Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание. Мир униженных и оскорбленных (Ф.М


Бикаева Талия

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского тема защиты "маленького человека"-бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство имеет огромное значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ

По предмету: Л итература

На тему:

«Мир у ниженных и оскорбленных в романе Ф . М.Достоевского

«Преступление и наказание»

Выполнил учащаяся ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «ТК ММП» Жуковского филиала: Бикаева Талия

2014г.

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М . Достоевского
"Преступление и наказание"

Сочинение

Первым произведен и ем Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярны й роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького челове к а " - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благород ст во . Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя .

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольнико в а органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студе н та. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущ о б, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывае т его убогую, душную ка м о рку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру . Эта крош е чная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися о т стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, кот о р ая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фи г ура замечательно краси в ого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колорито м ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных , в которых коротали время бед н ые чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность люде й, вынужденных ютит ьс я в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночес т ва в толп е . Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способ н о сть к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пья н ую исповедь бедного чиновника Мармеладова . В его рассказе о своей судьбе
разворачивается ст
р ашная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормаль н ого умного , совестливого человека не может вынести ежедневных унижений , когда приходится б ы ть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных де т ей, знать , что д о ч ь, чистая , честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Марм е ладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его иск р енняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в кот о ром явственно проступает презрение.

Вообще, именно на п римере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскор б ленных людей , их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многоч и сленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга , холодного, мертвен н ого города, равнодушно взирающего на горе и страдан и я людей. Великолепная пано р ама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитате л ей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие за к оптелые комнаты с дырявыми простынями И обод р анным диваном, в одной из которых ютится се мь я Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судь б а Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины,
пытающейся навес
т и чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей , непохожа на судьб у ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раск о л ьникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный поз о р, обладая гордостью и самолюбием брата . Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина ко т орых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные челов е ка.

Все эти примеры за к ономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечелов е ческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских запов е дей . Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором :
умереть или жить це ной сделок с совестью. К это м у миру неприложимы общепринятые
нравственные зако
н ы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умер л а бы с голоду ее семья. К огда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно досто й ном выходе , е г о слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит , лю б овь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. С оня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистот у , и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любо в ью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Рас к ольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, с ознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости . Она решается на этот шаг по той же прич и не, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в унив е рситете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люд и способны сохранить благородство, любовь , сострадание, вел и кодушие.
Изображая мир пет
е рбургских трущоб, писатель не только испытывает жалость сочувствие к обездоленным и ун и женным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которы е труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тем а униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что о на порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом ж е мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писа те ля верой в возможность построения общества , в котором люди будут "изнемогать от люб в и друг к другу". Только любовь , а не насилие - единственный возможный путь для достижени я гуманного , справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского п и сателя.

/ / / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

С темой униженных и оскорбленных мы встречаемся еще на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Продолжает ее и Федор Михайлович Достоевский. Он вносит свой существенный вклад, дополняя особенностями. Писатель показывает, что мир человека очень сложен и многогранен.

Внутренний мир униженных и оскорбленных героев представляет особый интерес, и в произведениях Федора Михайловича он выходит на первый план.

Судьба Раскольникова представлена в романе, как один из вариантов развития жизни таких людей. Этот персонаж противопоставляет себя обществу, пренебрегает принятыми законами и моралью, и ставит себя выше других. Родион не хочет быть рабом, быть тем, кто подчиняется. Он идет на бунт.

А вот , девушка, относящая к униженным и оскорбленным, представляет абсолютно другую личность. И ее судьба складывается иначе. Она никогда не решится бунтовать, ее путь смиренный, обращенный к Богу. Со стороны общественного мнения, она блудница, но по законам христианской морали Соня – святая девушка, пожертвовавшая собой ради близких, ради своей семьи.

Соня – не менее сложный персонаж, чем Раскольников. Она постоянно испытывает внутреннее напряжение и тоже тяготится внешней несправедливостью. Но только не ломается. Стержень этой девушки – ее вера и любовь к матери и маленьким детям.

Не стоит забывать и в общем про семью Мармеладовых. Это яркий тип униженных и оскорбленных. Эти люди зашли в нравственный тупик, они не знают и не понимают, куда им дальше двигаться.

Отец семейства – совершенно опустившийся человек, причем не только морально, но и социально. Весь его образ просто нелеп. В самом Мармеладове и его жене Катерине автор показывает не только духовную, но и физическую деградацию личности. – беспробудный пьяница. Катерина Ивановна же сходит с ума. Эти люди находятся будто на границе: они не могут смиренно жить, как Соня, но и на бунт они не способны.

Трагедия этой семьи показана на фоне самого грязного района Петербурга. Автор показывает, как бытовые условия и городская среда заставляют людей терять человеческое обличье.

Есть в романе и эпизодические герои, которые призваны стать окончательным кусочком в общей картине нищеты и безвыходности.

Получается, что в романе «Преступление и наказание» показана целая вереница униженных и оскорбленных людей. На мой взгляд, автор не списывает такое положение дел только на социальный статус этих людей. Огромная причина кроется и в них самих.

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Примерный текст сочинения

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького человека" - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще, именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут "изнемогать от любви друг к другу". Только любовь, а не насилие - единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.

Роман "Преступление и наказание" принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени.

В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире.
В "Преступлении и наказании" показан буржуазный Петербург. Не тот ослепительный, красочный, с морем огней, а град, в котором живут Раскольнико-вы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, град уличных девиц и многочисленных распивочных.

Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.

Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление - это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников - это терпила буржуазного общества. Он сам "униженный и оскорбленный", хотя считает себя "сильной личностью". Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!

Не только Раскольников, как показывает Достоевский, но и тысячи других людей неизбежно обречены при существующем порядке на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Яркий пример этому - семья Мармеладовых. Сам Мармеладов - конченый человек. Бывший чиновник, он ищет правды в распивочной. Грязь, вонь этой распивочной настраивают против Мармеладова. А что ему остается делать? Он пребывает за порогом человеческой чести и гордости. Мармеладов понимает свое положение. Он говорит: "В бедности вы ещё сохраните свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету... метлой выметают из фирмы человеческой". Нищета - это когда не к кому пойти, некому пожаловаться, некому довериться. Мармеладов достоин и недостоин сострадания. С одной стороны, мы понимаем, что не он виноват в своем положении, а с другой - нельзя опускаться до такой степени, когда уже чуждо все человеческое. Своим пьянством он довел семью до беспросветной нищеты. Страдают все, и в первую очередь - Катерина Ивановна.

Дочь офицера, она уже второй раз выходит замуж, спасая этим своих детей. Но что дал ей тот самый брак? То, что она, больная чахоткой, не спала ночами, чтобы выстирать детям одежду! Разве заслужила она это? А что она могла сделать? После смерти Мармеладова Катерина Ивановна оказывается выброшенной на улицу. Она заставляет своих детей просить милостыню. А что можно было делать? Безвыходность положения - вот что показывает Достоевский.

Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в жилище к Свидригай-лову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего "спасителя". И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордыня.

Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня - это "луч света в темном царстве". Она выступает как носительница моральных ценностей "униженных и оскорбленных". Соня, как и Мармеладо-вы, - терпила несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее "преступить" свое "я", отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.

Все герои Достоевского кончают свою жизнь смертью. Нет выхода из положения, остается только смерть. Судьбами своих героев Достоевский доказывает, что нет места в буржуазном мире "маленькому" человеку. У всех "униженных и оскорбленных" есть только один выход - быть раздавленными богатой коляской, то есть теми условиями жизни, в которые эти люди поставлены капиталистическим обществом.

Занятие № 4-5

Мир «униженных и оскорбленных» в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    воспитательные:

    формирование у студентов чувства сострадания к «униженным и оскорбленным», умения сопереживать;

    создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

    образовательные:

    углубление знаний о мире «униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание»;

    осмысление конфликта героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие;

    развивающие:

    формирование умения в монологической форме выражать свою точку зрения;

    развитие навыков самостоятельного применения знаний, работы с художественным текстом , умения анализировать, логически излагать мысли .

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный урок

Методические приёмы: беседа по вопросам, анализ художественного текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, представление исследовательских проектов, выразительное чтение, пересказ эпизодов .

Прогнозируемый результат:

    знать картины жизни героев романа ;

    уметь излагать мысли, сопоставлять и сравнивать; выделять основное в тексте.

Оборудование : тексты романа «Преступление и наказание», компьютер, мультимедиа, художественный фильм «Преступление и наказание».

Ход урока

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Чтение миниатюр: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи?»

    Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького человека" - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

    Обсуждение темы и целей урока.

    Совершенствование знаний, умений и навыков.

    1. Слово преподавателя.

Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

«Слушай, если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чём тут дети, скажи мне, пожалуйста? Совсем непонятно, для чего были должны страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию? Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка», - говорит Иван Карамазов в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы.

Тема страдания детей широко освещена в русской литературе XIX века.

    1. Представление исследовательского проекта «Судьба детей в русской литературе».

    1. Определите автора следующих эпизодов (строки из романа «Преступление и наказание» читают заранее подготовленные студенты) :

«Сцена с пьяной девочкой» (ч.1, гл.4);

«Дети Катерины Ивановны: сцена молитвы» (ч.2, гл.7);

    Представление исследовательского проекта «Дети на страницах романа «Преступление и наказание».

    История жизни Мармеладова.

    Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

    Просмотр эпизода из художественного фильма «Встреча с Мармеладовым».

    Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Рассказ студента.

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

    Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

    Отчего же мы так сочувствуем герою?

Просто за то, что он человек!

    Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

    Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

    Вывод:

Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов сам о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

    Галерея женских образов в романе.

    Слово преподавателя.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

    Почему же нет сострадания в семье?

    Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

    Просмотр эпизодов из фильма:

Первая встреча Раскольникова с Катериной Ивановной;

Смерть Катерины Ивановны.

    Какой предстает Катерина Ивановна?

(Бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

    Перескажите письмо Пульхерии Александровны от 3-го лица.

    Вывод.

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

    Слово преподавателя.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

    Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

    Какой мы видим Соню?

    Каково отношение к ней Достоевского?

    Вывод:

Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на нравственное падение.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью.

    Просмотр эпизода «Похороны Мармеладова».

    История жизни Раскольникова до преступления.

    Слово преподавателя

Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нами необычный герой.

В чем же его необычность?

    Сообщение о жизни Раскольникова.

    Вывод:

В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

IV . Информация о домашнем задании.

      1. Письменная работа. Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».

        Чтение эпизодов:

    статья Раскольникова «О преступлении»;

    встреча с матерью и Дуней;

    вторая встреча с Соней

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Каков же мир «униженных и оскорблённых»?

    Слово преподавателя.

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой - воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, - идею всеискупающего страдания.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...