К какой административной ответственности не привлекаются.


— это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением , государственная оценка нарушения административно-правовой нормы , нормы из способов административного принуждения .

Административная ответственность как способ административного принуждения характеризуется следующими отличительными признаками:

  1. основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;
  2. административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц ;
  3. основания административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  4. административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;
  5. полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов , органы (должностные лица) исполнительной власти , комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
  6. в отличие от уголовной ответственности административная ответственность менее строгая. Она не влечет серьезных правовых последствий, лишений для правонарушителя (например, судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);
  7. порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях;
  8. в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности процедура привлечения лица к административной ответственности является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;
  9. обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с привлечением к административной ответственности, осуществляется в судебном или административном порядке.

Понятие, функции и принципы института административной ответственности

Как институт административного права административная ответственность оказывает определенное воздействие на общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Наиболее существенные направления и стороны воздействия указанного института административного права на общественные отношения представляют собой функции административной ответственности:

  1. охранительная (компенсационная) функция, которая заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам; ее содержание включает в себя установление для лица, совершившего административное правонарушение , таких ограничений и лишений, которые призваны компенсировать вред, причиненный охраняемому правом общественному отношению;
  2. предупредительная (превентивная) функция, которая заключается в предотвращении совершения административных правонарушений и делится на частную превенцию и общую превенцию (содержание первой состоит в том, что административная ответственность направлена на предотвращение совершения в дальнейшем административных правонарушений лицом, совершившим админи-стративное правонарушение; содержание второй включает в себя выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и предотвращение совершения административных правонарушений другими субъектами права).

Административная ответственность как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Положения гл. 4 КоАП РФ устанавливают следующие общие правила назначения административных наказаний.

1. Административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП РФ и законом субъекта РФ об административных правонарушениях , т.е. не ниже и не выше установленного соответствующей нормой размера (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

2. Административное наказание по общему правилу не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административным правонарушением согласно разъяснению Верховного Суда РФ , данному в постановлении Пленума этого органа от 24 марта 2005 г. № 5, следует понимать такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Примером длящегося административного правонарушения является осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежащего лицензированию вида деятельности без соответствующей лицензии. в судебной практике не признается длящимся административным правонарушением неисполнение лицом возложенной на него обязанности к определенному установленному заранее сроку , например, непредставление к установленному сроку декларации, отчетности в компетентный административный орган.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности , как разъяснил верховный суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения.

За некоторые виды административных правонарушений , в частности, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды , о налогах и сборах, о рекламе, о товарных знаках, о защите прав потребителей, об использовании атомной энергии, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и некоторых других видов законодательства, административное наказание может быть назначено в течение одного года со дня совершения соответствующего правонарушения или в течение одного года со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

3. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

4. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

5. Назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой ему было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

6. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

8. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье , органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, преду-сматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В нормах федерального законодательства об административной ответственности закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, кото-рые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности.

Установленные законодателем обстоятельства, исключающие, смягчающие, отягчающие, ограничивающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности, являются особыми условиями применения мер такой ответственности.

Обстоятельствами, исключающими административную ответственность, являются установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Не подлежат административной ответственности:

  1. физические лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
  2. физические лица, находившиеся во время совершения противоправного действия (бездействия) в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);
  3. физические и юридические лица, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ;
  4. физические и юридические лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости , т.е. действовавшие для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства , если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ); примерами совершения административных правонарушений в условиях крайней необходимости в судебной практике являются вынужденное осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, отдельных видов работ в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях без предварительного получения соответствующих специальных разрешений (лицензий);
  5. юридические лица в случае, если по смыслу нормы КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу (ст. 2.10 КоАП РФ).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить менее строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или статьей закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним ;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или законом субъекта об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ и является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширительному толкованию:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельствами, ограничивающими административную ответственность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, в действиях или бездействии которого имеется состав административного правонарушения, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.

1. Должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Индивидуальные предприниматели и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих и некоммерческих организациях , несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

2. Иностранные граждане , пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, несут административную ответственность за совершенное административное правонарушение в соответствии с нормами Международного права (ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ).

3. Несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет) несут ответственность за административные правонарушения по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

4. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане , сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов по общему правилу несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами , регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (ст. 2.5 КоАП РФ).

За нарушение законодательства о выборах и референдумах , санитарно-эпидемиологического законодательства, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил, правил режима государственной границы , пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и органов государственной власти субъектов РФ»).

Решение о привлечении к административной ответственности прокурора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующими органами прокуратуры (ст. 42 Закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.).

Решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда РФ , Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного суда республики , краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
  • в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей, соответствующего Верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ (ст. 1.6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.).

На мировых судей распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г.).

Обстоятельствами, позволяющими освободить лицо от административной ответственности, являются факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить физическое или юридическое лицо, в деянии которого имеется состав административного правона-рушения, от административной ответственности и объявить ему устное замечание.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности этого правонарушения, ограничившись при этом устным замечанием в адрес данного лица.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 и в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10, малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава какого-либо административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям.

В судебной практике малозначительными признаются, в частности, административные правонарушения, выражающиеся в незначительном превышении установленного срока исполнения возложенной на лицо публичной обязанности, в несущественном нарушении требований, предъявляемых к оформлению определенной документации и в иных подобных случаях.

  • 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
  • Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
  • 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
  • 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
  • 18. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
  • 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
  • Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
  • Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
  • Административно-правовые договоры: сущность и виды.
  • 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
  • Требования к правовым актам управления и их действие.
  • Дефектность актов управления.
  • 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
  • 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
  • 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
  • 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
  • 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
  • 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
  • 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
  • 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
  • Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
  • 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
  • 2. Особенности административной ответственности
  • 3. Понятие правонарушения, состав
  • 4. Меры административного наказания
  • 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
  • 37.Административное наказание.
  • 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
  • 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
  • 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
  • § 2. Содержание административно-правового спора
  • §4. Признаки административно-правового спора
  • Глава 2 Классификация административно-правовых споров
  • §1. Основания классификации административно-правовых споров
  • § 2 Споры об объективном административном справе
  • §3. Споры о субъективном административном праве
  • §4. Административно-правовые споры о компетенции
  • 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
  • 43.Участники производства. Доказательства.
  • 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
  • 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 2.3. Пересмотр постановления и решения
  • 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
  • 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
  • 56.Соотношение территориального и регионального управления.
  • 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
  • 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
  • 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
  • 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
  • 61.Управление энергетическим комплексом.
  • 62.Управление агропромышленным комплексом.
  • 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
  • Введение
  • 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
  • 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
  • 1. Монополия возникает из господства в производстве;
  • 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
  • 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
  • 1.2 Виды монополий
  • 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
  • 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
  • 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
  • 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
  • Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
  • 65.Управление транспортным комплексом.
  • 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
  • Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
  • 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
  • 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
  • 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
  • 71.Правовой статус вуза.
  • 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
  • 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
  • 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
  • 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
  • 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
  • 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
  • 1.1 Развитие массового спорта
  • 1.2 Развитие спорта высших достижений
  • Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
  • 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
  • 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
  • 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
  • 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
  • Гражданская оборона
  • Гражданская оборона
  • Структура гражданской обороны на объекте экономики
  • 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
  • 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
  • 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.
  • 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности

    Основаниями административной ответственности являются:

    Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета (КоАП РФ или законодательство субъекта РФ об административных правонарушениях).

    Фактическое основание – совершение административного правонарушения.

    Процессуальное основание – издание правоприменительного акта.

    Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.

    Стадия производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.

    В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:

    первая – возбуждение административного дела и направление его по подведомственности (административное расследование);

    вторая – рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;

    третья – обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);

    четвертая – исполнение постановления, вынесенного по административному делу.

    Эти стадии нашли свое нормативное закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.

    Возбуждение административного дела и направление его по подведомственности. На этой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.

    Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления о правонарушении.

    Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного права.

    Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении служат:

    1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

    2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    4) сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

    Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и принятия решения по нему. По окончании предварительной подготовки протокол и другие материалы о правонарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Законодатель также в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.

    В случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование по месту совершения или выявления административного правонарушения.

    Законодатель определяет, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца, а по делам, о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок не более шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

    Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесении).

    Рассмотрение дела об административном правонарушении.

    Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиально органа, должностным лицом. К таким обстоятельствам относятся: родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела.

    При наличии таких обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

    Следующая стадия административного процесса носит дополнительный характер, т.е. если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные лица наделенные правом приносить жалобы или заявлять ходатайства для пересмотра принятого решения, не сделали этого, то рассматриваемый этап административного процесса будет отсутствовать, в ином случае стадия пересмотра решения должна пройти три этапа:

    1) обжалование или опротестование постановления;

    2) проверка законности постановления, вынесение решения;

    3) реализация решения.

    Постановление о наложении административного наказания обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.

    Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

    Заключение

    Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности – это результат неправомерного поведения лица, выраженный в применении к виновному уполномоченными на то органами, должностными лицами в установленном порядке юридических санкций. Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности, имеет она и свои особенности. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания. К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности). Административное правонарушение влечет за собой административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Законодатель исключил такое административное наказание как исправительные работы и ввел новые – дисквалификацию, административное приостановление деятельности и временный запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом.

    Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Принципиальные положения КоАП РФ от 2002г. прогрессивны. Так, применение шести из восьми наиболее тяжких административных наказаний отнесено к исключительной компетенции суда. Соответственно, значительно увеличилась и роль суда как органа административной юрисдикции. Действующий Кодекс к компетенции судов относит уже составы административных правонарушений, содержащиеся в 105 из 401 ст. Кодекса. Естественно, с увеличением возможностей участия судей в производстве по делам об административных правонарушениях увеличилась и гарантированность права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, снизилась вероятность необоснованного применения мер административного принуждения.

    Новый кодекс отличается от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях тем, что в нем кодифицирована административная ответственность как физических, так и юридических лиц, созданы единые процессуальные правила применения мер административной ответственности. Ныне нормы КоАП РФ являются единым федеральным правовым источником, на котором базируется административная ответственность за нарушение административных норм, принятых в установленном порядке. Это намного облегчает знание таких норм и соблюдение их на практике.

    36.Административная ответственность в системе мер административного принуждения .

    Административная ответственность - вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

    Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

    В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

    1) административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;

    2) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок;

    3) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности - только физические лица;

    4) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания; за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания.

    5) административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

    6) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;

    7) привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока - одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

    8) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.

    Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

    Основными видами административных наказаний являются:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация;

    9) административное приостановление деятельности.

      ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

      АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

      СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

      ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

      ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    1.Понятие и признаки административной ответственности

    Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который заключается в применении компетентными органами и должностными лицами, судьями административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения в соответствии с КОАП РФ и законами субъектов РФ.

    Признаки административной ответственности:

      Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

      К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

      Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

      Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

      Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

    Все нормы, регулирующие административную ответственность содержаться в КоАП РФ и законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

    В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

    2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

    Административное правонарушение – это виновное противоправное действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

    Признаки:

      Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

      Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

      Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

      Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

      Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

      Наличие субъекта правонарушения - физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

    Состав административного правонарушения

    Состав административного правонарушения – это юридическая модель, логическая конструкция реального административного правонарушения

    Состав правонарушения включает четыре элемента:

      Объект административного правонарушения;

      Объективная сторона административного правонарушения;

      Субъект административного правонарушения;

      Субъективная сторона административного правонарушения.

      Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

    Объекты подразделяются на три группы:

      Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

      Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

      Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

        Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

    Объективная сторона отвечает на вопрос: Как и каким образом совершенно правонарушение?

    К факультативным признакам объективной стороны относятся:

      Место совершения правонарушения;

      Время совершения правонарушения;

      Предмет совершения правонарушения;

      Способ совершения правонарушения.

    В материальных составах правонарушения объективная сторона включает 3 элемента:

    1. Общественно вредный результат деяния;

      Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

      Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

    По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

    Достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

    Вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8КоАП РФ).

    Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

    Ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

    Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

    На момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

    Дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

    В качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время - Федеральный закон от 30.12.2012 N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

    У юридических лиц ответственность за правонарушение возможна с момента государственной регистрации юридического лица.

    Ч. третья ст.2.1 КоАП РФ предусматривает возможностьпривлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии сч. 3 ст. 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силуч. 3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

      Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

    Её центром является вина в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

    Умысел означает осознание противоправного характера своего действия или бездействия, предвидение его вредных последствий и желание их наступления либо сознательное их допущение, либо безразличное к ним отношение.

    Когда лицо желает наступления последствий умысел называется прямым, а когда относится к ним безразлично или допускает их, то умысел называется косвенным.

    В статьях КоАП РФ прямо указывается на ряд составов административных правонарушений, наказуемость которых наступает лишь при наличии умышленной вины (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17КоАП РФ; умышленное невыполнение требований прокурора -ст. 17.7КоАП РФ; умышленное повреждение или срыв печати -ст. 19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверения личности гражданина -ст. 19.16КоАП РФ, умышленная порча или уничтожение военного билета -ст. 21.7КоАП РФ и др.).

    О совершении правонарушения умышленно свидетельствуют такие слова диспозиций статей Особенной частиКоАП РФ, как "сокрытие", "уклонение", "отказ", "принуждение", "изготовление", "распространение", "сбыт", "воспрепятствование", "подкуп", "заведомо ложное", "неповиновение". Однако в большинстве случаев вывод о субъективной стороне состава административного правонарушения можно сделать лишь на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статьеОсобенной частиКоАП РФ.

    Неосторожность – это предвидение возможности наступления вредных

    последствий, но легкомысленный расчет на их предотвращение или не предвидение возможности наступления последствий, хотя лицо должно было и могло их предвидеть.

    Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

    Для выяснения, должно ли было лицо предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, необходимо установить объективные условия, в которых оно находилось. Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития, как, например, при уничтожении или повреждении леса в результате небрежного обращения с огнем.

    От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «случаем» - иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.

    КоАП РФ не закрепляет понятие административной ответственности, хотя оно и применяется в нем.

    Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, финансовой. Поэтому административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: административная ответственность наступает на основе права за нарушение правовых норм; привлечение виновного лица к административной ответственности влечет для него претерпевание определенных санкций – лишений морального, личного, имущественного или организационного характера; при привлечении к административной ответственности происходит осуждение виновных со стороны государства; меры административной ответственности имеют своей целью предупреждение правонарушений в будущем.

    Вместе с тем можно выделить и специфические черты, присущие отдельным видам юридической ответственности.

    Так, отличием гражданско-правовой ответственности является ее принудительное применение на имущественную сторону нарушителя с целью защиты нарушенных субъективных прав одной из сторон, выступающей от собственного имени и не имеющей властных полномочий, присущих государственным органам.

    Уголовная ответственность назначается за общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ.

    Институт административной ответственности характеризуется следующими специфическими чертами:

    1) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    2) мерами административной ответственности выступают административные наказания. Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Иные административно-правовые санкции, не включенные в него, законодателем административной ответственностью не признаются;

    3) административные наказания в большинстве случаев назначаются государственными органами и учреждениями исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке, вместе с тем и судебные органы наделены определенной компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

    4) применение административных наказаний в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания налагаются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом, осуществляется должностными лицами на не подчиненных им лиц;

    5) административные наказания менее суровы, чем уголовные наказания (в качестве исключения может быть назван лишь административный штраф);

    6) применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

    7) одновременно с назначением административного наказания на лицо, совершившее правонарушение, могут быть возложены некоторые обязанности (пройти диагностику, лечение от наркомании и др. в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача).

    8) субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, причем за одно и то же правонарушение могут быть привлечены сразу оба субъекта (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);

    9) компетенцией по установлению административной ответственности обладают Российская Федерация и ее субъекты.

    Таким образом, административная ответственность это – вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера.

    Структуру административной ответственности как и любого другого вида юридической ответственности составляют следующие элементы: основания ; субъекты ; условия ; санкции (меры ответственности ); порядок привлечения к ответственности . Вместе с тем содержание каждого элемента в различных видах ответственности – свое, специфическое.

    Среди оснований административной ответственности можно выделить правовое , фактическое и процессуальное .

    Привлечение конкретного субъекта к административной ответственности возможно лишь при наличии всех трех оснований, т.е. первоначально необходимо существование нормы, устанавливающей определенное правило поведения и административно-правовую санкцию за его нарушение (нормативное основание ). Законодательство об административной ответственности является двухуровневым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Фактическим основанием административной ответственности является конкретное правонарушение, виновно совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правило поведения, защищаемое административно-правовыми санкциями.

    Для того чтобы определить, какое конкретное административное правонарушение было совершено, необходимо установить признаки его состава. В состав правонарушения входят следующие элементы: объект административного правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    При наличии нормативного и фактического оснований компетентное должностное лицо обязано процессуально оформить совершенное административное правонарушение и составить протокол по делу или вынести постановление о возбуждении дела.

    Таким образом, под процессуальным основанием следует понимать протокол по делу об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Вынесение данных актов впоследствии позволяет рассмотреть дело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания, являющееся итоговым документом, содержащим конкретную меру административной ответственности.

    4. Субъекты административной ответственности

    Субъектами административной ответственности выступают коллективные и индивидуальные субъекты (физические и юридические лица), совершившие виновные и противоправные деяния, за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

    В каждой из вышеуказанных групп законодатель выделяет общих , специальных и особых субъектов административной ответственности. Специальные субъекты обладают наряду с общими признаками также рядом специальных признаков. Выделение особых субъектов связано с особыми правилами применения к ним мер административного наказания.

    1. Физические лица. В качестве общего субъекта – физического лица выделяются вменяемые граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. К специальным субъектам относятся: 1) должностные лица; 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях и иные лица, прямо названные в Примечании к ст. 2.4 КоАП РФ; 3) иные специальные субъекты, специальные признаки которых отражены в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ: водители, работодатели, кандидаты, лица, находящиеся в состоянии опьянения, и т.д. Особыми субъектами являются: 1) военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами); сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах). Ко всем указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа, а к военнослужащим – иностранным гражданам – в виде административного выдворения; 2) депутаты, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица, выполняющие или выполнявшие определенные государственные функции (Президент, Президент, прекративший исполнение своих полномочий, дипломатические работники, сотрудники органов государственной безопасности и др.). В отношении них установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, обеспечивающий гарантии их должностного статуса; 3) собственники (владельцы) транспортных средств (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); 4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости (привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); 5) другие особые субъекты – несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие детей до 14 лет, инвалиды I и II групп и т. д. (к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к инвалидам I и II групп за некоторыми исключениями не применяется лишение специального права).

    2. Юридические лица.Общие субъекты – это российские и иностранные организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридического лица. Специальные субъекты – различные организации – предприятия и учреждения: биржи, банки, рекламодатели, средства массовой информации и т.д. Особые субъекты – реорганизованные юридические лица. Статьей 2.10 КоАП РФ установлены правила привлечения к ответственности вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц.

    Условия административной ответственности представляют собой совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом), ведущим производство по делу в отношении конкретного лица для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности. Отсутствие или наоборот наличие данных обстоятельств исключает возможность привлечения к административной ответственности.

    К условиям административной ответственности относятся следующие обстоятельства:

    1) наличие события и состава административного правонарушения (факта противоправного деяния и его полного соответствия признакам конкретного состава правонарушения);

    2) виновность лица, привлекаемого к административной ответственности – в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

    3) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

    4) отсутствие обстоятельств крайней необходимости ;

    5) вменяемость правонарушителя – в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

    6) однократность административной ответственности – в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение;

    7) действие сроков давности привлечения к административной ответственности – постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного для соответствующей категории дела срока давности привлечения к административной ответственности.

    Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение. Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться. Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

    Обозначение основных терминов

    Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

    Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

    Характеристика административной ответственности

    С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей. Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний. Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.


    Отличительные особенности

    Административное право - это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности. Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния. Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

    Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных. Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени. Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

    Основания для привлечения по КоАП

    Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют. Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ. Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

    Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления. Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность. Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

    Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности. Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах. При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

    При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания. К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

    Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение. К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок. В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

    Главные пять признаков

    Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

    Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

    Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

    Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

    Различия между проступками и преступлениями

    Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений. Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления. Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера. Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

    В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся. Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Признанный виновным несет два вида ответственности.

    Возможности освобождения

    Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

    Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

    Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

    В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты - индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

    Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

    Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

    Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

    Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.


    Порядок привлечения к ответственности

    Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.

    Немаловажным в производстве является определение личности подозреваемого, его имущественного положения, а также выявление обстоятельств, которые могут смягчить вину. Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства. Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.

    Возможности обжалования

    Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц. Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители. Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

    Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа. Если решение было вынесено уполномоченным должностным лицом, документ подлежит обжалованию в вышестоящем органе или в районном суде по месту рассмотрения дела. Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.


    Виды административного наказания

    Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение. Это официальный документ, в котором отражена негативная оценка государством поведения виновного. Также это своеобразное предостережение от подобных действий в дальнейшем. Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.

    Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.

    Также наказанием выступает изъятие или конфискация орудия или предмета правонарушения. Эти виды меры пресечения назначаются судьей. Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время. Что имеется в виду? Под таким видом права подразумеваются, к примеру, водительские права, право на охоту, право занимать определенные должности и прочие.

    Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток. Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением. При этом аресту не подлежат беременные, женщины, чьим детям нет 14 лет, несовершеннолетние, а также инвалиды первой и второй группы.

    К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.

    Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.

    Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...