Как можно аннулировать положение по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры


Правительство РФ для регулирования сферы государственных закупок разработало и приняло два Закона, которые регулируют область закупок.

44 закон РФ предусматривает, что проведение госзакупок должно, проводится в электронном виде. Это электронный аукцион, на котором определяют победителя по предоставлению услуг и товаров. 44 закон РФ определяет только одну форму определения победителя.

Руководствуясь 223 законом РФ, заказчики сами определяют форму и способ проведения закупок. За основу взят электронный формат, но при определении поставщика заказчик может провести:

  • Конкурс;
  • Аукцион;
  • Торги.

Для контроля региональным властям разрешено устанавливать ограничение на выбор типа электронной закупки.

Но так как с января 2017г действует положение об отмене 223 закона РФ, унитарные учреждения совершают закупки согласно 44 Закона РФ.

Стоит рассмотреть какие предприятия и учреждения попадают под юрисдикцию закона44 РФ:

  • Унитарное учреждение (система управления которого базируется на хозяйственном ведении);
  • Предприятия государственного назначения (федеральные и муниципальные учреждения);
  • Унитарное предприятие руководство, которого базируется на оперативном управлении;
  • Казенные предприятия субъектов РФ.

Все казенные предприятия: муниципальные, казенные теперь считаются унитарными. Значит, вступивший в силу 44 Закон РФ, регулирует сферу закупок данных учреждений.

Унитарное предприятие разрабатывает такой план каждый год, затем утверждается финансово-хозяйственным отделом предприятия. После его заверяет администрация, руководствуясь положением о закупках ст. 17 Закона РФ №44. Составить и рассмотреть такой план предприятия должны не позднее 31 декабря.

Для многих предпринимателей стал остро вопрос, когда же отменят и вовсе 223 закон РФ. Ведь совершенно очевидно, что совершенна юридическая ошибка при принятии закона - закон вступает в силу при окончании срока действия.

Для совершения правомерных закупок, при отмене 223 Закона РФ следует:

Контракты, гражданско-правовые договора, заключаемые в спектре закона 44 правомерны, все остальные (даже те которые совершены по 223 ФЗ - не правомерны).

Унитарное предприятие может поставлять продукцию, выполнять подрядные работы.

Возможность привлечь третьи лица в качестве субподрядчиков либо исполнителей работ.

Получается, что с 1 января 2017 все унитарные предприятия при отмене 223 РФ, могут заключать в исключительном порядке закупки, проводить тендера на оказание и выполнения работ, опираясь на закон 44 РФ.

В последний месяц Госкомпании осаждают Кремль с просьбами сократить список предприятий госсектора, их "дочек" и "внучек", подпадающих под действие закона о закупках госкомпаний.

Одно из писем с прошением о необходимости внести изменений в 223-фЗ подписали председатели правлений "Роснефти" (Игорь Сечин), "Газпром нефти" (Александр Дюков) и Сбербанка (Герман Греф).

Напомним, 223-ФЗ , регулирующий закупки естественными монополиями и компаниями с преобладающим участием государства, вступил в силу с начала этого года. Но их "дочек" и "внучек" (доля в уставном капитале более 50%) он коснется только с 1 января 2013г. "Таким образом, в круг лиц, на которых распространяется действие закона (по разным оценкам, 400 тыс. субъектов), попадут все АО (Акционерные общества, прим.) с преобладающим прямым и косвенным участием государства", — говорится в письме.

Как считают авторы письма, закон не только не решит поставленной задачи - расширение доступа юрлиц и физлиц к торгам госкомпаний и, как следствие, развитие добросовестной конкуренции - но и поставит компании с госучастием в неравные условия с конкурентами.

Это произойдет, как утверждают статусные топ-менеджеры, в результате принудительного размещения на сайте правительства расширенной информации о торгах, в том числе данных, которые могут охраняться как коммерческая тайна (контрагенты и стоимость товаров, услуг).

Логика авторов письма такова: частники, вооружившись знанием ценовой политики и общих потребностей в товарах и услугах, смогут отказывать в скидках и даже проводить согласованную политику односторонне выгодных сделок. Компании с госучастием, которым и так придется нелегко, вынуждены будут понести еще и "существенные дополнительные расходы" на реорганизацию и поддержание информационных систем, обучение персонала, которые могут быть компенсированы только через повышение отпускных и понижение закупочных цен товаров и услуг.

Это в результате понизит инвестпривлекательность и капитализацию компаний с госучастием, резюмируют топ-менеджеры. В свидетели они призывают Конституцию, Гражданский кодекс и Российский союз промышленников и предпринимателей. И просят вычеркнуть из списка подпадающих под закон тех, кто работает на конкурентных рынках (за исключением объектов государственного тарифного регулирования), а "заявленные в 223-ФЗ цели необходимо достигнуть иными механизмами, без введения для коммерческих организаций с госучастием особого режима регулирования закупок".

"Госкомпании решили объединиться, чтобы быстрее решить этот вопрос", — рассказал "РБК daily" источник в одной из госкомпаний. В "Газпром нефти" ситуацию аргументировали так: "Необходимость участвовать в длительных конкурентных процедурах, связанных с оформлением большого количества сопутствующей документации, может снизить интерес крупных контрагентов к сотрудничеству с компанией. В результате в ряде случаев нам придется работать не с производителями, а с дилерами, что автоматически увеличит затраты на приобретение продукции".

Открытость ценовой политики сократит возможность заключения долгосрочных договоров по низким ценам, поскольку вызовет у контрагентов опасения, что опубликованная стоимость договора станет препятствием при обсуждении ими цены товара с другими покупателями, добавляют в компании. В "Роснефти" от комментариев отказались, Сбербанк не смог оперативно ответить на запрос газеты "РБК daily".

Источник - rbc.ru

Комментарии:

2012-11-23 | ksu

Как вы думаете, как поведет себя Кремль в такой ситуации?? поддержит ли он подобное письмо?

Мне кажется, что вполне вероятно, что поддержит!

Ну уж потом и до 94-ФЗ недалеко... Тоже кто-нибудь напишет недовольное письмо, скажем, школа какая-нибудь.

И тогда заживем.......)))))

2012-11-23 | Anna

Вот мне интересно, мне одной кажется подобные вещи высосанными из пальца или нет?

Ну, да конечно, компании, которые сотрудничали с "Роснефтью" сразу же откажутся от такого "вкусного" контрагента только потому что им нужно будет на одну бумажку больше документов оформить. Ведь 223-ФЗ по-большому счету не вводит строгих ограничений, а заставляет только описать порядок, по которому производится закупочная деятельность.

Может быть просто кто-то испугался, что теперь информация о контрактах с явно завышенными ценами станет доступна общественности и привет Навальный-223-ФЗ?

Или возмущение базируется на том, что теперь отмывать деньги через "дочек" и "внучек" станет сложнее?... Ах, какая жалость.

2012-11-23 | Anna

А это, кстати, тоже интересно. Когда вводили 223-ФЗ для госкомпаний, никто не возмущался. А сейчас,когда очередь пришла для "дочек" и "внучек" началось возмущение... интересно.

2018-01-27 | Walterexows

Dec 29, 2017 - Вы находитесь: Блоги пользователей / АлкоБарьер от алкоголизма: отзывы, цена, купить, инструкция / алкобарьер средство от... Aug 18, 2017 - Помогает ли сыворотка Алко Барьер от алкоголизма? ... семья и необычное средство – сыворотка Алко Барьер, которая постепенно... «Алко Барьер» это надежное средство от алкоголизма, которое подавляет нервные центры отвечающие за желание выпить спиртное и отчищает... Oct 9, 2017 - Алко барьер от алкогольной зависимости – мощный препарат, почти... После принятия действует и как опохмеляющее средство, ... Отзывы об «АлкоБарьер» - средство от алкоголизма. Если вы хотите сразу перейти к чтению отзывов, минуя описание, то пролистайте вниз... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | CraigTaw

Приобрести можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com Предлагаем вам чудодейственное средство для снижения веса Mangoosteen. С его помощью реально сжечь около 15 кг за 14 суток. Дерево мангостан растет на Филиппинах. Плоды данного растения обладают потрясающими особенностями, которые были положены в основу средства Мангустина. В банке имеется около 20 плодов этого замечательного дерева. Плоды растения мангкут помогают растопить лишнюю липидную ткань. И замечательно влияют на организм в целом. Специфика производства препарата, а также уникальная упаковка позволяют сберечь все удивительные свойства плодов. Основным веществом сиропа Мангустина являются плоды с дерева мангостин, в которых содержится огромное число питательных веществ. Благодаря веществу ксантону, которое в огромных количествах содержатся во фрукте, сильно притормаживаются процессы окисления в организме. Окись дифениленкетона признается одним из самых мощных антиокислителей. В плодах растения мангостин вдобавок имеются различные группы витаминов и микроэлементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на веб-сайте http://mangjoo77.mangoosteen.com.

2018-01-28 | Walterexows

народные средства от лечения алкоголизма АлкоБарьер средство от алкоголизма Успокаивает нервную систему Купить АлкоБарьер... АлкоБарьер средство от алкоголизма Я мужа избавила от тяги к спиртному за 2 недели средство от алкоголизма лидевин отзывы Купить АлкоБарьер... АлкоБарьер средство от алкоголизма Выводит токсины из организма лечение алкоголизма народными средствами в домашних... Алкобарьер средство от алкоголизма в Назрани. Я уверена, что человеческая душа меняется, подавляется воля. Он уходил искать Женский алкоголизм... Sep 3, 2017 - АлкоБарьер – эффективное средство борьбы с алкоголизмом! Избавляет от тяги к алкоголю раз и навсегда! Имеет поразительные... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | Walterexows

Jul 25, 2017 - Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Бресте лечение алкоголизма по фотографии кодировка от алкоголя в... Dec 16, 2017 - Капли от алкоголизма: отзыв врача. ... Как избавиться от алкоголизма? ... Он называется Алко Барьер. Эти капли тоже избавляют... Aug 5, 2017 - Алко Барьер - средство от алкоголизма. Проблема алкоголизма, к сожалению, достаточно сильно распространена, особенно на... лекарство от алкоголизма феникс Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Минске признаки алкогольной зависимости народное средство от... АлкоБарьер - средство от алкоголизма,АлкоБарьер в Маннгейме,препарат алкобарьер отзывы на сайте отзовик,АлкоБарьер - средство от алкоголизма... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-28 | Walterexows

Alco Barrier – новое средство от алкогольной зависимости не требующее специальной подготовки имеющее сертификаты качества! Алко барьер... Надоело вранье и фальшивые отзывы врачей об Алкобарьере? Мы... Не так давно я наткнулся еще на одно средство, которое, по словам производителя, поможет справиться с алкогольной зависимостью в кратчайшие сроки. Jul 1, 2011 - Средства для уменьшения вредного влияния алкоголя на.... Я ему покупала сыворотку от алкоголизма Алко-Барьер, так и ушла... Отзыв: Чудодейственное средство Алко Барьер (Alcobarrier) .Отзыв: Заказал средство от алкоголизма Алко барьер, для своего отца. до этого... Где в Беларусси купить средство, напиток от алкоголизма (Alco Barrier)? Заказать, состав, инструкция по применению. Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-29 | Walterexows

Средство от алкоголизма Алкобарьер представляет собой напиток-сыворотку, который при приеме преодолевает стойкую и прочную... Где купить средство от алкоголизма Алко барьер в России? На официальном сайте - все cыворотке отзывы, цена. Oct 28, 2017 - Алкобарьер средство от алкоголизма Отзывы реальных покупателей. Где купить оригинальный препарат и какова его цена. лечение алкоголизма зверобоем лечение алкоголизма молитвами и заговорами Купить АлкоБарьер средство от алкоголизма в Витебске кодировка от... Алкобарьер средство от алкоголизма в Реже. К тому же, Реже в Переславле на порядок дешевле подмосковной недвижимости. А я всю жизнь... Официальный сайт: http://alcovirin.bxox.info

2018-01-29 | CraigTaw

Приобрести можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com Рады предложить вам удивительное средство для похудения сироп Мангустина. С его помощью возможно избавиться от 15 кг за 14 дней. Растение мангустин произрастает в Малайзии. Плоды данного растения имеют потрясающие особенности. Во флаконе имеется около 20 плодов этого удивительного дерева. Плоды растения мангостин помогают сжечь лишнюю липидную ткань. И замечательно влияют на организм в комплексе. Специфика изготовления средства, и уникальная упаковка позволяют сохранить все полезные свойства мангостана. Главным веществом сиропа Мангустина являются плоды с растения мангостин, в которых содержится большое число питательных элементов. Благодаря компоненту окиси дифениленкетона, которое в больших дозах содержатся в плодах, сильно замедляются процессы окисления в теле. Окись дифениленкетона является одним из самых сильных антиоксидантов. В плоде дерева мангкут вдобавок имеются разные группы витаминов и микроэлементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на сайте http://mangoo77.mangoosteen.com.

Исходя из сложившейся практики закупок в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных нужд, иногда складывается такая ситуация, при которой заказчику необходимо отказаться от своих планов по проведению конкретной закупки. Закон № 44-ФЗ весьма определенно диктует условия и порядок такого отказа. Так, при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за два дня до наступления даты окончания срока подачи заявок. Также, заказчик вправе отказаться от осуществления закупки до размещения извещения в ЕИС, для этого ему необходимо не позднее чем за 10 дней до размещения извещения в ЕИС, внести в установленном порядке, изменения в план-график закупок.

В свою очередь 223-ФЗ не содержит аналогичных конкретных норм, связанных с отказом заказчиков от закупок. Фактически, только в п.9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, можно увидеть ограничение, которое говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан это сделать в срок не позднее размещения в ЕИС сведений о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Тем самым, законодатель дает свободу заказчику на то, чтобы последний смог самостоятельно установить «правила игры» относительно затронутой сегодня проблемы в своих положениях о закупке. Ввиду такой степени свободы творчества, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), желающим сориентироваться, был ли правомерным отказ, необходимо тщательно ознакомляться с содержанием закупочной документации отдельного заказчика. В свою очередь заказчикам, дабы максимально учесть все возможные ситуации, необходимо крайне внимательно отнестись к изложению правил в своих положениях о закупке.

Рассмотрим три возможных варианта отказа заказчика от проведения закупки по 223-ФЗ:

Вариант 1.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС.

Такой отказ для заказчика будет наиболее безболезненным, - для этого достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Отметим, что вопрос необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным, так как в соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан исключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Таким образом, если речь не идет о каких-либо форс-мажорных ситуациях, заказчик может заключать договор на закупку товаров (работ, услуг) только при условии наличия соответствующих сведений в плане закупки. Исходя из этого, если заказчик собирается осуществлять новую закупку, сведения о которой отсутствуют в плане или осуществлять закупку большего объема, на большую сумму, в другие сроки и так далее, он должен внести соответствующие изменения в план, дабы иметь правовые основания для заключения договора. Законодательство не нарушается и в случае если изменивший свои намерения заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой тем временем присутствуют в плане закупки. Необходимо отметить, что подобный вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика так же относится и к другим видам отказа, которые будут обозначены далее. Тем не менее, заказчику все же рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он желает отказаться из плана закупок, так как этот момент может быть дискутабельным.

Вариант 2.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС

Довольно часто заказчики прибегают к таким формулировкам, при которых за заказчиком остается право на отказ от проведения закупки на любом этапе. Безусловно эта мера предосторожности весьма удобна для заказчика и оставляет «место для маневра».

Именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, установленный заказчиком в извещении о конкретной закупке.

Разумеется, встречаются и более простые решения, в качестве примера, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что: «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Также, заказчик может конкретизировать случаи и условия, предусматривающие отказ от проведения закупки.

В качестве такого примера можно рассмотреть Положение о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», - где говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае:

  1. 1. Отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования;
  2. 2. Если отпала необходимость в закупаемых товарах (работах, услугах);
  3. 3. Существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен, либо был бы объявлен на значительно отличных условиях.

Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Встречаются примеры с использованием более строгих правил. Ярким примером будет Положение о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский). В положении имеются однозначные и четкие ограничения от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,

в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок .

Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Да, заказчики могут вкладывать в свои положения о закупке самое разнообразное содержание, однако стоит помнить, что помимо этого есть и гражданское законодательство, которое регулирует в том числе проведение торгов (аукционов, конкурсов). В самом 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2) говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ. И этим законодательством установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» (ч. 4 ст. 448 ГК РФ). Следовательно, если заказчик желает обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее» чем в указанные сроки, то ему обязательно необходимо указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Стоит отметить, что как правило в случае отказа от проведения закупочной процедуры заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть всем участникам закупки, поданные им заявки. Но встречаются положения в которых такая норма отсутствует.

Обратим внимание, что законодатель дает заказчику достаточно возможностей для отказа от закупки после размещения в ЕИС, что безусловно упрощает решение задач, стоящих перед последним. Идеальным вариантом, разумеется, будет установление в положении правила, согласно которому заказчик может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до проведения ее итогов, а при проведении аукциона либо конкурса - в срок, обозначенный в извещении о закупке. Тем временем, в этом извещении о проведении аукциона либо конкурса, также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Вариант 3.

Отказ заказчика от заключения договора

Заказчики в своих положениях могут обозначать свое право отказываться от заключения договора после определения победителя закупочных процедур.

Рассмотрим такой вариант на примере ОАО «НК Роснефть», которое установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов» . Отметим, что в 223-ФЗ и в 135-ФЗ на данный момент ничего не говорится о таких случаях.

Зато в гражданском законодательстве такие случаи прописаны. В частности, в нем содержится норма (ч. 6 ст. 448 ГК РФ) о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора» , а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения».

Рассмотрим, пожалуй, первую часть данной нормы более подробно. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса норма должна применяться. Однако, в 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее, если заказчик после подведения итогов аукциона или конкурса откажется вступить в договорные отношения с их победителем, но тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ без восторга относятся к проведению аукционов и конкурсов - ведь эти процедуры несут в себе уйму «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Рассмотрим Положение о закупке Дальневосточного федерального университета, где такой отказ предусмотрен только в случае запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Данная норма ни коим образом не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (аукционом либо конкурсом).

Так, с точки зрения интересов заказчика, наилучшим вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после проведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения аукциона или конкурса, разумеется.

На практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие подобной нормы может служить важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством (ч. 10 ст. 4 №223-ФЗ).

Далее стоит упомянуть, что заказчику не стоит путать отказ от процедуры проведения закупки и отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки (ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ), а возможно что и положению о закупке заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции (п.1 ч. 3 ст. 17 № 135-ФЗ), запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

01.07.2016


В практике осуществления закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных нужд могут возникать ситуации, когда заказчику по тем или иным причинам нужно отказаться от своих планов по осуществлению конкретной закупки. В законодательстве о контрактной системе случаи, условия и порядок такого отказа прописаны достаточно четко - например, устанавливается, что при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок; с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС 1) извещения запрещается отменять закупку, осуществляемую через запрос предложений, и т.д. 2 . Кроме того, заказчик вправе отказываться от осуществления закупки и на более раннем этапе - еще до размещения в ЕИС извещения. Для этого ему необходимо не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения внести в установленном порядке изменения в план-график закупок 3 .

А вот в 223-ФЗ, который, как известно, по сравнению с 44-ФЗ носит в большей степени рамочный характер, аналогичных конкретных норм не содержится. Вернее, не содержится вообще никаких норм, которые были бы как-то связаны с отказом заказчиков от закупок. Единственное ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит только о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений 4 . Таким образом, определение «правил игры», связанных с отменой закупок, фактически целиком отдается на откуп самим заказчикам - предполагается (хотя нигде формально и не требуется), что такие правила они установят в своих положениях о закупке. Поэтому, скажем, поставщикам, желающим знать эти правила или желающим понять, был ли отказ заказчика от закупки правомерен, необходимо знакомиться с содержанием именно этих документов конкретных заказчиков. Самим же заказчикам необходимо очень тщательно относиться к изложению этих правил в своих положениях о закупке, чтобы в своих интересах максимально учесть все возможные ситуации.

Рассматривая возможности отказа заказчика от закупки по 223-ФЗ, необходимо различать три возможные ситуации:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем - уже после определения такого победителя.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС

Такой отказ является для заказчика наиболее «легким». Для его реализации достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Но нужно отметить, что вопрос о необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным. В соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций 5 - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Иными словами, если речь не идет о ликвидации последствий внезапного землетрясения и т.п., то заказчик вправе заключать договор на закупку товаров, работ или услуг только при условии наличия соответствующих сведений о данной закупке в плане закупки. Поэтому, например, если заказчик намерен осуществить новую закупку, сведений о которой нет в плане, или осуществить закупку большего объема, в другие сроки, на большую сумму и т.д., то он должен внести соответствующие изменения в план, чтобы иметь правовые основания для заключения договора. Если же наоборот «передумавший» заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой продолжают присутствовать в плане закупки, то законодательство здесь не нарушается. Отметим, что такой же вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика равно относится и к другим видов отказа (см. ниже). Но, тем не менее, учитывая дискуссионность этого момента, заказчику все-таки рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он намерен отказаться, из плана закупок.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС

Выборочный анализ положений о закупке показывает, что нередко заказчики устанавливают право принимать решение об отказе от проведения процедуры закупки «в любой момент». Конечно, это весьма удобная для заказчика формулировка.

Например,
именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, который установлен заказчиком в извещении о конкретной закупке. Отметим, что согласно данным ЕИС, ни конкурса, ни аукциона данный заказчик на момент подготовки статьи (май 2016 г.) в рамках 223-ФЗ никогда не проводил, поэтому в его случае на практике пока работает только норма «в любой момент».

Бывают и более «простые» решения.

Например,
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Иногда заказчик может конкретизировать случаи и условия отказа от проведения процедуры закупки.

Например,
в Положении о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения конкурса в любое время до даты окончания срока подачи заявок, но кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае: 1) отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования; 2) если отпала необходимость в закупаемых товарах, работах (услугах); 3) существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен либо был бы объявлен на значительно отличных условиях. Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Но встречаются и более строгие правила.

Например,
в Положении о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский) мы видим однозначные и четкие ограничения - от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен (положение предусматривает использование только этих 3 конкурентных способов закупки) заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,
в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок.

А вот
Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Но несмотря на то, что заказчики на практике могут вкладывать в свои положения о закупке самое различное содержание, им необходимо помнить о том, что существует еще и гражданское законодательство, которое также регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Кроме того, и в 223-ФЗ говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ 6 . И этим законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» 7 . Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Также отметим, что обычно в случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Хотя встречаются положения о закупке и без такой нормы.

Конечно, интерес заказчика заключается в том, чтобы иметь как можно больше свободы в возможностей для отказа от закупки после размещения извещения в ЕИС, и, как мы видим, законодательство дает ему здесь достаточно такой свободы. Поэтому оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона - в срок, обозначенный в извещении о закупке. При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Отказ заказчика от заключения договора

В своих положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

Так, например,
то же самое ОАО «НКО Роснефть» установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов». Отметим, что в 223-ФЗ никаких таких случаев пока не установлено, ничего не говорится о таких случаях и в федеральном законодательстве о защите конкуренции 8 .

А вот в гражданском законодательстве такие случае прописаны. В частности, в нем содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения» 9 .

Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса должна применяться. С другой стороны, в 223-ФЗ опять же не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона 10), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Но тем не менее, если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Да, не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Например,
в положении о закупке Дальневосточного федерального университета такой отказ предусмотрен только в случае применения запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Отметим, что данная норма никак не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (конкурсом или аукционом) 11 .

Таким образом, опять же с точки зрения интересов заказчика, оптимальным вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

Следует отметить, что на практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие такой нормы является важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством 12 .

Также нужно упомянуть, что заказчику не следует путать отказ от процедуры проведения закупки или отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки 13 , а скорее всего, и положению о закупке самого заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции, запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений 14 . После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

1 www.zakupki.gov.ru

2 Ст. 36 и ч. 5 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 П. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

4 П. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

5 Ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7 Ч. 4 ст. 448 ГК РФ.

8 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

9 Ч. 6 ст. 448 ГК РФ.

10 Ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 4 ст. 447 ГК.

12 Ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В 223-ФЗ в 2017 году произошло много изменений. Коррективы коснулись ГУП и МУП, закупок импортной продукции, отчетности по закупкам у МСП. Читайте комментарии экспертов по изменениям 223-ФЗ в 2017 году.

Особенности закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что в 2017 году в 223-ФЗ внесли изменения , основные положения закона остались неизменными. Заказчики по-прежнему должны разработать свое Положение о закупках, которые будет регулировать все процедуры торгов. Юридические лица могут применять процедуры, которые не отражены в 44-ФЗ, например:

  • конкурентные переговоры;
  • простые закупки;
  • предварительный отбор.

Остались и исключения для бюджетных учреждений, которые в ряде случаев могут работать по 223-ФЗ:

  • если проводят закупку за счет грантовых средств;
  • если закупают товары, работы или услуги за счет собственных средств;
  • если учреждение выступает исполнителем по контракту и привлекает иных лиц для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, которые нужны для выполнения обязательств.

ГУП и МУП вышли из-под Закона № 223-ФЗ

В 2017 году был принят Федеральный закон от 07.06.2017 № 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Государственные и муниципальные предприятия с 1 января 2017 года вышли из-под действия Закона № 223-ФЗ и перешли на закупки по Закону № 44-ФЗ.

Унитарные предприятия в 2017 году могут применять 223-ФЗ только для закупок:

  • за счет безвозмездных грантов,
  • в роли исполнителя по контракту,

Обязанных закупать у МСП станет втрое больше

Увеличили количество заказчиков, которые должны закупать у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы будут проверять и оценивать, как эти заказчики соблюдают квоту закупок у МСП.

Читайте статью полностью

Эти условия будут работать только если у предприятия есть Положение о закупках.

Под действие 44-ФЗ решили не переводить некоторые предприятия, которые имеют существенное значение в вопросах обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Список утвержден Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. № 2931-р (с изменениями от 17 ноября 2017 г). Он содержит 120 пунктов. Среди предприятий, которых оставили работать по 223-ФЗ, оказались:

  • научно-технологические институты;
  • ремонтные заводы;
  • управления специального строительства.

Часть заказчиков все же вернули обратно на 223-ФЗ. Закупки аптечных ГУП и МУП за счет внебюджетных средств с 7 июня 2017 года вернули под действие Закона № 223-ФЗ.

До 1 сентября 2017 года аптекам дали право изменить и утвердить положение о закупке и план закупок. Чтобы проводить закупки по старым правилам, необходимо разместить эти документы в ЕИС.

Из-под действия Закона № 44-ФЗ вывели именно аптечные организации, а не занятые фармацевтической деятельностью предприятия, как предлагалось изначально. Такие организации по Федеральному закону от 12.04.2010 № 61-ФЗ — это структурные подразделения медицинских организаций, которые ведут розничную торговлю лекарств, а также их хранение, перевозку, изготовление и отпуск для медицинского применения.

Источник: п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ

Вступили в силу ограничения закупок импорта

Для закупок отдельными видами юрлиц ввели национальный режим. С 1 января 2017 года заказчики при закупках должны отдавать предпочтение товарам российского происхождения и работам, которые выполняют исполнители из России. К закупкам у единственного поставщика ограничения не применяются.

В документацию заказчики должны включить требование о том, что участники обязаны задекларировать в заявке страну происхождения товаров. А также написать, что участник:

  • несет ответственность за недостоверные сведения о стране происхождения;
  • указывает НМЦК каждого предмета закупки.

Кроме того, в документацию нужно включить такое условие: если участник не укажет страну происхождения товара, его заявку не отклонят, но заказчик будет рассматривать ее как содержащую иностранные товары. Соответственно, ни на какие преимущества такой поставщик рассчитывать не сможет.

Те участники, которые предлагают товары, чьей страной происхождения является Российская Федерация, получают преференции. Согласно изменениям в 223-ФЗ 2017 года им предоставляется преимущество в размере 15% от цены договора. По аналогии национальный режим применяется и для закупок по 44-ФЗ.

Рассмотрим, как именно даются преференции. Участник закупки, который предоставил декларацию о том, что его товар произведен в РФ, указывает в своей заявке цену договора, которая автоматически снижается на 15%, - это позволяет ей выглядеть более выгодно на фоне других предложений.

Для аукциона порядок немного иной. Победителя определяют по обычной процедуре - это тот, кто предложил наименьшую цену. Если победит иностранный производитель, у которого нет прав на преимущества, то цену контракта снизят на 15%, но если выиграет российский поставщик, то стоимость не изменится.

Источник: Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925

За нарушения закупок у МСП учреждение переведут на контрактную систему

1 января 2017 года закон вводит новую форму наказания для заказчиков, не выполняющих объемы закупок у МСП. Это касается тех организаций, активы которых превышают два миллиарда рублей. Если в течение 2017 года учреждение не выполнит нормы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства или разместит в ЕИС недостоверный отчет о таких закупках, то с 1 февраля 2018 года оно потеряет право работать по Закону № 223-ФЗ. И до окончания календарного года будет применять Закон № 44-ФЗ.

223-ФЗ в редакции 2017 гласит, что правительство РФ утверждает:

  • перечень юридических лиц, которые обязаны закупать товары, в том числе инновационную продукцию, у субъектов МСП;
  • порядок мониторинга утвержденных заказчиками планов закупок, оценки соответствия планов требованиям закона;
  • форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в плане закупки.

Анализом работы заказчиков с малым и средним бизнесом занимается Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. В перечень компаний, которые должны проводить торги у субъектов МСП, входит 99 компаний.

Напомним, что преимущества для субъектов МСП установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Они касаются:

  • размера обеспечения - он меньше, чем для других участников закупки;
  • способа внесения средств в качестве обеспечения - субъекты малого и среднего предпринимательства могут выбрать один из предоставленных заказчиком вариантов;
  • срока заключения контракта - он сокращен и четко указан в законе;
  • срока оплаты по договору - он не может превышать установленного периода.

Для малого и среднего бизнеса размеры обеспечения не могут превышать:

  • двух процентов от цены договора, указанной в заявке на участие - если речь идет об обеспечении заявки;
  • пяти процентов от цены договора - если речь идет об обеспечении исполнения договора (при этом, если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

Участник имеет право выбрать один из двух способов внесения обеспечения: перечислить необходимую сумму на счет заказчика или предоставить гарантию из банка. Заказчик обязан подписать договор с победителем не позднее чем через 20 дней с момента оформления итогового протокола, а оплатить товары, работы или услуги - в течение 30 дней со дня, когда был подписан акт приемки.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...