Сколько хранится служебная проверка в мвд. Внутреннее расследование - служебная проверка


Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161
"Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.



*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.


Регистрационный N 28587


2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(2) , Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(3) , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(4) .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(5) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации".

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(6) , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(7) , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации , заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

Информация об изменениях:

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(10) , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51


II. Организация проведения служебной проверки


13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.


III. Полномочия участников служебной проверки


28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 28.13

28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


IV. Оформление результатов служебной проверки


34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 приложение дополнено пунктом 38.1

38.1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.


______________________________


Приложение
к Порядку проведения служебной проверки
в органах, организациях и подразделениях
Министерства внутренних дел РФ


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
____________________________________________________ (наименование должности, специальное звание, ____________________________________________________ фамилия и инициалы руководителя органа, организации, ____________________________________________________ подразделения МВД России, принявшего решение ____________________________________________________ о проведении служебной проверки (в дательном падеже)
ОБЪЯСНЕНИЕ
"___"___________ 20__ г. г.______________
Я, ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Дата рождения ___________________________________________________________ Место рождения __________________________________________________________ Место службы и номер служебного телефона ________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Специальное звание ______________________________________________________ Должность _______________________________________________________________ Обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мне разъяснены и понятны: _________________________________________________________________________ (должность, место службы, звание) (подпись) (фамилия и инициалы)
По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (содержание вопросов, ответы на вопросы, текст пояснения)
Объяснение ______________________________________________________________ (написано собственноручно или с моих слов записано верно) _________________________________________________________________________ (мною прочитано) _________________________________________________________________________ (заполняется сотрудником собственноручно) ___________________________________ ___________ _________________________ (должность, место службы, звание) (подпись) (фамилия и инициалы)
"___"____________ 20___ г.
Объяснение получил: ___________________________________ ___________ _________________________ (должность, место службы, звание) (подпись) (фамилия и инициалы)
"___"____________ 20__ г.

Служебная проверка проводится руководством компаний или организаций. Это крайне редкая ситуация, но очень серьезная. Любые незначительные проблемы, которые могут возникнуть с одним или другим сотрудником, не требуют настолько крайних мер. Как правило, обычно достаточно просто внушительно и серьезно поговорить с подчиненными, чтобы подобные ситуации не возникали в дальнейшем (или, по крайней мере, были сведены к минимуму).

Серьезную и тщательную служебную проверку проводят уже тогда, когда из-за действий работника предприятия, организации или фирмы образовались серьезные проблемы. Таких факторов может быть достаточно много, и основные из них более детально будут рассмотрены ниже. Следует помнить, что служебная проверка проводится по решению предпринимателя, нанемателя или другого руководящего лица не во всех случаях. В некоторых ситуациях будет достаточно письменного заявления от одного из сотрудников, чтобы активизировать данный процесс.

Причины

Не существует строго перечисленных принципов и факторов, которые будут указывать на то, как проводится служебная проверка в отношении работников. То же самое верно и касательно вероятных причин проблемы. В большинстве случаев спровоцировать проверку могут только крупные финансовые потери компании. Это верно по отношению ко всем частным фирмам или организациям, ведь для них именно доход является основой. Однако существуют и другие причины, многие из которых могут быть намного серьезней и существенней. К примеру, это может быть крупное хищение корпоративного имущества. Естественно, это не касается карандашей или ручек, которые многие офисные работники сознательно или случайно утаскивают с собой домой.

Другое дело, если сотрудник, отвечающий за сохранность имущества на складе, успешно торговал им без разрешения работодателя и владельца товаров. Это уже серьезная проблема, но она тоже может входить в перечень финансовых потерь. Следует отметить, что бывают ситуации и намного хуже. К примеру, по недосмотру рабочего другой человек (сотрудник или нет - в данном случае это неважно) получил серьезный ущерб для своего здоровья или даже умер. Такое может произойти по множеству различных причин, но сам факт того, что подобная ситуация возникла и привела к смерти человека, является уже очень серьезным. Прямым следствием становится то, что служебная проверка проводится не только работодателем, но и правоохранительными органами, а также, возможно, некоторыми другими инстанциями.

Инициаторы

Как уже было сказано выше, чаще всего начинает проверку непосредственно вышестоящее руководство. К примеру, на фирме есть некий сотрудник, из-за действий (или бездействия) которого предприятие понесло существенные убытки. В связи с тем, что служебная проверка проводится по решению руководителя организации (или филиала), начальник отдела пишет на его имя докладную записку. В ней он обязан максимально детально и непредвзято описать возникшую ситуацию, степень вины сотрудника и указать на любые детали, которые, с его точки зрения, могут повлиять на конечный результат. Это самый простой и распространенный пример.

Но бывают и такие ситуации, когда виноват сам начальник отдела, или он сознательно «покрывает» другого работника, отказываясь начинать разбирательство. В таком случае любой из сотрудников имеет право от своего лица написать докладную записку, аналогичную описанной выше, на имя вышестоящего руководства. Подобный подход бывает очень полезен, но всегда лучше сначала разобраться, не сложилась ли в коллективе некая группа людей, которые любым способом будут выгораживать друг друга. То есть вполне вероятно, что обращение напрямую к вышестоящему руководству также не будет эффективным. Придется или смириться, или найти такие доказательства, которые гарантированно будут приняты во внимание.

Контроль

От того, в какой именно организации возникла проблема и в чем именно она заключается, зависит и тот факт, кто будет осуществлять контроль. К примеру, когда служебная проверка проводится в ОВД, осуществлять общее руководство, уточнять информацию и так далее будут государственные органы. А вот при аналогичной ситуации, которая возникает на предприятии, может производиться контроль со стороны отдела аудита, кадров, службы внутренней безопасности и так далее. Естественно, то, как проводится служебная проверка в МВД, ОВД, администрации мэра города или небольшой фирме, не играет существенной роли.


Важен конечный результат и скорость его появления. В проверке должны принимать участие именно те отделы, органы или государственные служащие, которые за минимальный срок могут найти проблему без всяких скидок на то, кто именно является виновником. К примеру, если проблема заключается в хищении, то с этим лучше всего справится отдел аудита. А вот если главным нарушением стало отсутствие работника на его месте, лучше привлекать службу подбора кадров (как бы она ни называлась на разных предприятиях). Если произошло нарушение безопасности (утечка информации, нахождение посторонних лиц на закрытом объекте и так далее), то лучше всего с этим справится отдел, который на этом и специализируется. Это верно по отношению ко всем иным ситуациям без исключения.

Заинтересованные лица

В любой ситуации есть некая группа лиц, которая заинтересована в том или ином результате. Это могут быть коллеги виновника или сочувствующие ему товарищи, желающие, чтобы ошибка не была доказана. Они все обязаны самостоятельно написать заявления с просьбой отстранить их от проверки с указанием причин. Работодатель обязан учесть эти документы, и если это действительно потребуется, убрать таких сотрудников на некоторое время с сохранением заработной платы. Естественно, они не могут контролировать ход проверки или сами входить в состав комиссии по расследованию нарушения.


Проблемой является то, что во многих случаях выявить всех лиц, так или иначе заинтересованных в разных результатах проверки, практически невозможно без их личного участия. То есть если человек не желает самостоятельно писать соответствующую докладную на имя руководителя, но есть подозрение, что он все же имеет какой-то свой интерес к проблеме, лучше исключить его из процесса расследования.

Сроки

Служебная проверка отношении проводится строго на протяжении одного месяца с момента регистрации инициирующего ее документа. К примеру, если это была то, как только ей присвоят входящий номер и укажут дату, сразу начинается отсчет времени. Аналогичной будет ситуация и в том случае, если старт проверке был дан посредством публикации определенного приказа руководства. Следует отметить, что в этот срок не включается тот период, когда работник болел, находился в отпуске и так далее.

После того как будет принято конечное решение, оно должно быть согласовано со сформированным сотрудниками представительным органом, и срок согласования сюда также не включается. Но он все равно не должен превышать 6 месяцев. Несмотря на то, как и когда служебная проверка проводится по факту, наказать виновника также можно только в течение определенного промежутка времени. Так, к примеру, нарушение дисциплины считается актуальным на протяжении тех же 6 месяцев. А вот если причиной проверки стали серьезные финансовые потери или нечто подобное, то срок увеличивается до двух лет.

Отстранение виновника

Как уже было сказано выше, служебная проверка проводится в случаях кражи, значительных проступков и тому подобных причин. Обычно ничего долго доказывать не нужно. Но иногда выявление всех факторов и деталей может занять очень длительное время. На весь промежуток расследования потенциального виновника необходимо отстранить от занимаемой должности, но платить ему зарплату все равно придется.


В том случае, когда служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя, сразу же в момент ее начала составляется соответствующий документ, прямо указывающий на то, что потенциальный виновник обязан прекратить свою текущую деятельность до момента вынесения решения. В целом ситуация будет аналогичной и тогда, когда инициатором становятся простые служащие, но и в этом случае составить и подписать документ должно именно руководство.

Права

У всех потенциальных виновников есть определенные права, лишать которых никто не может. Так, пока служебная проверка проводится, они могут в какой угодно форме объяснять различные моменты, уточнять информацию, писать докладные и так далее. Естественно, они могут и отказаться давать объяснения, но в таком случае автоматически будет считаться, что они препятствуют расследованию. То есть такие действия только ухудшат ситуацию. Служебная проверка гражданского служащего проводится точно таким же образом, как и государственного, так что и права у них будут идентичными.

Вторым правом является возможность обжаловать конечное решение в суде или любых других вышестоящих инстанциях. То есть если человек действительно уверен в своей правоте, а его делают виновником, он может попытаться доказать обратное, если почему-то не смог это сделать в рамках проверки. Последнее, на что он имеет право, - узнать официальный результат расследования. Правда, есть и исключение. К примеру, если в этом документе будет фигурировать секретная информация, то ознакомиться с ней могут и не позволить. Иногда те участки, где такие данные присутствуют, каким-либо образом закрываются, изымаются и так далее. То есть ознакомление с деталями, пусть и не в полном объеме, все же становится возможным, но чаще всего просто оглашается конечное решение, с которыми можно соглашаться или опровергать.

Первый этап

Чтобы лучше понимать все особенности и ход проверки, весь процесс можно разделить на несколько шагов. Так, самым первым этапом является составление докладной или приказа. На этом шаге не важно, в каких случаях проводится служебная проверка, так как он идентичен абсолютно для всех ситуаций. Всегда должен быть некий инициатор, способный детально описать случившееся, предоставить нужную информацию и так далее. Лучше всего сразу привести документальные доказательства вины и расписать проблему настолько подробно, насколько это вообще возможно.


Следует учитывать, что расследование, рассмотрение и служебная проверка проводится в течение месяца. То есть нужно озаботиться тем, чтобы доказательная база за этот период не утратила свою актуальность, не исчезла в неизвестном направлении и так далее. К примеру, если документы хранятся в электронном виде, лучше это продублировать на разных носителях, ведь получить доступ к хранилищу данных в теории возможно. Это позволит не допустить удаления нужных сведений. Это же относится к видеофайлам или другой аналогичной информации. В некоторых случаях лучше перестраховаться и заранее подготовится к неприятностям или пропаже данных, чем впоследствии не иметь возможности доказать свою правоту и сам факт нарушения.

Формирование комиссии

В связи с тем, что служебная проверка проводится по решению руководства компании, оно же и собирает специальный совет, который будет контролировать ход расследования и принимать конечное решение. Это важный этап, требующий огромного внимания. Суть в том, что в состав комиссии никоим образом не должны попасть лица, заинтересованные в том или ином результате проверки. Даже если это будет незначительный личный интерес, симпатия к потенциальному виновнику или любые другие подобные факторы.

Всегда нужно помнить, что если в ходе проверки выяснится, что какое-либо лицо было заинтересованным, то все расследование считается недействительным. Придется начинать заново. Зачастую в состав комиссии входят руководители разных отделов, сотрудники, которые не общались с потенциальным виновником и так далее. Кто именно будет ее членом, может решать только руководитель, но и он должен опираться на логику. Если он относится к заинтересованным лицам, значит, заниматься формированием комиссии будет другой человек.

Объяснение

Все последующие действия можно свести к одному простому описанию - даче показаний. То есть когда служебная проверка в отношении гражданских служащих проводится действительно правильно и с учетом всех возможных факторов, первое, что нужно будет сделать, - расспросить потенциального виновника. Желательно, чтобы он написал свои объяснения и любую другую информацию в письменном виде. Вполне вероятно, что у него есть свое виденье проблемы и доказательства того, что он на самом деле никакого отношения к ее возникновению не имел. Это не редкость в тех коллективах, где за одно место друг с другом конкурируют многие люди. Кто-то это делает адекватно, просто улучшая личные показатели, а вот другие предпочитают идти иным путем, фабрикуя улики, подставляя человека и так далее.


Кроме непосредственного возможного виновника, который уже отстранен от должности и дал свои объяснения, следует также потребовать их и у других лиц. Нужно учитывать всех, кто может аргументированно высказать свое мнение о возникшей проблеме. Часто обвинитель и потенциальный виновник самостоятельно указывают не тех сотрудников или других людей, которые могут что-либо сказать в их защиту или подтвердить какие-то важные данные. Но на этом списке нельзя останавливаться. Чем больше будет собрано информации, начиная от опроса работников предприятия и заканчивая видеозаписью с камер наблюдения, тем более адекватным и верным будет конечное решение.

Отчет по результатам проверки

Служебная проверка проводится в случаях возникновения проблем. Но это не значит, что обязательно должен быть виновник. Все это отражается в заключительном отчете-решении ранее сформированной комиссии. По сути, там может быть всего пара пунктов, которые будут плавно перетекать друг в друга. Так, на первом месте стоят все изученные факты, доказательства, описания, подтверждения и тому подобная информация. Не стоит тут же указывать точку зрения или мнение составителя отчета (или любых других лиц), если это никак не влияет на конечный результат. Только сухая информация, дающая максимальное представление о проблеме.


После того как все обстоятельства понятны, должна идти информация о том, действительно ли указанный сотрудник виновен, в чем именно, и какое наказание за этим последует. Логично, что документ составляется в письменном виде. Его обязаны подписать все члены комиссии, руководитель и, возможно, другие лица, которые так или иначе участвовали в расследовании. В некоторых случаях нужно, чтобы все давшие показания сотрудники также написали, что вся информация подана верно, претензии отсутствуют, данные записаны правильно и так далее.

Итоги

Учитывая всю информацию, которая была указана выше, становится понятно, в каких случаях проводится служебная проверка, кто ее должен контролировать, осуществлять, инициировать и так далее. Никогда нельзя полагаться на мнение только одной стороны вопроса. Всегда следует учитывать То есть отсутствие доказательств не указывает на вину сотрудника. В то же время инициатор должен понимать, что если он не сможет полностью подтвердить свою докладную, то никакого наказания не последует. Зато отношения с якобы виновным сотрудником будут испорчены очень серьезно. Только при действительно значительных нарушениях, подтвердить которые не составляет особых проблем, есть смысл начинать служебное расследование. В противном случае, скорее всего, вина не будет доказана.

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Служебная проверка в отношении работников

Возможность проведения служебной проверки предусмотрена российским законодательством о государственной и муниципальной службе. Проводится она обычно в отношении служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Ее процедура и сроки строго регламентируются законом и подзаконными актами.

Нормы о служебной проверке

Регулирует служебную проверку в отношении таких работников законодательство о государственной и муниципальной службе, отдельных видах службы (МВД, ФАС, ФТС, ФНС и др.).

Общие правила о служебной проверке, актуальные для всех видов службы, содержатся в ст. 59 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" .

Правила о служебной проверке

Служебная проверка — это тщательное изучение всех обстоятельств дисциплинарного проступка, совершенного служащим.

Им может быть совершены действия (или бездействие), нарушающие:

Действия (бездействие) служащего могут выражаться в:

При этом противоправные действия (бездействие) служащего могут считаться дисциплинарным проступком, если они совершены по его вине (умышленной или неосторожной).

Проведение проверки

Основаниями для ее проведения могут быть решение работодателя (представителя нанимателя), а также письменная просьба самого служащего.

Порядок проведения служебной проверки регламентируется в нормативных актах о конкретных видах службы.

В любом случае при ее проведении должны быть установлены в полном объеме беспристрастно и всесторонне:

  • факт дисциплинарного проступка, совершенного служащим;
  • его вина в проступке;
  • причины и условия совершения;
  • размер вреда, причиненного проступком, и его характер;
  • основания обращения служащего с письменной просьбой о проведении служебной проверки.

Своевременность и правильность проведения назначенной служебной проверки должны контролироваться работодателем.

Проводить ее поручается подразделению госоргана по вопросам госслужбы и кадров с обязательным участием юристов и профсоюзного органа (при наличии). Сам служащий, заинтересованный в ее итогах, не должен участвовать в проверке, иначе они будут считаться недействительными.

Его могут временно отстранить от работы на время проведения проверки, издав приказ работодателя. Денежное содержание при этом сохраняется.

Служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе:

  • давать объяснения, представлять заявления, ходатайства и другие документы;
  • обжаловать решения и действия лиц, проводящих проверку;
  • знакомиться с заключением служебной проверки и другими ее материалами по окончании (если там не содержится сведений, составляющих гостайну).

Итоги служебной проверки

Проверка должна быть проведена в течение одного месяца. Результаты оформляются в виде письменного заключения, которое направляется назначившему ее должностному лицу.

В нем должны обязательно содержаться установленные проверкой факты и обстоятельства, а также предложение о применении/неприменении к служащему дисциплинарного взыскания.

Подписывается заключение участниками служебной проверки и затем приобщается к личному делу служащего, в отношении которого она проводилась.

Территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в настоящего Порядка , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...