Конспект организованной деятельности по пожарной безопасности. Подготовительная группа


Мартиросян Ирина Алексеевна

Воспитатель, МБОУ "Никольская ООШ" дошкольные группы, с. Никольское Ленинградская область

Мартиросян И.А. Конспект открытого занятия-путешествия в старшей группе "Школа юных пожарных" // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Конспект открытого подгруппового занятия-путешествия в старшей группе.

Тема : «Школа юных пожарных»

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о пожарной безопасности

Задачи :

Образовательные:

  • Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • Знакомить детей со свойствами огня;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развитие связной речи;

Воспитательные:

Продолжать формировать умение работать в коллективе

Оборудование:

Автомобиль из стульчиков, телефон, деревянная спичка, рисунки детей о «пользе и вреде огня», магнитная доска, картинки по правилам поведения по пожарной безопасности для афиш, карточки для игр «Огнеопасные предметы» и «Что пригодиться на пожаре». Для игры «Потуши пожар»: макет горящего дома; картинки с изображением - песка, воды, земли, снега, огнетушителя, сухих листьев, пластиковых бутылок, бумаги (в 2-х экземплярах). Медальки для награждения «Отважный пожарный». Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, землей, песком, стеклянная колба. Аудио запись «Песенка пожарных».

Ход занятия :

Организационный момент : Воспитатель с детьми заходят в группу и в это время звонит телефон.

В-ль: Здравствуйте, кто это?

А.П.: Здравствуйте, это Аркадий Паровозов. Я дозвонился в Никольский детский сад, в группу «Умняши»?

В- ль: Правильно. А что вы хотели?

А.П.: Ребята, я хочу вам предложить стать юными пожарными. Для этого вам необходимо пройти небольшие испытания. А потом сдать экзамен и по итогам этого экзамена вам будет присвоено звание «юный пожарный». Вы согласны?

Ответы детей: (ДА, согласны.)

А.П.: Тогда до встречи, жду вас.

Познавательная деятельность

Задачи:

  • Повторить правила поведения при пожаре
  • Изучить свойства огня
  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

В-ль: Ребята, как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.

Ответы детей (Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку).

В-ль: Я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь. Я вас приглашаю в машину, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (ответы детей- чтобы ее было видно издалека другим машинам и уступали место на проезжей части).

Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01)

В-ль: Молодцы. Вот мы и приехали. Ребята, а что это мы видим на первой остановке?

Ответы детей (Спички.)

В-ль: Я хочу вам рассказать «Сказку о непослушной спичке»

«Сказка о непослушной спичке».

В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девочкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцую, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросили его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке:

Понравилась вам сказка?(ответы детей)

Что вы узнали из прочитанного?(ответы детей)

От огня есть польза для человека. Какая? (ответы детей). Но есть и вред.Какой? (ответы детей)

Посмотрите на доску, она поделена две части польза « +» и вред « -»огня. Сейчас вы возьмете свои рисунки и по очереди прикрепите их в нужную часть доски.

Расскажите что вы изобразили на своих рисунках? (Дети рассказывают о своих рисунках.)

В: - Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в машине.

Появляется слайд с изображением ППБ

В-ль: - Обратите внимание направо - вы видите картинки, на которых изображены правила пожарной безопасности. Сейчас мы с вами их рассмотрим. Какое правило спряталось на первой картинке.

Дети рассматривают каждое изображение, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

- Правило первое кается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье : Не оставляйте горящим газ, за газом нужен глаз да глаз.

- Правило четвертое : Новый год все люди ждут, елку наряжают. Только свечками, мой друг, ее не украшают.

Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Вы очень хорошо поработали, а теперь пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза

А теперь насос включаем

Воду из реки качаем

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьем вода

1,2,3,4 Хорошо мы потушили.

В-ль: на этой остановке вас ждет новое задание: вам предлагают отправиться в учебный класс пожарных и поиграть в игру «Огнеопасные предметы»

На столе находятся коробочки с карточками. В одной коробочке карточки с изображением: предметов (ножницы, иголка, спички, зажигалка, фен, плита, утюг и т.д.) Вам нужно из всех опасных предметов выбрать только огнеопасные.

В-ль: -Молодцы вы справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие.

Поисково-исследовательская деятельность

В-ль : - Наше путешествие продолжается, садимся в машину, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем.

Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

В-ль: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей. Но стоило оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. И часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. Но сначала я вам расскажу о правилах безопасного поведения в лаборатории.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (ответы детей- Огонек)

Какой он? (ответы детей- Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание). -- --Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (ответы детей- нет).

Объясните, почему? (ответы детей - Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).

Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В-ль: Если огонь становиться опасным, как человек может с ним справиться? (ответы детей- его нужно потушить).

Чего же боится огонь? (ответы детей- воды, песка, земли).

А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (ответы детей - да)

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

(Ребенок выполняет указания воспитателя).

Что происходит и почему? (ответы детей- Огонь погас, потому что он боится воды)

Эксперимент третий, четвертый, пятый (аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.)

Эксперимент шестой:

В-ль: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой.

Что происходит с огнем? (ответы детей -он гаснет.)

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

В-ль: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Нас ждет последняя остановка, садимся в машину. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет Аркадий Паровозов

А.П: - Здравствуйте ребята! Я Аркадий Паровозов!. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен .

Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (ответы детей - 01)

Вопрос второй: Я слышал можно огонь тушить бумагой?(ответы детей-нет)

А чем еще можно тушить огонь?(ответы детей-вода, земля, снег)

А.П: -Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города загорелся дом, его необходимо потушить. Вам нужно самостоятельно выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «горящему дому», тушат пожар: первый ребенок тушит картинкой с изображением песка, второй с изображением земли, третий - снега, четвертый - воды, пятый - огнетушителя.

А.П: Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

А какие материалы остались не использованы? (ответы детей-картинки с изображением бумаги, сухих листьев, пластиковых бутылок).

Почему? (ответы детей-если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее).

А.П: Вы все справились с экзаменом и вам присваивается звание «Юный пожарный».Поздравляю вас. А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том,

Что нельзя шутить с огнем!

А.П прощается с детьми и уходит.

Подведение итогов:

В-ль: Ребята понравилось вам такое необычное путешествие? Я хочу сказать, что вы большие молодцы. Спасибо за вашу активную работу.

  • Приложение № 2 Программы обучения в области пожарной безопасности
  • Тематический план
  • Прием экзаменов. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
  • Тема 1. Требования пожарной безопасности к помещениям проведения ки­носеансов и киноаппаратного комплекса при демонстрации кинофильмов в учеб­ных, лечебных и других учреждениях.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.
  • Тема 2. Виды и порядок проведения пожароопасных работ. Причины возник­новения пожаров, меры их предупреждения.
  • Тема 3. Требования пожарной безопасности. Основные требования ппб 01-031.
  • Тема 4. Общие сведения о противопожарной защите в организации.
  • Тема 5. Действия при пожарах.
  • Тема 6. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструиру­емых объектах.
  • Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Действия работников при пожарах.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культур­но-просветительских учреждениях
  • Тема 4. Первичные пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Протокол №_____
  • Приложение № 2-7
  • Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
  • Приложение № 4
  • Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности2
  • 1.4 План противопожарных мероприятий
  • 1.4.1 Разработка плана противопожарных мероприятий
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
  • Для выполнения требований пожарной безопасности его руководитель обязан обеспечить:
  • 1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
  • 3. Наличие приказа руководителя об утверждении состава добровольной пожарной дружины
  • 11. Наличие журнала регистрации противопожарного инструктажа.
  • 12. Наличие журнала учета первичных средствпожаротушения.
  • 15. Наличие акта обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
  • 17. Наличие сертификата на химический состав, примененный для огнезащитной обработки.
  • 31. Наличие знаков пожарной безопасности и указателей направлений путей эвакуации.
  • 33. Отсутствие глухих решеток на окнах.
  • 35. Наличие графиков проверки противопожарного состояния гаражей и электрохозяйства. Исправное состояние электрохозяйства:
  • 3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок.
  • 4. Наличие графика технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
  • 6. Состояние электрощитовых комнат.
  • 7. Состояние электрических щитов.
  • 8. Состояние электросети.
  • II Порядок организации деятельности специалистов в области пожарной безопасности
  • 2.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности
  • 2.1.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности История профессии
  • Места работы
  • Обязанности инженера по пожарной безопасности
  • Требования к инженеру по пожарной безопасности
  • Образование
  • Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности
  • I. Общие положения
  • II. Должностные обязанности
  • III. Права
  • IV. Ответственность
  • 2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • III Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности
  • 3.1 Противопожарные инструктажи. Пожарно-технический минимум
  • 3.1.1 Противопожарные инструктажи
  • 3.1.2 Пожарно-технический минимум
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • IV Нормативное и правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
  • 4.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность пожарной безопасности
  • 4.1.1 Документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности
  • 4.2 Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.2.1 Порядок ведения акта проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов
  • Образец акта проверки пожарных кранов
  • 4.2.2 Порядок ведения акта проверки гидранта на водоотдачу
  • Образец акТа
  • 4.3. Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.3.1 Разработка планов тушения пожаров
  • Образец Плана тушения пожара
  • Табель пожарного расчета
  • Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), зато
  • Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
  • Оперативно-тактическая характеристика здания n
  • Наличие и характеристика установок пожаротушения
  • Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве, и меры защиты личного состава
  • Наличие ахов, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
  • Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
  • Учет использования планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
  • 4.3.2 Разработка карточки тушения пожара
  • Образец Карточки тушения пожара
  • V Разработка и осуществление мер по пожарной безопасности
  • 5.2.2 Оценка пожарного риска
  • 5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
  • Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
  • Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
  • Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
  • 5.3 Организация проведения противопожарных тренировок
  • 6.1.2 Порядок составления и выдачи наряд-допуска
  • Форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности _______________________________________________________________________
  • Наряд-допуск
  • 6.2 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.1 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.2 Ответственность руководителя за нарушение требований пожарной безопасности
  • VII Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
  • 7.1 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений, веществам и материалам
  • Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений
  • Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
  • 7.2 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
  • 7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • 7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • Формы документов
  • VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
  • 8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
  • 8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
  • 8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации
  • IX Противопожарный и особый противопожарный режимы
  • 9.1 Противопожарный режим на территории объекта
  • 9.1.1 Нормативно-правовой акт, регламентирующий правилапротивопожарного режима в рф. Термины и определения
  • 9.1.2 Общие обязанности руководителей организации в период противопожарного режима
  • X Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • Литература
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    3.2.1 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТИПОВОЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

    ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Утверждаю»

    Директор ____________

    Л.Л. Иванов

    План-конспект

    проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности:

      Ознакомление с требованиями законодательных документов в области пожарной безопасности.

      Возникновение и развитие пожара.

      Оперативная обстановка по пожарам, основные причины и места возникновения.

      Общие требования Правил пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к электроустановкам (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и инженерного оборудования (ППБ 01-03).

      Требования к содержанию средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного водоснабжения.

      Размещение и обслуживание пожарной техники. Первичные средства пожаротушения с иллюстрациями и техническими характеристиками.

      Эвакуация при пожаре. Требования к путям эвакуации.

      Пожароопасные работы.

      Пожарно-технические комиссии. Обучение работников мерам пожарной безопасности. Ведение документации по пожарной безопасности на объекте.

      Действия при пожаре. Распределение обязанностей в случае возникновения пожара.

    Ответственный

    за проведение занятий С.А. Петров

    Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТЕМА № ____ Возможные причины пожаров и условия для их возникновения.

    ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

    В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:

      открытый огонь, (пламя, искры),

      тепловой поток,

      повышенная температура,

      токсичность продуктов горения,

      пониженная концентрация кислорода,

      задымление, снижение видимости в дыму.

    К сопутствующим факторам пожара относятся:

      осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества.

      радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок,

      опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара,

      воздействие огнетушащих веществ.

    Основными причинами возникновения пожаров являются:

      неосторожное обращение с огнем (НОСО);

      электротехнические;

      нарушение правил устройства и эксплуатации печей;

    НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек.

    Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание.

    В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении.

    Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем – не оставлять его без присмотра.

    Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети.

    Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

    Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

    Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называетсясамовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них:

    Сероуглерод (жидкость)

    Целлулоид

    Гтанитоль и детматин

    Торф кусковой

    Древесина

    Бензин автомобильный

    Древесно-волокнистая плита

    Уголь древесный

    Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли.

    Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар.

    Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствиесамовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны.

    На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар.

    Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор.

    Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров.

    Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

      от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ.

      от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей.

      от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей.

      от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

    ТЕМА № ___ Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара

    ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара.

    Общие сведения о процессах горения.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Горение – физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями.

    Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты.

    Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее.

    Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота.

    Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное).

    Эта группа источников называется о т к р ы т а я.

    С к р ы т а я группа источника тепла – это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру (200-1300) имеет пламя бензиновой зажигалки.

    Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня:

      Горючего вещества;

      Окислителя;

      Источника воспламенения.

    При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет.

    Условия и способы прекращения горения.

    Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения.

    Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения:

      Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств;

      Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды.

    Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств.

    К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде.

    К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар.

    К изолирующим средствам – различные пены, огнетушащие порошки, песок.

    Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства.

    Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества.

    Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения.

    Основное свойство пены – изоляция очага загорания.

    При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе.

    Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2 .

    Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами.

    Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду.

    Огнетушащие свойства воды.

    Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода.

    Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты ацетон, органические кислоты.

    Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход.

    Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания.

    Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место.

    Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено . В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя.

    Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы – натрий, калий.

    Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин.

    Первичные средства тушения пожаров

    К первичным средствам пожаротушения относятся:

      Ящики с песком;

      Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно;

      Огнетушители;

      Водопроводная вода

    Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла.

    Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой.

    Огнетушители

    В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.

    Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.

    Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:

    Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.

    Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.

    Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).

    Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.

    Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.

    ОУ - нельзя тушить:

      горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение)

      пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).

    Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):

    Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.

    Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.

    Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.

    Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:

    Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.

    Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.

    Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1 ;СОТ – 5м; СОТ – 5М:

    Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).

    В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.

    На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение № 11).

    Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласноСП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

    Порядок действий в случае возникновения пожара

    В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

    Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:

      Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

      Задействовать систему оповещения людей о пожаре.

      Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.

      Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.

      Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.

      Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.

      При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.

      Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.

      При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:

      эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;

      детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

      хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах;

      воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

      покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.

    в подготовительной группе

    Цели:

    1. Обучающая задача:

    Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

    2. Развивающие задачи:

    Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

    3. Воспитательные задачи:

    Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

    Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

    Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01;02;03.

    Дети здороваются с гостями.

    Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся (психогимнастика).

    1. Введение игрового момента.

    Воспитатель: Отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

    (показ иллюстрации)

    А лисички
    Взяли спички,
    К морю синему пошли,
    Море синее зажгли.

    Море пламенем горит,
    Выбежал из моря кит:
    "Эй, пожарные, бегите!
    Помогите, помогите!"

    (К.Чуковский «Путаница»)

    Как вы считаете, правильно поступили лисички? (ответы детей)

    Давайте расскажем лисичкам, как избежать опасных ситуаций, связанных с огнем.

    Цели:

    Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность.

    Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

    Словечко за словечком -
    И снова разговор,
    А дома перед печкой
    Огонь прожёг ковёр.

    Ещё одно мгновенье -
    И лёгкий огонёк
    Сосновые поленья
    Окутал, обволок.

    Взобрался по обоям,
    Вскарабкался на стол
    И разлетелся роем
    Золотокрылых пчёл.

    - Что случилось в этом доме? (Пожар)

    - Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди)

    - Отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин)

    Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску)

    А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай»

    1. Упал на пол уголек-

    Деревянный пол зажег

    Не смотри, не жди, не стой

    А залей его (водой)

    2. Победит огонь коварный
    Тот, кого зовут… (пожарный)

    3. Что за тесный, тесный дом?
    Сто сестричек жмутся в нем.
    И любая из сестричек
    Может вспыхнуть, как костер.
    Не шути с сестричками,
    Тоненькими … (спичками)

    4. Висит - молчит,
    а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).

    5. Раскалился если вдруг

    Электрический утюг

    Что должны вы сделать детки?

    Вынуть вилку из. (розетки)

    6. Если младшие сестренки

    Зажигают дома спички

    Что должны вы предпринять

    Сразу спички (отобрать.) .

    7. Если вдруг пожар возник

    Ты обязан в тот же миг

    В часть пожарным позвонить

    О пожаре им …. (сообщить) .

    8. Если хочешь ты гулять

    Вскачь не надо убегать

    Закрывая в доме дверь

    Все ли выключил?. (.проверь.)

    Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

    (На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04), при этом дети стоят спиной к данному столу. По очереди каждый из детей поворачивается и молча берет ту карточку, которую считает правильной и становится на свое место, держа выбранную карточку перед собой (передней стороной к себе) . после того, как все выбрали себе карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона).

    Знает каждый гражданин

    Этот номер 01

    Если к вам пришла беда

    Позвони скорей туда (воспитатель показывает правильную карточку с номером 01).

    Физкультминутка

    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
    Плечи выше поднимаем,
    А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
    Руки перед грудью ставим
    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
    Десять раз подпрыгнуть нужно,
    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
    Мы колени поднимаем -
    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
    От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
    И на место вновь вернулись.

    - Что же делать, если в доме начался пожар? (ответы детей).

    Что у нас на потолке? (пож. сигнализация)

    А это что такое(огнетушитель), для чего он необходим? (на столе стоит огнетушитель и картинка с сигнализацией).

    Я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило.

    1 картинка. Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло - набрасывает его на огонь.

    Правило: если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло.

    2 картинка. Ребенок звонит по номеру 01.

    Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 01.

    3 картинка . Мальчик выбегает из помещения.

    Если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение.

    4 картинка . Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок.

    Правило: Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

    5 картинка. Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым.

    Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь.

    И еще запомните - нельзя прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.

    При пожаре в подъезде - никогда не садись в лифт - он может отключиться, остановиться и ты задохнешься.

    А сейчас давайте выстроим последовательность действий при пожаре.

    (показываю иллюстрации).

    И опять поиграем, игра: «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

    Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)

    Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

    Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

    Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

    Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

    Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)

    Кто соседской детворе объясняет во дворе

    Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

    Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

    А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

    Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

    Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

    Кто пожарным помогает - правила не нарушает

    Кто пример для всех ребят? (это я)

    Воспитатель: Молодцы. А теперь подведем итог:

    О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

    Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

    Что мы должны делать, если случился пожар?

    А в следующий раз мы поговорим о других опасностях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.

    Конспект интегрированного занятия "Устный журнал" "Служба-01"

    Программное содержание:
    Сформировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знание о причинах возникновения пожара; умение осознанно действовать в экстремальных ситуациях, связанных с возникновением пожара; Закреплять знания о труде пожарных, воспитывать уважение и интерес к этой профессии; развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение, делать умозаключения, развивать логическое мышление.
    Оборудование:
    Разные виды журналов, журнал «Служба-01», (созданная детьми и воспитателем); листы бумаги, простой карандаш, (на каждого ребенка); фонограммы музыки для разминки(«Марш»Ковет); для исполнения песни «Пожарные».
    Примечание:
    Нескольким детям заранее дается задание по подготовке «Устных страниц»журнала.

    Ход занятия

    Дети стоят около стола, на нем лежат разные журналы.

    Воспитатель: Существует много разных журналов:и детских
    и взрослых. (показывает разные журналы)
    А наш журнал не похож на эти. Картинки
    Этого журнала мы увидели, а вот читать
    Не будем-будем рассказывать, поэтому он
    называется устным журналом. (показывает
    журнал).

    Воспитатель: Посмотрите на обложку этого журнала и
    придумайте для него название. (Дети
    предполагают разные названия для
    журнала).

    Воспитатель: Я предлагаю назвать этот журнал
    «Служба-01». Вы согласны?(ответ детей)

    Воспитатель: Если наш журнал называется «Служба-01»,
    как вы думаете о чем он?(ответ детей:
    о пожарных:о пожаре:о правилах
    пожарной безопасности)
    Воспитатель: Правильно. А теперь садитесь, начнем
    рассматривать наш журнал.
    Воспитатель: Сегодня на занятии журнал я открываю,
    Про «Службу-01» рассказ я начинаю,
    Тема актуальная и важная-
    Безопасность пожарная.
    Будьте уверенны, друзья:
    С огнем шутить нельзя!
    (Воспитатель открывает первую страницу журнала - «Пожар»).

    Воспитатель: Огонь так трудно потушить-
    Он может все вокруг спалить!
    И вот уже в огне-весь дом. . .
    Опасны шалости с огнем!

    Воспитатель: Назовите пословицы и поговорки, где
    встречаются слова:огонь, пожар.
    (дети называют пословицы и поговорки).

    Воспитатель: Вы назвали много пословиц и поговорок и
    все они говорят о том, что огонь-очень
    опасен, а пожар-очень страшен.
    (Рассказ ребенка о пожаре)см. приложение.

    Воспитатель: Назовите причины возникновения пожара.
    (дети перечисляют причины. . .
    -если баловаться со спичками;
    Если забыть выключить электроприборы, или
    или сушить белье над газом, если зажигать
    бенгальские огни и наряжать елку свечами:
    непотушенная сигарета и т. д.)

    Воспитатель: Верно, вы знаете от чего может возникнуть
    Пожар. Большая часть пожаров происходит
    по вине самих людей, из-за беспечности,
    невнимания, из-за невыполнения правил
    пожарной безопасности.
    А вы знаете правила пожарной
    безопасности?
    (ответ детей)
    А вы выполняете, соблюдаете их?
    (ответ детей)

    Воспитатель: Хорошо, сейчас проверим.
    Я буду задавать вопросы, а вы, если
    Согласны, должны хором отвечать:
    «это я, это я, это все мои друзья!»
    А если не согласны молчите.
    (Проводится игра-загадка «это я, это я, это все мои друзья!»)
    (см. приложение)

    Воспитатель: Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно

    Воспитатель: Перед тем, как открыть следующую страницу
    Журнала, я прочитаю отрывок из
    стихотворения, а вы должны отгадать о какой
    профессии говорится в отрывке.

    Воспитатель: Миг-и рассыпались
    Медные каски,
    Лестницы выросли
    Быстро, как в сказке
    Люди в брезенте-
    Один за другим
    Лезут по лестнице
    В пламя и дым.
    (ответ детей)

    Воспитатель: Правильно, это пожарные.
    (открывает страницу «пожарный»).
    А в чем заключается работа пожарных?
    (ответ детей:они тушат пожары, спасают
    людей из огня, животных, если горят леса и
    и т. д.)

    Воспитатель: Это очень трудное, опасное, но почетное
    профессия-спасать людей и их дома от огня.
    (Рассказ ребенка о пожарном)
    (см. приложение)
    Затем проводится логоритмическое упражнение «Мы пожарные».

    Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
    (ответы детей:сильный, смелый, ловким, находчивым и т. д.)

    Воспитатель: Для того что бы быть пожарным нужно много
    знать и уметь, быть отличным спортсменом
    как вы говорили и ловким и сильным, и
    быстрым.
    А что для этого делают пожарные.
    (ответы детей: занимаются спортом, делают зарядку, тренеруются).

    Воспитатель: А вы хотите быть похожими на пожарных, быть
    такими же сильными, ловкими, дружными.
    (ответ детей).
    Воспитатель отрывает следующую страницу журнала.
    «Пожарные учения».
    Проводится разминка.
    «Пожарные учения»
    (музыка «Марш Корвета»).
    После разминки дети садятся на свои места.

    Воспитатель: Молодцы, вы были, как настоящие пожарные.

    Воспитатель: Дети, а вы любите разгадывать кроссворды?
    В нашем журнале тоже есть кроссворд.
    (загадки к кроссвордам. в приложении)
    Воспитатель: Молодцы, ребята, кроссворд мы разгадали.
    И огонь сможем потушить.

    Воспитатель: В жизни ребята, надо уметь
    Опасность предвидеть, на помощь поспеть.
    Пожаров, ожогов, лучше не допускать,
    Но если придется действие верные выполнять
    (воспитатель открывает пятую страницу журнала «Моделирование проблемных ситуаций»)

    Воспитатель: Если в комнате у вас
    Слезы катятся из глаз,
    Так как дым клубами вьется,
    И огонь жует палас,
    Нужно мужество найти
    К телефону подойти
    Смело трубку в руки взять
    Ноль-один суметь набрать.

    Воспитатель: Вам необходимо срочно вызвать пожарных.
    (несколько детей, по очереди моделируют
    Эту ситуацию).

    Воспитатель: Не осторожное с огнем обращение
    Ведет к ожогам, к сожалению
    На всякий случай надо знать,
    Как при ожогах помощь оказать.
    (мальчик обжег руку, помогите ему)

    Воспитатель: Молодцы! Знаете, что делать в таких
    ситуациях.
    Сколько гибнет людей в огне
    По своей и чужой вине, что бы этого избежать
    Надо правила выполнять.
    (воспитатель открывает шестую страницу журнала «Знаки по правилам П. Б. »)
    Воспитатель дает детям задание нарисовать по одному знаку на любое правило пожарной безопасности. После выполнения задания, детичитают стихи к знакам. (см. приложение)
    Воспитатель открывает последнюю страницу журнала.

    Воспитатель: Дети, что здесь нарисовано?

    Дети: Ноты.

    Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта страница журнала?
    (дети: музыкальное, песенное)

    Воспитатель: Сейчас мы споем песню о пожарных.
    (дети исполняют песню стол, под фонограмму)

    Воспитатель: Этой веселой песней, мы заканчиваем
    просмотр нашего журнала.
    Вот журнал мы закрываем,
    Но ничего не забываем.
    Подведем друзья итог,
    Что вам дал безопасности урок?
    Как пожара избежать?
    Можно ли с огнем играть?

    Дети:Это всем должно быть ясно,
    Что с огнем играть опасно.

    Воспитатель: И другим ребятам
    Можем, мы журнал
    Свой показать!
    Ведь должны все дети
    И в саду, и на всей планете
    Об огне все знать, как мы,
    Чтобы не было беды.

    Приложение к конспекту «Устный журнал «Служба-01»
    1. Рассказ о пожаре
    2. Рассказ о пожарном
    3. Описание логоритмического упражнения «Мы пожарные»
    4. Стихи к знакам по ППБ
    5. Загадки к кроссворду «Огонь»
    6. Текст песни «Пожарные»
    7. Пословицы, поговорки об огне, пожаре

    Рассказ о пожаре
    С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилища, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен всюду:в домах, в школах, на заводах, в городах и селах.

    Огонь-друг человека. Но он может быть не только другом и помощником, но и врагом.

    Не осторожное обращение с ним приведет к пожаром. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, целый дом. Но самое страшное-при пожаре могут погибнуть люди.

    Рассказ о пожарном
    Это пожарный. Он одет в специальный костюм, этот костюм не горит, не намокает. Если пожарным нужно работать в дыму, они надевают противогаз. Голову от ударов защищает шлем-каска. В работе пожарным помогают пожарные машины с водой, пеной с выдвижными механическими лестницами и насосами. В пожарной машине есть рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни-синие, а так же звуковой сигнал-сирена. Это нужно, что бы другие машины уступали дорогу, и пожарные быстро приехали на пожар. Пожар тушить не легко, поэтому пожарный должен быть сильным, ловким, умелым.

    Логоритмическоеупражнение «Мы пожарные»
    На машине яркой красной.
    Мчимся мы вперед, Дети хлопают в ладоши
    Труд тяжелый, и опасный
    Нас, пожарных ждет.
    Вой пронзительной сирены
    Может оглушить Отстукивают ритм кулачками
    по столу
    Будем и водой, и пеной
    Мы пожар тушить.
    И в беду попавшим людям
    Сможем мы помочь Отхлопывают ритм
    С пламенем бороться будем
    Мы и день и ночь.

    Стихи к знакам по правилам пожарной безопасности
    На природе у костра
    Так была уха вкусна
    Уходить с поляны будем
    Огонь потушить не забудем.
    Если ты включил утюг
    Убегать не надо вдруг,
    Закрывая в доме дверь
    Все ли выключил проверь.
    Идете в гости, навестить друзей-подруг?
    Не забывайте выключить утюг.
    В играх спичкам места нет!
    Друг запомни мой совет!
    Стол и шкаф сгорит все, сразу!
    Если сушишь, белье над газом.
    Чайник все кипел, кипел
    И весь выкипеть успел
    И от злости поволок
    Черный дым под потолок
    Тот, кто елку наряжает,
    На ней свечи зажигает.
    Удивляется потом,
    Почему сгорел их дом.
    Если вы гулять пошли
    И болончики нашли,
    Не бросайте их в огонь,
    Чтобы не было беды.
    Спрятался огонь внутри-
    Никаких аэрозолей
    Лучше в руки не бери.

    Песня Пожарных
    слова М. Пляцковского
    музыка Е. Птичкина
    1. В городке веселом нашем
    Мы скучаем много лет,
    Потому что, прямо скажем,
    Тут пожаров нет как нет.
    Не включают дети плиток,
    В руки спичек не берут, лишним стал, как пережиток,
    Наш геройский жаркий труд.

    2. Если б вдругпожар случился
    То ли ночью, то ли днем,
    Мы бы сразу отличились,
    Мы справились с огнем,
    Каланчу обходят тучи,
    Мы скучаем много лет. . . .
    А быть может, даже лучше,
    Что пожаров нет как нет!

    Загадки к кроссворду «Огонь»
    1. Для тушения пожара
    Нам она нужна всегда
    Ей огонь потушим быстро
    Дети, что это!(вода)
    2. На пожарном, на щите
    Висит ведро, топор,
    А что еще висит на нем
    Вы знаете?(багор)
    3. Кланяется кланяется
    Придет домой растянется
    Если вдруг пожар случится
    Он всегда нам пригодится. (топор)
    4. Опускаю в воду нос
    Качаю воду
    Я. . . (насос)
    5. При тушении пожара
    Нужен нам болон, пожалуй
    Пеной поливается,
    Как он называется?
    (огнетушитель)

    Пословицы и поговорки об огне, пожаре
    Сама с огнем не дружит.
    Спички не игрушки, огонь не забава.
    Куда пожарный с багром, туда и толпа с ведром.
    Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
    Огонь пляшет, а погорелец плачет.
    После пожара и весна не красна.
    И малая искра сжигает города.
    Темная ночь-огню мать родная.
    От копеечной свечи Москва сгорела.
    Куда ветер, туда и пламя.
    В бумагу огонь не завернешь.
    Огневая рожа везде вхожа.

    Конспект занятия «Пожарная безопасность»

    старшая группа №6 «Жемчужинка»

    МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016

    Воспитатель

    Булыгина Валентина Николаевна

    Занятие в системе дошкольного образования.

    Пояснительная записка

    Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью, кроме того обилие электротехники в домах является нередкой причиной пожаров. Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.

    Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

    1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
    2. Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;
    3. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
    4. Познакомить детей с пожарной машиной;
    5. Вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, чувство ответственности за свои поступки;
    6. Закрепить правила противопожарной безопасности:
    – не брать и не играть со спичками и зажигалками;
    – не влезать предметами в розетку;
    – не подходить к газовой плите;
    – не включать детям утюг и другие электроприборы;
    – при пожаре звонить – 01 или 112

    Ввести новое правило «Нельзя детям включать электроприборы».
    Словарь: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.

    Формы и методы реализации:

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    – поиск выхода из проблемной ситуации

    Коммуникативная деятельность:

    – беседа

    – ситуативный разговор

    Музыкально – художественная:

    – просмотр мультфильма

    Игровая деятельность:

    – дидактические упражнения;

    Двигательная:

    – физкультминутка

    Возрастная группа:

    Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    Ожидаемые результаты:

    – Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.

    – Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

    – Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

    Предварительная работа:

    – Рассматривание картинок и плакатов по пожарной безопасности.

    – Просмотр мультфильмов «Правила безопасного поведения детей при пожаре»,

    «Кошкин дом»

    – Чтение художественной литературы:

    рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки»,

    рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар», «Что я видел»,

    стихотворения С. Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

    – Беседы по правилам противопожарной безопасности;

    – Изготовление детско-родительской поделки по теме

    Материал к занятию:
    1. Игрушечная гладильная доска с утюгом.
    2. Железная тара с сухим горючим и бумагой.
    3. Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница.
    4. Краски, кисточки, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей.
    5. Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.

    Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь»

    Воспитатель – Ребята, вы узнаёте эту музыку? Какие мультфильмы про Машу вы смотрели? Какая наша героиня по характеру?

    Дети – Весёлая, любопытная, добрая, добродушная.

    Воспитатель – Сегодня у нас в гостях Машенька из мультфильма. Она просит отгадать загадку: Он красив и ярко-красен
    Но он жгуч, горяч, опасен!

    Дети – Огонь

    Воспитатель – Правильно, это – огонь. Ребята, какие предметы дают нам огонь?

    Дети – Спички, зажигалки, газовая плита.

    Воспитатель – Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего человеку нужен огонь?

    Дети – Чтобы готовить пищу, греться, жечь мусор и т.д.

    (стоит ширма, которая оформлена в виде леса, за ней сидит взрослый. В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах)

    Воспитатель – Мне кажется, что пахнет дымом. А вы ребята почувствовали? Посмотрите, идёт дым из леса. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать?

    Дети – Надо вызвать пожарных.

    Воспитател ь – Вот телефон, какой номер набрать?

    Дети – 01

    Воспитатель – Обязательно надо сообщить адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

    Предлагаю ребёнку набрать номер и сказать в трубку : «Приезжайте, у нас пожар, детский сад №12 «Солнышко» 12 микрорайон, дом №25»

    (включается сирена пожарной машины. Приезжает Медведь-пожарный и тушит пожар из огнетушителя, Маша ему помогает. Медведь-пожарный осматривает место и выясняет причину пожара)

    Чтобы потушить пожар пожарные включают насос, давайте сейчас поможем пожарным поработать насосом.

    Физминутка «Насос»

    А теперь насос включаем,

    Воду из реки качаем.

    Влево – раз, вправо – два.

    Потекла ручьем вода.

    Раз, два, три, четыре

    Раз, два, три, четыре.

    Хорошо мы потрудились.

    Медведь–пожарный – Утюг оставили включенным и ушли. Это вы включили утюг?

    Дети – Нет.

    Медведь–пожарный – А кто?

    Воспитатель – Это, наверное, Коза гладила бельё, ушла в лес и забыла убрать утюг. А козлята – озорники включили!

    Медведь-пожарный – А вы, дети, знаете, что детям утюг включать нельзя? Запомните, детям нельзя включать электроприборы, это опасно и может привести к возгоранию.

    Воспитатель – Посмотрите, дети, какая необычная машина у Медведя. Кто догадался, как она называется?

    Дети – Пожарная машина.

    Воспитатель – А как вы думаете, почему её так называют?
    Правильно, от слова «пожар» её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
    А какого цвета машина?

    Дети – Красная.

    Воспитатель – Почему пожарные машины красного цвета?

    Дети – Чтобы было хорошо видно.

    Воспитатель – А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?

    Дети – Быстро, чтобы спасти дом и людей.

    Воспитатель – Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других целей? Почему?

    Дети – Нет, а вдруг пожар, а машины нет.

    Воспитатель – Верно, пожарная машина – эта машина специального назначения, она красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.

    Мчится красная машина
    Всё быстрей, быстрей вперёд!
    Командир сидит в кабине
    И секундам счёт ведёт.
    – Поднажми ещё немножко,-
    Он шофёру говорит, –
    Видишь, в пламени окошко?
    Это дом жилой горит.
    Может, там остались дети,
    Люди ждут с надеждой нас…
    – Ясно всё, – шофёр ответил,
    Дав машине полный газ.

    К. Оленев.

    Воспитатель – Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?

    Дети – Чтобы было слышно и её пропускали другие машины.

    Воспитатель – Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу. Мишка, а что у тебя ещё находится в пожарной машине?

    Медведь- пожарный показывает предметы и предлагает детям повторить:

    – Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют «Рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар высоко, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.

    Маша и Медведь прощаются с детьми
    – Нам, ребята, пора уезжать, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к детскому садику и к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. До свидания.
    Воспитатель – А теперь предлагаю поиграть в пожарных. На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь, «потушите» его синей краской.

    В конце занятия закрепить с детьми по схемам правила пожарной безопасности:

    1. не брать и не играть со спичками и зажигалками;
    2. не влезать предметами в розетку;
    3. не подходить к газовой плите;
    4. не включать детям утюг и другие электроприборы;
    5. при пожаре звонить – 01.

    Воспитатель – Вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности, предлагаю вам найти Козу и познакомить её с этими правилами.

    Выбор редакции
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
    Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
    В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
    1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
    Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...