Классный час "Что в имени твоем". Познавательно-конкурсное мероприятие


Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
  • вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
  • помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
  • развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, фонограммы песен, частушек.

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие” (Имя)

Ведущий. Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня - праздник наших имен.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий - Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка - по цвету волос, Мал - за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Учитель. С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

Ребята, а вы знаете, сколько в нашем классе разных имен?

Как вы относитесь к своему имени?

Кому оно нравится? Кому не нравится?

Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

Викторина «Имена»

1. Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

2. Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

3. Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

4. Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)

5. Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

6. Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

7. Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)

8. Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)

9. Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

10. Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся - гипс” (Юрий Никулин)

11.Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

1. Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).

2. Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик - космонавт; показать портрет).

А что за события обозначают эти даты:

Вопрос-шутка “Про Женю”.

Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя - мальчик или девочка?

“Женя в воде в очках”.

Женя - девочка (Женя в воде в очках.)

Блиц турнир

Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1. Кто принёс куклу из магазина?

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?

9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Конкурс «Вспомни песню об именах»

К онкурс скороговорок

1. Осип осип, Архип охрип.

2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

3. Кирилл Кире подарил рыбку,

Кира Кириллу подарила улыбку.

4. У Клары и Валерки

Вареники в тарелке.

Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

Все: Ставьте ушки на макушки.

Слушайте об именах

Пропоем мы вам частушки

Все воскликните вы: “Ах!”

Мальчики: Почему сегодня Элла

На уроке не шумела?

Подошли мы к ней все близко,

Зубы склеила ириска.

В нашем классе никогда

Не бывает жарко

Вентилятор заменяет

Нам вертушка Ларка.

Разрешила наша Вера

Поиграть нам с бультерьером.

Всем, которые играли,

Потом пальцы пришивали.

Девочки: Почему перед едою

Руки нужно с мылом мыть?

А Андрюша отвечает:

Чтоб посуду не грязнить!

Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался.

Рома к богу обратился:

Просьбу выполни мою,

Сделай так, чтобы в диктантах,

“Чу” писалось через “ю”!

Был наш Петя сорванцом,

А теперь он стал певцом.

Лучше уж частушки петь,

Чем от критики краснеть.

Все: Мы - певцы и музыканты,

Выступать нам нравиться!

Мы - народные таланты

Школа нами славится!

Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

Имя Викторина произошло от латинского «victor», что означает «победительница». Существовало несколько римских личных или родовых прозвищ, происходящих от слова «victor». От них были образованы родственные имена Виктор, Виктория.

С самого детства Викторина очень добрая, миролюбивая девочка. Она очень любит сказки, ей нравится фантазировать, придумывать. Викторине нравится театральная деятельность, даже не прогулке без единой игрушки она сможет устроить настоящий спектакль. Многие посмеиваются над ее наивностью и непринужденностью, но не все понимают, что Викторина очень мягкий человек, не любящий конфликты. Викторина предпочтет согласиться, чем отстаивать свое мнение. Но это не случится лишь в том случае, если правда будет на ее стороне. Викторина – сторонница справедливости, честности.

Определенно, активность одно из главных качеств Викторины. Это проявляется у Викторины с раннего детства, практически во всем, что она делает. Нередко Викторине присущи такие качества, как горячность и яркость. В зависимости от ситуации, эти черты характера Викторины могут существенно повлиять на её поведение. Как правило, Викторина умело использует свои сильные стороны в повседневной жизни.

Викторина – деятельный человек, у которого хорошо развита интуиция. Она очень усердный работник, но не переносит «мартышкиного труда». Викторина не готова принимать все подряд, без разбора, но все же она предпочтет крайности вместо золотой середины – «все или ничего». Она настойчива и упряма в достижении цели. Ее внутренняя сила может мотивировать ее почти до бесконечности из одного чувства протеста. Но Викторина никогда не будет прибегать к каким-либо радикальным мерам, ей ближе к сердцу соблюдение традиций и обычаев.

Викторина предпочитает не быть лидером в компании, но для нее очень важно, чтобы прислушивались ее мнению, спрашивали совета, чтобы без нее не смогли принять важное решение.

Викторина умеет хранить секреты. Вокруг нее лишь только самые настоящие и преданные друзья. Главным ориентиром в ее жизни будут ее семья и ее друзья. Викторина довольно часто поздно выходит замуж. Она очень ценит верность в браке, измены для неё исключены. Рачительная хозяйка, Викторина поддерживает уют и порядок в доме. Она довольно гостеприимная.

Викторина может стать очень успешной художницей. Бывает, что Викторина выбирает карьеру биолога или актрисы. Иногда Викторина может быть предпринимателем или теннисисткой, почувствовав призвание к этому еще в раннем детстве. В любом случае Викторина будет очень настойчива в достижении цели, проявит себя как способную и старательную женщину.

Нумерология женского имени Викторина

Шесть – неоднозначное число имени Викторина. И так получилось, что именно оно определяет жизнь этого человека, направляет, дает силы и ставит новые цели. Викторина может достичь всего, чего только пожелает. При одном «но» – если не будет лениться. Лень для нее как остановка для акулы – нет движения, значит, нет и жизни. А ей важно не только саморазвитие, но и стремление победить... Более подробный нумерологический анализ имени можно .

Все имена по алфавиту:

Многие неприятности и жизненные сложности связаны с лунным влиянием. Следуя подсказкам астрологов, контролировать свою жизнь...

Василиса Володина - известная телеведущая и астролог. Ее прогноз на последние дни марта поможет вам...

Завершающая неделя марта может стать временем для активного карьерного и личного роста. В таро-прогнозе каждый...

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    Цели.

    • Совершенствовать навыки речевого высказывания.
    • Развивать память, внимание, логику и интеллект в целом.
    • Развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.
    • Развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи.
    • Воспитывать любовь к русскому языку, развивать речь и творческие способности учащихся.
    • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

    I. Вступительное слово учителя. Приложение 1 .

    Тема нашей викторины: “Ты и твоё имя”.

    Раздел науки о языке, который занимается изучением имён собственных, историей их возникновения и преобразования, называется ономастикой.

    ОНОМАСТИКА (от греч. onomastikós - относящийся к наименованию, ónoma - имя, название)

    К именам собственным относятся разные категории, нас же сегодня интересует личное ИМЯ человека.

    Раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, - называется антропонимикой.

    АНТРОПОНИМИКА(греч. ἄνθρωπος - человек и ὄνομα - имя).

    И если у нас вдруг возникают какие-либо вопросы, связанные с происхождением, значением, написанием, употреблением имени, следует обратиться к специальным словарям личных имён.

    Имя человеку даётся один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его ЛИЧНЫМ именем.

    Слайды 5-6

    Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребёнка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда пошли такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

    До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку: Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб. Другие отражали порядок появления новых членов семьи: Первой, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей.

    Имена отражали также социальное и экономическое положение – Холоп, Бобыль, Гольтепа. Другие отражали место происхождения: Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин, были и имена, которые отражали церковные отношения: Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь. Иногда в имена переходили прозвища (не совсем приятно звучавшие): Олух, Болван, Беспортошник. Наши предки пользовались и иносказательными именами: Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Оладья, Дуб.

    В летописи 15 века сохранились такие имена как Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.

    Однако были и другого рода имена - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир, Мирослав.

    Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар - светлый, как заря, Владислав - владеющий миром, Доброслава - имеющая добрую славу, Всемила - милая всем.

    Красивых древних женских имён сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава.

    Слайд 10

    Смысловые значения некоторых имён забывались, а нарицательные имена превращались в собственные. Например, имя Прасковья осознаётся как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении - пятница. А в народном сознании образ святой великомученицы Параскевии связывался с остатками культа древней языческой богини Макоши. И Макошь, и Параскева покровительствовали браку и родам, а также всем женским занятиям. Днем поминовения Макоши считалась Пятница.

    Вероятно, со временем все обычаи чествования Пятницы соединились с образом святой великомученицы Параскевии (в чем немалую роль сыграло и созвучие наименований: параскеон - пятница по-гречески).

    Имя ребёнку давали по “Святцам”. “Святцы или месяцесловы” в русской православной церкви - особые книги. В “Святцах” на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник предлагал родителям перед обрядом крещения на выбор несколько имён, которые значились в “Святцах”. Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое не значилось в “Святцах”. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в “Святцах”, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.

    После революции наступили иные времена. Регистрацию новорождённых стали вести Отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся им имя или даже придумать своё. Так появились странные нелепые имена: Берёза, Сирень, Трактор, Рубин, Иридий, Медиана, Электрон, Алгебрина, Гипотенуза, Ноябрина, Свобода и другие.

    Стали модными иноязычные имена: Виолетта, Виталина, Каролина, Милена, Эвелина, Изабелла, Ариадна, Клементина, Даниэлла и другие.

    Вот сейчас мы и познакомимся с именами участников нашей викторины.

    II. Представление команд. (Название, девиз – 2 б.)

    III. Домашнее задание. Имена участников. (5 б. + …)

    Учащиеся готовили рассказ о значении своих имён и создавали визитную карточку своего имени.

    IV. Вопросы викторины.

    Разминка

    1) Какая птица носит женское имя? (Галка)

    2) Кого девочки Люды больше всего должны бояться в сказках? (Людоеда)

    3) Вспомнив няню Александра Пушкина, скажите, как звучит русский народный вариант имени Ирина ? (Арина)

    4) Назовите пляжный камень с женским именем. (Галька)

    5) Назовите самое “спортивное” женское имя? (Олимпиада)

    6) Какое женское имя больше всего прославилось в годы Великой Отечественной войны? (Катюша)

    7) От имени какого греческого бога произошло имя Денис ? (Дионис)

    8) Без кого митинг не возможен? (Без Мити)

    9) Какая рыба носит имя человека? (Карп)

    10)Какое женское имя состоит из 30 букв Я? (Зоя)

    По баллу за правильный ответ (по 5 вопросов каждой команде). Если команда не может ответить, то вопрос переходит к соперникам. В случае правильного ответа команда зарабатывает дополнительные баллы.

    1. В названии каких литературных произведений использованы имена?

    2. Какие имена можно получить, заменив одну букву?

    Например, Т аня – В аня.

    3. Назовите парные женские и мужские имена.

    (1 балл за каждый правильный пример)

    4. Кто больше назовёт имён с удвоенной согласной в корне?

    (Например, Анна, Алла, Аполлон, Агнесса, Агриппина, Белла, Виссарион, Васса, Генриетта, Геннадий, Жанна, Изабелла, Инна, Инесса, Иоанн, Иннокентий, Ипполит, Кирилл, Марианна, Нелли, Нонна, Римма, Сарра, Савва, Стела, Сусанна, Филипп, Шарлотта, Элла, Эмма, Эммануил и т.д.)

    (Задание письменное. Каждый правильный пример – 1 балл.)

    5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

    владеть миром – Владимир ;

    владеть всем – Всеволод ;

    владеющий славой – Владислав ;

    свято славить – Святослав ;

    борющийся за славу - Борис

    Богом данный – Богдан ;

    любить мир – Любомир ;

    милая людям – Людмила

    По баллу за правильный ответ (по 4 вопроса каждой команде). Если команда не может ответить, то вопрос переходит к соперникам. В случае правильного ответа команда зарабатывает дополнительные баллы.

    6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женским и мужским именам.

    (1 балл за каждый правильный пример)

    (Например, Анисья – анис, Василий, Василиса – василёк, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Снежана – подснежник, Иван – иван-чай, Марья – иван-да-марья. Олимпиада, Липа – липа и т.д.)

    7. В названии каких городов использованы имена?

    (1 балл за каждый правильный пример)

    8. Назовите имена, созвучные названиям месяцев.

    (1 балл за каждый правильный пример)

    (Например, Октябрина, Ноябрина, Марта, Мартин, Майя, Август, Августа, Юлия и т.д.)

    Оглашение результатов. Награждение победителей.

    Литература

    1. Баженова А. Славян родные имена. Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. М.; Ладога-100, 2006.

    2. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград: Учитель, 2001 г.

    2. Суперанская А.В. Словарь личных имён. М.; АСТ-Пресс Книга, 2013.

    Тайна имени oculus.ru

    Виктория, Викторина - победа, победительница (латинское).
    Виктория в римской мифологии богиня победы, соответствует греческой Нике. Изображалась крылатой, иногда на колеснице, с лавровым венком в руке, которым венчала победителя. В России имя появилось в XVIII веке в связи с викториями Петра I. Имя встречается нечасто, в городах больше, чем на селе.
    Зодиак имени : Водолей.
    Планета : Уран.
    Цвет имени : фиолетовый.
    Камень-талисман : лазурит.
    Благоприятное растение : кедр, мимоза.
    Покровитель имени : шмель.
    Счастливый день : суббота.
    Счастливое время года : зима.
    Уменьшительные формы : Вика, Виктуся, Викуша, Вета, Витуля, Витуша, Витяня, Вира, Вичка, Тора, Тоша, Туся.
    Основные черты : деятельность, упрямство.

    ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

    В святцах не значится.

    ИМЯ И ХАРАКТЕР

    С самого детства в характере Вики начинают проявляться такие черты, как своеволие, упрямство. Если родители будут прибегать к грубым методам воспитания, уже в ранней юности у Вики вызовут горячий протест. Она будет самоутверждаться, удовлетворяя ущемленное самолюбие: экстравагантно одеваться, красить ноготки ярким лаком, сразит окружающих крепким запахом духов, будет вести себя вызывающе на вечеринке. Эта демонстративность, напористость, выраженные более, чем того требует ситуация, будут характеризовать Викторию и в будущем.

    Виктория очень красива, обаятельна, так и просится на обложку журнала. Но сама она об этом думает меньше всего. Она не лишена честолюбия, но любит, когда отмечают ее способности, ум и профессионализм. У Виктории мужской аналитический склад ума, дающий возможность терпеливо вникать в подробности. Воля у нее сильная, но ее часто не хватает для достижения цели.

    Викторию более всего привлекает научная деятельность, она может стать научным работником, инженером, педагогом. На работе она проявляет деловитость, активность, Виктория остроумна, даже иногда прибегает к злой иронии, не побоится сказать коллеге, даже начальнику. Но Виктории все прощается, ее любят, знают, что по своей натуре она добрый, отзывчивый человек, никогда не поступит низко.

    Виктория трудолюбива, эмоциональна, тщательно планировать свои дела у нее не получается, она полагается на вдохновение. У Виктории есть творческое начало, она может быть писателем, артисткой, музыкантом, художником, солисткой балета. Ей нравится та профессия, конечный результат которой зависит от нее самой. Поле деятельности у Виктории широкое - медсестра, врач, повар, парикмахер, конструктор. Виктория неспособна активно бороться за теплое место в жизни, она горда и с уважением относится к людям.

    Виктория сексуальна, у нее бурный темперамент, но эта тайная область ее натуры, и она не любит, когда вторгаются в нее. В браке ей не всегда везет. Многим кажется, что у нее нет проблем в этом вопросе, на самом деле чаще всего ее избранник оказывается не тем, кого она ждала! Но она полюбила, чувствует свою ответственность за него, за семью, и расстаться с ним ей трудно. Она плачет тайком, а окружающим доказывает, что он хороший. Виктория может жертвовать собой во имя семьи, ребенка. Детей она любит самозабвенно, нередко балует.

    Виктория со вкусом одевается, прекрасно готовит, она очень заботлива. При чутком внимательном муже она может стать и домохозяйкой, поскольку карьера ее не очень увлекает, она просто любит делать свое дело хорошо и чтобы ее ценили по заслугам.

    Виктория очень общительна, любит, когда к ней приходят гости, даже при неожиданном вторжении всегда найдет, чем угостить. Однако столкновений с ней лучше избегать, прощать Виктория не умеет.

    Надежный и уютный семейный очаг Виктория может создать с Владимиром, Михаилом, Львом, Сергеем, Семеном, Эдуардом.

    ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    Виктория (1819-1901) - королева Великобритании с 1837 года. Она вступила на престол, проникнутая глубоким уважением к английской конституции, и во все свое царствование ни разу не сделала попытки ее нарушить. Она исполняла свою обязанность быть живым символом государства и народа, не стремилась производить давление на деятельность министерства. Однако имела столь сильное влияние на внутреннюю политику Англии, на все социальные слои, моды, обычаи, что весь век ее правления впоследствии был назван Викторианским.

    Королева Виктория была замужем за принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским и имела девять детей. Среди них принцесса Алиса, великая герцогиня Гессенская, мать Алисы-Виктории-Елены-Луизы-Беатрисы Гессен-Дармштадской, последней русской императрицы, принявшей православие и получившей имя Александры Федоровны.

    Выбор редакции
    Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

    НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

    Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

    Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
    09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
    © Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
    Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
    Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
    КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...