Экстремизм статья ук. Что может быть признано публичным призывом к экстремистской деятельности


1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 280 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.

2. Объективная сторона состоит в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, которая в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ) понимается следующим образом:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

3. Обязательным признаком уголовно наказуемых призывов является их публичность. Она означает, что призывы обращены к широкому кругу людей (к массам, толпе и т.д.), поскольку преследуют цель вовлечения масс в экстремистскую деятельность. Склонение конкретных лиц к совершению действий, предусмотренных ст. 278 УК, надлежит квалифицировать как подстрекательство к этому преступлению.

По форме призывы могут быть устными (на собраниях, митингах, демонстрациях), письменными (листовки, плакаты, изобразительные средства) и проч.

4. Преступление признается оконченным с момента публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в экстремистскую деятельность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. От подстрекательства к массовым беспорядкам, хулиганству и вандализму рассматриваемое преступление отличается, в частности, наличием мотивов идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

6. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК) характеризуется публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершаемыми с использованием средств массовой информации (печати, радио, телевидения и др.).


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 29] [Статья 280]

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


3 комментария к записи “Статья 280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности”

    Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

    Комментарий к статье 280

    Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13, ст. ст. 14, 29 Конституции, в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства во взаимосвязи с международными нормативно-правовыми актами, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др. .
    ———————————
    РГ. 1995. 5 апр.
    БВС РФ. 1994. N 12.
    СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; БМД. 2001. N 3.
    СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947; БМД. 2004. N 1.
    Подробнее см.: Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11.

    Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. ч. 1 и 2 ст. 29). В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения.
    ———————————
    Определение КС РФ от 16.07.2009 N 1018-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Юрия Игнатьевича на нарушение его конституционных прав статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации».

    Основным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционного строя, политической системы и безопасности РФ. Дополнительным объектом выступают права и свободы, честь и достоинство человека и гражданина.
    2. В соответствии с примечанием к ст. 282.1 УК под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
    Поскольку конструкция диспозиции названной статьи представляется как бланкетная, для уяснения смысла понятий необходимо обратиться к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 25.12.2012) , в соответствии с которым экстремистская деятельность (экстремизм) — это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной вражды, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства.
    ———————————
    СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3447, 3452; 2007. N 21. Ст. 2457; N 31. Ст. 4008; 2008. N 18. Ст. 1939; РГ. 2012. N 301.

    К экстремизму относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности либо иное содействование ее осуществлению.
    Экстремизм представляет собой склонность к политическому насилию, а также осуществление политики, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления. К проявлениям экстремизма могут быть отнесены призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.
    3. Под публичными призывами в комментируемой статье следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
    При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
    Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах (личных электронных дневниках, размещенных в сети Интернет для всеобщего пользования) или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).
    Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием СМИ. Призывы с использованием СМИ образуют квалифицированный состав этого преступления.
    Обязательным требованием к призывам является их публичность, которая предполагает, что призывы обращены к широкому кругу людей. Наиболее характерными примерами публичности являются выступления на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях, использование экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий, пикетирования и т.д. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела. В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.
    4. Состав комментируемого преступления является формальным, т.е. преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
    Изготовление, размножение или хранение материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу ч. 2 ст. 30 УК ненаказуема (ввиду того что оно принадлежит к преступлениям средней тяжести).
    По тому же основанию ненаказуема в уголовном порядке и подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации).
    Если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений (со ст. ст. 212, 279 УК).
    Следует разграничивать комментируемую статью и ст. 282 УК. Так, комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Тогда как публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.
    Следует отличать высказывания, утверждающие необходимость совершения противоправных действий (ст. 282 УК), и призывы к таким действиям (ст. 280 УК). Призывы к совершению экстремистской деятельности являются разновидностью действий, направленных на возбуждение ненависти. Например, если в сети Интернет размещен видеоролик, в котором доказывается, что представители экваториальной расы повсеместно притесняют представителей европеоидной расы, избрали курс на ее искоренение и уничтожение, совершают особо тяжкие преступления исключительно по расовому признаку, то в этом случае имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК. Но если по результатам данного видеоролика делается вывод о необходимости сплотиться и убивать представителей экваториальной расы, то в данном случае наличествует ст. 280 УК, которая в своей конструкции предусматривает и действия по ст. 282 УК, следовательно, дополнительной квалификации не требует.
    Необходимо иметь в виду, что комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.
    Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу ч. 3 ст. 17 УК подлежат квалификации не по комментируемой статье, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК.
    5. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом. Мотивы виновного являются факультативным признаком, могут быть разнообразными (хулиганские, националистические, корыстные, месть и т.д.). Для правильного установления мотива преступления следует учитывать, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе. Цель преступления — склонить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.
    6. Ответственность за данное преступление несут физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
    7. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.
    8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием СМИ. Прежде всего имеются в виду радио, телевидение, печать. В Российской Федерации запрещается распространение через СМИ экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Законодательством РФ запрещается использование сетей связи общего пользования (в том числе сети Интернет) для публичных призывов к экстремистской деятельности. К материалам экстремистской направленности следует отнести материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
    Вместе с тем исходя из положений норм закона экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности РФ и других целей, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность.
    ———————————
    Определение ВС РФ от 12.09.2006 N 51-Г06-21.

    Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

    Комментарий к статье 280

    1. Ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности введена Федеральным законом от 25 июля 2002 г., дополнившим УК РФ комментируемой статьей. Ранее данная статья предусматривала уголовную ответственность за «публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации». Таким образом, законодатель расширил сферу ответственности, поскольку насильственное изменение конституционного строя и призывы к нему выступают одной из составных частей экстремизма. Для правильного применения положений данной статьи, а также ст. ст. 282 — 282.2 УК необходимо учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
    Объектом данного преступления выступают политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
    2. Объективную сторону образуют публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
    Понятие экстремизма дается в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», принятом Государственной Думой 27 июля 2002 г. (в ред. от 29.04.2008).
    В соответствии с ним экстремистская деятельность включает в себя:
    1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц, направленную на:
    — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    — подрыв безопасности Российской Федерации;
    — захват или присвоение властных полномочий;
    — создание незаконных вооруженных формирований;
    — осуществление террористической деятельности;
    — возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
    — унижение национального достоинства;
    — осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    — пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
    2) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
    4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
    Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела: места, времени, обстановки содеянного.
    Призывы — это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, когда путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенному действию. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель, — объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого осуществления экстремистской деятельности.
    Призывы субъекта при этом носят общий характер, т.е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного содержания о месте, времени и способе совершения экстремистской деятельности. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению либо деятельности организатора, например, по объединению толпы к осуществлению массовых беспорядков.
    Преступление окончено с момента осуществления публичных призывов, независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет. Форма призывов может быть различной: устной, письменной, с использованием технических средств (громкоговорителей, микрофонов и т.п.), если они не выступают атрибутом средств массовой информации.
    Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 280 УК) предусматривает повышенную ответственность за совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (радио, телевидения, прессы).
    3. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественно опасный характер действий, связанных с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, и желает их совершить.
    Мотивы могут быть различными: месть, корысть, идейное невосприятие конституционного строя и т.д. Не влияя на квалификацию, они учитываются при оценке общественной опасности содеянного и вынесении меры наказания.
    Что касается мотивов, имеющих значение для квалификации, то в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» (подписан Президентом РФ 24 июня 2007 г.) и внесенными изменениями в УК (примечание 2 к ст. 282.1 УК) преступлениями экстремистской направленности признаются «преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса».
    Таким образом, к преступлениям экстремистской направленности относятся: ч. 2 ст. 105 (Умышленное убийство); ч. 2 ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ч. 2 ст. 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ч. 2 ст. 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (Побои); ч. 2 ст. 117 (Истязание); ч. 2 ст. 119 (Угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью); ч. 4 ст. 150 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления); ч. 1 ст. 213 (Хулиганство); ч. 2 ст. 214 (Вандализм); ч. 2 ст. 244 (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282.1 (Организация экстремистского сообщества); ст. 282.2 (Организация деятельности экстремистской организации).
    Следует отметить, что мотивы политической и идеологической ненависти или вражды носят во многом оценочный характер и для их квалификации на практике нужны экспертные заключения и разъяснения высшей судебной инстанции. Ученые-философы обоснованно подчеркивают, что сложность идеологии проявляется в мотивационном понятии и развитии.
    ———————————
    См.: Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. М., 2007. С. 25.

    Цель преступления вытекает из направленности действий, указанных в диспозиции статьи, — побудить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.
    Если действия, указанные в данной норме, совершаются гражданином России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то содеянное квалифицируется по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).
    4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

    Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Статьи 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 282.1 (Организация экстремистского сообщества), 282.2 (Организация деятельности экстремистской организации) Уголовного кодекса РФ являются основными, по которым в настоящее время осуществляются уголовные преследования в отношении национально мыслящих патриотов, открыто выступающих против нелегальной иммиграции, разгула этнической преступности, засилья инородцев в определенных сегментах экономики и на рынке труда. Содержание указанных статей УК РФ приведено в разделе "Законы" сайта Русская Защита.

Преследованиям по этим статьям УК РФ в подавляющем большинстве случаев подвергаются именно русские патриоты, что свидетельствует об избирательном политическом характере этих уголовных преследований. Это же обстоятельство является и главной спецификой этих преследований, требующей специфического подхода при организации защиты патриотов.

Настоящие рекомендации не могут вместить в себя особенности всех возможных уголовных дел. Они лишь призваны дать основные, наиболее общие рекомендации, которые помогут в профилактике возбуждения, прекращения начатых производством уголовных дел, вынесения по ним оправдательного приговора, отмены обвинительных приговоров.

В строго юридическом смысле указанные статьи Уголовного кодекса позволяют осуществлять уголовное преследование в каждом случае, когда в действиях тех или иных лиц обнаруживаются признаки экстремистской деятельности в том виде как это понятие сформулировано Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (за исключением ст. 282.2 УК РФ).

Согласно указанного Закона экстремистская деятельность это:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    подрыв безопасности Российской Федерации;

    захват или присвоение властных полномочий;

    создание незаконных вооруженных формирований;

    осуществление террористической деятельности;

    возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

    унижение национального достоинства;

    осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

    пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

В силу того, что само понятие экстремистской деятельности сформулировано законодателем в наиболее общем и пространном виде, правоохранительные органы не могут самостоятельно принимать решения об обнаружении в действиях патриотов признаков указанных преступлений, возбуждать уголовные дела и делать обвинительные заключения, не имея положительного заключения специалистов в области лингвистики (социальной психологии) о том, что в высказываниях или действиях тех или иных патриотов действительно содержатся признаки экстремисткой деятельности. Это обстоятельство дает патриотам довольно эффективный способ юридической защиты на всех стадиях уголовного преследования, который заключается в создании и использовании при осуществлении защиты альтернативных обвинению заключений указанных специалистов об отсутствии в инкриминируемых действиях признаков экстремистской деятельности . Об этом более подробно чуть ниже.

Исключение из указанного общего правила представляет собой ст.282.2 УК РФ (Организация деятельности экстремисткой организации), позволяющая осуществлять уголовное преследование только при наличии вступившего в законную силу судебного решения о ликвидации или запрете деятельности конкретной организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности. Так, например, если в отношении ДПНИ будет принято такое решение, всякую дальнейшую деятельность под флагом ДПНИ необходимо будет свернуть и возобновить ее зарегистрировавшись под новым названием, например, Движение против нелегальных иммигрантов. При этом аббревиатуру ДПНИ так же необходимо будет изменить, например, на ДвПНИ. Учредительные и уставные документы необходимо будет так же создать новые и не совпадающие дословно с прежними.

ПРОФИЛАКТИКА УГОЛОВНЫХ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ

При издании печатных материалов и при публичном озвучивании проблем связанных с игом, нелегальной иммиграцией, этнической преступностью, засильем инородцев и т.п., необходимо избегать обобщающих характеристик и выводов в отношении той или иной этнической группы. Например, перечисление преступлений совершенных той или иной этнической преступной группировкой и требование изгнать ее и ей подобные с нашей земли не могут быть квалифицированы как разжигание национальной розни. А вот требование «изгнать инородцев оккупировавших рынки, безнаказанно совершающих преступления», уже подпадает под понятие экстремизма, т.к. содержит в себе обобщающую характеристику в отношении всех без исключения инородцев.

При обсуждении действий власти необходимо руководствоваться одним общим критерием - обвинять власть как таковую (без конкретизации отдельных органов и должностных лиц) можно в чем угодно - в геноциде, национальной измене, присвоении народных богатств, продажности, совершении преступлений против собственного народа. Любая же конкретизация в отношении отдельных органов и должностных лиц требует наличия конкретных доказательств тех или иных обвинений. Описывая, например, «преступную деятельность» конкретного лица необходимо ссылаться на вступившие в законную силу обвинительные приговоры в отношении этого лица и только применительно к ним использовать понятие «преступная деятельность». В противном случае можно понести уголовную ответственность за распространение клеветы. Главный принцип обвинения конкретных органов и лиц - это наличие доказательств по каждому пункту обвинения. При этом не могут быть доказательствами сообщенные кем-либо сведения, если они не имеют под собой какого-либо документального подтверждения.

Грамотная комбинация конкретных обвинений, обеспеченных доказательствами, и логически связанные с ними общие выводы в отношении власти вообще, дают возможность и донести свою мысль, и избежать уголовного преследования.

Любой публичный призыв к вооруженному восстанию, насильственному свержению власти, созданию собственных органов власти, вооруженных формирований, также квалифицируется как экстремистская деятельность. Доносить легально эти важные вещи можно в виде чаяний и желаний, да и то с большой осторожностью, предварительно проконсультировавшись с лингвистами (социальными психологами) и юристами.

Наиболее общим критерием при выборе легальных способов агитации и практической деятельности должно стать постоянное соизмерение их с вышеуказанным содержанием понятия «экстремистская деятельность» и при любом сомнении - обращение к юристам, лингвистам, социальным психологам за разъяснениями.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ

Политические аспекты защиты.

Если все-таки преследование началось, а в качестве такового можно рассматривать уже проверку правоохранительных органов на предмет возбуждения уголовного дела, перед тем как начать действовать, необходимо определиться в следующих обстоятельствах.

Если проверка санкционирована каким-либо обращением в прокуратуру оскорбленного инородца или «правозащитной» организации типа Московского бюро по правам человека, то рвения от прокурорских работников ожидать вряд ли придется. Закрыть такое дело будет несложно уже на стадии проверки, если установить нормальный человеческий контакт со следователем, который, возможно, в душе еще и сочувствует нашему делу, как это зачастую и бывает.

Необходимо понимать, чем ниже стадия уголовного процесса, тем легче закрыть дело. Соответственно нельзя сидеть и ждать чем закончиться проверка, затем следствие, а затем суд. Необходимо сразу же и очень активно включаться в защиту, пытаясь предотвратить уже само возбуждение уголовного дела.

Как указывалось выше, спецификой рассматриваемых "патриотических" статей Уголовного кодекса, является то, что правоохранительные органы не могут самостоятельно принять решения о возбуждении уголовного дела, не имея положительного заключения специалистов в области лингвистики (социальной психологии) о том, что в высказываниях или действиях тех или иных патриотов действительно содержатся признаки экстремисткой деятельности.

Несмотря на это зачастую прокурорские сотрудники вначале возбуждают уголовное дело по "патриотической" статье, а лишь затем запрашивают заключения специалистов. Если это не вызвано откровенно враждебной позицией прокуратуры, а лишь ее непрофессионализмом, то не стоит по этому поводу сразу же обострять отношения.

В том же случае, когда заказной настрой прокуратуры чувствуется изначально и во всем, необходимо сразу же занимать очень жесткую позицию и начинать обжаловать в суд буквально все огрехи следствия, благо этого "добра" у наших следователей всегда хватает. Одновременно с этим нужно раскручивать политический скандал изо всех сил и средств, которыми мы только располагаем в данное время и в данном месте. Очень важно для нас всех научиться объединять свои усилия по каждому такому уголовному делу и получать из него политический результат, последствия которого для власти будут таковы, что отобьют у нее охоту заниматься этим в дальнейшем. Только такой результат (независимо от исхода самого уголовного дела) заставит власть отказаться от тактики уголовных преследований патриотов как в конкретном регионе, так и в России в целом.

Необходимо научиться превращать каждое уголовное преследование в серьезное политическое событие, которое бы приносило власти несоизмеримые с целями преследования моральные и политические потери.

Привлечение к делу широкого общественного внимания, СМИ, постоянные (но корректные) звонки по телефону следователю, ведущему дело, прокурору, публичное прогнозирование в СМИ их (бедных, связанных политическим заказом) действий как исключительно и неизбежно обвинительных, организация пикетов, митингов, распространение листовок (причем не против прокуратуры, а против ига, инородческого засилья) и прочее, обладают более сильным воздействием, чем самая грамотная юридическая защита.

Необходимо разослать по дружеским организациям номера телефонов прокурора и следователей, ведущих дело, с просьбой звонить и высказывать все, что мы думаем по поводу уголовных преследований. Этот психологический фактор немаловажен. Личный контакт всегда производит большее впечатление, нежели письменное обращение. Услышав от десятков человек из разных регионов страны возмущение по поводу гонений, желание прекратить эту головную боль (уголовное дело) будет больше, чем от стопки обращений, которые можно аккуратно сложить в угол не читая. При этом крайне важно, чтобы звонящие по телефону вели себя корректно. Угрозы и оскорбления недопустимы. Это вызовет злобу и прямо обратный эффект.

Но это не значит, что письма и обращения вообще не нужны. Очень важны официальные обращения видных организаций, депутатов, общественных и политических деятелей. Это важная статусная составляющая, определяющая политический уровень дела. Письменные обращения граждан тоже являются необходимой дополнительной составляющей. Но лучше, если позволяют средства, чтобы вместо писем наши люди просто звонили и буквально «доставали» прокуратуру.

Таким образом, мы должны понимать, что только мощный общественно-политический фактор каждого уголовного дела, возбужденного по "патриотической" статье, может рассматриваться как реальная защита от уголовных преследований патриотов. Но для этого необходимо единство усилий. Власть отнюдь не всесильна и очень внимательно следит за тем, чтоб ее действия не настраивали народ против нее. Этим нужно пользоваться, создавая тем, кто нас преследует, статус предателей своего народа, инородцев-преступников, давая одновременно с этим прокурорам возможности для закрытия уголовных дел.

Если дело все же перешло в стадию судебного рассмотрения, к этому времени уже должен быть сформирован полноценный политический скандал. Должны с еще большей интенсивностью продолжаться митинги, пикеты, давление депутатов и общественных деятелей с одновременной грамотной защитой в суде и публичным уничижительным обсуждением ошибок обвинения в СМИ (а они всегда есть).

Такие неюридические способы защиты дают нам реальный шанс перегнуть волю властей и заставить их оправдать нашего соратника даже в том случае, если есть основания его осудить по закону.

Юридические аспекты защиты.

Сердцевиной, которая определяет исход уголовных дел по "патриотическим" статьям, является, как уже указывалось, заключение специалиста (эксперта). На стадии проверки такое положительное заключение дает основание для возбуждения уголовного дела, а отрицательное - к отказу в возбуждении. Четкого критерия здесь нет. Вопрос этот сугубо оценочный, научный. И очень многое, а точнеепочти все зависит не от следователя, ведущего дело, и не от судьи, рассматривающего его, а от того, кто даст указанное заключение, т.е. от эксперта (специалиста) . Поэтому эксперты в области психологии, лингвистики и являются на самом деле теми фигурами, от которых зависит исход дела по указанным составам преступлений.

Такие заключения, полученные в стадии предварительного следствия или в ходе судебного разбирательства, приобретает статус судебной экспертизы.

В случае положительного заключения, дающего следователю возможность вынести обвинительное заключение, а суду - обвинительный приговор, нужно сделать все возможное для получения заключения у других специалистов с прямо противоположными выводами той, на которой базируется обвинение против нашего соратника. Желательно, чтобы такая альтернативная обвинению экспертиза обладала более высоким научным статусом экспертного учреждения или конкретного эксперта (специалиста). Дело в том, что наши суды, как правило, не особенно утруждают себя в заказных делах, считая, что приговор в любом случае устоит в силу политического заказа на него. При наличии двух взаимоисключающих экспертиз (заключений) они, как правило, отдают мотивированное предпочтение обвинительной экспертизе, считая, что данный аспект входит в свободу оценки судом представленных доказательств. Однако Конституционный Суд в одном из своих постановлений (№ 451-О от 20.11.2003) обязал суды при наличии взаимоисключающих доказательств экспертов (специалистов) не оставлять их на свободу своей оценки, а проводить новую экспертизу для устранения возникших противоречий . Это требование Конституционного Суда, как правило, никогда не выполняется, что дает нам, при сложившемся отношении к заказным делам, основания к отмене приговора. Но для этого необходимо приобщить к материалам дела альтернативные заключения специалистов, на которых и выстроить защиту. Самих же специалистов нужно привлечь к участию в судебном разбирательстве для дачи ответов по существу предъявленного обвинения. В результате в материалах дела появятся взаимоисключающие доказательства: обвинительное экспертное заключение и, возможно, показания самого эксперта, с одной стороны, и наша оправдательная научная консультация и показания нашего специалиста (специалистов), с другой стороны. Если суд откажется устранять противоречия в предъявленном обвинении и вынесет обвинительный приговор, у нас будет реальный шанс на отмену этого приговора.

Если же суд все-таки пойдет на устранение противоречий и поставит вопрос о проведении новой экспертизы для их устранения, то на этот случай нужно иметь в запасе еще одно наше научное (экспертное) учреждение или по крайней мере - эксперта (специалиста), в котором (у которого) и предложить суду провести экспертизу. Необходимо учитывать, что для проведения экспертизы в научном (экспертном) учреждении вначале выбирается учреждение и лишь потом этим учреждением назначается конкретный эксперт для проведения экспертизы. Поэтому не стоит высвечивать нашего специалиста, работающего в таком учреждении. Предлагать надо научное учреждение, а после поступления туда материалов дела для экспертизы решать вопрос о том, чтобы нашему специалисту и поручили проведение экспертизы.

Вот в общих чертах то основное, что касается чисто юридической стороны защиты. Напоминаем еще раз, что исход дел по ст.ст. 282 и 280 УК в чисто юридическом плане почти на 100 % зависит от результата экспертизы (экспертиз). Это стержень уголовного дела, которому необходимо уделять первоочередное значение.

Субъективная сторона рассматриваемых составов преступлений практически не определяет их исход. Поэтому не стоит пытаться выиграть дело на том, что я, мол, не знал, что так писать или говорить нельзя. К тому же такая позиция не красит нас, патриотов. Исключение, пожалуй, составляет лишь ст. 282.2 УК, где в определенных случаях можно доказать, что подозреваемый (обвиняемый, подсудимый) не знал и не мог знать о вступившем в законную силу решении о ликвидации или запрете деятельности конкретной организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности. Если это обстоятельство будет доказано, то состав преступления не образуется и привлечь лицо к уголовной ответственности нельзя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша задача, в условиях усилившегося давления на национально-освободительное движение, должна состоять в том, чтобы не упускать ни одной возможности превращать начавшиеся уголовные преследования против наших патриотов в политический процесс разрастающегося русского сопротивления, используя уголовные дела как топливо этого процесса. Всякие действия власти против нас должны приводить к несоразмерно большим проблемам для нее, чем те, которые она намеревались решить. Для этого необходимы организованные усилия и объединение всех патриотических сил. Никто из патриотов не имеет права пребывать безучастным к происходящим где бы то ни было преследованиям наших соратников. Посильное участие каждого патриота в защите каждого из тех, кто попадает под пресс заказного правосудия, в итоге выливается в мощный политический фактор, от которого у продажной власти в конце концов пропадает охота продолжать своими судами нагнетать ситуацию. Вот эту дрожь она должна почувствовать в каждом уголовном деле против наших соратников. И больше никогда не забывать это очень неприятное для себя состояние. А это зависит только от нас. Один за всех и все за одного - вот залог нашего успеха.

Поэтому нужно уповать не на битвы юристов в судах с гарантированным канализационным сливом самых квалифицированных таких усилий, а на создание совершенно определенной уверенности у продажной власти только в одном - что ее репрессии против нас обернутся потерей политического контроля над ситуацией. Нужно найти силы для того, чтобы каждый уголовный процесс против нас превращать в процесс роста национального протеста.

А.А. Мозжегоров, 2007

В Интернете сегодня можно сведения на практически любую тему, в том числе и правового характера. Существует огромное количество сайтов, на которых приводятся содержания статей действующих кодексов с комментариями юристов. К таким ресурсам предъявляются повышенные требования. Особенно это касается сведений об уголовных преступлениях.

В последнее время международная обстановка довольно нестабильна. Многие граждане оказываются втянутыми в террористические организации, совершают ужасные За эту деятельность в отечественном законодательстве предусматриваются уголовные наказания. Однако опасность представляет не только непосредственное участие в терактах, но и склонение людей к вступлению в террористические организации.

В УК присутствует статья 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности". В источнике http://www.ugolkod.ru/statya-280 приводятся признаки состава и виды наказаний, а также краткий комментарий к этой норме. Мы рассмотрим содержание статьи и расширенные пояснения к ней.

В части 1 закреплено наказание за публичные призывы к экстремизму. Виновным может вменяться:

  • Денежное взыскание в сумме 100-300 тыс. руб. или составляющее величину доходов за 1-2 года.
  • До 3 лет принудительных работ.
  • от 4 до 6 месяцев ареста.
  • Тюремное заключение до 4 лет с запретом замещать должности или вести деятельности отдельных видов в течение 4 лет.

Если указанные деяния совершались с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета в том числе) либо СМИ, наказание ужесточается. Виновным в таких случаях грозит до 5 лет принудительных работ или тюремного заключения. В дополнение может вменяться запрет, указанный выше, до 3 лет. При назначении лишения свободы ограничение является обязательным, а при осуждении на принудительные работы оно устанавливается по усмотрению суда.

Комментарии к статье 280 Уголовного кодекса РФ

Юридическим основанием ответственности, предусмотренной в рассматриваемой норме, выступают положения статей 13, 14, 29 Конституции.

При введении 280 статьи в УК РФ законодатель руководствовался, в том числе, положениями о запрете пропаганды расового, национального, языкового, социального и иного другого превосходства, нормами международных правовых актов. В частности, учитывались положения Всеобщей декларации прав человека от 1948 г., Пакта от 1966 г., Декларации Генассамблеи ООН от 1981 г., Конвенции о ликвидации в любой форме от 1965 г., Конвенции о защите основных свобод и прав человека от 1950 г., Шанхайской конвенции о борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом от 2001 г.

Анализируя статью 280 УК РФ с комментариями КС о конституционности ее положений, можно отметить следующее. Суд обращает внимание на то, что Конституция РФ гарантирует всем свободу слова и мысли, запрещая вместе с этим агитацию, пропаганду, возбуждающую ненависть либо вражду по расовому, национальному и другим признакам.

Развивая конституционные предписания и положения международных документов, 280 статья УК РФ конкретизирует запреты, закрепляя ответственность не за любые действия, а за совершаемые публично и направленные на неопределенный круг субъектов. Из этого следует, что положения данной нормы нельзя рассматривать как противоречащие конституционным гарантиям.

Объект

Преступление посягает в первую очередь на общественные отношения, формирующиеся в сфере обеспечения охраны политической системы, конституционного строя и безопасности государства.

Дополнительным объектом выступают свободы, интересы, достоинство, честь гражданина и человека.

Экстремизм

280 статья УК РФ является бланкетной, т. е. отсылочной. Для уяснения сути экстремистской деятельности необходимо обратиться к ФЗ №114.

Согласно положениям этого закона, экстремизмом называют деятельность религиозных, общественных или иных объединений и организаций, СМИ, физлиц, связанную с планированием, подготовкой, организацией, а также совершением деяний, направленных на:

  • принудительное изменение конституционного устройства;
  • подрыв безопасности государства;
  • присвоение/захват власти;
  • создание НВФ (незаконных вооруженных формирований);
  • нарушение целостности страны;
  • возбуждение вражды по какому-либо признаку, в том числе связанной с насильственными действиями или призывами к ним;
  • осуществление терактов;
  • унижение достоинства нации.

Экстремизм включает в себя совершение массовых беспорядков, актов вандализма, хулиганство по мотивам политической, идеологической, религиозной, национальной ненависти, вражды в отношении определенной социальной группы. К нему относят пропаганду, публичное демонстрирование фашистской атрибутики/символики, финансирование указанных выше действий или оказание иного содействия для их совершения.

Специфика преступления

В судебной практике по 280 статье УК РФ при решении вопроса о публичности призывов необходимо учитывать способ, место, обстановку и другие обстоятельства дела. Обращение может быть направлено к группе людей в общественном месте, на митинге, собрании, демонстрации. Публичными призывами признаются сообщения в листовках, на плакатах, в Интернете (на сайте, в блоге, на форуме), а также распространенные с помощью веерной рассылки на электронные адреса.

Конструкция деяния

Состав, указанный в диспозиции 280-ой статьи УК РФ, является формальным. Преступление считается оконченным в момент открытого распространения/высказывания призыва. При этом достаточно одного такого сообщения.

При этом не имеет значения, удалось побудить людей к совершению экстремистских действий или нет.

Нюансы

Размножение, производство, хранение материалов для их распространения в целях пропаганды противоправной деятельности не влечет ответственности по рассматриваемой норме. Стадия приготовления к данному посягательству является ненаказуемой, поскольку оно само относится к среднетяжелым деяниям.

Аналогичное правило действует и в случае приготовления к преступлению с отягчающими признаками (ч. 2).

Если призывы к экстремизму спровоцировали массовые беспорядки либо содеянное квалифицируют по совокупности статей (280, 212, 279).

Отграничение деяний

На практике нередко возникают сложности при квалификации действий по статьям 280, 282 УК РФ . Эти два преступления необходимо отграничивать по следующим признакам.

Согласно рассматриваемой норме, наказание вменяется только за публичный призыв к экстремизму. Публичное распространение сведений, обосновывающих необходимость осуществления противоправной деятельности по отношению к гражданам иной расы, религиозной принадлежности, национальности и пр. или информации, оправдывающей ее, квалифицируется по 282 статье.

Необходимо дифференцировать высказывания, в которых утверждена необходимость совершать незаконные действия (ст. 282) и призывы к их совершению (ст. 280). В последнем случае говорят о виде деятельности, направленной на возбуждение ненависти.

Допустим, в Интернете размещен ролик, в котором доказывается факт притеснения представителями одной расы лиц, принадлежащих к другой расе, приводятся примеры уничтожения и искоренения людей, совершения особо тяжких деяний. В такой ситуации налицо признаки состава 282 статьи.

Если в заключении видеообращения высказывается вывод о том, что нужно объединиться против притесняющих лиц и начать их убивать, то применению подлежит ст. 280. Дополнительно по 282 статье такое деяние не квалифицируется.

Субъективная часть

Деяние, предусмотренное в 280 статье, совершается умышленно. При этом умысел имеет прямую направленность.

Виновный понимает противоправность своих призывов, но желает их высказывать.

Для установления мотива необходимо учитывать продолжительность межличностных отношений между преступником и потерпевшим, наличие/отсутствие конфликтов, не связанных с идеологическими, национальными и иными взглядами, принадлежностью к какой-либо социальной или религиозной группе.

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 280 УК РФ

Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13 , ст. ст. 14 , 29 Конституции РФ , в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства во взаимосвязи с международными нормативно-правовыми актами, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др. .
———————————
РГ. 1995. 5 апр.

БВС РФ. 1994. N 12.

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; БМД. 2001. N 3.

СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947; БМД. 2004. N 1.

Подробнее см.: Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11.

Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. ч. 1 и 2 ст. 29). В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения.
———————————
Определение КС РФ от 16.07.2009 N 1018-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Юрия Игнатьевича на нарушение его конституционных прав статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Основным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционного строя, политической системы и безопасности РФ. Дополнительным объектом выступают права и свободы, честь и достоинство человека и гражданина.

2. В соответствии с примечанием к ст. 282.1 УК под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Поскольку конструкция диспозиции названной статьи представляется как бланкетная, для уяснения смысла понятий необходимо обратиться к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 25.12.2012) , в соответствии с которым экстремистская деятельность (экстремизм) — это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной вражды, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3447, 3452; 2007. N 21. Ст. 2457; N 31. Ст. 4008; 2008. N 18. Ст. 1939; РГ. 2012. N 301.

К экстремизму относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности либо иное содействование ее осуществлению.

Экстремизм представляет собой склонность к политическому насилию, а также осуществление политики, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления. К проявлениям экстремизма могут быть отнесены призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.

3. Под публичными призывами в комментируемой статье следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах (личных электронных дневниках, размещенных в сети Интернет для всеобщего пользования) или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).

Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием СМИ. Призывы с использованием СМИ образуют квалифицированный состав этого преступления.

Обязательным требованием к призывам является их публичность, которая предполагает, что призывы обращены к широкому кругу людей. Наиболее характерными примерами публичности являются выступления на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях, использование экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий, пикетирования и т.д. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела. В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.

4. Состав комментируемого преступления является формальным, т.е. преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Изготовление, размножение или хранение материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу ч. 2 ст. 30 УК ненаказуема (ввиду того что оно принадлежит к преступлениям средней тяжести).

По тому же основанию ненаказуема в уголовном порядке и подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации).

Если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений (со ст. ст. 212, 279 УК).

Следует разграничивать комментируемую статью и ст. 282 УК. Так, комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Тогда как публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.

Следует отличать высказывания, утверждающие необходимость совершения противоправных действий (ст. 282 УК), и призывы к таким действиям (ст. 280 УК). Призывы к совершению экстремистской деятельности являются разновидностью действий, направленных на возбуждение ненависти. Например, если в сети Интернет размещен видеоролик, в котором доказывается, что представители экваториальной расы повсеместно притесняют представителей европеоидной расы, избрали курс на ее искоренение и уничтожение, совершают особо тяжкие преступления исключительно по расовому признаку, то в этом случае имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК. Но если по результатам данного видеоролика делается вывод о необходимости сплотиться и убивать представителей экваториальной расы, то в данном случае наличествует ст. 280 УК, которая в своей конструкции предусматривает и действия по ст. 282 УК, следовательно, дополнительной квалификации не требует.

Необходимо иметь в виду, что комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу подлежат квалификации не по комментируемой статье, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК.

5. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом. Мотивы виновного являются факультативным признаком, могут быть разнообразными (хулиганские, националистические, корыстные, месть и т.д.). Для правильного установления мотива преступления следует учитывать, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе. Цель преступления — склонить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.

6. Ответственность за данное преступление несут физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

7. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием СМИ. Прежде всего имеются в виду радио, телевидение, печать. В Российской Федерации запрещается распространение через СМИ экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Законодательством РФ запрещается использование сетей связи общего пользования (в том числе сети Интернет) для публичных призывов к экстремистской деятельности. К материалам экстремистской направленности следует отнести материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Вместе с тем исходя из положений норм закона экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности РФ и других целей, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность.
———————————
Определение ВС РФ от 12.09.2006 N 51-Г06-21.

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...