История России XIX–XX вв. Основные положения «Конституции» Н
Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796– 1843).
Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является самым радикальным из всех его проектов. Н. М. Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.
Н. М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н. М. Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. "Русский народ – свободный и независимый – не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя". Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. "Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека... Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права".
Первым мероприятием в ряде преобразований, провозглашенных Н. М. Муравьевым, была отмена крепостного права. "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным". В тюремном варианте проекта Конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением "помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия... и по две десятины на каждый двор для оседлости их". В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право "приобретать землю в потомственное владение". Никаким выкупом освобождение крестьян в проектах Муравьева не сопровождалось. Все жители России объявляются равноправными, "гражданские чины и классы уничтожаются". Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18- и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. "Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим", и "всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом", а также излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам". Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече.
Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.
Законодательная власть вручена Народному вече, "составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей". Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество.
Монарх как глава исполнительной власти не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верховным военачальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников.
Государственное устройство – федеративное : вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них учреждается областное управление. В основу деления России на державы положены исторические, экономические и географические характеристики.
Конституция Муравьева предусматривает также организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям "вручается хозяйственная и административная власть".
Судебная (Судная) власть отделена от административной и осуществляется централизованной и довольно сложной системой судебных органов. В уездах действуют совестные суды.
Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. "Весь план Пестеля, – писал он, – был противен моему рассудку и образу мыслей". Муравьев называл его "варварским и противным нравственности". Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором он усматривал опасность установления революционной диктатуры.
В ранних декабристских организациях деятельность Н. Муравьева была незаметна. Его роль заметно возрастает после 1821 г.,
в период похода гвардии в западные губернии. К этому времени относится и первая редакция «Конституции». Усиление влияния Н. Муравьева часто связывают с его ясным и последовательным политическим мышлением и в то же время с огромным состоянием его семьи и заметным положением в придворных кругах. В рамках «Союза Благоденствия» Муравьев был республиканцем, что объясняет весьма уважительное отношение к нему П. Пестеля. В начале 20-х гг. он постепенно переходит на позиции монархизма. Во время следствия над декабристами он так и заявил – «в продолжении 1821 и 1822 гг. удостоверился в выгодах монархического представительного правления» . Муравьев стремился к прогрессу, но стремился избежать сокрушительной ломки существующего порядка, искал безболезненного способа решения политических проблем в России. Также как и П. Пестель, Н. Муравьев придавал первостепенное значение обоснованию преобразований и их политическому содержанию, что и отражает проекты «Конституции». Каждый раз, когда в тайном обществе возникали переломные события, Н. Муравьев садился за составление нового варианта проекта. Известно, что было написано четыре редакции «Конституции», из которых три дошло до нас.
По форме проект Н. Муравьева сильно отличается от «Русской Правды». Он действительно очень похож на конституцию, имеет внутреннюю логическую известность и достаточную лаконичность. Н. Муравьев руководствовался принципом свободы человеческой воли, отсюда закон должен ограничивать государственную власть. Должна быть полная политическая свобода, гарантией которой мог служить принцип федеративной формы государства, создающей необходимую систему противовесов федеральной власти. По мнению Н. Муравьева существование автономных провинций могло предотвратить возрождение деспотизма. Чтобы не допустить распада страны, Н. Муравьев отводил право суверенитета только федеральной власти. В целом государство должно было быть сильным, могущественным и иметь мощную армию.
В основу структуры «Конституции» положено три основополагающих признака: нация, территория, власть. Они соответствуют главам: «О гражданах», «О состоянии, личных правах и обязанностях русских», «О России». Остальные 8 глав – подробное положение основ государственной власти.
Принцип народного суверенитета Н. Муравьев видит в постепенном приближении всего народа к управлению государством. Граждане – обладатели собственности в размере не менее 500 руб. серебром. Они имеют активное и пассивное избирательное право. «Каждый житель, – писал Н. Муравьев, – который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, поступает немедленно в граждане» . Это должно стимулировать инициативу свободного предпринимательства наградой в виде политических прав. Крестьяне получали избирательные права, но только на уровне волостного правления.
«Конституция» безусловно отменяла крепостное право. Провозглашались все демократические свободы: слова, печати, собраний, создания различных сообществ. Царственная власть была ограничена, но должна быть сильной, сосредотачивая в себе все реальные рычаги управления, включая армию.
Будущая Россия представлялась как федеративное государство, состоящее из 15 федеративных единиц – держав (точнее, 13 держав и 2 области). Столица, как и у П. Пестеля, должна переместиться в Нижний Новгород, чтобы сломать прежние имперские традиции.
Н. Муравьев, как и П. Петель, строго придерживался принципа разделения властей. Высшим законодательным органом должно стать двухпалатное Народное Вече. Верхняя палата – Верховная Дума, состоящая из 42 членов. Она составлялась из представителей от каждой федеративной единицы; от всех держав – по 3 представителя, от Московской – 2, от Донской – 1.
Все представители избирались на 6 лет, но каждые два года одна треть переизбиралась. Таким образом достигалась стабильность состава. Палата Представителей избиралась из расчета – 1 представитель от 50 тыс. избирателей, всего 452 члена. Палата Представителей избиралась на 2 года. «Конституция» содержала одно весьма актуальное требование: чиновники и государственные подрядчики не могут быть избраны в законодательное собрание. Заседания обеих палат должны проходить открыто, а журналы заседаний должны публиковаться.
Система власти в державах во многом повторяла федеральную. Создавалось двухпалатное законодательное собрание с более ограниченными полномочиями, чем на федеральном уровне. При выборах также устанавливался высокий имущественный ценз. Державный правитель не избирался, а назначался палатами федерации, так и в державах требовался огромный имущественный ценз – не менее 30 тыс. руб. серебром.
Большой интерес в «Конституции» представляет решение аграрного вопроса. В тексте неоднократно подчеркивается идея ликвидации крепостного права, но земельный вопрос решается крайне умеренно. Специально оговаривалось, что «земли помещиков остаются за ними». Для Муравьева это было первоочередным вопросом. Бывшие крепостные земли фактически не получали. В одной из поздних редакций «Конституции» признавалось, что «дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом» . Государственные крестьяне получали землю в «общественное владение». Предлагалось, что впоследствии крестьяне могут получить право на частное владение землей. Специально подчеркивалось, что военные поселения немедленно уничтожались, а поселяне получали земли на правах государственных крестьян. Таким образом, решение аграрного вопроса в «Конституции» носило очень умеренный характер не разрушая, а скорее, укрепляя помещичье хозяйство, создавая обширный рынок крестьянско-бытовых рабочих рук, которые совершенно не обременяли барское хозяйство.
Проект Н. Муравьева открывал широкие возможности для развития гражданских отношений в России, но не создавал основ для демократизации общества. Несомненно, «Конституция» отражала реальные условия гражданского и политического развития, в которых помещичьи круги имели подавляющее влияние, но объединяя власть и собственность создавала фактически олигархическое государство.
Работая над конституцией в 1821 г. и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки я сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным.
Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.
Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьёв изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия.
Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом».
Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.
По конституции Никиты Муравьева немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казённых крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т. е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все названия сословных групп отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьёва не относится непосредственно к национальности – оно означает гражданина Российского государства.
Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.
Будущая Россия должна быть федеративным государством. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей). В каждой державе была своя столица.
Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород – город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны.
Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей.
Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. Палата первого созыва должна была состоять из 450 членов. Дума, по проекту Муравьева должна, состоять из 42 членов. Кроме основной, законодательной работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора).
В. Псарев "Декабристы"
Восстание декабристов было первым политическим вооруженным выступлением против царизма, причем впервые это выступление имело политическую программу. О движении декабристов много писали и спорили. Пишут и спорят до сих пор, оценивая его с разных классовых и нравственных позиций.
Конституция Никиты Муравьева
Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.
При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.
Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля
Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.
Вопрос о крепостном праве . Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.
Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.
Избирательное право . По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.
Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.
Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».
Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».
Право собственности . Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».
Военные поселения . По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.
«Табель о рангах» , разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.
Национальные вопросы . Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.
Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».
Н.А. Бестужев "Портрет Н. Муравьева"
Конституционные свободы : свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.
Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.
Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.
Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.
В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.
Император — только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.
Российская федерация . Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.
Историки сходятся во мнении, что проект Конституции Никиты Муравьева, несмотря на дворянскую ограниченность, был прогрессивным для своего времени.
Но идеологическая направленность Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков, не все члены общества были согласны с Конституцией Никиты Муравьева, к тому же многие из них по убеждению были республиканцами (К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы).
«Русская правда» П.И. Пестеля
Рукопись "Русской правды" Пестеля
Полное название программного документа Южного общества декабристов Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» .
Члены Южного общества одобрили основные положения «Русской Правды» в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Пестель работал над документом 4 года. Из запланированных 10 глав написаны только 5.
Глава первая . О земельном пространстве.
Глава вторая . О племенах, Россию населяющих.
Глава третья . О сословиях, в России обитающих.
Глава четвёртая . О народе в политическом отношении.
Глава пятая . О народе в гражданском отношении.
Государственное устройство. Пестель являлся сторонником установления республики. Россию после свержения старой власти он представлял единым и неделимым государством.
- Вся страна делилась, по плану Пестеля, на 10 областей , состоящих из 5 округов (губерний ). Округа, в свою очередь, делились на уезды (поветы ), а те - на волости .
- Высшая законодательная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече в составе 500 человек.
- Исполнительная власть — Державная дума в составе 5 человек, избранных Народным вече на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.
- Высшую контрольную («блюстительную») власть предполагалось передать Верховному собору из 120 человек, куда пожизненно избирались самые уважаемые люди со всей страны.
- Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания .
- Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными правлениями .
Крестьянский вопрос . Решительная отмена крепостного права, но половина пахотной земли, выполняющая социальную функцию, должна находиться в общинной собственности. Вторую половину земельного фонда предполагалось оставить в собственности помещиков. Помещичья земля могла сдаваться в аренду фермерам - «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с привлечением наёмного труда. Пестель объяснял свою мысль так: «Ещё хуже - отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт <…> о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого».
А. Корин "Портрет Пестеля"
Для того времени проект Пестеля был достаточно радикальным. Пестель отдавал крестьянам половину всей обрабатываемой в государстве земли, таким образом значительно увеличивая крестьянское землепользование по сравнению с тем, чем крестьяне могли пользоваться при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 г., как известно, ещё отрезала от крестьянского землевладения одну пятую крестьянских земель (знаменитые «отрезки») и выселила крестьян «на песочки» (земельные наделы, выделявшиеся крестьянским семьям). В проекте Пестеля не было ничего подобного.
Аграрный проект Пестеля предполагал дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Таким образом, аграрный проект Пестеля был гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывая возможность буржуазному развитию страны.
Гражданское право. Все проживающие на территории народы принимали название русский народ.
Однако в конституции намечались жесткие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.
Отменялись сословия, оставалось одно сословие: граждане. Все были равны перед законом. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие возраста 20 лет. Провозглашались свободы: слова, печати, вероисповедования , а также занятий, собраний, передвижения . Личность и жилище объявлялись неприкосновенными. Суд должен быть равным для всех.
Особенностью «Русской правды» является ее направленность против самодержавия, поскольку сам Пестель был настолько непримиримым противником самодержавия, что даже воспоминание об этом хотел полностью уничтожить и в будущем своде законов запрещает даже упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом. По проекту Пестеля, самодержавие в России должно быть уничтожено безвозвратно, а для этого надо физически уничтожить весь царствующий дом, иначе не исключена возможность его возврата.
«Русская правда» должна была действовать сразу же после восстания как основной закон, регламентирующий деятельность Временного правительства. Конституция Пестеля не была закончена, он продолжал над ней работать в 1825 г., когда был арестован в связи с подготовкой восстания. Однако успел ее спрятать перед арестом и передать братьям Крюковым, которые зарыли ее в землю. Но в результате следственного поиска она была найдена.
Программа П.И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов.
20.Конституция Н.Муравьева.
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
25 вопрос
Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.
Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов. Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую - принципы организации и проведения выборов.
26 вопрос
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.
29 вопрос
Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
30 вопрос
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся: 1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого; 2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества; 3) публичная власть. Государство – особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а т.ж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи; 4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т.ж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем: а) универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; б) прерогативе – возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти; в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
47 вопрос
Отличия тоталитарных и авторитарных режимов.
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается внеполитическим образованием - в эпоху тоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу - массы, столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник районного масштаба обладал всеми атрибутами власти - партийной, хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей существование этой системы.
Основные моменты различия тоталитарного и авторитарного режимов в следующем:
1. Наиболее серьезный момент связан с пониманием цели, «исторической миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства», специфические национально-имперские идеи или какие-то другие. Можно сказать, что тоталитаризмом на первых порах двигала та или иная утопическая мечта, направленная против либеральной демократии, капиталистической экономической системы и в какой то мере отвечавшая чаяниями большинства населения страны. Подвижники тоталитарного идеала рассматривали его как прообраз будущего миропорядка. Поэтому тоталитаризм не только ориентирован «вовнутрь», т.е. на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и пытается реализовать свои потенции «вовне», т.е. распостранить аналогичный своему общественный строй на другие страны, и в этом он, пожалуй, мало чем отличается от некоторых нынешних демократий. 1
Авторитарные государства в подавляющем большинстве случаев не ставят перед собой задачу полного преодоления предшествующего социального строя. Военные хунты в Латинской Америке обычно приходили к власти под лозунгами сохранения утвердившегося порядка, избавления от реальной или мнимой угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется к идее органичного развития, под которым часто скрывается желание воспрепятствовать вообще всяким заметным изменениям.
2.Другой признак, по которому различаются тоталитарные и авторитарные системы, заключается в неодинаковой степени регламентации различных аспектов общественной жизни в них. Тоталитаризм стремится реализовать утопический идеал во всех сферах общественной жиизни. В результате предполагается не только создание и пропаганда новой системы ценностей, но и формирование такого политизированного человека, индивидуальность которого должна быть подчинена коллективности, растворена в ней. Для авторитаризма, напротив, характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность.
3. Зачастую при авторитаризме формально существуют парламент, партии, разделение властей и другие атрибуты демократии: гражданское общество не полностью поглощено государством, и возможно даже «дозированное инакомыслие». 1 Диктатура может признавать или терпеть определенные социальные конфликты. При ней продолжает существовать целый ряд влиятельных в политическом отношении групп давления (государственная бюрократия, военные, крупная буржуазия и т.д.), которые, защищая свои интересы, прежде всего экономические, могут блокировать принятие неугодных им решений.
4. Авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые тоталитаризму чужды. Тоталитаризм в период становления в соответствии со своим утопическим идеалом разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, ликвидирует сложившуюся прежде социальную дифференциацию, т.е. «превращает классы в массы». 2
Это одновременно порождает огромный слой людей, утративших свои социальные корни и готовых следовать за новыми вождями, которым они безоговорочно доверяют. Тоталитарные режимы активно вторгаются в экономическую сферу либо устанавливая над ней строгий контроль, либо подвергая её полному или почти полному огосударствлению.
5. Многие авторитарные режимы стремились сохранить прежний социально-экономический уклад. Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу довольно прагматично. Военные академии в Бразилии и в Перу давали своим выпускникам не только военные знания; они включали в программу обучения и курсы экономической науки, управления, основы социологии и т.д. Это позволяло им трезво оценивать преимущества той или иной системы хозяйствования. И, захватывая власть, военные оставались скорее контролерами, чем специалистами. Они весьма осторожно относились к экономическим процессам, а непосредственное управление ими, как правило, поручали специалистам из гражданских лиц. В противоположность тоталитарным диктатурам такие авторитарные режимы, как например, в Южной Корее, на Тайване, оказались достаточно эффективными в экономическом отношении.
6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры. Решения партийных органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.
7. В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их стран, и по своей сути призвано осуществлять не рпрессивную, а управленческую функцию. 1 Безусловно, факты коррупции и прямого здоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень живуча.
8. Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репресии. В период зарождения, становления и господства тоталитарная диктатура осуществляет системаический террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Он проводится секретной службой безопасности, значение которой со временем возрастает настолько, что она пытается соперничать с правящей партией за власть.
9. Авторитарный режим также имеет тайную полицию, которая часто попирает закон и терроризирует противников режима. Но массовые узаконенные репрессии с созданием специальных лагерей авторитаризму, как правило не свойственны. Авторитарные диктаторы обычно применяют тактику избирательного террора, направленного на устранение или запугивание оппозиционных депутатов, видных общественных деятелей, несогласных с политикой режима, и т.д. 1 Чаще всего с ослаблением репрессий начинают расти и набирать вес в обществе, в политической борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм постепенно перерастает в авторитаризм.
Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитарного и авторитарного типов не следует абсолютизировать. Многие режимы являются как бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего политического опыта. Целый ряд стран в наши дни совершает переход от диктатуры к демократии и с трудом поддается однозначному определению согласно принятой в современной политологии классификации.
46 вопрос
Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия… это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений… Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».
Что касается нормативной базы, то демократия организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение групп на продолжение участия в оспаривании власти. При демократии каждая группа имеет возможность самостоятельного выбора стратегии своего поведения, ведущей к самым разным и непрогнозируемым последствиям. Причем результаты применения подобных стратегий могут быть и разнонаправленными. Таким образом, данная форма организации политического порядка, как очевидно, содержит и альтернативу себе самой, источник социального саморазрушения. Поэтому свободный выбор гражданами пути политического развития, исключающего саму идею соревновательности за власть (как это случилось в Веймарской республике, где Гитлер на законных основаниях стал главой государства), способен уничтожить даже воспоминания о демократической форме политической жизни.
Однако в целом постоянство применения различных политических стратегий, непрерывное соперничество групп исключает ситуации, в которых победу одерживает кто-то один раз и навсегда. Условием динамики, постоянства балансирования интересов групп является согласие участников конкуренции с правилами, ясными и доступными для всех желающих принять участие в этой «политической игре». Причем данные правила исключают постоянное использование силы для решения конфликтов в процессе конкуренции, а случаи ее применения, как правило, оговариваются отдельно.
Демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Характерными чертами демократического политического режима являются: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании; наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Гарантии функционирования демократического политического режима предусматривают создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
К признакам демократического политического режима следует отнести следующие: участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии; принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства; развитое гражданское общество; существование правового государства; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; легитимность государственной власти; демократический контроль общества над силовыми структурами; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия и принуждения; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; действуие принципа «дозволено все, что не запрещено законом»; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его; гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации; реальное осуществление принципа разделения властей.
45 вопрос
Фашизм
В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
Фашизм (от ит. fascio - пучок, связка) - это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы - итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем - воплощение группового сознания.
Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.
Анархизм
Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia - безначалие, безвластие) - это:
§ идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
§ любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов - итальянец Т. Негри).
44 вопрос
Социалистическая демократия
Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник - немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы:свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.
Маркизм
Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества
43 вопрос
Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.
Консерватизм
базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.
Неоконсерватизм
отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.
42 вопрос
Либерализм
стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
Базовые ценности либеральной идеологии - священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.
основную идею либерализма - идею осуществления свободы личности
Неолиберализм
В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:
§ консенсус управляющих и управляемых;
§ необходимость участия масс в политическом процессе;
§ демократизация процедуры принятия политических решений (принцип «политической справедливости»);
§ ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер;
§ государственное ограничение деятельности монополий;
§ гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).
Кроме того, неолиберализм предполагает защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы.
Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.
36 вопрос
ТИПОЛОГИЯ
(от греч. - отпечаток, форма , образец и - слово , учение) , 1) метод науч. пo-знания, в основекоторого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированноймодели или типа.
ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за
власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия – это
организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп
и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной
власти или участия в ее осуществлении.
а) доктринальные, т. е. нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной и т. д.);
б) прагматические - ориентированные на защиту интересов определенного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств) и т. д.;
в) харизматические, т. е. объединившиеся вокруг яркого лидера и призванные обеспечить ему популярность и поддержку.
В зависимости от характера представляемого общественного интереса политические партии делятся на социальные, этнические или национальные, демографические.
В зависимости от принципов внутренней организации политические партии также могут быть разделены на: а) парламентские - их структуру формируют региональные отделения парламентских партий в разных регионах страны;
б) профсоюзные (лейбористские), сформированные на основе профсоюзов, когда все члены определенного отраслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии;
в) авангардные - построенные по принципу территориально-производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства и т. д.).
Довольно распространенным является деление политических партий на типы в зависимости от их отношения к правящему режиму:
а) правящие и оппозиционные (партии у власти и противостоящие им оппоненты);
б) легальные и нелегальные (запрещенные и находящиеся вне закона);
в) партии-лидеры (оказывающие решающее влияние на принятие политических решений);
г) партии-аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся в стороне от политической жизни);
д) партии, правящие монопольно или в коалиции с другими, и т.
Типология политических партий.
По характеру доктрин партии делятся на: революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических системах). Существует классификация партий по критерию организационной структуры : централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит); массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы, обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии). По виду партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства.Функции
Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции: представительство - выражение интересов определенных групп населения; социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников ; идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности; участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.34 вопрос
Происхождение партий
Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях. Первые возникли в Древней Греции и представляли собой небольшие группировки, большей частью не имели организационной структуры. Они выражали интересы значительной части господствующего класса. В период буржуазной революции XVII – XVIII в. в партии, как политические организации не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно-родовых объединений. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций. Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партиях нет официального членства, а для того, чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США. Там в 30-е годы XX века формируется современная двухпартийная модель, для которой характерны основные признаки:
Массовое вовлечение избирателей в политический процесс,
Исследование реформаторских методов ведения государственных дел,
Возрастание роли партийных лидеров в общественной жизни,
Динамизм политических отношений.
Наибольший рост численности партий в России пришелся на подъем революционного движения в 1905 г. начало этому процессу открыл царский манифест от 17 октября. В политической жизни России в первой четверти XX века в разные периоды функционировало 87 партий. Сейчас в мире действует более 500 партий и общественных организаций. Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., – наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии. Существование в партии нескольких фракции, направлений, не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогают ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократических поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.
35 вопрос
Типология партий и партийных систем
Классификацию политических партий обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются, прежде всего, многочисленностью состава, тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых "нотаблей" с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями. Различают несколько категорий "нотаблей". Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты, завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.
Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется "нотаблями", причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве. Ряд партий рассматривают, как полумассово – промежуточный тип, не имеющий своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства). По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии милиции.
1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это организационно рыхлые ассоциации "нотабелей", и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.
2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее "горизонтальные связи" между низовыми подразделениями.
3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой.
"Ячейки" создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу "вертикальный" характер: "сверху" идут директивы, "снизу"- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.
4. Партии-милиции имеют военизированную структуру с её главной отличительной чертой принципом единоначалия. Такие партии встречаются достаточно редко. В качестве примеров можно привести штурмовые отряды в Германии (хотя сама НСДАП была партией секционного типа), террористические организации, а также некоторых стран, в которых десятилетиями длится война (Ливан, Северная Ирландия). Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярными посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут быть названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие между партиями здесь отсутствует. Беспартийные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии. Однопартийные системы свойственны в основном эгалитарно-авторитарным, авторитарно-ипэ-галитарным и популистским режимам. Исходя из существования в той или иной стране однопартийной системы, можно достаточно уверенно приписывать ей один из перечисленных режимов. Количественная классификация выделяет лишь две партийные системы, которые с либеральной демократией – двухпартийную и многопартийную. Главная сложность, связанная с применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина "двухпартийная система" в Великобритании, которая считается её классическим образцом, "третьи" партии, набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность использования термина, обычно указывают на то, что власть всё же осуществляется попеременно двумя крупными партиями. Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:
1. Утверждают, что двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
2. Другое преимущество двухпартийной системы усматривают в том, что она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру – премьер министру невозможно.
3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы – в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение "говорящих голов"; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.
4. Наконец, утверждают, что только двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку. В условиях многопартийности политическое руководство носит как правило коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию,когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции. Двухпартийные системы действительно продемонстрировали уровень стабильности и эффективности, о котором в условиях многопартийности приходится только мечтать. Хотя политические партии в современном смысле слова возникли не так давно, ныне, по общему мнению политологов и политиков, они переживают период упадка. Сходит на нет значение низовых партийных организации, а партийная печать, долго считавшаяся одним из признаков либеральной демократии, ныне стала анахронизмом. Роль партии в структурировании результатов выборов тоже заметно уменьшилась. Часто люди голосуют не за партию, а за "имидж" того или иного кандидата, созданный коммерческими средствами массовой информации. Тем не менее, нет института, который успешнее справлялся бы с тремя важнейшими функциями – передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации существующих режимов, чем партии.
32 вопрос
Часть концепции государства как центрального института политической системы общества – это выделение различных типов его территориального устройства – формы взаимоотношений центральной и местной власти.
Принцип управления государством – это национально-территориальная или административно – территориальная система организации государства. Две формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
1. Унитарное государство . Образуется по принципу: одна страна, одна конституция, одно правительство, одна судебная система, одно гражданство и т.п. Примеры – Франция, Польша, Венгрия, прибалтийские государства.
2. Федеративное государство . Представляет собой единое союзное государство, в состав которого входят государственные образования, самостоятельные только в рамках компетенции прав, распределенных между ними и федеральной властью. Примеры – США, Германия, Россия.
3. Конфедерация . Представляет собой союз государств, которые ради достижения общих целей объединяются на договорной основе, формируют общий властный центр, в полномочия которого входят специально оговоренные сферы совместной деятельности. Например, военное дело, финансы, регулирование экономики, внешняя политика и т. п.
Конфедерация – непрочное образование. Оно либо распадается с выполнением своих задач, либо, если связи оказываются достаточно прочными и жизнеспособными, превращается в федерацию (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты). В современном мире отчетливо проявляются тенденции федерализации государств. Этот процесс основывается, с одной стороны, на децентрализации и повышении статуса административно-территориальных образований, с другой – на реализации принципа национально- государственной автономии в многонациональных государствах. В современном мире распространена практика, когда реальное государственное устройство, отражая динамику федерализации, вступает в определенное противоречие с официальным устройством. Так, в Испании, являющейся официально унитарным государством, реальная автономия Каталонии уже несет в себе черты не только федерализма, но и конфедеративных отношений. Подобная тенденция характерна и для России. Официально являясь федеративным государством, Российская Федерация несет в себе как элементы унитарности, так и конфедерации. Примером фактически конфедеративных отношений могут служить взаимоотношения центра с республикой Татарстан.
31 вопрос
Типы государств по форме правления
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти , порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления – монархия и республика . Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь – "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика - это форма правления, в которой высшая. государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские . Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Серия - Русская фантастика
- Игорь прокопенко - тайны апокалипсиса
- Книга сентября: мемуары Карины Добротворской
- Любовь до смерти и после: «100 писем к Сереже» Карины Добротворской
- Магические способности по дате рождения — особенности расчета
- PR в мифологии Древнего Китая
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык