Конституционный суд российской федерации. Кем и как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность


На высокую должность судьи Конституционного Суда назначаются которые имеют большой послужной список в области юриспруденции и незапятнанную репутацию. Помимо этого, кандидат должен обладать необходимыми личностными качествами и отвечать множеству требований.

Подробнее о Конституционном суде

Конституционный суд - осуществляющий Путем конституционного делопроизводства вышеупомянутый орган имеет все права и полномочия для самостоятельного и назависимого осуществления судебной власти.

Полный перечень полномочий и особенности деятельности, а также порядок образования данного судебного органа определяются Конституцией России, а также В составе КС находятся 19 человек. Их назначение происходит путем проведения голосования представителей верхней палаты Федерального Собрания, Совфеда (Совета Федерации) после рассмотрения выдвинутой кандидатуры президентом.

Срок полномочий

Строго регламентированных ограничений по сроку службы полномочия судьи не имеют. Однако существует После достижения гражданином, занимающим данную должность, 70-летнего возраста его полномочия прекращаются в связи с существующим законодательством, однако он продолжает выполнение должностных обязательств до принятия итогового соглашения по делу, слушание которого проходит в обязательном порядке с его непосредственным участием.

Прекращение действующих полномочий происходит в конце месяца, в котором судья достигает предельного возраста.

Существуют исключения. Гражданин продолжит выполнение предписанных должностных обязанностей в том случае, если после его выбытия количество людей, занимаемых должность судей КС, будет менее двух третей от общего количества людей в судейском сообществе и продолжит службу до тех пор, пока на должность не будет назначен новый кандидат.

Ранее пороговый возраст судей составлял 65 лет.

Особенности статуса

Каждый судья РФ имеет определенный правовой статус, что наделяет его перечнем прав, ответственностей и обязанностей, установленных действующим законодательством. Помимо этого, в понятие статуса судьи Конституционного суда РФ заключены гарантии независимости граждан, занимающих данных пост, при выполнении своих обязательств по осуществлению правосудия.

Все граждане, занимающую высокую должность судьи, наделены единым статусом. Главными различиями между ними являются вверенные полномочия и компетенции.

Документы, определяющие статус судьи

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на высокую должность, они становятся обладателями статуса, основы которого задокументированы в ряде документов:

  • в статьях 119-122 Конституции;
  • во второй главе ФКЗ;
  • в положении Закона России о судейском правовом статусе;
  • в Кодексе чести судей РФ.

Последний упомянутый документ устанавливает правила поведения гражданина, занимающего должность судьи, не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и во время неслужебной деятельности. Помимо этого, в Кодексе изложены нормы поведения для членов судейской семьи и для граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе (в отставке), но за которыми сохраняются звание и принадлежность к сообществу судей.

"Кодекс чести судей" - не источник права. Данный документ является сводом правил корпоративной судебной этики.

Полномочия

Заняв гражданин фактически становится секретарем Конституционного Суда России. Приступать к выполнению профессиональных обязанностей можно с момента принятия присяги.

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность, они обязаны приступить к выполнению следующих обязанностей:

  • осуществление непосредственного руководства работой аппарата КС;
  • обеспечение подготовки и проведение заседаний упомянутого судебного органа;
  • доведение до сведения определенных организаций и лиц решения, принятые на заседениях суда;
  • информирование КС об исполнении принятых решений;
  • организация информационного обеспечения всех членов судейского сообщеста данного судебного органа и др.

Гарантии независимости

После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.

Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.

Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Кем назначаются судьи Конституционного Суда РФ

Вся информация о порядке назначения судей Конституционного Суда РФ подробно прописана в ФКЗ о Конституционном Суде. Статья 9 содержит информацию не только о процедуре наделения полномочиями, но и о том, кем именно избирается кандидат.

Предложения касательно кандидатов на столь высокую должность могут быть внесены главе государства членами СовФеда, депутатами Государственной Думы. Помимо этого, предложения могут вносить законодательные органы субъектов России, высшие органы судебного вида и юридические ведомства федерального значения, юридические сообщества всероссийского масштаба, научные и учебные заведения юриидческой направленности.

С момента представления президента касательно возможного кандидата до момента назначения должно пройти не более 14 календарных дней. Вопрос о назначении в течение этого времени рассматривает Совет Федерации.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность строго в индивидуальном порядке. Для этого проводится тайное голосование членов СовФеда. Из всех кандидатов назначается гражданин, получивший большую часть голосов.

Если после выбытия одного из участников общее количество судей будет менее двух третей, президентом вносится представление о рассмотрении и последующем назначении другого кандидата на вакантную должность. Причем это делается в срок не позднее одного календарного месяца со дня появления свободного места.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон "О Конституционном Суде РСФСР". 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, "прекращалось". В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства - прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав - с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая - второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, "порочащего честь и достоинство судьи", занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата - 136 тыс. руб.

Председатель Конституционного Суда. Во главе Конституционного Суда стоит Пред-седатель. Вопрос избрания Председателя составляет прерогативу самого суда и решается на его закрытом пленарном заседании. Первые выборы после принятия Закона "О Конституционном Суде" допускались при наличии полного состава Суда, а последующие проводятся не позднее двух месяцев со дня, когда должность стала вакантной.

Председатель избирается из судей Конституционного Суда. Кандидатуры выявляются рейтинговым голосованием. Ими признаются не менее трех судей, набравших при тайном голосовании наибольшее число голосов. Они включаются в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке. Избранным на должность считается судья, за которого подано не менее десяти голосов.

Председатель Конституционного Суда РФ избирается сроком на три года. По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть избран на новый срок.

Возможно досрочное прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда. Это происходит тогда, когда прекращаются его полномочия как судьи (по основаниям, названным вст. 18 Закона "О Конституционном Суде"), а также по специальным основаниям (ст. 23):

1) по личному письменному заявлению о сложении с себя этих полномочий;

2) по инициативе не менее пяти судей, считающих, что он недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами.

В первом случае сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда, а во втором – инициатива рассматривается Судом, и решение об освобождении Председателя от должности считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда является органом судебной администрации. Он не подменяет Суд, не руководит судьями в ходе судопроизводства, а обладает компетенцией внутриорганизационного характера.

В соответствии с Законом (ст. 24) Председатель Конституционного Суда, сохраняя все свои полномочия как судья, одновременно:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата.

Правовой формой реализации полномочий Председателя Конституционного Суда являются приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда – должностное лицо, статус которого в общем виде определен Законом "О Конституционном Суде". Порядок обретения им полномочий, их срок и прекращение аналогичны тому, что действует применительно к Председателю Конституционного Суда. Заместитель Председателя, наряду с временным исполнением обязанностей Председателя Конституционного Суда, по уполномочию Председателя Суда осуществляет отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом. Он не наделяется распорядительными полномочиями; не может быть в составе палаты Суда, в которой находится Председатель Конституционного Суда.

Судья-секретарь Конституционного Суда входит в состав руководителей Конституционного Суда. Он избирается на три года в том же порядке, что и Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда; общими являются и основания досрочного прекращения полномочий.

Судья-секретарь, как и другие руководители Суда, несет обязанности судьи. Дополнительно он наделяется специальными правомочиями. В отличие от положения заместителя Председателя, они достаточно четко называются в Законе(ст. 27). В частности, судья-секретарь:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей.

Аппарат Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда обеспечивает его аппарат. Он создается в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ” (ст. 30, 32) и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ” (ст.111). Он представляет собой определенным образом opганизованную административную структуру. Ее устройство находится в компетенции Конституционного Суда. При этом, однако, его решение в указанном отношении предопределяется функциями Конституционного Суда, объемом выполняемой работы и государственным финансовым ассигнованием. Оптимальность и стабильность последнего гарантируется законом (путем закрепления отдельной строкой в федеральном бюджете необходимых средств, невозможности их уменьшения в сравнении с предыдущим финансовым годом и т.п.), что составляет основу нормального функционирования аппарата.

Аппарат Конституционного Суда состоит из:

1) Секретариата Конституционного Суда;

2) секретариатов руководителей Конституционного Суда;

3) аппарата каждого из судей;

4) а также иных подразделений.

Конституционный Суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда, а также определяет правовой статус других звеньев аппарата.

Секретариат Конституционного Суда РФ согласно закону:

– осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, проводит прием посетителей;

– рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

– содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

– изучает и обобщает деятельность государственных органовпо обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Реализация этих функций возложена на управления, отделы и службы Секретариата.

Секретариат Конституционного Суда возглавляет его руководитель. Он назначается на должность решением Суда по представлению Председателя Конституционного Суда; также назначаются на должность начальники управлений, отделов и служб Секретариата Суда.

Аппараты судей. Самостоятельной частью аппарата Суда, не входящей в его Секретариат, являются секретариаты Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, а также аппараты судей, каждый из которых состоит из трех человек. Особенность этих подразделений заключается в том, что они направлены преимущественно на информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение должностных лиц и судей.

Научно-аналитический центр. В Конституционном Суде образован Научно-аналитический центр конституционного правосудия (на правах управления). Он возник в результате трансформации ранее действовавшей группы советников Конституционного Суда. Центр работает под непосредственным руководством Председателя Конституционного Суда и не входит в состав Секретариата Суда. Основными задачами являются: проведение научных исследований, проблемы конституционной юстиции, обобщение практики и выработка соответствующих рекомендаций, а также выполнение требующих научной подготовки поручений суда и судей в связи с деятельностью Конституционного Суда.

Иные подразделения. В аппарат Конституционного Суда входят и другие подразделения, осуществляющие материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение его деятельности. Эти задачи возлагаются на Управление делами Конституционного Суда, финансовый отдел, отдел кадров и др.

Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

11.Состав и задачи Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Состав и структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

    руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

    вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

    представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

    осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

    осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

    осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

    организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

    доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

    организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

    осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет , с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права .

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

    нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

    достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

    личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

    утраты судьей гражданства Российской Федерации;

    вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

    совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

    продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

    неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

    признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

    объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

    смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат , включающих в себя соответственно 10 и 9 судей.

Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Компетенция Конституционного Суда РФ .

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

    разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

    разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

    по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    дает толкование Конституции;

    дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...