Можно ли аннулировать водительское удостоверение. Аннулирование водительских прав: причины и основания


Около 50 начинающих водителей могут остаться без водительских удостоверений по решению суда только из-за того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. Ситуация может усугубиться тем, что подобные уголовные дела возбуждены еще в отношении нескольких автошкол.

Кроме того, тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, из-за пробелов в законодательстве и нормативных актах, вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и без еще одного суда.
Скандал случился с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли машинами. Некоторые более полугода. В отношении остальных решения только принимаются. Но задержка связана не с тем, что у суда есть какие-то сомнения в справедливости решения, а с чисто технологическими вопросами. Многие из водителей не проживают по указанным адресам. Их приходится разыскивать.

История довольно простая. Автошкола набрала курс, получила с людей деньги за обучение, а по окончании выдала свидетельства о получении профессии водитель. Никто не обратил внимания, что свидетельства выданы задним числом. В ГИБДД, где принимается решение о допуске к экзамену, про "заднее число" никто и не думает. По ныне действующему порядку не положено.

По этому порядку положено проверить медицинскую справку - срок ее годности, кем выдана и имеет ли право это медучреждение выдавать такие справки. Проверить паспорт: не подделка ли, и действительно ли его предъявляет то лицо, которое в паспорте указано. А также свидетельство о получении профессии водитель. То есть в ГАИ должны убедиться, что человек прошел обучение в автошколе и получил эту бумажку. И вот тут возникает проблема. Дело в том, что лицензированием автошкол занимается Рособрнадзор. Но обучать водителей школа может только после того, как получит заключение ГИБДД о соответствии программ подготовки водителей примерным программам, утвержденным приказом минобрнауки. А также о соответствии материальной базы автошколы этим программам. То есть наличие площадки требуемых размеров для подготовки водителей, наличие классов для обучения и теоретических пособий. Список автошкол, проверенных автоинспекцией, публикуется на сайте ГИБДД.

Казалось бы, оградить автошкольников от мошенников не стоит труда. Но вот конкретный пример, в Краснодаре не смогли этого сделать. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии.В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Порядок таков: перед тем как идти в ГИБДД на сдачу экзаменов, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, которая имеет все необходимые заключения ГИБДД. А если автошкола не имеет этих заключений или лицензии, значит, человек не прошел соответствующего обучения. И, значит, он не имеет права на получение водительского удостоверения, даже если сдал все экзамены на отлично. По сути, он не может даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Но ведь он его получил? Каким образом? С одной стороны, инспекторы обязаны проверять выданные свидетельства, с другой стороны, инспекторы не обязаны проверять действие лицензии. В действующем порядке это не прописано. Таким образом, отвечает за то, что обучался в "некондиционной" автошколе, сам ученик. Своими деньгами, временем и правами.

По данным "РГ", ожидается еще несколько судов. В результате прав могут лишиться еще полторы тысячи человек

Во всей этой истории наблюдается огромный пробел в системе допуска водителей к экзаменам. Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгает договоры и работает, как и раньше работала: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил. Проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора . Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев. За это время можно проверить все.

По поводу происходящего недоумевает президент Федерации автошкол Татьяна Шутылева:

Если бы была предусмотрена процедура проверки лицензии в реестре Рособрнадзора, проверка на наличие заключения ГИБДД, то такая ситуация не возникла бы. Эти люди были бы не допущены к экзаменам в ГИБДД.

Стоит заметить, что водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - не понятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления. Ни ГИБДД, ни суд без соответствующих нормативных актов не смогут вернуть этим людям водительские удостоверения.

По данным корреспондента "РГ", в скором времени ожидается еще несколько подобных судебных процессов. В результате права будут аннулированы примерно у полутора тысяч человек.

ГИБДД может аннулировать водительские удостоверения сотен тысяч граждан, которые прошли обучение в так называемых «серых» автошколах. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД РФ Александра Лыткина, речь идет об автошколах, которые не согласовали с Госавтоинспекцией программы и материально-учебную базу.

В рамках масштабной реформы автошкол 12 августа 2014 года в России в силу вступили более строгие требования. Допуском к дальнейшей работе является заключение ГИБДД, которая проводит проверку учебных заведений. По данным на 12 декабря из 11,5 тысяч российских автошкол пройти проверку согласились 5,1 тысяч учреждений. Из них с переаттестацией справилось лишь 1,8 тысяч заведений.

Однако «серые» автошколы продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять выпускников на экзамены. По словам Лыткина, документы оформляются задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований. Поэтому в ГИБДД планируют активнее работать с прокуратурой и оперативнее закрывать нелегально работающие учреждения, а также аннулировать водительские удостоверения, выданные с нарушениями.

Основанием для этого в Госавтоинспекции называют нарушение постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». В нем сказано, что водительские удостоверения признаются незаконными, если выданы в нарушение постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». Решение об аннулировании документа принимается судом. Причем технология уже отработана - за последние три года Генпрокуратура аннулировала около 50 тысяч удостоверений водителей, которые не имеют права водить машину по медицинским показаниям.

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев специально для «Авто Mail.Ru» :

«Предложение об изъятии водительских удостоверений у людей, прошедших подготовку по старым программам в автошколе, выглядит странным. Если в ГИБДД приняли государственный экзамен, определяющий готовность кандидата в водители, признали его навыки вождения достаточно квалифицированными и выдали человеку права, как этот процесс может иметь обратную силу? Если следовать подобной логике, то получается, что можно и нужно лишать водительского удостоверения всех водителей, получивших права до 12 августа 2014 года. Смысла в этом я не вижу. Также и сомневаюсь, что подобная процедура изъятия водительских прав не противоречит закону.

Эффективнее всего было бы направить силы сотрудников ГИБДД на скорейшее обследование учебно-материальной базы автошкол и выдачу им разрешений на продолжение образовательной деятельности. Если у ГИБДД есть «свободные руки», помощь в скорейшем прохождении проверок и выдаче разрешений автошколам мне представляется наиболее разумным и нужным делом».

О том, могут ли аннулировать водительские права, четко определено Правилами. Раньше такое решение принималось только по решению суда. Но сегодня положения несколько изменились.

Аннулирование или лишение: в чем разница?

В эти два понятия заложен схожий, но различный смысл. ВУ лишают на определенный промежуток времени, не более трех лет. Аннулирование же включает в себя намного более общее определение. К примеру, удостоверение могут аннулировать из-за несоответствия водителя необходимым медицинским показателям. Тогда он представляет опасность не только для себя самого, но и для окружающих. Восстановление в данном случае возможно только тогда, когда будет пройдена медкомиссия, и выдадут справку о пригодности к вождению. Таким образом, конкретного срока здесь не предусматривается.

Но аннулирование также может и иметь определенные временные рамки, а также быть пожизненным. Однако даже в такой ситуации, автолюбитель вправе получить ВУ, если медкомиссия вынесет соответствующее решение, а также будет сдан теоретическая и практическая части экзамена в ГИБДД.

Аннулирование внутреннего и международного удостоверения

В новых Правилах содержится конкретный перечень ситуаций, когда водительское удостоверение будет аннулировано. Так, национальный документ будет считаться недействительными, если:

  • срок действия истек;
  • по разным причинам пришел в негодность;
  • произошла выдача по документам, признанными поддельными или выданные с нарушением закона;
  • утрачен;
  • получены новые права;
  • появились медицинские противопоказания.

При этом, если у водителя аннулируют внутренние права, то и международные также прекращают свое действие. Так, например, если национальное удостоверение сильно износилось и требуется его замена, то документ международного формата тоже нужно поменять, даже тогда, когда он находится в идеальном состоянии.

Правила для профессионалов

Водитель по найму, перед выходом на работу проходит предварительное медосвидетельствование. А затем он обязан проходить медицинскую комиссию один раз в два года.


Помимо этого, тем из них, кто перевозит пассажиров и груз, обязательно нужно проходить медосмотр каждый раз перед рейсом. При перевозке опасного груза медосвидетельствование проходят и после каждого рейса. Такой порядок является необязательным лишь в тех случаях, когда водители работают в экстренных службах. Тогда перед выездом просто невозможно проводить медицинский осмотр.

Если же в процессе одного из осмотров выяснится, что имеется заболевание, при котором нельзя садиться за руль, его отправляют на обследование, а затем на лечение. В течение всего этого периода, он не вправе садиться за руль. А если диагноз подтверждается, его удостоверение подлежит аннулированию. В настоящее время ведется работа над тем, чтобы утвердить список заболеваний, являющихся основанием для аннулирования прав.

Особые отметки

В национальных и международных ВУ имеется графа с названием «Особые отметки». Так, например, если человек носит очки, то он должен и за рулем также быть в них. Не соблюдение этого либо другого имеющейся в данной графе записи, может привести к тому, что права признают недействительными. Водителя же ждет штраф, размер которого, в ряде случаев достигает 15 тысяч рублей.

Нелицензированные школы

Способ, как восстановить аннулированные права, зависит от основания их получения. Пару лет назад у начинающих водителей возник риск аннулирования удостоверения в том случае, если они прошли обучение в нелицензированных автошколах. В отношении многих подобных учебных заведений тогда были заведены уголовные дела. Но вместе с ними пострадали и невиновные водители.

После того, как была проведена масштабная проверка, выяснилось, что многие из них действовали по мошенническим схемам. Так, заключались договоры на аренду помещений, площадок, техники и прочего для того, чтобы показать ГИБДД при проверке, что все соответствует установленным нормам. Но затем соглашения расторгались, и схема функционирования продолжала быть прежней. Работали те же наемные инструкторы, и использовались старые машины. Продолжали работать в старом режиме, они подвергали своих учеников риску из-за того, что их права станут недействительными.

В таких случаях, несмотря на аннулирование документа, водитель не лишается права вождения автотранспортным средством. Однако для реализации своего права ему придется вновь пройти обучение в автошколе, которая имеет лицензию, и снова сдать экзамен. Странным здесь является то, что экзамен был пройден в ГИБДД. По идее, Инспекция не должна была даже допустить к нему тех учеников, которые прошли обучение в автошколе без лицензии. Однако, допуск состоялся. И даже если водитель сдал экзамены на отлично, ему надо проходить обучение заново. В ГИБДД объясняют это тем, что там не обязаны проверять наличие лицензий.

Случаи коррупции

Та же участь постигает водителей и тогда, когда выяснится, что экзамены были сданы с нарушениями. Были случаи, когда прокуратура раскрывала коррупционные схемы, при которых гаишники брали взятки за положительное решение на экзамене. Тогда неприятности ждут не только инспекторов ГИБДД, но и водителей, у которых могут аннулировать удостоверения.


Срок действия истек

О том, что делать, если водительские права аннулированы на том основании, что период, на который они выдавались, истек, зависит от того, когда выявлен этот факт. Если водитель не садился за руль, то он не обязан делать новое удостоверение. Тогда, ему нужно лишь обратиться в отделение ГИБДД и поменять удостоверение. Но совсем другое дело, его остановит инспектор на дороге. Тогда езда с просроченными правами приравнивается к правонарушению, как если бы он ездил без них. За это придется заплатить штраф, а машину увезут на штраф стоянку.

Заключение

Таким образом, аннулирование водительских прав приводит к разным правовым последствиям. В одних случаях, придется заново учиться в лицензированной школе и сдавать экзамены в ГИБДД. В других, нужно пройти медицинскую комиссию. В третьих, достаточно посетить отделение ГИБДД, чтобы получить новое удостоверение.

Данная статья рассматривает такой вопрос, как порядок аннулирования водительского удостоверения (ВУ), а также прекращение его действия. Ранее подобная процедура проводилась исключительно по решению суда. Рассмотрим подробно самые распространенные случаи, когда ВУ прекращает свое действие.

Водительские права: аннулирование или лишение?

Для начала следует сакцентировать внимание читателей на том, что прекращение (аннулирование) и лишение водительских прав – это совершенно разные понятия. Лишение прав производится на определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), а вот аннулирование – гораздо более широкое понятие, которое требует подробного разъяснения.

В качестве примера можно рассмотреть решение об аннулировании прав, произведенное по медицинским показаниям. Такое решение выносится в том случае, когда автоводитель, управляя транспортным средством (ТС), может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Восстановить права, которые были аннулированы по медицинским показаниям, возможно в том случае, если водитель пройдет повторно медицинскую комиссию, которая выдаст ему новую медсправку.

Касательно срока действия, аннулирование (прекращение) может иметь конкретный срок, но может быть вынесено и пожизненно. Но даже в этом случае не стоит говорить о том, что человек не сможет управлять ТС никогда. Он имеет возможность получить права снова, для чего нужно получить медсправку и прочие документы, а также сдать экзамены в ГИБДД (теоретическую часть и вождение). Если человек успешно выполнит весь порядок получения водительского удостоверения после аннулирования, то он получает новые права и может управлять транспортным средством.

Законы о приостановке водительских прав

Новые правила, регламентирующие выдачу ВУ (водительских удостоверений) содержат перечень тех ситуаций, при которых водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Аннулирование национального водительского удостоверения

Так, российское национальное ВУ считается недействительным и подлежит аннуляции в таких случаях:

  • По истечении срока действия ВУ;
  • При изменении персональных данных, которые указаны в ВУ;
  • В случае если ВУ пришло в негодность по причине износа либо повреждения, вследствие чего информацию, которая в нем содержится нельзя визуально определить;
  • В случае если ВУ было выдано на основании документов, которые соответствующими органами были признаны поддельными (подложными), либо выдача которых производилась с нарушениями установленного порядка;
  • При регистрации заявления об утрате/хищении ВУ, которое подал владелец прав в органы внутренних дел;
  • При выдаче водителю нового ВУ;
  • При подтверждении наличия у водителя ТС ранее не выявленных ограничений либо противопоказаний к управлению ТС по состоянию здоровья.

Важно знать, что при наличии у водителя одного из приведенных выше условий, ВУ считается недействительным и права подлежат аннулированию. Штраф за отсутствие ВУ, который выпишет инспектор ГИБДД за такое нарушение, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей.

Аннулирование международных прав

При проведении аннулирования национального российского ВУ, выданное на его основании ВУ международного формата также считается недействительным и следовательно подлежит аннулированию.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда национальные права подлежат аннулированию и замене на новые по причине сильного износа (отчество водителя стало нечитаемо из-за сильных потертостей). В этом случае одновременной замене подлежит международное удостоверение. Это делать нужно обязательно (даже если они находятся в идеальном состоянии).

Проверки, которые должны проходить профессиональные автоводители

Для того, чтобы работать водителем по найму обязательным остается прохождение медкомиссии 1 раз в 2 года, а перед тем как устроиться на работу водитель обязан пройти предварительное медицинское освидетельствование.

Для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, обязательным остается осмотр физического состояния перед каждым из рейсов. Для перевозчиков грузов, которые относятся к категории опасных, обязательным считается еще и послерейсовое медицинское освидетельствование. Исключением являются те водители, которые трудятся в выезжающих на вызов экстренных службах, поскольку довольно часто на прохождение медосмотров перед выездом просто нет времени.

В случае, когда у профессионального водителя в процессе периодического осмотра обнаружено заболевание либо состояние, при котором запрещается управлять ТС, этот водитель должен быть направлен на дополнительное обследование, а позднее на лечение. При этом действие медзаключения в этот период будет прекращено, и, как следствие, производится аннулирование ВУ по медицинским показаниям.

Если в ходе внеочередного обследования предполагаемый диагноз подтвердится, то медицинское заключение автоматически аннулируется, о чем медики в обязательном порядке уведомляют соответствующие службы ГИБДД. Кроме того, Постановлением Правительства планируется утвердить полный перечень заболеваний и состояний человека, наличие которых вызывает аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям.

Особые отметки в водительском удостоверении

Водители, которые в соответствии с Законами РФ имеют медицинские показания к управлению ТС, должны иметь в графе «Особые отметки» (в национальных и международных правах) специальную запись об условиях, соблюдение которых позволяет этому лицу находиться за рулем. Только в этом случае национальные и международные права считаются действительными.

Если автоводитель имеет медицинские показания к управлению ТС, которые отражены в медсправке (к примеру, ношение очков), то в графу «Особые отметки» водительского удостоверения вносят соответствующую отметку. Если при управлении транспортным средством человек не соблюдает условия, указанные в правах (к примеру, водит автомобиль без очков), то его водительское удостоверение может быть признано недействительным, а на самого водителя наложен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Также хотим отметить, что уже появились первые водители, у которых за их долги также временно было приостановлено действие их водительских удостоверений.

В заключении хотелось бы отметить, что приостановка действия водительских прав может быть вызвана не только медицинскими показаниями, но и многими другими факторами.

Возможность аннулирования водительского удостоверения четко отражено Правилами. Ранее подобное решение выносилось лишь по постановлению суда. Сегодня же положение немного изменилось.

Какова же разница между аннулированием и лишением?

Хотя оба понятия и схожи, но смысл их совершенно различный. Прав водителя могут лишить на конкретное время, не более чем на три года. Что же касается аннулирования, то оно предполагает несколько более широкое определение. У автомобилиста водительское удостоверение могут аннулировать по причине его несоответствия требуемым медицинским показателям, по которым он очень опасен как для себя так, так и для других участников ДД. Восстановление их в этом случае возможно лишь тогда, когда он пройдет медицинскую комиссия, и ему будет выдана справка о пригодности к управлению автомобилем. Так что, срок в данном случае не конкретизирован.

У аннулирования могут существовать некоторые временные ограничения, но оно может быть и пожизненным. Но даже в подобной ситуации, автомобилист имеет шанс получить права, если медкомиссии в его отношении примет соответствующее решение.

Аннулирование международных прав и внутреннего удостоверения

Новые правила отражают конкретные ситуации, при которых права будут аннулированы. Национальные ВП будет являться недействительными в том случае если:

Они просрочены;

Пришли в негодность;

Признаны поддельными;

Утеряны;

Заменены на новые;

По причине каких-либо медицинских противопоказаний.

Важно знать, что если у автомобилиста аннулируется внутреннее удостоверение, то автоматически и международные становятся недействительными. Если, предположим, национальным правам необходима замена, то и международные надо будет поменять, и совсем не важно, в каком они состоянии.


Норма для профессионалов

Наемный водитель, прежде чем приступить к работе должен обязательно пройти медосмотр. Затем же он будет обязан медосвидетельствование проходить единожды в два года.

Кроме этого, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками обязаны перед каждой поездкой проходить через медика. Если же водитель занимается транспортировкой опасного груза, то медосвидетельствование он должен проходить и после возвращения из рейса. Данный порядок необязателен для автомобилистов работающих в специальных службах, ибо из-за специфичности их работы там невозможно перед каждым выездом проходить медосмотр.

Особые отметки

Если водитель носит очки, то ездить на автомобиля он должен в них. Если он этого не будет соблюдать, то его ВУ может быть признано недействительным. Самого же автомобилиста ждет штраф, который может достичь и 15000.

Нелицензированные автошколы

Возможность восстановления аннулированного удостоверения водителя зависит и от способа их получения. Несколько лет назад у водителей-новичков появился риск аннулирования прав, так как они обучались в нелицензированных школах. Хотя в отношении некоторых автошкол и были возбуждены уголовные дела, однако с ними «за компанию» пострадали и ни в чем невиновные автолюбители.

После проведения всестороннего расследования выяснилось, что практически каждая из автошкол работала по мошенническим схемам. Они снимали помещения, технику и другое для показа ГИБДД. Но впоследствии арендные договора разрывались, а сама их рабочая схема оставалась прежней. К работе привлекались «черные» инструкторы, а использовались старые автомобили.

В подобных случаях, невзирая на аннулирование прав, автомобилист не лишается права управлять автотранспортом. Но для осуществления своего права водителю придется вновь пойти учиться в лицензированную автошколу, и опять сдать экзамен.

Случаи коррупции

Аналогичная участь ждет автолюбителей если выяснится, что экзамены они сдали с нарушениями. Случалось и такое, что органами раскрывались схемы, при которых сотрудники полиции брали взятки за успешную сдачу экзамена. В таком случае неприятностей не избежать не только инспекторам ДПС, но и самим водителям.

Период действия прав истек

Что же делать автомобилисту, если его права аннулированы по причине прошествия их срока действия. Здесь все будет зависеть от времени выявления данного факта. Если, предположим, водитель продолжительное время не ездит на машине, то ему не обязательно делать новые права. Ему надо только прийти в ГИБДД и заменить удостоверение. Однако совсем иное дело, если он будет остановлен на дороге. В этом случае его просроченное удостоверение будет приравнено к нарушению, то есть, их как бы у него нет. Его машину за это поставят на штраф стоянку, а самого оштрафуют.

Заключение

Так что, аннулирование ВУ чревато разными последствиями. Какой-то случай вынудит заново поступить на учебу в лицензированную автошколе и сдавать экзамены законно. Другой же - пройти медкомиссию. А третий, самый простой, прийти в ГИБДД и получить новые права.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...