Что входит в законодательную власть рф. Законодательная власть: понятие, субъекты, функции


В стране действует особый административный аппарат. Его функционирование осуществляется в соответствии с положениями Конституции.

Общее понятие административной системы

Согласно ст. 11 Конституции, реализация государственной власти в регионах страны осуществляется формируемыми в субъектах уполномоченными органами. Данный институт имеет четко сформулированные направления. В стране действует принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках каждого направления действует соответствующий институт. Так, исполнительно-распорядительные функции возложены на исполнительные органы, судебные – на суды, законотворческие – на законодательные структуры. При этом указанные ветви относительно независимы и самостоятельны. Далее рассмотрим, что собой представляют законодательные органы государственной власти РФ.

Компетенция

Органы законодательной власти субъектов РФ управляют своим регионом в первую очередь посредством принятия соответствующих нормативных актов. Вместе с этим в их компетенцию входит формирование и других структур в пределах подведомственной территории и контроль над их функционированием. Однако законодательная власть различных регионов по-разному взаимодействует с исполнительной структурой. Отличия обнаруживаются также и в формах организации нормотворческого процесса, а также процедур рассмотрения тех или иных вопросов.

Современные реалии

В ряде регионов время от времени имеют место конфронтационные отношения между исполнительной и нормотворческой ветвями. При этом законодательная власть, различными способами препятствуя деятельности административного института, определенным образом выходит на передний план и подчеркивает, таким образом, свою самостоятельность. В стабильных условиях развития общественных отношений данное обстоятельство кажется не таким заметным. Это связано главным образом с тем, что основные вопросы, касающиеся государственной жизни, отрегулированы федеральным законодательством. В решении же насущных вопросов, стоящих в регионе, занята исполнительная система. Вместе с этим приведенные аргументы не ослабляют фундаментального значения, которое имеют органы законодательной власти РФ в условиях демократизации.

Характеристика

Представительная (законодательная) власть формируется в процессе реализации равного, прямого и всеобщего избирательного права в ходе тайного голосования. В результате создается целостный и постоянно действующий институт. Органы законодательной власти субъектов РФ занимают определенное положение во всей системе административного аппарата. Их статус закреплен соответствующими нормативными актами. Высший орган законодательной власти РФ регулирует вопросы, связанные с жизнью в стране в целом, а также в ее регионах. Основным направлением выступает нормотворческая деятельность.

Парламент

Он представляет собой Высший орган законодательной власти РФ. Совет Федераций и Госдума формируют Федеральное собрание. В соответствии с действующими положениями Конституции, в стране только один государственный орган обладает законодательной функцией. Госдума вправе принять проект нормативного акта большинством голосов. Совет Федераций может отклонить (наложить вето) на закон, уже принятый в нижней палате Парламента. Таким образом, СФ координирует и контролирует нормотворческую работу. Целью данной деятельности является снижение уровня политических разногласий и утверждение оптимальной редакции того либо другого нормативного акта.

Образование

Органы законодательной власти РФ формируются различными способами. Создание Госдумы осуществляется посредством тайного голосования на парламентских (всеобщих) выборах. В настоящее время используется пропорциональная система. Она предусматривает голосование по партийным спискам. Распределение депутатских мест осуществляется по официальным итогам голосования.

Структура института

Органы законодательной власти в регионах именуются по-разному. В частности, существуют Думы (городская, областная и так далее), Советы, хуралы, курултаи и пр. В соответствующих научных изданиях органы законодательной власти РФ называются обобщенно местными парламентами или собраниями. В большинстве случаев они состоят из одной палаты. Законодательная власть в государстве может быть представлена и двухпалатными структурами. Например, это характерно для Свердловской области, Республики Саха, Кабардино-Балкарии.

Она состоит из 450 депутатов. Они выбираются на 4 года. Избрание депутатов осуществляется по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. В Совете Федераций присутствует 178 членов. Они делегируются от субъектов РФ (по два от каждого региона). В данном случае действует должностной принцип. Делегатами являются главы субъектов и председатели их законодательных органов. К функциям Госдумы и СФ относят:

  • Формирование прочих госструктур (назначение тех или других должностных лиц).
  • Принятие законов на федеральном уровне.

К важнейшим должностным лицам, которые назначаются Госдумой, относят:


Сове Федераций назначает:

  • Генпрокурора.
  • Судей Высшего арбитражного, Верховного и Конституционного судов.
  • Заместителя главы Счетной палаты и вторую половину аудиторов.

Особенности

Органы законодательной власти РФ в регионах самостоятельно решают все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического, информационного, правового и организационного обеспечения собственной деятельности. Расходы на реализацию этих задач также утверждаются внутри структур. Эти затраты предусматриваются в отдельной строке бюджета региона.

Полномочия органов законодательной власти РФ

Сфера деятельности данного института достаточно обширна. К основным полномочиям законодательных органов в регионах России, в частности, следует отнести:


Право нормотворческой инициативы

Оно принадлежит депутатам и высшим должностным лицам, представительным органам территориальной власти. Данное право может быть предоставлено в соответствии с положениями Конституции и Уставов регионов иным структурам и институтам, в том числе общественным объединениям, организациям, а также гражданам, которые проживают на территории страны.

Рассмотрение проектов

Законопроекты, которые представлены высшими должностными лицами субъектов, разбираются в первоочередном порядке. Рассмотрение нормативных актов, предусматривающих расходы, которые будут покрываться из регионального бюджета, осуществляется в течение не менее 14-ти дней (календарных).

Порядок принятия актов

Он определен в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить такие важные моменты процесса, как:


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. Органом ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ является парламент. Иногда под ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

законодательная власть

в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.

Большой юридический словарь

законодательная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.

Законодательная власть

полномочия высших государственных органов издавать законы. Под термином «З. в.» понимаются также сами законодательные органы. В буржуазных государствах в соответствии с принципом «разделения властей» (на законодательную, исполнительную и судебную) З. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя З. в. и расширение законодательных полномочий органов исполнительной власти: правительства, министерств, ведомств и т.д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закрепленное Конституцией 1936 разграничение компетенции различных государственных органов предполагает осуществление законодательных функций исключительно Верховным Советом СССР, а в союзных и автономных республиках ≈ Верховными Советами этих республик.

Википедия

Законодательная власть

Законода́тельная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей , законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент .

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями.

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.

Источник: Большая Российская энциклопедия: в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Главное назначение законодательной власти - создать право в форме законов, обязательных для всех граждан. Законодательную власть в демократическом гос-ве должны осуществлять представители народа.

В статье 10 Конст РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Гос-во организуется и функционирует правовым способом: гос органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть

Законодательная власть занимает главенствующее положение в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти путем принятия актов высшей юридической силы (законов)

Единственным представительным и законодательным органом РФ - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Фед-го Собрания - Гос-ная Дума - призвана представлять интересы населения РФ в целом. Действующая Конституция исходит из принципа самоорганизации палат Федерального Собрания. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте. Палаты в основном заседают раздельно Гос-ная Дума состоит из 450 депутатов.

Главные функции парламента: 1. представление многонационального народа РФ с учетом федеративного устройства государства 2. осуществлении законодательной деятельности на федеральном уровне

Деятельность парламента основывается на принципах

  • - независимость от других органов гос власти;
  • - невмешательство в работу других органов гос власти
  • - взаимодействие с другими органами гос власти в рамках компетенции.

Помимо этих вопросов Парламент (обе палаты решают вопросы общей компетенции) - финансы, оборона и безопасность, международная политика.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе РФ 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

Полномочия СФ: - утверждает изменяет границы м/ду субъектами; - утверждает указ През-та о введении военного или чрезвычайного положения; - решает вопрос об использовании ВС за пределами страны; - назначает выборы президента; - смещает През-та с должности в порядке импичмента; назначает судей Верховного, Конст, Высшего арбитражного судов.; -назначает и смещает Генерального прокурора; - назначает и смещает зам председателя счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Органы законодательной власти - это Фед Собрание РФ, народные собрания, госу-ные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народами никаким другим путем формироваться не могут

Представительные органы местного самоуправления - собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

Справочно: Система сдержек и противовесов

Законодательный орган - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполн-ной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ (утверждает кандидатуры, назначает на должности судей ВС, КС, ВАС РФ, Ген прокурора, предсклателя Сч Пал, дача согласия През-ту на назнач-е Премьера…).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собра­ния регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - пар­ламент представляет собой на федеральном уровне законодатель­ную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского на­рода. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законо­дательной власти, юридически не подчиненный никакому госу­дарственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятель­ность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собра­ние как представительный орган, можно отметить, что оно дей­ствительно представляет народ Российской Федерации - в немпредставлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты -федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный ор­ган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Рос­сийской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъек­ты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и со­стоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Рос­сийской Федерации этот термин не использует и Государствен­ной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои пол­номочия, их функции четко разграничены отсутствует подчи­ненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в
основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума -призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Ос­новным законом страны. Совет Федерации состоит из предста­вителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от ис­полнительного органов государственной власти. С учетом коли­чества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации дол­жен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государст­венной Думы установлено в 450 человек.

Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без граж­данства не могут быть членами Госдумы. Второе требование -достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депу­татов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государствен­ных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федераль­ного Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исклю­чительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зави­сят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение из­менения границ между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе пред­ставляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности клю­чевые фигуры в нашем государстве - Председателя Централь­ного банка, который назначается Думой сроком на четыре года,инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по
назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или
нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятель­ность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Рос­сийской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Фе­дерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые со­вершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его
от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к
ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...