Медицина чрезвычайных ситуаций. Критерии источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения В состав службы медицины катастроф не входят


В ульяновском здравоохранении чрезвычайное положение официально не объявляли, но зато создали чрезвычайную комиссию, которую возглавил сенатор — председатель комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Потребность на решение первоочередных задач здравоохранения оценили в 319 миллионов рублей.

Сопредседателем комиссии станет председатель комитета по бюджету и экономической политике ЗСО Валерий Малышев. Состав комиссии пока не утвержден. Заседания должны проводиться в том числе на базе самых проблемных медицинских учреждений. Об этом сообщает минздрав региона.

Председатель ЗСО Анатолий Бакаев заявил, что встречи в больницах области показали, что «положение в сфере здравоохранения сложилось тяжелое».

— Средства, которые в ближайшее время будут направлены на здравоохранение, должны пойти на решение конкретных задач. Поэтому-обращаю внимание на необходимость тотального контроля за каждым рублем, поступающим на счета лечебных учреждений, — заявил он.

Рябухин, в свою очередь, рассказал, какие первоочередные потребности есть у региональных медучреждений. В частности, требуется закупка лекарств, кроме того, не оплачены долги по горюче-смазочным материалам и коммунальным услугам.

— В первую очередь, надо рассмотреть вопрос по поиску необходимых средств и организации закупок. Нам нужен серьезный финансовый аудит, — заявил Рябухин.

По его словам, комиссия готова обратиться за помощью к Минфину России, предварительно согласовав все расходы с федеральным Минздравом.

— Мы будем плотно работать с профильными специалистами от здравоохранения для исключения неточных цифр и недостоверных расчетов, — заявил Рябухин.

Новый министр здравоохранения Сергей Панченко отметил, что есть также проблемы «с финансовой дисциплиной лечебных учреждений и недостаточным финансированием отрасли». По его словам, больше всего людей волнует обеспечение медикаментами и медицинскими изделиями. Он также признал, что с их поставкой есть перебои. Кроме того, выяснилось, что область испытывает серьезные проблемы и с выплатой зарплат медработникам — проблемы сферы вскрываются постепенно.

— По итогам анализа острая потребность на решение первоочередных задач составляет 319 миллионов рублей, 243 миллиона из которых будут выделены из областного бюджета в ближайшее время. Эти средства будут направлены на нужды больниц по выплате заработной платы медицинскому персоналу, -сказал Сергей Панченко.

Таким образом, можно предположить, что еще около 76 миллионов рублей область надеется получить из федерального бюджета. Либо нужды поликлиник на эту сумму будут отложены на более поздний срок -когда такие средства смогут наскрести из регионального бюджета.
Панченко также добавил, что нужно решить и организационные вопросы. По его словам, уже сокращена по времени процедура оформления документации для проведения закупок — то, что можно было сделать и раньше, начали делать только после грандиозного скандала в сфере поставок лекарств и медизделий.

По словам министра, усилена и работа по мониторингу обращений населения — об этом мы писали: Панченко первым делом попросил пациентов сообщать о ситуации в больницах. Сейчас контактный центр минздрава перешел на круглосуточный режим работы.

Внимание к проблемам в медицинской сфере резко повысилось после возбуждения уголовных дел против главных лиц в областном здравоохранении. Расследование там продолжается — и пока все для арестованных беспросветно. Так, прежний министр здравоохранения Рашид Абдулов арестован до 1 октября, также Мосгорсуд признал законным арест председателя комитета по социальной политике ЗСО Игоря Тихонова.

Под арестом, напомним, также находятся глава АО «Ульяновск-Фармация» Ольга Кузнецова (она — под домашним) и ее заместитель Евгений Коган. Следствие полагает, что все четверо объединились в группу для хищения бюджетных средств.

В чрезвычайной ситуации любого происхождения система здравоохранения подвержена двойному неблагоприятному воздействию.

Во-первых, на медицинские организации, их персонал, здания и имущество, как и на другие объекты инфраструктуры населенных пунктов, воздействуют факторы опасных явлений.

Во-вторых, необходимость медицинского обеспечения населения и спасателей в условиях чрезвычайной ситуации требует высокого напряжения сил медицинских работников и большого расхода лекарственных и других материальных средств.

Наиболее неблагоприятными последствиями опасных явлений являются гибель медицинских специалистов, их травмы и заболевания, снижение уровня показателей физического и психического здоровья. В связи с этим, маловероятно полноценное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации работников местных медицинских организаций, подвергшихся воздействию опасных факторов.

Сохранившиеся помещения, медицинскую технику, медикаменты и иное имущество стационарных и амбулаторных медицинских учреждений, а также запасы лекарственных и других материальных средств подлежат обязательному использованию при оказании медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации. Вместе с тем, при организации медицинского обеспечения населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации следует рассчитывать в основном на оснащение прибывающих медицинских формирований.

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка медицинской обстановки в зоне чрезвычайной ситуации осуществляется по следующим критериям (показателям):

Количество пострадавших и их нуждаемости в медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Сложность и тяжесть телесных повреждений, отравлений, облучений и психических нарушений;

Состояние местных медицинских организаций и возможность привлечения к медицинскому обеспечению населения и спасателей медицинских организаций и формирований из благополучных районов;

Количество и уровень подготовки медицинских специалистов к работе в экстремальных условиях;

Транспортная доступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств;

Санитарно-эпидемическая обстановка в зоне чрезвычайной ситуации и на путях медицинской эвакуации;

Вероятность воздействия на персонал и пациентов опасных и вредных факторов окружающей среды;

Климатические и метеорологические условия, время года и суток.

Крайне неблагоприятная, то есть чрезвычайная медицинская обстановка складывается при совокупности следующих обстоятельств:

Внезапное и одномоментное появление большого количества пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи, эвакуации и госпитализации;

Комбинации сложных и тяжелых телесных повреждений;

Нарушения психики у пострадавших, спасателей и медицинских работников;

Дезорганизация управления здравоохранением, разрушение медицинских зданий, людские и материальные потери в медицинских организациях;

Отсутствие, нехватка и низкий уровень готовности практических хирургов и других специалистов к работе в экстремальных ситуациях;

Труднодоступность лечебных учреждений и резервов медицинского имущества и лекарственных средств из-за недостатка необходимых транспортных средств, нелетной погоды, разрушения дорог, отсутствие достаточного количества регулировщиков и указателей на сохранившихся дорогах и т.д.;

Сложная санитарно-эпидемическая обстановка из-за выхода из строя систем энерго- и водоснабжения, канализации, скопления и миграции больших масс людей, загрязнения территории токсическими компонентами и других явлений;

Зависимость работы медицинских объектов от неблагоприятных метеорологических условий, времени года и суток.

При значительном несоответствии имеющихся медицинских сил и средств потребностям поступающих (обращающихся) пациентов в медицинской организации возникает чрезвычайная ситуация.

Таким образом, чрезвычайная ситуация в медицинской организации – это обстановка на медицинском объекте, сложившаяся в результате несоответствия имеющихся возможностей поставленным задачам медицинского обеспечения людей, характеризующаяся поступлением (обращением) чрезмерно большого количества пострадавших (заболевших) пациентов и резким ухудшением условий жизнедеятельности персонала и пациентов, требующая привлечения дополнительных медицинских и иных сил и средств, а также особой организации работы медицинских подразделений и формирований, участвующих в ликвидации последствий опасных природных, техногенных, социально-биологических и/или социально-политических явлений.

Если в городе, районе или области отсутствует достаточное количество подготовленных медицинских организаций, формирований и отдельных специалистов, а также необходимых резервов финансовых и материальных средств, то возникает чрезвычайная ситуация для их систем здравоохранения.

По мнению российских специалистов в области медицины катастроф чрезвычайная ситуация для здравоохранения – это «обстановка на объекте, в зоне (районе) сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пострадавших (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) чрезвычайной ситуации, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации».

Без принятия надлежащих предупредительных мер, существующая тенденция увеличения случаев чрезвычайной ситуации в системе здравоохранения будет сохраняться.

Заключение

Предупреждение последствий опасных природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений и процессов возможно при научном подходе к решению проблемы чрезвычайных ситуаций, наличии экономических ресурсов и гуманной политической воли. Эта возможность более реалистична при международном сотрудничестве в области обеспечения всех видов безопасности населения и территорий.

Чрезвычайная ситуация любого происхождения представляет реальную угрозу безопасности государства. Человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, возникшие в результате природных, техногенных, биолого-социальных и социально-политических явлений, следует оценивать как предпосылки подрыва национальной экономики и политической стабильности.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздравсоцразвития России от 3 февраля 2005 года N 112 .
____________________________________________________________________

С целью регламентации заполнения учетной документации службы медицины катастроф для получения информации о масштабе и продолжительности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

приказываю:

1. Ввести в действие с отчета за 2002 год инструкции по заполнению учетной документации, утвержденной приказом Минздрава России от 15.11.2001 N 410 "Об утверждении статистических форм службы медицины катастроф с учетом масштаба и продолжительности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций" , а также перечень и критерии источников чрезвычайных ситуаций:

1.1. Подпункт утратил силу - ..

1.2. Подпункт утратил силу - приказ Минздравсоцразвития России от 3 февраля 2005 года N 112 ..

1.3. Инструкцию по заполнению учетной формы N 168/у-01 "Журнал оперативного дежурного центра медицины катастроф" (приложение N 3).

1.4. Перечень источников чрезвычайных ситуаций (приложение N 4).

1.5. Критерии источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения (приложение N 5).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям службы медицины катастроф обеспечить введение вышеперечисленных инструкций по заполнению учетных форм в учреждения здравоохранения, задействованные в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.И.Вялкова.

Министр
Ю.Л.Шевченко

Приложение 1.Инструкция по заполнению учетной формы N 165/у-01"Извещение о чрезвычайной ситуации (первичное, последующее, заключительное)"

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО

Российской Федерации
от 23.04.2002 N 131

____________________________________________________________________
. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 2. Инструкция по заполнению учетной формы N 167/у-01 "Сопроводительного листа (для пораженного в ЧС)"

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23.04.2002 N 131

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 3 февраля 2005 года N 112 . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 3. Инструкция по заполнению учетной формы N 168/у-01 "Журнала оперативного дежурного центра медицины катастроф"

Приложение N 3

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23.04.2002 N 131


"Журнал учета чрезвычайных ситуаций" (форма N 168/у-01) является учетным медицинским документом (регионального, территориального и др.) центров медицины катастроф и предназначен для регистрации сообщений о ЧС и пострадавших в них. Журнал заполняется оперативным дежурным центра в момент поступления информации о ЧС и пострадавших в них, а также информации о мерах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В графах с 1 по 12 показываются первичные сведения, поступающие в центр медицины катастроф от любых источников (свидетеля ЧС, должностного лица медицинского формирования, лечебно-профилактического учреждения и др.), передающих информацию о ЧС и пострадавших в них.

В графах с 13 по 17 указываются меры, принятые после поступления сообщения и регистрации ЧС. Должностное лицо медицинского формирования, лечебно-профилактического учреждения передают информацию о числе пораженных, их состоянии и месте госпитализации.


ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ:

В левом верхнем углу титульного листа Журнала указывается полное наименование учреждения службы медицины катастроф (СМК), которое ведет журнал и его адрес (почтовый индекс, наименование республики (края, области, автономного округа), населенного пункта, улицы, номер дома).

На титульном листе Журнала указывается дата (число, месяц, год) начала заполнения и дата (число, месяц, год) окончания заполнения его в течение календарного года.

В графе 1 - указывается порядковый номер регистрации ЧС.

В графе 2 - "Дата поступления информации" - проставляется число, месяц, год поступления информации.

В графе 3 - "Время поступления информации" - проставляется местное время (часы, минуты) поступления информации.

В графу 4 - "Источник поступления информации" - подробно вписывается фамилия, имя, отчество передавшего информацию о ЧС; адрес, наименование формирования (ЛПУ); номера телефонов, другие формы связи (телетайп, факс), обеспечивающие надежную связь с источником информации и с органом управления по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В графе 5 - "Наименование источника ЧС" - указывается наименование источника ЧС согласно перечню, приведенному в приложении 4 к приказу.

В графе 6 - "Дата и время (местное) возникновения ЧС" - проставляется дата (число, месяц, год) и местное время (часы, минуты) возникновения ЧС.

В графе 7 - "Место возникновения ЧС" - указывается субъект РФ, город, район, населенный пункт, наименование объекта, на котором произошла катастрофа, авария и т.д. и его ведомственная подчиненность (по возможности адрес), указывается также выход из строя местных учреждений здравоохранения, наличие или отсутствие заражения местности в районе ЧС.

В графах 8 и 9 - "Число пострадавших" - указывается число пострадавших, включающих пораженных и погибших, всего, из них детей (0-17 лет.).

В графах 10 и 11 -"из них погибших" - указывается число погибших всего, из них детей (0-17 лет).

В графе 12 - "Масштаб ЧС"- указывается масштаб ЧС (угроза ЧС, локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная, трансграничная ЧС), определяемый в соответствии с числом пострадавших. (Сведения по определению масштаба ЧС приведены в примечании. В примечании вместо слова - "в графе 10" читать - "в графе 12").

В графе 13 - "Число и профиль формирований, участвующих в ликвидации ЧС" - указывается вид медицинского формирования (отряд, бригада, группа и др.), его профиль (например, хирургическая, травматологическая, инфекционная и др. бригада) и число формирований, направленных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Бригады, которые должны быть направлены на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС, оповещаются оперативным дежурным по согласованию с органами управления СМК.

В графе 14 - "Число и профиль дополнительных формирований, необходимых для ликвидации ЧС" - отмечается вид (отряд, бригада, группа и др.), профиль (хирургическая, детская, ожоговая, инфекционная и др.), ведомство (служба медицины катастроф, МВД, МО, скорая помощь и др.) и число дополнительно запрашиваемых формирований (специалистов), транспорта.

В графе 15 - "Время получения вызова формированием для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС" - проставляется местное время (часы, минуты) и дата (число, месяц, год) вызова бригад для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В графе 16 - "Число пораженных, состояние пораженных, и место их госпитализации" - показываются сведения из очага (района) ЧС о числе пораженных, всего, в том числе детей, о степени тяжести их поражения (крайне тяжелое, тяжелое, средней тяжести, легкое), а также сведения о месте их госпитализации (наименование населенного пункта, учреждения здравоохранения, по возможности его адрес).

В графе 17 - "Кому передана первичная информация о ЧС" - отражается сообщение о ЧС в вышестоящий и местный орган управления службой медицины катастроф, с которым устанавливается постоянная связь с формированиями службы, разрабатываются другие мероприятия в зависимости от характера ЧС.

В графе 18 проставляется фамилия, имя, отчество и подпись оперативного дежурного напротив каждой записи.

Приложение N 4. Перечень источников чрезвычайных ситуаций

Приложение N 4

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23.04.2002 N 131

Техногенные

- из них:

Аварии пассажирских поездов и поездов метрополитена

Авиационные катастрофы

Аварии на автодорогах

Аварии водного транспорта

Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)

Аварии с выбросом (угрозой выброса аварийно - химически опасных веществ (АХОВ)

Аварии на системах жизнеобеспечения: на электроэнергетических, коммунальных системах, на очистных сооружениях - всего

- из них на коммунальных системах ЛПУ

Прочие техногенные ЧС

Природные

из них:

Опасные метеорологические и гелиогеофизические явления (бури, ураганы, смерчи, снежные лавины, засуха, цунами, высокие уровни воды, наводнения и т.д.)

- из них сильный мороз

Природные пожары

Прочие природные ЧС

Биолого-социальные

- в том числе:

- из них:

кишечные инфекции

- в том числе:

брюшной тиф

паратиф А, В, С

шигеллез (бактериальная дизентерия)

другие сальмонеллезные инфекции

другие бактериальные пищевые отравления

- из них:

ботулизм

бактериальные зоонозы
(чума, сибирская язва, лептоспироз и т.д.)

риккетсиозы (сыпной тиф, лихорадка Ку и т.д.)

вирусные инфекции центральной нервной системы (острый полиомиелит, бешенство, клещевой вирусный энцефалит, вирусный менингит и т.д.)

вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки (геморрагические лихорадки и т.д.)

вирусный гепатит (острый гепатит А, В, С)

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицитом человека (ВИЧ)

Токсическое действие веществ преимущественно немедицинского назначения

Другие и неуточненные эффекты воздействия внешних причин

Прочие биолого-социальные ЧС

Социальные

- из них:

Терроризм

Межэтнические конфликты

Вооруженные конфликты

Массовые беспорядки

Прочие социальные ЧС

Прочие ЧС

Приложение N 5. Критерии источников чрезвычайных ситуаций для здравоохранения

Приложение N 5

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 23.04.2002 N 131

Наименование источника ЧС

Критерии ЧС (число случаев)

ТЕХНОГЕННЫЕ
в том числе:

Транспортные аварии (катастрофы)

аварии пассажирских поездов и поездов метрополитена

авиационные катастрофы

Неспособность справиться с

аварии (катастрофы) на автодорогах

ликвидацией последствий

аварии (катастрофы) водного транспорта

собственными силами

Пожары и взрывы (с возможным последующим горением) (здания, промпредприятия, шахты, транспорт)

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Выход поражающих факторов за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 50 раз и более

Угроза поражения населения

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Радиоактивное загрязнение окружающей среды вне санитарной защитной зоны 100 ПДК и более

Выброс радиоактивных веществ в 10 раз превышает суточный выброс для данной АЭС установки

Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ)

Число пораженных 10 человек и более

Любой факт заражения людей возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности

Аварии на системах жизнеобеспечения: на электроэнергетических, коммунальных системах, на очистных сооружениях

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Из них на коммунальных системах ЛПУ

Аварии гидродинамические (прорывы плотин, дамб, шлюзов и т.д.)

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами.

Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

Число пораженных 15 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Аварии на народнохозяйственных объектах, связанных с залповыми выбросами экологически вредных веществ

Число пораженных 15 человек и более

Число погибших 4 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

ПРИРОДНЫЕ
в том числе:

Опасные геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов)

Число пораженных 15 человек и более

Число погибших 4 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Опасные геологические явления (оползни, обвалы, склоновой смыв и т.д.)

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Опасные метеорологические и гелиогеофизические явления (бури, ураганы, смерчи, снежные лавины, засуха, высокие уровни воды, наводнения, сильный мороз)

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Природные пожары

Число пораженных 10 человек и более

Число погибших 2 человека и более

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами

Прочие природные ЧС

Решение об отнесении ЧС к прочим природным принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами здравоохранения

БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ

Кишечные инфекции

Особо опасная кишечная инфекция - холера

О выделении культуры холерного вибриона из внешней среды

Каждый случай

Опасные кишечные инфекции

Тиф и паратиф А, В, С

Групповые случаи заболеваний - 3 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Сальмонеллезные пищевые отравления

Шигеллез (бактериальная дизентерия)

Групповые случаи заболеваний - 50 чел. и более среди взрослого и детского населения

Групповые случаи заболеваний - 25 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Другие бактериальные пищевые отравления

Групповые случаи заболеваний - 50 чел. и более среди населения

Групповые случаи заболеваний - 25 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

стафилококковые пищевые отравления

ботулизм

Особо опасные бактериальные зоонозы

Каждый случай заболевания (смерти)

Выделение культуры чумного микроба от грызунов в населенном пункте

Каждый случай

Туляремия

Групповые случаи заболеваний - 10 чел. и более среди населения. Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Сибирская язва

Групповые случаи заболеваний - 3 чел. и более среди населения

Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Опасные бактериальные зоонозы

Бруцеллез

Сап и мелиоидоз

Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Другие опасные бактериальные болезни

Лепра (болезнь Гансена)

Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 чел. и более

Умерших в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Дифтерия

Каждый летальный случай

Скарлатина

Групповые случаи заболеваний - 5 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Столбняк новорожденного

Каждый летальный случай

Акушерский столбняк

Каждый летальный случай

Групповые случаи - 5 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Менингококковая инфекция*

Групповые случаи заболеваний - 5 чел. и более в лечебно-профилактических, образовательных и оздоровительных учреждениях

Умершие в течение одного инкубационного периода

Риккетсиозы

________________
* Нумерация соответствует оригналу.

Сыпной тиф

Групповые случаи заболеваний среди населения - 3 чел. и более

Умершие в течение одного инкубационного периода - 2 чел. и более

Пятнистая лихорадка (клещевые риккетсиозы)

Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 чел. и более

Лихорадка Ку

Умершие в течение одного

Другие риккетсиозы

инкубационного периода - 2 чел. и более

Вирусные инфекции центральной нервной системы

Острый полиомиелит

Каждый случай заболевания (смерти)

Бешенство

Каждый случай заболевания (смерти)

Комариный вирусный энцефалит

Решение об отнесении

Клещевой вирусный энцефалит

заболевания к ЧС принимается

Другие вирусные энцефалиты

органами управления ГО и ЧС

Вирусный менингит

на основании данных,

Другие вирусные инфекции центральной нервной системы

представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки

Особо опасные вирусные геморрагические лихорадки

Лихорадка Ласса

Каждый случай заболевания (смерти)

Болезни, вызванные вирусами

Каждый случай заболевания

Марбурга и Эбола

Другие геморрагические лихорадки

Решение об отнесении

Лихорадка денге (классическая лихорадка)

заболевания к ЧС принимается

органами управления ГО и ЧС на основании данных,

Крымская геморрагическая

представляемых территориальными

лихорадка

органами Госкомсанэпиднадзора

Желтая лихорадка

Лихорадка, вызываемая вирусом

Вирусные гепатиты

Острый гепатит А

Групповые случаи заболеваний в ЛПУ, образовательных и оздоровительных учреждениях - 25 чел. и более, а также среди населения - 25 чел. и более

Острый гепатит В

Групповые случаи заболеваний

Острый гепатит С

в ЛПУ, образовательных и

Острый гепатит D

оздоровительных учреждениях - 5 чел. и более, а также среди населения - 5 чел. и более

Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека

Каждый случай заболевания (смерти)

Протозойные болезни

Каждый случай заболевания (смерти)

Малярия неуточненная

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Лейшманиоз

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Трихинеллез

Групповые случаи заболеваний среди населения - 10 чел. и более

Отравление лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Поражение токсическими веществами немедицинского назначения

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Алкоголь

Органические растворители

Пестициды

Окись углерода

Токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в пищевых продуктах

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами Госкомсанэпиднадзора России

Воздействие внешних причин
- из них:

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами

Радиация

управления ГО и ЧС на основании

Низкая температура

данных, представляемых

Высокая температура

территориальными органами

Атмосферное давление

Госкомсанэпиднадзора России

Асфиксия

Другие внешние причины

Социальные
из них:

Массовые беспорядки

Число пораженных 15 человек и

Терроризм

Бандитизм, действия организованных преступных групп

Число погибших 4 человека и более

Межэтнические конфликты

Неспособность справиться с

Вооруженные конфликты

ликвидацией последствий ЧС

Массовые беспорядки

собственными силами

Прочие социальные конфликты

Критериями, представленными в приложении N 5, предлагается руководствоваться при заполнении сведений в учетно-отчетной документации службы медицины катастроф Минздрава России. Наличие одного из критериев чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф Минздрава России является основанием для отнесения ситуации к чрезвычайной и необходимости ее регистрации.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Учебные вопросы:

  1. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в ЧС.
  2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медицинском учреждении здравоохранения.
  3. Организация работы больницы в ЧС.
  4. Эвакуация медицинских учреждений.

Введение

В результате воздействия поражающих факторов при ЧС, может нарушится деятельность больниц, поликлиник, ЦГСЭН, СПК, аптек и аптечных складов, что может повлечь за собой не своевременное оказание медпомощи и тем самым возникновение не оправданных безвозвратные потери. Поэтому в режиме повседневном деятельности проводится подготовка, как всего здравоохранения в целом, так и самих учреждений здравоохранения и их персонала к работе в ЧС.

1 вопрос «Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в ЧС»

Устойчивость работы здравоохранения в ЧС достигается путем:

  1. Обеспечения жизнедеятельности медперсонала, членов их семей, а также больных, находящихся на лечении в учреждениях здраво-охранения;
  2. Рационального размещения медучреждений на тер-ритории страны;
  3. Подготовкой учреждений медицинской и микробиологической промышленности к работе в условиях ЧС;
  4. Освоением ЗЗ, т.е. заблаговременным строительством в сельских районах крупных многопрофильных межрайонных больниц (медкомплексов);
  5. Проведением подготовительных мероприятий позволяющие в максимально сжатые сроки восстановлению функции медучреждений, вышед-ших из строя в ЧС;
  6. Созданием устойчивой системы управления медицинской отраслью в ЧС.

Устойчивость работы учреждений здравоохранения в экстремальной обстановке достигается:

1. Реализацией медико-технических требований (МТТ) при их размещении и строительстве (Инструкция МЗ).

МТТ подразделяются на общие и специальные требования.

Общие требования реализуются во всех проектах учреждений здр-ния.

Специальные требования - зависят от:

Природных факторов - сейсмичность, вечная мерзлота;

Вероятности КПА-АЭС, ХОО,

Типа учреждения (ЛПУ, СЭС, ССМП).

В соответствии с МТТ для некоторых категорий больниц при их планировке предусматривается:

  • площадка для посадки вертолетов,
  • возможность раздельного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, со свободным 2-х рядным проездом и стоянкой у приемного отделения,
  • приспособление для погрузки и выгрузки больных на автотранспорт (пандус).
  • внутрибольничные средства транспортировки больных и грузов.
  • При отводе земельного уча-стка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».

Устойчивость работы ЛПУ в ЧС определяется также наличием:

2. Источников резервного аварийного осве-щения (подвижные электростанции, мощность 30 и более кВт).

  1. Источников резервного аварийного теплоснабжения (обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основно-го источника теплоснабжения).
  2. Источников резервного водоснабжения (обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды - по 10 л/сут. на койку.)
  3. Устойчивой работой канализационной системы (ряд ЛУ, должны иметь специальные отстойники в системе очистных сооружений).
  4. Герметичностью внутренних помещений для предотвращения попадания в помещения РВ, ОВ, других вредных факторов (система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха),
  5. Созданием внутрибольничной системы пожаро- и взрывобезопасности.
  6. Рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы . (Это достигается рациональным рас-пределением потоков больных и обслуживающего персонала, чтобы больные не имели контактов с материалами, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы.)
  7. Наличием ЗС для защиты больных и медперсоонала. (Расчет укрытия персонала и больных ЛПУ (аптеки) в ЗС отрабатывается в двух вариантах: в рабочее и нерабочее время).
  8. Наличием средства связи, которые должны обеспечивать возможность бы-строй подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал. Дежурная смена во главе с руко-водством больницы оснащается портативными переносными средствами связи для работы внутри здания и вне его в пределах слышимости.
  9. Наличием системы экстренной эвакуации больных (индивидуаль-ные спасательными устройствами, которые могут использоваться при нарушениях эвакуации обычным порядком, например наличие трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку).
  10. Наличием резервов медимущества, которые создаются на случай ЧС. (В больницах необходимо иметь оперативно-тактический запас для работы форми-рований в очаге катастрофы в течение 12 часов и на одни сутки работы коечной сети).
  11. Для ССМП, СПК, ЦГСЭН, обязательно предусматриваются складские помещения с холодильни-ками (камерами), для хранения препара-тов, требующих соблюдения температурного режима.
  12. Персонал больниц , расположенных в городах, а также на весь л/с формирований ГО обеспечивается СИЗ , которые закладываются и хранятся на складах.

Запас противогазов ГП - 5(7), респираторов, Аи - 2, ИПП, ППИ, йодистого калия (7 доз по 0, 125 на человека) создается больницей (аптекой) на весь персонал и на 10 % численности больных. СЗ со складов ГО получаются по особому распоряжению через пункты выдачи.

В каждой аптеке из специмущества и СИЗ должны быть:

По 1 наим. на каждого сотрудника: АИ - 2; ППИ; ИПП; респираторы, ГП - 5А(7);

По 1наим. на аптеку: носилки санитарные в комплекте с лямками по 2 шт. на каждые носилки); сумка СД (с набором медикаментов и перевязочных средств согласно описи).

При необходимости организуется изготовление сотрудниками и членами их семей простейших СЗ (ПТМ - 1 или ВПМ).

Соблюдение перечисленных требований во многом повысит устойчивость функционирования ЛПУ при возникновении любой ЧС.

2 вопрос: «Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медицинском учреждении здравоохранения»

На всех объектах здравоохранения для предупреждения и ликвидации по-следствий ЧС выполняются общие мероприятия (общие задачи ) такие как:

  • прогнозирование возможной обстановки на территории вокруг объекта здравоохранения и ее оценка при возникшей ЧС;
  • планирование работы объекта в ЧС;
  • организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;
  • организация защиты персонала и материальных средств от воздействия пора-жающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки;
  • проведение мероприятий повышающих устойчивость функционирования объекта в ЧС.

Некоторым объектам здравоохранения определяются и специфические задачи, исходя из предназначения ЛПУ в системе здравоохранения и возложенных задач в ЧС.

Для организации и проведения мероприятийпо предупреждению и ликвидации последствий ЧС в медучреждениисоздается объекто-вая КЧС , которая возглавляется главным врачом или его зам. по лечебной работе.

Приказом начальника ГО объекта (главврача) создается орган управления - штаб ГО объекта . В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан-ности.

Эти обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начштаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь-ником ГО объекта. Первый экземпляр документа хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап-ке должностного лица.

Органами управления здравоохранения, для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание.

В нем кратко излагается прогнози-руемая обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС.

Исходя из этого в задании определя-ется:

  • какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать,
  • поря-док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом.
  • предписывается какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять,
  • срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по ЛУ, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

В режиме повседневной деятельности в больнице штабом по ГО ЧС разрабатывает:

  1. Планы защиты от поражения РВ, АОХВ и БС;
  2. Организационные вопросы оказания медпомощи при прогнозируемых ЧС и в соответствии с возложенными задачами;
  3. Проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу;
  4. Организует мероприя-тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

В режиме повышенной готовности осуществляют-ся:

  1. оповещение и сбор персонала больницы;
  2. введение круглосуточного дежурства руководящего состава;
  3. установление постоянного наблюдения
  4. выдача персоналу СИЗ, приборов рад. и химической разведки;
  5. подготовка больницы к приему пораженных;
  6. проверка готовности органов управления и медформирований к оказанию медпомощи пораженным в районе бедствия;
  7. усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения;
  8. повышаются защитные свойства больницы от воздействия поражающих факторов;
  9. проводится закладка медимущества в убежища города, объекты народного хозяйства и в стационары для нетранспортабельных;
  10. уточнение знания медперсоналом особенностей патологии при ожидаемой ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации проводится:

  1. информирование вышестоящего начальства о случившемся, и о проводимых мероприятиях
  2. осуществляется сбор и оповещение сотрудников;
  3. организуется медицинская разведка;
  4. в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы;
  5. проводится дополни-тельное развертывание больничных коек;
  6. организуется (при необходимости) или эвакуация персонала, больных, ценного имущества и документов больницы в безопасные места или осуществляется укрытие персонала и больных в ЗС;
  7. организуется оказание медицинской помощи пораженным со-трудникам и больным объекта здравоохранения;
  8. обеспечивается поддержание общественного порядка,
  9. поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС;

Кроме этого в больнице планируется проведение меро-приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль-ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, терактах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

3 вопрос «Организация работы больницы в ЧС»

Работа ЛУ в ЧС организуется в соответствии с планом рабо-ты ЛУ, разрабатываемого штабом ГО ЧС объекта на мирное время.

При возникновении ЧС больница в зависимости от складывающейся обстановки может решать две разные по содержанию за-дачи.

Если больница подверглась воздействию поражающих факторов ЧС, то в первую очередь необ-ходимо, прежде всего, обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудо-вания, других материальных средств и, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пораженным, в том числе и своему персоналу, а так-же больным

Если больница не подверглась воздействию поражающих факторов ЧС , то она, приводит в готовность создаваемые на ее базе медформирования СМК, перепрофилирует коеч-ную сеть некоторых отделений, обеспечивает прием пораженных и оказание им К и СМП.

Получив информацию об угрозе возникновения ЧС, ответственный дежурный по больнице задействует схему оповещения и сбор руководящего состава.

Одновре-менно в ЛПУ выполняются мероприятия, предусмотренных планом:

  1. организуется работа штаба ГО объекта;
  2. приводятся в готовность к выдвижению соответствующие формирования;
  3. выставляется (при необходимости) пост рад. и химического наблюдения;
  4. на улице и внутри помещения устанавливается пикетаж (указатели) с указанием направ-ления движения потока пораженных;
  5. приводятся в готовность СИЗ и МСИЗ, а также средства коллективной защи-ты персонала и больных;
  6. при необходимости повышаются защитные свойства здания больницы;
  7. уточняются списки больных, которые могут быть выписаны на амбулаторное лечение;
  8. принимаются меры к увеличению коечной емкости больницы для поражен-ных за счет выписки больных и использования дополни-тельных площадей (ординаторских, коридоров и т.п.);
  9. увеличивается численность персонала приемного отделения, проверяется знание персоналом инструкции по приему и сортировке пораженных, готов-ность санитарного пропускника к проведению санитар-ной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья;
  10. принимаются меры к увеличению коечной емкости и увели-чению пропускной способности ОПО и ОРиИТ;
  11. При возможности привлекаются к работе пенсионеры, студенты старших курсов медицинских учебных заведений;
  12. проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения.

В соответствии с заданием и складывающейся обстановкой больница может раз-вертываться по нескольким вариантам:

Для приема пораженных с механической трав-мой,

Для приема пораженных с механической травмой и ожогами,

Для прие-ма пораженных АОХВ и др.

При поступлении пораженных в больнице проводится их сортировка . Для этого развертываются сортировочный пост (СП), сортировочная площадка, и приемно - сортировочное отделение.

СП выставляется при въезде в больницу на расстоянии зрительной и звуковой связи с приемным отделением. На нем работают фельдшер (медицинская сестра) и дозиметрист. Они ведут постоянное наблюдение за окружающей обстановкой и встречают транспорт с пораженными.

При первичном бег-лом осмотре выделяются ходячие и носилочные больные. При выходе из транспорта ходячих размещают в отведенном для этого месте отдельно от носилочных.

При сортировке выделяют подозрительных на инфекционное заболевание или явно больных и направляют их в инфекционный изолятор, пораженных в состоянии психомоторного возбуждения - в психоизолятор.

Личный состав СП использует СИЗ по обстановке. Пораженные, поступающие из зоны радиоактивного загрязнения, подвергаются дозиметрическому контролю. От СП транспорт направляется на сортировочную площадку (к приемному отде-лению) для выгрузки пораженных. При неблагоприятной погоде выгрузка осуществ-ляется непосредственно в приемно-сортировочное помещение.

Пораженные, непрофильные для данного лечебного учреждения, не снимаются с машины, а эвакуируются дальше по назначению в соответствующее лечебное учреждение. При направлении пораженных в соответствующие отделения данной больницы устанавливается очередность с уче-том их состояния и срочности выполнения лечебно-профилактических мероприятий.

При наличии загрязнения РВ выше допустимого уровня носилочным поражен-ным протирают влажными салфетками открытые участке кожи и при необходимости снимают верхнюю одежду (частичная специальная обработка). Ходячие моются под душем (полная санитарная обработка). В случае загрязнения АОХВ проводится санобработка с заменой одежды.

Носилочные на сортировочной площадке размещают рядами или веером на носилках, а при недостатке носи-лок - на подстилочном материале.

Медицинская сестра - диспетчер регулирует разме-щение пораженных на сортировочной площадке, в помещениях, последовательно за-полняя их. Доставленных пораженных с политравмами перекладывают (только один раз!) с носилок на щит с пенопластовым матрацем, установленным на каталке. Все дальнейшие перемещения пораженных (в операционную, в ПИТ, рентгеновский кабинет и т.п.) целесообразно осуществлять только вместе со щи-том.

После проведения медсортировки пораженные направляются в соот-ветствующие функциональные отделения, где им оказывается медпомощь в полном объеме.

В приемно-сортировочном отделении пораженные (б) распределяются на сле-дующие группы (после выделения пораженных и больных, нуждающихся в специ-альной обработке и в изоляции):

  1. Нуждающиеся в неотложной медпомощи - направляются в соот-ветствующие функциональные подразделения (перевязочную, операцион-ную, анаэробную, противошоковую, ПИТ);
  2. Нуждающиеся в сорт. при снятой повязке - направляются в перевязочную;
  3. Нуждающиеся в рентгеновском исследовании для уточнения диагноза- на-правляются в рентгеновский кабинет;
  4. Не профильные пораженные (Б) - эвакуируются в другие ЛУ.
  5. Пораженные (Б) не нуждающиеся в лечении - отправляются на амб. лечение по месту жительства.
  6. Все остальные пораженные и больные - распределяются по профильным отделениям.

При перегрузке больницы или при необходимости дальнейшего оказания СМП и лечения пораженные переводятся в базо-вые ЛУ и в клиники территориального или регионального уров-ней.

4 вопрос «Эвакуация медицинских учреждений»

В ряде ЧС и особенно в период угрозы нападения противника большое значение приобретает организация перемещения ЛУ и аптечных учреждений из крупных городов в безопасные районы.

Эвакуация ЛПУ имеет це-лью: *защиту больных, персонала и членов их семей, личного состава медформирований, а также *защиту и сохранение медицинского и санитарно - хозяйственного имущества.

Своевременная эвакуация ЛПУ позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть больниц совместно с местными ЛПУ и обеспечить оказание К и СМП пораженным и необходимую медпомощь эвакуируемому и постоянно проживающему населению.

Эвакуация может осуществляться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

Ответственным за эвакуацию ЛПУ является главный врач.

Для организации и осуществления эвакомероприятий приказом глав-ного врача создается рабочий орган - объектовая эвакуационная комиссия.

Эвакуации подлежат :

Медицинский и обслуживающий персонал вместе с нетрудо-способными членами их семей,

Транспортабельные больные,

Медимущество, твердый и мягкий инвентарь первой необходимости.

Для планирования эвакуационных мероприятий органы управления здравоохранением каждому ЛПУ выдают план-задание , в котором указывается:

Профиль развертываемого ЛУ и его задачи в районе размещения,

Количество коек,

Перечень медформирований для работы вне больни-цы,

Конечный пункт эвакуации и маршрут следования,

Место размещения эвакуируемого учреждения, необходимое ко-личество отведенных помещений.

Указываются данные о видах и количестве предос-тавляемого транспорта, и наименование организаций, выделяющих автотранс-портные средства для эвакуации, с указанием сроков их прибытия.

Эвакуация боль-ницы может быть частичной , когда эвакуируются только больные и персонал (при за-грязнении территории АОХВ, если позволяет ситуация). Полная эвакуация включает эвакуацию персонала и матсредств.

При эвакуации ЛПУ железнодорожным и водным транспортом руководитель учреждения получает информацию о местах погрузки и разгрузки, на какое количе-ство суток следует иметь запас продуктов питания для обеспечения эвакуируемых и размещенных в убежищах Н/Т больных.

При планировании эвакуации ЛУ штабом ГО объекта произ-водится целый ряд расчетов.

  1. Проводится расчет распределение медперсонала.

А) Определяется численность врачей, средне-го медицинского и обслуживающего персонала, подлежащего выделению в распоря-жение органов управления здравоохранением (в медформирования, для мед. обеспечения эвакуации населения, для медобслуживания нетранспортабельных больных).

Б) Определяется число врачей и среднего мед и обслуживающего персо-нала, подлежащих эвакуации с ЛУ. Как правило, нетрудоспособ-ные члены семей эвакуируются с учреждениями.

В) Выделение медработников для сопровождения транспортабельных больных и в оперативную группу, которая организуется в составе 3-4 чел. (врач, медсестра, член эвакокомиссии и др.). Оперативная группа создается для заблаговременного направле-ния на место нового размещения ЛПУ с целью подготовки к приему прибывающих сотрудников ЛПУ.

2. Рассчитывается число больных по эвакуационным категориям, находящихся в больнице и дома («стационары на дому»).

Все больные, находящиеся на лечении в данном лечебном учреждении, по эва-куационному предназначению распределяются на три основные группы:

а) больные, не нуждающиеся в дальнейшем продолжении стационарного лече-ния и подлежащие выписке (около 50%); они после выписки самостоятельно следуют до места жительства, а затем, при необходимости, до СЭП откуда эвакуируются наравне с другим населением; при выписке их следует обеспечить медикаментами на 2-3 дня, так как в этот период из города эвакуируются по-ликлинические и аптечные учреждения;

б) транспортабельные больные , которые по состоянию здоровья не могут быть выписаны из больницы, но в состоянии без значительного ущерба для здоро-вья эвакуироваться с этим учреждением (около 40-45%);

в) нетранспортабельные больные, которые не способны без ущерба для здоро-вья перенести эвакуацию (около 5-10%). Эта группа больных должна быть ос-тавлена в городе и укрыта в специально оборудованном убежище ЛУ (лечебном стационаре для нетранспортабельных больных);

Не-транспортабельность больных определяется «Перечнем неотложных форм и состояний, при которых больные не могут подлежать транспортировке», ут-вержденным Минздравом России.

Заблаговременно в каждом отделении ЛУ назначаются лица, ответственные за выписку больных, подготовку транспортабельных к эвакуации и перемещение нетранспортабельных в защитные сооружения.

Рекомендуется в истории болезни делать пометку: «эвакуируется с больницей» =Э=, «остается в больнице как не-транспортабельный» =Н=, подлежит выписке =В=. История болезни подписывается врачом, заместителем главно-го врача по медицинской части, а для нетранспортабельных, кроме того, заверяется круглой печатью больницы. Истории болезни следуют с больными. Больным, подле-жащим выписке на амбулаторное лечение, помимо пометки в истории болезни «вы-писан на амбулаторное лечение», выдается на руки справка, в которую вносят крат-кие сведения о проведенных исследованиях и лечении.

3. Производится расчет и распределение, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества (для обес-печения стационаров для нетранспортабельных больных, комплектования сумок (укладок) неотлож-ной помощи, которые выдают медперсоналу для оказания медпомощи эвакуируемому населению на эвакопунктах, при сопровождении транспор-табельных больных в пути следования.

Для расчета потребности транспортных средств необходимо определить тоннаж и объем имущества, подлежащего эвакуации с ЛУ.

При недостатке выде-ленного транспорта определяются порядок и последовательность эвакуации несколь-кими рейсами.

4. Проводится расчет количества помещений для размещения больных вне района ЧС (в загородной зоне) и потребность в помещениях для укрытия нетранспортабель-ных больных в лечебном стационаре для нетранспортабельных.

При проведении эвакуации инфекционных больниц соблюдается необходимый санитарно-эпидемиологический режим (больные эвакуируются на спецтранспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Эвакуация психбольниц и диспансеров, также имеет свои характерные особенности, что отражается в планах данных лечебных учреждений.

Заключительным этапом эвакуационных мероприятий является консервация здания и сдача его под охрану.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров

Стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, сели и др.), а также войны и вооруженные конфликты были постоянными спутниками человеческой истории. Вторая половина XX столетия характеризуется бурным развитием науки, техники, промышленности. В последние десятилетия ушедшего XX века получили название "Век массового травматизма", обусловленного не только силами природы, но и деятельностью человека (техногенные катастрофы). Отмечается тенденция роста числа и масштабов техногенных катастроф. По данным на 1990 г. 4/5 всех катастроф на Земле составляют техногенные. За период с 1965 по 1999 гг. среднее ежегодное количество природных катастроф возросло почти в 3 раза, при этом общее число погибших на Земле за 35 лет от катастрофических явлений составляет 3.8 млн. человек, а количество пострадавших – 4.4 млрд. человек, то есть почти 3/4 населения Земли. Увеличивается количество человеческих жертв, размеры материального ущерба, ухудшается экологическая обстановка.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек человеческие жертвы. При этом наносится ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, имеются значительные материальные потери и нарушаются условия жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения – обстановка, сложившаяся в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местного здравоохранения. Требуется привлечение их извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.

Критерии ЧС для здравоохранения

Все потери населения, вызванные чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени, носят название общих потерь и подразделяются на безвозвратные и санитарные . К безвозвратным потерям относят погибших и пропавших без вести. Под санитарными потерями принято понимать лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи и по состоянию здоровья утративших трудоспособность не менее чем на одни сутки.

Величина (размеры) санитарных потерь являются одним из важнейших факторов, влияющих на организацию оказания медицинской помощи населению в ЧС мирного и военного времени.

Размер потерь, как безвозвратных, так и санитарных, при каждом виде катастроф колеблется в большом диапазоне в зависимости от ряда условий: масштабов катастрофы, интенсивности действия поражающих факторов, плотности населения, характера застройки, времени суток, системы защиты населения, своевременности оповещения и полноты информации и других факторов. Например, при землетрясении 1975 г. в Китае население было предупреждено и ни один человек не погиб, а при землетрясении в 1976 г. в том же Китае в результате отсутствия информации погибли 243.000 человек и 165.000 пострадали.

Под структурой санитарных потерь понимается процентное соотношение различных категорий пораженных в общем числе санитарных потерь при данной чрезвычайной ситуации. Например, в очаге ядерного поражения, в структуре санитарных потерь ожоги составляют от 27 до 30 %, механические травмы – 20%.

Основными поражающими факторами природных, техногенных катастроф и в результате применения противником современных средств поражения являются:

Динамические (механические) факторы . Это действие на организм человека механической энергии, в результате которой возникают механические травмы – ударная волна взрыва, летящие обломки зданий и сооружений (вторичные снаряды).

Термические факторы . Воздействие на организм высоких и низких температур. В результате чего возникают ожоги, обморожения, перегревания, переохлаждения;

Радиационные факторы . Воздействие на организм ионизирующего излучения, в результате которого может развиться лучевая болезнь (острая и хроническая), лучевые поражения кожи, поражения внутренних органов;

Химические факторы . (АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные яды и др.) воздействуя на людей, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) отравления, химические ожоги;

Биологические факторы . Воздействие на организм человека микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности при эпидемиях, авариях на биологически опасных объектах, применении биологического оружия;

Психогенные (психоэмоциональные) факторы . Действие на психику человека стрессовой ситуации может привести к возникновению различных психических отклонений, вплоть до серьезных расстройств.

Поражающие факторы катастроф могут воздействовать на различные органы и системы мгновенно или растянуто во времени. При этом возможны изолированные, множественные, сочетанные и комбинированные поражения. Комбинированные поражения чаще сопровождаются ожоговым шоком, инфекционными осложнениями. Летальность при них значительно выше, чем при изолированных поражениях.

Механические и термические факторы являются одними из основных поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Механические факторы катастроф ведут к тяжелым травматическим поражениям. Характеризуя очаг поражения, возникающий в результате воздействия механических факторов, следует подчеркнуть, что в структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно находятся на втором и третьем месте. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш-синдром"). Так, в Ашхабаде (1948 г.) СДС синдром наблюдался в 3,8% случаев, в Армении (1988 г.) – 27%, в Нефтегорске (1995 г.) – 29%.

Среди причин смерти на первом месте находится травма – не совместимая с жизнью, на втором – травматический шок, на третьем – острая кровопотеря.

Так, в Армении травматический шок наблюдался у 43% пострадавших, а в Башкирии при Ж/Д катастрофе у 73% пострадавших. Противошоковые мероприятия, проведенные в первые 6 часов, снижают смертность на 25-30%.

2. МТХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА.

Землетрясение – подземные толчки, удары и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Землетрясения бывают: тектонические, вулканические, обвальные и в виде моретрясений. Они обычно охватывают обширные территории.

По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее место среди стихийных бедствий.

Величина санитарных потерь при землетрясениях зависит от силы и площади стихийного бедствия, плотности населения в районе землетрясения, степени разрушения зданий, внезапности и ряда других факторов.

Травмы при землетрясениях в 10% случаев получены в результате обвалов, обрушения зданий, в 35% – от падающих конструкций, обломков зданий и в 55% – от неправильного поведения самих пораженных и необоснованных действий, вызванных страхом и паникой. При этом примерные ориентировочные показатели соотношения числа погибших и пораженных при обрушениях зданий составляет 1:3.

В результате землетрясений у людей возникают не только травматические повреждения, но и разнообразные нервно-психические нарушения и соматические заболевания, требующие оказания медицинской помощи по неотложным показаниям.

Медико-тактическая обстановка осложняется еще и тем, что выходят из строя ЛПУ и имеются потери среди медицинского персонала.

При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные лечебные учреждения, способные обеспечить исчерпывающую медицинскую помощь.

Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются силами и средствами различных уровней ВСМК, вплоть до федерального, в зависимости от масштаба данного ЧС.

Первая помощь пораженным оказывается в очаге землетрясения в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.

Для оказания пораженным первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-профилактические учреждения, находящиеся на административной территории, на которой возникло землетрясение.

Формирования ВСМК регионального уровня, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их состава и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

Планирование и последующее выполнение лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений зависят от их интенсивности. Землетрясение, как критерий чрезвычайной ситуации для СМК и в целом для здравоохранения − это землетрясение интенсивностью в 5 баллов.

В ходе ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения в 5 баллов большинство жителей данного населенного пункта не пострадают и смогут принять участие в спасательных работах, прежде всего в оказании пораженным первой помощи. Возникшие санитарные потери будут незначительны, все пораженные нуждающиеся в оказании медицинской помощи обратятся за ней в ближайшее время после землетрясения, и не будут нуждаться в трудоёмких мероприятиях первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи и госпитализации. Большинство лечебно-профилактических учреждений сохранят работоспособность, т.к. в среднем 94-95% зданий и сооружений данной территории серьезных разрушений и повреждений не получат. Таким образом, при данной интенсивности землетрясения представляется возможным сохранить организацию лечебно-профилактического обеспечения, существующую в обычных условиях.

При землетрясении в 6 баллов, здания и сооружения могут получить значительные повреждения, часть ЛПУ может выйти из строя, поэтому может возникнуть необходимость в организации и выполнении ряда дополнительных лечебно-эвакуационных мероприятий за счет сил и средств СМК межрегионального уровня. Санитарные потери при данной интенсивности землетрясения могут достигнуть 1,5%, при этом пораженные нуждаются в оказании первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи. Возникает необходимость в развертывании дополнительных госпитальных коек соответствующего профиля в имеющихся стационарных лечебных учреждениях или эвакуация пораженных за пределы зоны землетрясения.

При ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений в 7-8 баллов организация лечебно-эвакуационного обеспечения, характерная для 6 баллов, сохраняет свою справедливость, но имеются существенные особенности. Санитарные потери при данной интенсивности землетрясения могут достигнуть при 7 баллах 13%, а при 8 баллах – 23%.

Большинство пораженных будет находится вне завалов. Исходя из величины санитарных потерь, при данной интенсивности землетрясения, значительную часть уцелевшего населения не удастся привлечь к оказанию первой помощи. Возникает необходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пораженных, требуется привлечь к выполнению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства вплоть до федерального уровня. Прибывающие формирования в зону ЧС можно будет развернуть в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения. Резко возникнет потребность в госпитальных койках, при 7 баллах она составит 2,42%, при 8
баллах −4,48%.

При землетрясении в 9-10 баллов санитарные потери увеличиваются до 40%, при 11 баллах уменьшаются до 32%, а при 12 баллах достигают до 20%, т.к. возрастают безвозвратные потери среди населения. Условия лечебно-эвакуационного обеспечения будут очень сложными. Первую помощь в рамках само- и взаимопомощи смогут получить лишь небольшая часть пораженных, основной части первая помощь будет оказана личным составом аварийно-спасательных формирований и силами, находящимися вне зоны ЧС.

При землетрясении 9 баллов и более лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в зоне ЧС будут разрушены полностью или потеряют работоспособность. Возникает необходимость выдвижения формирований СМК регионального, межрегионального и федерального уровней и их развертывания в зоне землетрясения для оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их госпитального лечения в учреждениях, расположенных на значительном удалении от зоны землетрясения, привлечения воздушного транспорта для эвакуации пораженных.

Общие потери среди населения при землетрясении 9-12 баллов могут составить 55-81%.

3. МТХ НАВОДНЕНИЙ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА.

Наводнением называют временное затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранилищу местности, которое причиняет материальный урон, наносит ущерб здоровью населения и приводит к гибели людей.

Среди других стихийных бедствий в нашей стране наводнения по частоте, площади распространения и по суммарному среднегодовому материальному ущербу занимают первое место, а по человеческим жертвам они уступают только землетрясениям.

Повышение уровня воды в водоеме, ведущее к затоплению территории, происходит по следующим причинам:

– сезонное таяние снежного покрова;

– таяние ледников и снежного покрова в горах;

– интенсивные дожди;

– заторы и зажоры;

– ветровые нагоны воды;

– разрушения плотин и других гидротехнических сооружений (аварии на опасных гидродинамических объектах).

Наводнения вследствие аварий на опасных гидродинамических объектах отличаются рядом особенностей и требуют отдельной характеристики.

Опасным гидродинамическим объектом (ГОО) называют сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) него.

К ГОО относятся искусственные и естественные плотины, гидроузлы, запруды.

Важнейшей особенностью наводнения при авариях на ГОО является образование волны прорыва.

Волной прорыва называют волну, образующуюся в нижнем бьефе в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа при прорыве ГОО. Волна прорыва – основной поражающий фактор аварий на ГОО.

Объем воды и скорость ее падения из верхнего бьефа зависят от величины прорыва (место повреждения ГОО, через которое устремляется вода из верхнего бьефа) при прорыве гидросооружения. Главные параметры волны прорыва (высота, ширина и скорость движения) зависят от размеров прорыва.

На скорость распространения и высоту волны прорыва оказывает существенное влияние также характер местности, по которой она движется. На равнинах скорость ее движения не превышает 25 км/час, а в горах может достигать 100 км/час. Лесные массивы, возвышенности, овраги и т. п. снижают скорость движения и высоту волны прорыва.

Помимо поражающих факторов, характерных для других наводнений (термический, механический и биологический), при авариях на ГОО возрастает значение механического фактора, обусловленного кинетической энергией волны прорыва. Механические повреждения различной тяжести могут быть следствием:

– непосредственного динамического воздействия на тело человека волны прорыва;

– травмирующего действия обломков зданий и сооружений, разрушаемых волной прорыва;

– повреждающего действия различных предметов, вовлекаемых в движение волной прорыва.

В зависимости от высоты волны и скорости течения на затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления:

– первая – зона катастрофического затопления примыкает непосредственно к гидросооружению или водоему, которая простирается на 6-12 км, высота волны может достигать нескольких метров. Волна характеризуется бурным потоком воды со скоростью течения 30 и более км/час. Время прохождения волны – 30 мин.

– вторая – зона быстрого течения (15-20км/час). Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны – 50-60 мин.

– третья – зона среднего течения (10-15км/час). Протяженность до 30-50км. Время прохождения волны – 2-3 часа.

– четвертая – зона слабого течения (разлива). Скорость течения может достигать 6-10 км/час. Ее протяженность будет зависить от рельефа местности и может составить 36-70 км.

Подобное условное деление на зоны позволяет и медицинским работникам лучше ориентироваться в сложившейся обстановке в районе бедствия, что, в свою очередь повышает качество и эффективность ведения спасательных работ, так и использование сил и средств ВСМК для оказания медицинской помощи пострадавшему населению в ходе ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...