Кто не является субъектом авторского права. Неотчуждаемые и исключительные права


В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Физические лица - субъект авторского права

Субъектами авторского права изначально признаются лица, трудом которых созданы произведения науки, литературы, искусства. Поэтому только в лице автора право является первоначальным. В лице других правообладателей авторское право является производным, либо оно переходит по наследству, либо это зависит от желания и воли самого автора.

Для самого автора право действует в течение всей его жизни. Другие обладатели авторских прав ограничены определенным временем (например, 70-летним сроком охраны после смерти автора). Субъектами авторского права могут быть российские и иностранные граждане, их правопреемники, наследники, юридические лица, Российское государство, субъекты РФ и др.

Авторское право у лица возникает с момента создания произведения. Не существует каких-либо ограничений или возрастного ценза для признания лица автором. Авторы произведений независимо от возраста, дееспособности обладают авторскими правами.

Судьба произведений недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних субъектов во многом зависит от законных представителей, так как сделки с такими авторами должны заключаться при участии их опекунов и попечителей. Зарубежная судебная практика, однако, признавала заключенные несовершеннолетними договоры действительными, если они были экономически выгодны для подростка.

Так, один из сыновей Ч. Чаплина (Дело 1966 года) договорился с издателями о публикации некоторых подробностей семейных отношений в форме личных мемуаров. При решении о действительности авторского договора необходимо было определить, выгоден ли такой договор несовершеннолетнему. Мнения судей разделились. Было высказано суждение, что публикация самим несовершеннолетним подробностей семейных отношений не идет ему во благо. Но большинство судей, считая, что самому факту публикации такого рода не может быть дано высокой морально-этической оценки, все же решили, что заключенный договор принесет несовершеннолетнему пользу, поскольку даст ему возможность совершенствования как писателя и приобретения литературных навыков. Поэтому договор был признан действительным и гонорар за произведение был взыскан в пользу несовершеннолетнего.

Иностранные граждане-авторы и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами. Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Иностранец, не обладающий дееспособностью по личному закону, не может ссылаться на ее отсутствие, если по праву места совершения сделки является дееспособным лицом.

Например, совершив сделку в России, гражданин Швейцарии 18 лет, несмотря на то что совершеннолетие в Швейцарии наступает по достижении 20 лет, не вправе ссылаться на отсутствие дееспособности у себя на родине.

Субъектами авторского права являются соавторы, совместным трудом которых создается произведение. Соавторство - это совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом. Авторство на коллективное произведение принадлежит совместно всем соавторам.

Существуют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Первое возникает в отношении произведения, составляющего единое целое, второе - в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторы еще не созданного произведения могут заключать договоры, в которых будет определен вклад каждого автора и порядок использования произведения. Поскольку произведение еще не существует, эти соглашения будут иметь правовой характер. В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут планировать распределение вознаграждения.

По мнению Э.П. Гаврилова, при соавторстве, в том числе и раздельном, действует так называемое «право приращения»: авторское вознаграждение, причитающееся тому соавтору, права которого прекратились в связи с истечением срока охраны, «прирастает» к долям вознаграждения других соавторов.

Следующими субъектами авторских правоотношений являются правопреемники, которыми могут быть наследники по закону и по завещанию. К правопреемникам не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя. К ним переходят имущественные права либо по закону, либо на основе договора, заключенного с авторами.

Особенность реализации права на служебные произведения состоит в том, что работник и работодатель могут заключить договор, в котором будет определен порядок использования служебного произведения. К числу творческих работников, заключающих трудовой договор с работодателем, обычно относятся художники, режиссеры, артисты, операторы, журналисты и т. д. Хотя, например, с художниками, журналистами, сценаристами могут заключаться авторские договоры. По мнению С.А. Чернышевой, с точки зрения самого процесса труда эти творческие работники признаются субъектами трудового права, а с точки зрения создаваемого ими произведения - субъектами авторского права.

Личные неимущественные права на служебные произведения принадлежат автору служебного произведения, здесь исключено правопреемство работодателя. Однако если работодатель поручил автору создать произведение, значит, оно должно быть использовано для каких-либо целей. Кинематографическое произведение является совместным произведением многих лиц: режиссера, сценариста, художника, композитора и др.

Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним, в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об авторском праве, относятся режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Продюсер, который не является автором, но предоставляет необходимые денежные средства для создания фильма, обладает исключительными правами на его воспроизведение, распространение, публичное исполнение. Продюсером-автором может выступать любое физическое лицо, внесшее определенный творческий вклад в создание фильма. В российском законодательстве продюсер - это изготовитель аудиовизуального произведения, физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Вознаграждение за аудиовизуальное произведение, как правило, выплачивается авторам заранее на основе индивидуальных договоров, условия при этом устанавливает продюсер. Когда в контракте предусматривается конкретное вознаграждение, продюсер платит независимо от дохода, который он может получить впоследствии, так как автор, да и сам продюсер до выхода произведения в прокат не могут оценить популярность и доход от будущего произведения.

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведе­ний науки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Однако авторами произведений признаются лишь физические лица. Юр. лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства -- на основании закона или дого­вора.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требует­ся регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «С» в окружности: ©; Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»).

· имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Знак охраны авторского права служит информаци­онным целям и его помещение имеет факультативный характер . Применение знака охраны зави­сит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как про­изведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведе­ния без такого знака.

В авторском праве существует презумпция авторства: при отсутствии доказа­тельств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведе­ния. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Основными субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом ко­торых создано произведение. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и со­стояния дееспособности. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществля­ют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоя­тельно.

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

· правопреемники и иные лица.

Авторское право на произведение, созданное со­вместным творческим трудом двух и более лиц , принадлежит со­авторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

1. Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих уси­лий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Т.е., изъятие или измене­ние какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невоз­можность использования произведения как единого целого.

2. Создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда по­нимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно до­стигнутый результат.

3. Вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий харак­тер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т. п. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

4. Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении со­авторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением.

5. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Вопросы использования коллектив­ного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Ес­ли соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор пере­дается на разрешение суда.

Выделяют два вида коллективных произведений и соот­ветственно два вида соавторства:

· нераздельное

· раздельное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведе­ний). При раздельном соавторстве коллек­тивное произведение является единым, однако оно состоит из ча­стей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. Типичный пример раздельного соавторства - кол­лективный учебник для юридических вузов, главы которого, напи­санные отдельными соавторами, четко разграничены и могут ис­пользоваться самостоятельно.

Если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения. При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведе­ния по своему усмотрению, в том числе запретить ее использова­ние, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. При нераздельном соавторстве, когда произведение об­разует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование про­изведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы соста­вить единое произведение, например книга с иллюстрациями ху­дожника.

Автору сборника, базы данных или другого составного произве­дения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или фак­ты не являются объектами авторского права.

Составитель пользуется авторс­ким правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каж­дого из произведений , включаемых в составное произведение. Необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произве­дений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от состав­ного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право при­надлежит издателям. Исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включае­мых в такие издания. Однако исключительное право на использо­вание подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аран­жировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществля­ющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, по­вестей или рассказов. Так как авторы производных произведе­ний всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переработке.

Субъекты авторского права -это лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели, а также создатели производных произведений (переводы, переработки, аранжировки) приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Субъекты- физические лица (граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также госуд-во в целом) и юридические лица (издатели газет, журналов,изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений…)

1) латинской буквы "С" в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

1) нераздельное,

2) раздельное.

(Пр. нераздельного соавторства - творчество писателей –романы, они не выделяют свои части коллективных произведений, раздельное соавторство - коллективный учебник главы которого, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно).



Право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

К наследникам переходят в основном а. права, которые носят имущественный характер. Личные неимущественные права по наследству не переходят. При этом наследники вправе:

Осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.
- разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора.

А. права наследников ограничены установленным законом сроком. и действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК). Исключения:

А. права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.

А. права могут переходить к иным правопреемникам на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров это издательства, киностудии и др. организации занимающиеся использованием произведений.

Статья 1370. Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

5. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1371. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по договору

1. В случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) права на получение патента или отчуждении самого патента другому лицу заказчик сохраняет право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца на указанных условиях.

2. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента или исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец передано заказчику либо указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента, если договором не предусмотрено иное.

3. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Статья 1372. Промышленный образец, созданный по заказу

1. В случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

2. В случае, когда право на получение патента и исключительное право на промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежат заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такой промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

3. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

Иностранные граждане как субъекты российского авторского права

Составители сборников;

Правопреемники авторов - физические и юридические лица, которые не участвуют в создании произведений науки или искусства, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования, договора и других оснований на использование его произведений, заключенных с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, юридические лица (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий правопреемников более узок, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Соавторство - это совместное право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторов). Это право принадлежит авторам совместно независимо от того, образует ли их произведение одно нераздельное целое или состоит из отдельных частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Соавторство делится :

На нераздельное;

Раздельное;

Коллективное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами только сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. При раздельном соавторстве произведение является единым, однако состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Составитель сборника - субъект, труд которого выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.

Составители используют произведения, которые являются предметом чьего-либо авторского права или таковыми не являются. Если первоначальное произведение охраняется авторским правом по закону, то должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения. Отсутствие такого согласия не помешает признанию лица, творчески переработавшего произведение, автором нового производного произведения.

Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, таких как законы, судебные решения, иные официальные документы; произведения народного творчества, авторы которых неизвестны; другие произведения, не охраняемые авторским правом. Составителю, подготовившему сборник из названных произведений, принадлежит авторское право, если он сам самостоятельно обработал или оригинально систематизировал исходные произведения. Переводчик - это лицо, осуществившее перевод произведения с одного языка на другой. Перевод является самостоятельным объектом авторского права.

Пе реводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод :

Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на свои отдельные объекты - оригинальное произведение и перевод этого произведения. Использование перевода допускается только с согласия переводчика. Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования позволяет ему получать вознаграждение за использование произведения на другом языке.

Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если :

его произведение впервые выпущено в свет на территории РФ, либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме.

Если произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, то этот иностранный автор может стать субъектом российского авторского права только в силу заключенных РФ соглашений и в пределах ими установленных.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...