Конституционно-правовые нормы.


  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Виды избирательных систем
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционно-правовая норма

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма - это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

1. Особое содержание - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

2. Основополагающий источник - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

3. Учредительный характер предписаний - они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

4. Своеобразие вида норм - в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

5. Особый механизм реализации - возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

6. Особый состав субъектов . Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

7. Особенности структуры - статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний . По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

  1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...» - ст. 83 Конституции РФ).
  2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
  3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

  1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» - ст. 50 Конституции РФ).
  2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» - ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» - ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

  1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» - ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
  2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» - ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
  2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
  3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

Конституционные нормы: их особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими.

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы : по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению : материальные и процессуальные. Первые - что именно регулируется, вторые - как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи - процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования , а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания . Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права - это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.

Изучение любой отрасли права не обходится без освещения вопроса о правовых нормах, регулирующих общественные отношения, относящиеся к данной отрасли права. Конституционно-правовые нормы не являются исключением в рамках конституционного права.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие теоретические положения носят дискуссионный характер. Однако, в учебной литературе многие авторы дискуссионные вопросы обходят стороной, давая общее определение конституционно-правовой нормы и классификацию таких норм.

Уяснение вопросов по данной теме является необходимым условием правильного понимания тех общих качеств, которые свойственны нормам и институтам конституционного права. Без учета принадлежности нормы к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть ее назначение и роль в правовом регулировании. Действенность нормы должна оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Следует отметить, что конституционно-правые нормы и их классификация неоднократно становились объектами исследований таких авторов как: Н.А. Богдановой, В.А. Виноградова, Витрука Н.В., В.В. Ершова, И.П. Ильинского, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепяна и др.

Высоко оценивая труды указанных авторов, следует признать, что большинство вопросов, связанных с содержанием темы работы, остается до настоящего времени актуальным и дискуссионным. В связи с этим необходимо исследовать понятие и виды конституционно-правовых норм - применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.

Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ

ОСОБЕННОСТИ

Юридическая норма - исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юри­дические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму .

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права .

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре­гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу­ционного права.

В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников» .

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу­ционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные народом или государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства.

2) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания.

3) Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.

4) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта» .

5) Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства . Таковы в Конституции Российской Федерации ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанав­ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо­мент его совершения не признавалось правонарушением».

6) Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность . То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.

7) Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения . Однако более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» .

8) Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями» .

9) Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отно­шения.

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).
Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...