История Российской империи, увиденная через её герб - Николай Стариков. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни


January 23rd, 2013

"Знак Рюриковичей" - герб, причем монархический и христианский.

Вот так они примерно выглядят, уже систематизированные.

Генеалогия знаков Рюриковичей 9 - 11 веков по С.Белецкому "Древнейшая геральдика Руси".

1. Гербы Рюриковичей - не родовые знаки, а именно гербы. Первый вывод, который можно сделать на основе этой таблицы.
Доказательством этому является то, что:

а/ все гербы имеют одну основу, это - герб Ольги, и дополнения в виде креста, птички,"третьего зуба" и маленького треугольника в нижней части основы. То есть это - нормальные личные гербы. Так они обычно и выглядят.
Личный герб отображает все владетельные права данного лица. Права как реализованные(земли и народы), так и нереализованные права. Имеется ввиду, что все владетельные династии состоят в родстве друг с другом и, члены династий в порядке наследования, имеют вполне реальную возможность получить какую-то землю по наследству. Гербы этих стран - земель тоже отражаются в личном гербе. В нем отражена также очередь престолонаследия;
Рассмотрим в качестве примера личный герб императора Александра 2.

Родовой герб Его Императорского Величества

Щит рассеченный. Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле красный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвйг-Голштейнский: щит четверочастный с оконечностью и малым щитком в середине; в первой части - герб Норвежский: в красном поле золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй части - герб Шлезвигский: в золотом поле два голубых леопардовых льва; в третьей части - герб Голштейнский: в красном поле пересеченный малый щит, серебряный и красный; вокруг щита серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части - герб Стормарнский: в красном поле серебряный лебедь с черными лапами и золотой короной на шее; в оконечности - герб Дитмарсенский: в красном поле золотой, с поднятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассеченный: в правой половине герб Ольденбургский: в золотом поле два красных пояса; в левой - герб Дельменгорстский: в голубом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан великогерцогской короной, а главный - королевской короной.

Герб наглядно отображает информацию, содержащуюся в титуле. Каждому слову соответствует символ. Можете сверить сами.

Титул имп. Александра II :
Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая

б/ гербы Рюриковичей исчезают к середине 13 века. То есть именно тогда, когда Рюриковичи теряют владетельные права и получают в Орде ярлык на княжение. Теперь они - вассалы.
Иван 3 Васильевич вернул себе владетельные права и взял герб Палеологов, последней византийской династии. На каком основании? Очевидно, такова была его "очередь в престолонаследии" Палеологов - результат многих династических браков с членами византийских династий.
Герб страны может не совпадать с личным гербом. Даже скорее не совпадает, чем совпадает.

2. "Герб Рюриковичей" - монархический герб. Это так потому, что Рюриковичи -княжеская династия, имеющая владетельные права .
Одновременно с появлением семьи, частной собственности и государства возникают права царей на земли и народы, их населяющие. То есть, на престолы.
Как в Библии: " и Господь дал тебе эту землю и роду твоему".

Владетельные права принадлежат суверенам, тем, кто не является никому вассалом.
В пределах своего владения власть может быть ограничена в какой-то мере. Например, вече или парламентом. Но ниоткуда извне, кроме как от Господа Бога, владетельный господин не имеет ограничения своих прав. Каждый владетельный господин абсолютно суверенен от другого. Независимо от размеров его владения. Можно ли всех Рюриковичей считать владетельными или некоторые из них - вассалы Великого князя, и как это отразилось в их гербах, это - отдельный вопрос. Позже мы к нему вернемся.
Следовательно , Герб Рюриковичей - это монархический герб, наглядно-образное выражение их владетельных прав.
Мне приходилось встречать у некоторых исследователей определение гербов как:
- символа власти;
- символа собственности;
- светско-воинской эмблемы.
И то, что главный признак герба то, что он передается по наследству.
Всё это - глубочайшие заблуждения.

Не гербы передаются по наследству, а владетельные права. А гербы только наглядно эти права демонстрируют. По гербам возможно отследить переход владетельных прав от одного представителя династии к другому.
Рюриковичи - династия. И как всякая династия она строится на основе родственных (кровных) связей. И там, где имеет место быть листвечное право, тоже.
Необходимо различать гербы государств и личные гербы монархов и членов владетельных домов.

3. Гербы Рюриковичей - гербы с христианской символикой.

Некоторые антинорманисты уверены, что эти гербы являются символическим изображением сокола, нападающего на добычу.
Однако, изображение сокола может быть только родовым знаком, по сути своей принадлежащим дохристианской культуре.
Рапов упоминает, что датский родовой знак "ворон" не может быть на гербе христианского правителя. . А против сокола не возражает. Что - странно.
Вывод: сокол не может присутствовать на гербе христианского правителя.
И еще: если кто-то видит изображение сокола в гербе Святослава, он должен видеть его и в гербе Владимира Красное Солнышко, того князя, который сделал христианство государственной религией. И в гербе Ярослава Мудрого и т.д.
А это невозможно по определению. Ведь вы не считаете, что в этих гербах крест или "средний зуб" является изображением сокола? Значит, сокол присутствует в основе всех гербов Рюриковичей? То есть они все - язычники? Или все - христиане? Начиная с первого!
Письменные источники, как русские, так и иностранные дают нам разный ответ на этот вопрос.
А гербы, напротив, свидетельствуют однозначно: все эти князья были христианами.

На гербе монарха - христианина могут быть изображены только христианские символы и сюжеты.
Все они хорошо известны.
Изменения в гос. гербах происходят, когда меняются границы государства: присоединяются новые земли или теряются ранее принадлежавшие.
Личные гербы тоже могут меняться по этим же причинам и ещё в тех случаях, когда меняются перспективы наследования других земель.


Христианские символы:

  • якорь образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. );
  • голубь символ Святого Духа ;
  • феникс символ воскресения;
  • орёл символ юности («обновится яко орл а юность твоя» (Пс. ));
  • павлин символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец символ Иисуса Христа;
  • лев символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь символ вечного мира;
  • лилия символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом символы евхаристии .
крест - г лавный христианский символ
И никакого сокола! И не было! Если бы был, в эпоху христианизации он не превратился бы в
голубя, а был бы изменен на другой символ. Шутить такими вещами могут только очень романтические патриоты из числа "украинских хлопцев".
Монархический герб, особенно в эпоху христианизации страны, не может нести в себе языческую символику! Категорически!
Так что выбирайте из птиц. Голубь, орел, феникс.
Очень возможно, что это - голубь, символ Святого Духа. А также - символ КРЕЩЕНИЯ.
Почему он на голубя не очень похож? Да потому, что это - символ! Выполнен ли он на подвеске руками умелого ювелира или процарапан на гребне- это все равно СВЯТОЙ ДУХ. Изображен он вниз головой или вверх. Даже просто мазок, галочка - тоже Святой Дух. И Византийские иконописные сравнения здесь не нужны.
Вы говорите, что в русской традиции нет изображения СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА до 13 века? Икон, может быть, и нет. Но что изображено на монетах, подвесках и прочем? И в разных

вариантах! Почему должны быть только иконы?
Гербы Рюриковичей (если считать их христианскими гербами) включают в себя несколько христианских символов: Крест, Святой дух и Сошествие Святого Духа (отсюда третий зубец,как поднятый хвост голубя, значит, что голова голубя - опущена), птица устремлена вниз). Да, примитивно!. Но это - символы!
То есть. выражаясь вашим языком, двузубец - это Святой Дух, а трезубец - Сошествие
Святого Духа.
Рискую надоесть вам, но Святой Дух и Сошествие Святого Духа это - два разных сюжета. Герб Судислава Владимировича как раз и содержит в себе оба эти сюжета. Здесь и голубь, спокойно сидящий в центре герба, и Сошествие Святого Духа - в виде основы герба.

Возможно, что не голубь, а орел (двуглавый) изображен на гербе Рюриковичей.

А крест, копье, голубь на гербе Судислава и держава просто наложены на него.
Из всего вышеизложенного я могу сделать вводы:
1. Знаки Рюриковичей - личные монаршии гербы.
2. Все эти гербы принадлежат монархам - христианам.

А это означает, что Рюриковичи были ВЛАДЕТЕЛЬНОЙ ДИНАСТИЕЙ, по крайней мере с 9 века до середины 13века, и они были ХРИСТИАНСКОЙ династией.

Поэтому утверждение о том, что сокол был геральдическим знаком Рюриковичей
ошибочно.

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

Личные знаки князей дома Рюриковичей.

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол - символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

…кстати, была продана за 181000 грн

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

Позолоченная бронзовая пряжка с выразительным рельефным княжеским гербом заняла недавно свое место в геральдическом собрании музея Шереметьевых среди прочих экзотических раритетов. Классические пропорции литого овала - 120Х80 мм. - свидетельствують об изысканности вкуса заказчика и мастерстве исполнителя. Вещь сделана добротно, не века. И выражать она была призвана со всей очевидностью чрезвычайно высокий статус носителей пышного герба под княжеской мантией и короной.

Чей же это герб?

Среди княжеских гербов Российской империи подобного не встретить. Многочастный герб, составленный из большого количества эмблем и символов на щите - это европейский, конкретнее - германский признак. Маленькие княжества и их исполненные самомнения суверены обзаводились нередко весьма замысловатыми собственными родовыми и земельными гербами.

Вот к примеру, как выглядят гербы Великого герцегства Мекленбург-Шверин и Саксен-Веймар-Эйзенах.

Гербовник Австро-Венгерской империи помогает определить, что на нашей же пряжке изображен родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значителдьную роль в истории Европы.


Это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.


Первое документально подтвержденное упоминание предков рода Шварценберг датируется 1172 годом. Правда тогда фамилия будущих князей была Зайнсхайм (под этим именем они действовали на европейской арене вплоть до XV века). С XIII века представители семейства начинают активно участвовать в европейской истории. Постепенно семья, происходящая из баварского Шайнсфельда, расширила свои владения в Австрии, Чехии и Швейцарии.

Эркингер из рода Зайнсхайм (1362-1437) получил во владение имение Шварценберг (в переводе с немецкого - Черная гора) и начал именовать себя Зайнсхайм из Шварценберга. Время стерло первую часть имени. В 1420-21 годах сей владелец Черной Горы участвовал в военном походе против гуситов. От императора Сигизмунда за службу получил города Жатец, Кадань и Бероун. В 1429 году Эркингер Зайнсхайм стал «свободным господином из Шварценберга», иначе говоря, получил баронство. Первый барон Шварценберг был дважды женат, имел 14 детей. Все ныне живущие Шварценберги ведут свой род от него.

Родовым гербом тогда служил простой рыцарский щит с бело-серебряными полосами.


Герб рода Зайнсхайм

Этот древний геральдический элемент до сих пор сохранился на всех гербах рода в правой верхней части щита.

В 1599 году его потомок Адольф Шварценберг получил за победу над турками в битве у Раба (сегодняшнего венгерского города Дьор) титул имперского графа; он также обрел право добавить в фамильный герб поле с головой мертвого турка, которому ворон выклевывает глаза. То были времена активного гербового творчества: на родовом знаке уже появился и чисто шварценберговский символ: половина щита с башней на черной горе и тремя золотыми снопами.

Через год, в 1600 году первый граф Шварценберг погиб при осаде Будина. Ландскнехты, которые страдали от недостатка еды и денег, решили сдаться туркам. Адольф воспротивился и был убит. Император Рудольф II организовал Адольфу Шварценбергу пышные похороны в Вене.


Графский титул перешел по наследству к Адаму Шварценбергу (1583-1641), сыну Адольфа. Ему тогда было 17 лет. В 1613 году Адам Шварценберг женился на Маргарите фон Паллант, которая умерла два года спустя, рожая графу второго сына, Иоганна Адольфа. Граф не стал жениться вторично, а вместо этого вступил в рыцарский монашеский орден иоаннитов (Мальтийский орден) и в 1625 году стал его Великим Магистром.

Адам Шварценберг сделал политическую карьеру сначала при дворе герцога Клевского, а после смерти герцога - в качестве советника при дворе Георга Вильгельма, курфюрста Бранденбургского, и даже правил Бранденбургом в должности штатгальтера в 1638-1640 годов в отсутствие Георга Вильгельма. Католик Шварценберг защищал имперские интересы австрийской монархии Габсбургов в лютеранском Бранденбурге, в чем его неоднократно обвиняли политические противники, в частности кальвинист фон Гётцен.

Адам Шварценберг

Внук Адольфа, Ян Адольф (1615-83), был известным дипломатом, служившим в Вене и Голландии. Ян Адольф Шварценберг был весьма образованным, знал несколько языков; ему удалось собрать богатые коллекции произведений искусства, которые стали основой богатства рода. Первым постоянным владением рода в Чехии стало имение Тржебонь (1660); потом последовали Крживоклат и Крушовице, а в 1661 году - Глубока-над-Влтавой. Ян Адольф был хорошим хозяйственником, свои имения модернизировал, ввел выращивание новых культур и поддерживал развитие ремесел. Он также занимался решением социальных проблем и основывал приюты для бедных.
В 1670 году граф Ян Адольф Шварценберг стал имперским князем. Был женат на Марии Жюстине фон Штархемберг, имел от нее семерых детей.

Дочь Яна Адольфа Мария Эрнестина

вышла замуж за Иоганна Кристиана Эггенберга, владельца Чески Крумлова: так Шварценберги породнились с Эггенбергами, что позволило впоследствии претендовать на наследство угасшего рода.

Иоганн Адольф Шварценберг


В 1688 году герб Шварценбергов выглядел следующим образом

Серебряные и голубые полосы в правой верхней четверти герба достались от давнего герба Эркингера из Зайнсхайма, от которого Шварценберги ведут свой род. В левой нижней части герба ворон выклевывает глаз турка в память о победах Адольфа Шварценберга. Три красных острия в левой верхней части герба символизируют доминион (вотчину) Шульц, полученный в качестве приданого в результате женитьбы Фердинанда, 2-го князя Шварценберга, на Марии Анне фон Шульц. И, наконец, в правой нижней части герба расположена горящая ветка, символизирующая доминион Брандыс. В центре герба находятся маленькие изображения еще двух доминионов: справа замок Шварценберг (белая башня на черной горе), слева город Клеггау (три золотых снопа). Княжеская корона над гербом символизирует княжеский титул Шварценбергов.
Скупая имения и концентрируя в своих руках наследство родственников Эггенбергов, в первой четверти XVIII века Шварценберги создали обширную собственную державу в южной Чехии (включая Чески Крумлов, Глубоку-над-Влтавой, Нетолице, Прахатице, Волары, Вимперк, Орлик, Звиков и т.д.), присоединив ее к земельным владениям в Баварии, Австрии и Штирии. В 1723 году Шварценберги обзавелись еще и титулом герцогов крумловских.


Карта владений Шварценбергов составленная в 1710 году.


Знаменательное событие имело место в правление Адама Франтишека (Франца) Шварценберга (1680-1732), внука Яна Адольфа Шварценберга, женатого на Элеоноре Лобковиц. Супруги были заядлыми охотниками, Глубока-над-Влтавой была отличным местом для охотничьих увеселений. Адам Франтишек заботился о процветании своих охотничьих угодий, жестко преследовал браконьеров, издавал различные предписания о ведении лесного хозяйства, что позволило значительно увеличить поголовье оленей в районе Глубоки.
На пятьдесят втором году жизни князь Адам Франтишек погиб в результате несчастного случая на охоте - был застрелен императором Карлом VI. Комиссия по расследованию происшествия выяснила, что несчастный случай произошел из-за того, что охотники по ошибке расположились друг напротив друга, и когда олень выбежал на луг, император сделал выстрел, промахнулся, и пуля попала князю в правую почку. Охота была тотчас же прекращена, князя перенесли в расположенный неподалеку замок Брандыс, и раненым занялся императорский хирург Антонин Хойзингер, однако рана оказалась смертельной, и спустя 12 часов после происшествия князь скончался.



Адам Франтишек Шварценберг

Элеонора Шварценберг с сыном Йозефом Адамом

десятилетний кавалер ордена Золотого Руна Йозеф I Адам Шварценберг

После того, как Карл VI в 1732 году по ошибке смертельно ранил во время охоты князя Адама Франтишка из Шварценберга, он удостоил его сына десятилетнего Йозефа I Адама (1722 - 1782) самой высокой наградой Габсбургов. Переживавший глубокое чувство вины император послал осиротевшему принцу орден Золотого руна. Присвоение Золотого руна ребенку этого возраста и аристократического звания было в то время чем-то из ряда вон выходящим. Обо всех этих событиях в крумловском замке напоминает портрет несовершеннолетнего князя Йозефа, исполняющего интересный символический жест. Награжденный княжеский сын с орденом Золотого руна и в орденском облачении указывает рукой на находящееся на заднем плане пирамидальное надгробие, чем символически дает понять зрителю, что эта огромная почесть должна искупить скорбь о покойном отце

Этот мальчик с картины стал впоследствии четвертым князем Шварценбергом и был женат на Марии Терезе фон Лихтенштейн, тем самым укрепив связи Шварценбергов с родом Лихтенштейн. Князь Йозеф Адам Шварценберг служил тайным советником и гофмаршалом, а затем и главным распорядителем двора императрицы Марии Терезии и ее наследника императора Йозефа II.
Как и многие Шварценберги до него, князь Йозеф Адам заботился о своих слугах и работниках: в 1765 году им был учрежден фонд для выплаты пенсий престарелым служащим, который действовал вплоть до 1950 года, когда средства фонда были переданы в систему государственного пенсионного обеспечения.
При Йозефе Адаме была проведена реконструкция Чески Крумлова в стиле барокко, расписан знаменитый Маскарадный зал, перестроена часовня св. Георгия.

Йозеф Адам Шварценберг

После смерти Иозефа Адама Шварценберга главой рода стал его старший сын Ян Непомук Шварценберг (1742-89). Он велел прокопать канал между Влтавой и Дунаем, чтобы г транспортировать древесину из своих крумловских и вимперкских лесов в Линц и Вену. Совместно с иными аристократами он стоял у истоков возникновения коммерческого банка для стимулирования торговли и промышленности в стране.
В конце XVIII века герб рода Шварценбергов выглядел так

Видимо, княжеских владений и заслуг стало так много, что не представлялось возможным уместить их все на гербе, поэтому герб упростили.


Сыновья Яна Непомука Шварценберга Йозеф Ян Непомук (1769-1833) и Карл Филипп Ян Непомук (1771-1820) разделили род на две ветви - майораты глубокский и орлицкий.

Карл Фи́липп цу Шва́рценберг - Ландграф Клетгау, граф Зульц, князь, австрийский фельдмаршал и генералиссимус времен наполеоновских войн.

В 1787-ом в чине лейтенанта вступил в пехотный полк Брауншвейг-Вольфенбюттеля (позже 10-й пехотный). Участвовал в войне с Турцией, отличился при штурме Шабаца (1788) и был произведен в капитаны. Служил под знаменами Лаудона. В 1789 находился при Главной квартире, проявил большую отвагу в сражениях при Бербире и Белграде. В 1790 воевал на Нижнем Рейне и в Нидерландах, был произведен в майоры. В 1791 переведен в Валлонский полк Латура (позже 14-й драгунский). За отличия в сражении при Жемаппе и Неервиндене 18 марта 1793 произведён в подполковники. После сражения возглавил часть авангарда войск принца Саксен-Кобург-Готтского. В том же году переведен в дислоцированный в Галиции уланский корпус (позже 2-й уланский полк).

С 1794 полковник и командир кирасирского полка Цешвица, 26 апреля 1794 у Шато-Шамбре, действуя на левом фланге, провел знаменитую кавалерийскую атаку, прорвал расположения противника. В этот день австрийцы взяли 3 тыс. пленных и 32 орудия. Отличился в сражении при Флерюсе. В 1795—96 в составе войск Вурмзера и эрцгерцога Карла воевал на Рейне и в Италии. В 1796 отличился при Амберге.

За победу при Вюрцбурге (3 сентября 1796) был произведен в генерал-майоры. В 1797 вновь воевал на Рейне, где командовал армейским авангардом. В 1799 во главе дивизии в авангарде армии эрцгерцога Карла успешно действовал в Германии и Швейцарии. В сражении при Гейдельберге успешно противостоял войскам французского генерала Нея и в сентябре 1800 за отвагу получил чин фельдмаршал-лейтенантa.

С 1800 шеф 2-го уланского полка (который стал именоваться уланским полком Шварценберга). В 1800 в битве при Гогенлиндене против французов командовал дивизией и 1-й линией правого крыла армии, а после поражения прикрывал отход австрийской армии за Энс. В 1805 назначен вице-президентом Гофкригсрата.

В кампанию 1805 во главе дивизии успешно сражался при Ульме, а 14—15 октября 1805 возглавлял правое крыло австрийской армии. После разгрома армии во главе большей части кавалерии (6—8 тыс. чел.) в полном порядке отошел к Эгеру. После Тильзитского мира 1807 назначен послом в Петербурге. Целью было ведение переговоров о поддержке Австрии в будущей войне с Францией.

Вернулся к армии за 2 дня до сражения при Ваграме. За отличия при Ваграме, где он командовал частью кавалерии на левом крыле (а при отступлении австрийской армии командовал арьергардом), произведен в генералы от кавалерии. После заключения Венского мира назначен австрийским посланником в Париже. Вел переговоры о свадьбе Наполеона и австрийской эрцгерцогини Марии Луизы.

Во время Русской кампании Наполеона командовал австрийским вспомогательным корпусом (ок. 30 тыс. человек) в составе Великой армии. Со своими войсками форсировал Буг и остановился в районе Пинска. 12 августа вместе с корпусом ген. Жан Ренье атаковал у Городечно части 3-й армии ген. Тормасова (ок. 18 тыс. чел.), причем ограничился главным образом артиллерийским обстрелом. В России Шварценберг действовал крайне осторожно и сумел избежать больших сражений с русскими войсками.

По политическим причинам Наполеон 2 декабря 1812 исходатайствовал у императора Франца I для Шварценберга маршальский жезл.

В сентябре оттеснен войсками П.В. Чичагова за пределы Российской империи. После разгрома Наполеона в России в активных боевых действиях не участвовал, но прикрывал тыл отступающего французского корпуса Ренье.

В качестве австрийского посла 17 апреля 1813 прибыл во Францию, где пробовал стать посредником в заключении мира между Россией и Францией. После провала миссии покинул Париж и был назначен командующим войсками в Богемии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции в августе 1813 назначен главнокомандующим союзной Богемской армией (ок. 230 тыс. чел.), которая наполовину состояла из австрийцев, а другую половину составляла русско-прусская армия под командованием Барклая-де-Толли.

В августе 1813 в сражении при Дрездене с Наполеоном Богемская армия потерпела поражение и отступила в Богемию, где оставалась до начала октября.

В «Битве народов» при Лейпциге (16—19 октября 1813) объединенные союзные войска (основная часть которых входила в состав бывшей армии Шварценберга, а сам он продолжал считаться главнокомандующим союзными армиями) нанесли решительное поражение Наполеону. Награждён российским орденом Св.Георгия 1-го класса 8 (20) октября 1813 «за поражение Наполеона в трех дневном бою под Лейпцигом 4-го, 6-го и 7-го октября 1813 года».

В кампанию 1814 он создал себе репутацию слишком осторожного полководца. В феврале атаковал Ножан, но был отбит гарнизоном силой всего в 1 200 чел. Предприняв ряд неудачных маневров, Шварценберг упустил инициативу и 17 февраля запросил перемирия, уверяя, что на переговорах в Шатийоне были достигнуты некие договоренности (что не соответствовало действительности). 18 февраля Наполеон разбил при Монтрё войска кронпринца Вюртембергского (потери союзников составили 6 тыс. чел. и 15 орудий). Шварценберг решил отойти к Труа и одновременно приказал Г. Блюхеру идти на соединение с ним к Мери-сюр-Сен.

21 февраля соединение произошло, а на следующий день Шварценберг на военном совете добился решения продолжить отступление (при этом он почти в 3 раза преувеличивал силы противника). При этом 22 февраля он вновь разделил Богемскую и Силезскую армии. Только 26 февраля, уступив давлению императора Александра I и короля Фридриха Вильгельма III, Шварценберг начал осторожное наступление на Бар-сюр-Об и отбросил Ш. Удино.

После удачи Наполеона при Реймсе Шварценберг немедленно остановил наступление на Сену и 17 марта начал отход на Труа. Успешно провел сражение при Арси-сюр-Об и, несмотря на первоначальную неудачу, тем не менее смог выгодно развернуть армию. Его медлительность спасла французскую армию от полного уничтожения.

24 марта под давлением Александра I Шварценберг был вынужден согласиться на немедленное наступление на Париж. 25 марта французы были разбиты при Фер-Шампенуаз, а 28 марта обе союзные армии соединились под Парижем.

31 марта 1814 союзные войска вступили в Париж, а 5 мая 1814 Шварценберг сложил с себя обязанности главнокомандующего.

После возвращения Наполеона во Францию Шварценбергу поручено командование союзными войсками на Верхнем Рейне. Во главе 210 тыс. чел. он должен был выступить из Шварцвальда. Когда его войска начали переправляться через Рейн, они были задержаны у Ле-Суффеля небольшим отрядом генерала Ж. Раппа, а вскоре последовало второе отречение Наполеона. По возвращении в Австрию назначен президентом Гофкригсрата, австрийского Совета по вопросам войны.

В январе 1817 вышел в отставку после инсульта. Во время визита в Лейпциг в октябре 1820 скончался от второго инсульта.

ШВАРЦЕНБЕРГ, Феликс (1800-1852)

Князь - австрийский государственный деятель и дипломат.

В 1824-39 Шварценберг занимал младшие дипломатические посты в Петербурге, Лондоне, Париже и Берлине, с 1839 был посланником в Турине и Парме, с 1844 по 1848 - в Неаполе, а в ноябре 1848 был назначен председателем Совета министров и министром иностранных дел Австрии.

Победа во второй австро-итальянской войне (весной 1849) дала возможность Шварценбергу. совместно с Луи Бонапартом подавить итальянскую революцию, вернуть изгнанных итальянских монархов в их владения и оккупировать, под предлогом охраны папских владений, Болонью и Анкону, то есть проникнуть в глубь центральной Италии.

В Германии Шварценберг пытался использовать стремление к единству для объединения страны под главенством Австрии. В начале 1849 он предложил разделить Германию на шесть округов, управляемых Австрией, Пруссией и четырьмя королевствами (Баварией, Саксонией, Вюртембергом и Ганновером). Франкфуртский парламент, созданный в результате революции 1848 года, Шварценберг предлагал распустить, а в Вене образовать всегерманский военный комитет. План Шварценберга был отвергнут в Берлине, Франкфурте и в мелких германских государствах. В марте 1849 года Франкфуртский парламент принял имперскую конституцию, исключившую Австрию из состава Германии. В ответ на это Шварценберг заявил, что Австрия не признаёт конституции и сохраняет за собой все права, вытекающие из предреволюционных договоров об устройстве Германии.

После подавления венгерской революции политика IIIварценберга в Германии приобрела более активный характер. Когда созванный Пруссией т. н. Эрфуртский парламент принял конституцию, устанавливавшую в Германии прусское господство, Шварценберг пригласил все германские государства прислать к 10-му мая 1850 года во Франкфурт своих представителей на чрезвычайный пленум союзного сейма для выработки проекта всегерманской конституции. Прусское правительство назначило на тот же день, 10-го мая собрание членов прусской унии в Берлине. Многие германские государства порвали с прусской унией и послали своих представителей во Франкфурт .

В сентябре 1850 открылся созванный по инициативе Шварценберга Франкфуртский союзный сейм, немедленно признанный Николаем I. К внешнеполитической изоляции Пруссии Шварценберг угрожал добавить коалицию внутри Германии. Во время варшавского свидания руководителей русского, австрийского и прусского правительств в октябре 1850 Николай I поддержал Австрию. После этого Шварценберг направил Пруссии ультиматум, повлекший за собой подписание Ольмюцского соглашения , по которому Пруссия капитулировала перед Австрией по всем спорным вопросам, касающимся германских дел.

Этот успех Шварценберга был обусловлен прежде всего позицией России. Николай I оказывал Шварценбергу поддержку постольку, поскольку речь шла о реставрации дореволюционных порядков в Германии. Однако великогерманские стремления Шварценберга не встречали у русского императора никакого сочувствия.

На Руси эпоха правления начинается с Гостомысла. Все правители, а так же племена, фамильные народы имели свой знак, символ или герб. Имел ли Гостомысл во время правления свой герб? Однозначных сведений на этот счёт нет.

О временах правления Рюрика в интернете есть достаточно сведений, изучив их можно сделать заключение, что при княжении Рюрика символом поклонения и гордости был сокол. Свидетельство тому, извлечённые при раскопках с Старой Ладоге изображение сокола на различных артифактах периода второй четверти X века.

Почему же сокол стал символом поклонения и гордости? Существует множество различных гипотез. Изучив материалы у меня образовалась своя гипотеза которую я вам поведаю.

Во времена правления Рюрика народы Руси поклонялись богам. Боги - это сила природы или мифическая, которая помогала или вредила людям. Никто из людей не мог видеть воочию бога. Что бы поклонение не было в никуда, люди создавали идолов по собственной фантазии. Идолы создавали высекая облик из камня, вырезая из дерева и другими способами, но все они были неодушевлёнными, а так как живое стремиться к общению с живым, то народы желали видеть богов одушевлёнными, то есть перевоплощёнными в птиц, животных и т. д. .

Один из самых почитаемых богов того времени считался Перун - бог-громовержец, покровитель князя и дружины. Имя Перун имеет значение бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией).

Сокол, который считается гербом Рюрика называют Рарогом. В славянской мифологии Рарог - огненный дух связанный с культом очага. Так же Рарога считали огненной птицей.

Связав эти звенья в единую цепь, напрашивается вывод, что Перун, Рарог и гербовый сокол это одно из трёх составляющих. Перун - бьющая молния, Рарог - огненная птица, сокол - хищная, бесстрашная птица, атакующая молниеносно. Таким образом становится ясным, что по мнению народов того времени сокол - это птица в которую перевоплощался бог Перун. И именно поэтому сокол стал почитаемой птицей и изображением на гербе.

К стати говоря, Сокол и по сей день является гербовым изображение городов.

Вислая печать

Печать Княгини Ольги .

Гербы древней Руси

Изображение №1 Изображение №2

На различных интернет ресурсах есть множество похожих друг на друга картинок в которых утверждается принадлежность конкретного знака тому или иному лицу, но никакой конкретики свидетельствующих данный факт нет. Являются ли изображения истинными мне не известно, однако не буду столь скептичным и поверим авторам изображений, разместив для просмотра посетителям данного сайта.

Гербовая печать

Медная печать Святослава I .

Изображение печати Святослава Игоревича гуляет по просторам инета, но никто не удосужился дать описание где, при каких обстоятельствах была найдена эта вещь.

Если взглянуть на , то изображенный там герб Святослава не похож на медную древнею вещицу, а вот на рисунок под номером 2 очень похож.

Каким образом «сокол Рюрика» превратился в двузубец - сколько людей столько и версий. Однако ясно одно, что подобные двузубцы использовались и другими народами. Кто первый, а кто перенял, понять сложно даже историкам.

Печать

Вислая печать Ярополка I .

Оттиск вислой печати Ярополка Святославича.

Герб

1.Сребряник Владимира I 2.Вислая печать Владимира I .

На аверсе сребреника изображение Владимира, на реверсе герб, который имеет дополнение по центру в отличии от герба Святослава.

Обратимся к картинкам и , сравнивая видно, что точь в точь изображений нет. Вывод: особо верить художникам не стоит.

На оттиске вислой печати, видимо, изображен сам Владимир, чего понять крайне сложно, тем не менее автор добытого артифакта утверждает именно это. Будем верить и любоваться древней вещицей.

Существует множество версий и споров по поводу изображения на гербе Владимира. Не стану углубляться в фантазии и воображения, а просто повторю рисунок. Одно становится понятно, что герб написан одной линией без отрыва. Это герб Святослава, который стал основой герба Владимира. Владимир к основе герба Святослава добавил нечто в виде каких-то вензелей. Что это? Для красоты или глубокий умысел - загадка до сегодняшнего времени.

Герб

Сребреник Святополка I .

На реверсе сребреника изображен герб Святополка. Святополк не стал продолжателем герба разработанным дядей в виде трёхконечной геометрической фигуры. Святополк взял за основу духконечную фигуру, которая была гербом у его деда - Святослава. Видимо, всё-таки основной смысл был заложен именно в двух вершинах, а вот третью вершину, придуманную Владимиром, возможно для красоты или что бы выделиться оригинальностью, Святополк посчитал излишеством, зато одну из остроконечных вершин изменил на крест. И в этом есть глубокий смысл, так как в те времена Русь массово приобретала православную веру.

Герб

Сребреник Ярослава Мудрова .

На реверсе сребреника мы снова видим герб с тремя вершинами, так называемый трезубец Владимира. Многие историки считают, что Ярослав повторил геометрию герба своего отца, тем самым продолжил родовой знак, исполнив его в простом незамысловатом виде.

Печать

Вислая печать Изяслава I .

Автор выложив этот предмет заявил о принадлежности Изяславу, не описав, что изображено на печате. Так как изображение не понятно, можно засомневаться в действительности. Но более ничего другого я не нашел.

Печать

№1

№2

Вислая печать Святослава II .

Я нашел две разные печати, которые значились как печать Святослава Ярославича. Можно было бы подумать, что одна из них ложная, но скорее всего обе являются действительными, так как Святослав длительное время княжил в Чернигове и в Киеве. Скорее всего одна из них черниговская, другая киевская. На первой изображен Спас на Престоле она же хранится в новгородском музее. Изображение второй не описывалось.

Печать

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.

Выбор редакции
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...

В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...

Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...
Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...
Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...