К ограничениям связанным государственной службой относятся. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой


Ограничения, связанные с государственной службой

Государственному служащему запрещено:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или субъектов, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией; если иное не предусмотрено федеральным законом, ему не может быть поручено участие в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он работает, либо который подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства обеспечения, другое имущество и информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве служащего;

8) получать вознаграждение, связанное с исполнением должностных обязанностей, и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения руководства РФ награды, звания зарубежных стран, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за чужой счет, за исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Ответственность государственного служащего. Законодательство предусматривает юридическую ответственность госслужащих, которая выражается в применении мер наказания, взысканий и т. д. за виновное совершение правонарушений. За невыполнение обязанностей госслужащие могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил для госслужащих, не преследуемые в уголовном порядке.

Должностной проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него обязанностей (нарушение порядка и сроков исполнения поручений, выполнение их в неполном объеме, искажение их содержания). За должностной проступок на госслужащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Госслужащий может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения дорлжностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно. Госслужащий вправе его обжаловать.

Дисциплинарное взыскание считается снятым при соблюдении условий: истек годичный срок; лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности; издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность наступает за служебный поступок, причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, по нормам трудового права, – это обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.

За ущерб, причиненный учреждению при исполнении служебных обязанностей, служащие несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих: они несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих. Имущество ответственных сотрудников органов внутренних дел может предусматриваться контрактом о службе.

Прохождение государственной службы – это процесс, выражающийся в последовательной смене государственным служащим должностей категории «Б» и «В», начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. Прохождение государственной службы регулируется: 1) нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок прохождения государственной службы для всех граждан; 2) индивидуальными актами, порождающими, изменяющими или прекращающими государственные служебные отношения для конкретного гражданина.

Поступление (прием) на государственную службу состоит из этапов:

а) появление вакансии, информирование о ней;

б) подбор кандидатов;

в) решение о приеме;

г) вступление в должность; правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие заданным требованиям.

Претендующие должны иметь:

1) для высших и главных – высшее профессиональное образование по специализации или равноценное с дополнительным образованием по специализации;

2) для ведущих и старших – высшее образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

3) для младших – среднее профессиональное по специализации гос. должностей или равноценное.

Ограничения по приему на госслужбу. Не может быть принят гражданин:

– моложе 18 лет;

– недееспособный или ограниченно дееспособный;

– лишенный права занимать государственные должности;

–?при наличии заболевания, препятствующего исполнению обязанностей;

–?при отказе от оформления допуска к тайне;

–?в случае близкого родства с государственным служащим, если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью;

–?при наличии гражданства иностранного государства;

–?при отказе от предоставления сведений об имущественном положении.

Назначение на государственную должность производится на неопределенное время или на определенный (не более пяти лет) срок. Служба на должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие должности категории «А».

Существует три варианта назначения на государственную службу (для впервые, или вновь, принимаемых): 1) на госдолжность категории «Б» – по представлению лиц категории «А», уполномоченных лиц или госорганов; 2) на госдолжность 1-й группы категории «В» – соответствующим руководителем; 3) на госдолжность 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» – по результатам конкурса на замещение вакантных должностей.

Допускается испытание на срок от 3 до 6 месяцев для гражданина, впервые принятого.

Аттестация и повышение квалификации служащих. В целях определения служебного соответствия действует система аттестаций. Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени. Персональные аттестации (там, где сотрудники имеют звания, классные чины) связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Формируется аттестационная комиссия. По результатам аттестации комиссия вносит рекомендации на рассмотрение руководителя.

Присвоение квалификационных разрядов указывает на соответствие требованиям. Разряды присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

Служащим могут быть присвоены следующие разряды:

1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);

2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);

3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);

5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).

Перевод государственного служащего на другую должность допускается только с его согласия. Варианты переводов таковы:

а) на вышестоящую должность;

б) на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или в другом органе, ведомстве;

в) в другую местность в связи с передислокацией органа;

г) на нижестоящую должность – в порядке наложения дисциплинарного взыскания, без согласия работника.

Государственная служба прекращается при увольнении госслужащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Сведения о прохождении гражданином госслужбы содержатся в его личном деле, которое постоянно за ним следует. Прекращение государственной службы происходит:

а) по личному заявлению государственного служащего;

б) по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

в) по иным, установленным законом, основаниям.

Например, прекращение государственной службы служащими на должностях категории «Б» происходит в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории «А». Предельный возраст – 65 лет. Допускается продление службы для занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.

Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в случаях:

– достижения служащим предельного возраста;

– прекращения гражданства;

– несоответствия гражданского служащего замещаемой должности;

неоднократного неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей, если госслужащий имеет дисциплинарное взыскание;

– однократного грубого нарушения должностных обязанностей;

– совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия со стороны нанимателя;

– принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование;

– несоблюдения обязанностей и ограничений;

– разглашения сведений;

– возникновения других обстоятельств (например, совместная служба родственников);

– в иных случаях, предусмотренных ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции Общественной Безопасности РФ автора Законы РФ

Глава II. Должностные лица и их обязанности по руководству патрульно-постовой службой 17 Начальник милиции общественной безопасности МВД, УВД (ГУВД), (ОВДТ) отвечает за обеспечение охраны общественного порядка на территории соответствующей республики, края, области,

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации,

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры 1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы 1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим,

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

Из книги Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Каковы основания ограничения дееспособности гражданина, признания гражданина недееспособным, ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами? В соответствии со ст. 21 ГК

Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

Временный порядок исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств 1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции 1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную

Из книги автора

1. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В призывную комиссию (города, района) гражданина (ФИО полностью), родившегося_, проживающего по адресу: _, телефон: _, ЗАЯВЛЕНИЕо замене военной службы по призывуальтернативной гражданской

Из книги автора

4.1. Обжалование в суд решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В N-ский районный (городской) суд N-ской области Заявитель: (ФИО полностью), проживающий по адресу: _. Орган, решение которого оспаривается:

Из книги автора

Из книги автора

Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

  1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
  2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
  3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
  4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
  7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
  9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  10. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Государственному гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  • Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  • Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  • Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  • Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  • Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
  • Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  • Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  • Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  • Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  • Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  • Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  • Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    Ограничение – это фактическое обстоятельство, наличие которого препятствует гражданину поступить на службу, а служащему находиться на службе.

    Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений

    5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

    7)наличия гражданства другого государства (других государств),если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

    9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с гражданской службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.



    1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    2. Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность;

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

    3. Гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования. Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.

    4. Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.



    5. Гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

    6. Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданским служащим следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан

    7. Законодательство запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

    8. Законодательство содержит запрет гражданскому служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей.

    9. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

    10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если в должностные обязанности не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.

    11. Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

    12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

    13. Гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.

    14. Гражданский служащий не имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Данный запрет основывается на том, что гражданский служащий осуществляет свои полномочия от имени государства, поэтому отказ от работы либо снижение результативности труда могут отрицательным образом сказаться на функционировании государственного органа.

    15. Гражданину запрещено после увольнения с гражданской службы замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

    Он не вправе также разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    Поступая на государственную гражданскую службу, граждане зачастую не знают ограничений, предусмотренных законом. Вместе с тем, гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений.

    Об ограничениях, связанных с государственной гражданской службой, и об ответственности за их нарушение разъяснение дает старший прокурор отдела Калюжа Татьяна Анатольевна.

    В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

    Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

    1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а, следовательно, быть допущенным к замещению должности.

    Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению. Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

    2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

    Данное ограничение направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

    3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

    Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения. Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно статье 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. к тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

    4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.

    Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Минздравсоцразвития РФ (приказ от 14.12.2009 N 984н).

    5. Ограничение, связанное с состоянием близкого родства или свойства. Оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т. е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

    6. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

    — выход из гражданства Российской Федерации;

    — приобретение гражданства другого государства;

    — наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку статья 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, — граждане Российской Федерации;

    7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

    В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК.

    8. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством.

    Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. Гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи; о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения; об обязательствах имущественного характера.

    Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

    ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Н.В. ВАССЕРМАН

    ассистент Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

    ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМЕЩЕНИЕМ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

    Рассматривается действующее законодательство о государственной гражданской службе, анализируется отдельно взятый аспект, связанный с ограничениями и запретами в отношении государственных гражданских служащих.

    Ключевые слова: государственная гражданская служба, ограничения и запреты, конфликт интересов.

    УДК 342.9 ББК 67.401

    Преобразования в устройстве государственной власти Российской Федерации сопровождаются реформированием государственной службы. В последнее время активно развивается правовое регулирование этого института, утверждена специальная Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Фе-дерации1, одной из целей которой является создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации. Данной программой были намечены повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. В настоящее время уже приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»2, «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

    Задача первого из них - федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ - установить общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы. В его статьях последовательно представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой. На его

    основе должны быть приняты как федеральные законы, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, так и законы субъектов Российской Федерации, посвященные определению особенностей региональной гражданской службы.

    Второй из названных законов - федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - также является комплексным законодательным актом рамочного регулирования. Данный закон охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Его еще называют «трудовым кодексом» для чиновников или своеобразным ГОСТом службы, поскольку он переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права4.

    В юридической литературе законы о государственной службе получили неод-

    © Н.В. Вассерман, 2009

    нозначную оценку. Наряду с утверждениями о том, что они «заложили в целом твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме»5, встречаются отрицательные отзывы. Так, нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений6.

    Безусловно, федеральный закон «О государственной гражданской службе» содержит ряд положительных моментов. Это выражается прежде всего в законодательном закреплении ряда этических норм поведения государственных гражданских служащих, ранее не регламентируемых. Главный недостаток закона в том, что в нем отсутствуют действенные механизмы (специальные организации, формы, методы), призванные активно способствовать реальному, эффективному его функционированию. Также одной из слабых сторон закона следует признать отдельные положения, закрепляющие ряд запретов и ограничений для гражданских служащих.

    Российский законодатель впервые вводит понятие ограничений и запретов на государственной гражданской службе, которые можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений, и посвящает этому ст. 16 и 17 федерального закона «О государственной гражданской службе».

    Ограничение - это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более на ней находиться, а запреты - это то, что гражданский служащий не вправе делать, находясь на государственной службе. Как видно, законодатель ограничился весьма расплывчатыми формулировками, не раскрывая сути данных категорий.

    В работах некоторых ученых, занимающихся исследованием государственной службы, встречается термин «правоограни-чения» - это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные

    юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено7. Безусловно, вопрос о соотношении понятий «ограничение» и «запрет» требует дальнейшего изучения, анализа и заслуживает отдельного внимания со стороны ученых-правоведов.

    Федеральный закон «О государственной гражданской службе» запрещает гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 17). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке8. Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственному служащему запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц. Таким образом, оформляя бизнес на доверенное лицо, гражданский служащий, выполняя служебные обязанности, одновременно может получать доход от занятия предпринимательской деятельностью. Представляется, что законодателю следовало исправить данный пробел, чтобы при толковании нормы не возникали спорные ситуации.

    Имеются и положительные нововведения: так, в законе решен вопрос об участии служащего в предпринимательской деятельности после увольнения с государственной гражданской службы. Для уходящего с государственной гражданской службы устанавливается ограничение в два года, в течение которых он не может работать в тех организациях, отдельные функции государственного управления которыми непосредственно входили в его прежние должностные обязанности.

    Таким образом устанавливается определенная защитная мера, направленная на преодоление коррупции, чтобы не возникало таких ситуаций, когда служащий переходит в ту организацию, которой он управлял, находясь на гражданской службе. Однако неясен смысл категории «отдельные функции», законодатель не уточняет, какие это функции и что следует под ними понимать; кто должен

    Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

    Н.В. ВАССЕРМАН

    определять критерии выполнения «отдельных функций» государственного управления в этих случаях - будущий работодатель или сторона в гражданско-правовых договорах; какие последствия могут наступить при игнорировании гражданским служащим данного запрета, поскольку отношения будут уже не служебные. Думается, что эти положения закона требуют дальнейшей доработки и уточнения со стороны законодателя.

    С принятием федерального закона «О государственной гражданской службе» в России впервые в законодательном порядке вводится такое понятие, как «конфликт интересов», и предлагается механизм его разрешения. Конфликт интересов тесно взаимосвязан с ограничениями и запретами на гражданской службе, поскольку нарушение ограничений и запретов приводит к возникновению конфликтной ситуации. Законодатель определил, что конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи. В федеральном законе «О государственной гражданской службе» личная заинтересованность сводится исключительно к получению гражданским служащим материальной выгоды. Такое понимание не совсем верно, так как на исполнение служащим своих должностных обязанностей могут повлиять и интересы личного характера, лишенные корыстных целей, например желание помочь своим близким, родственникам, членам семьи, попавшим в трудное положение. Это, в свою очередь, тоже может привести к конфликту интересов на гражданской службе, а также к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства, но в этом случае личная заинтересованность будет лишена такого признака, как получение материальной выгоды.

    Федеральный закон «О государственной гражданской службе» предусматривает и

    механизм разрешения конфликта интересов, который выглядит слишком громоздким и трудноисполнимым. Так, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Наниматель принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того, порядок разрешения конфликта интересов нашел отражение в новом федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф39. Данный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В нем прописываются такие меры по профилактике коррупции, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также ряд других мер, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти.

    К сожалению, низкий уровень развития правосознания в обществе, многовековая история взяточничества и воровства на всех уровнях власти, а также отсутствие действенных механизмов борьбы с данными явлениями в России будут серьезным препятствием реализации этих норм на практике. Служащий сам должен быть заинтересован в том, чтобы сообщить о конфликте государству и тем самым предотвратить более крупные для себя проблемы. «Нормы начнут работать в полную силу, когда сложится нормальная практика, когда находиться в состоянии конфликта станет просто неприлично»10. Как вытекает из текста закона, этими вопросами должны заниматься специально созданные комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые создаются внутри государственных органов.

    Таким образом, в законодательство о государственной гражданской службе введены новые понятия, новые профессиональные

    Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

    термины, новые правовые институты. Даже исходные понятия «государственная служба» и «государственный служащий» определяются в законе принципиально иначе.

    При анализе отдельно взятого аспекта закона, связанного с ограничениями и запретами на гражданской службе, возникает много вопросов, на которые непросто ответить. Безусловно, эти категории требуют дальнейшего исследования и теоретической разработки.

    Примечания

    1 О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

    2 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ // Там же. 2003. № 22. Ст. 2063.

    3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

    4 См., напр.: «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля; ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // Там же. 2002. 29 июля.

    5 См., напр.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы. М., 2004.

    6 См., напр.: Козбаненко В.А., Медведев Д.А. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе». СПб., 2007.

    7 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

    8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

    УДК 342.727 А.Р. ШАСТИНА

    ББК 67 ассистент Байкальского государственного университета

    экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

    СВОБОДА СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.

    Ключевые слова: свобода слова, средства массовой информации, массовая коммуникация, глобализация, право на информацию.

    Рудольф фон Иеринг объявляет замкнутость смертным грехом народов, ибо высший закон истории есть общение1. Процесс глобализации естественен, как естественно само общение, и данный процесс набирает обороты и затрагивает все сферы общественной жизни. Это отражается прежде всего на массовых информационных процессах, обеспечивающих коммуникацию народов.

    Средства массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для общения. По мнению Л.В. Мрочко, к ним может быть отнесен арсенал устного общения (лекция, конференция, собрание, митинг,

    беседа и т.п.), культуры и искусства (театр, литература, кино и т.п.) и средств массовой информации (периодическая печать, телевидение и радиовещание)2. Коммуникация - процесс, предполагающий передачу информации. В последние годы развивалась теория существования двух моделей передачи информации - «вертикальной» (от официальных, государственных или частных СМИ к населению) и «горизонтальной» (от гражданина к гражданину, например через Интернет).

    Деятельность СМИ - серьезная и ответственная общественная и государственная функция. В связи с этим остро стоит воп-

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...