать лет при осуждении за особо тяжкое преступление;

Если осужденный уклоняется от отбывания наказания, то течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания осужденного или явки его с повинной. Сроки давности, истекшие к моменту уклонения осужденного от отбывания наказания, подлежат зачету. В прежнем законодательстве эти сроки зачету не подлежали. Здесь перед освобождаемым официально ставятся условия, которые он обязан соблюдать в период так называемого испытательного срока. В случае же несоблюдения этих условий осуждённый обязан полностью или частично отбыть оставшуюся (неотбытую) часть наказания. Существуют еще два вида освобождения от наказания - вследствие амнистии и помилования. Они имеют особую юридическую природу и в УК рассматриваются в отдельной главе. В данной работе эти виды будут подробнее рассмотрены во второй главе


Глава 2. Амнистия и помилование. Их сходство и различия


.1 Амнистия


Освобождение от уголовной ответственности актом об амнистии является особым освобождением от уголовной ответственности. Объявление амнистии означает:

Смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осужденных судом, освобождение от уголовного преследования, снятие судимости с лиц, отбывших наказание, осуществляемое актом верховной власти в отношении определенной категории лиц.

Акт Государственной Думы Федерального собрания РФ, относящийся к лицам, совершившим преступления, и предполагающий:

а) отказ в отношении этих лиц в возбуждении уголовного дела или прекращение возбужденного до принятия акта амнистии уголовного дела;

б) полное или частичное освобождение лица от наказания;

в) замену наказания более мягким;

г) снятие судимости с ранее осужденных.

Правовые последствия акта амнистии: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; сокращение наказания; замена наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания; снятие судимости. Амнистия не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, а лишь смягчает учесть лиц, совершивших преступления. В российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

По общему правилу, постановления об амнистии принимаются в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 6 июня 2003 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики». Амнистия освобождает полностью или частично от наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим; более мягким либо прекратить начатое уголовное преследование. А если такое преследование еще не начато, акт амнистии исключает так же начало, иначе говоря, возбуждение уголовного дела. В качестве основания освобождения от уголовной ответственности (а не наказания) уголовно-правовое понятие амнистии охватывает две последние ситуации, когда уголовное дело судом еще не рассмотрено, вопрос о виновности и мере наказания еще не решен.

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Государственной Думы в законную силу. К лицам, совершившим длящиеся преступления, амнистия применяется лишь в том случае, если весь комплекс действий, составляющих это преступление, был реализован до даты установленной актом амнистии (дата издания, дата вступления в законную силу). Поэтому действие лица, например, совершившего побег из-под стражи, не подпадает под амнистию, если оно не задержано или не явилось с повинной на момент, указанный в акте амнистии. Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания.уголовный правовой амнистия помилование

В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Об объявлении амнистии злостными нарушителями режима следует считать лиц:

а) осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

б) осужденных, содержавшихся в колониях - поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

в) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно - исполнительных инспекциях;

г) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

е) осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. Не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные амнистированными лицами.

Амнистия не ставит под сомнение ни законности, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны законодательной власти. Как уже отмечалось, акт амнистии сочетает в себе освобождение, как от уголовной ответственности, так и от наказания. Конкретное же содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии.

Несмотря на определенные особенности актов амнистии, все же они содержат нормы права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них указаны, правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.). Безусловно, акт амнистии - специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, "разовый" акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея "прощения" уже совершенных преступлений.

Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии. Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Диапазон принимаемых в амнистии мер, облегчающих участь лиц, осужденных за совершение преступления или освобожденных от уголовной ответственности за них, велик. Причем он реализуется в зависимости от ряда обстоятельств: характера и степени общественной опасности преступления, вида назначенного за него наказания и ряда различных обстоятельств, характеризующих личность виновного (участие в боях при защите Родины, пола, возраста, состояний здоровья, наличия прошлых осуждений к лишению свободы, наличия злостных нарушений правил отбывания наказания и т.п.).

С учетом перечисленных и некоторых иных приводимых в актах амнистии обстоятельств лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания либо отбываемое наказание заменяется другим, более мягким наказанием, снимается судимость и т.д. Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц. Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии. Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания (за исключением злостных нарушений режима). Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.

Сам по себе акт амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания, не смягчает наказание и не снимает судимости. Он является нормативным основанием реализации предписаний акта амнистии, распространяясь на индивидуально неопределенный круг лиц.

Освобождение от уголовной ответственности конкретных лиц на основании акта амнистии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определяется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор - постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Подводя итоги, подчеркнем, что акт амнистии может установить:

) освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;

) освобождение от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступление;

) сокращение срока наказания;

) замену наказания более мягким наказанием;

) освобождение от дополнительного наказания;

) снятие судимости.

Обращает на себя внимание то, что актами амнистии судимость снимается редко. Значительными актами об амнистии можно считать следующие:

Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 6 июня 2003 г № 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики».

Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 30 ноября 2001 г. №2172- III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин».

Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 26 мая 2000 г. № 399-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».


2.2 Помилование


Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Определяется как вид освобождения от наказания, осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление (ст.85 УК). Уголовно-правовые последствия акта помилования: освобождение от дальнейшего отбывания наказания; сокращение наказания; замена наказания более мягким видом; снятие судимости. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК). В соответствии со ст. 85 УК РФ, акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление. Акт помилования может влечь для такого лица, следующие уголовно - правовые последствия:

а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

б) назначенное ему наказание может быть сокращено;

в) назначенное ему наказание может быть заменено более мягким;

г) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Помилование, как правило, не ограничено ни категорией совершенного преступления, ни видом применяемого наказания. Нередко помилование применяется к лицам, совершившим особо тяжкие преступления и приговоренные к смертной казни. В соответствии со ст. 60 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Акты помилования не носят нормативного характера. Они распространяются только на названных в них конкретных лиц. Инициатива в принятии этих актов может исходить от любых органов или лиц. Итак, помилование ориентировано на смягчение наказания осужденному или снятие с него судимости, а не на освобождение от уголовной ответственности. Помиловать можно лишь лицо, признанное судом виновным в совершении преступления и осужденное за это. Ходатайства о помиловании осужденных до 2002 г. Поступали в Управление по делам о помиловании при Президенте РФ, которое готовило необходимую документацию для решения вопроса по существу. Эти материалы направлялись в Комиссию по вопросам помилования (общественное формирование) при Президенте РФ, которая предлагала то или иное решение вопроса о помиловании. Данная рекомендация не имела обязательной силы для Президента РФ. Таким образом, до 2002 г. В нашей огромной стране функционировала только одна упомянутая Комиссия по помилованию при Президенте РФ. О том, насколько она была перегружена делами, дает представление следующий факт: как показали исследования, с ходатайствами о помиловании к Президенту РФ обращаются 87,2% осужденных к лишению свободы .

Неизбежным следствием непосильной работы были отдельные ошибочные рекомендации Комиссии. А ведь необоснованные акты помилования расцениваются населением страны как проявление Президентом РФ произвола, несправедливости. Особенно болезненно воспринимаются они в местах лишения свободы, в которых отбывали наказание помилованные. Многие осужденные сделали вывод о том, что администрация места лишения свободы была подкуплена. Нетрудно представить, как отнеслись осужденные одной из исправительных колоний Смоленской области к действиям руководства колонии, возбудившего ходатайство о помиловании осужденного, имевшего 40 дисциплинарных взысканий (2001 г.).

С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" и "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации" применение этого института было упорядочено. Прежде всего, вместо одной упомянутой Комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов Российской Федерации. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории соответствующего субъекта федерации, а также лиц, отбывавших наказание и имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по материалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации). В комиссию входит не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.

Например, в Курской области ее членами стали 15 человек, обладающих большим жизненным опытом, среди них: заместитель и помощник губернатора, заместитель начальника управления Министерства юстиции по области, директора театра и лицея, настоятель храма, председатель сельскохозяйственного кооператива, представители ветеранов войны и труда, два депутата областной Думы. Председателем избрали заместителя председателя областной Думы. Авторитетность такой комиссии несомненна. Состав ее утверждается главой субъекта федерации. Создание комиссий по помилованию во всех субъектах Российской Федерации облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс. Эти органы должны обеспечивать общественный контроль за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных в местах лишения свободы. Представляется, что последнюю функцию комиссии по помилованию вряд ли смогут выполнить.

Также едва ли обоснованным является возложение на комиссии по помилованию обязанности готовить предложения по повышению эффективности деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, и по вопросам социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Как определено в ст. 2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов:

копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора;

сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении;

справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания;

характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.

Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и лица, их заявления прилагаются к перечисленным документам.

Для обращения в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ нет необходимости описывать все обстоятельства дела подробно. Достаточно короткого обращения с указанием, за что и на какой срок осужден, каким судом, судим ли ранее, сколько отбыл по назначенному сроку и какие есть обстоятельства, которые могут рассматриваться как чрезвычайные и позволяющие Комиссии принять решение о ходатайстве, о помиловании. Если речь идет о болезни осужденного или близких членов его семьи как основании для прошения о помиловании, то к прошению необходимо приложить соответствующие медицинские справки. После поступления прошения в Комиссию, ее аппарат приступает к работе над делом, для чего из суда запрашивается уголовное дело, а из учреждения, где отбывает наказание осужденный, характеристики, медицинские справки, как на осужденного, так и членов его семьи, если в прошении указано, что они больны.

ледует иметь в виду, что аппарат Комиссии сразу же отсеивает прошения о помиловании тех, кто не отбыл половины назначенного приговором срока, тех, кто неоднократно судим за умышленные преступления и к кому применялось условно-досрочное освобождение, а они снова совершили умышленные преступления. Такие прошения оставляются без рассмотрения, о чем извещается осужденный. Однако это не лишает права осужденного на повторное обращение с прошением, но рассчитывать на помилование можно будет только после наступления соответствующих обстоятельств. Если администрация учреждения, где осужденный отбывает наказание, пришлет по запросу Комиссии отрицательную характеристику, то дело такого просителя также будет снято с дальнейшего рассмотрения.

Бывает и так, что сама администрация обращается в Комиссию с просьбой о помиловании осужденного, если, скажем, он стал инвалидом при отбытии наказания, заболел тяжелым заболеванием. При необходимости аппарат Комиссии запрашивает данные о семейном положении осужденного и материальном положении. Когда дело изучено, и все материалы по нему собраны, аппарат готовит короткую справку по делу, на основании чего Комиссия принимает решение. На каждом заседании Комиссия, которое собирается раз в неделю, рассматривает около сотни прошений от осужденных, в том числе примерно десять прошений от лиц, осужденных к смертной казни. Если Комиссия примет решение о ходатайстве перед Президентом РФ о помиловании, то аппарат готовит проект указа Президента РФ и отсылает его в администрацию Президента. После подписания Указа он снова поступает в аппарат Комиссии, и выписки из него отсылаются по месту отбытия наказания помилованным для исполнения. Практика обращений с прошениями в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ показала, что чаще всего прошения удовлетворяются в том случае, если:

·Судимость первая;

·Осужденный перешагнул 50-летний рубеж;

·Судимость не связана с совершением тяжких преступлений против личности, последствиями которых является смерть потерпевших или же их инвалидность;

·Осужденный стал инвалидом в местах лишения свободы, и его содержание там обходится государству дороже, чем в интернате для инвалидов;

·Если умерла жена и оказались брошены малолетние дети.

Это, конечно же, не полный перечень, поэтому путь обращения в Комиссию никому из осужденных не заказан. Самый распространенный вид помилования - замена лишения свободы условным осуждением. Это объясняется тем, что его условия хорошо продуманы: новые преступления в течение испытательного срока совершались редко, ибо это влекло отмену помилования.

Не случайно многие юристы считают такое помилование предпочтительным. Однако помилование в форме замены лишения свободы условным осуждением неправомерно. Условное осуждение может осуществляться только судом. Президент РФ не вершит правосудия и поэтому не может назначать условное осуждение взамен неотбытой осужденным части срока наказания. Он не пересматривает приговор, а лишь смягчает участь осужденного. Однако то, что именуется в рассматриваемом варианте условным осуждением при помиловании, фактически является специфическим, не уголовно-правовым видом условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания.

В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам помилования считает недопустимым применение помилования в виде условного осуждения. Возможно, необходимо ввести взамен него условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в порядке помилования. Если существует помилование в виде полного освобождения осужденного от неотбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой вариант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания. При помиловании осужденного в виде частичного или полного освобождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополнительных наказаний. Вместе с тем, установление возможности применения помилования после отбытия осужденным не менее половины назначенного ему срока наказания, как уже отмечалось, необоснованно сужало применение этого института, имеющего исключительный характер.


2.3 Их сходство и различия


Все вышесказанное ясно доказывает неоспоримое сходство амнистии и помилования. Вот основные черты сходства:

И помилование и амнистия есть проявление гуманизма по отношению к осужденным, заслуживающим снисходительное к ним отношение со стороны государства.

Помилование, так же как и амнистия, является внесудебным актом.

И помилование и амнистия - акты верховной власти, освобождающие осужденного от наказания. Но имеется и ряд различий.

Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.

В отличие от акта помилования, относящегося к одному конкретному лицу или хотя и к нескольким лицам, но всегда индивидуально определенным лицам, акт амнистии носит нормативный характер, он всегда касается целой категории преступлений или групп субъектов, не обозначенных индивидуально, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет, несовершеннолетних, лиц, совершивших преступления по неосторожности и т.д.

Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.

Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).

В отличие от амнистии, помилование в принципе не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнистирование таких лиц невозможно.


Заключение


С реди актуальных проблем, возникших в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно? правовых мер борьбы с преступностью к лицам, совершивших преступления. Уголовно-правовые отношения могут реализовываться в различных формах, в т.ч. И с освобождением лица от уголовной ответственности. По данной проблеме, нами было проведено исследование нормативного материала, научной литературы и периодических изданий. В результате чего, мы позволили сделать следующие выводы. Приоритетной проблемой данной работы, является рассмотрение основания освобождения лица от уголовной ответственности. Рассматривались такие виды освобождения как амнистия и помилование.

Амнистия - освобождение от уголовного наказания или замена назначенного судом наказания более мягким. Более исчерпывающую информацию об амнистии можно получить из УК РФ: Глава 13, статья 84:

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определённого круга лиц.

Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица осуждённые за совершение преступлений могут быть освобождены от наказания, назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Но помимо Амнистии, существует такой вид освобождения от ответственности как помилование, этот вид освобождения гораздо проще, чем амнистия с точки зрения осуществления, так как его принятие не зависит от принятия какого-либо законодательного акта Государственной Думой РФ: Глава 13, статья 85:

Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определённого лица.

Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Вышеперечисленные действия не отражают в полной мере процесс освобождения от юридической ответственности, так как каждый случай полностью индивидуальны и заслуживает тщательнейшего изучения со стороны судебных органов, компетентных в вынесении приговора. Так же не всегда возможно полное освобождение от юридической ответственности, которое может быть заменено всего лишь смягчением меры пресечения, так как полнейшее освобождение в некоторых случаях может противоречить здравой логике и человеческой этике.


Список литературы


Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.//«Российская газета» от 25.12.1993 г. №237.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ, 13.01.1997 г., №2.

Уголовный Кодекс РФ. 1996г. Официальный текст по состоянию на 21.03.2005 - М., 2005.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ // СЗ РФ от 24.12.2001 г. №52 (часть I) ст. 4921.

Литература

5. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М, 2008. 354 с.

Базунов В. Помилование - прерогатива Президента России // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2011 - №3. 234 с.

Борисов Э.Т. Основания, предпосылки и условия освобождения от уголовной ответственности. - Иваново, 2009. 154 с.

Борисова Е. Экстремальная амнистия // Эксперт, 2010 - №17. С. 17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ст.84: «Амнистия»

(1) Амнистия объявляется ГД ФС РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

(2) Актом об амнистии лица, совершившие П, могут быть освобождены от УО. Лица, осужденные за совершение П, могут быть освобождены от Н, либо назначенное им Н может быть сокращено или заменено БМВН, либо такие лица могут быть освобождены от ДВН. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

В соответствии с п. "е" ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии, является прерогативой ГД ФС РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 5 УПК уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если акт амнистии устраняет применение Н за совершенное Д. Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает (ч. 4 ст. 5 УПК), а также в случае, если УД находится в стадии судебного разбирательства. В этой ситуации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от Н (ч. 3 ст. 5 УПК) как О, так и Д, если иное не предусмотрено актом амнистии. Как правило, амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие П, неоднократно осужденных к ЛС, злостно нарушающих режим во время отбывания Н.

Акт амнистии распространяется на уголовно наказуемые Д, совершенные до его принятия. Однако он может распространяться на Д, совершенные в течение определенного времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемым определенных действий.

Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении УД, обвинительный приговор с освобождением виновного от Н, определение суда второй инстанции о прекращении УД, постановление органа, ведающего отбыванием Н, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания Н. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.

В результате амнистии лица, совершившие П, могут быть освобождены от УО, т.е. от вынесения обвинительного приговора, соединенного с назначением виновному конкретного наказания. Таким образом, амнистия, в отличие от помилования, может иметь более широкое содержание.

Ст.85: «Помилование»

(1) Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

(2) Актом помилования лицо, осужденное за П, может быть освобождено от дальнейшего отбывания Н либо назначенное ему Н может быть сокращено или заменено БМВН. С лица, отбывшего Н, актом помилования может быть снята судимость.


В соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляет только Президент РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч. 1 ст. 85). Помилование отличается от амнистии как по кругу лиц, к которым оно применяется, так и по органу, его осуществляющему. Общим для этих двух видов освобождения от УП последствий совершенного П является то, что в результате как амнистии, так и помилования лицо, осужденное за П, может быть освобождено от дальнейшего отбывания Н либо назначенное ему Н может быть сокращено или заменено БМВН. С лица, отбывшего Н, актом помилования может быть, как и актом амнистии, снята судимость (ч. 2 ст. 85).

Акт помилования является юридическим основанием, обязывающим соответствующие правоохранительные органы выполнить содержащиеся в нем предписания.

Для подготовки вопросов о помиловании осужденных Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ.

Помилование может быть применено к любому осужденному, в том числе и к лицу, осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление, и даже к осужденному к СК. СК в порядке помилования может быть заменена ПЛС или ЛС на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59).

С ходатайством о помиловании вправе обращаться как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, в отношении тех осужденных, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твердо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания, как правило, половину назначенного им срока. Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например тяжелая болезнь осужденного или его родителей и т.д. При отказе в удовлетворении ходатайства о помиловании повторное обращение с таким ходатайством возможно через определенное время, в течение которого, например, осужденный докажет, что он твердо встал на путь исправления.

Понятие амнистии и помилования в уголовном праве тесно связаны друг с другом. Оба процесса ведут к смягчению или полному освобождению осуждённого от наказания. Вместе с тем порядок их проведения и правовые последствия отличаются.

Амнистия

Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:

Обратите внимание

Разница между ограничением свободы и ее лишением — в правах, которые имеют осужденные. Так, ограничение свободы предполагает нахождение гражданина по месту постоянного жительства на территории РФ, без возможности выезда за пределы страны. Наказание в виде лишеня свободы гражданин отбывает в тюрьме или колонии. Подробнее читайте

  1. . Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
  2. Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
  3. Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
  4. Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
  5. Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
  6. Досрочное снятие судимости.

В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу. Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.

Помилование

В рамках помилования осуждённый также может быть либо освобождён от наказания полностью либо его положение улучшается путём снижения срока или изменения вида наказания. Помилование осуществляется только лично главой государства. Для этого Президент в соответствии со ст.85 УК издаёт акт в отношении конкретного человека.

После помилования, бывшему заключенному предстоит интегрироваться в общество — найти работу, получить социальный статус и так далее. Какие могут быть последствия судимости мы расскажем в этой статье

Помилован может быть любой человек, независимо от степени общественной опасности преступления, которое он совершил. Вместе с тем принимая соответствующее решение, комиссия по помилованию учитывает следующие факторы:

  1. Как вёл себя человек в момент совершения преступления, во время следствия и при отбывании наказания.
  2. Время, которое уже зачтено осуждённому в отбытие наказания.
  3. Применялась ли раньше к осуждённому амнистия или условно-досрочное освобождение (если после их применения лицо снова совершает преступление, это свидетельствует о не использовании шанса, которое предоставило государство осуждённому).
  4. Возмещён ли материальный и моральный вред от преступления.
  5. Характеристика личности претендента на помилование: возраст, состояние здоровья, наличие на иждивении детей и т.д.
  6. Обстоятельства совершения преступления и другие факторы, которые, по мнению комиссии, имеют важность.

Для того чтобы претендовать на помилование осуждённый должен лично написать главе государства ходатайство. Строгого образца ходатайства президенту о помиловании не существует, но в нём следует указать:

  1. Сведения об отправителе (ФИО, адрес, статья, по которой лицо осуждено, и место отбывания наказания, если оно связано с ограничением свободы)
  2. Краткие обстоятельства совершения преступления и назначенное наказание.
  3. Обстоятельства, которые могут послужить основанием для помилования (например, наличие на иждивении осуждённого малолетних детей и престарелых родителей, совершение преступления в связи с тяжёлым семейным и материальным положением и т.д.).
  4. Просьба применить помилование, дата и подпись.

Рассматривать ходатайство будет сначала специальная комиссия в регионе, затем она направляет его в администрацию президента. Только после одобрения его Высшей комиссией, оно попадает на стол Президенту.

Как правило, рассчитывать на помилование не стоит осуждённым, которые совершили свои злодеяния:

  • во время условного срока наказания за предыдущее преступление;
  • после ;
  • после применения к ним амнистии;
  • после замены наказания на более мягкое за предыдущее преступление.

Осуждённые, не соблюдающие порядок отбывания назначенного им наказания, также редко бывают помилованы.

Основные отличия амнистии от помилования

  1. Первая отличительная черта – это те лица, кто осуществляет амнистию и помилование в РФ. В первом случае это Государственная дума, а во втором – Президент.
  2. Решение о помиловании может быть принято в любое время, а акт амнистии принимается, как правило, не чаще 1 раза в год и приурочен к важной дате либо связан с политической обстановкой.
  3. Для применения амнистии не нужно волеизъявление осуждённого, а для помилования необходимо его индивидуальное ходатайство.
  4. Амнистия распространяет действие на широкий круг лиц, а помилование – на конкретного человека.

Амнистия и помилование не являются реабилитирующими факторами и не устраняют факт совершения лицом преступления.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.

Помилование

Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

Различия между амнистией и помилованием

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой. Перечислим эти отличия.

  • 1. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
  • 2. Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.
  • 3. Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
  • 4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
  • 5. Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполенением приговора (обычно амнистия подлежит исполеннию в течение шести месяцев).
  • 6. Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

России отсутствует. Сам термин «амнистия» происходит от греческого amnestia - забвение, прощение. В теории нет единства мнений относительно правовой природы амнистии, но многие ученые подчеркивают ее нормативный характер, поскольку акт об объявлении амнистии содержит нормы права, подлежащие последующей реализации субъектами правоприменения . В.Е. Квашис считает институт амнистии комплексным в отличие от тех ученых, которые относят эти акты к сфере либо конституционного (государственного), либо уголовного права .

Этот вопрос продолжается оставаться дискуссионным.

Акты об амнистии не могут быть полностью отнесены к какой-либо одной из отраслей права . Объявление амнистии, как предмет ведения Государственной Думы, регламентируется Конституцией РФ, а ее уголовно-правовые последствия - уголовным правом. Отдельные аспекты применения амнистии регулируются уголовно-исполнительным, а в некоторой степени - уголовно-процессуальным правом .

Следовательно, амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной Думой, который распространяет свое действие на лиц, а) совершивших преступления, но в отношении которых не вынесен обвинительный приговор , либо б) осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в данных актах содержится также указание на отдельные признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, в акте индивидуально (персонально) не определяются. Именно поэтому издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других правоохранительных органов (вынесение постановлений или определений о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Таким образом, непосредственным юридическим основанием применения амнистии к конкретному лицу является правоприменительный акт соответствующего органа (субъекта).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Таким образом, актом об амнистии могут предусматриваться различные виды смягчения уголовно-правовой участи лиц, совершивших преступления.

За период с 1994 по 2015 г. было издано значительное количество актов об амнистии. До настоящего времени проблема частоты таких актов и сферы их распространения на различные категории преступников продолжает оставаться дискуссионной. Нередко высказывается мнение, что амнистирование преступников должно быть ограничено как по кругу лиц, так и по количеству (регулярности) издаваемых актов.

Издание актов амнистии может преследовать различные политические, социальные, юридические, а также сугубо практические цели (смягчить напряженную обстановку в местах лишения свободы , дать возможность привести условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с некоторыми международными стандартами и т.д.). Независимо от них акты об объявлении амнистии и их применение являются формой реализации гуманитарных принципов, поскольку облегчается уголовно-правовая участь лиц, совершивших преступление. При этом, очевидно, недопустимо, чтобы характер, содержание и количество изданных актов амнистии вступали в противоречие с ее социально-правовым назначением.

Акты об амнистии издаются обычно в ознаменование определенных общественно-политических событий, а также в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН . В обществе и среди некоторых специалистов иногда озвучивается идея о необходимости либо полного отказа от амнистий или существенного сокращения их объявления, поскольку посредством этих актов подрываются принципы неотвратимости уголовной ответственности и социальной справедливости. «По идее, - пишет А.В. Наумов, - амнистия должна охватывать тех, кто не совершал тяжкого преступления и не приобрел репутацию склонного к совершению таких преступлений. Амнистия - это не реабилитация, а акт милосердия». Исходя из этого в литературе амнистия нередко определяется как «акт милосердия высшей законодательной власти , применяемый к определенным категориям граждан, совершившим преступление».

Важно учитывать, что акты об амнистии не отменяют и не изменяют действующие нормы уголовного законодательства. Ими не устраняется преступность и наказуемость преступлений, предусмотренных УК РФ.

Преступления, совершенные амнистированными лицами, не должны предаваться социальному забвению.

Амнистии не могут рассматриваться как политический инструмент или юридическое средство исправления имеющих иногда место судебных или иных правоприменительных ошибок. Они призваны олицетворять собой акт государственного прощения отдельных категорий преступников, поэтому должны иметь социальное обоснование и получать поддержку в гражданском обществе .

Применение актов об амнистии к лицам, совершившим длящиеся или продолжаемые преступления, характеризуется определенной спецификой. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» разъясняется, что амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, она не применяется. Амнистия применяется к продолжаемым деяниям, закончившимся до ее издания, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, было совершено после издания амнистии.

Содержание конкретных актов об амнистии

Издаваемые в последние годы акты об амнистии в структурном отношении имеют много общего, хотя могут различаться по своему содержанию (по категориям амнистируемых, по регламентируемым в них разновидностях уголовно-правовых решений и др.).

Безусловный интерес с точки зрения тенденций развития уголовной политики в этой сфере представляют собой положения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 № 6578-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Данным актом об амнистии были приняты следующие решения, имеющие уголовно-правовые последствия:

  1. о прекращении уголовных дел;
  2. о сокращении неотбытой части наказания ;
  3. об освобождении от дополнительных наказаний;
  4. о снятии судимости ;
  5. о неприменении амнистии к определенным категориям преступников.

Кроме того, названным постановлением об объявлении амнистии применение некоторых уголовно-правовых решений было отнесено к сфере компетенции суда и его усмотрения (п. 7, 8, 9).

1. Освобождению от наказания подлежали несколько категорий лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Среди них особо выделяются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненные к ним лица, а также лица, выполнявшие воинский или служебный долг в Афганистане или других государствах , где велись боевые действия; военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов, а также иных организаций, участвовавшие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа.

Далее в тексте Постановления называются лица, награжденные наградами СССР и (или) Российской Федерации, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и подвергшиеся воздействию радиации вследствие этой катастрофы или аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк».

По сложившийся правовой традиции в данном фрагменте Постановления (п. 1) в числе подлежащих освобождению от наказания называются также: а) несовершеннолетние , женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, б) беременные женщины, в) мужчины и женщины старше соответственно 55 и 50 лет, г) инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

Освобождению от наказания подлежали также отдельные категории осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно: за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавшие лишение свободы (п. 2), совершившие преступления по неосторожности (п. 3).

Согласно п. 4 и 5 данного Постановления освобождению от наказания подлежали также условно осужденные, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы.

2. Государственная Дума РФ постановила о прекращении уголовных дел, находящихся в производстве, в отношении ряда категорий преступников, подозреваемых и обвиняемых в совершении а) умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, б) преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, в) преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

3. В Постановлении об амнистии от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД содержатся также предписания о сокращении неотбытой части наказания на 1/3 в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления и указанных ранее в подп. 1-9 п. 1 данного Постановления, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности.

Осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления наказание сокращено на 1/4.

4. К компетенции суда по применению освобождения от наказания были отнесены следующие категории уголовных дел: а) об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, совершенные лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; б) о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и совершенные лицами, не достигшими возраста 18 лет, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; в) о преступлениях, если суд признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания.

5. Снятие судимости распространяется на ряд лиц, освобожденных от наказания в соответствии с этим актом.

6. В п. 13 Постановления об амнистии содержится перечень из шести категорий осужденных, на которых не распространяется его действие.

Среди них называются лица, осужденные за совершение некоторых видов тяжких преступлений, предусмотренных УК РСФСР, а также осужденные за совершение некоторых видов преступлений, предусмотренных УК РФ (к примеру, ст. 105 и 111, 132-135, ч. 3 и 4 ст. 158, 159, 160, 166, ст. 162, 205, 205.¹, 206-211, ч. 4-6 ст. 264, ст. 275-279 и др.).

Действия Постановления об амнистии не распространяется также на осужденных, признанных в соответствии с УК РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве (подп. 3 п. 13); на осужденных, вновь совершивших умышленное преступление в местах лишения свободы (подп. 5 п. 13), на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Настоящее Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и подлежало исполнению в течение шести месяцев.

Государственная Дума РФ издала также отдельное постановление, в котором регламентируется порядок применения Постановления об амнистии. В нем называются органы, на которые возложено применение акта об амнистии. Среди них - исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия, суды, уголовно-исполнительные инспекции, судебные приставы-исполнители, органы внутренних дел Российской Федерации, командование воинских частей и командование дисциплинарных воинских частей.

Они в пределах установленной компетенции должны принимать решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица индивидуально, путем принятия постановления о применении акта об амнистии. Данные постановления, кроме судебных актов, подлежали утверждению прокурором или руководителем следственного органа, либо старшим судебным приставом.

Помилование

Конституционные нормы о помиловании получают дальнейшую конкретизацию в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в ст. 85 УК РФ указано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

Из законодательства следует, что помилование отличается от амнистии как по субъекту принимаемых решений, так и по объекту этого решения: оно осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление. Юридический статус последнего («осужденный») определяет отличие помилования от амнистии также по характеру (видам) уголовно-правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо 2) назначенное наказание может быть сокращено или 3) заменено более мягким видом наказания, 4) может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Иными словами, при амнистии круг возможных юридических решений значительно шире, поскольку амнистии могут подвергаться не только осужденные, но и иные категории лиц, совершивших преступление.

В действующем законодательстве и современной юридической литературе понятия «амнистия» и «помилование» употребляются для обозначения различных по правовой природе институтов. Между тем прежде они охватывались одним термином - «помилование».

Оно могло быть индивидуальным и амнистией (всепрощением).

Известно, что еще в трудах известного итальянского просветителя XVIII в. и представителя классической школы криминологии Чезаре Беккариа выделялось две разновидности помилования - прощение и милость. Следовательно, понятие «помилование» рассматривалось как более общее (родовое) и в законодательстве зарубежных стран того периода.

Законодательное определение помилования в современном праве России отсутствует. «Помиловать» в русском языке означает «оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание», а миловать - «щадить, прощать кому-то вину ». Характерно поэтому, что предлагаемые в теории права определения помилования обычно опираются на термины «благодеяние», «милосердие», «прощение», выделяя при этом его юридические признаки. Так, по мнению А.С. Михлина, помилование - это «не только акт милости, это еще и акт доверия», в результате которого осужденный должен искупить свою вину честным трудом и не совершать новых преступлений. Помилование именуется актом милосердия и в некоторых определениях Конституционного Суда РФ , содержащих изложение его правовых позиций по этому вопросу.

Таким образом, при характеристике помилования нередко преобладают либо социальные, либо сугубо юридические оценки, подчас игнорируя его действительную социально-правовую природу. Это не всегда способствует установлению реальных оснований помилования.

Так, иногда его рассматривают как реализацию метода правового поощрения и делают из этого соответствующие выводы. Между тем поощрение в праве представляет собой юридическую награду за заслугу, которой считается социально активное поведение поощряемого.

Исходя из этого высказывается мнение, что предпосылками помилования является позитивное посткриминальное поведение осужденного, выраженное в признании им своей вины, возмещении причиненного им ущерба, удовлетворении гражданского иска и т.п. Такие качества положительно характеризуют личность осужденного, однако не могут считаться основанием помилования. Оно является исключительным правом Президента РФ, выступает актом милосердия, поэтому законодательно не ограничено какими-либо рамками. Само ходатайство осужденного о помиловании не может безусловно свидетельствовать о признании им вины и подлинном раскаянии. Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании, однако при этом не гарантирует каждому право быть обязательно помилованным. Это ходатайство может быть Президентом РФ отклонено, а его решение не подлежит обжалованию в судебном порядке.

Помилование нельзя рассматривать и как акт правового компромисса. Известно, что компромисс представляет собой взаимную уступку противоположных сторон. Элемент «уступки» при помиловании можно усматривать со стороны Президента РФ, главы государства , как «милующего» субъекта. Нередко отмечается, что помилование составляет «изъятие из законов общих правил о неотвратимости ответственности и наказания». Однако при помиловании никакой уступки со стороны осужденного не предполагается, он лишь пользуется конституционным правом просить о помиловании (ч. 3 ст. 50).

Таким образом, помилование как исключительное правомочие главы государства не может быть отнесено к какому-либо из рассмотренных ранее правовых институтов. Оно имеет иную (особую) социально-правовую природу, поэтому их критерии и рамки не применимы к оценке оснований помилования. Очевидно по этой причине они законодательно не определены.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ таковым является осужденный за преступление.

Осужденным считается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). В литературе обращается внимание на то, что Президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса , а не только в отношении осужденных, отбывающих наказание или лиц, его отбывших.

Социальная оценка акта о помиловании как акта милосердия представляется правильной и соответствует принципу гуманизма. Она влияет на регламентацию форм (видов) смягчения уголовно-правовой участи осужденного и их реализацию в каждом конкретном случае. Это позволяет определить помилование следующим образом: помилование представляет собой акт милосердия, осуществляемый Президентом РФ в рамках его конституционных полномочий, применяемый по отношению к индивидуально-определенному лицу, осужденному за совершение преступления и заключающийся в смягчении его уголовно-правовой участи в виде освобождения от дальнейшего отбывания наказания, сокращения или замены назначенного наказания более мягким его видом, либо в снятии судимости.

Осуществление помилования - исключительная прерогатива Президента РФ, его конституционное правомочие, которое не может быть ограничено другими федеральными законами и иными нормативными рамками. Вместе с тем глава государства вправе урегулировать порядок реализации своих полномочий подзаконными актами. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации » регламентированы цели таких комиссий, их задачи и состав. Основными задачами являются предварительное рассмотрение ходатайства о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам о помиловании.

Данным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании в Российской Федерации, где расписана предварительная процедура осуществления помилования.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в его Определении от 4 декабря 2007 г. № 957-0-0 подчеркивается, что существующий порядок не препятствует осужденным обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о помиловании, минуя его направление в данную комиссию. Иными словами, Президент РФ не связан с установленной им самим процедурой осуществления помилования. Так, судя по сообщениям средств массовой информации, обращение осужденного М. Ходорковского соответствующей комиссией по вопросам помилования предварительно не рассматривалось.

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 283-0-0 по жалобе А.В. Дудика отмечается, что акт о помиловании действует самостоятельно, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам. Из этого следует, что указы Президента РФ о помиловании не подлежат обжалованию в судебном порядке.

Помилование без волеизъявления самого осужденного не должно осуществляться.

В обществе и среди юристов всегда было неоднозначное отношение к институту помилования. Существует мнение, что практика помилования должна быть более распространенной. На заседании круглого стола на тему «Вопросы совершенствования института помилования в контексте гуманизма уголовно-правовой политики», организованного 9 декабря 2014 г. Советом Федерации Федерального Собрания РФ , были озвучены данные о том, что в начале 90-х гг. XX в. в результате актов помилования было освобождено около 30 000 осужденных, а только в 1999 г. - более 7 тыс. человек. Иные подходы наблюдаются в период с 2007 по 2014 г., когда было помиловано всего 775 осужденных. Следовательно, практика помилования развивается по пути ограничения числа таких актов. Это направление получает определенную поддержку со стороны специалистов и общественности.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...