Декларация пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности организации: образец


  1. Общие сведения о декларации пожарной безопасности
  2. Задачи декларации пожарной безопасности
  3. Структура декларации пожарной безопасности
  4. Как заполняется декларация пожарной безопасности?
  5. Объекты, подлежащие обязательному декларированию
  6. Периодичность обновления и замены ДПБ
  7. Регистрация декларации пожарной безопасности

Несмотря на то, что эта форма отчетности была введена еще в 2008 году, за прошедшее десятилетие она не стала привычной, и вопросы, связанные с составлением декларации, не теряют своей актуальности. Декларацию пожарной безопасности требуется составлять для разных объектов: школы, объекты капитального строительства, детские сады и т.д. Допускается формирование декларации как к зданию, так и к отдельным помещениям. Данный документ должен существовать в двух идентичных экземплярах. Один экземпляр находится в органах пожарной инспекции, а второй остается у декларанта.

Общие сведения о декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности разрабатывается владельцем постройки, либо застройщиком. Для объектов, находящихся на стадии проектирования задача по составлению ДПБ ложится на лицо, отвечающее за подготовку документации. В случае внесения корректировок в меры противопожарной безопасности или изменении правил пожарной безопасности, это должно быть отражено в документе.

Декларация заносится в общий реестр деклараций и имеет свой уникальный регистрационный номер. за полноту и достоверность информации, предоставленной в ДПБ несет декларант.

Декларация разрабатывается в соответствии с требованиями, заложенными в действующем законодательстве Российской Федерации (положения 6 статьи 64-го Федерального Закона № 123-Ф3 от 22.06.2008) . Ход и порядок регистрации в специальных органах, а также обязательная для заполнения форма создана и утверждена (приказ МЧС № 91 от 24.02.2009) Министерством чрезвычайных ситуаций РФ.

Задачи декларации ПБ

Основные задачи декларации ПБ сводятся к раскрытию следующих ключевых вопросов, касательно объекта декларирования:

  • наличие и разновидность пожарной сигнализации;
  • работоспособность системы, отвечающей за противопожарную безопасность;
  • наличие путей эвакуации и соответствие их требованиям, заложенным в нормативные документы ПБ;
  • информированность и ответственность персонала в задачах, связанных с пожарной безопасностью.

Структура декларации пожарной безопасности

Титульный лист документа содержит информацию о декларируемом объекте. По структуре в декларации можно выделить три раздела:

1. Первый раздел дает оценку пожарному риску. Помимо этого, в нем описываются мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности. Оценка степени риска должна проводится специальной лицензированной организацией, так как методики расчетов этого показателя достаточно сложны.

К примеру, для офисных помещений в этом разделе оценивается риск возникновения пожара, возможность эвакуации, риск для человека, находящегося дальше всего от выхода и т.д. Цена, которую необходимо заплатить за оценку пожарных рисков зависит от сложности и масштабов объекта.

Этот раздел обязателен к заполнению не для всех организаций. Если объект был сдан в эксплуатацию до того, как начал действовать Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ, то первый раздел заполнять не нужно. Также это допускается если соблюдены положения всей нормативной документации по пожарной безопасности.

2. Второй раздел содержит оценки вероятных потерь от пожара имуществу, находящемуся в собственности третьих лиц. Оценка производится собственником здания. Если на объекте нет арендаторов, например, в детском саду, а расстояния между рядом стоящими строениями соответствуют нормативам, то оценку можно дать «нулевую». Если объект застрахован, то в ДПБ нужно указать развернутые реквизиты подтверждающих документов.

3. В третьем разделе декларации приводится перечень федеральных законов и нормативной документации. Эти документы служат ориентиром при выработке мер, обеспечивающих пожарную безопасность на объекте.

Как заполняется декларация пожарной безопасности?


Актуальный на сегодняшний день бланк декларации ПБ утвержден в 2009 г приказом № 91 МЧС. С тех пор он ни претерпел никаких изменений. Приказ также регламентирует порядок регистрации документа в МЧС и срок действия.
Содержание декларации ПБ должно соответствовать требованиям, выдвинутым в ст. 64 ФЗ-123.
В документе должна присутствовать следующая информация:

    • контактная информация лица, осуществляющего декларирование;
    • сведения о разработчике;
    • номер налогоплательщика;
    • фактический адрес объекта, подлежащего декларированию;
    • реквизиты страховых документов;
    • назначение объекта, подлежащего декларированию. Например, это может быть здание гостиницы или какое-то дошкольное учебное заведение;
    • нормативная документация, которая послужила основой для организации пожарной безопасности на объекте;
    • оценка потерь, с которыми могут столкнуться третьи лица при пожаре на объекте;
    • информация о лице, владеющем объектом кап. строительства;
    • название объекта. В тексте документа должно присутствовать, как полное название, так и его сокращение.

    Согласно 91 приказу МЧС при составлении декларации должны быть учтены следующие моменты:

    1. 91 приказ точно определяет, кто обязан предоставить декларацию в надлежащие органы. Составление документа и его дальнейшая отправка на регистрацию входит в задачу владельца или управляющего здания, постройки, сооружения либо другое лицо уполномоченное выполнять данные задачи. Лицо составившее декларацию берет на себя ответственность за достаточность, правильность и правдивость данных, указанных в документе;

    2. возможно составление документа на весь объект целиком, либо на каждое здание и сооружение отдельно;

    3. при разработке документации по объектам кап. строительства, находящихся на стадии проектирования, необходимо регистрацию произвести до момента запуска объекта в эксплуатацию. Процедура декларирования в этом случае ложится на проектировщика. Также допускается привлечение к этой задаче сотрудников застройщика;

    4. в качестве приложения к декларации должен прилагаться расчет пожарных рисков и заверенная копия страхового договора, либо полиса. Документы прилагаются при наличии.

    5. заполненный бланк можно отправить любым удобным способом в МЧС. Отправку можно произвести по почте. При этом распечатываются два экземпляра декларации, в последующем один из них вернется декларанту.

    Можно передать документ куратору в ходе личной встречи, предварительно записав его на электронный носитель. Также переслать декларацию можно через специализированные информационные ресурсы территориальных единиц МЧС, через «Единый портал» или на адрес электронной почты;

    При изменениях, затрагивающих режим противопожарной безопасности на объекте, необходимо фиксировать соответствующие правки в документе декларации. Документ при этом не теряет своей силы, правки являются дополнением к нему. Регистрация дополнения осуществляется в том же режиме, что и первичный документ. Декларация подлежит полной замене, если изменения существенные. Чтобы определить нужно ли переделать декларацию или только внести дополнения, рекомендуется обратиться с консультацией к куратору в МЧС.

    Объекты, подлежащие обязательному декларированию


    В перечень объектов, обязанных иметь декларацию ПБ и предоставлять ее по требованию ответственных органов входят:

    • объекты капитального строительства. Исключения из этого пункта оговорены в приказе МЧС России №91 от 24.02.2009;
    • доу;
    • интернаты;
    • учреждения для дошкольного образования;
    • больничные комплексы.

    Разработка документа производится с учетом всех зданий и технических конструкций, которым необходимо обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности. В идеале, его необходимо сдать в максимально короткие сроки – на этапе проектирования объекта или строительства. Главное сделать это до начала процедуры запуска объекта в эксплуатацию.

    Периодичность обновления и замены ДПБ

    Декларация действует неограниченный период. Необходимость ее обновления или полной замены возникает только в том случае, если сведения, отражающиеся в ней, перестают отражать фактическую ситуацию на объекте. К примеру, обновление декларации может понадобится при:

    Смене назначения объекта;
    глобальной реконструкции;
    проведении капитальных ремонтных работ, существенно затрагивающих пожарную безопасность;
    смене собственника задекларированного объекта.

    Регистрация декларации ПБ

    Сотрудники МЧС, после получения декларации, имеют пять рабочих дней на проведении процедуры проверки и обработки документа. Проверку проходит только правильность заполнения документа.

    Достоверность информации, указанной в декларации будет подтверждаться в процессе проверок на объекте.

    После прохождение проверки, за декларациями, заполненными по всем правилам закрепляется уникальный номер. Следующим этапом, после получения регистрационного номера, документ заносится в реестр МЧС. В последующие 3 дня декларанту отправляется его экземпляр документа. Отправка осуществляется способом, удовлетворяющим обе стороны.
    В случае выявления нарушений при разработке декларации, она отправляется декларанту обратно. Вместе с ней прилагаются причины отказа, изложенные в письменном виде. Устранив несоответствия можно снова подавать документ на регистрацию.

Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении:

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Пожарная декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган МЧС России), непосредственно либо по почте.

11. Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

13. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

Вторая часть номера декларации является порядковым номером.

Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX - XXXXX - XXXX ────┬───── ──┬── ──┬── │ │ │ │ │ └───── номер контрольно-наблюдательного дела │ │ │ └───────────── порядковый номер │ └──────────────────────── код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

  • представления декларантом недостоверной информации;
  • изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
  • изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

  • регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
  • полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
  • функциональное назначение объекта защиты;
  • фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
  • полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
  • наличие дополнений к декларации;
  • информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности , по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

Декларация пожарной безопасности - образец является инструментом декларирования соответствия требованиям пожарной безопасности. Расскажем, в каких случаях нужна декларация и как она оформляется.

Декларация пожарной безопасности: кому нужна в 2018 — 2019 году

Декларирование, в соответствии со ст. 144 закона «Технический регламент…» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент), является формой оценки соответствия характеристик объектов требованиям данного закона. Форма декларации утверждена приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 (далее — приказ № 91). Основные правила декларирования закреплены в приложении 2 к приказу № 91 (далее — приложение 2).

Итак, кому нужна декларация пожарной безопасности? В соответствии с п. 1 приложения 2 пожарная декларация составляется в отношении следующих объектов защиты:

  • объектов капитального строительства;
  • зданий, где располагаются детские, дошкольные, образовательные учреждения;
  • зданий, где располагаются дома инвалидов или престарелых;
  • зданий больниц;
  • спальных частей зданий образовательных учреждений типа интернатов, а также детских учреждений.

Декларировать можно характеристики как целого здания или комплекса зданий, так и отдельных частей, корпусов, помещений, которые входят состав одного здания. При этом декларантами могут выступать следующие категории лиц:

  • владельцы соответствующих объектов;
  • застройщики проектируемых объектов.

Лицо, являющееся декларантом, в соответствии с п. 9 приложения 2 несет ответственности за полноту представленной в декларации информации, а также ее достоверность.

Кроме того, если характеристики, указанные в декларации либо оказывающие влияние на сведения, приводимые в ней, изменяются, необходимо представить уточнения. Также уточнения вносятся в случае, когда меняются технические требования к противопожарной безопасности.

Исключения

В п. 1 приложения 2 приводится перечень объектов, подлежащих декларации, со ссылкой на нормы Техрегламента и Градостроительного кодекса РФ (далее — ГК РФ). Декларировать следует объекты, подлежащие обязательной экспертизе.

П. 1.1 приложения 2 содержит исключения. Декларированию не подлежат:

  • обособленные жилые дома, высота которых составляет не более 3 этажей, предназначенные для одной семьи;
  • жилые застройки блокированного типа высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 10 блоков;
  • многоквартирные дома высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 4 секций с обособленными выходами;
  • обособленные объекты нежилого и непроизводственного назначения, площадь которых не больше 1 500 квадратных метров, высотой не больше 2 этажей;
  • обособленные объекты производственного назначения высотой не больше 2 этажей, для которых не требуется оборудование санитарно-защитных зон либо которые оснащены такими зонами.

Отдельно выделяются объекты, признанные особо опасными, уникальными или сложно-техническими. Для них декларирование является обязательным.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ экспертиза не проводится:

  • если на реконструкцию либо строительство не требуется разрешение;
  • в отношении модифицированной проектной документации;
  • в отношении проектной документации капитального ремонта.

П. 2 ст. 64 Техрегламента закрепляет, что собственники вправе задекларировать соответствие требованиям противопожарной безопасности добровольно.

Декларация пожарной безопасности: приказ № 91 МЧС с изменениями

С момента принятия в приказ № 91 были дважды внесены изменения и дополнения. Первый раз изменения, дополнения были внесены 26.03.2010 и затронули следующие моменты:

  • форму декларации;
  • п. 2 о декларации объекта целиком и частично;
  • п. 11 об органах, ведущих перечни деклараций;
  • п. 12 о должностных лицах, ведущих перечни деклараций:
  • п. 13 о возврате декларации при несоответствии заполнения;
  • п. 15 о структуре регистрационного номера декларации.

Во второй раз изменения были внесены 21.06.2012 и коснулись следующих пунктов:

  • п. 10 о порядке подачи декларации в уполномоченные органы;
  • п. 14 о направлении экземпляра декларации декларанту.

Стоит отметить органы, куда подается декларация:

  • если объект, который принадлежит одному собственнику, расположен на территории 2 и более федеральных округов, декларация подается в ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более субъектов РФ из одного федерального округа, декларация подается в региональный центр ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более муниципалитетов одного субъекта РФ, имеет особое значение для нацбезопасности, особый пожароопасный статус, декларация подается в ГПН ГУ МЧС России субъекта РФ;
  • декларации по объектам, расположенным в пределах одного муниципального образования, подаются в территориальное подразделение ГПН ГУ МЧС России;
  • декларации по объектам, находящимся на территории режимных и военных образований, подаются в ГПН специального и воинского образования.

Разработка декларации пожарной безопасности: порядок заполнения

Действующий в 2018 — 2019 году образец заполнения пожарной декларации, приведенный в приложении 1 к приказу № 91, состоит из шапки и технической части. В шапке декларации необходимо указать:

  • наименование соответствующего органа;
  • данные декларанта;
  • сведения об объекте;
  • контактные сведения о декларанте.

В соответствии с п. 3 приказа № 91 разработка и составление декларации осуществляется следующими лицами:

  • собственниками объектов;
  • лицами, в чьем пожизненном наследуемом владении находится объект;
  • лицами, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится объект;
  • лицами, осуществляющими застройку вновь проектируемых и возводимых объектов.

ВАЖНО! Декларации в отношении зданий и сооружений, вновь возводимых, проектируемых зданий должны быть поданы до момента их ввода в эксплуатацию. Для всех остальных зданий был определен годичный срок для представления декларации с момента принятия Техрегламента от 22.07.2008.

В части разработки декларации в соответствии с формой, приведенной в приложении 1 к приказу № 91, декларанту необходимо:

  • рассчитать пожарный риск;
  • оценить ущерб от возможного пожара, нанесенный имуществу третьих лиц;
  • перечислить статьи, пункты статей федеральных законов, НПА по пожарной безопасности, под действие которых подпадает объект.

Расчеты пожарного риска, а также страховой полис прилагаются к декларации. Если же здание находилось в эксплуатации до момента вступления в силу Техрегламента, то осуществлять расчет пожарного риска не требуется.

Оценка пожарного риска и ущерба

МЧС России 01.01.2013 выпустило методические рекомендации по поводу заполнения деклараций. В данных рекомендациях особо отмечается, что основной целью декларирования является предоставление собственникам возможности самостоятельно оценить риски, степень опасности собственного производства и т. д., а также разобраться в требованиях противопожарной безопасности.

В свою очередь, собственники вправе самостоятельно рассчитать пожарный риск. Наличие особой аккредитации для этого не требуется. Так, пожарный риск не должен превышать 0,0000001, а при специфических видах производства — 0,00001. Основные правила определения пожарного риска установлены в следующих НПА:

  • постановлении Правительства РФ от 31.03.2009 № 272;
  • приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382;
  • приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404.

В свою очередь, возможный ущерб имуществу третьих лиц оценивается исключительно самими декларантами. Так, оценка ущерба может иметь как количественное, так и стоимостное выражение.

Вместе с тем оценка ущерба может быть осуществлена во время страхования ответственности декларанта. При этом копии страхового полиса и оценочного заключения представляются в уполномоченный орган вместе с декларацией.

***

Таким образом, образец декларации пожарной безопасности утвержден отдельным приказом МЧС России и является обязательным. Декларанты не могут подавать декларации в свободной форме. Не соответствующие установленной форме декларации не принимаются.

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

До 1 мая с.г. в соответствие с Федеральным законом от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственникам зданий и сооружений необходимо предоставить в государственный пожарный надзор декларацию пожарной безопасности.
Предлагаем вашему вниманию пример оформления декларации пожарной безопасности.
Будем рады, если представленный документ поможет решить непростую задачу во взаимоотношениях с пожарным надзором.


Зарегистрирована:

Отдел государственного пожарного надзора
____________ района г. ________________
УГПН ГУ МЧС России по _______________

"__"______________ 2010 г.

Регистрационный № _______________________

ДЕКЛАРАЦИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящая декларация составлена в отношении ООО «_______________________»,
расположенного по ул. ____________, д. ____ в г. ________________ _________________.

Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица ______________________.
Идентификационный номер налогоплательщика ______________________.

Место нахождения объекта защиты:

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты:
Почтовый адрес:_______________________________.
Электронный адрес: ___________________

№ п/п Наименование раздела
1 2
I Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты:
не требуется
II Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
Здание построено в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по пожарной безопасности, в этой связи при соблюдении указанных норм и противопожарного режима, ущерб третьим лицам не может быть причинен
III

Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты
На объекте обеспечено выполнение всех требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых предусмотрено для противопожарной защиты зданий данного класса функциональной пожарной опасности, в том числе:


1. Федеральный закон от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
3. СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
4. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
5. СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
6. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
7. СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности».
8. СН 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
9. СН 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения».
10. СП 9.13130.2009 «Огнетушители».
11. СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности».
12. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
13. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
14. ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования»;
15. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»;
16. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
17. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»;
18. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
19. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
20. СНиП 31 - 05- 2003 «Общественные здания административного назначения»;
21. СНиП II-35-76* «Кровли»;
22. СНиП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»;
23. НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;
24. НПБ 110-03* «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
25. НПБ 104-03* «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»;
26. ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»;
27. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (7 издание);
28. СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;
29. СНиП 35-01-2001* «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
30. СНиП 23-02-2003* «Тепловая защита зданий»;
31. МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара»;
32. СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных установок».

В соответствие с вышеназванными нормативными документами на объекте предусмотрено выполнение следующих требований технических регламентов и нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно:

Объект защиты имеет систему обеспечения пожарной безопасности.

Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
Пожарная безопасность объекта защиты обеспечена:
- в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами;
- требования нормативными документами по пожарной безопасности выполняются в полном объеме.

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара:
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий их воздействия обеспечивается следующими способами:
- применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
- устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем автоматического обнаружения пожара (автоматических установок пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
- применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и материалов с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий (сооружений) и классу их конструктивной пожарной опасности;
- применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.

Пути эвакуации людей при пожаре
Здание имеет объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение путей эвакуации, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.
К эвакуационным выходам в здании относятся выходы, ведущие из помещений первого этажа наружу, через коридор наружу и через лестничную клетку наружу.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей:
- установлено необходимое количество эвакуационных выходов;
- обеспечено беспрепятственное движение людей по путям эвакуации и через эвакуационные выходы;
- организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Эвакуационные выходы расположены рассредоточено. Высота эвакуационных выходов в свету составляет не менее 1,9 м, ширина не менее -1,2 м. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль выполнена не менее ширины марша лестницы. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода выполняется такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Двери эвакуационных выходов и двери на путях эвакуации открываются по направлению выхода из здания, из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не имеют запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Лестничные клетки имеют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
В здании на путях эвакуации не допускается применение материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, Вl, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2. Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, ДЗ, Т2 для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации выполнены из негорючих материалов.
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов не менее 1 м.
В полу на путях эвакуации перепады высот не менее 45 см.

Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей составляет 1,35 м;
Уклон лестниц на путях эвакуации не более 1:1; ширина проступи - 25 см, а высота ступени - 22 см.
Лестничные клетки имеют выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно.
Лестничные марши и площадки имеют ограждения с поручнями.
Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной 1, 5 м и шириной полотна наружной двери.
Ширина лестничного марша в здании не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
Каждый этаж здания имеет не менее 2 эвакуационных выходов. Ширина эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м, при числе эвакуирующихся более 15 чел. Поручни и ограждения в здании отвечают следующим требованиям:
- высота ограждений лестниц, используемых детьми, составляет 1,2 м;
- в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет не более 0,1 м - ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки выполнена 1,05 м.
Ширина эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширина маршей лестниц установлена в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины, выхода не более ___ чел.

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Система обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре, с целью организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений
В здании применяются основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности и строительные материалы с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий и сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности.

Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций
Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций обеспечивается за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

Ограничение распространения пожара
Ограничение распространения пожара за пределы очага обеспечивается устройством противопожарных преград и применение огнепреграждающих устройств.

Первичные средства пожаротушения в здании
Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения, в соответствии с нормами пожарной безопасности.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения в здании определены в зависимости от вида горючего материала, объемно - планиоовочных решений здания, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. При этом система противопожарной защиты здания (в том числе система обнаружения пожара, пути эвакуации людей и система противодымной защиты) обеспечивает возможность безопасной эвакуации обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения.

Проходы, проезды и подъезды к зданию
Ширина проездов для пожарной техники составляет не менее б метров.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания не менее 5 метров.
Тупиковые проезды заканчиваются разворотными площадками для пожарной техники размерами 17х 17 метров.

Размещение подразделений пожарной охраны
Объекты расположены в радиусе выезда подразделений пожарной охраны и не превышает 10 минут прибытия пожарных подразделений.

Системы пожарной сигнализации
Автоматические установки пожарной сигнализации смонтированы в здании в соответствии с проектно-сметной документацией, которые обеспечивают автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения и управления эвакуацией людей.
Автоматические установки пожарной сигнализации обеспечивают информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения и управления эвакуацией, управления системами противопожарной защиты.
Системы пожарной сигнализации обеспечивают подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала. Ручные пожарные извещатели установлены на путях эвакуации в местах доступных для их включения при возникновении пожара.

Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в здании
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в здании осуществляется:
- подачей световых и речевых сигналов во все помещения;
- трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
- размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, включение эвакуационного (аварийного) освещения;
Технические средства, используемые для оповещения людей и управления эвакуацией из здания при пожаре, разработаны с учетом возраста эвакуируемых людей.
Речевые устройства оповещения о пожаре не имеют разъемных устройств. Система оповещения и управления эвакуацией людей оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Огнестойкость и пожарная опасность здания
Степень огнестойкости здания установлена согласно предела огнестойкости строительных конструкций, функциональной пожарной опасности здания, класса пожарной опасности строительных конструкций.

Ограничение распространения пожара в здании
Помещения разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности. Требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград установлены с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Противопожарные двери, люки выполнены с применением негорючих материалов группы НГ, обеспечивающих нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций.

Первичные средства пожаротушения. Требования к огнетушителям
Переносные огнетушители обеспечивают тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации предприятия – изготовителя.
Длина струи огнетушащего вещества из переносных огнетушителей обеспечивает безопасность человека при тушении пожара.

Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в здании
Строительные материалы, применяемые в здании, зависят от функционального назначения и пожарной опасности здания. Техническая документация на строительные материалы содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Область применения декоративно - отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в здании соответствуют техническому регламенту о пожарной безопасности.

Конструкции и оборудование систем вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты
Конструкции каналов вентиляционных систем выполнены из негорючих материалов с требуемой плотностью относительно газопроницаемости. Узлы креплений каналов вентиляционных систем (подвески) и их пересечений с ограждающими строительными конструкциями имеют пределы огнестойкости не ниже требуемых для таких каналов.
Противопожарные двери оснащены узлами уплотнения в местах их примыкания друг к другу, обеспечивающими при требуемых пределах огнестойкости минимально необходимые значения сопротивления дымогазопроницанию.

Требования строительных норм и правил пожарной безопасности ранее принятые и не противоречащих Федеральному закону от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Для эксплуатации здания выполнены следующих мероприятий режимного характера:
На объекте разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для учреждения, для дежурного персонала, при проведении газасварочных работ.
Все работники допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа, инструктажа на рабочем месте.
Приказом руководителя объекта назначен ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который отвечает за своевременное выполнение требований пожарной безопасности в учреждении, предписаний, постановлений и иных законных требований государственного пожарного надзора.
Во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Правила применения на территории учреждения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются инструкциями о мерах пожарной безопасности.
Приказом руководителя установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В здании разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре.
В дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Световая, звуковая и визуальная информирующая сигнализация установлена у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде светящихся знаков включаются одновременно со звуковыми сигналами. Частота мерцания световых сигналов не выше 5 Гц. Визуальная информация располагается на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения. Обслуживающий персонал прошел специальное обучение по программе пожарно-технического минимума.
Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, свободны для проезда пожарной техники, содержатся в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.
Курение на территории и в помещениях учреждения, не разрешается.
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Противопожарные системы и установки (средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства) здания содержатся в исправном рабочем состоянии.
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов немедленно устраняются.
Обработанные (пропитанные), в соответствии с требованиями нормативных документов, деревянные конструкции в случае потери огнезащитных свойств, обрабатываются повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверяется не реже двух раз в год.
Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания содержатся в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям.
Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, закрыты на замок. На дверях указанных помещений установлена информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов остеклены и постоянно закрыты.
Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей здания очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, выполнены открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.
При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей используются помещения, обеспеченные не менее, чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2 этажа в зданиях с горючими перекрытиями.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
Двери на путях эвакуации открываются свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещено:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестницы, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах),
- при менять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
У обслуживающего персонала имеются электрические фонари. Количество фонарей определено руководителем объекта исходя из особенностей здания, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.
Эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
При эксплуатации действующих электроустановок на объекте запрещено:
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать не калиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания"
- размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Сети противопожарного водопровода находятся в исправном состоянии и обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности осуществляется два раза в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты находятся в исправном состоянии, а в зимнее время утеплены и очищаются от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещена. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели. На них нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав присоединен к крану и стволу. Не реже одного раза в год производится перекатка рукавов на новую скатку.
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией осуществляются в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание производится специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
Порядок использования систем оповещения определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

Настоящую декларацию разработал:
_______________________________
(Должность, фамилия, инициалы)
«____» ________________ 2010 г.

Теги: Декларация пожарной безопасности, законы и технические регламенты по пожарной безопасности, пути эвакуации, огнестойкость строительных конструкций, первичные средства пожаротушения

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...