Конституция гарантии прав и свободы кратко. Конституционное право россии


Конституционные гарантии прав и свобод личности

Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. При этом, относясь к человеку как к высшей ценности общества и государства, Республика Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение не только конституционных прав и свобод граждан, но и иных прав, закрепленных в различных нормативных актах и предусмотренных международными обязательствами.

Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности . Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

Государство обязано гарантировать реальное осуществление прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод – своеобразный механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В статье 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в статье 21 Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Что касается классификации гарантий прав и свобод, то в литературе нет единого мнения по данному вопросу. Обобщая имеющиеся точки зрения, их можно классифицировать по следующим основаниям:

· по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые;

· по объему охвата прав и свобод – общие и специальные.

Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин (человек) наделен как субъект правоотношений. Данный вид гарантий закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Можно предположить, что в качестве важнейшей из общих гарантий выступает гарантия, закрепленная в статье 79 Конституции, в которой указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения личности и отдельных групп населения: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и др.

Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает, в первую очередь, через органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры.

Важная гарантия содержится в статье 58 Конституции, которая определяет, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Осуществление гражданами конституционных прав и свобод во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов и общественных объединений. В этой связи важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, содержащаяся в ст.59 Конституции. В соответствии с ней, государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. В соответствии с вышеуказанной статьей (60), с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Значимы и юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в статье 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст.63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и переделах, определенных Конституцией и законом.

Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выполняет в Республике Беларусь Конституционный суд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

Специальные гарантии . Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т.е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т.е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (ее) реализации содержаться в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25) сопровождается гарантией от произвольного ареста. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в выше указанном примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд – ст.41; или – неприкосновенность жилища – ст.29 и др.). Различие формулировок не умаляет роли того или иного права (свободы), поскольку Конституция имеет прямое действие и уже само закрепление соответствующего права (свободы) есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания.



Внутригосударственные гарантии (общие и специальные) классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности:

· политические : проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений;

· экономические : развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;

· организационные : характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с т.н. системой «сдержек и противовесов»);

· юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Рассматривая проблему гарантий прав и свобод, важно отметить, что гарантии, содержащиеся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, детализируются и развиваются в нормах отраслевого законодательства.

Международно-правовые гарантии . Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь, «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданами всех предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном Республикой Беларусь 10.01.1992 года, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта не исполняет своих обязанностей.

Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны.

Обращение в Суд в праве подать как государство, так и физическое лицо. Суд может налагать штрафы на виновное государство. Общее число поступающих в него жалоб составляет в среднем около 10 тысяч в год, но 90% из них не принимается к производству, поскольку не относятся к компетенции данного Суда. Контроль за соблюдением прав личности в государствах – членах Совета осуществляют так же Европейская комиссия по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства. Однако важнейшим условием этого является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами - членами Совета Европы, и дополненных протоколах к ней.

Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

Контрольные вопросы к теме 4

1. Назовите классификацию основных прав и свобод.

2. Приведите примеры политических прав и свобод.

3. Назовите экономические права.

4. Назовите личные права.

5. Какими правами не обладают иностранцы?

6. Какие права и свободы не могут быть ограничены в условиях военного и чрезвычайного положения?

7. Назовите конституционные обязанности.

8. Гарантии прав и свобод – это…

9. Какие Вы знаете виды гарантий прав и свобод?

Основная литература по теме 4

(нормативная)

1. Избирательный Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 04.07.2000 г.) //Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь 2000. №6 Ст.47; НР ПА Респ. Беларусь 2000. №25, 2/145; №64.2/181.

2. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с измен. и дополн. от 13.12.1999 г. и 22.06.2001 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994. №30. Ст.509; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №63. 2/779.

3. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с измен. и дополн. от 31.01.1995 г. и 22.06.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994 г. №29. Ст.503; 1995. №14 Ст.135; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №3. 2/779.

4. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в ред. от 14.01.2000 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №23. 2/146.

5. Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» // НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №76. 2/964.

6. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (в ред. от 18 мая 2004 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2004. №87. 2/1031.

7. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 14.07.2000 г.) // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №24. Ст.329.

8. Закон Республики Беларусь «О ветеранах» (в ред. от 12.07.2001 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №67. 2/787.

9. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №16 Ст.208.

10. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 22.07.2003 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1992. №29. Ст.501; НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №85. 2/976.

11. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.
«О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. от 31.10.2002 г. // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1993. №2. Ст.18; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №123.2/886.

12. Закон республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (с измен. и дополн. от 14.05.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1991. №20. Ст.291; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №48.2/759.

13. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1995. №12. Ст.121; 1996. №21. Ст.378; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №2. 2/112.

14. Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в ред. от 23.05.2000 г.) // Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь. 2000. №17. Ст.229.

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений , тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом , неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой -- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов , должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы , и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

  1. в результате признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. в результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;
  7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

  1. вследствие выхода из гражданства;
  2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов;
  3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);
  4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей .

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации , комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности . Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права данной категории. Бесспорно, ядро личных прав и свобод составляет право на жизнь. Это понятие многопланово. С одной стороны, это право понимается как физическое бытие, то есть беспрепятственное функционирование целостного биологического объекта. С другой стороны, жизнь - это бытие определенного качества, соответствующего стандартам, выработанным человеческой практикой. И в этом смысле речь идет о достойной, качественной, полноценной жизни. В таком широком смысле право на жизнь осуществляется одновременно со всеми иными правами и свободами.

Важным является право на защиту и охрану достоинства личности. Достоинство - достаточно общая категория, практически не имеющая внешней формы. Именно это обстоятельство затрудняет ее оценку, выявление, охрану и защиту. Сложилась точка зрения, согласно которой для признания факта умаления достоинства и его защиты необходимо не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона).

Политические права и свободы

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства , которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шестг ия и пикетирования также являются политически?, и свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя , разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны .

Социально-экономические и культурные права

Социально-экономические и культурные права : свобода экономической деятельности; право иметь имущество в частной собственности , распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Право на материнство, отцовство и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей , совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование - слабая гарантия общественной востребованности человека .

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата , на социальные выплаты и программы.

Страница 1 из 2

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечи­вающие реализацию того или иного права человека и граждани­на. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституцион­ным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («ка­ждый имеет право на жилище»), другие - как гарантия («гаран­тируется свобода массовой информации»), третьи - как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и дет­ство, семья находятся под защитой государства»). Различие фор­мулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, по­скольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе за­крепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако форму­лировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встреча­ется в тех случаях, когда государство обладает системой, способ­ной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем об­разовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а по­лучить высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки «охраняются государством» и «нахо­дятся под защитой закона», по существу, означают, что соответст­вующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспе­чения, например право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы га­рантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45- 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граж­дан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

I . Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуж­даемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия транс­формируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и сво­бод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства

Конституция гарантирует государственную защиту прав и сво­бод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило за­крепляет обязанность государства различными правовыми сред­ствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре­гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регули­рование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Прези­дент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Сле­довательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь меха­низм государства, все органы государственной власти.

§ 2. Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защи­щать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражда­нам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовыепистолеты и др.). Закон предусмат­ривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме­нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те­лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобре­тение оружия.

§ 3. Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффек­тивна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжа­лования могут быть законы, действия и указы Президента, поста­новления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществля­ет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке кон­ституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о пре­кращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту от­носится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Та­ким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки уста­новлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного кон­троля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

§ 4. Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответ­ствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам чело­века, созданный в соответствии с Международным пактом о гра­жданских и политических правах. Присоединение России к фа­культативному протоколу этого Пакта создает условия для реали­зации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли ли­цо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жа­лоба доводится до сведения соответствующего государства, а го­сударство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот во­прос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели ме­сто. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой междуна­родной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Евро­пейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, свя­занные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в от­ношении тех государств, которые признали ее для себя обяза­тельной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средст­ва решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждо­го обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

4 мая 2006 г. Россия подписала Протокол № 14 к Конвенции, который вводит механизм отсеивания заведомо неприемлемых жалоб и дополнительное основание для признания жалобы, не подлежащей рассмотрению, - отсутствие значительного ущерба для заявителя; решение о рассмотрении должен принимать один судья, а не три; полномочия судьи продлеваются с шести до де­вяти лет. Однако на заседании 20 декабря 2006 г. Государствен­ная Дума отказалась ратифицировать Протокол № 14.

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена долж­ность Уполномоченного Российской Федерации при Европей­ском Суде (назначается Президентом РФ).

§ 5. Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях со­стоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право иобеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействи­ем) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством. Возмещению подлежит вред, при­чиненный человеку незаконным привлечением к уголовной от­ветственности, незаконным осуждением, незаконным заключе­нием под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или ис­правительных работ. Материальную ответственность в этих слу­чаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возме­щения причиненного вреда устанавливается судом, который так­же вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мо­рального вреда, причиненного человеку.

Конституционный Суд РФ в определении от 4 декабря 2003 г. по жалобе Т. Аликиной, которая была необоснованно арестована по по­дозрению и спустя три дня освобождена «за отсутствием состава пре­ступления», указал: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возме­щению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры».

Порядок исполнения судебных актов по искам к казне на воз­мещение вреда установлен постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. Предусмотрено, что исполнение судебного ак­та осуществляется Министерством финансов РФ в двухмесячный срок.

§ 6. Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и сво­бод только тогда, когда законодательные органы государства ли­шены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она уста­навливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.

В то же время Конституцией допускается возможность огра­ничения прав и свобод человека и гражданина, о чем говорилось в гл. 1 настоящего раздела. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осущест­вляются только в той мере, в какой это необходимо в строго ус­тановленных Конституцией целях.

§ 7. Возраст

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме явля­ются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем воз­расте, реализуя их через законных представителей.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть при­равнены к конституционным нормам. Конвенцией ООН о пра­вах ребенка и Европейской конвенцией об осуществлении прав детей, подписанной Россией в 2001 г., закреплены определенные права лиц несовершеннолетнего возраста: в частности, в процес­се судопроизводства, затрагивающего их интересы, право на по­лучение необходимой информации, выражать свое мнение, быть информированным о возможных последствиях любого решения.

Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолет­них. Например, в гражданском праве за детьми закреплены права собственности, наследования и др., а также частичная дееспособ­ность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. В трудовом праве признается право на труд с 16 лет (для учащихся - с 14 лет). Однако в полном объеме граждане наделяются правами и свободами только с 18 лет (полная дееспособность), и никто не вправе ограничивать их действия по причине молодости. С этого возраста граждане осуществляют свои права и обязанности само­стоятельно, а следовательно, несут полную ответственность за все свои поступки и действия.

Права человека, которые надо уважать. Права человека, которые надо защищать. Справочник для сотрудников милиции

Конституционные гарантии

Конституционные права и свободы - это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

2. Самозащита прав всеми способами, не запрещенными законом (ст.45, п.2).

3. Международная защита прав и свобод человека (ст.46, п.3)

4. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

5. Неотменяемость прав и свобод (ст.55, п.2).

6. Достижение возраста 18 лет позволяет человеку самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст.60).

7. Предоставление защиты и покровительства Россией своим гражданам, находящимся за границей (ст.61, п.2).

8. Принцип равного доступа к государственной службе - это равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации (ст. 32 п. 4).

Судебные гарантии

2. Право на получение квалифицированной юридической помощи (

конституционные положения, обеспечивающие правовую защиту институтов и принципов, закрепляемых конституцией. К таковым относятся положения Конституции РФ 1993, направленные на обеспечение незыблемости конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма, разделения властей, верховенства Конституции, конституционной законности, самостоятельности органов местного самоуправления. Незыблемость конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина гарантируются положениями гл. 9 Конституции "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Гарантии принципов верховенства Конституции, конституционной законности обеспечиваются положением о конституционном контроле.

Отличное определение

Неполное определение

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

нормы конституции и конституционные институты, обеспечивающие защиту конституционных принципов, прав человека и основ конституционного строя. Эти охранительные по своей правовой природе нормы и институты могут иметь как институциональный характер (учреждать конкретные государственно-правовые институты, призванные обеспечить действие других конституционных норм), так и характер процессуальный (нормы, учреждающие или регламентирующие процедуру охраны). Особое значение придается институтам и механизмам, гарантирующим неприкосновенность основ конституционного строя. В России к числу наиболее существенных гарантий конституционного строя могут быть отнесены нормы главы 7 «Судебная власть», учреждающие институты судебного конституционного и административного контроля, главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр конституции », обеспечивающие стабильность Конституции, а также нормы отдельных статей глав 3-6 Конституции, учреждающие и конкретизирующие механизмы действия принципов разделения властей, дуедерализма, верховенства Конституции и федеральных законов, приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, 85, 93, 101 и др.). Наиболее распространенным является применение термина «К.г.» в более узком значении: совокупность государственно-правовых институтов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Институциональными гарантиями в этом смысле выступает учреждение и функционирование специальных государственных институтов -уполномоченного по правам человека, судов, административной юстиции, адвокатуры, прокуратуры и т.п., призванных способствовать воплощению в жизнь прав и свобод человека и гражданина, а равно их охране и защите. Процессуальные гарантии - учреждение и осуществление специальных процедур - парламентские слушания по правам человека, административная и административная судебная жалобы на действия/бездействия, нарушающие права и свободы граждан, помилование и амнистия и т.п. Е.Б. Абросимова

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...