Допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Смена заказчика по допсоглашению


44-ФЗ жестко регламентирует изменение существенных условий контракта. Но бывает, что перед заказчиком встает необходимость заменить поставщика, который уже исполняет контракт. Можно ли это сделать и по каким правилам, рассмотрим в статье.

Общие правила

Разберемся,допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 44-ФЗ устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч. 5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

  • преобразования;
  • слияния;
  • присоединения.

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя. А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: СМП, СОНО , организации инвалидов и так далее.

Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода.

Передача прав по получению оплаты

Если победитель торгов исполнил все условия, он может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту . Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959. Верховный суд отметил, что 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя, но когда условия контракта со стороны кредитора (поставщика) исполнены, при оплате личность кредитора для заказчика не имеет существенного значения.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-23720/2014 по делу № А56-33928/2014. Указано, что в результате подписания документа цессии (уступки требования) не производится замена участника, а лишь переходит право требования оплатить начисленную задолженность. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ.

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Если заказчик против того чтобы принять товар/работу/услугу лучшего качества, то победителю закупки придется отказаться от этой идеи. То же касается и обратной ситуации. Заказчик не вправе требовать от победителя закупки поставить товар, оказать услугу или выполнить работу в соответствии с завышенными требованиями, с параметрами лучшими, чем обозначены в контракте. Каким образом осуществляется поставка товара с улучшенными характеристиками В первую очередь поставщик/подрядчик/исполнитель, решивший исполнить контракт лучше, чем это было заявлено, должен согласовать свое намерение с заказчиком. Сделать это можно путем направления письма в произвольной форме. Для наглядности оно должно содержать таблицу со сравнительными характеристиками, а также, для удобства, реквизиты контракта.

Соглашение по поставке товара с улучшенными характеристиками по 44-фз

В письме следует указать:

  • реквизиты действующего договора;
  • нормы закона, на основании которых составлено обращение;
  • причины изменения поставки.

На этих основаниях исполнитель предлагает улучшения в конкретных параметрах (технических, функциональных или эксплуатационных характеристиках). В своем письме он также подтверждает намерение выполнить принятые на себя обязательства в полном объеме. Если заказчик выразит согласие принять такую поставку, между сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение.
На основании ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса, соглашение об изменении совершается в той же форме, что и договор.

Форум института госзакупок (москва)

Образец письма о замене обеспечения контракта Изменение способа обеспечение контракта – возможность, появившаяся у поставщиков со вступлением в силу 44-ФЗ. Теперь денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, можно заменить на банковскую гарантию. ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. На бланкеИсх. № от КомуОт кого Просим вас заменить способ обеспечения исполнения контракта (предмет контракта) № от с денежных средств на банковскую гарантию, учитывая объем выполненных обязательств в размере на сумму на срок в соответствии с ч.


7 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Обеспечение контракта денежными средствами на сумму руб. было перечислено на (указать банковские реквизиты), пп № от.

Заявление на предоставления аналогичного товара на время ремонта

Внимание

ФЗ), не запрещают такую замену.Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания. Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ явно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились.


Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705. Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции.
Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой - как рост расхода топлива, что плохо.

Как принять товары с улучшенными характеристиками

Важным моментом является то, что поставщик может улучшать показатели только на этапе исполнения условий договора. Нельзя делать это во время проведения процедуры определения поставщика, то есть в составе заявке на торги. И последнее условие - соблюдать национальный режим. При исполнении контракта на поставку продукции, которая попадает в перечни Постановлений Правительства (от 14.07.2014 № 656, 11.08.2014 № 791, 16.11.2015 № 1236, 14.01.2017 № 9, 5.02.2015 № 102, 30.11.2015 № 1289, 26.09.2016 № 968, 22.08.2016 № 832), а также Приказа Минэконома от 25.03.2014 № 155, не допускается замена страны происхождения, а в некоторых случаях и производителя.

Отдельные нормы вышеуказанных ограничений разрешают замену, в результате которой страной происхождения будет являться государство - член Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белорусия, Армения, Киргизия).

Замена товара на импортный в ходе исполнения контракта в рамках 44-фз

Необходимо отметить, что в рамках 44-ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна как по обращению заказчика к поставщику, так и наоборот. И зачастую именно поставщики предлагают поставить лучшую продукцию. И в этом случае заказчик решает, готов ли он принять изменившиеся условия.


Как внести изменения в контракт Разберемся, какие же действия необходимо выполнить, если стороны договорились о поставке улучшенного товара:

  1. Составляется дополнительное соглашение к договору (его оформление входит в обязанности заказчика).
  2. Стороны рассматривают его.
  3. Если нет разногласий, документ подписывается.

Без такого документа невозможно осуществить передачу продукции с лучшими показателями. Бюджетной организации, которая выступает поставщиком, следует помнить: чтобы передать продукцию с лучшими показателями, составляется обращение к заказчику.

Можно ли принять товар с улучшенными характеристиками

  • Главная
  • Контракт

Автор: Черданцева Татьяна 28 июля 2017 При исполнении контракта заказчик может принять товары, работы и услуги, качество или характеристики которых выше, чем указано в контракте. Как определить такие показатели и при каких условиях допускается замена, рассмотрим в статье. Условия По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

  1. Условия замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
  2. Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
  3. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации национального режима (ст.

На практике поставщикам нередко приходится сталкиваться с ситуаций, что на момент поставки товара или завершения выполнения работ/оказания услуг предложенный товар снимается с производства, уступив место более новым и прогрессивным моделям, а на смену материалам, которые планировалось использовать в ходе исполнения контракта, приходят новые, с гораздо лучшими характеристиками. В этом случает частью 7 стать 95 Федерального закона №44 предусмотрена возможность поставки товара/выполнения работ/оказания услуг, которые отличаются от обозначенных в контракте в лучшую сторону по функциональным и техническим характеристикам. В каких случаях возможна замена товара на улучшенный В принципе, в любом.
Главное, чтобы обе стороны не возражали против этого. Закон предусматривает исключительно добровольное обоюдное согласие.

Как правильно составить письмо о замене товара по 44 ap

В своем письме Минфин России (№ 24-03-07/37745 от 16.06.2017) напоминает о важных нормах закона:

  1. Условия контракта изменению не подлежат, за исключением случаев, которые указаны в статьях 34 и 95.
  2. Критерии для определения улучшенных качеств предмета контракта не установлены.

Это дает право заказчику самостоятельно принимать решение о наличии более выгодных для себя показателей среди тех, которые предложил исполнитель. Алгоритм изменения предмета контракта на улучшенный Законодательными нормами не предусмотрено, чтобы поставка товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ производилась на основании одностороннего решения. Непременно должно произойти согласование такой возможности между исполнителем и заказчиком.
Рекомендуем подать свое предложение в письменной форме. Например, свое предложение исполнитель по договору может оформить в виде письма заказчику.

Как правильно составить письмо о замене товара по 44 фз

После того как изменения согласованы и приняты обеими сторонами, составляется дополнительное соглашение к контракту. Без него поставить товар, выполнить работу или оказать услугу с улучшенными характеристиками нельзя. Акты выполненных работ/оказанных услуг, товарные накладные и прочие документы, подтверждающие исполнение контракта, должны строго ему соответствовать.

Важно

Оформление дополнительного соглашения — обязанность заказчика, поставщик/подрядчик/исполнитель должен его только рассмотреть и подписать. После того как соглашение составлено и подписано обеими сторонами, соответствующие изменения вносятся в реестр контрактов. Несмотря на то что это обязанность заказчика, победителю закупки все же рекомендуется проследить за тем, как он это сделает.


Если таких сведений не подать, проблемы могут возникнуть и у той, и у другой стороны.

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в феврале 2018 г.

У организации в собственности было помещение. Данное помещение было по контракту (Закон № 44-ФЗ) сдано в аренду под поликлинику. В период действия контракта это имущество было продано. Новый арендодатель не получает деньги от заказчика, так как заказчик утверждает, что исполнитель контракта не может меняться. Как новому арендодателю получить деньги?

Ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе. Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, оплата по контракту, а также возврат обеспечения исполнения контракта возможны только поставщику (подрядчику, исполнителю), с которым заключен такой контракт и платежные реквизиты которого указаны в таком контракте (Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197).

В ситуации, когда фактически исполнитель по контракту меняется, контракт расторгается либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке в соответствии со ст. 95 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 13.02.2015 N Д28и337).

Соответственно, с момента перехода права собственности на сдаваемое в аренду помещение контракт должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе осуществить новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение, так как между заказчиком и новым собственником договорные отношения отсутствуют (гл. 60 ГК РФ).

Таким образом, при исполнении контракта замена исполнителя не допускается, так как заказчик не может производить оплату лицу, отличному от того, с которым заключен контракт, поскольку изменение условий контракта при его исполнении не допускается. В связи с изложенным, контракт с предыдущим собственником должен быть расторгнут. При необходимости заказчик вправе произвести новую закупку. В случае, если после перехода права собственности на помещение заказчик продолжал пользоваться им, полагаем, что на стороне заказчика образовалось неосновательное обогащение.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 24-03-07/61197; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 08.08.2016 № Д28и-2028; 
  • Фрагмент Письма Минэкономразвития России от 13.02.2015 № Д28и-337.

Время на чтение: 4 мин

Перед заказчиком может возникнуть необходимость изменить поставщика, который исполняет государственный контракт. Замена поставщика при исполнении контракта по общим правилам 44-ФЗ не допускается. Но законодательство о контрактной системе также допускает исключительную ситуацию, когда это возможно.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

Согласно ч. 5 ст. 95 44-ФЗ, в процессе госконтракта недопустимо изменять поставщика, исполнителя и подрядчика. Это правило прописано в законодательстве, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны заказчика. Ведь если данное условие бы отсутствовало, то заказчик мог выбрать определенного поставщика конкурентным способом, а затем поменять его на «своего».

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках . Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов , социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Исключение составляют случаи, когда новый поставщик выступает правопреемником старого. Такие ситуации возникают при реорганизации поставщика, подрядчика и исполнителя. Она может проводиться в форме преобразования, присоединения и слияния.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит договор , так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

Согласно разъясняющему письму Минэкономразвития от 2014 года № Д28и-2852, при необходимости смены поставщика по 44-ФЗ по основаниям, которые не подходят под условия ст. 95 44-ФЗ, заказчику нужно расторгнуть контракт по соглашению сторон, а затем провести новую .

Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание .

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки .
  2. Реквизиты госконтракта , к которому оно прилагается.
  3. Указание причины подписания данного допсоглашения : реорганизация поставщика по .
  4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными , все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
  5. Подписи руководства и печати организации .

После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода. То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

При смене участника заказчик должен внести изменения в . Порядок формирования и обмена информацией между информационной системой и заказчиком прописан в Приказе Минфина от 2014 года №136н. В п. 34 указанного документа заказчиком упоминаются сведения об изменении стороны по договору.

Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в . Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

Похожая позиция содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2014 года №13АП-23720/2014. Здесь подчеркивается, что, по сути, передача прав по получению оплаты выступает договором цессии (или уступки права требования). В данной ситуации замена участника не происходит, а только переходит право требования по оплате начисленной задолженности.

При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик - это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Если заказчик соответствует указанным условиям, то он подлежит замене без дополнительных законодательных барьеров. Права и обязанности старого заказчика переходят новому в полном объеме.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...