Гражданско правовое положение иностранцев в российской федерации. Гражданско-правовое положение иностранцев в россии


Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .

В ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» 88 Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во Проспект, 2007 г..

Существует два основных подхода к определению нормативной основы правоспособности иностранцев в МЧП: 1) Например, ст. 1196 ГК РФ 2001 г., предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом 22 Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях. - М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г. (ч. 1), 1996 (ч. 2), 2001 г. (ч.3).. Это значит, что гражданская правоспособность иностранца в РФ определяется законодательством РФ, а не его личным законом, то есть в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Однако в РФ могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством 77 Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2009 г.. По другому подходит к решению данной проблемы ст. 27 Кодекса Бустаманте, определяющая, что «Правоспособность и дееспособность физических лиц регулируются их личным законом, кроме случаев ограничения его применения, установленных настоящим Кодексом или местным правом 55 Кодекс международного частного права (кодекс Бустаманте) - Гавана, 1928 г.». В РФ принцип установления гражданской правоспособности физического лица на основе его личного закона понимается, как правило, в том смысле, что последним определяется только начало и конец правоспособности индивида 7 .

Под гражданской дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, поэтому это свойство индивида зависит от его умственного состояния. В законодательстве большинства стран мира указано, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения им установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному (в России, Англии и Франции граждане признаются полностью дееспособными в 18 лет, в Швейцарии и Японии - в 20 лет). Несовершеннолетние могут быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Например, в Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста, а в ряде стран континентальной Европы по решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним («эмансипация»). Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом установлен ряд ограничений в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком 99 Иншакова А.О. Международное частное право: Учебник. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета», 2008 г..

В большинстве стран мира гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Однако закон РФ предусматривается специальные правила, ограничивающие действие принципа lex patriae при определении дееспособности иностранцев, к примеру - п. 5 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому гражданская дееспособность лица без гражданства определяется в РФ по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 1197 ГК РФ российскому праву также подчиняется решение вопросов о признании иностранцев недееспособными или ограниченно дееспособными 66 Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2008 г.

1. Современное гражданское законодательство России для опреде­ления нрава, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона фи­зического лица (ст. 1195 ГК РФ) Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской право­способности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объ­явления его умершим (ст. 1200 ГК РФ) Приведем текст ст. 1195 ГК РФ:

«1. Личным законом физического лица считается право стра­ны, гражданство кᴏᴛᴏᴩой ϶ᴛᴏ лицо имеет.

2. В случае если лицо наряду с российским гражданством имеет и ино­странное гражданство, его личным законом будет российское

3. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Рос­сийской Федерации, его личным законом будет российское

4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в кᴏᴛᴏᴩой ϶ᴛᴏ лицо имеет

место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается право стра­ны, в кᴏᴛᴏᴩой ϶ᴛᴏ лицо имеет место жительства.

6. Личным законом беженца считается право страны, предоста­вившей ему убежище».

Из приведенного текста следует, что для третьей части ГК РФ ха­рактерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону

гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Наряду с данным учитывается применяемый в российском праве подход, соглас­но кᴏᴛᴏᴩому гражданин, имеющий также иное гражданство, рассмат­ривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации (ст. 6 Закона о гражданстве Российской Федерации) Новым для российского законодательства будет введение правила о личном законе иностранных граждан, имеющих место жительства в России (п. 3 ст. 1195) Как отмечалось в комментариях к третьей части ГК (Н.И. Марышева), эта норма демонстрирует стремление увязать приме­нение принципа гражданства, как основного принципа, с территори­альным принципом (указанием на место жительства) Кстати, эта норма представляет собой изъятие из основного правила о применении права страны гражданства, причем она носит односторонний характер, поскольку речь идет о применении только российского права. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо права страны его гражданства должно применяться право страны места его жительства, а в отношении российских граж­дан, проживающих за границей, таких изъятий из общего правила и применения права страны гражданства не предусмотрено. Понятие места жительства определено в ГК РФ следующим образом: под мес­том жительства понимается «место, где лицо постоянно или преиму­щественно проживает» (ст. 20)

Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в кᴏᴛᴏᴩой такое лицо имеет место жительство.

2.
Стоит отметить, что основное правило в отношении гражданской правоспособности физического лица содержится в ст. 1196 ГК. Приведем текст ϶ᴛᴏй статьи.

«Гражданская правоспособность физического лица определя­ется его личным законом. При ϶ᴛᴏм иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации граждан­ской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».

Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностра­нец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, кᴏᴛᴏᴩые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или ус­тановления изъятий из российского закона. Закрепленный в законодательстве национальный режим в отноше­нии гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности.

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательст­вом не могут быть установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (например, такое правило применительно к занятию племенным животноводством было уста­новлено в 1995 г. федеральным законом)

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобрете­ния, полезные модели, промышленные образцы, топологии интеграль­ных микросхем, на селекционные достижения предоставляется в силу международных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 14)

В нашей литературе обращалось внимание на то, что в области гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные граждан­ским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не преду­смотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ) Речь идет о прави­лах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих дого­ворные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участни­ков. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собст­венности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпри­нимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятель­ностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. При всем этом в отношении прав иностранцев на землю Земельным кодексом РФ и Законом об обо­роте земли сельскохозяйственного назначения 2002 г. установлен ряд ограничений для иностранцев. Закон об обороте земель в п. 2 ст. 2 и ст. 3 выяснил факт того, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юри­дические лица, в уставном (складочном) капитале кᴏᴛᴏᴩых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица. На них распространяется действие Стоит сказать - положения о поряд­ке государственной регистрации субъектов предпринимательской де­ятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятель­ности могут быть пользователями недр, если законодательством они будут наделены правом заниматься ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим видом деятель­ности. Речь идет о деятельности по разведке и использованию недр. В ϶ᴛᴏм и в ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (например, градостроительной деятельностью (ст. 22 Закона РФ от 14 июля 1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации»); деятельностью по предоставлению услуг связи (ст. 8 Федерального за­кона от 16 февраля 1995 г. «О связи») Исходя из ст. 10 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Рос­сийской Федерации», они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитекто­ром - гражданином РФ, имеющим лицензию.

Иностранные граждане могут быть членами производственных ко­оперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации») Исключая выше сказанное, следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношеьли предо­ставления иностранцам равных прав с российскими граждана!,) и. Эти изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе ᴏᴛʜᴏϲᴙтся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Стоит заметить, что они не могут находиться на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с обеспечением безопасности РФ, замещать долж­ности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Рос­сийской Федерации, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ограничениями, предусмотрен­ными КТМ РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, заниматься иной деятельностью и занимать иные должнос­ти, допуск иностранных граждан к кᴏᴛᴏᴩым ограничен федеральным законом (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан 2002 г.) Установлен особый порядок замещения иностранными граж­данами руководящих должностей в организациях, в уставном капита-ле кᴏᴛᴏᴩых более 50% акций или долей принадлежит российскому го­сударству.

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняе­мых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу тер­риториального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об ав­торском праве 1993 г.) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обна­родованным на территории РФ либо необнародованным, но находя­щимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отно­шении других произведений иностранцев авторские права признают­ся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами РФ (см. гл. 14)

Изъятия для иностранцев и лиц без гражданства из национального режима (как в отношении ограничения, так и расширения прав по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции, только федеральным законом или международным договором РФ. Это означает, что ни в постановлени­ях Правительства РФ, ни в актах иных исполнительных органов РФ, ни в правовых актах субъектов РФ не могут вводиться особые прави^ ла для иностранных граждан.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с российскими гражданами в области граждан­ских прав, но и возложение на иностранцев как участников граж­данских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил наше­го законодательства. К примеру, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причинения вреда личности или имуществу гражданина или имуще­ству юридического лица возникает обязательство по возмещению вреда. Исходя из ст. 1099-1101 ГК РФ установлено возмещение мо­рального вреда. Нужно помнить, такие обязательства возникают и в случае причине­ния вреда иностранцами (см. гл. 13)

Осуществление Нрав, предоставленных в РФ иностранным граж­данам в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с нашим законодательством, неотделимо от ис­полнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязаннос­тей иностранцев сформулировано в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать ϲʙᴏю квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с данными учреждениями, а также межправительственных и иных соглашений, заключаемых с го­сударственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, кᴏᴛᴏᴩые окончили высшие учебные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по данным вопросам содержатся в

§ 2. Гражданско-правовое положение иностранцев в России

соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данными соглашениями в РФ лица, окончившие высшие учебные заве­дения за границей, при наличии у них ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с ли­цами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.

3. Законодательство содержит также специальные правила, касаю­щиеся дееспособности физических лиц, под кᴏᴛᴏᴩой понимается спо­собность совершать определенные действия, принимать на себя опре­деленные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности фи­зического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлени­ем кᴏᴛᴏᴩого человек достигает совершеннолетия и тем самым стано­вится полностью дееспособным. Аналогично тому как и во многих странах континен­тальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lexpatriae. Приведем ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие положения, предус­мотренные ст. 1197 части третьей ГК:

«1. Гражданская дееспособность физического лица определяет­ся его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее дееспособностью по ϲʙᴏе­му личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дее­способности, если оно будет дееспособным по праву места со­вершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об от­сутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица не-деесопобным или ограниченно дееспособным подчиняется россий­скому праву».

Из приведенного текста ϶ᴛᴏй статьи, во-первых, следует что дее­способность определяется законом гражданства лица; во-вторых, огра­ничение действия закона гражданства установлено в интересах торго­вого оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране; в-третьих, установление общего правила о применении права страны гражданства не исключа­ет применения для определенных видов отношений специальных кол­лизионных норм о дееспсобности. В комментариях к ϶ᴛᴏй статье (Н.И. Марышева) отмечалось, что такие специальные коллизионные нормы имеются, например, в отношении способности лица нести от­ветственность за вред по обязательствам вследствие причинения вреда. В таком случае к дееспособности будет применяться не личный закон, а право, к кᴏᴛᴏᴩому отсылает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая коллизионная норма. Так, если иностранец во время проживания в России причинит вред российскому гражданину в результате автоаварии (так называе­мого ДТП - дорожно-транспортного происшествия), то его способ­ность нести ответственность за вред в силу ст. 1219 и 1220 ГК будет определяться по российскому праву как закону места причинения вреда. Следует обратить внимание и на то, что, согласно п. 3 ст. 1197 ГК РФ, признание в России физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным должно осуществляться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с российским нравом независимо от того, проживают ли данные лица в Рос­сии постоянно или находятся временно.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими страна­ми, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонним конвенциям о правовой помощи стран СНГ, дееспособность физических лиц определяется законодательст­вом договаривающейся стороны, гражданином кᴏᴛᴏᴩой будет ϶ᴛᴏ лицо (ст. 23 Минской конвенции 1993 г., ст. 26 Кишиневской конвен­ции 2002 г.)

4. Новым для российского законодательства будет введение коллизионной нормы, касающейся права на имя. Исходя из ст. 1198 ГК РФ, «права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено данным Кодексом или другими законами».

В понятие «имя», согласно ГК, входит имя, отчество, фамилия лица, если иное не вытекает из законодательства или национального обычая. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. позволяет отдельным субъектам РФ применять ϲʙᴏи правила, регулирующие приϲʙᴏение ребенку фамилии (в том случае, если фа­милии его родителей различны) и отчества. Ребенку может вообще не присваиваться отчество, если ϶ᴛᴏ обусловлено национальной тради­цией, получившей закрепление в нормативном акте субъекта РФ. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 2 ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об ϶ᴛᴏм ϲʙᴏих должников и кредиторов и несет риск последствий, вы­званных отсутствием у данных лиц сведений о перемене его имени. Рос­сийский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приобретения прав и обязан­ностей под именем другого лица. Защита права на имя имеет сущест­венное значение, поскольку встречаются случаи искажения имени, использования имени таким образом, что затрагивается честь, досто­инство, и деловая репутация его носителя.

§ 2. Гражданско-правовое положение иностранцев в России

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ограничивается только пределами гражданского законодательства. Изменение имени возможно исключительно на основании акта государственно­го органа, а им может быть только орган страны гражданства. В случае вступления в брак или усыновления вопрос об имени, например, жен­щины, вступающей в брак, или усыновленного, будет определяться правом, кᴏᴛᴏᴩое должно применяться к отношениям такого рода.

Правила о применении права в отношении имени физического лица имеется в ряде государств. В Австрии, ФРГ и других странах право на имя определяется местными законами.

Известны и случаи из практики.

Так, проблема применения права в отношении изменения имени возникла в 1997 г. у четырехкратной чемпионки мира русской спортсменки Оксаны Грищук (спортивные танцы на льду) в связи с тем, что на предшествующих зимних Олим­пийских играх золотые медали завоевали две спортсменки с одинаковыми имена­ми - Оксана Баюл (Украина) и Оксана Грищук (Россия) После ϶ᴛᴏго обе спорт­сменки проживали в США, где их часто путали. Чтобы избежать ϶ᴛᴏго, Оксана Грищук объявила в коммюнике за два месяца до начала зимних Олимпийских игр в Нагано, что ее официальное имя не Оксана, а Паша. При ϶ᴛᴏм она предъявила официальное подтверждение об изменении имени от властей места ϲʙᴏего прожи­вания. При этом ϶ᴛᴏт факт не был признан, поскольку решающее значение для Олим­пийских игр имеет имя в паспорте спортсменки.

5. Поскольку в отличие от предшествующего российского граж­данского законодательства новый ГК рассматривает в качестве инсти­тутов гражданского права опеку и попечительство, коллизионные пра­вила опеки и попечительства включены в часть третью ГК РФ (ст. 11990) Приведем текст ϶ᴛᴏй статьи:

«1. Уместно отметить, что опека или попечительство над несовершеннолетними, не­дееспособными или ограниченными в дееспособности совершен­нолетними лицами устанавливается и отменяется по личному за­кону лица, в отношении кᴏᴛᴏᴩого устанавливается или отменяется опека либо попечительство.

2. Обязанность опекуна (попечителя) принять опекунство (по­печительство) определяется по личному закону лица, назначаемо­го опекуном (попечителем)

3. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, нахо­дящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение кᴏᴛᴏᴩой назначило опекуна (попечителя) Важно заметить, что од­нако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для ϶ᴛᴏго лица».

Цель опеки и попечительства заключается в том, ɥᴛᴏбы обеспечить за­щиту прав и интересов лиц, кᴏᴛᴏᴩые в силу отсутствия у них дееспо­собности не в состоянии сами обеспечить защиту ϲʙᴏих прав. Уместно отметить, что опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, в то время как попечительство - над ограниченно или частично дееспособными.

Основной коллизионной привязкой будет личный закон лица, в отношении кᴏᴛᴏᴩого устанавливается опека или попечительство, иными словами, закон гражданства (п. 1 ст. 1199), а в отношении обя­занностей опекуна (попечителя), закон гражданства лица, назначае­мого опекуном или попечителем (п. 2 ст. 1999)

К личному закону, как общее правило, отсылают нормы законода­тельства ряда государств (Австрии, ФРГ, Венгрии, Италии, канадской провинции Квебек, Турции, Чехии и др.) При этом во внутреннем зако­нодательстве могут применяться и другие принципы. Так, согласно ст. 66 Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отно­шении опеки и попечительства применяется право государства, где устанавливается опека или попечительство (ст. 66)

В Минской конвенции 1993 г. (п. 4 ст. 33) и в Кишиневской кон-венци 2002 г. (п. 4 ст. 36), а также в ряде договоров о правовой помо­щи установлена возможность назначения опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином другого государства, исключительно при усло­вии, что он проживает на территории, где будет осуществляться опека (попечительство) Статья 1199 ГК РФ такого ограничения не устанав­ливает. Отношения, возникающие между опекуном (попечителем) и подопечным, как ϶ᴛᴏ следует из п. 3 ст. 1199, должны определяться правом страны, учреждение кᴏᴛᴏᴩой назначило опекуна (попечителя) Как отмечено в комментариях (Н.И. Марышева), независимо от граж­данства ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих лиц (опекуна и подопечного) при установ­лении опеки (попечительства) российским учреждением должно при­меняться российское законодательство.

6. В третью часть ГК РФ включено также правило о праве, подле­жащем применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим. Статья 1200 ГК РФ гласит:

«Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление умершим подчиняется российскому праву».

Поскольку данная норма сформулирована как односторонняя, ос­тался открытым вопрос о признании лица умершим, совершенном за рубежом.

В законах некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств нормы по ϶ᴛᴏму вопросу сформулированы как двусторонние. В качестве примера

§ 2. Гражданско-правовое положение иностранцев в России

приведем ст. 13 Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. В ч. 1 ϶ᴛᴏй статьи предусмотрено, что в отношении предпо­сылок и последствий объявления умершим применяется право госу­дарства, в кᴏᴛᴏᴩом находилось последнее известное местожительство безвестно отсутствующего лица. Часть 2 ϶ᴛᴏй же статьи устанавли­вает, что, если право, указанное в части 1 настоящей статьи, явля­ется правом иностранного государства, то объявление безвестно от­сутствующего умершим допускается и на основании эстонского права, если заинтересованное лицо имеет к тому оправданный ин­терес.

Напомним, что в России в отношении всех коллизионных норм, определяющих правовое положение физического лица (ст. 1195-1200 ГК) и отсылающих к российскому праву, может применяться обрат­ная отсылка (см. гл. 2)

7. Новым для российского законодательства будет введение специальной коллизионной нормы в отношении предприниматель­ской деятельности физических лиц.

Статья 1201 ГК РФ гласит:

«Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве ин­дивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивиду­ального предпринимателя. В случае если ϶ᴛᴏ правило не может быть при­менено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предприниматель­ской деятельности».

Введение такой специальной нормы объясняется тем, что общая отсылка к закону гражданства физического лица в отношении опреде­ления его дееспособности в данном случае не может быть применена прежде всего потому, что в разных странах неоднозначно решается вопрос о самой возможности занятия предпринимательской деятель­ностью для физического лица. В России ϶ᴛᴏ допускается, но в других странах может вообще не допускаться, кроме того, в данном случае обычную отсылку к праву места жительства применять тоже нельзя, поскольку место жительства и место занятия предпринимательской деятельностью могут также не совпадать.

Российское законодательство исходит из того, что иностранный гражданин может быть индивидуальным предпринимателем, если он будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом зарегистрирован в качестве инди­видуального предпринимателя, осуществляющего предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 13 Закона «О правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации») Именно по϶ᴛᴏму ст. 1201 предусматривает отсылку к праву страны, где физическое лицо также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринима­теля.

Поскольку, как говорилось в комментариях к ϶ᴛᴏй статье, в ряде иностранных государств не предусмотрена какая-либо регистрация как условие предоставления статуса предпринимателя, ст. 1201 позво­ляет применять право страны основного места осуществления пред­принимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Как отмечал А.С. Комаров, осуществление такой деятельности в нескольких государствах будет довольно распространенным слу­чаем. Российский суд в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 1201 должен будет выяс­нить, в каком государстве осуществляется основная предпринима­тельская деятельность конкретного физического лица, и применять право ϶ᴛᴏго государства, в т.ч. и для того, ɥᴛᴏбы выяснить, имеет ли ϶ᴛᴏ лицо право вообще заниматься такой деятельностью.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Личный статус (закон) физического лица

Общая норма, определяющая понятие личного закона, введена в гражданское законодательство впервые.

Существующие в мире правовые системы выработали два основных подхода к коллизионному регулированию вопросов, относящихся к личному статусу физического лица. При этом каждый из них исходит из того, что именно он позволяет установить наиболее тесную связь физического лица с той или иной правовой системой.

Согласно первому подходу вопросы личного статуса определяются на основе права страны гражданства физического лица (страны СНГ, большинства стран континентальной Европы, Вьетнам, Египет, Куба, Монголия, Таиланд, Тунис, Южная Корея, Япония). Поскольку отсылка к праву страны гражданства как основная коллизионная привязка не может обеспечить выбор применимого права в отношении лица без гражданства (апатрида), личный статус такого лица в указанных странах, как правило, определяется законами страны, в которой оно имеет постоянное или обычное место жительства (домицилий) или местом пребывания.

Согласно второму подходу , принятому в странах общего права (Австралия, Великобритания, США и др.), в некоторых странах континентальной Европы (Швейцария, Латвия, Эстония). Личный закон физического лица определяется на основе права страны места жительства. Если лицо имеет место жительства в нескольких государствах , то для определения страны, с которой оно наиболее тесно связано, необходимо использовать дополнительные признаки . Среди них может быть гражданство такого лица.

В российском гражданском законодательстве (ч.1 ст.1195 ГК РФ) в качестве основной коллизионной нормы предусматривается правило , в силу которого личным законом физического лица признается закон страны его гражданства (lex patriae).

(Ст. 1195 ГК РФ «1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет»).

Эта привязка имеет существенное преимущество по сравнению с привязкой к месту жительства. Во-первых, она обеспечивает достаточно высокую степень определенности , поскольку факт принадлежности к гражданству того или иного государства обычно формализован и подтверждается официальными документами. Во-вторых, она опирается на признак , который в меньшей степени подвержен изменениям , чем домицилий.

Как отмечалось, формула прикрепления к праву страны гражданства недостаточна в ситуации, когда физическое лицо имеет двойное или множественное гражданство. В этом случае возникает необходимость сделать выбор в пользу одной из правовых систем, с которыми физическое лицо имеет правовую связь. Пункты 2 и 4 рассматриваемой статьи устанавливают правила такого выбора.

Если лицо имеет гражданство нескольких государств, одно из которых - гражданство России, то личный статус такого лица определяется российским законодательством (п. 2 комментируемой статьи).

(Ст. 1195 ГК РФ «2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право»).

Если лицо имеет два гражданства или более , но ни одно из них не является гражданством России. В этом случае его личным законом признается право страны, в которой такое лицо имеет место жительства.

(Ст. 1195 ГК РФ «4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства»).

Существенную новеллу российского законодательства представляет п.3 ст.1195. Он предусматривает изъятие из общего правила об определении личного закона на основе права страны гражданства в отношении иностранных граждан , имеющих место жительства в Российской Федерации. Их личный статус определяется не правом страны их гражданства, а российским законодательством.

(Ст. 1195 ГК РФ «3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право»).

Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). Статья 20 ставит союз "или", не определяя, имеет ли место постоянного проживания приоритет по отношению к месту преимущественного проживания.

Поскольку иностранное лицо может иметь постоянное место жительства за границей, но при этом в течение длительного времени преимущественно находиться в России, возникает вопрос, должно ли при определении личного закона такого лица применяться право страны его постоянного места жительства или право России как места, где данное лицо преимущественно проживает. С учетом указанной выше цели п. 3 комментируемой статьи возможно двоякое толкование ст. 20 ГК.

Суть первого состоит в том, что российский закон не применяется по отношению к преимущественно проживающему в России иностранцу, если у него есть постоянное место жительства в другой стране. Это толкование основано на поиске наиболее тесной связи лица с определенной правовой системой и является предпочтительным, поскольку речь идет о регулировании вопросов личного статуса, имеющих фундаментальное значение для физического лица как субъекта гражданских правоотношений.

Однако, поскольку изъятие из общего правила, предусмотренного п. 3 ст.1195 ГК РФ, направлено на расширение сферы применения российского права, а не на установление наиболее тесной связи, такое толкование логически не соответствует цели самого этого изъятия.

Второе толкование заключается в том, что для выбора в пользу российского закона достаточно, чтобы иностранец либо постоянно, либо преимущественно проживал в России, т.е. факта преимущественного проживания достаточно для применения российского права, даже если имеется постоянное место жительства за рубежом. Такое толкование нежелательно с точки зрения обеспечения правовых интересов физического лица , но логически отвечает цели расширения сферы применения российского права , заложенной в п. 3 статьи 1195 ГК РФ, и вполне укладывается в буквальный текст ст. 20 ГК. Оно ведет к чрезвычайно широкому применению российского законодательства для определения статуса иностранных лиц, проживающих в России.

Пункт 5 ст. 1195 предусматривает, что личным законом лица без гражданства считается закон страны места его жительства.

(Ст. 1195 ГК РФ «5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства»).

Пункт 6 комментируемой статьи также вводит новую для российского законодательства норму о том, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

(Ст. 1195 ГК РФ «6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище»).

Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (в ред. от 7 ноября 2000 г.). Под беженцем в Законе "О беженцах" понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При определенных обстоятельствах лицо не может быть признано беженцем, например, если имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем. Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.

Право, подлежащее применению при определении гражданской

правоспособности физического лица

Основное правило в отношении гражданской правоспособности физического лица содержится в ст. 1196 ГК РФ. Приведем текст этой статьи:

"Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами , кроме случаев, установленных законом".

Общепризнанной нормой международного права является то, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Личный закон физического лица следует определять по одному из шести вариантов , предусмотренных ст. 1195 ГК, в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, лицом без гражданства или беженцем.

Отсылка к личному закону в смысле ст. 1195 ГК не подлежит применению в силу ст. 7 ГК, если иное регулирование установлено международным договором. В частности, в соответствии с коллизионными нормами договоров Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, правоспособность таких лиц определяется по законодательству страны проживания.

Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица

Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Статья 1197. Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица

1. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

2. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки , за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

В соответствии с нормами договоров Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, гражданская дееспособность таких лиц определяется по закону места проживания. Названные нормы международных договоров в силу ст. 7 ГК имеют приоритет перед коллизионной нормой п. 1 комментируемой статьи, а также перед коллизионными нормами международных договоров России с иностранными государствами о правовой помощи.

С принятием части третьей ГК усилилась дифференциация в области коллизионного регулирования гражданской дееспособности физических лиц.

Так, способность физического лица заниматься предпринимательской деятельностью, деликтоспособность, способность физического лица к составлению и отмене завещания, вопросы автономии воли сторон в договоре регулируются правом, определяемым на основании специальных коллизионных норм ГК, - ст. 1201, 1219, 1224, 1210 соответственно (См. ст. 1219. «К обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда»).

Коллизионные нормы, устанавливающие право, подлежащее применению к отдельным видам гражданских правоотношений, также имеют приоритет перед коллизионной нормой п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону , не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Таким образом, независимо от предмета сделки, от того, совершена ли сделка на территории России или за ее пределами, независимо от того, участвует ли в сделке гражданин Российской Федерации или только иностранные граждане или лица без гражданства, в случае добросовестности контрагента дееспособность физического лица на совершение гражданско-правовых сделок определяется по закону места совершения сделки, а не по личному закону физического лица.

В п.3 ст.1197 содержится односторонняя коллизионная привязка , определяющая право страны, регламентирующее порядок ограничения и лишения дееспособности совершеннолетних лиц.

(Ст. 1197 ГК РФ «3. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву»).

Однако данное правило не действует, если международный договор РФ содержит специальное регулирование.

Право, подлежащее применению при определении прав

физического лица на имя

Право на имя - одно из личных неимущественных прав гражданина, которое непосредственно связанно с его личностью и возникает с рождения. С момента регистрации своего имени (перемены имени) гражданин приобретает право пользоваться им для участия в правовых отношениях, т.е. приобретать и осуществлять под этим именем права и обязанности.

В России под именем в широком смысле понимается фамилия (наследственное семейное наименование) и собственно имя гражданина , данное ему при рождении, а также отчество (наименование по отцу или родовое имя), если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Объем коллизионной нормы комментируемой статьи охватывает следующие права физического лица:

Право на имя (включая его перемену, а также вымышленное имя - псевдоним);

Право на использование своего имени;

Право на защиту своего имени.

Коллизионной привязкой, содержащейся в комментируемой статье, является личный закон физического лица, т.е. личному закону гражданина.

«Статья 1198. Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами».

Комментируемая статья предусматривает также иное решение коллизионных вопросов в отношении прав физического лица на имя, его использование и защиту, если это предусмотрено ГК или другими законами. Так, например, при причинении вреда, связанного с неправомерным использованием имени гражданина, может быть применена коллизионная норма ст. 1220 ГК об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда.

Право, подлежащее применению к опеке и попечительству

«Статья 1199. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству

1. Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство ».

Пункт 1 комментируемой статьи содержит двустороннюю общую норму о том, что вопросы установления и отмены опеки и попечительства должны решаться на основе личного закона лица, над которым устанавливается опека или попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем)» (п.2 ст.1199 ГК РФ). Пункт 3 ст.1199 ГК РФ устанавливает, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. По существу, речь идет о том, каким образом осуществляются опека или попечительство после их установления.

Ст. 1199 ГК РФ «3. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица».

В качестве основного правила п. 3 комментируемой статьи предусматривает привязку к праву страны, учреждение которой установило опеку или попечительство. Наряду с общим правилом о выборе права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, п. 3 комментируемой статьи устанавливает также специальную альтернативную норму о применении российского права. По сравнению с общим правилом она имеет ограниченный характер, поскольку для ее применения требуется наличие одновременно двух условий: лицо, в отношении которого опека или попечительство были установлены за границей, должно иметь в России место жительства , и при этом российское право является для него более благоприятным.

Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим

«Статья 1200. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву ».

Такая необходимость появляется в результате длительного отсутствия физического лица и каких-либо сведений о нем, что создает правовую неопределенность и, соответственно, правовые проблемы для членов его семьи и третьих лиц, имеющих те или иные правоотношения с данным лицом.

ГПК предусматривает специальные положения относительно подсудности разных категорий дел особого производства , к числу которых относятся заявления о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим (ст. 403). Российские суды компетентны рассматривать такие заявления при наличии одновременно следующих условий : лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее место жительства в России и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан и организаций, имеющих соответственно место жительства или место нахождения в Российской Федерации. Определенная ГПК подсудность российским судам дел особого производства является исключительной.

Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью

Ст. 1201. ГК РФ «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности».

В отличие от принципов установления применимого права, используемых при определении общей гражданской право- и дееспособности физического лица (ст. 1196 - 1197 ГК), основным из которых является обращение к личному закону физического лица, в качестве которого признается право страны гражданства либо право страны места жительства (убежища) (ст. 1195 ГК), в статья 1201 устанавливаются принципы определения специальной право- и дееспособности физических лиц в отношении возможности их участия в индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно первому (генеральному) правилу правом, применимым при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью, является право страны регистрации индивидуального предпринимателя в этом качестве. Иными словами, если физическое лицо (в том числе и не имеющее российского гражданства либо места жительства в России) зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица на территории РФ , его легальные возможности по занятию индивидуальным предпринимательством будут определяться по российскому праву. Соответственно, в случае если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица на территории иностранного государства, его права по осуществлению данной деятельности будут определяться в соответствии с правилами, установленными в этом государстве.

Вместе с тем Закон о положении иностранных граждан (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ) в ст. 2 под иностранным гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, понимает иностранного гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В законе не говорится о признании в качестве индивидуального предпринимателя, лица зарегистрированного в таком качестве на территории иностранного государства, это создается неопределенность в правовом статусе иностранных предпринимателей.

Если иностранный гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, при том что в стране, гражданином которой он является, не предусмотрена регистрация в качестве индивидуального предпринимателя , то он обязан зарегистрироваться в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

В комментируемой статье прямо не урегулирован вопрос о том, право какого государства будет применяться, когда физическое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель в нескольких государствах. Представляется, что в подобных случаях так называемой "двойной регистрации" возможно применение следующих правил.

Первое: если наряду с регистрацией в иностранном государстве физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя в России , при определении "предпринимательского статуса" этого лица должно применяться российское право (аналогия п. 2 ст. 1195 ГК). Второе: в случае если такое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя в нескольких иностранных государствах , должно применяться право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности , т.е. использоваться субсидиарное правило, содержащееся во втором предложении комментируемой статьи и применяемое прежде всего к случаям, когда общее правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей , изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США , Израиль, Германию, Нидерланды и в ряд других государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, на лечение и отдых, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства , при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.

Известно, что после распада СССР более 25 млн. людей стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей Родины и неожиданно для самих себя превратившись в "национальные меньшинства" даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики. В 1996 г. Правительством РФ была принята Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом и в 1999 г. - специальный Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Применительно к проблематике международного частного права отметим, что существенное значение для улучшения ситуации в странах Балтии может иметь разработка законов о финансовых и иных льготах для совместного бизнеса , предоставление льгот при ввозе и вывозе товаров, производимых на совместных предприятиях , с участием инвесторов из России и страны места нахождения и регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя.

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека .

2. Во многих государствах применяется понятие "право иностранцев", которое сводится к определению особого режима для иностранцев в области публичного права. Обычно "право иностранцев" состоит из правил, касающихся поселения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зрения, согласно которой под "правом иностранцев" следует вообще понимать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения касаются главным образом права передвижения, права заниматься определенными профессиями, права приобретения недвижимости .

Есть страны, в которых традиционно "положение иностранцев" (la condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влиянием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев рассматривается как подотрасль административного права .

Таким образом, "право иностранцев" - это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного характера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответствующие отношения по существу. Обычно "право иностранцев" определяет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к англо-американской системе "общего права" (common law). Но есть также страны, как, например, ФРГ, в которых традиционно право иностранцев отграничивается от международного частного права и в то же время регулируется отдельным законом (Законом об иностранцах 1990 г.), содержащим административно-правовые нормы.

В России и в других государствах СНГ, в КНР "право иностранцев" не считается самостоятельной отраслью в системе права . Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответствующие нормы относятся к различным отраслям права : государственному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, процессуальному и т.д.

3. При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы. Так, по закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отношении лиц, имеющих гражданство нескольких государств, применяется гражданство того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в отношении лиц без гражданства либо беженцев вместо гражданства применяется закон места жительства лица (ст. 11). Однако в отношении правоспособности и дееспособности физического лица, согласно этому закону, применяется право государства места жительства данного лица (ст. 12).

4. Положение иностранцев в России определяется прежде всего Конституцией РФ. Напомним, что, согласно Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

Принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 г. более широко, чем в предшествующем законодательстве. В отличие, например, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Кроме того, исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано: "Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц , если иное не предусмотрено федеральным законом".

К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в России, относится наряду с Конституцией и ГК РФ ряд федеральных законов.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", вступившем в силу с 1 июля 2002 г., наряду с определением понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", содержатся положения о двойном гражданстве (ст. 6), о предоставлении защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст. 7), о гражданстве и браке (ст. 8), о гражданстве детей (ст. ст. 9, 24 - 27).

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", наряду с общим определением правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются их отношения с органами государственной власти , органами местного самоуправления . В Законе содержатся правила, касающиеся пребывания (проживания) иностранных граждан в России и осуществления ими на территории России трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон содержит следующие главы: гл. I - Общие положения; гл. II - Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию; гл. III - Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации; гл. IV - Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации; гл. V - Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации; гл. VI - Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона; гл. VII - Заключительные положения. Из приведенного перечня видно, что в Законе в основном содержатся административно-правовые правила, в частности, положения в области регулирования трудовых отношений, которые имеют существенное значение для международного частного права.

Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

  • иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ;
  • иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
  • в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
  • использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в Российской Федерации законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в Российской Федерации не имеют никакой силы.

Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчины и женщины имеют в Российской Федерации равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в Российской Федерации равные права с мужчиной-иностранцем.

Поэтому в Российской Федерации не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Российской Федерации. Жена без согласия мужа может в Российской Федерации поступать на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.

Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в Российской Федерации не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщины.

5. Положения о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных Россией с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Так, предоставление национального режима предусмотрено договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Россией и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России точно так же, как и граждане России на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

Гражданско-правовое положение иностранцев в России

Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На них распространяется действие Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятельности могут быть пользователями недр, если законодательством они будут наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности. Речь идет о деятельности по разведке и использованию недр. В этом и в ряде других случаев определенными видами деятельности иностранные физические (и юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (например, градостроительной деятельностью (ст. 22 Закона РФ от 14 июля 1992 г. "Об основах градостроительства в Российской Федерации"); деятельностью по предоставлению услуг связи (ст. 8 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. "О связи"). Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором - гражданином РФ, имеющим лицензию.

Иностранные граждане могут быть членами производственных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов , но лишены права участия в сельскохозяйственных производственных кооперативах (ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации"). Кроме того, следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами. Эти изъятия немногочисленны и могут быть сведены к двум группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Они не могут находиться на государственной или муниципальной службе , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации, заниматься иной деятельностью и занимать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14 Закона о правовом положении иностранных граждан 2002 г.). Установлен особый порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит российскому государству.

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве 1993 г.) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ (см. гл. 14).

Изъятия для иностранцев и лиц без гражданства из национального режима (как в отношении ограничения, так и расширения прав по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции , только федеральным законом или международным договором РФ. Это означает, что ни в постановлениях Правительства РФ , ни в актах иных исполнительных органов РФ, ни в правовых актах субъектов РФ не могут вводиться особые правила для иностранных граждан.

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнение их с российскими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, согласно ст. 1064 ГК РФ из факта причинения вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица возникает обязательство по возмещению вреда. Согласно ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ установлено возмещение морального вреда . Такие обязательства возникают и в случае причинения вреда иностранцами (см. гл. 13).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус определяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Лица, имеющие двойное гражданство , одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России.

В одних странах правовые нормы , определяющие правовое положение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в основном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об иностранцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ "Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами".

Не умаляя значения различных общественных организаций (российских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации 1996 г.). На российские консульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Кроме того, консульские учреждения РФ за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:

Удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации);

Принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.

2. На вопросах, касающихся прав соотечественников, следует остановиться особо. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев , а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под "соотечественниками за рубежом" в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в законе обозначается часть населения государства, национальность которой определяет его официальное наименование).

В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ.

3. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Было заключено большое число как многосторонних, так и двусторонних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод человека в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.

К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств - на территории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был заключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в которых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между Россией и Латвией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору граждане Латвии в России, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств.

Это относится также к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон.

Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяетгражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленном порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течении определенного законом срока.

«Каждый человек, где бы он ни находился, – подчеркивается в т. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., – имеет право на признание его правосубъектности».

В современном международном частном праве существует два основных подхода к определению нормативной основы правоспособности иностранцев. Примером первого из них могут служить, в частности, положения ст. 1196 ГК РФ 2001 г., которая предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это означает, что гражданская правоспособность иностранца в России в принципе определяется законодательством Российской Федерации, а не его личным законом. Поэтому в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем, с другой стороны, в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством.

Существо другого подхода к решению указанной проблемы можно проиллюстрировать на примере ст. 27 Кодекса Бустаманте, определяющей, что «правоспособность и дееспособность физических лиц регулируются их личным законом, кроме случаев ограничения его применения, установленных настоящим Кодексом или местным правом».

В российской правоприменительной практике принцип установления гражданской правоспособности физического лица на основе его личного закона понимается обычно в том смысле, что последним определяется только начало и конец правоспособности индивида, а не ее содержание.

В свою очередь, под гражданской дееспособностью физического лица обычно понимается его способность своими действиями приобретать гражданские право и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Поэтому это свойство индивида зависит, в отличие от правоспособности, от его умственного состояния.

В настоящее время законодательство практически всех государств мира определяет, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения им установленного в законе возраста совершеннолетия, который в различных странах определяется по-разному. Например, в России, Англии и Франции граждане признаются полностью дееспособными с 18 – лет, в Германии в день окончания 18-го года жизни, в Швейцарии и Японии в 20-летнем возрасте. В США в разных штатах совершеннолетие наступает в возрасте от 18 лет до 21 года.

Что касается несовершеннолетних лиц, то они могут быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Так, в частности, в ФРГ ребенок, не достигший семи лет, признается абсолютно недееспособным. В то же время, в возрасте от 7 до 18 лет он вправе совершать сделки с согласия своего законного представителя или, в некоторых случаях, самостоятельно.

Во Франции несовершеннолетний считается недееспособным до достижения 18 лет. Его имуществом в этот период времени управляют родители или опекуны. Они также совершают сделки от его имени. Однако в определенных случаях несовершеннолетний вправе самостоятельно осуществлять акты гражданско-правового характера, получив предварительное согласие родителя или опекуна. По достижении несовершеннолетним французом 16-летнего возраста некоторые из совершаемых им сделок признаются действительными и при отсутствии такого согласия (заключение трудового договора, распоряжение своим заработком или вкладом в банке и др.). В Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста.

В ряде стран континентальной Европы по специальному решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним. Указанная процедура получила в законодательстве соответствующих государств наименование «эмансипация». Однако, хотя эмансипация несовершеннолетнего и расширяет в значительной степени его дееспособность, она не влечет за собой в полной мере тех же правовых последствий, что и естественное достижение совершеннолетия. Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом установлен ряд ограничений в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком.

В подавляющем большинстве государств мира, включая Российскую Федерацию (см. п. 1 ст. 1197 ГК РФ), гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является. Поэтому приведенные выше понятийные и содержательные характеристики института гражданской дееспособности, определяемые законодательством зарубежных государств, имеют большое практическое значение для правоприменительной деятельности в области международного частного права. Если, например, американский гражданин заключил в США договор с российским гражданином о совместной деятельности, а впоследствии в РФ возникнет вопрос о его действительности, то вопрос о способности американского партнера заключать подобные соглашения будет решаться в Российской Федерации по праву США.

Вместе с тем законодательством России предусматривается несколько специальных правил, которые ограничивают действие принципа lex patriae при определении дееспособности иностранцев. Так, в соответствии с п. 5 ст. 1195 ГК РФ гражданская дееспособность лица без гражданства определяется в РФ по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 1197 ГК РФ российскому праву также подчиняется решение вопросов о признании иностранцев недееспособными или ограниченно дееспособными.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...