Государственное экологическое управление. Система органов государственного экологического управления Органы экологического управления
Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.
Виды экологического управления:
Государственное
Муниципальное
Общественное
Производственное
Полномочия органов управления:
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);
установление федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
организация и проведение государственной экологической экспертизы ;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования , формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм , установленных на федеральном уровне;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде , причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения , управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Все органы управления можно разделить на 2 вида:
· осуществляющие общее управление;
· специальные органы для управления.
Органы общего управления.
ОГВ, осуществляющий общее управление на федеральном уровне – Правительство РФ. В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.
Полномочия правительства в сфере ООС определены в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:
· Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области ООС и обеспечения экологической безопасности;
· организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования.
На уровне субъектов общее управление в сфере ООС осуществляют соответствующие ОГВ субъектов общей компетенции.
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ОГВ субъектов РФ» в ст.21 устанавливает полномочия высшего исполнительного органа ГВ субъекта:
· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта;
· участвует в проведении единой государственной политики в области, среди прочего, экологии.
На местном уровне названную деятельность осуществляют ОМСУ, которые наделены полномочиями по решению многих вопросов, связанных с экологией ФЗ «Об общих принципах организации МСУ».
Специальные исполнительные органы
· Министерство природы РФ – центральное место занимает
· Федеральная служба (ФС) по гидрометеорологии и мониторингу ОС
· ФС по надзору в сфере природопользования
· Федеральное агентство (ФА) водных ресурсов
· ФА по недропользованию
· Министерство здравоохранения и социального развития
· ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
· Министерство сельского хозяйства
· ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору
· ФС государственной регистрации, кадастра и картографии
· ФА лесного хозяйства
· ФА по рыболовству
· Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
Муниципальное экологическое управление.
Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.
На местном уровне осуществляется ОМСУ.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся:
· организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения;
· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
· озеленение территории;
· организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
· другие.
Вопросы местного значения муниципального района:
· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
· организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
· другие.
Круг вопросов местного значения городского округа:
· организация водоснабжения населения, водоотведения
· организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
· организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
· другие.
27. Экологическое планирование: понятие, виды, цели, порядок осуществления
Экологическое планирование – это планирование определенной группы мероприятий, направленных на восстановление ОС, сохранение, уменьшение негативного воздействия, а планирование хозяйственной деятельности должно осуществляться так, чтобы не создавать потенциальную опасность для ОС.
Деятельность по большей части не столько правовая, сколько организационная. Полномочия в сфере планирования есть и у РФ, и у субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Плановая документация (2 вида):
· доктрины, концепции, основы экологической политики. На сегодняшний момент в 2002 году утверждена экологическая доктрина. Длинный и бессмысленный документ. Сейчас Министерство природных ресурсов и экологии разрабатывает новый документ «Основы экологической политики до 2030 года», с перспективой утверждения в Правительстве РФ, концепция и структуры размещены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии. Принципиальных отличий от экологической доктрины нет, но он к нам более адаптирован.
· целевые экологические программы.
Ст.3 ФЗ «Об охране ОС» закрепляет принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Ст.44 требует при планировании и застройке городских и сельских поселений соблюдения требований в области ООС, принимать меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановления природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
Ст.55: при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст.69).
Планирование находит свое отражение в федеральных программах. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В нашем случае, в указанных программах должна быть также определена государственная политика в области ООС.
Планирование осуществляется посредством разработки и утверждения программ. Под эти программы предусматривается бюджетное финансирование.
Бюджет финансирует
· программы;
· деятельность органов, которые осуществляют свои полномочия на это финансирование осуществляют в том числе и мероприятия в сфере охраны окружающей среды.
До охраны окружающей среды, понятно, это финансирование органов государственной власти доходит, на самом деле, очень немного.
Система и полномочия органов государственного экологического управления
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...
Система и полномочия органов государственного экологического управления
Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.
Виды экологического управления:
Государственное
Муниципальное
Общественное
Производственное
Полномочия органов управления:
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Система органов управления.
I Органы общей компетенции:
Правительство РФ
Администрация субъектов РФ
II Специальной компетенции.
1) Министерство природных ресурсов и экологии
a. ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
b. ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
c. ФА водных ресурсов
d. ФА по недропользованию
2) Министерство сельского хозяйства
a. ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору
3) Министерство здравоохранения и социального развития
a. ФС по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека
b. ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
4) Министерство экономического развития
a. ФС государственной регистрации, кадастра и картографии
b. ФА по управлению государственным имуществом
Подчиняются Правительству: ФА по рыболовству, ФА лесного хозяйства, федеральное космическое агентство, Ростехнадзор.
Подчиняются Президенту: МВД, МЧС, ФСБ, Минюст, Минрегион.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
39582. | Проект электрификации телятника на 25 голов с разработкой навозоудаления в ЗАО «Красный холм» РМО | 578.63 KB | |
В последнее время принят ряд указов, законов, нормативных актов, которые создают благоприятные условия для развития всех форм хозяйствования на селе в условиях рыночных отношений. Реализация этих решений по выходу с/х из кризиса основана на введении новых форм организации производства | |||
39583. | Организация водоохладительной установки АВ-30 | 1.38 MB | |
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве а следовательно и эффективности производства возможно лишь при условии максимальной механизации и автоматизации при неуклонном сокращении доли ручного труда. Сокращение доли тяжёлого и малоквалифицированного физического труда непременное условие экономического роста. Рост технической и энергетической вооруженности сельскохозяйственного труда развитие научных исследований с использованием современной научной аппаратуры достижений полупроводниковой микроэлектроники и... | |||
39584. | Политическая социализация личности | 273.14 KB | |
Личность -одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию. | |||
39585. | Социальная зрелость личности | 79 KB | |
Ницше Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия. Многие науки не обходят стороной социальную зрелость личности а для такой относительно новой области человекознания как акмеология от греч. | |||
39586. | Модернизация систем автоматизации контроля электрических машин | 1.96 MB | |
Программное обеспечение системы адаптировано для целей обучения основам спектрального анализа и ознакомления с обучающимися алгоритмами искусственного интеллекта. Программа проста в освоении и не требует специальных навыков. | |||
39587. | Барабаны ленточных конвейеров | 16.6 KB | |
Тяговые свойства приводного барабана повышают путем увеличения натяжения ленты или угла обхвата лентой приводного барабана использования высокофрикционных футеровок с продольными или шевронными ребрами что способствует самоочищению.Футеровки устанавливаются при помощи специальных клеев на барабаны конвейеров футеровочные пластины значительно уменьшают сход ленты и ее проскальзывание а также попадание груза на поверхность барабана что существенно улучшает работу конвейеров и повышает их техникоэкономические показатели.Рифленая... | |||
39588. | Лента конвейерная | 109.87 KB | |
Тяговым каркасом резинотканевой ленты рис. Резинотросовые ленты рис. имеют тяговый каркас состоящий из стальных тросов уложенных в один ряд параллельно друг другу вдоль ленты с обеих сторон покрытый резиной. Количество прокладок может быть от 3 до 10 в зависимости от условий эксплуатации свойств транспортируемого груза ширины прочности и жесткости ленты. | |||
39589. | Натяжные устройства ленточного конвейера | 34.2 KB | |
Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные рамные. Каждое из названных натяжных устройств состоит из натяжной тележки или натяжной рамы и грузового устройства. Грузовые устройства могут быть без полиспаста с полиспастом или грузолебедочные. | |||
39590. | Приводы ленточного конвейера | 152.77 KB | |
Приводы ленточного конвейера выполняютсяоднобарабанными с одним или двумя двигателями рис. 1;двухбарабанными с близко расположенными друг около друга приводными барабанами рис. 2 а 3 и с раздельным расположением приводных барабанов на переднем и заднем концах конвейера рис. 3 3;трехбарабанными с близко расположенными друг около друга барабанами рис. | |||
Государственное экологическое управление осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и составляющие единую систему.
Под системой обычно понимают комплекс, целое, состоящее из взаимодействующих компонентов, упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое
единство.
По поводу классификации государственных органов, входящих в эту систему, существует несколько точек зрения.
Впервые «систематизация органов государственного управления по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов была осуществлена О. С. Колбасовым» 148 , который выделил в зависимости от компетенции органы общегосударственного и ведомственного хозяйствен-
но-отраслевого управления.
Иную позицию в данном вопросе заняли С. Б. Байсалов и Л. В. Илья-шенко, классифицировав государственные органы натри группы: 1) органы общей компетенции; 2) органы ведомственной компетенции; 3) органы специальной компетенции 150 . Эта точка зрения подвергалась критике со стороны О. А. Кичатовой, предложившей осуществить «построение системы органов по традиционной классификации, основанной на конституционных принципах - органы общей и специальной компетенции»" 1 . Указанной классификации в настоящее время придерживается большинство современных ученых-экологов 152 . Так, Н. Б. Мухитдинов разделяет все органы управления в области охраны окружающей природной среды и природо-
Экологическое право России / Под ред. - М„ 1997. С. 185.
148 Проблемы правовой охраны окружающей среды в СССР. - Л., 1979.
С. 59.
149 Колбасов О. С. Экология: политика- право. - М., 1976. С. 180.
150 Байсалов С. Б., Ильяшенко Л. Е. Указ. раб. С. 180.
151 Проблемы правовой охрЗаиы окружающей среды в СССР. - Л., 1979.
С. 61-64.
152 См.: Указ. раб.; Кузнецова Н. В.
Указ.
раб.; Петров В. В.
Экологическое право России. - М., 1995; Экологическое право
России / Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева.
- М, 1997.
Пользования на три блока: а) органы общего управления; б) органы специального управления; в) иные органы |53 .
Сложилось единодушное мнение по поводу того, что органы общей компетенции наряду с охраной окружающей природной среды и природопользованием ведают и другими вопросами, входящими в их компетенцию, а органы специальной - специально уполномочены выполнять экологические функции.
Ввиду того, что функции органов государственного экологического управления довольно разнообразны, ряд авторов производит классификацию еще на одном уровне, подразделяя органы специальной компетенции на: координационные (решающие комплексные задачи) и отраслевые (выполняющие экологические функции в отношении отдельных природных объектов) 154 ; функциональные (выполняющие межведомственные функции в области координации и управления деятельностью по охране и использованию природных ресурсов) и отраслевые (ведомственные) (на которые возложены функции по непосредственному управлению охраной и использованием конкретных объектов природы) 155 ; комплексные (выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач), отраслевые (сосредотачивающие внимание на охране и использовании отдельных природных объектов) и функциональные (выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов) 156 .
По мнению автора, бесспорно деление специальных органов на комплексные (синоним - координационные) и отраслевые, но функциональные, т.е. выполняющие одну или несколько экологических функций, стоят особняком, т.к. эти функции являются для них второстепенными наряду с первоочередными задачами, да и вообще их трудно отнести к органам специальной компетенции, т.к. создаются они для решения иных вопросов.
Вызывает сомнение и классификация органов государственного экологического управления, предложенная Б. В. Ерофеевым. Он подразделяет их на органы общей, межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции выделяются в силу того, что экологическая функция не является специальной функцией этих
153 Мухитдинов И. Б.
Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей
природной среды: проблемы и особенности их решения» //Государство и право.
1992. №8. С. 97.
154 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева.
- М., 1997. С. 192.
155 Баландюк В. Н., Харитонов А. Н. Указ. раб. С. 7-9.
156 Петров В. В. Указ. раб. С. 177.
органов, а их решения распространяются на всех граждан и юридических лиц в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Органы межотраслевой компетенции классифицированы в самостоятельную группу, потому что акты, принимаемые ими, обязательны для всех иных ведомств. Органы управления отраслевой компетенции выделены в связи с тем, что они осуществляют надведомственное регулирование отношений по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к исполнению акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта 157 . Следуя данной классификации, трудно представить, куда отнести Министерство сельского хозяйства РК.
Наиболее удачной, по нашему мнению, является классификация, предложенная М. М. Бринчуком. Он подразделяет все органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы 158 . В развитие этой идеи мы, в свою очередь, предлагаем подразделить органы специальной компетенции на комплексные и отраслевые. Следует заметить, что на практике органы государственного управления в данной области довольно сложно классифицировать в связи с нескончаемой чехардой, вереницей реорганизаций этих органов, их слиянием и разъединением, вследствие чего их компетенция варьируется от специальной до функциональной.
Итак, систему органов государственного экологического управления составляют:
1) органы общей компетенции - органы, решающие целый комплекс
разнообразных задач, включая и экологические:
Правительство Республики Казахстан;
Местные исполнительные органы;
2) органы специальной компетенции - органы, специально уполномо
ченные выполнять экологические функции:
а) комплексные органы -
органы, выполняющие все или блок экологи
ческих задач:
Министерство охраны окружающей среды РК;
Территориальные управления охраны окружающей среды;
Министерство сельского хозяйства РК.
б) отраслевые органы
- органы, организующие охрану и использование
отдельных природных объектов:
Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М., 1996. С. 211-213. Бринчук М. М. Указ. раб. С. 226.
Агентство РК по управлению земельными ресурсами;
Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК;
Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК;
Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК;
Комитет рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК.
3) функциональные органы
- органы, выполняющие одну или не
сколько экологических функций в отношении всех природных объектов:
Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК;
Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;
Министерство здравоохранения РК;
Министерство РК по чрезвычайным ситуациям;
Министерство внутренних дел РК;
Комитет по жилищной и строительной политике Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан;
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли РК.
Рассмотрим компетенцию вышеуказанных органов в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Компетенция Правительства РК в области охраны окружающей природной среды закреплена в ст. 16 Экологического кодекса РК. Так, Правительство РК: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, обращения с отходами, стратегические меры по их осуществлению; 2) разрабатывает государственные экологические программы и программы по различным направлениям природопользования, а также в области охраны климата и озонового слоя Земли; 3) одобряет концепции по различным видам природопользования; 4) принимает решения о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан; 5) утверждает программы по охране окружающей среды на республиканском уровне и на особо охраняемых природных территориях; 6) определяет порядок ведения государственного учета, государственных кадастров и государственного мониторинга каждого вида природных ресурсов; 7) утверждает, определяет и устанавливает экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; 8) осуществляет международное сотрудничество; 9) объявляет территорию зоной чрезвычай-
ной экологической ситуации и принимает решение о прекращении действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.
Компетенция местных исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды закреплена в Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г. и конкретизируется в ст.20 Экологического кодекса РК. Они: 1) организуют разработку согласованных с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды программ и иных документов, предусматривающих мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию и их реализацию на соответствующих территориях; 2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов; 3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности; 3-1) выдают разрешения на эмиссии в окружающую среду в пределах своей компетенции; 4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы; 5) вносят предложения по разработке документов в области охраны окружающей среды, передают на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды инициативные проекты таких документов; 6) привлекают для проведения экспертных работ внешних экспертов (физических и юридических лиц), имеющих лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды; 7) разрабатывают в пределах своей компетенции целевые показатели качества окружающей среды; 8) организуют разработку программ по управлению отходами и обеспечивают их выполнение; 9) выделяют земельные участки под строительство объектов по размещению отходов производства и потребления; 10) обеспечивают строительство объектов по удалению и размещению отходов; 11) обеспечивают соблюдение экологических требований при обращении с коммунальными отходами; 12) осуществляют контроль объемов образования отходов и разрабатывают мероприятия и экономические стимулы, направленные на снижение объемов образования отходов, повышение уровня их повторного или альтернативного использования и сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению; 13) принимают решение о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан; 14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории; 15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы; 16) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окру-
Жающей среды инвестиционные проекты в области охраны окружающей среды.
Министерство охраны окружающей среды РК является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию по вопросам реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и обеспечения экологически устойчивого развития общества.
Компетенция названного Министерства закреплена в ст. 17 Экологического кодекса РК, а также в Положении о Министерстве охраны окружающей среды РК от 8 декабря 2007 г.
Основными задачами Министерства являются:
1) улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества;
2) руководство и межотраслевая координация по вопросам реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, природопользования и устойчивого развития;
3) совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологически устойчивого развития общества;
4) совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды и государственного экологического контроля, экономических методов охраны окружающей среды в пределах своей компетенции;
5) оптимизация системы охраны окружающей среды и участие в оптимизации системы природопользования для устойчивого развития;
6) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;
7) развитие системы распространения информации и просвещения в области охраны окружающей среды;
8) обеспечение государственного экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов экологических требований.
Министерство осуществляет следующие функции: 1) вырабатывает предложения по формированию государственной экологической политики и переходу к устойчивому развитию; 2) вырабатывает предложения по формированию политики по эффективному и рациональному использования возобновляемых ресурсов и источников энергии, и «прорывным» технологиям; 3) осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, включая реализацию междуна-
родных договоров; 4) утверждает в пределах своей компетенции или согласовывает экологические нормативы и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности; 5) осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды; 6) проводит единую государственную экологическую политику; 7) осуществляет межотраслевую координацию реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования; 8) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны климата и озонового слоя Земли, сохранения биоразнообразия, опустынивания и деградации земель; 9) разрабатывает и организует выполнение программных документов в сфере охраны окружающей среды и природопользования; 10) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции; 11) разрабатывает технические регламенты в области охраны окружающей среды; 12) согласовывает региональные программы и планы мероприятий по охране окружающей среды; 13) организует ведение Единой системы кадастров природных ресурсов; 14) организует ведение Государственного кадастра отходов производства и потребления; 15) организует ведение Государственного кадастра захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; 16) организует ведение системы управления отходами; 17) организует ведение Государственного фонда экологической информации; 18) организует ведение государственного мониторинга состояния окружающей среды и отдельных специальных видов мониторинга, а также осуществляет координацию ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; 19) организует разработку и опубликование Национального экологического атласа; 20) осуществляет управление бесхозяйными опасными отходами, признанными решением суда поступившими в республиканскую собственность и многие другие функции.
Министерство имеет ведомство - Комитет экологического регулирования и контроля, на который возлагается целый ряд функций по: 1) проведению государственной экологической экспертизы в пределах своей компетенции, а также координации деятельности по осуществлению экологической экспертизы и выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду в Республике Казахстан и осуществлению ее методического руководства; 2) осуществлению контроля за деятельностью должностных лиц местных исполнительных органов по организации и проведению государственной экологической экспертизы, выдаче разрешений на эмиссии в окружающую среду; 3) выдаче экологических разрешений (разрешения на эмиссии в окружающую среду и комплексные экологические разрешения) в пределах
Своей компетенции; 4) установлению в экологических разрешениях лимитов на эмиссии в окружающую среду; 5) согласованию выдачи лицензий, разрешений, договоров (контрактов) в области использования природных ресурсов в пределах своей компетенции; 6) осуществлению выдачи лицензий на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (подвиды деятельности: природоохранное проектирование, нормирование; работы в области экологической экспертизы; экологический аудит); 7) выдаче разрешений на импорт, экспорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества; 8) принятию решения о проведении обязательного экологического аудита; 9) организации и совершенствованию системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, разрешительной, лицензионной и эколого-экспертной деятельности, нормирования и стандартов в пределах своей компетенции, а также системы экономических методов и механизмов стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды; 10) обеспечению в установленном законодательством порядке доступа к экологической информации в пределах своей компетенции; 11) согласованию разрешений на специальное водопользование; 12) участию в согласовании бассейновых схем комплексного использования и охраны водных объектов, подготовке бассейновых соглашений, разработке государственных (региональных и бассейновых) программ по использованию, воспроизводству и охране водных объектов, а также в реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами в пределах своей компетенции; 13) организации ведения реестра наилучших доступных технологий; 14) ведению Государственного реестра природопользователей и источников загрязнения окружающей среды; 15) ведению реестра проектов нормативных правовых актов, прошедших государственную экологическую экспертизу; 16) осуществлению контроля за соблюдением требований экологического законодательства Республики Казахстан при выполнении процедуры оценки воздействия на окружающую среду; 17) осуществлению государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований; 18) согласованию программ производственного экологического контроля; 19) совершенствованию деятельности служб лабораторно-аналитического контроля в системе органов государственного экологического контроля; 20) составлению перечня общественных объединений, в уставе которых предусмотрены функции общественного экологического контроля и т.д.
Компетенция отраслевых органов - Агентства РК по управлению земельными ресурсами, Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК - будет рассмотрена в соответствующих разделах Особенной части нашего пособия.
Рассмотрим компетенцию функциональных органов управления.
Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК является ведомством, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также руководство в области обеспечения режима нераспространения ядерного оружия и регулирования безопасного использования атомной энергии в Республике Казахстан. Его компетенция закреплена в Положении от 23 сентября 2000 г. Основными задачами Комитета выступают: государственное регулирование в области использования атомной энергии; обеспечение работы государственной системы учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения; государственный контроль экспорта и импорта товаров и услуг в области использования атомной энергии; участие в экспортном контроле ядерных материалов, технологий, оборудования, установок и иных объектов, перечни которых устанавливаются международными режимами нераспространения, а также источников радиоактивного излучения и изотопной продукции; государственный надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности на территории Республики Казахстан, контроль противоаварийного планирования на объектах использования атомной энергии, а также надзор за обеспечением физической защиты ядерных материалов и установок.
Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан осуществляет экологические функции в соответствии с задачами, возложенными на него Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г.
В п. 11 ст. 19 Таможенного кодекса говорится, что одной из основных задач таможенных органов РК является обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды. Непосредственное участие этих органов в природоохранительных мероприятиях осуществляется в соответствии с планами совместных мероприятий, которые разрабатываются Комитетом таможенного контроля и заинтересованными органами на определенные периоды времени. Так, по этим планам таможенные органы усилили проведение досмотра авиапассажиров, вылетающих за пределы РК, активизировали работу таможенных постов на автомобильных и железнодорожных пе-
реходах с целью выявления и пресечения попыток вывоза ценных хищных ловчих птиц в сопредельные с Республикой Казахстан государства.
Таможенные органы оказывают содействие природоохранительным органам не только в рамках специально разработанных планов, оно осуществляется и в процессе выполнения обычных функциональных обязанностей. Пресекая случаи экологической контрабанды, таможенные органы обеспечивают природоохранительные органы необходимой информацией и предоставляют им возможность проследить путь к истокам экологического правонарушения. Предметом экологической контрабанды могут являться токсические, радиоактивные вещества, отходы, редкие растения, животные, незаконно добытые богатства недр.
Министерство здравоохранения РК является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, контроля за качеством медицинских услуг.
В соответствии с Положением от 28 октября 2004 г. Министерство выполняет следующие функции в данной области: взаимодействует с общественными организациями в области охраны здоровья граждан, формирования здорового образа жизни, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществляет организацию и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; руководит деятельностью государственных учреждений санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории РК; организует охрану территории РК от завоза и распространения карантинных заболеваний; взаимодействует с государственными органами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на ведомственных объектах санитарно-эпидемиологического надзора РК, утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в пределах своих полномочий. В целях реализации своих задач и осуществления своих функций Министерство имеет право осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и принимать меры административного воздействия за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов.
Экологическая деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям РК осуществляется в соответствии с законом РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996 г. и Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям РК, утвержденным постановлением Правительства РК от 28 октября 2004 г.
Основными задачами этого ведомства является участие в разработке и реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и горного надзора.
Экологическая деятельность органов Министерства внутренних дел РК осуществляется в соответствии с Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. Данным Законом на органы внутренних дел возложена обязанность участвовать в проведении карантинных, санитарных и экологических мероприятий и предоставлено право: контролировать соблюдение организациями и гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодательства, санитарных норм и правил; проводить в присутствии представителей администрации организации проверку выполнения этих требований; приостанавливать частично или полностью работу организаций, отдельных производств и участников при нарушениях, содержащих угрозу окружающей среде, возникновения эпидемий и эпизоотии. Кроме того, в задачи, поставленные перед ОВД РК, входят выявление, пресечение и раскрытие экологических правонарушений, в т. ч. и экологических преступлений, охрана природных объектов, обеспечение экологического правопорядка.
Рассмотрев компетенцию МВД РК, можно сделать вывод о том, что эта структура является самостоятельным органом в системе органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Она относится к функциональным органам, т. е. выполняющим одну или несколько экологических функций наряду с другими задачами.
Место органов МВД РК в системе органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования определено еще постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г., где Министерство внутренних дел названо самостоятельным органом государственного управления в области охраны природы.
МВД РК относится к числу государственных органов, решающих задачи в области охраны окружающей природной среды с помощью организационно-правовых средств, реализация которых направлена на укрепление законности и правопорядка.
Комитет по жилищной и строительной политике Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан регулирует отношения, связанные с использованием земель населенных пунктов.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли РК осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением от 18 октября 2000 г. Его экологической функ-
Цией является нормирование (стандартизация) качества окружающей природной среды.
3. Понятие и виды экологического контроля в Республике Казахстан
В соответствии с п.38 ст.1 Экологического кодекса РК государственный экологический контроль - деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по контролю за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований.
На наш взгляд, недостатком данного понятия является то, что здесь понятие «контроль» объясняется через понятие «контроль», а это неправильно.
Сущность контроля как функции социального управления состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий - приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех
социальных регуляторов.
В связи с охраной окружающей природной среды сущность и цели контроля можно сформулировать следующим образом: сущность экологического контроля состоит в том, что орган экологического контроля осуществляет наблюдение и проверку того, как подконтрольный субъект соблюдает экологические требования в своей хозяйственной или иной деятельности; основной целью экологического контроля является блокирование отклонений деятельности подконтрольного субъекта от установленных экологических требований, а при обнаружении нарушений - определение мер по их устранению и недопущению впредь.
Контроль как функция социального управления состоит из нескольких элементов. В данном вопросе автор согласен с мнением В. Г. Татаряна и И. А. Омарова, которые выделяют три элемента контроля:
Проверку фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, всей деятельности подконтрольного органа;
Проверку путей и средств выполнения задания, иного предписания, поручения;
Принятие мер для устранения недостатков, исправления положения и так далее, наказания виновных или поощрения отличившихся служащих" 60 .
Применительно к экологическому контролю можно выделить следующие три элемента:
а) проверку фактических результатов экологической деятельности
природопользователя с точки зрения не только законности, но и целесооб
разности проверяемых действий, решений;
б) проверку путей и средств выполнения природопользователем своих
функций с точки зрения соответствия требованиям экологического законо
дательства;
в) принятие мер для устранения экологических нарушений, привлече
ния к ответственности виновных.
По нашему мнению, экологический контроль - это деятельность по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами, КФХ требований экологического законодательства, принятию мер по недопущению или устранению экологических правонарушений и привлечению к ответственности правонарушителей.
Объектом экологического контроля выступает деятельность подконтрольных субъектов по соблюдению экологического законодательства.
Субъектов экологического контроля можно подразделить на контролирующих и подконтрольных.
К контролирующим субъектам относятся органы государственного экологического управления, осуществляющие функции экологического контроля, их должностные лица, ведомства в отношении своих подведомственных подразделений, предприятия в пределах самого предприятия, общественные объединения.
К подконтрольным субъектам относятся как физические, так и юридические лица, а также КФХ являющиеся природопользователями.
Экологический контроль выполняет ряд функций.
Информационная функция экологического контроля состоит в том, что контролирующие субъекты получают информацию о деятельности подконтрольных субъектов в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, а подконтрольные субъекты узнают о последствиях контрольных проверок.
Предупредительная функция экологического контроля заключается в том, что подконтрольные субъекты, зная о предстоящих контрольных проверках и возможности привлечения их к ответственности за невыполнение
159 Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. - М.: Юрид. лит., 1987. С. 23.
Татарин В. Г., Омаров И. А. Казахстанское административное право. - Алматы, 1997. С. 300.
экологических требований, будут соблюдать нормы экологического законодательства и не допустят совершения со своей стороны экологических правонарушений.
Карательная функция экологического контроля проявляется в применении мер ответственности к подконтрольным субъектам, допускающим нарушения экологического законодательства в процессе своей хозяйственной и иной деятельности.
Экологический контроль можно классифицировать на виды по различным критериям.
В Экологическом кодексе РК имеется следующая классификация:
1) экологический контроль;
2) контроль за использованием и охраной земель;
3) контроль в области использования и охраны водного фонда;
4) контроль в области изучения и использования недр;
5) контроль в области лесного законодательства Республики Казахстан;
6) контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;
7) контроль в области особо охраняемых природных территорий.
Данная классификация не вполне понятна, так как здесь наряду с видами
контроля в области использования и охраны отдельных природных ресурсов выделяется экологический контроль в области особо охраняемых природных территорий. Также не ясно, что же понимается под экологическим контролем, ведь это обобщающее понятие.
Приведем несколько оптимальных классификаций.
В зависимости от природного объекта, в отношении которого осуществляется деятельность подконтрольных субъектов, можно выделить два вида: комплексный (интегрированный) и поресурсный (пообъектный).
Комплексный (интегрированный) контроль проводится за сохранностью окружающей природной среды в целом. Сюда же можно отнести контроль в области особо охраняемых природных территорий.
Поресурсный (пообъектный) - по отдельным природным ресурсам или объектам охраны окружающей среды. Он подразделяется на контроль:
За использованием и охраной земель;
За охраной недр;
За использованием и охраной водных ресурсов;
За состоянием, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов;
За охраной, воспроизводством и использованием животного мира;
За охраной атмосферного воздуха.
В зависимости от того, какие подконтрольные субъекты контролируются, экологический контроль делится на надведомственный и внутриведомственный.
Надведомственный контроль осуществляется контролирующими органами в отношении субъектов, которые хотя и подконтрольны этим органам, но являются самостоятельными структурами. Таким образом, осуществляет экологический контроль органами Министерства охраны окружающей среды РК.
Внутриведомственный контроль производится каким-либо ведомством в отношении своих структурных подразделений. Например, в системе Министерства юстиции РК имеются предприятия-природопользователи, а именно - исправительно-трудовые учреждения, деятельность которых основана на использовании природных ресурсов. Большей частью это сельскохозяйственные ИТУ, реже - лесозаготовительные и горнодобывающие (например, в Володарской колонии строгого режима в Кокшетауской области до 500 осужденных работали на урановых рудниках). Контроль за правильным использованием земель, вод, лесов, недр, проведением всех необходимых мероприятий по их охране от загрязнения промышленными отходами, сточными водами систематически осуществляется Департаментом уголовно-исполнительной системы при Министерстве юстиции РК.
Экологический контроль в зависимости от субъектов, его осуществляющих, делится на: государственный, производственный и общественный.
Правовую основу государственного экологического контроля составляют Экологический кодекс РК (гл. 12-13), и соответствующие разделы Земельного, Водного, Лесного кодексов РК, Законов РК «О недрах и недропользовании», «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Об особо охраняемых природных территориях».
Целью государственного экологического контроля в соответствии со ст.111 ЭК РК являются обеспечение экологической безопасности, экономия природных и энергетических ресурсов, устойчивое использование биологических ресурсов, повышение конкурентоспособности национальной продукции.
Государственный экологический контроль служит выполнению следующих задач:
1) формирование ответственного отношения природопользователей к окружающей среде;
2) предупреждение нарушений в области экологического законодательства Республики Казахстан (ст.113 ЭК РК).
Особенностями государственного экологического контроля является то, что он носит надведомственный характер, осуществляется от имени государства и обеспечивается мерами юридической ответственности.
Государственный экологический контроль может осуществляться в форме предупредительного, текущего и последующего.
Предупредительный контроль присутствует на стадиях планирования и проектирования хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды, ввода объектов в эксплуатацию.
Текущий контроль применяется на стадии осуществления природо-пользователем своей деятельности.
Последующий контроль необходим при проверке реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, вынесенных в результате предыдущей проверки.
Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции - органами Министерства охраны окружающей среды РК, Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, Агентства РК по управлению земельными ресурсами и т. д. (государственный специальный экологический контроль) и местными исполнительными органами - акиматами (государственный общий экологический контроль).
В соответствии со ст. 117 ЭК РК должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, вправе:
1) взаимодействовать с природопользователями, физическими лицами и общественными объединениями;
2) беспрепятственно посещать проверяемые объекты, в том числе военные и оборонные, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) входить на территорию физических и юридических лиц с измерительными приборами и оборудованием для отбора проб и, при необходимости, с привлечением специалистов и представителей общественности делать необходимые измерения, брать пробы (в том числе образцы товаров и материалов) и анализировать их;
4) запрашивать и получать документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;
5) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, инициировать отзыв лицензий и (или) расторжение договора (контракта) на использование и изъятие природных ресурсов и (или) приостановление и аннулирование экологических и иных разрешений на природопользование в случае нарушений природопользователем экологических норм и требований, повлекших значительный ущерб окружающей среде и (или) здоровью населения;
6) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении нарушений экологического законодательства Республики Казахстан;
7) предъявлять в суд иски об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан;
8) рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц к административной или уголовной ответственности;
9) определять или принимать участие в определении размера ущерба, нанесенного окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, выносить предписания о возмещении вреда и предъявлять иски в суд;
10) обращаться в прокуратуру и правоохранительные органы за оказанием содействия для предотвращения или пресечения действий нарушителей экологического законодательства Республики Казахстан;
11) вносить компетентному органу предложения о прекращении действия контракта на проведение операций по недропользованию в случаях отказа подрядчика устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения; непринятие недропользователями мер, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан; невозможность устранения причин, вызвавших приостановление операций по недропользованию; существенное нарушение подрядчиком обязательств, установленных контрактом либо программой работ в пределах своей компетенции.
Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств (специализированных средств связи, фото-, видеоаппаратуры, средств измерений).
В соответствии со ст. 118 ЭК РК должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением требований экологического законодательства Республики Казахстан;
2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан;
3) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, в которых содержатся признаки уголовно наказуемого деяния;
4) взаимодействовать с другими государственными органами, а также физическими и (или) юридическими лицами по вопросам обеспечения соблюдения экологического законодательства Республики Казахстан;
5) сохранять конфиденциальность инспекторской информации;
6) соблюдать правила служебной этики.
Свои права и обязанности должностные лица контролирующих органов реализуют в ходе инспекторских экологических проверок.
Инспекторская экологическая проверка - комплекс мероприятий, посредством которых должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, проводятся сбор и анализ информации о соблюдении природопользователями экологического законодательства Республики Казахстан (ст.119 ЭК РК).
Инспекторские экологические проверки подразделяются на следующие виды:
1) плановая - проверка, запланированная уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и проводимая с учетом установленных Экологическим кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
2) внеплановая - проверка, назначаемая уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в случаях необходимости оперативного реагирования на чрезвычайные экологические ситуации, непосредственного выявления нарушений экологического законодательства Республики Казахстан либо поступления об этом информации, а также ввода и вывода объектов из эксплуатации, существенных изменений в технологии производства, контроля за выполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате плановой проверки;
3) встречная - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами;
4) рейдовая - одновременная проверка нескольких хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения ими отдельных требований экологического законодательства Республики Казахстан;
5) комплексная - проверка, проводимая уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.
Запрещается проведение иных видов инспекторских экологических проверок, кроме установленных настоящим Кодексом.
В ст. 120 ЭК РК установлены периодичность и сроки проведения инспекторских экологических проверок. Плановые инспекторские экологические проверки проводятся не чаще одного раза в год. После проведения плановой или комплексной проверки у природопользователя проведение у него других видов инспекторских экологических проверок, за исключением внеплановых и встречных, в течение текущего календарного года не допускается.
Срок проведения инспекторских экологических проверок, указываемый в акте о назначении проверки, не должен превышать тридцать рабочих дней с момента его вручения для субъектов частного предпринимательства, кроме особо сложных случаев.
Инспекторские экологические проверки природопользователей, которые в течение трех лет выполняют производственные экологические программы, не допускают нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, своевременно, полно и качественно предоставляют отчетную документацию, проводятся не чаще одного раза в три года, за исключением случаев аварийного загрязнения окружающей среды.
При проверке вопросов особой сложности срок проведения инспекторской экологической проверки может продлеваться уполномоченным органом в области охраны окружающей среды с уведомлением органа по правовой статистике на срок не более тридцати календарных дней.
Производственный экологический контроль осуществляется самими природопользователями, в частности, предприятиями в отношении своей деятельности.
Целями производственного экологического контроля являются:
1) получение информации для принятия решений в отношении экологической политики природопользователя, целевых показателей качества окружающей среды и инструментов регулирования производственных процессов, потенциально оказывающих воздействие на окружающую среду;
2) обеспечение соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан;
3) сведение к минимуму воздействия производственных процессов природопользователя на окружающую среду и здоровье человека;
4) повышение эффективности использования природных и энергетических ресурсов;
5) оперативное упреждающее реагирование на нештатные ситуации;
6) формирование более высокого уровня экологической информирован
ности и ответственности руководителей и работников природопользовате-
лей;
7) информирование общественности об экологической деятельности
предприятий и рисках для здоровья населения;
8) повышение уровня соответствия экологическим требованиям;
9) повышение производственной и экологической эффективности системы управления охраной окружающей среды;
10) учет экологических рисков при инвестировании и кредитовании
(ст. 128 ЭК РК).
Основные задачи этого вида контроля - проверка выполнения планов и мероприятий предприятия по охране окружающей природной среды, проверка соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду и т. д.
Производственный экологический контроль осуществляется руководителями предприятий, экологическими службами предприятия, если таковые имеются, инженерами по охране окружающей среды, другими руководителями функциональных служб. Он проводится природопользователем на основе программы производственного экологического контроля, разрабатываемой природопользователем и согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В программе производственного экологического контроля устанавливаются обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного экологического контроля, критерии определения его периодичности, продолжительность и частота измерений, используемые инструментальные или расчетные методы.
Правовую основу указанного вида контроля составляет Глава 14 «Производственный экологический контроль» Экологического кодекса РК.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями по их инициативе, договорам с природопользовате-лями и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Его особенностью является то, что этот вид контроля не подкреплен принудительной силой государства, меры его воздействия носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Общественный экологический контроль проводится в целях привлечения общественности к экологическим проблемам государства (ст. 135 ЭК РК).
Правовую основу общественного экологического контроля составляют Глава 15 «Общественный экологический контроль» ЭК РК, Закон РК «Об
Порядок проведения общественного экологического контроля определяется общественными объединениями в соответствии с их уставами.
В результате изучения главы бакалавр должен:
- знать название законов и подзаконных актов, определяющих полномочия органов государственной власти общей и специальной компетенции; содержание экологических полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- уметь правильно определять орган публичной власти, наделенный полномочиями в области решения конкретных вопросов охраны окружающей среды; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические полномочия органов публичной власти;
- владеть навыками составления обращений в различные органы экологического управления.
Понятие и система органов экологического управления
Государственное управление является достаточно исследованной категорией в юридической литературе. При этом оно формулируется в широком и узком смыслах.
В широком смысле государственное управление определяется Д. П. Зеркиным и В. Г. Игнатовым как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах . Представителем науки административного права Ю. А. Тихомировым в более узком смысле под государственным управлением понимается вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть . В связи с появлением института местного самоуправления, в науке стало упоминаться муниципальное управление.
Следовательно, общепризнанным является (в том числе применительно к вопросам охраны окружающей среды) существование двух видов управления – государственного и муниципального.
Вместе с тем в юридической литературе последних лет все чаще упоминаются и иные его виды – "общественное", "производственное" и "отраслевое (ведомственное)" управление.
На наш взгляд, общественное управление в рассматриваемом контексте не имеет правового характера по причине отсутствия у общественных объединений возможности реализации внешних властных функций. Общественные объединения могут осуществлять только "экологически значимую деятельность" либо "участвовать в обеспечении экологического правопорядка" (например, посредством сообщения соответствующим государственным органам о совершении экологических правонарушений, осуществления общественной экологической экспертизы). Применительно к производственному экологическому управлению следует отметить, что речь тут может идти не о реализации функции управления, а лишь об обязанности соблюдения определенных законодательных предписаний по охране окружающей среды.
Под управлением в области охраны окружающей среды (экологическим управлением) следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленную на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и интересов физических и юридических лиц.
В силу особых субъектов его реализации, специфических форм и методов осуществления, экологическое управление является понятием более узким по сравнению с понятием природоохранная деятельность (охрана окружающей среды). Последняя осуществляется не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и иными субъектами (общественными и иными некоммерческими объединениями, юридическими и физическими лицами).
Управленческая деятельность в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно органами государственной власти и местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями (подчинение своей воле от лица государства, вплоть до применения мер государственного принуждения).
Природоохранные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления – это нормативно закрепленный комплекс прав и обязанностей этих органов по реализации экологической функции государства.
Пункты "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции относят охрану окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Смысл совместного ведения сводится к невозможности решения в одностороннем порядке только федеральным центром или только субъектами РФ вопросов, составляющих сто предмет. В ч. 2 ст. 76 Конституции указывается, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. На основе этих конституционных положений развивается законодательство РФ и ее субъектов, регулирующее вопросы природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Законы субъектов РФ принимаются либо после принятия соответствующего федерального закона, либо в опережающем порядке. Признание за субъектами РФ права принимать законы по предметам совместного ведения и собственным предметам ведения направлено на совершенствование правового регулирования экологических отношений в субъектах РФ, что выражается в возможности учитывать их интересы и особенности природно-климатического (географического), экономического, этнографического, исторического и иного характера. Однако, в любом случае, в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции законы (и иные нормативные правовые акты) субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.
Говоря о разграничении полномочий федерального уровня и уровня субъектов РФ, следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного территориальными подразделениями ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных определенными полномочиями по охране окружающей среды.
Наряду с этим сохраняется субрегиональный принцип управления использованием и охраной водных объектов и водных биоресурсов (бассейновый принцип), а также управления особо охраняемыми природными территориями, расположенными на территории двух и более субъектов РФ (например, это курортный регион Кавказских Минеральных Вод, расположенный на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики).
Под муниципальным экологическим управлением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий в границах соответствующего муниципального образования.
Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности. Поэтому можно говорить о реализации органами местного самоуправления собственных природоохранных полномочий, а также о реализации ими переданных государственных экологических функций (при наделении таковыми в установленном порядке).
- См.: Зеркин Д. П. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2000. С. 48.
- См.: Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 45.
- Роль гонадотропных гормонов в регуляции функций организма женщины
- Что делать с грибами лисичками после сбора?
- Тихое утро - Казаков Ю. П. Юрий Казаков: Тихое утро Володя и Яшка
- Юрий Казаков: Тихое утро Читать произведение казакова тихое утро
- Иосиф Бродский: мятежный поэт
- Что будет с Землёй если на неё упадёт метеорит или астероид
- Последствия падения на землю метеоритов различного диаметра
- Основные методы исследования генетики человека
- Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы Лучшие английские писатели и их произведения для детей
- Снежная Дарья скачать книги FB2 TXT HTML бесплатно без регистрации и читать онлайн Дарья снежная
- Как влияет кашель при беременности на плод: чем он опасен, какой является наиболее опасным и как правильно лечиться
- К чему снится женщине сова: девушке, замужней, беременной – толкование по разным сонникам
- Как сделать вечный приворот черное венчание
- Самая сильная молитва спиридону тримифунтскому Молитва о трудоустройстве на работу спиридону тримифунтскому
- Затворница мелания о чем молятся
- Православные церкви всего мира
- Исследование закономерностей синтеза света В чем заключается суть аддитивного синтеза цветов
- Физико-химические методы анализа: практическое применение Физические методы исследования веществ
- Молекулярная формула олеиновой кислоты
- Болят мышцы при отравлении - причины, лечение Почему при отравлении болят кости