Кому выдается паспорт готовности к отопительному сезону. Подготовка отопительных систем к сезону


В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

Подготовка МКД к отопительному сезону - длительный процесс, который начинается с весеннего осмотра и завершается осмотром дома осенью. Результатом подготовки становится получение паспорта готовности дома к эксплуатации. Чтобы получить паспорт, все подготовительные работы следует завершить уже к сентябрю. Проверьте, готовы ли ваши МКД к проверкам надзорных комиссий.

Пройдены все этапы подготовки МКД к отопительному сезону

Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при подготовке жилищного фонда к отопительному сезону, являются:

  • «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
  • «Правила оценки готовности к отопительному периоду», утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила № 103).

Регламент проведения подготовки, согласно п. 2.1 Правил № 170 , условно состоит из следующих этапов:

  • проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
  • составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
  • проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
  • составление документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
  • прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170 , п. 6 разд. II Правил № 103).
  • проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).

Подобный процесс должны ежегодно проходить все многоквартирные дома, находящиеся в управлении у УО. Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов: в северных и восточных районах России - до 1 сентября, в центральных - на две недели позже, 15 сентября, в южных - до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). Контролируют подготовку жилого фонда к отопительному сезону органы местного самоуправления, органы ГЖН, собственники помещений в МКД.

Поговорим о каждом из этапов подготовки подробнее.

Проведён весенний осмотр жилого фонда

Осмотр жилищного фонда весной проводится после окончания отопительного сезона или таяния снега (п.п 2.1.1, 5.1.6 Правил № 170). Его цель - установить, есть ли в системе теплоснабжения дефекты, требующие ремонта.

Срок проведения такого осмотра в зависимости от выбранной формы управления домом может быть установлен в НПА субъекта РФ, в договоре управления, в решении ОСС, внутреннем документе ТСЖ, ЖСК или ЖК.

План-график должен содержать информацию по перечню запланированных мероприятий и их объёму (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170). Утверждает план-график и сроки его реализации орган местного самоуправления на основании акта весеннего осмотра дома и информации о недостатках, выявленных в предыдущие периоды (п. 2.6.4 Правил № 170).

Также в план-график вносятся обязательные работы по подготовке МКД к отопительному сезону и работы по предписаниям органа ГЖН. Согласно п. 2.6.13 Правил № 170 , в летний период необходимо запланировать следующие обязательные для всех МКД работы:

  • восстановление или замена теплоизоляции труб в помещениях ОИ МКД;
  • ревизия кранов и запорной арматуры, расширителей и воздухосборников;
  • гидравлические и гидропневматические испытания.

Полный перечень работ, рекомендуемых к проведению при подготовке дома к осенне-зимнему периоду, приведён в разделе «В» приложения № 4 к Правилам № 170 .

Пример плана-графика, составленного после весеннего осмотра МКД:

УО организует работы согласно утверждённому плану-графику и составляет акты выполненных работ по их завершению.

Закончена подготовка к комиссионным проверкам

Готовность многоквартирного дома к отопительному сезону подтверждает паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях, который заполняет УО (п. 2.6.10 Правил № 170). Форма паспорта для заполнения утверждена приложением № 9 к Правилам № 170 . В паспорт включается отчёт обо всех работах, выполненных УО при подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период и подключению отопления (разд. III приложения № 9 к Правилам № 170).

Комиссия по итогам проверки в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103 . В акте указывается, готов ли объект к отопительному сезону полностью, при условии устранения замечаний комиссии, или не готов (п. 7 разд. II Правил № 103). При наличии замечаний к акту прилагается перечень, в котором указываются сроки для их устранения (п. 8 разд. II Правил № 103).

Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то паспорт готовности дома к отопительному сезону, согласно приложению № 2 к Правилам № 103 , выдаётся в течение 15 дней со дня подписания акта. Если комиссия составила перечень замечаний, то необходимо устранить их в установленные сроки и повторно пройти проверку (п.п. 9, 11 разд. II Правил № 103).

Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году его уже не получить (п.п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При этом УО, не получившая вовремя паспорт для дома, обязана продолжить подготовку жилищного фонда к зимнему периоду и устранить замечания комиссии. Затем комиссия проведёт повторную проверку и составит новый акт (п. 12 разд. II Правил № 103).

Запланирован осенний осмотр дома

В силу п. 2.1.1 Правил № 170 , осенью до начала отопительного сезона УО должна произвести общий осмотр конструкций МКД, инженерного оборудования и внешнего благоустройства дома. Согласно пп. «в», «г» п. 2.1.5 Правил № 170 , цель осеннего осмотра - проверить готовность каждого здания к началу отопительного сезона и при необходимости выдать рекомендации жителям МКД на выполнение текущего ремонта за свой счёт.

Результаты осмотра, как и при проверках весной, фиксируются в акте сезонного осмотра. Необходимо указать техническое состояние ОИ МКД по итогам всего комплекса мероприятий, которые были проведены УО в процессе подготовки дома к зиме. Также в акте фиксируется перечень работ, запланированных на следующий год.

Закон не предусматривает конкретные сроки проведения осенних осмотров МКД, главное - сделать это до отопительного сезона, который в разных регионах РФ начинается в разные сроки (п. 2.1.1 Правил № 170). Конкретный срок, а также чёткая форма акта осеннего осмотра дома могут быть указаны в НПА субъектов РФ, в договоре управления, решении ОСС.

На заметку

Согласно НПА РФ, процесс подготовки жилищного фонда к отопительному сезону необходимо проводить ежегодно в период, когда в домах отключено отопление. График подготовки схематично выглядит вот так.

1.
2.
3.
4.
5.

Отопительный период на отечественных просторах продолжается в течение длительного времени по причине особенностей географического положения страны. Сезон, на протяжении которого требуется обогрев зданий, согласно СНИП 23-01-99, отличается в зависимости от того, в какой климатической зоне проживают потребители тепла.

Для северных районов теплоснабжение требуется на протяжении более 7 месяцев в году. Особенности погодных условий в данном случае требуют значительных финансовых трат на обогрев жилья и зданий общественного назначения.

Продолжительность подачи теплоносителя является важным показателем для централизованных отопительных систем. Накануне в летний период производится подготовка здания к отопительному сезону (прочитайте также: " ").

В перечень расходов на теплообеспечение входит:

  • оплата за поставку энергоносителей;
  • затраты на обслуживание и эксплуатацию теплосетей, которые также включают работы по ремонту и консервации системы в межотопительный период.
Что касается владельцев загородных домов и городских квартир, в которых имеются индивидуальные теплогенераторы (см. фото), то ими подготовка к зимнему отопительному сезону осуществляется самостоятельно.

Подготовка отопительных систем к сезону

Накануне прихода осенних и зимних холодов выполняется подготовка объектов к отопительному сезону, которая заключается в проведении ряда не только технических, но и организационных мероприятий.

Существуют определенные правила подготовки к отопительному сезону тепловых предприятий – их устанавливают местные органы государственной власти. Документ, утвержденный ими, обязателен для исполнения всеми организациями ЖКХ и другими учреждениями, которые отвечают за функционирование систем. С целью обеспечения готовности котельных, местных теплоцентралей, а также наружных и внутренних теплосетей выполняют их осмотр и испытательные мероприятия.

Чтобы обеспечить единый подход к профилактическим и эксплуатационным работам по теплоснабжению профильное министерство выработало правила подготовки к отопительному сезону и оценки готовности к подаче тепла. В них определен перечень госорганов, уполномоченных выполнять проверку на местах и определенный порядок ее проведения.

Подготовка индивидуальных систем к отоплению

Постановления органов местного самоуправления относительно начала отопительного сезона не распространяются на владельцев автономных систем обогрева производственных и жилых объектов. Они вправе самостоятельно решать, когда следует начать отопление, исходя из температурных показателей за окном и климатических особенностей региона. Обычно обогрев жилых помещений хозяева частных домовладений начинают раньше, чем появляется тепло в зданиях, которые обслуживаются ЖКХ и управляющими компаниями.

Аналогичная ситуация складывается с прекращением отопительного сезона. При индивидуальном теплоснабжении каждый собственник квартиры или дома вправе решить, когда следует прекратить подачу тепла и тем самым сэкономить на оплате энергоносителей.

Согласно общепринятым правилам, отключение систем отопления производят тогда, когда среднесуточная температура на улице превышает 8 градусов тепла на протяжении 7 суток подряд. При понижении данного параметра подачу тепла должны возобновить.

Обслуживание автономных систем

С приходом тепла и после завершения эксплуатации отопительной конструкции потребуется выполнить мероприятия, связанные с консервацией оборудования для теплоснабжения на летний период. Дело в том, что таким образом удается минимизировать негативное воздействие теплоносителя (воды) на элементы отопительной системы.

Последовательность действий такая:
  • производится тщательный осмотр элементов теплоснабжающей системы, особенно котла, радиаторов, насосов, трубопроводов, запорной арматуры на предмет протечек и других повреждений;
  • выявленные неисправности устраняют, но прежде из сети сливают теплоноситель;
  • проверяют функционирование автоматических систем управления электрического или газового нагревательного котла, а также циркуляционного насоса и прочих узлов системы;
  • если отдельные механизмы и элементы неработоспособны, их ремонтируют или производят замену;
  • когда ремонтные работы выполнены, систему заполняют теплоносителем.
Благодаря данным мероприятиям одновременно осуществляется подготовка дома к отопительному сезону. Чтобы удалить воздушные пробки из системы, в определенных местах имеются запорные вентили.

Выполнение целого комплекса работ самостоятельно позволяет качественно приготовиться к будущему периоду теплоснабжения с минимальными затратами, тем более, что порядок подготовки к отопительному сезону стандартен и нашел отражение в соответствующей инструкции.

Консервация отопительной системы

Чтобы обеспечить сохранность отопительного оборудования, его необходимо к этому подготовить. Инструкция запрещает оставлять конструкцию без теплоносителя в течение продолжительного времени, поскольку осушить трубы изнутри полностью невозможно и поэтому металлические элементы могут подвергаться коррозии.

Достоинства автономных систем

В первую очередь автономные системы теплообеспечения отличаются от централизованных сетей своей экономичностью. Если соблюдать несложные правила эксплуатации, обогрев помещений будет функционировать безотказно. Стоимость тепла в осеннее -зимний период в таком случае будет зависеть не столько от того, сколько дней оно подавалось на объект, а от объема потребленных энергоносителей.

В отличие от автономного теплоснабжения для жилищно-коммунальных и энергогенерирующих предприятиях начало и окончание подачи тепла, как и график подготовки к отопительному сезону, регламентируются постановлениями органов власти региона (детальнее: " ").

Видео о правилах подготовки к отопительному сезону:

В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

Отопление играет немаловажную роль в жизнеобеспечении граждан. Бывали случаи, когда население оставалось без тепла при минусовых температурах. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо как следует подготовиться к зиме. Да и народная мудрость гласит: «Не так страшны морозы, как холодные батареи отопления».

Начать отопительный сезон

Подготовительные работы к отопительному периоду проводят ответственные за управление многоквартирными домами. Они обязаны завершить все мероприятия до середины сентября. Паспорт готовности к отопительному периоду является подтверждением успешной подготовки.

Главной целью комплекса предварительных мероприятий выступает обеспечение бесперебойной подачи энергоносителя. К обязательным действиям относятся:

  • налаживание внутриквартальных сетей;
  • поверка, ремонт, налаживание вентиляции, теплоснабжения внутри домовых сетей;
  • проверка регуляторов давления, клапанов.


Восточные и северные регионы должны быть готовы к подаче тепла до 1 сентября, а южные — до 1 октября.

О чём написано в акте

Перед подключением энергоносителя проводится проверка. Её осуществляют комиссии по экологическому, атомному и технологическому надзору. Состав комиссий согласовывается с Федеральной Службой. Работа комиссии включает проведение мероприятий, согласно программе, утверждённой руководителем (заместителем) уполномоченного органа. Сотрудники уполномоченного органа также включаются в состав комиссий.

Программа предусматривает следующие действия:

  1. Перечень объектов, проходящих проверку.
  2. Сроки проверки.
  3. Наличие необходимых документов (нормативные документы).
  4. Соответствие требованиям технических регламентов.


Результаты проверки заносятся в акт, который подготавливают в течение одного дня после контроля.

Комиссия определяет результаты контроля формулировками:

  • объект проверки готов к отопительному периоду;
  • объект проверки не готов к отопительному периоду;
  • объект проверки будет готов к отопительному периоду в случае устранения замечаний в назначенные сроки.

Отопительный сезон, подготовка

Подготовка к отопительному периоду подразумевает:

  • устранение неполадок в тепловых, гидравлических режимах работы тепло потребляющих установок;
  • промывание оборудования, коммуникаций;
  • проведение ремонтных работ при необходимости;
  • проверка наличия пломб на шайбах и соплах элеваторов;
  • установка приборов учёта;
  • отсутствие задолженности за поставленную электроэнергию ранее;
  • испытания оборудования на прочность;
  • исследование оборудования на соответствие климатическим условиям.

Исследуются чердаки, крыши, устраняются трещины. Рабочие восстанавливают кровли, покрытия, наносят новый слой штукатурки. Обходят технические помещения, смотрят целостность оконных и дверных заполнений, наличие фурнитуры. Проводятся пробные топки, устанавливают отводы для талых вод. Следят за гидроизоляцией.

Дополнительные мероприятия

Сюда входят:

  • обучение, подготовка персонала, задействованного в эксплуатации, экстренных ремонтах котельных, инженерных систем, тепловых пунктов (для сотрудников предусмотрены нормативы, тренировки, тестирование);
  • проведение инструктажа рабочих текущего ремонта, дворников, работников аварийной службы;
  • технический осмотр транспорта, оборудования, инвентаря, средств связи;
  • восстановление схем внутри домовых инженерных систем;
  • ревизия приборов учёта, тепловых узлов.

Оценка

Правила оценки готовности к отопительному периоду соответствуют Федеральному закону от 27 июля 2010 года №19-Ф3 «О теплоснабжении». Подготовительные работы оцениваются комиссией. Муниципальные учреждения проверяются Федеральной службой по экологическому, атомному, технологическому надзору. Потребители контролируются органами местного самоуправления. В комиссию входят представители городского округа, уполномоченные органы.

Важно! Потребителями называются собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключившие договора о теплоснабжении. Все стороны соблюдают жилищное законодательство. После вынесения оценки комиссией, составляется акт. К нему прилагается перечень замечаний, на которые необходимо отреагировать в намеченный срок.


После того, как устранены причины, вызвавшие нарекание комиссий, ответственные за объект получают паспорт готовности к отопительному сезону. В случаях, когда помещение не готово к подключению отопления, назначается новая проверка.

Котельные

После окончания отопительного сезона сливают всю воду, котлы тщательно промывают. Их очищают от грязи, золы, шлаков, сажи с

внешней стороны, убирают накипь химическим методом внутри. Затем котёл заливают водой, греют до 80 0 С. Так оставляют до следующего сезона, закрыв люки. Очищение, промывка котельных осуществляется сразу по окончании отопительного периода.

Промывка систем отопления проводится водой или сжатым воздухом, гидропневматическим методом.

Промывка производится в 3 этапа:

  1. Продувка каждого стояка снизу вверх (взрыхляются отложения, осадки).
  2. Промывка каждого стояка сжатым воздухом.
  3. Гидропневматическое промывание разводящих трубопроводов.

Так системы подготавливаются к отоплению. Все процедуры проводятся с соблюдением норм. Промывание водой уже не считается особо эффективным. Все работы поручаются только специальному персоналу. Работы требуют знания техники безопасности, бережного отношения к оборудованию, опыта.

Альтернативная котельная

С 2017 года контроль за тепло сетевым хозяйством был передан ЕТО. Единые тепло снабжающие организации стали новой структурой, на которую возложены отдельные задачи. После внесения изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», изменилась система регулирования тарифов. В новой модели определён предельный уровень цены на теплоноситель. Расчётный показатель соответствует стоимости 1 гигакалории тепловой энергии, если жильцы построят новую, альтернативную, собственную котельную.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...