Кратчайшая история европы. Греческая община-полис Форма власти в древней греции


Своеобразие республиканской формы правления в городах Великой Греции


Введение

Глава 1. Афинская демократия

1.1.Государственный строй Афинской республики

1.2.Исполнительная власть в Афинах

1.3 Право и суд Афинской демократии

1.4.Формы правления; политический режим

1.5.Реформы Солона

Глава 2 .Спартанская олигархия

1.1.Государственное устройство.

1.2. Законы Ликурга и становление олигархии

Заключение

Список используемой литературы


Введение.

Проблема своеобразия форм правления в Древней Греции, борьбы олигархических и демократических начал становится особенно актуальной в век социальных контрастов и потрясений, пережитых не так давно миром и нашей страной в XX столетии. Нужно учитывать, что борьба разных тенденций общественной жизни в эпоху античности обладала определенной спецификой.

В силу этого обстоятельства довольно интересно было бы посмотреть, как в недрах городов-полисов Древней Греции закладывались черты демократии, олигархии, как это можно связать с их своеобразными формами правления – республиканского типа.

Для примера следует взять два полиса – Афины и Спарту, т.к. они представляли разные уровни и формы общественных отношений. Имея общие корни развития – противостояние общинного (родового) и частного землевладения – они в конечном итоге пошли по разным векторам развития. Эти векторы определялись земельными отношениями. Каким образом?

В Греции формируется особая цивилизация. Цивилизация – это письменность, монументальная архитектура и государственность. Община – это цивилизация. Принцип деления общин на виды: отношения собственности в общине. Виды общин:

А. Родовая (кровнородственные связи, общинная собственность);

Б. Территориальная (принцип – не кровнородственный, а территориальный);

В. Гражданская (стратификация, в общину входят только те, кто обладает гражданскими правами и собственностью).

В результате формируются следующие общины:

Афины – демократия;

Спарта – олигархия;

Различия – в принципе владения и отношения к земле. В рамках общинной собственности появляется частная (исключение Спарта)

Знать – заинтересована в сохранении общинной собственности (родоплеменной), а рядовые общинники – в появлении частной собственности. Отсюда – борьба олигархических и демократических начал.

Этот процесс можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Посмотрим теперь, как это выглядело в отдельных полисах.


Глава 1.

Афинская демократия.

Государственный строй Афинской республики

Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом – государством. В пору своего расцвета, относящуюся к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.

В истории Греции V в. до н.э. получил название классического периода. Это было время расцвета Афинской демократии.

V век до н.э. открылся греко-персидскими войнами, имевшими огромное историческое значение. Греческая политическая система и греческое войско в этих войнах блестяще оправдали себя.

По окончанию персидских войн в Афинах наблюдается два политических движения:

демократическое;

олигархическое.

Демократическое движение (в нем участвовали: зажиточный демос, ремесленники, крестьяне).

Они стремились к государственному строю при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание.

Олигархическое движение (в нем участвовали: земельная аристократия, крупные рабовладельцы).

Они стремились к такому государственному порядку, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялась бы лишь наиболее богатой части граждан.

Борьба двух движений закончилась в конечном итоге победой демократии.

Исполнительная власть в Афинах

Среди органов исполнительной власти в Афинах существовало две коллегии: стратегов и архонтов.

Основные функции коллегии стратегов – верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинской державы. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.

Продажа и аренда вилл на вторичном рынке, работа с коммерческой недвижимостью, квартира на сутки. Каталог объектов недвижимости, база домов.

Право и суд в Афинской демократии

Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел. Неумышленные убийства разбирал суд эфетов; разбой, кражу, другие имущественные преступления – коллегия одиннадцати; гражданские не имущественные споры – третейский суд диэтетов и коллегия сорока. Во времена правления Перикла созданы были суды в домах. Народное собрание ведало разбирательством особо тяжких преступлений. Архонт-базилевс занимался рассмотрением умышленных убийств.

Исторически первым судом был суд базилевса племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников.

С 527 по 560 г.г. до н.э. в Афинах правил Писистрат – существовало нечто вроде диктатуры, при которой, однако демократические институты не были полностью отброшены. Именно в это время, в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреплений, проводится социально-ориентированная политика занятости населения.

Право в Древней Греции, как и в других регионах древнего мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справедливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Все свободные граждане считались равными в защите своих прав при помощи иска, но для метека (чужеземца) или освобожденного раба (вольноотпущенника) защитником выступал простат (покровитель). Во всех кодексах точно определяется размер и характер наказаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть). В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 год до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различие ввел Солон).

В IV в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во II веке до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.

Форма правления, политический режим

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти:

народного собрания;

Совета пятисот;

коллегии стратегов;

коллегии архоитов.

Народное собрание (экклесия). Являлось главным и решающим органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. На Народном собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистров по окончании сроков полномочий, решались дела по продовольственному снабжению города, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Институт «жалобы на противозаконие» – оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.

Экклесия собиралась довольно часто. Обычно каждая притания созывала 4 народных собрания через каждые 8-9 дней. Председателем народного собрания являлся председатель притаков.

В конце пятого века была введена плата за посещение народных собраний: в начале в размере обола, а затем трех оболов. Это сделало реальным участие в собраниях широких народных масс.

Рядом с народным собранием был Совет пятисот (булэ). Совет, будучи одним из важных государственных институтов афинской демократии, не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой их 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

Компетенция Совета достаточно обширна. Пританы собирали народные собрания, причем один из них председательствовал. Совет подготовлял и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания. Он составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, народ не мог вынести постановление по вопросу по вопросу, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений народных собраний, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих должностных лиц. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил докимассию (проверку) девяти архивов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с основными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в особенности лиц, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы гелиэю. Под руководством пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат афинского государства. Широкий круг обсуждаемых вопросов на Совете делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Повседневными делами руководила по очереди только одна десятая часть Совета, т.е. одна фила.

Дежурство и срок дежурства десятой части Совета назывались пританией.

Срок полномочий членов Совета – один год: по истечении его они отдавали народу отчет. Повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и лишь один раз, то есть каждый год Совет обновлялся.

В системе государственных органов сохранился такой орган как ареопаг. В него входили представители афинских аристократов путем сооптации на пожизненный срок.

В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага, как государственного органа, были сильно ограничены. В V в. ареопаг выступал в качестве судебной инстанции (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

Реформы Солона.

Цензовая реформа Солона – революция или реформа?

Социальная революция – изменение в отношениях собственности.

¨ пентакосиомедимны – доход с более 500 медимнов земли или зерна в год;

¨ всадники – могли вооружить себя конем – 300 – 500 медимнов;

¨ зевгиты – имели вола и упряжку – 200 – 300 медимнов;

¨ феты – 150 – 200 медимнов.

Не богатые и бедные, а состоятельные и несостоятельные.

В Афинах самый большой участок – до 12 га. Недостаток земли – толчок к торговле – экономическая и политическая активность – высокое развитие культуры.

Гражданин – это:

¨ земледелец и землевладелец;

¨ носитель политической власти;

¨ защитник земли и Отечества.

Глава 2.

Спартанская олигархия.

Государственное устройство

Древняя Спарта - образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII -VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до.н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет, путем гадания по звездам. Им подчинялось войско и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Аристократия:

·Гомеи (буквально "равные") - полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами

·Парфении (буквально "девой рождённые") - потомки детей незамужних спартанок (сословие появилось время 20-летней Первой Мессенской Войны, затем было выселено в Тарент)

демос (народ) по Ксенофонту

·Гипомейоны (буквально "опустившиеся") - обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав

·Мофаки (буквально "выскочки") - дети не-гомеев получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства

·Неодамоны (буквально "новые граждане") - бывшие илоты (из числа лаоконских) получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны)

·Периеки - свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

·Лаоконские Илоты - домашние рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской Войны также и неполное гражданство)

Мессенские Илоты - постоянно восстававший объект криптий.

Законы Ликурга и становление олигархии..

Слава Спарты - пелопонесского города в Лаконии - в исторических хрониках и мире очень громка. Это был один из самых известных полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагом.

Спарту основал Лакедемон, царствовавший в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые века существования города вокруг него не было никаких стен: их возвели только при тиране Навизе. Правда, позднее они были разрушены, но Аппий Клавдий вскоре воздвиг новые.

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится примерно на первую половину VII века до нашей эры. Население Спарты по своему составу разделялось в то время на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы жили в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: они должны были выполнять все требования закона и допускались ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хотя и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и потому презиралось ими.

Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении и возделывалась для них илотами Чтобы владеть земельным участком, спартанец должен был выполнять два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития - общественного стола- ячменную муку, вино, сыр и т.д. Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, кто приносил жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих условий (по любым причинам) вело к потере прав гражданства Все полноправные граждане Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, причем никто не пользовался никакими преимуществами и привилегиями.

Круг периэков составляли тоже люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, принадлежавшей исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты Периэки разных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них находился в зависимости от Спарты.

Илоты составляли сельское население Лаконии они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты проживали и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Они могли иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые полагают, что продажа илотов вообще была невозможна, так как они являлись собственностью государства, а не отдельного лица. До нас дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые ученые считают, что в таком отношении больше проглядывало презрение. Плутарх сообщает, что ежегодно (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, бродили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Однако впоследствии ученые установили, что такой способ истребления илотов был узаконен не во времена Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты сделались опасными для государства

Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. Тем не менее он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим. Большинство ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О. Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» гораздо древнее своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

Многие ученые (У. Виламовиц, Э. Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в исторической Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э. Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.

Однако результаты раскопок, проведенных в 1906-1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии - один из самых древних храмов Спарты - и нашли много художественных произведений местного производства: прекрасные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости. Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти абсолютной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII веке до нашей эры еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI века до нашей эры Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.

Из-за угроз мятежа илотов обстановка тогда была беспокойная, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древности) к авторитету какого-либо героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества начал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.

Ликургу пришлось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, поэтому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждают, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой - народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией во время войны.

Из описаний Павсания известно, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI век до нашей эры. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки.

Однако на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V века до нашей эры, город произвел самое безотрадное впечатление. На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, продолжали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.

Во второй половине VI века до нашей эры наступает заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До этого времени они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В дальнейшем, за все время с 548 до 480 года до нашей эры, победу одержал только один представитель Спарты - царь Демарат - и только в одном виде состязаний - скачках на ипподроме.

Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них можно было купить только то, что производилось в самой Спарте; кроме того, они были настолько тяжелые, что даже небольшую сумму надо было перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальным предписанием указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковой.

Таким образом, в Спарте постепенно разлюбили богатство, так как пользоваться им стало невозможно: граждане меньше стали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, следовательно, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

Одного спартанского юношу, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении говорилось, что он еще слишком молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть - враг каждого жителя Спарты.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных обязанностей гражданина. Спартанец, у которого было три сына, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых- от всех существовавших обязанностей.

С семилетнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого времени они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично - кратко и четко. Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши должны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей очень скудно, поэтому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; но если кто попадался, то били нещадно - не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16 лет юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали дальнейшему наказанию: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был быть полнее, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам - членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело находили слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.

Плутарх и Ксенофонт утверждают, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как тоже подчинялись суровому воспитанию.

Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться, предоставляя хоронить мертвых другим.

Брак в Спарте тоже был подчинен закону: личные чувства не имели никакого значения, потому что все это было делом государственным. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ждать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускался.

Однако у Аристотеля о положении спартанских женщин сказано совсем по-другому: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги часто нечестными путями, ибо прямые средства были им запрещены. Аристотель пишет, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретил с их стороны решительный отпор.

Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже стали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, - горестно вопрошает Аристотель, - правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, тем самым бросая вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.

Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давалось только в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть город и выехать за границу. Иностранцам тоже было запрещено появляться в Спарте, и если их иногда все же видели на улицах города, то это было лишь послаблением закона. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.

Граждане Спарты представляли собой что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом.

Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то было время, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме того, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, поэтому только битвами и победами они могли держаться.

Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Однако из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало только соперничество в приобретении добродетелей.

Существовало предсказание, согласно которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с того времени доблесть их стала постепенно угасать...

Аристотель же полагает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV века до нашей эры страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.


Заключение.

Вместе с тем, по ходу выполнения работы, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:

1. В Афинах побеждает тенденция борьбы за частную земельную собственность, представленную интересами демоса. Поэтому в Афинах формируется форма правления – демократия – власть демоса;

2. В Спарте побеждает тенденция борьбы за родовую собственность, представленную интересами родовой знати. Поэтому в Спарте формируется форма правления – олигархия – власть избранных.

Т.о., можно сказать, что своеобразие республиканской формы правления в Греции состояло в том, что идет борьба олигархических и демократических начал, победа того или иного начала зависит от того, какая форма собственности в общине будет преобладать.


Список литературы.

1. Аристотель, Афинская полития. – М.-Л., 1936.

2. Доватур А.И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. – М.-Л., 1956. – С. 188 – 212.

3. Доватур А.И. Рабство в Аттике VI – Vвв. до н.э. – Л., 1980. – С. 7 – 24.

4. История древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. – М., 2001. – С. 109 – 111.

5. Беккер К. Ф. История древнего мира: Восток. Греция. – М., 2001. – С. 181 – 203.

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.


Греческая цивилизация вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв. км, а население – около 150–200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв. км с населением в 120–150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30–40 кв. км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).

Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100–200 кв. км, т.е. 10х10 или 10х20 км с населением в 5–10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек. «Население полиса, – писал Аристотель, – должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки… Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.

Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население.

«По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства». Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения. В то время эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из истории Греции, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее, структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком-либо ином государственном устройстве.

Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободы как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, права на земельный участок в своем полисе как основы благосостояния и нормальной жизни, права на службу в ополчении и ношения оружия, права участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.

В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.



Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью .

Все члены общины - свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право , т. е. складывались своды законов , определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию - граждане полиса вступали в ополчение на время войн , превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности) .

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь - басилевс и родовая знать , ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия , благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других - демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание , которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная власть - два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Этапы развития афинской демократии

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона . Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию - реформу долгового права . Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот .

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена . Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения . Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов , которые со временем стали высшими должностными лицами государства .

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства) .

Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла .

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла , последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги . Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей , чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Система государственного управления в Афинах

Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей , суд присяжных (гелиэя).

О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург - легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти : народное собрание (апелла) - оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя) . Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.

Позднее в Спарте появился еще один орган - эфорат . Он представлял собой комиссию из пяти человек , функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.

Введение

Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э. именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой.

История Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.).

Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

– рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции;

– выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции;

– проанализировать особенности политико-правового режима и административно – территориального устройства;

– рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.

При написании данной работы использовались такие общенаучные методы познания как историко-материалистический, системно – структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические методы, такие как формально-прагматический и формально-догматический.


1. Государственный механизм в Древней Греции

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III–II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.

Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.

Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление. Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI–IX вв. до н.э.), – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V–IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытнообщинный строй.

Объединения родов – так называемые филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.

Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII–VI вв. до н.э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII–VI вв. до н.э. происходило постепенно, в два этапа.

Первый этап (VIII – первая половина VII в. до н.э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н.э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.

Большое значение в политическом развитии Греции в VII–VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Раньше всего во второй половине VII в. до н.э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н.э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н.э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

К VI–V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.

Итак, греческая цивилизация вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса. Вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Однако эти примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. В последствии в Греции возникла новая ячейка – греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...