Кормянский женский монастырь. Иоанн кормянский и другие святые



31 мая в агрогородке Корма Добрушского района, там, где расположился Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь, пройдут большие церковные торжества, посвящённые 20-летию со дня канонизации святого праведного Иоанна Гашкевича или, как чаще говорят, Иоанна Кормянского (1837–1917). В настоящий момент этот человек является, пожалуй, самым известным православным святым Гомельщины – после, разумеется, святителя Кирилла Туровского (1130–ок. 1182). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в конце 2017 г., решил представить батюшку Иоанна к общецерковному почитанию.

РАДОСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но то, что православным христианам доставляет радость, у представителей ряда иных христианских конфессий способно вызвать недоумение, печаль и насмешки. Протестанты отвергают православный культ святых, видя в нём рецидив языческого многобожия. Молитвенное обращение к святым кажется им совершенно напрасным, «ибо един Бог, един и Посредник между Богом и людьми – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6). Если христиане могут воззвать в своих нуждах непосредственно к своему Спасителю, то зачем просить о помощи каких-то других «заступников Небесных»? «Заступников перед кем?» – спрашивают протестанты. Неужели перед «немилосердным» Богом, Который Сам во всём не может разобраться? Что же касается православного отношения к святым мощам, то не замешано ли оно на жутковатой некрофилии и самом настоящем магизме?

Юбилей Иоанна Кормянского даёт хороший повод ответить на подобные вопросы – и ответить не в порядке межконфессиональной ругани, а, наоборот, с большим желанием мира между теми людьми, кого вдохновляет Евангелие Христово.

СВЕТ МИРА

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5: 48), – убеждал своих учеников Иисус Христос, вочеловечившийся Бог. Как этого достичь? Например, «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 44–45).

Вы можете так относиться к окружающим? Вот и у меня плохо получается… А ведь к этому призваны все люди, принявшие крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа! Святыми становятся те из нас, кто дальше всех прочих смогли пройти по пути подражания Христу и, значит, богоуподобления, те, кто вследствие чистоты своей жизни «…соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1: 4).

Они такие же, как и мы – существа из плоти и крови, с запахом пота и пределом человеческих сил. Вот только они более ответственно и бережно отнеслись к образу Божиему, по которому был создан человек. И если во мне это образ до сих пор хранится как жемчужное зерно в навозное куче, то через их слова и поступки он проступает со светоносной очевидностью – в назидание всем.

Святые – это люди, на которых исполняются слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14–16).

Теперь вам понятно, что православное почитание святых – это ещё одна форма почитания Самого Бога? Святые не заслоняют, а являют Христа в нашем мире, служат свидетелями и поручителями того, что Божье дело на Земле продолжается!

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ СВЯТОСТИ

Святой Иоанн Кормянский жил в те времена, когда по Российской империи уже широко распространялись религиозное безразличие и неверие. Он предупреждал своих односельчан и пасомых о надвигающихся на страну грандиозных потрясениях. Незадолго до смерти батюшка произнёс загадочную фразу: «Будут прыгать на мне, но гроб будет крепким…» .

Всё вышло по его словам. В пору гонений на Церковь храм, в котором о. Иоанн служил, был закрыт новыми властями и сгорел, а на месте священнической могилы появилось футбольное поле… Однако местные жители сберегли благодарную память о добром батюшке с нелицемерной верой, сделавшем для Христа и людей гораздо больше, чем предполагал сан протоиерея. Бог же, как выяснилось в 1991 г., сохранил его тело от тления.

Обретение мощей Иоанна Гашкевича и чудеса, с ними связанные, официальное прославление батюшки как местночтимого святого в 1998 г. и открытие через два года Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря – все эти события стали важными вехами на пути Второго Крещения Белой Руси. Православная Церковь, по «останкам» которой в XX в. так же, как по гробу священника, «прыгали» враги, уцелела и поднялась к новой жизни. Христос в очередной раз не позволил исчезнуть Своему церковному Телу (Еф. 1: 22–23). Как Он это сделал? Во многом при помощи святых подвижников, которые и до этого веками сохраняли догматическую чистоту и нравственный авторитет христианства.

«Ибо святые , – писал преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), – приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана» .

НЕБЕСНЫЕ ХОДАТАИ ЛЮБВИ

Завершив свой земной путь, святые не перестают принадлежать к Церкви Христовой и сообщаться со своими единоверцами, оставшимися на Земле. И к нам, православным христианам XXI в., обращены следующие слова апостола Павла: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу…» (Евр. 12: 22–24).

Отошедшие в Вечность святые не потеряны для нас, земных, а мы не закрыты для них, небесных. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), сам впоследствии прославленный Церковью в лике святых, объяснял это так: «Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них, они един дух есть с Господем (1 Кор. 6: 17), а Господь всё видит, всё слышит. Поэтому, смотря в церкви, например, на лики святых Божиих, верь, что они видят тебя, наипаче же твоё сердце» .

Следует добавить: святые не просто нас видят - они сопереживают нам и хотят помочь. Почему? Потому, что их души преисполнены любви, а «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Если до Воскресения Христова ещё можно было в этом усомниться, то теперь христиане твёрдо знают: любовь в конечном счёте сильнее смерти, и её невозможно придавить крышкой гроба.

Одним из высших проявлений любви является молитва. На страницах Нового Завета неоднократно звучат призывы и просьбы к христианам молиться друг за друга (Рим. 15: 30 и др.). Казалось бы, зачем, ведь каждый из нас мог бы обратиться непосредственно к своему Творцу? Но именно Бог желает, чтобы мы таким образом упражнялись в любви и научались смирению, крепили единство Церкви и, спасая других, спасались сами.

Молитвенное обращение к святым не отменяет и не заменяет наши молитвы к Богу, но создаёт между христианами отношение молитвенного соработничества. Не переставая молиться Самому Всевышнему, православные просят святых помолиться вместе с ними, «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить из с земли)» (1 Петр 3: 12). Всё это говорит не о том, что в Православной Церкви святые обожествляются, а, скорее, о том, что верующие люди здесь склонны трезво оценивать себя и не надеяться на собственную праведность.

ИЗБРАННЫЕ СОСУДЫ ДУХА

От одного протестантского проповедника, некогда приезжавшего в Гомель, мне довелось услышать, что православие признаёт материю злым началом мироздания и учит видеть в человеческом теле скверну. Всем, кто так думает, хочется задать вопрос: «А чему же так шумно радуются православные христиане, когда кричат в пасхальную ночь, что Христос воскрес, и на каком основании они почитают мощи своих святых?» .

Вообще, святыми мощами в православной традиции называются любые останки праведного человека, независимо от степени их сохранности. Но особую известность приобретают нетленные мощи, такие, например, которые были обретены при раскопке могилы святого Иоанна Кормянского. Они являются лишним свидетельством в пользу того, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Вопреки тому, что говорят некоторые критики, Православная Церковь высоко ценит тело, рассматривая его как важную составную часть человеческой личности, которая, подобно душе, нуждается в освящении и спасении. Апостол Павел строго переспрашивал христиан: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои»? (1Кор. 6: 19).

Что касается православных святых, то они многое сделали для того, чтобы в их телах-храмах, живых или мёртвых, мог свободно священнодействовать Сам Бог. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) писал по этому поводу: «Не смотри на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишённое душевной деятельности, а смотри на то, что в нём присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения» .

Не верите? Считаете, что всё это одни слова? И вправду, зачем об этом много говорить! Вы лучше поезжайте в Корму и посмотрите своими глазами!

Александр ЕЛОПОВ

Иоанно-Кормянский монастырь

Монастырь во имя святого праведного Иоанна, чудотворца Кормянского, - один из самых молодых монастырей в Беларуси - был учрежден Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 08.08.2000 г. в г.п. Корма Добрушского района Гомельской области, при Свято-Покровской церкви, в которой нетленно почивают святые мощи протоиерея Иоанна Гашкевича - праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (1837-1917; дни памяти 31 мая и 9 сентября н.ст.), Небесного утешителя многих страждущих и скорбящих сердец, взывающих к нему о помощи и молитвенном предстательстве пред Господом.Укрепляет и утешает Батюшка и сестер юной обители, которые несут послушание Господу и Матери-Церкви при мощах святого угодника Божия. Сестры (их пока немного, 12 человек) во главе с матушкой игуменией Софией трудятся в храме, в трапезной, в швейной и золотошвейной мастерских, в канцелярии и библиотеке, в гостиничном корпусе, летом на цветниках и огородах, окормляют дом престарелых в близлежащей деревне Огородня.

Свято-Иоанновский монастырь принимает паломников, приезжающих как группами, так и индивидуально. Сестры будут рады всем желающим пожить в святой обители и потрудиться во славу Божию, помолиться во храме у мощей праведного Батюшки Иоанна.

В Свято-Иоанновском монастыре два храма: Свято-Покровский, в котором совершаются все Богослужения, и корпусный малый храм в честь Сретения Господня, в котором читается ежедневное вечернее монашеское правило.

В Свято-Покровском храме Вы можете приложиться к почитаемым святыням:

Святым нетленным благоухающим мощам праведного Иоанна, Кормянского чудотворца; Чудотворным иконам Божией Матери: Владимирской-Кормянской, спасшей Свято-Покровский храм от осквернения; мироточивой "Скоропослушнице” из Русского Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря; храмовой иконе Покрова Пресвятой Богородицы, а также к ковчегу с частицами мощей более 50-ти христианских святых, живших начиная с апостольских времен.

РАСПОРЯДОК ДНЯ В МОНАСТЫРЕ:

(все Богослужения, кроме вечернего молитвенного правила, совершаются в Свято-Покровском храме)

6.30 звонок на Полунощницу.

7.00 чтение утренних молитв и Полунощницы, затем каноны и акафист Иисусу Сладчайшему (сестры поют).

8.00 молебен с акафистом у мощей святого праведного Иоанна Кормянского.

8.30 Божественная Литургия.

10.30 трапеза, послушания.

14.00 трапеза (обед).

17.00 вечернее Богослужение.

По окончании трапеза (ужин) и вечернее правило (в корпусном малом храме Сретения Господня).

Святой праведный отче Иоанне, Кормянский чудотворче, моли Бога о нас!

На ступенях Вечности…

Вечность… Как много таинственного и невместимого вмещает в себя это слово. Слово, которое на протяжении многих тысячелетий будоражит умы и души живущих на Земле. И сколько раз значение его пытались познать и великие гении, и простые смертные, но – увы… Вот именно – смертные, иначе – те, кому не дано постичь непостижимое и далекое от земного понимания, которое называется этим величественным словом – Вечность.

Поврежденная грехом, но богоподобная первоначально, природа человека стала смертной и далекой от своего Создателя, она стала подвергаться разрушению. И таким образом стали страдать все части человеческой природы: дух стал мятежным и неспокойным, душа погрязла в страстях, тело страдает от множества различных недугов. А ведь до падения, до того, как грех вошел в жизнь первых людей, человеку было свойственно то, что таит в себе это непостижимое слово ВЕЧНОСТЬ.

Но увы, увы… Лишь тысячелетия горьких сожалений и сердечных раскаяний и покаяний у таких же, как и мы сегодня, простых смертных можно увидеть нам со страниц книг или с иконных изображений – тех, кто путем смирения, самоуничижения, молитвы и поста достиг все же блаженной Вечности, кто в этом земном изгнании взывал непрестанно ко Творцу о помиловании и прощении, кто, благодаря Божиему милосердию и помощи, обрел богоподобное свойство Вечности – СВЯТОСТЬ.

Да, именно СВЯТОСТЬ неразрывно связана с ВЕЧНОСТЬЮ. И насколько мы сегодня далеки от СВЯТОСТИ и ВЕЧНОСТИ, настолько мы все более и более удивляемся личности тех, кого мы называем Преподобными, Праведными, Блаженными, Богоносными и Благочестивыми. И не только удивляемся, но и восхваляем их, прославляем, величаем, обращаемся за помощью, веря и зная, что они находятся сейчас рядом с Господом, и что по их молитвенному предстательству за нас Господь что-то изменит в нашей жизни: исцелит, управит иначе, умягчит наше сердце Своей Божественной благодатью.

На белорусской земле одним из таких молитвенников и заступников за нас является святой праведный Иоанн Кормянский. Простой деревенский пастырь из небольшой белорусской глубинки, посвятивший всю свою земную жизнь служению Господу и ближним, он и поныне не оставляет тех, кто обращается к нему за помощью. И как удивительна порой бывает эта небесная помощь отца Иоанна, любимого многими батюшки – так его ласково называют все, кто приезжают почтить его память, приклониться к его святым мощам или просто поплакать в благодатной тишине храма. У одних – это слезы о помощи, у других – слезы благодарности. Но на сердце у всех одно – вера и любовь к тому, перед кем они изливают свою душу и от кого уходят успокоенными и умиротворенными.

И вот хотелось бы рассказать благочестивому читателю об этой чудесной связи ЗЕМНОГО и НЕБЕСНОГО, когда все земные законы становятся безсильными перед тем, что называется ВЕЧНОСТЬЮ и СВЯТОСТЬЮ.

…Ознакомившись с этими удивительными случаями заступничества отца Иоанна, воздадим еще раз славу Милосердному Господу за то, что Он дает нам заступников и молитвенников, что Он милует нас по их святым молитвам и этой Своей дивной милостью и чудесной помощью как бы вновь и вновь говорит нам: не бойся, малое стадо. Действительно, не бойтесь, не отчаивайтесь, но только веруйте, и по вере вашей будет вам.

Монахиня София (Демчик) Святой праведный Иоанн, чудотворец Кормянский

Отец праведного Иоанна служил иереем в местечке Стрешин Рогачёвского уезда в Свято-Покровской церкви. Мать, ожидавшая рождения ребёнка, каждую службу приобщалась Святых Христовых Тайн. На одной из служб в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он, подойдя, поклонился и пророчески произнёс: "Хотел бы я взять благословение, но не доживу”.

Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года. В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.

В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.

С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.

Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.

Рассказывает раба Божия Евдокия: "По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: "Он нас не оставляет в своих молитвах”.

Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: "Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.

Батюшка говорил: "Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.

Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.

«Величаем тя, святой праведный отче, Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!»

Кормянская обитель

Женский монастырь во имя святого праведного Иоанна Кормянского-один из самых молодых в нашей стране. Обитель была учреждена Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 г. в г.п. Корма Добрушского района Гомельской области при Свято-Покровском храме.

Начало зарождения будущей обители можно отнести ко 2-й пол. XVIII в., когда в 1760 г. при въезде в Корму со стороны г. Добруша на средства прихожан была сооружена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1869 г. возле храма построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906 г.). В начале XX в. церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально его строительство планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь Сам указал место. Прихожане и настоятель поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл место: в центре деревни на бугорке вечером загорались свечи. Там и решили строить храм. Закладку и малое освящение храма с благословения правящего архиерея совершил батюшка Иоанн в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени скончался, а на его место был назначен отец Алексий Ржевуский.

Вот что повествуют «Ведомости о церкви» (1907 г.). Свято-Покровская церковь «построена в 1907 году (во многих православных изданиях Беларуси, в том числе и фотоальбоме «Храмы Белой Руси», год основания Свято-Покровского храма указан неправильно-1832. На самом деле-1907 (см. «Ведомость о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год», НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1)на средства Святейшего Синода (12 тысяч рублей) и прихожан (8 тысяч рублей). Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном (Краснопольским), епископом Гомельским (будущим священномученником-авт.) 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи. В церковной библиотеке имеется богослужебных книг 40, Священного Писания 2, писаний Святых Отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек».

Богослужения в храме совершались до 1926 года, а потом он был закрыт. Сначала здание церкви использовалось как зерносклад, в 1941 году при отступлении советской армии-как госпиталь, а во время оккупации немецкими солдатами-как конюшня. Но по милости Божией оскверненная святыня возродилась вновь. Произошло это благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пастор и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половина Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне, (эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове). Пастор уразумел в этом наказание Божие. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника-иеромонаха Иерофея из деревни Лысые (в 15-ти километрах от Кормы, на Смоленщине), который и служил долгое время в этом храме.

После отца Иерофея настоятелем Свято-Покровской церкви был назначен священник Афанасий Хацков. В послевоенные годы в Корму часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. Местные жители вспоминают, как она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, старица кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время блаженная повторяла: «Корма-монастырь, монастырь». Люди над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при царе-батюшке не было, а тем более при советской власти не будет». Но предречения блаженной старицы оправдались. Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. Богослужения совершаются в ней и по сей день.

В 1990 году настоятелем Свято-Покровского храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет), ныне-епископ Туровский и Мозырский. В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви. На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления, что послужило поводом для обретения честных останков. 9 сентября 1997 г. нетленные мощи батюшки были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. 31 мая 1998 г. состоялась канонизация праведного Иоанна, чудотворца Кормянского в лике Собора Белорусских святых. Со дня прославления угодника Божия ежедневно утром совершается молебен с акафистом у его мощей.

При Свято-Покровском храме стала собираться небольшая община, в которую первоначально входили монахини Сергия и Феодосия, принявшие постриг от иеромонаха Стефана в 1991 г., и три послушницы-Лидия, Нина и Евфросиния (ныне уже монахини), жившие в небольшом домике напротив храма. Это были первые ростки будущего монастыря.

Матушка Феодосия (1906-08.06.2006)-духовное чадо двух белорусских святых: праведного Иоанна Кормянского (в детстве батюшка Иоанн благословил ее «Боженьке и Божьей Матери служить») и преподобной Манефы Гомельской-прожила нелегкую жизнь и преставилась ко Господу в 100-летнем возрасте. Похоронена матушка на местном кладбище. Именно ей, когда молилась на клиросе, во время Божественной литургии было видение праведного отца Иоанна Кормянского, входившего в алтарь. Кроме нее никто из молившихся в храме, даже настоятель отец Стефан, батюшку не видели. (Об этом-в книге «Святой праведный Иоанн Кормянский».-Изд. 4-е, доп.-Мн.,-2007.-С. 32).

Из разных мест Беларуси, Украины, России приезжали будущие насельницы Кормянской обители и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать в храме монашеское правило. Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года было решено учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.

К приезду первой матушки-настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухлядная. На втором этаже-кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы «Скоропослушница», написанная в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 г. Она была привезена в Россию и долгое время находилась в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на Церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал образ верующим людям, которые и сохранили его. Передача иконы в Свято-Покровский храм Кормы состоялась в воскресный день 6 августа 2000 г. Около 1000 человек приняли участие в крестном ходу после окончания Божественной литургии. Радости, казалось, нет границ: и стар и млад, и верующие, и неверующие жители села вышли навстречу Богоматери… Ликующий народ со слезами радости приветствовал приход Божией Матери в новую обитель как знак Небесного благословения на ее устроение. Солнце играло лучами на золотом фоне образа, а на руках Богородицы выступали капельки многоценного мира.

Ныне в Свято-Покровском храме имеются следующие святыни: нетленные мощи святого праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (1837-1917; дни памяти 31 мая и 9 сентября н.ст.), ковчег с частицами Древа Креста и Гроба Господня, а также мощей угодников Божиих (более 50-ти); чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская» и «Скоропослушница».

Свято-Иоанно-Кормянская обитель находится под молитвенным омофором Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского. Почетным гостем обители является Преосвященный Стефан, епископ Туровский и Мозырский-основатель и первый строитель монастыря. Ныне строителем и духовным окормителем обители является игумен Варсонофий (Степанцов). В настоящее время в монастыре проживает более 10 сестер, которые во главе с матушкой игуменией Софией трудятся в храме, трапезной, швейной и золотошвейной мастерских, канцелярии и библиотеке, гостиничном корпусе, летом-на цветниках и огородах; окормляют дом престарелых в близлежащей деревне Огородня.

Свято-Иоанновский монастырь принимает в число насельниц девушек и женщин разного возраста. Сестры рады также и паломникам, желающим пожить во святой обители, потрудиться во славу Божию и помолиться у мощей праведного батюшки Иоанна.

Адрес монастыря: 247067, Республика Беларусь, Гомельская обл., Добрушский р-н, г.п. Корма, ул. Комсомольская, 2а; (8-02333) 95133, (8-02333) 95487.

Как добраться: из Гомеля с автовокзала (7-я площадка) автобусами или маршрутными такси (идут через каждый 1,5 часа), билеты брать до добрушской (!) Кормы: «Гомель-Корма», «Гомель-Красный Партизан», «Гомель-Хорошевка», «Гомель-Уборок». Выходить в Корме в центре, напротив храма. Тем же транспортом можно проехать на две остановки дальше и посетить место, на котором стоял храм в честь перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского (был построен в 1836 г., освящен на следующий год, сожжен в 1956 г.), в котором в течение 36 лет служил и был его настоятелем святой праведный протоиерей Иоанн Гашкевич, чудотворец Кормянский. В этой церкви, по пророчеству батюшки, в 1936 г. во время Божественной литургии явилась Сама Царица Небесная с Ангелами. На месте бывшего храма установлен 3-х метровый поклонный Крест, в 5 метрах от которого находится место погребения святого, где в 1991 г. были обретены его нетленные мощи.

У святого праведного Иоанна Кормянского

В один из жарких летних дней витебские паломники отправились на Полесье - в поселок Корма Добрушского района Гомельской области. Эта земля испила от чаши гнева Божия во время Чернобыльской катастрофы и сподобилась милости Божией, явив из своих недр мощи православного пастыря Иоанна (Гашкевича)….Икона Иоанна Кормянского

В шесть утра возле Свято-Покровского храма д. Корма уже стояли автобусы с паломниками из других городов. К началу службы храм был заполнен людьми до отказа. Было много исповедников и причастников.

По окончании Литургии паломники с благоговением и слезами в течении часа прикладывались к мощам праведного Иоанна. Дивный аромат благоухающего сада шел со стороны раки. Через парчовые рукавицы от рук батюшки чувствовалось тепло. Многие не могли отойти от раки: словно невидимая сила крепко связала ноги. И снова благоухание неземного сада окружило нас, стоило нам отойти на несколько шагов от святых мощей.

…При жизни отец Иоанн долго молился ночами. Осенью батюшка уходил молиться на гумно с вечера до рассвета, там ему никто не мешал. Возносил он свои горячие молитвы ко Господу со слезами за мир, который стоял над пропастью безбожья и глумления над верой. Не орденами и наградами славился батюшка, а молитвой и добротой.

Однажды пришла к нему вдова, у которой после первой мировой войны осталось пять сирот. Отдал ей корову - нужнее ведь. А раз смотрит - дрова у него стали пропадать. Решил о. Иоанн исправить человека, обличить. Ночью над сараем стал молитву Иисусову читать. И увидел, что та же вдова перекрестилась и набрала дров с поленницы. «Не тяжело тебе Мария?» - спросил батюшка. Она стала прощения просить, а батюшка Иоанн и говорит: «Бери дрова, грей печь, мне Господь послал, пускай и тебе будет»…. Всю зиму ходила она за дровами к нему - с его же благословения.

Батюшка Иоанн незадолго до смерти поговаривал: «Умру - солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Оскудеет в людях вера, танцевать на нас будут. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет».

Предсказания старца исполнились с буквальной точностью. В час кончины был солнечный погожий день. В 50-х годах закрытый еще в 30-е годы храм был сожжен и срыт трактором в ров, при этом трактор сравнял с землей и могилу почившего священника Иоанна. На погосте устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько не прыгали, но гроб выдержал.

Мощи угодника Божия действительно «прокатили», доставив их на автомобиле в Свято-Покровскую церковь д. Корма.

На месте бывшего престола Огороднянской Свято- Николаевской церкви теперь возвышается огромный деревянный крест, украшенный цветами, как напоминание о многих бесславных делах наших в недалеком прошлом. Побывав на могиле старца и у креста Витебские паломники. Землица с могилки разбиралась страждущими полностью уже несколько раз, ее приходится все время подсыпать.

31 мая 1998 г. протоиерей Иоанн Гашкевич решением святого Синода причислен к лику местночтимых святых земли белорусской. Тогда же архимандрит Стефан (сейчас - епископ Туровский и Мозырский) передал в дар Витебской епархии свеженаписанную икону святого праведного Иоанна Кормянского с частичкой мощей святого угодника Божия. Сейчас эта икона находится в алтаре Свято-Покровского собора г. Витебска. В кормянской церкви хранятся письменные свидетельства людей, избавившихся от различных недугов. Многие паломники получили большую духовную пользу от посещения мощей святого, а некоторые засвидетельствовали и чудеса исцелений от тяжких душевных и телесных недугов.

О наиболее ярких случаях исцеления документально рассказывает летопись храма.

В начале 1998 года к мощам Иоанна Кормянского приехала из Гомеля Елена Анатольевна. До этого она не могла передвигаться без костылей. Случилось чудо: когда болящая подходила к Чаше, она отбросила костыли и пошла на своих ногах. Сейчас Елена Анатольевна организует паломнические поездки к мощам Иоанна Кормянского.

Родители привозили к мощам мальчика в безсознательном состоянии, который упал с дерева. Ему до этого дважды делали трепанацию черепа. У мощей святого праведного был отслужен молебен. Мальчик пришёл в сознание и вскоре стал поправиться.

Из Гомельского района приезжала к раке св. Иоанна женщина с незаживающей раной на ноге. Отслужили молебен у мощей, дали больной маслице от лампады. Через неделю рана зажила.

К святому Иоанну стремятся не только верующие, но и атеисты. Так, из Гомеля приезжал К., много лет страдавший бронхиальной астмой. Он взял с могилы св. Иоанна земельки и носил её на груди в мешочке. Астма полностью прошла. Человек обратился к вере. Теперь он каждое воскресенье приезжает в Корму из Гомеля на Божественную Литургию.

Сестры, помогающие при храме, шьют шапочки, рукавички, а затем прикладывают их к мощам св. Иоанна и отдают страждущим. Руководитель группы из Витебска рассказала, что благодаря такой шапочке исцелилась раба Божия Мария. У нее прошли страшные головные боли, мучившие ее 20 лет. Сама Мария не ездила к мощам святого праведного Иоанна.

Крест со Спасителем над Свято-Покровским храмом д. Корма

Во время поездок витебских паломников также отмечены случаи исцелений. Так, рабе Божией З. предстояла операция по удалению одной из почек. Она два раза съездила к мощам батюшки Иоанна, и вскоре после этого УЗИ показало, что операция не нужна. У раба Божия П. не поднималась рука. После паломничества к мощам рука стала действовать.

Раба Божия Л. была парализована. В первый раз ее привезли в Корму на инвалидной коляске. Сейчас она ходит на костылях и чувствует себя намного лучше. Муж Л., сопровождавший жену в Корму, после этого исцеления уверовал в Бога.

Чувство глубокой благодарности, легкости и духовной радости наполняло паломников на обратном пути домой. Многие делились трапезой и водичкой друг с другом. Настроение было хорошее и казалось жизнь наполнилась добром и смыслом.

Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

31 мая в Гомельской Епархии отмечается день памяти святого праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича). Его мощи находятся в Храме Покрова Пресвятой Богородицы деревни Корма Добрушского района. При Храме открыт женский монастырь и настоятелем там служит игумен Варсонофий.

Святой праведный Иоанн Гашкевич (Кормянский)

Будущий угодник Божий родился в ночь 20 октября (по новому стилю) 1837 года и был крещен Иоанном в честь апостола Иоанна Богослова. По окончании церковноприходской школы и духовного училища поступил в Могилевскую духовную семинарию, по окончании которой в 1859 году был направлен законоучителем в Огородненскую церковноприходскую школу.

Хиротония Иоанна Гашкевича во иерея к Свято-Рождество-Богородичной церкви деревни Шерстин Рогачевского уезда была совершена 24 февраля 1962 года. В 1876 году иерей Иоанн получил назначение в храм в честь Перенесения мощей Святителя Николая в деревне Огородня Гомельского уезда. С 12 апреля 1893 года он был назначен на должность духовного следователя в благочинии и избран в благочиннический совет.

Когда отцу Иоанну исполнилось 70 лет и прошло 45 лет его священнослужения, он был возведен в сан протоиерея. В 75-летнем возрасте протоиерей Иоанн Гашкевич вышел за штат.

Время своей кончины отец Иоанн предсказал по Божию откровению: она последовала осенью 1917 года, когда почтенному старцу исполнилось 80 лет. Протоиерей Иоанн был погребен с правой стороны алтаря у церкви, где совершалось его служение. В 50-х годах XX века храм был сожжен, а на месте церкви и могил было устроено футбольное поле и танцевальная площадка.

Обретение мощей блаженного Иоанна совпало с приездом в Гомель Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 1991 году. Мощи были перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Корма Добрушского района. В дни первого в истории Русской Православной Церкви визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в Беларуси


Начало исторического обзора Свято-Иоанновского Кормянского женского монастыря возможно отнести ко 2-й половине 18 столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны г. Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906, по Могилевской епархии). В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально строительство его планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл это место: в центре деревни, на бугорке, вечером загорались свечи. На этом месте и решили строить храм.
Закладку храма и освящение его совершил батюшка Иоанн Гашкевич в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени по освящении скончался, а на его место был назначен священником Алексий Ржевуский.
Существующая теперь Покровская церковь «построена в 1907 году* на средства Святейшего Синода 12 тысяч рублей и прихожан 8 тысяч рублей. Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном, епископом Гомельским, 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения Епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи.
В церковной библиотеке имеется Богослужебных книг 40. Священного Писания 2, писаний святых отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек» («Ведомости о церкви», 1907).
Богослужения в церкви совершались до 1926 года, а потом храм был закрыт.
Здание храма использовалось как зерносклад. В 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкие солдаты - как конюшня. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пресвитер и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб по лютеранскому обряду. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половинка Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне. Эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове. Пастор уразумел в этом наказание Богоматери. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника иеромонаха Иерофея из деревни Лысые, что километрах в 15-ти от Кормы, на Смоленщине, который и служил долгое время в этом храме.
Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В послевоенные годы в с. Корма часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. И поныне многие прихожане вспоминают ее предречения. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время местным жителям повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.
Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна.
В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия ІІ Синод единодушно и с пастырским попечением определил:
1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами.
К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме.
Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.
К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.
6 августа 2000 года в воскресный день у Свято-Покровского храма д. Корма собралось множество народа - около тысячи человек. По окончании Литургии крестный ход последовал за село, на самое высокое место. Ликующий народ со слезами радости приветствовал приход Божией Матери в новую обитель как знак Небесного благословения на ее устроение. Солнце играло лучами на золотом фоне образа, а на руках Богородицы выступили капельки многоценного мира. Радости, казалось, нет границ: и стар и млад, и верующие и неверующие жители села вышли Богоматери навстречу…
В Свято-Покровском храме имеются большие святыни: ковчег с частицами мощей угодников Божиих (более пятидесяти; в том числе частицы Древа Креста Господня и Гроба Господня), чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Скоропослушница.
Со дня прославления угодника Божия Иоанна Кормянского ежедневно утром совершается молебен с акафистом у его мощей.
Память праведного Иоанна, чудотворца Кормянского, почитается верующими многих стран мира. Частички мощей угодника Божия находятся в Австралии, Болгарии, Канаде, на Кипре, во многих уголках Беларуси, Украины и России. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Гомеле и Минске строятся храмы, а в г. Волковыске Гродненской епархии и г. Горки Могилевской епархии - приделы в честь святого праведного Иоанна Кормянского.
В настоящее время в монастыре проживает более 10 сестер, старшей монахиней является монахиня София (Демчик). Насельницы монастыря несут различные послушания, в том числе – опекают больницу и интернат для престарелых в д. Огородня.
* Во многих православных изданиях Беларуси, в том числе в фотоальбоме «Храмы Белой Руси», год основания Свято-Покровского храма указан неправильно – 1832. На самом деле – 1907 (см. «Ведомость о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год», НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1).

(Материал подготовлен по книге «Святой праведный Иоанн Кормянский». Изд. 3-е. Мн.: Изд-во Белорусского Экзархата, 2003)

В Свято-Иоанно-Кормянском монастыре ДВА ХРАМА: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором открыто в раке слева от алтаря почивают мощи святого праведного протоиерея Иоанна Гашкевича, чудотворца Кормянского (1837-1917), и домовая церковь в корпусе - на 1-м этаже - в честь Сретения Господня (корпус построен в начале 1990-х, а достроен как монастырское здание (надстроен 2-й этаж и пристроена кухня) в марте-мае 2000 г. (я имела счастье принимать в этом личное участие).

Кормянская обитель
Ангелина Добровольская
Женский монастырь во имя святого праведного Иоанна Кормянского-один из самых молодых в Беларуси. Обитель была учреждена Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 г. в г.п. Корма Добрушского района Гомельской области при Свято-Покровском храме.

Начало зарождения будущей обители можно отнести ко 2-й пол. XVIII в., когда в 1760 г. при въезде в Корму со стороны г. Добруша на средства прихожан была сооружена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1869 г. возле храма построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906 г.). В начале XX в. церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально его строительство планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь Сам указал место. Прихожане и настоятель поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл место: в центре деревни на бугорке вечером загорались свечи. Там и решили строить храм. Закладку и малое освящение храма с благословения правящего архиерея совершил батюшка Иоанн в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени скончался, а на его место был назначен отец Алексий Ржевуский.

Вот что повествуют «Ведомости о церкви» (1907 г.). Свято-Покровская церковь «построена в 1907 году (во многих православных изданиях Беларуси, в том числе и фотоальбоме «Храмы Белой Руси», год основания Свято-Покровского храма указан неправильно-1832. На самом деле-1907 (см. «Ведомость о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год», НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1)на средства Святейшего Синода (12 тысяч рублей) и прихожан (8 тысяч рублей). Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном (Краснопольским), епископом Гомельским (будущим священномученником-авт.) 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи. В церковной библиотеке имеется богослужебных книг 40, Священного Писания 2, писаний Святых Отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек».

Богослужения в храме совершались до 1926 года, а потом он был закрыт. Сначала здание церкви использовалось как зерносклад, в 1941 году при отступлении советской армии-как госпиталь, а во время оккупации немецкими солдатами-как конюшня. Но по милости Божией оскверненная святыня возродилась вновь. Произошло это благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пастор и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половина Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне, (эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове). Пастор уразумел в этом наказание Божие. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника-иеромонаха Иерофея из деревни Лысые (в 15-ти километрах от Кормы, на Смоленщине), который и служил долгое время в этом храме.

После отца Иерофея настоятелем Свято-Покровской церкви был назначен священник Афанасий Хацков. В послевоенные годы в Корму часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. Местные жители вспоминают, как она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, старица кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время блаженная повторяла: «Корма-монастырь, монастырь». Люди над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при царе-батюшке не было, а тем более при советской власти не будет». Но предречения блаженной старицы оправдались. Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. Богослужения совершаются в ней и по сей день.

В 1990 году настоятелем Свято-Покровского храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет), ныне-епископ Туровский и Мозырский. В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви. На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления, что послужило поводом для обретения честных останков. 9 сентября 1997 г. нетленные мощи батюшки были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. 31 мая 1998 г. состоялась канонизация праведного Иоанна, чудотворца Кормянского в лике Собора Белорусских святых. Со дня прославления угодника Божия ежедневно утром совершается молебен с акафистом у его мощей.

При Свято-Покровском храме стала собираться небольшая община, в которую первоначально входили монахини Сергия и Феодосия, принявшие постриг от иеромонаха Стефана в 1991 г., и три послушницы-Лидия, Нина и Евфросиния (ныне уже монахини), жившие в небольшом домике напротив храма. Это были первые ростки будущего монастыря.

Матушка Феодосия (1906-08.06.2006)-духовное чадо двух белорусских святых: праведного Иоанна Кормянского (в детстве батюшка Иоанн благословил ее «Боженьке и Божьей Матери служить») и преподобной Манефы Гомельской-прожила нелегкую жизнь и преставилась ко Господу в 100-летнем возрасте. Похоронена матушка на местном кладбище. Именно ей, когда молилась на клиросе, во время Божественной литургии было видение праведного отца Иоанна Кормянского, входившего в алтарь. Кроме нее никто из молившихся в храме, даже настоятель отец Стефан, батюшку не видели. (Об этом-в книге «Святой праведный Иоанн Кормянский».-Изд. 4-е, доп.-Мн.,-2007.-С. 32).

Из разных мест Беларуси, Украины, России приезжали будущие насельницы Кормянской обители и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать в храме монашеское правило. Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года было решено учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.

К приезду первой матушки-настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухлядная. На втором этаже-кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы «Скоропослушница», написанная в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 г. Она была привезена в Россию и долгое время находилась в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на Церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал образ верующим людям, которые и сохранили его. Передача иконы в Свято-Покровский храм Кормы состоялась в воскресный день 6 августа 2000 г. Около 1000 человек приняли участие в крестном ходу после окончания Божественной литургии. Радости, казалось, нет границ: и стар и млад, и верующие, и неверующие жители села вышли навстречу Богоматери… Ликующий народ со слезами радости приветствовал приход Божией Матери в новую обитель как знак Небесного благословения на ее устроение. Солнце играло лучами на золотом фоне образа, а на руках Богородицы выступали капельки многоценного мира.

Ныне в Свято-Покровском храме имеются следующие святыни: нетленные мощи святого праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (1837-1917; дни памяти 31 мая и 9 сентября н.ст.), ковчег с частицами Древа Креста и Гроба Господня, а также мощей угодников Божиих (более 50-ти); чудотворные иконы Божией Матери «Владимирская» и «Скоропослушница».

Свято-Иоанно-Кормянская обитель находится под молитвенным омофором Преосвященнейшего Стефана, епископа Гомельского и Жлобинского. Ныне строителем и духовным окормителем обители является архимандрит Варсонофий (Степанцов). В настоящее время в монастыре проживает более 10 сестер, которые во главе с матушкой игуменией Софией трудятся в храме, трапезной, швейной и золотошвейной мастерских, канцелярии и библиотеке, гостиничном корпусе, летом-на цветниках и огородах; окормляют дом престарелых в близлежащей деревне Огородня.

Свято-Иоанновский монастырь принимает в число насельниц девушек и женщин разного возраста. Сестры рады также и паломникам, желающим пожить во святой обители, потрудиться во славу Божию и помолиться у мощей праведного батюшки Иоанна.

Адрес монастыря: 247067, Республика Беларусь, Гомельская обл., Добрушский р-н, г.п. Корма, ул. Комсомольская, 2а; (8-02333) 95133, (8-02333) 95487.

Как добраться: из Гомеля с автовокзала (7-я площадка) автобусами или маршрутными такси (идут через каждый 1,5 часа), билеты брать до добрушской (!) Кормы: «Гомель-Корма», «Гомель-Красный Партизан», «Гомель-Хорошевка», «Гомель-Уборок». Выходить в Корме в центре, напротив храма. Тем же транспортом можно проехать на две остановки дальше и посетить место, на котором стоял храм в честь перенесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского (был построен в 1836 г., освящен на следующий год, сожжен в 1956 г.), в котором в течение 36 лет служил и был его настоятелем святой праведный протоиерей Иоанн Гашкевич, чудотворец Кормянский. В этой церкви, по пророчеству батюшки, в 1936 г. во время Божественной литургии явилась Сама Царица Небесная с Ангелами. На месте бывшего храма установлен 3-х метровый поклонный Крест, в 5 метрах от которого находится место погребения святого, где в 1991 г. были обретены его нетленные мощи.

Ангелина Миронычева-Добровольская,
редактор интернет-сайта «Святой праведный Иоанн Кормянский».

Фото: Иоанно-Кормянский женский монастырь

Фото и описание

Иоанно-Кормянский женский монастырь был построен в деревне Корма Гомельской области в 1760 году. Первая деревянная церковь с колокольней, построенная на пожертвования верующих, была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1906 году церковь обветшала. Были собраны немалые средства для постройки новой каменной, но не знали, стоит ли строить ее на прежнем месте или выбрать новое. За советом обратились к протоиерею Иоанну Гашкевичу (позже канонизированному под именем праведного Иоанна Кормянского). Святой отец посоветовал провести ночь в молитвах, чтобы сам Господь указал, где строить новый храм Божий. Так и поступили. Наиболее набожные прихожане молились всю ночь, а к утру загорелись свечки на возвышении в середине деревни. Там и решили построить новую каменную церковь. Строительство закончилось в 1907 году. Церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви устроили школу для детей и народное училище.

В 1926 году церковь закрыли и использовали ее под склад зерна. Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в храме конюшню. Вскоре прибыл армейский лютеранский священник, который решил, что в храме можно проводить службы. Однажды во время молитвы священнику упала на голову святая икона, каковое событие он счел знаком свыше, пригласил в храм православного батюшку и отдал церковь прежним прихожанам.

После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, советские чиновники велели с храма снять купола, но закрыть побоялись, опасаясь народного бунта. В Кормянский храм часто ходила блаженная Евфросинья. Она просила не милостыню, а пожертвования на будущий Кормянский монастырь, но никто ей не хотел верить.

В 1991 году произошло чудо, в результате которого миру были явлены святые нетленные мощи Иоанна Гашкевича. Праведник был канонизирован, а его мощи положены в храме. В 1997 году здесь появились две первые монахини, ухаживающие за мощами. Узнав о новой святыни, к храму потянулись паломники со всех краев православной земли. В 2000 году на месте Кормянского Покровского храма был учрежден женский Иоанно-Кормянский монастырь в честь праведного Иоанна Кормянского.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...