Этапы создания клубов по интересам.


2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

    Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

    Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

    Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

    Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

    Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

    Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

    Роль любительских объединений в социально-культурной деятельности.

    Классификация любительских объединений по направлениям деятельности.

    Организация работы любительских объединений.

    Документация любительских объединений.

    Примерные планы работы, Уставы любительских объединений и клубов по интересам по различным направлениям деятельности

  1. Роль любительских объединений в социально-культурной деятельности

Одной из форм активного и социально приемлемого проведения досуга людей являются клубы по интересам, любительские объединения.

Каждое культурно-досуговое учреждение может самостоятельно выбрать профиль клуба. Разнопрофильность клубов создает условия для разностороннего развития личности.

Клубное объединение , иначе именуемое «клубом по интересам», любительским объединением» - это организационно оформленная и стабильно функционирующая на базе какого-либо культурно-досугового учреждения (клуба, центра досуга, музея, библиотеки и т.п.) социальная группа людей объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности на досуге.

Клубное объединение – это добровольное объединение людей, самостоятельно программирующее и организующее свой досуг.

Клубы по интересам и любительские объединения – это добровольные общества энтузиастов общественников. Они учат своих членов быть не только потребителями, но и творцами духовных ценностей, воспитывают творческое отношение к действительности. Клубы дают возможность расширить и углубить свои знания, развивают профессиональные навыки, повышают уровень воспитанности, культуры досуга. Иначе говоря – это форма взаимовоспитания людей. Не случайно, что клубные объединения вошли в жизнь многих учреждений культуры, стали местом интеллектуального и культурного общения людей.

Роль клубных объединений, как форм организации свободного времени, которые располагают максимальными возможностями не только для просвещения участников, но и для развития способностей, организации непрофессионального творчества, активной деятельности по интересу, превращающейся в условиях клуба в род общественной работы.

Функции клубных объединений – не простое удовлетворение имеющихся запросов, а развитие и формирование более совершенных, более высоких ценных потребностей.

Социальные функции клуба можно рассматривать как направления воспитательного воздействия:

Познавательная функция (дает возможность получения знаний, приобретаемых в результате инициативы самого человека). Создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;

Коммуникативная функция (организация общения людей по интересам);

Преобразовательная функция (познавательная деятельность тесно связана с творческой, занятия в клубе могут побуждать к деятельности, преобразованию окружающей среды. Клуб должен учить творчеству, всесторонне гармоничное развитие личности в процессе любительских занятий);

Ценностно-ориентационная функция – в результате деятельности клуба его участники вырабатывают значимую для них характеристику различных явлений. Общая цель расчленяется на ряд задач и направлений деятельности клубных объединений. Каждое из направлений способствует развитию различных качеств личности;

Рекреационно-оздоровительная – обеспечение отдыха в процессе деятельности по интересу, создание высокого оптимистического настроения личности и группы любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях.


4.Любительские объединения и клубы по интересам: сущность, признаки и виды

В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:

Ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости ситуации, собст­венно организации и самоорганизации;


  • принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании рав­ноправия участников социально-культурного процесса, основанных на субъектно-субьектных связях;

  • принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социально-культурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).

2.Сущность управления в социально-культурной сфере

Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие , так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношениях между специалистами, тог да как организация основана как на взаимодействии между специалистами-организаторами, так и рядо­выми участниками мероприятий. Как подчеркивает В.З. Дуликов, органи­зация представляем собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управле­ние - это, как правило, взгляд сверху. Управление деятельностью пред­полагает определенных стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс ор­ганизации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.

Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество па основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социально-культурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго на­учных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от Министерства культуры до домов культуры, клубов и библио­тек) в целях обеспечения социально-культурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя меро­приятия.

Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций , представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятель­ностью социально-культурных учреждений на различных уровнях - феде­ральном, региональном или местном.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений куль­туры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавли­вают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и тре­бований к их квалификации.

Важной функцией органов государственного управления является осу­ществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.

Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры - ломом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждения может осуществляться и представительным органом - советом учрежде­ния культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения.

Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения.


3.Управление в технологиях социально-культурной деятельности

В Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам принятом еще в 1986 году сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

Под термином «любительство» сегодня понимается такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели.

Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. В процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные пред­ставления, частушки, народные пляски, народное инструмен­тальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различ­ные стороны жизни, как участников, так и зрителей



Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества.

Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам культурно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность).

Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутриклубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

Исходя из анализа различных подходов к проблеме любительского творчества Е.И.Григорьева предлагает собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение - это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развива­ются новые организационнные формы клубов - детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности.

Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в Положе­нии о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).

Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просветительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-политические клубы, которые организуют встречи с ветерана­ми, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. В современной России происходят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наряду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внима­ния стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится оче­видным, что наиболее острой потребностью государства и обще­ства является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в по­строении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между потребностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное уч­реждение могут свободно выбирать свой собственный путь развития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания обра­зования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи явля­ется формирование культуры мира, которая требует всесторон­них действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педагогический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конст­руктивное влияние на формируемую личность конкретного мо­лодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры мира.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.

2. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.

3. Охарактеризуйте основные категории самодеятельности (по Е.И. Смирновой).

4. Какие виды и жанры художественной самодеятельности предлагает

А.С. Каргин?

5. Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности.

Литература основная: 1,3,4,5

Литература дополнительная: 17,25,30,41,44,51,60,61,65,68,73,75,76

Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И.


3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

Положение о народных самодеятельных коллективах;

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

«Наследие»;

«Жилье и социальное обустройство»;

«Межнациональное культурное сотрудничество»;


«Народное творчество, промыслы и ремесла»;

«Юные дарования» («Новые имена»);

«Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

«Наука и культурная политика»;

«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

Принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного

творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

Фольклоризация самодеятельного искусства;

Расширение импровизационных начал;

Обращение к традициям религиозного искусства;

Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.


Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...