Минстрой РФ: определяем класс энергоэффективности МКД. Энергосбережение многоквартирного дома Кто обеспечивает энергосбережение в подвалах мкд


Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 года N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" , а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 февраля 2010 года N 119-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2009 год и Программе Правительства Москвы на 2010 год" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по результатам проведения обязательного энергетического обследования согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 августа 2007 года N 752-ПП , от 11 марта 2008 года N 177-ПП , от 8 апреля 2008 года N 284-ПП , от 13 мая 2008 года N 381-ПП , от 22 июля 2008 года N 639-ПП , от 5 августа 2008 года N 708-ПП , от 19 августа 2008 года N 738-ПП , от 26 августа 2008 года N 766-ПП , от 30 декабря 2008 года N 1248-ПП , от 10 февраля 2009 года N 78-ПП , от 30 июня 2009 года N 642-ПП , от 4 августа 2009 года N 745-ПП , от 8 декабря 2009 года N 1357-ПП , от 29 сентября 2010 года N 854-ПП , от 30 ноября 2010 года N 1038-ПП , от 21 декабря 2010 года N 1080-ПП , от 18 января 2011 года N 4-ПП , от 29 марта 2011 года N 92-ПП , от 16 мая 2011 года N 202-ПП , от 16 августа 2011 года N 369-ПП , от 30 августа 2011 года N 401-ПП):

2.1. Пункт 33 постановления

"33. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В. и префектов административных округов города Москвы.".

2.2. Раздел III "III. При применении цен, установленных собственниками помещений в многоквартирном доме" приложения 2 к Временному порядку (приложение 1 к постановлению) считать разделом II "II. При применении цен, установленных собственниками помещений в многоквартирном доме".

2.3. Пункт 7.3 приложения 4 к постановлению изложить в следующей редакции:

"7.3. Выдача сведений из ЕРУ Пользователям:

7.3.1. Производится на основании письменного обращения, в котором указываются:

Причина предоставления сведений;

Реквизиты удостоверения личности физического лица или реквизиты юридического лица;

Желаемый способ предоставления сведений (в соответствии с п.7.2).

7.3.2. Не может быть обеспечена в случае:

Многократного (более 2 раз) запроса сведений, раннее выданных тому же заявителю (в том числе частично) из ЕРУ;

Объективного отсутствия взаимосвязи между причиной обращения и составом запрашиваемых сведений;

Несоответствия реквизитов удостоверения личности, указанных в обращении, предъявляемому удостоверению личности;

Ненадлежащего оформления письменного обращения юридического лица: отсутствие печати, подписи уполномоченного лица, доверенности на совершение действий от имени юридического лица.

7.3.3. Осуществляется не позднее одного рабочего дня с момента обращения.

7.3.4. В случае однократно представляемых в виде бумажных документов не может превышать в объеме 30000 знаков (включая пробелы).

7.3.5. Составляет не менее одного рабочего дня в случае повторной выдачи бумажных документов для одного и того же лица.".

3. Признать утратившими силу:

3.1. Пункт 9.3 постановления Правительства Москвы от 9 февраля 2010 года N 119-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2009 год и Программе Правительства Москвы на 2010 год" .

3.2. Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 года N 800-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 9 февраля 2010 года N 119-ПП" .

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного...

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по результатам проведения обязательного энергетического обследования

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Применяемые
технологии,
оборудование
и материалы

Характер эксплуатации
после реализации
мероприятия

Разработка и доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению эффективности в многоквартирном доме лицом, ответственным за
содержание многоквартирного дома.
Информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения

Информационное
обеспечение,
снижение электропотребления

Интернет, информационные доски, объявления в местах общего пользования в жилых домах (в подъездах,
на досках объявлений)

Периодическое
размещение

Информирование потребителей о требованиях по оснащению индивидуальными приборами учета потребления
энергетических ресурсов в квартирах

Информационное
обеспечение

Интернет, информационные доски, объявления в местах общего пользования в жилых домах (в подъездах, на досках объявлений)

Периодическое
размещение

Система отопления

Установка линейных балансировочных
вентилей и балансировка (гидравлическая и тепловая наладка) системы отопления (автоматизированных узлов управления, элеваторных узлов, систем "КИАРМ") в многоквартирном доме
в отопительный сезон в целях устранения потерь тепловой энергии
и воды (утечек)

1) Рациональное
использование
тепловой энергии.
2) Экономия
потребления
тепловой энергии в системе
отопления.

Балансировочные
вентили, запорные вентили, воздуховыпускные клапаны

Периодическая
регулировка, ремонт

Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (в случае отсутствия прибора), обеспечение его сохранности и работоспособности

Учет тепловой
энергии, потребленной в
многоквартирном
доме

Прибор учета
тепловой энергии, внесенный
в государственный реестр средств измерений

Периодический
осмотр, поверка,
ремонт, гидравлические испытания

Промывка трубопроводов и стояков системы отопления

1) Рациональное
использование
тепловой энергии.
2) Экономия
потребления

Промывочные машины и реагенты

Периодический
осмотр, ремонт

Ремонт изоляции трубопроводов системы отопления в подвальных помещениях с применением энергоэффективных материалов

1) Рациональное
использование
тепловой энергии.
2) Экономия
потребления
тепловой энергии в системе отопления.

Периодический
осмотр, ремонт

Система горячего водоснабжения

Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды (в
случае отсутствия прибора), обеспечение его сохранности и работоспособности

Учет горячей
доме

Прибор учета горячей воды, внесенный в государственный реестр
средств измерений

Периодический
осмотр, поверка,
ремонт

Ремонт изоляции теплообменников и
трубопроводов системы горячего водоснабжения в подвальных помещениях
с применением энергоэффективных ма-
териалов

1) Рациональное
использование
тепловой энергии.
2) Экономия
потребления
тепловой энергии и воды в системе горячего водоснабжения.

Современные теплоизоляционные материалы в виде скорлуп и цилиндров

Периодический
осмотр, ремонт

Система холодного водоснабжения

Установка коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды
(в случае отсутствия прибора), обеспечение его сохранности и работоспособности

Учет холодной
воды, потребленной в многоквартирном
доме

Прибор учета холодной воды, внесенный в государственный реестр средств измерений

Периодический
осмотр, поверка,
ремонт

Система электроснабжения

Установка коллективного (общедомового) многотарифного прибора учета электрической энергии (в случае отсутствия прибора), обеспечение его
сохранности и работоспособности

Учет электрической энергии, потребленной в
многоквартирном
доме

Прибор учета
электрической
энергии, внесенный
в государственный
реестр средств измерений

Периодический
осмотр, поверка,
ремонт

Замена ламп накаливания в местах общего пользования на
энергоэффективные лампы

1) Экономия
электроэнергии.
2) Улучшение
качества освещения.

Люминесцентные
лампы, светодиодные лампы

Периодический
осмотр, протирка

Дверные и оконные конструкции

Заделка, уплотнение и утепление
дверных блоков на входе в подъезды
и обеспечение автоматического закрывания дверей

1) Снижение
утечек тепла
через двери
подъездов.
2) Рациональное
использование
тепловой энергии.
3) Усиление безопасности жителей.

Двери с теплоизоляцией, прокладки,
полиуретановая пена, автоматические
дверные доводчики
и др.

Периодический
осмотр, ремонт

Установка дверей и заслонок в проемах подвальных помещений и чердачных помещениях

1) Снижение
утечек тепла
через подвальные проемы.
2) Рациональное
использование
тепловой энергии.

Двери, дверки и
заслонки с теплоизоляцией

Периодический
осмотр, ремонт

Заделка и уплотнение оконных блоков
в подъездах

1) Снижение инфильтрации через оконные блоки.
2) Рациональное
использование
тепловой энергии.

Прокладки, полиуретановая пена и др.

Периодический
осмотр, ремонт

Стеновые конструкции

Обеспечение надлежащего состояния
указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и
замена указателя при изменении класса энергетической эффективности

Информационное
обеспечение,
экономическое
стимулирование

Периодический
осмотр, ремонт

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Мэра и Правительства Москвы,
N 69, 20.12.2011

Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по результатам проведения обязательного энергетического обследования

Название документа: Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах города Москвы, реализация которых обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по результатам проведения обязательного энергетического обследования
Номер документа: 574-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 20.12.2011
Дата принятия: 06 декабря 2011
Дата начала действия: 20 декабря 2011

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

5 2016-08-17 07:59:00 +0300

21 августа вступают в силу новые правила определения класса энергоэффективности жилых домов. Инициатором нововведений выступил Минстрой России, который своим приказом от 6 июня 2016 г. № 399/пр. отменил действующие ранее Правила, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 8 апреля 2011 г. №161, сообщает портал ОКНА МЕДИА.

В чем разница?

Классов энергетической эффективности стало больше. Если раньше их было семь, то теперь девять. Причем высочайшими считаются классы A++ и А+, самым низким – G. Согласно новым Правилам, домам, в которых не установлены общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, вообще не может быть присвоен класс энергоэффективности, а первые четыре наиболее высоких класса могут получить только дома, оборудованные индивидуальным тепловым пунктом с системой автоматической регулировки температуры в зависимости от погоды и светодиодным освещением мест общего пользования.

Каждому новому дому обязательно должен быть присвоен класс энергоэффективности. В случае, если после заселения окажется, что реальное потребление тепловой и электроэнергии ему не соответствует, жильцы могут обратиться в суд и принудить застройщика устранить недоработку.

Зачем нужен класс энергоэффективности?

Для экономии коммунальных ресурсов и снижения платы за коммунальные услуги. Чем выше класс энергетической эффективности, тем меньше жильцы будут платить за тепловую и электроэнергию, и тем комфортнее им будет жить в своей квартире.

Но есть и минус: если речь идет о новостройках, то в мероприятия по энергосбережению придется вложиться застройщику, что в конечном итоге увеличит стоимость квадратного метра жилья. С 1 января 2016 г. все новые дома, которые вводятся в эксплуатацию, должны иметь класс энергоэффективности не ниже B.

В целом, Правительство РФ взяло курс на энергосбережение и экономию коммунальных ресурсов. Подсчитано, что порядка 40 % потребляемой энергии приходится именно на здания, поэтому пристальное внимание властей к проблеме рационального энергопотребления в жилых домах кажется вполне логичным. Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает устанавливать приборы учета практически на все коммунальные ресурсы как в квартирах, так и в домах.

Из последних мер поддержки – финансовое участие Фонда содействия реформированию ЖКХ в капремонте домов, готовых потратиться на мероприятия по повышению энергоэффективности, которые приведут к экономии не менее 10 % тепловой и электроэнергии. Каждый дом может рассчитывать на сумму до 5 млн. рублей. В Минстрое на днях заявили, что соответствующий проект Постановления Правительства уже готов.

Как рассчитывается класс энергетической эффективности?

Приказом Минстроя утвержден базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме. Он соответствует классу D - некой усреднённой величине. Фактическое потребление может отличаться от нее как в большую, так и в меньшую сторону. Если в меньшую, это значит, что дом может претендовать на более высокий класс энергоэффективности.

Для новостроек класс энергоэффективности будет утверждать орган государственного строительного надзора субъекта РФ. Если дом уже введен в эксплуатацию, обязанность возложена на Жилищную инспекцию (ГЖИ). Определяться он будет исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Каждые пять лет класс энергоэффективности нужно заново подтверждать, что можно сделать и раньше по решению собственников, но не чаще одного раза в год. Такое обследование потребуется, когда есть основания подозревать застройщика в недобросовестности и несоответствии класса энергоэффективности заявленному при продаже квартиры. Если факт подтвердится, можно смело идти в суд.

Проживание в старом доме. Можно ли сделать его более энергоэффективным?

Собственники всегда могут проявить инициативу и проголосовать на общем собрании за мероприятия по повышению энергоэффективности. Первый шаг – установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Однако сами по себе они не приведут к экономии, зато научат жильцов контролировать расход и вести учет тепловой и электроэнергии, которую потребляет дом. Если ежемесячные цифры на счетчиках пугают, пора переходить к следующему этапу – утеплять подвалы, чердаки, фасады, заменять окна в подъездах, устанавливать энергосберегающие лампы.

Например, в Томске, в доме, которому более 60 лет, в рамках программы капремонта были проведены работы по его утеплению, замене всех окон, а также по реконструкции внутренних инженерных коммуникаций. В доме поставили автоматический теплоузел и систему, которая контролирует потребление энергоресурсов. После чего дому был присвоен наивысший класс энергетической эффективности. Сами собственники вложили в ремонт только 5 % от общей суммы затрат, остальные средства были выделены в рамках господдержки из бюджетов разных уровней.

Как узнать, какой класс энергоэффективности у дома?

В идеале на каждом доме должна появиться табличка, на которой указан класс его энергоэффективности. Управляющей компании или ТСЖ следует проинформировать об этом жильцов на информационных досках. Класс энергоэффективности включается в энергетический паспорт дома, а акт о его присвоении входит в состав технической документации на многоквартирный дом.Несмотря на то, что законодательные акты об определении классов энергоэффективности жилых домов действуют с 2013 года, по информации «Российской газеты», только 13 тыс. домов в стране был присвоен класс энергетической эффективности (для сравнения жилфонд Москвы, по данным сайта «Реформа ЖКХ», насчитывает более 30 тыс. домов). Такое положение говорит о том, что ранее работа по маркировке зданий велась недостаточно эффективно. Предполагается, что новые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов позволят ускорить процесс с присвоением классов.

Бизнесу 8172

Класс энергоэффективности жилых домов будут определять по-новому

5 ОКНА МЕДИА ОКНА МЕДИА 14722

Примечания:

1. Применяемые сокращения:

ИТП - индивидуальный тепловой пункт;

ГВС - горячее водоснабжение;

ХВС - холодное водоснабжение;

УО - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или собственники помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом);

ЭСО - энергосервисная организация или компания;

ПО - подрядная организация, имеющая специализацию в указанной области деятельности.

2. В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4160, 4206; 2011, № 29, ст. 4288, 4291; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7344, 7359; № 51, ст. 7447; 2012, № 26, ст. 3446; № 29, ст. 3989; № 53, ст. 7595; 2013, № 14, ст. 1652; № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961, 6964, 6966; 2014, № 40, ст. 5322; № 45, ст. 6149, 6154; 2015, № 1, ст. 19; № 27, ст. 3967; № 29, ст. 4359; 2016, № 27, ст. 4202) в перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

3. Оценка затрат на реализацию мероприятия указывается в рублях, отнесенных к квадратному метру жилой площади или полезной площади нежилых помещений и экономия, полученная в результате его реализации, указывается в процентах по каждому ресурсу и рассчитывается индивидуально для каждого многоквартирного дома в зависимости от архитектурно-планировочных, конструктивных характеристик дома, уровня его инженерного обустройства, физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, с учетом климатических условий места расположения.

4. Мероприятия, указанные в разделе "I. Перечень основных мероприятий", предлагаются собственникам в первоочередном порядке. Порядок следования мероприятий в каждом разделе отражает приоритетность их реализации.

5. С целью достижения максимального эффекта по энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов рекомендуется предлагать реализацию нескольких мероприятий совместно:

1) мероприятия по установке ИТП: 13, 21;

2) мероприятия по модернизации трубопроводов и арматуры инженерных систем: 14, 22, 23;

3) мероприятия по теплоизоляции трубопроводов и арматуры инженерных систем: 15 - 17;

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...