Элементарные частицы. Понятие и признаки нормы права


Правовые нормы, из которых состоит право РФ, расположены в недрах права более или менее упорядочено. Об этом свидетельствует в целом логичная структура и система российского права. Поскольку правовая норма является элементарной частицей права, начнем с нее анализ системы и структуры права.
Структура и виды правовых норм. Мы уже отмечали, что все свои задачи и социальные функции право может осуществлять во многом благодаря нормативности, т. е. тому, что состоит из норм. Традиционно правовая норма определяется как общеобязательное для всех правило поведения, установленное (санкционированное) государством для регулирования общественных отношений. Каждая правовая норма обеспечивается к выполнению в случае необходимости принудительной силой государства. Все правовые нормы, обретя официальную форму, будучи в соответствующем порядке приняты компетентными органами или должностными лицами и зафиксированы в нормативно-правовом (законодательном) акте государства, в своей совокупности и составляют право.
Каждая правовая норма имеет четкую логическую структуру, благодаря которой становится возможным сформулировать то или иное правило поведения.
Структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, система логически взаимосвязанных элементов, позволяющих пользоваться этой нормой как в правоотношении, так и вне его.
Понимание логичности структуры правовой нормы очень важно также и для законодателя, т.к. помогает ему четко формулировать свои правовые предписания.
Типичные правовые нормы имеют примерно такую условную схему построения: “Если имеются такие-то условия, то следует исполнить то-то и то-то или воздержаться от такого-то поведения. Если же эти требования не выполнены, то наступят такие-то последствия”. Исходя из этой схемы в структуре правовой нормы следует отыскать три элемента:
1) гипотезу;
2) диспозицию;
3) санкцию.
Гипотеза содержит описание условий, обстоятельств, с которыми законодатель связывает действие правовой нормы, ее возникновение, изменение или прекращение (юридические факты).
Диспозиция - содержание правовой нормы, описание дозволяемого, рекомендуемого или запрещаемого правовой нормой поведения путем установления прав и обязанностей субъектов права, участников общественных отношений.
Санкция содержит описание последствий надлежащего или ненадлежащего в соответствии с правовой нормой поведения субъектов права. Они могут быть как неблагоприятными для правонарушителя (меры ответственности: наказания, взыскания), так и позитивными - мерами поощрения за надлежащее, правомерное поведение при широком толковании санкции.
Таким образом, правовая норма описывает, как и что следует делать при соответствующих обстоятельствах и что может последовать в результате правомерного или неправомерного поведения.
Следует четко усвоить, что правовая норма не всегда точно совпадает со статьей нормативно-правового акта, в котором она фиксируется, объективируется во вне. Она может быть записана в одной статье нормативного акта, в разных статьях этого акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Более того, в одной статье может быть иногда записано несколько правовых норм. В силу этого часто задача юриста заключается в том, чтобы найти правовую норму полностью и надлежащим образом применить ее к конкретной ситуации.
В силу несовпадения правовой нормы и статьи нормативно-правового акта некоторые теоретики пришли к ошибочному суждению о том, что правовая норма может не содержать в себе всех трех рассмотренных элементов. Подобного рода идеи вы можете порой встретить в литературе. На самом же деле каждый элемент правовой нормы неотъемлем от нее, играет соответствующую роль и отсутствие его делает правовую норму бессмысленной (норма без гипотезы), невозможной для применения (без диспозиции) или бессильной (без санкции). Именно благодаря тому, что в правовой норме имеются все три элемента, она определяет права и обязанности людей и организаций, условия реализации этих прав и обязанностей, ответственность за их нарушение или неисполнение и поощрения за надлежащее исполнение.
Выделение видов правовых норм позволяет определить их место и роль в процессе воздействия права на поведение людей в обществе. Знание о видах правовых норм дает возможность законодателю правильно осуществлять правовое регулирование, правоприменителям - правильно применять их, гражданам - точно соблюдать, исполнять.
Очевидно, что не все правовые нормы играют одинаковую роль в регулировании общественных отношений. Одни из них провозглашают принципы, содержат определения конкретных юридических понятий, закрепляют цели, задачи, направления деятельности субъектов права. Это как бы основные исходные, установительные, первичные нормы. Другие служат для более или менее детального регулирования общественных отношений. Это соответственно нормы общие и специальные.
Правовые нормы делятся в зависимости от принадлежности к отраслям права на гражданско-правовые, административно-правовые, конституционные, уголовно-правовые и т.д.
В зависимости от способов воздействия права на общественные отношения, правовые нормы делятся на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (предполагающие свободу усмотрения); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства вариант поведения); поощрительные (стимулирующие социально-полезное поведение).
По степени обязательности нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
В зависимости от юридической сущности выделяют материальные (уголовные, трудовые, экологические, административные) и процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовнопроцессуальные) правовые нормы.
По времени действия можно подразделить правовые нормы на постоянные и временные (срочные и бессрочные).
Классификация правовых норм имеет условный характер, можно взять для выделения видов правовых норм и другие основания в зависимости от цели классификации.
Структура и система права. Близкие, однородные правовые нормы объединяются между собой в относительно небольшие группы. Их называют правовыми институтами. Например, правовые нормы, которыми закрепляется понятие государственной должности, порядок поступления на государственную службу, перемещения по службе, ответственность государственных служащих и т.п., вместе составляют правовой институт государственной службы в административном праве.
Правовые институты образуют еще более крупные общности однородных правовых норм, которые называются подотраслями. Например, таможенное право в административном праве, авторское право в гражданском праве. Однако подотрасль не является обязательным элементом в структуре права.
Следующий, более высокий уровень объединения правовых норм - это отрасли права. Они являются самыми крупными блоками в структуре права, его системообразующими элементами. Как правило, правовые институты и подотрасли права существуют внутри отрасли.
Итак, структура права показывает, из каких частей (блоков правовых норм) состоит (строится) право: это правовые нормы - мельчайшие частицы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права.
Схематически структуру права РФ можно изобразить таким образом, как показано на схеме 2.
Исследуя систему права, помимо указания на его составные части следует обращать внимание на взаимосвязь относительно обособленных элементов внутри права.
Система права, таким образом, это внутреннее, логически упорядоченное строение (структура) права, взятое в единстве и взаимосвязи составляющих его элементов.
Как уже было сказано выше, системообразующими, наиболее крупными в недрах права объединениями правовых норм являются отрасли права.
Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, для воздействия на которые издаются нормы права. Это главный отличительный признак отраслей права друг от друга. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права, экологические - экологического и т.д., то есть близкие, однородные общественные отношения регулируются нормами одной отрасли права.
Второй критерий, позволяющий объединять и разделять правовые нормы на отрасли, - это метод правового регулирования. Он представляет собой совокупность средств, приемов, способов воздействия на общественные отношения посредством правовых норм.
Предмет правового регулирования показывает, что регулирует право, а метод - как регулирует и каков характер взаимоотношений участников правовых отношений между собой - правовое равенство или неравенство.
Выделяют следующие методы правового регулирования: авторитарный (императивный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, правовом неравенстве сторон; автономный (диспозитивный) - метод координации, дозволений, рекомендаций, поощрений, правового равенства сторон.

Примечания
Отрасль П - отрасль права
п/о - подотрасль права
ПИн - правовой институт
пн - правовая норма

Отрасль права - это большая группа правовых норм, регулирующих близкие, однородные отношения сходными правовыми методами. Внутри отрасли права без труда обнаруживаются более мелкие объединения правовых норм - правовые институты, а часто и довольно обособленные группы правовых институтов и норм подотрасли права. Такова структура отраслей права. Кроме того, в структуре многих отраслей права выделяются также общая и особенная части.
Система права РФ складывается из следующих основных отраслей: конституционное (государственное) право, гражданское, административное, финансовое, трудовое, семейное, уголовное, экологическое (природоохранительное), уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. В настоящее время зарождаются новые отрасли права, находящиеся ныне в той или иной стадии становления. Это, например, предпринимательское, налоговое, банковское, таможенное, административно-процессуальное право. Появление новых отраслей права свидетельствует о том, что право - живой, подвижный, меняющийся вслед за жизнью организм.Внутри системы права выделяются две большие группы отраслей: материальное право (конституционное, гражданское, административное и т.д.) и процессуальное право (уголовно-процессуальное и гражданско- процессуальное).
Нормы материального права непосредственно регулируют поведение субъектов - людей и организаций, устанавливают их права, обязанности, ответственность. Нормы процессуального права - это правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, правила реализации юридической ответственности; нормы, регулирующие порядок, процедуры деятельности органов и должностных лиц.
Кроме того, отрасли права подразделяются на отрасли частного и публичного права.
Публичное право включает в себя отрасли, охватывающие и охраняющие интересы государства и общества в целом; его образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности и компетенцию органов государственной власти и управления, их взаимоотношения между собой и с гражданами, регулирующие отношения власти - подчинения. Это такие отрасли права, как государственное, административное, финансовое, налоговое, уголовное, международное, процессуальные отрасли права.
Частное право состоит из отраслей и норм, регламентирующих личные отношения людей, их объединений, основанные на соглашении сторон, договоре. Следовательно, частное право состоит из отраслей гражданского, семейного и частично трудового и предпринимательского права.
Рассмотренные отрасли права в своей совокупности и взаимосвязи составляют систему национального права России. Кроме национальных систем права, существует еще международное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие отношения государств друг с другом, а также вопросы, касающиеся всех, многих или нескольких государств. Нормы международного права устанавливаются межгосударственными договорами, соглашениями, конвенциями, актами международных организаций (ООН, ОАЕ и др.). Эти нормы могут действовать как непосредственно, так и преломляясь через соответствующие правовые нормы национального права. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального права.
В системе национального права роль базисной, основополагающей отрасли играет конституционное (государственное) право, ибо оно закрепляет наиболее важные устои государственного и общественного устройства: основы конституционного строя, правового положения личности, форму правления и государственного устройства. Нормы других отраслей права базируются на конституционных нормах, дополняют и развивают их. Например, гражданское право детально регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; административное право - управленческие отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; уголовное право обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, собственности и т.д. от преступных посягательств.
Схематически систему права РФ можно изобразить так (схема 3).

Ставшее аксиомой суждение «право есть совокупность норм» выглядит не столь убедительным при сплошном анализе конкретного отрезка правовой материи. Между тем, глядя на успехи физиков в исследовании элементарных частиц, заманчивым было бы обнаружить и первоэлемент структуры права.

В качестве объекта исследования возьмем уголовное право по причине его близости автору, а также кажущейся структурной простоты.

Описывая элементарную структуру уголовного права, специалисты обычно констатируют очевидное различие в структуре предписаний его Общей и Особенной частей. Так, нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение конкретных деяний (ст. 105-330, 332-360 УК РФ), сформулированы по двухзвенной схеме - «если преступление, то наказание», в то время как значительный массив общих установлений уголовного права выглядит более просто - как будто бы в форме не об­ремененного каким-либо условием его актуализации суждения.

Следует заметить, что такое деление не является абсолютным, поскольку и Особенной части не чужды дефинитивные предписания (например, ст. 331, примечание к ст. 139 УК и т. д.), и в Общей части имеется значительный массив нормативных установлений с двухзвенной структурой по формуле «если то...» (ст. 10-12, 37, 75-78 и т. д.).



Отношение к таким структурным различиям предписаний двух взаимосвязанных частей уголовного права обычно высказывается двоякое. Одни авторы ставят знак равенства между нормой и статьей закона, в результате чего получаются следующие суждения. «Статьи Общей части состоят из одного элемента - диспозиции, в которой формулируются нормы-принципы, нормы-декларации или нормы-определения. К таким статьям относятся, например, ст. 3-7, 14 УК и другие, в которых деклариру­ются принципы уголовного права, раскрывается их содержание, формулируется понятие преступления. Статьи Особенной части обычно состоят из 2 частей - диспозиции и санкции» . В общей теории права данное явление объясняется наличием в современном праве не только классических норм, но и нетипичных нормативных предписаний.

Другие исследователи, подчеркивая несамостоятельность установлений Общей части, укладывают их в структуру нормы уголовного права, предусматривающей наказуемость конкретного преступления. Например, положениям о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, определяется место в гипотезе нормы, предписаниям об освобождении от уголовной ответственности и наказания - в ее санкции .

Кроме того, специалисты в области уголовного права включены в не затихающий до настоящего момента общетеоретический спор о том, является норма права двух- или трехзвенной .

Поставив перед собой цель обнаружения первоэлемента уголовного права, его «клетки» или «атома», необходимо в первую очередь абстрагироваться от существующих естественных связей, заключенных в данной отрасли предписаний. В конечном итоге все уголовное право можно представить как единый сложный запрет, представляющий собой перечень общественно опасного поведения, обеспеченный единым институтом наказа­ния. Более того, при теоретически возможном безграничном до­верии законодателя к суду конструкция уголовного права в виде простого списка преступлений и правил о применении наказания представляется вполне закономерной. В этой связи все российское право видится системой взаимосвязанных норм. В то же время атомы объединяются в молекулы, клетки составляют живой организм, но это не отменяет существования ни атомов, ни клеток.

Элементарность структурных единиц уголовного права определяется в первую очередь их самостоятельным изложением в тексте закона и возможностью изолированного применения. Так, например, после вступления в силу УК РФ 1996 г. возникали ситуации, при которых ранее совершенное деяние квалифицировалось в соответствии со ст. 10 по новому закону. При этом положения о давности или сроке погашения судимости применялись, исходя из требований УК РСФСР 1960 г. Сказанное свидетель­ствует о том, что соответствующие нормативные установления Общей и Особенной части уголовного права не могут рассматриваться как части одной правовой нормы. В противном случае получается, что правоприменитель сам вправе создавать комбинированные нормы уголовного права, выбирая для этого в качестве компонентов, например, положение о наказании из одного закона и положение о давности совершения преступления - из другого.

Поэтому представляется, что все положения Общей части, сформулированные по принципу «если... , то... », обладают признаками правила поведения, а потому должны признаваться нормами уголовного права.

Сказанное касается также гл. 4 «Лица, подлежащие уго­ловной ответственности». Обычно описанные в ней признаки общего субъекта преступления принято помещать в гипотезу или диспозицию нормы о наказании за конкретное уголовно-противоправное деяние. Однако в других отраслях права, на­пример в гражданском, соответствующие положения принято считать нормами, устанавливающими общую правосубъектность лица, а не частицей всех остальных норм гражданского права. Таким образом, гл. 4 УК содержит общие нормы, определяющие деликтоспособность субъекта. Их самостоятельность, помимо прочего, подтверждается способностью вступать в противоречие с другими нормами УК. Так, например, ч. 2 ст. 20 УК некоторое время устанавливала возраст субъекта хулиганства, предусмотренного ч. 3 ст. 213 УК, и после исключения соответствующей нормы из Особенной части УК в 2003 г.

Положения, закрепленные в ст. 9-13 УК, определяют дей­ствие уголовного закона во времени и в пространстве. Онисформулированы по классической двухзвенной схеме «если., то.». Данные звенья коллизионной нормы в теории междуна­родного права принято именовать терминами «объем» и «привязка». Отказ данным предписаниям в праве считаться нормой равносилен признанию всего родственного им международного частного права несуществующим явлением.

Сложнее обстоит вопрос с предписаниями декларативного и дефинитивного характера. Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 2 УК задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституцион­ного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. В соответствии со ст. 32 УК соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

С одной стороны, указанные предписания имеют несамостоятельный характер по отношению к классическим уголовно-правовым нормам. В то же время они закреплены в УК и пред­назначены для регулирования в первую очередь поведения при-менителей уголовного закона.

Неспроста большинство дефиниций, используемых в УК РФ, сформулировано не по схеме обычного логического определения «А - это Б», а с использованием властного веления «А признается Б». В развернутом виде такое предписание выглядит следующим образом: «при применении норм УК управомоченный субъект обязан понимать под соучастием умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Нетрудно заметить родство приведенной дефинитивной нормы с ранее рассмотренными служебными коллизионными нормами.

Нормативный характер положений, закрепляющих принци­пы отрасли права («при применении норм УК управомоченный субъект обязан быть гуманным, справедливым и т. д.»), также не вызывает сомнений, тем более что принцип по своей природе -это некое генеральное правило поведения.

Как верно заметил С. С. Алексеев, «развитие процесса специ­ализации в праве усиливается с ростом юридической культуры, повышением уровня обобщений, используемых при формулировании юридических норм. Выделяются нормы, призванные только закреплять общественные отношения, их основы (в частности, конституционные нормы). Законодатель все больше «выводит за скобки» общие, повторяющиеся моменты, касающиеся определенной группы норм (например, правосубъектности, условий совершения тех или иных правомерных действий и т. п.). В виде отдельных норм права формулируются определения некоторых юридических понятий, принципы права» .

Таким образом, положения УК, закрепляющие задачи, принципы, определения и другие общие вопросы уголовно-правового регулирования, соответствуют признакам нормы права: являются общеобязательными формально определенными правилами поведения и могут быть сформулированы по типу уголовно-правовой нормы («если., то.»).

Представление о трехзвенной структуре нормы уголовного права вступает в непримиримое противоречие с его реальным со­держанием. В литературе по этому поводу высказана масса кри­тических замечаний. Сформулируем самые очевидные претензии:

1)признание наличия регулятивного запрета, обеспеченного санкцией уголовного права, в других отраслях или в требованиях морали разрушает отраслевую принадлежность нормы;

2)признание наличия регулятивного запрета в норме уголов­ного права приводит к тому, что законодатель применительно к квалифицированным составам преступлений по нескольку раз (повторно, трижды и т. д.) запрещает одно и то же деяние;

3)признание наличия регулятивного запрета в норме уго­ловного права порождает неясность по поводу того, к кому он обращен - к любому лицу или только к субъекту преступления, достигшему определенного возраста и являющемуся вменяемым;

4)в уголовном законе имеются положения, предусматриваю­щие последствия нарушения установленной уголовным законом обязанности отбыть наказание (санкция за нарушение санкции);в уголовном праве содержатся не только охранительные, но и поощрительные, а также коллизионные нормы, которые не имеют трехзвенной структуры;

5)в праве имеются обязанности, не обеспеченные санкциями (в соответствии с ч. 2 ст. 176 ГПК РФ свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное ему по делу, но он не предупреждается об ответственности за неправомерный отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний).

В то же время взаимосвязь между регулятивными и охранительными нормами, которые являются таковыми не абстрактно, а только по отношению друг к другу, является объективной и обеспечивает системность права.

В результате мы получаем следующее представление о микроструктуре уголовного права: оно выглядит как система взаимосвязанных элементарных частиц - норм уголовного права, имеющих стандартное внутреннее строение - гипотеза-диспозиция.

предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты) , образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

2 Какие науки относятся к фундаментальным?

Фундаментальные науки - это естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) - физика, химия, биология, науки о космосе, земле.. к фундаментальным относятся науки на основе которых получили свое развитие прикладные. Например, без математики не получила бы развития экономика, без физики и химии не появилась кибернетика, без медицины фармоцептика.

3 Что такое научная концепция?

Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предметы, руководящая идея для их систематического освещения.

4 Какие частицы относятся к элементарным? Классификация элементарных частиц.

Элемента́рная части́ца - собирательный термин, относящийся к микрообъектам в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить (или пока это не доказано) на составные части. Их строение и поведение изучается физикой элементарных частиц. Понятие элементарных частиц основывается на факте дискретного строения вещества. Ряд элементарных частиц имеет сложную внутреннюю структуру, однако разделить их на части невозможно. Другие элементарные частицы являются бесструктурными и могут считаться первичнымифундаментальными частицами .

Начиная с 1932 годабыло открыто более 400 элементарных частиц.

Классификация

По величине спинавсе элементарные частицы делятся на два класса:фермионы- частицы с полуцелым спином (например,электрон,протон,нейтрон,нейтрино);бозоны- частицы с целым спином (например,фотон).

По видам взаимодействий элементарные частицы делятся на следующие группы:

Составные частицы:

адроны- частицы, участвующие во всех видахфундаментальных взаимодействий. Они состоят изкваркови подразделяются, в свою очередь, на:мезоны(адроны с целымспином, т. е.бозоны);барионы(адроны с полуцелым спином, т. е.фермионы). К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядроатома, -протонинейтрон.

Фундаментальные (бесструктурные) частицы:

лептоны- фермионы, которые имеют вид точечных частиц (т. е. не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10 −18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны,мюоны,тау-лептоны) и не наблюдалось длянейтрино. Известны 6 типов лептонов.кварки- дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались. Как и лептоны, делятся на 6 типов и являются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.

калибровочные бозоны- частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:фотон- частица, переносящаяэлектромагнитное взаимодействие; восемьглюонов- частиц, переносящихсильное взаимодействие; трипромежуточных векторных бозонаW + , W − и Z 0 , переносящие слабое взаимодействие;гравитон- гипотетическая частица, переносящаягравитационное взаимодействие. Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель.

Адроны и лептоны образуют вещество. Калибровочные бозоны - это кванты разных видовизлучения.

Кроме того, в Стандартной Моделис необходимостью присутствуетхиггсовский бозон, который, впрочем, пока ещё не обнаружен экспериментально.

Первоначально термин «элементарная частица» подразумевал нечто абсолютно элементарное, первокирпичик материи. Однако, когда в 1950-хи1960-хгодах были открыты сотни адронов с похожими свойствами, стало ясно, что по крайней мереадроныобладают внутренними степенями свободы, т. е. не являются в строгом смысле слова элементарными. Это подозрение в дальнейшем подтвердилось, когда выяснилось, чтоадронысостоят изкварков.

Таким образом, мы продвинулись ещё немного вглубь строения вещества: самыми элементарными, точечными частями вещества сейчас считаются лептоныикварки. Для них (вместе с калибровочными бозонами) и применяется термин «фундаментальные частицы».

Открыто более 350 элементарных частиц. Из них стабильны фотон, электронное и мюонное нейтрино, электрон, протон и их античастицы. Остальные элементарные частицы самопроизвольно распадаются по экспоненциальному закону с постоянной времени от приблизительно 1000 секунд (для свободного нейтрона) до ничтожно малой доли секунды (от 10 −24 до 10 −22 с для резонансов).

Строение и поведение элементарных частиц изучается физикой элементарных частиц .

Все элементарные частицы подчиняются принципу тождественности (все элементарные частицы одного вида во Вселенной полностью одинаковы по всем своим свойствам) и принципу корпускулярно-волнового дуализма (каждой элементарной частице соответствует волна де-Бройля).

Все элементарные частицы обладают свойством взаимопревращаемости, являющегося следствием их взаимодействий: сильного, электромагнитного, слабого, гравитационного. Взаимодействия частиц вызывают превращения частиц и их совокупностей в другие частицы и их совокупности, если такие превращения не запрещены законами сохранения энергии , импульса, момента количества движения, электрического заряда, барионного заряда и др.

Основные характеристики элементарных частиц: масса, спин , электрический заряд , время жизни , чётность, G-чётность, магнитный момент , барионный заряд , лептонный заряд , странность, изотопический спин , CP-чётность, зарядовая чётность .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ CERN: Стандартная модель физики элементарных частиц

    ✪ Кирпичики вселенной: Элементарные частицы из которых состоит мир. Лекция профессора Дэвида Тонга.

    ✪ Элементарные частицы

    ✪ Мир элементарных частиц (рассказывает академик Валерий Рубаков)

    ✪ Что такое Бозон Хиггса? / Физика элементарных частиц

    Субтитры

Классификация

По времени жизни

  • Стабильные элементарные частицы - частицы, имеющие бесконечно большое время жизни в свободном состоянии (протон , электрон , нейтрино , фотон , гравитон и их античастицы).
  • Нестабильные элементарные частицы - частицы, распадающиеся на другие частицы в свободном состоянии за конечное время (все остальные частицы).

По массе

Все элементарные частицы делятся на два класса:

  • Безмассовые частицы - частицы с нулевой массой (фотон , глюон , гравитон и их античастицы).
  • Частицы с ненулевой массой (все остальные частицы).

По величине спина

Все элементарные частицы делятся на два класса:

По видам взаимодействий

Элементарные частицы делятся на следующие группы:

Составные частицы

  • Адроны - частицы, участвующие во всех видах фундаментальных взаимодействий . Они состоят из кварков и подразделяются, в свою очередь, на:
    • мезоны - адроны с целым спином , то есть являющиеся бозонами ;
    • барионы - адроны с полуцелым спином, то есть фермионы . К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядро атома , - протон и нейтрон .

Фундаментальные (бесструктурные) частицы

  • Лептоны - фермионы, которые имеют вид точечных частиц (то есть не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10 −18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны , мюоны , тау-лептоны) и не наблюдалось для нейтрино . Известны 6 типов лептонов.
  • Кварки - дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались (для объяснения отсутствия таких наблюдений предложен механизм конфайнмента). Как и лептоны, делятся на 6 типов и считаются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.
  • Калибровочные бозоны - частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:
    • фотон - частица, переносящая электромагнитное взаимодействие ;
    • восемь глюонов - частиц, переносящих сильное взаимодействие ;
    • три промежуточных векторных бозона W + , W − и Z 0 , переносящие слабое взаимодействие ;
    • гравитон - гипотетическая частица, переносящая гравитационное взаимодействие . Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель элементарных частиц .

Размеры элементарных частиц

Несмотря на большое разнообразие элементарных частиц, их размеры укладываются в две группы. Размеры адронов (как барионов, так и мезонов) составляют около 10 −15 м , что близко к среднему расстоянию между входящими в них кварками. Размеры фундаментальных, бесструктурных частиц - калибровочных бозонов, кварков и лептонов - в пределах погрешности эксперимента согласуются с их точечностью (верхний предел диаметра составляет около 10 −18 м ) (см. пояснение ). Если в дальнейших экспериментах окончательные размеры этих частиц не будут обнаружены, то это может свидетельствовать о том, что размеры калибровочных бозонов, кварков и лептонов близки к фундаментальной длине (которая весьма вероятно может оказаться планковской длиной , равной 1,6·10 −35 м).

Следует отметить, однако, что размер элементарной частицы является достаточно сложной концепцией, не всегда согласующейся с классическими представлениями. Во-первых, принцип неопределённости не позволяет строго локализовать физическую частицу. Волновой пакет , представляющий частицу как суперпозицию точно локализованных квантовых состояний , всегда имеет конечные размеры и определённую пространственную структуру, причём размеры пакета могут быть вполне макроскопическими - например, электрон в эксперименте с интерференцией на двух щелях «чувствует» обе щели интерферометра, разнесённые на макроскопическое расстояние. Во-вторых, физическая частица меняет структуру вакуума вокруг себя, создавая «шубу» из кратковременно существующих виртуальных частиц - фермион-антифермионных пар (см. Поляризация вакуума) и бозонов-переносчиков взаимодействий. Пространственные размеры этой области зависят от калибровочных зарядов , которыми обладает частица, и от масс промежуточных бозонов (радиус оболочки из массивных виртуальных бозонов близок к их комптоновской длине волны , которая, в свою очередь, обратно пропорциональна их массе). Так, радиус электрона с точки зрения нейтрино (между ними возможно только слабое взаимодействие) примерно равен комптоновской длине волны W-бозонов , ~3×10 −18 м , а размеры области сильного взаимодействия адрона определяются комптоновской длиной волны легчайшего из адронов, пи-мезона (~10 −15 м ), выступающего здесь как переносчик взаимодействия.

История

Первоначально термин «элементарная частица» подразумевал нечто абсолютно элементарное, первокирпичик материи . Однако, когда в 1950-х и 1960-х годах были открыты сотни адронов с похожими свойствами, стало ясно, что по крайней мере адроны обладают внутренними степенями свободы, то есть не являются в строгом смысле слова элементарными. Это подозрение в дальнейшем подтвердилось, когда выяснилось, что адроны состоят из кварков .

Таким образом, физики продвинулись ещё немного вглубь строения вещества: самыми элементарными, точечными частями вещества сейчас считаются лептоны и кварки. Для них (вместе с калибровочными бозонами) применяется термин «фундаментальные  частицы» .

В активно разрабатываемой примерно с середины 1980-х теории струн предполагается, что элементарные частицы и их взаимодействия являются следствиями различных видов колебаний особо малых «струн».

Стандартная модель

Стандартная модель элементарных частиц включает в себя 12 ароматов фермионов, соответствующие им античастицы, а также калибровочные бозоны (фотон , глюоны , W - и Z -бозоны), которые переносят взаимодействия между частицами, и обнаруженный в 2012 году бозон Хиггса , отвечающий за наличие инертной массы у частиц. Однако Стандартная модель в значительной степени рассматривается скорее как теория временная, а не действительно фундаментальная, поскольку она не включает в себя гравитацию и содержит несколько десятков свободных параметров (массы частиц и т. д.), значения которых не вытекают непосредственно из теории. Возможно, существуют элементарные частицы, которые не описываются Стандартной моделью - например, такие, как гравитон (частица, переносящая гравитационные силы) или суперсимметричные партнёры обычных частиц. Всего модель описывает 61 частицу .

Фермионы

12 ароматов фермионов разделяются на 3 семейства (поколения) по 4 частицы в каждом. Шесть из них - кварки . Другие шесть - лептоны , три из которых являются нейтрино , а оставшиеся три несут единичный отрицательный заряд:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

Норма права

Понятие нормы права

Норма права является “элементарной частицей” права, исходным элементом его системы. Право и норма права соотносятся между собой как общее и отдельное. Они имеют множество общих признаков, однако их понятия не совпадают между собой.

Право представляет собою систему норм, выражающих в наиболее общем виде государственную волю, общечеловеческий или классовый характер. Право как система пронизана едиными принципами, обусловленными общественной жизнью. Норма права приобретает свойства, присущие праву в целом только тогда, когда она “встроена” в систему права.

Итак, норма права, имеет некие специфические признаки, выявив которые можно дать определение понятия “норма права”.

Во-первых, норма права - это правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие. Норма права, в отличие от каких-либо индивидуальных предписаний, приказов, не имеет конкретного адресата. При этом общий характер имеют не только нормы, устанавливающие какое-либо правило поведения (например, “гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой” - ст. 59 Конституции Российской Федерации), но и нормы, учреждающие какой-либо государственный институт (“Президент Российской Федерации является главой государства” - ст. 80 Конституции Российской Федерации), устанавливающие статус и компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.

Норма права регулирует не конкретное, единичное отношение и поведение строго определенных субъектов, а множество сходных по содержанию отношений. Правовая норма отражает наиболее типичные, многократно повторяемые связи между людьми, наиболее часто встречающиеся способы их взаимодействия.

Норма права, таким образом, является абстрактной моделью типичных взаимоотношений между людьми и иными субъектами общественной жизни.

Вторым признаком правовой нормы является то обстоятельство, что она способна регулировать поведение человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения. Последние устанавливают общие начала и основные направления правового регулирования. Поэтому, хотя в этих нормах не предъявляют конкретных требований к поведению людей, но с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение любые социальные субъекты Подробнее см.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997, С. 14-19. . Особенно много таких норм содержится в конституциях (основных законах) государств.

Например, норма-цель заключена в Преамбуле российской Конституции: “мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”. Здесь указывается на цели принятия Основного закона нашего государства и поэтому, в дальнейшем, при реализации иных конституционных норм необходимо руководствоваться не только их содержанием, но и учитывать положения, закрепленные в конституционной Преамбуле.

Нормы-определения, такие, как например, содержащаяся в ст. 7 Конституции Российской Федерации (“Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”), и нормы-принципы (“все равны перед законом и судом” - ст. 19 Конституции) также оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения, ориентируют на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, создают определенные ориентиры, мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан и их объединений Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 16. .

В-третьих, норма права признается государством, которое обеспечивает ее выполнение, охраняет ее от нарушений силой своего принуждения. Однако, как правило, нормы права реализуются гражданами добровольно, что обеспечивается мерами убеждения, воспитания и организации. Если же воздействия этих средств оказывается недостаточным для того, чтобы побудить гражданина исполнить предписание правовой нормы, возникает необходимость в применении мер государственного принуждения.

Это обстоятельство и отличает нормы права от норм морали, религии, обычаев, традиций, корпоративных норм, которые обеспечиваются различными средствами общественного воздействия. Возможность государственного принуждение как гарантия реализации или охраны от нарушений является особенностью норм права, выделяющим его среди иных социальных норм.

В том случае, если неправовые социальные нормы будут признаны, санкционированы государством, они приобретают характер норм права. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания закрепляет, что срок погрузки товаров на судне определяется в соответствии с обычаями порта. В данном случае обычная норма (обычай порта) становится нормой права.

Четвертым признаком правовых норм является общеобязательность. Нормы права содержит не просто рекомендацию, пожелание поступить определенным образом. Она имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Пятым признаком нормы права является ее формальная определенность. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.

Кроме того, правовую норму отличает ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Она должна быть изложена таким образом, чтобы быть доступной для понимания всеми заинтересованными лицами и исключать положения, допускающие двусмысленные толкования.

Таким образом, норма права - это формально-определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, которое является государственным регулятором общественных отношений и охраняется государством.

Структура нормы права

Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при наличии условий, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.

Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.

Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Таким образом, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена в следующей формуле “если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)”.

Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно увидеть присутствие всех трех элементов. Например, ст. 93 (ч. 3) Конституции Российской Федерации: “Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным”. Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президенте Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.

Однако не все нормы Конституции Российской Федерации, также как и иные правовые нормы, имеют такую структуру. Так, например, В.О. Лучин полагает, что большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию, которая и выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 56. .

Вообще, в вопросе о структуре правовой нормы у ученых нет единого мнения. Одни (В.К. Бабаев См.: Советское право как логическая система. М., 1978, С. 168-169. , П.Е. Недбайло См.: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960, С. 67. , В.М. Сырых Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998, С. 110.) полагают, что в структуру правовой нормы обязательно должны входить все три ее составные части. При этом они считают, что норма права не совпадает со статьей нормативного акта. Зачастую, структурные элементы нормы права можно вычленить, проанализировав не одну, а несколько статей нормативного правового акта Следует заметить, что в данном случае предполагается три варианта соотношения правовой нормы и статьи нормативного правового акта:

1) статья нормативного правового акта и норма права полностью совпадают. В одной статье присутствуют все три элемента правовой нормы;

2) норма права изложена в нескольких статьях одного и того же нормативного акта или двух и более нормативных актов. Например, в одной статье содержится гипотеза, в другой - диспозиция, в третьей - санкция;

3) в различных частях одной статьи нормативного правового акта содержится две или несколько юридических норм. .

Другие ученые, например, С.С. Алексеев Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999, С. 66. , Б.В. Шейндлин Шейндлин Б.В. Сущность советского права. М., 1959, С. 91. придерживаются позиции о том, что норма права, как правило, имеет двухэлементную структуру. Обязательным элементом правовых норм является гипотеза, в регулятивных нормах присутствует диспозиция, а в охранительных - санкция.

Следует согласиться с мнением тех ученых (В.О. Лучин Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 55. , В.С. Основин Основин В.С. Нормы советского государственного права. С. 40. , Ю.А. Тихомиров Тихомиров Ю.А. Конституционные нормы // Теоретические основы Советской Конституции, М. 1981, С. 132.), которые считают, что о трехчленной правовой норме можно говорить лишь как об общей ее модели, включающей максимальное число элементов, из которых она может состоять. Структура одних норм соответствует данной модели, структура других представлена в виде различных ее модификаций. При этом если гипотеза и санкция являются факультативными элементами правовой нормы, диспозиция присутствует всегда, поскольку составляет сущность правовой нормы.

Гипотезы как составные части правовых норм подразделяются на несколько видов. В зависимости от строения гипотезы делятся на простые, сложные и альтернативные.

Простая предполагает наличие какого-либо одного условия, при котором реализуется правовая норма. Например: “Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения” (ст. 15, ч. 3 Конституции Российской Федерации). Гипотезой является часть нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нормативных правовых актов. Условие об опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, является единственным условием для их действия.

Таким образом, норма с простой гипотезой действует тогда, когда наличествует единственное, указанное в гипотезе условие.

Сложная гипотеза содержит несколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действие диспозиции в зависимость от наличия всей совокупности содержащихся в них условий.

Например: “Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет” (ст. 81, ч. 2 Конституции Российской Федерации). В данном случае для действия правовой нормы - возможности избрания Президентом Российской Федерации - необходимо соблюсти одновременно 3 условия - состояние в российском гражданстве, достижение 35-ти лет и проживание на территории России Федерации в течение 10-ти лет.

Таким образом, норма со сложной гипотезой действует, если имеются в наличии все условия, перечисленные в гипотезе.

Альтернативная гипотеза указывает на несколько условий, наличие лишь одного из которых позволяет руководствоваться диспозицией правовой нормы.

Например: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации). В данном случае диспозиция действует при наступлении одного из условий. Ограничение прав человека федеральным законом возможно или тогда, когда это необходимо для защиты основ конституционного строя, или для защиты нравственности, или для защиты иных социальных ценностей, определенных в данной норме.

Для действия правовых норм, в которых имеется альтернативная гипотеза, необходимо наступление лишь одного из условий, указанных в гипотезе.

По способу изложения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

Абстрактные гипотезы, устанавливая условия действия нормы, определяют их общими родовыми признаками. Например: “Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях” (ст. 81, ч. 4 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочия Президента Российской Федерации представлять наше государство внутри страны и на международной арене обусловлены его статусом главы государства. Или: “Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации” (ст. 94 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочие Федерального Собрания осуществлять законодательную власть обусловлено его положением в системе органов государственной власти как парламента.

И в первом и во втором случаях гипотеза носит абстрактный характер. В данной гипотезе не указывается на частные обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, а дается общее их определение.

Казуистические От латинского “casus” - случай или конкретно-определенная жизненная ситуация. гипотезы связывают реализацию правовой нормы с отдельными, перечисленными в ней частными случаями, которые невозможно определить через определенные родовые признаки. Примером гипотезы такого рода может быть норма, содержащаяся в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”. В данном случае в гипотезе перечисляются наиболее распространенные случаи ущемления равноправия человека и гражданина, в случае возникновения которых действует эта норма.

Или: “Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению” (ст. 22, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Здесь содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, с наличием которых связывается реализация нормы права.

Казуистическая гипотеза правовых норм применяется в юридической технике тогда, когда сложно определить какое-либо обстоятельство через родовые признаки, требуется четко указать на совершенно определенные случаи, в которых норма права должна быть реализована.

Диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам права возможность действовать определенным образом, определяют тот или иной вариант дозволенного поведения. При изложении правил поведения в управомочивающих диспозициях используются слова: “вправе”, “имеет право”, “может”.

Например: “Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами” (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Или: “Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы” (ст. 37, ч. 3 Конституции Российской Федерации); “Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию” (ст. 27, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Однако управомочивающие диспозиции могут быть сформулированы и иным способом. Например: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними” (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе” (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации). Однако в любом случае, из их содержание недвусмысленно говорит о том, что некоему субъекту предоставляется возможность действовать определенным образом.

Обязывающая диспозиция возлагает на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, она предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: “обязан”, “должен”, “подлежит”.

Например: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры” (ст. 44, ч. 3 Конституции Российской Федерации); или: “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства” (ст. 2 Конституции Российской Федерации); “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации” (ст. 59, ч. 1 Конституции).

Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: “Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом” (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей.

Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством. В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: “не допускается”, “не может”, “не должен”, “не вправе”, “запрещается”.

Например: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни” (ст. 13, ч. 5 Конституции Российской Федерации); или: “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст. 14, ч. 1 Конституции); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ст. 21, ч. 2 Конституции); “Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения” (ст. 25 Конституции); “При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона” (ст. 50, ч. 2 Конституции).

Третий элемент правовой нормы - санкцию - можно подразделить в зависимости от установленных в ней правовых последствий на два вида.

Правовосстановительные (возместительные) санкции направлены на то, чтобы полностью устранить или сократить ущерб, причиненный неисполнением предписаний, закрепленных в диспозиции.

Например: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются” (ст. 15, ч. 3 Конституции Российской Федерации). В данном случае санкцией является запрет применять законы, неопубликованные официально для всеобщего сведения.

Кроме того, правовосстановительные санкции могут предусматривать лишение юридической силы закона, противоречащего Конституции; отмену незаконного нормативного правового акта или индивидуального акта; возмещение причиненного ущерба в денежном выражении; возложение на нарушителя обязанности совершить определенные действия в пользу пострадавшей стороны и т.п.

Штрафные (карательные) санкции направлены на то, чтобы причинить определенные лишения или страдания нарушителю правовой нормы. Перечень штрафных санкций закреплен в законе исчерпывающим образом.

К такого рода санкциям относятся: предупреждение, выговор, штраф, конфискация имущества, принудительные работы, запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, административный арест, лишение свободы. Следует заметить, что штрафные санкции, даже имеющие имущественный характер (штраф, исправительные работы, конфискация имущества), отличаются от правовосстановительных санкций, поскольку выполняются в пользу государства, а не пострадавшего лица.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на:

- уголовно-правовые - установленные нормами Уголовного кодекса (штраф, конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность, лишение свободы и иные, закрепленные в УК);

- административно-правовые - закрепленные в нормах административного права (предупреждение, штраф, конфискация имущества, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, исправительные работы, административный арест сроком до 15-ти суток);

Дисциплинарные - предусматриваются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение). Особой разновидностью данных санкций является материальная ответственность - обязанность правонарушителя возместить вред, причиненный по его вине работодателю (предприятию, учреждению, организации).

- гражданско-правовые - предусматриваются нормами гражданского права или договорами за невыполнение гражданско-правовых обязательств (неустойка, пеня, штраф, возмещение убытков, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, принудительное выполнение обязанности).

В зависимости от степени определенности санкции правовых норм подразделяются на:

- абсолютно-определенные - они точно указывают на меру государственного воздействия на правонарушителя.

Например: “Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях” (ст. 79, ч. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447.);

- относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на субъект права в случае несоблюдения им предписаний правовой нормы.

Например: “Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет” (ст. 281, ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.); или: “Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет” (ст. 290, ч. 2 Уголовного кодекса). В данном случае срок лишения свободы определен в промежутке “от... до... лет”, а срок лишения права занимать определенные должности - в промежутке “до... лет”.

- альтернативные санкции устанавливают несколько мер государственного принуждения и позволяют правоприменителю самостоятельно выбрать один из них исходя из обстоятельств дела.

Например: “Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет” (ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации). В этом случае правоприменитель может либо оштрафовать должностное лицо или лишить его права занимать определенные должности. Выбор меры принуждения зависит в данном случае от тяжести совершенного деяния.

Виды норм права

Научно обоснованное подразделение правовых норм на отдельные виды имеет большое практическое и теоретическое значения. Оно позволяет точно определить место каждого вида юридических норм в системе права, уяснить их функции и роль в механизме правового регулирования, определить границы регулирующего воздействия правовых норм отдельного вида на общественные отношения, а также совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Во-первых, правовые нормы можно подразделить на виды в зависимости регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования) на:

- конституционные Об особенностях конституционных норм подробнее см.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001, С. 173-185. ;

- гражданские;

- административные;

- уголовные;

- трудовые;

- нормы семейного права и т.п.

Во-вторых, нормы права, принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы:

- материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус. Материальные нормы формулируют правомочия и обязанности субъектов права, отвечают на вопрос: “что делать?”.

Например: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ” (ст. 3, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Или: “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией” (ст. 17, ч. 1 Конституции РФ); или: “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления” (ст. 21, ч. 1 Конституции Российской Федерации);

- процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. Процессуальные нормы содержат ответ на вопрос: “как?”, “каким образом реализуются материальные нормы?”.

Следует заметить, что, как правило, процессуальные нормы содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих некоторые юридические процедуры (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” и т.п.). К примеру: “Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями)” (ст. 42, ч. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).

Однако, процессуальные нормы могут содержаться и в иных источниках права. Например, процессуальный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 33 Конституции Российской Федерации: “Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”; или в ст. 66 (ч. 2) Конституции: “Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации”.

В-третьих, в зависимости от способа воздействия норм на общественные отношения нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные юридические нормы определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, а также условия их возникновения и действия. Например: “Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства” (ст. 27, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Регулятивные нормы, в свою очередь могут быть подразделены на:

- управомочивающие - предоставляющие субъектам права какие-либо возможности по своему усмотрению совершать положительные действия. Например: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени” (ст. 23, ч. 1 Конституции Российской Федерации);

Обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия. Например: “Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом” (ст. 24, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

- запрещающие, которые устанавливают обязанность субъекта воздержаться от совершения некоторых действий. Например: “Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются” (ст. 24, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание данных мер. Например: “Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом” (ст. 85, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Здесь не столько закрепляется полномочие Президента Российской Федерации, но и устанавливается мера государственного принуждения, применяемая к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ее содержание - приостановление действия акта, а также условие, когда она применяется - противоречие акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Или: “Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения” (ст. 93, ч. 1 Конституции Российской Федерации). В данном случае определена мера государственного принуждения, применяемая к главе государства в случае совершения им тяжкого преступления.

В-четвертых, юридические нормы в зависимости от роли в механизме правового регулирования подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и специальные.

Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, устанавливают его цели и задачи, закрепляют общие принципы, пределы и направления правового регулирования, вводят правовые понятия и категории. Наибольшее количество исходных правовых норм содержится в Конституции Российской Федерации - Основном законе государства. Они закрепляют основы государственного и общественного строя(ст.ст. 1-15), важнейшие направления экономической и социальной политики государства (ст.ст. 7, 8 и 9), определяют характер, место и роль государства в общественной жизни (ст.ст. 3-5, 10 и 11).

Исходные нормы также могут устанавливать принципы правового регулирования (нормы-принципы). Например: “Все равны перед законом и судом” (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Однако нормы-принципы могут содержаться не только в Конституции, но и в иных источниках права. К примеру, ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует конституционный принцип равенства применительно к лицам, подвергающимся уголовному преследованию: “Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”.

Исходные нормы могут также определять цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования (определительно-установочные нормы). Примером исходных норм подобного рола может быть правовое установление, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: “Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников” Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301. .

Исходными правовыми нормами именуются также нормы, содержащие определение правовых понятий и категорий (нормы-дефиниции). Например: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” (ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации); или: “Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”); или: “Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления” (ст. 1, п. 1, абз. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506. .

Общие нормы закрепляют правила, которым подчиняется целый род общественных отношений, урегулированных какой-либо отраслью права или целой группой отраслей. Например, общей нормой гражданского права является норма, закрепленная в ст. 11 (п. 1, абз. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: “Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд”; а общей нормой межотраслевого характера - норма, закрепленная в ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации: “Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”. Как правило, общие нормы содержатся в общей части отрасли права (гражданского, уголовного, административного, муниципального, трудового и т.п.).

Специальные нормы устанавливают правила, регулирующие какой-либо вид общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как правило, содержатся в особенных частях различных отраслей права. Например: “Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба” (ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общей нормой по отношению к ней является норма, содержащаяся в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации: “Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере”.

Общие нормы действуют тогда, когда отсутствует специальная норма, регулирующая отношения данного вида.

В-пятых, нормы права также можно подразделить на виды в зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их. Они подразделяются на:

- конституционные нормы;

- законодательные нормы;

- подзаконные нормы.

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать законодательные и подзаконные нормы. Следующими по юридической силе являются законодательные нормы. Подзаконные нормы принимаются на основе и в соответствии с законодательными.

Данная классификация правовых норм имеет практическое значение. При возникновении коллизии (противоречия) между правовыми нормами действуют те из них, которые имеют большую юридическую силу.

В-шестых, по сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия, действующие на территории всего государства. Подобные юридические нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

Воздействие на общественные отношения норм ограниченного действия ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные нормы содержатся, к примеру, в законодательстве субъектов Российской Федерации или в федеральном законодательстве, в случае, если на это имеется непосредственное указание. Например, действие нормы, содержащейся в ст. 11 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении”, о том, что “указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений”, ограничено периодом чрезвычайного положения.

Локальные нормы действуют в пределах определенного объединения людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

Подобные документы

    Понятие и признаки нормы права, их виды и классификация. Связь понятия "процесса" с правосудием. Структура норм права: гипотеза, диспозиция и санкция. Абсолютно-определенные и относительно-определенные диспозиции. Структурные элементы правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2009

    Элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция; соотношения нормы права и статьи закона. Принципы гражданского права. Особенности процесса составления и исполнения завещательного распоряжения, требования к свидетелям, обязанности исполнителя.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2009

    Понятие нормы права, ее юридическая природа, специфические признаки, классификация. Структура нормы права, элементы "гипотезы", "диспозиции" и "санкции". Способы изложения правовых норм. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2010

    Сущность, особенности и порядок применения административно-правовых норм, их виды и реализация. Отличия от норм гражданского и уголовного права. Гипотеза, диспозиция, санкция как элементы структуры. Понятие и виды источников административного права.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2009

    Понятие, признаки и содержание структуры норм права. Классификация правовых норм. Структура логической нормы, понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Структура норм предписания, ее элементы и схема. Соотношение норм права и текстов нормативных актов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Понятие юридических и правовых норм права, действующих в обществе. Общие черты и отличия социальных и юридических норм. Разновидности общеобязательных правовых предписаний. Элементы структуры норм права: диспозиция, гипотеза и санкция. Виды правовых норм.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Понятие, основные признаки и особенности правовых норм как разновидности социальных норм, их структура и виды. Юридическая характеристика элементов правовой нормы - гипотезы, диспозиции и санкции. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Понятие, особенности норм административного права. Обязывающие, стимулирующие, уполномочивающие, рекомендательные и запрещающие нормы. Структура: гипотеза, диспозиция и санкция. Характеристика основных способов реализации административно-правовых норм.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2016

    Понятие и признаки норм права, их общеобязательный характер, формальная определенность и микросистемность. Регулятивные и охранительные нормы, их функции. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Понятие и основные признаки правовых норм. Их классификация и структура. Понятие и основные виды элементов норм права. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов. Особенности выделения гипотезы, диспозиции и санкции.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...