Национально-культурная автономия в российской федерации. Культурно-национальная автономия Национально культурные автономии рф


Под автономией в наиболее широком смысле понимается право на самостоятельное решение определенных вопросов. Применительно к национальным меньшинствам автономии могут выступать в двух формах.

Территориальная автономия. Ее создание возможно лишь в случае компактного проживания народа, этноса, т.е. это возможность обособления и самостоятельности на определенной территории, что выражается в возможности иметь свои органы власти, принимать свои нормативные акты. В России территориальными автономиям являются автономная область и автономные округа - субъекты РФ.

Культурная автономия является формой самоопределения, если этнос, нация проживает разрозненно. В этом случае создаются различные общественные объединения, посредством которых этносы могут самостоятельно сохранять и защищать свои национальные особенности, язык, культуру. В России к такому виду автономий относится национально-культурная автономия. Ее статус регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

лНК Судебная практика

«...основное предназначение национально-культурной автономии - не национально-территориальное, а национально-культурное самоопределение, т.е. обеспечение жизнеспособности и самостоятельности этноса, находящегося в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, именно в национально-культурной сфере» (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Итак, национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Это один из институтов гражданского общества, через который граждане могут реализовывать свои национальные интересы. Для этого общественного объединения характерно:

  • наличие особой цели создания - самостоятельное решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений;
  • особый субъект создания. Правом на создание национально-культурной автономии обладает этническая общность, находящаяся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Этнической общностью, находящейся в ситуации национального меньшинства, является рассеянный этнос, состоящий из граждан и других лиц, чьи культурные традиции не совпадают с традиционной культурой населения страны; только в этом смысле для национально-культурной автономии они «национальное меньшинство» . Следует также отметить, что в национально-культурные автономии могут объединяться только граждане РФ.

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии может быть только общественная организация.

Национально-культурная автономия подлежит обязательной государственной регистрации, в отличие от иных видов общественных объединений, которые могут функционировать без приобретения статуса юридического лица.

Например, по данным Министерства юстиции РФ в России зарегистрировано более 700 национально-культурных автономий .

Национально-культурная автономия в зависимости от территориальной сферы деятельности может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • федеральной.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами РФ, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Судебная практика

Положение ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О национально-культурной автономии» по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в пределах субъекта РФ государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежит не более чем одна региональная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, образованная местными национально-культурными автономиями граждан, относящих себя к данной этнической общности, и в системе действующего правового регулирования это положение не противоречит Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П).

Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
  • Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия. М., 2003. С. 47.
  • Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minjust.ru/ru/activity/nko.

культу́рно-национа́льная автоно́мия

право национального меньшинства в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно-национальной автономии выдвинуты в начале XX в. К. Реннером, О. Бауэром и другими деятелями австрийской социал-демократии.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

КУЛЬТУ́РНО-НАЦИОНА́ЛЬНАЯ АВТОНО́МИЯ, (национально-культурная автономия, культурная автономия) - в конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек, театров. Культурно-национальная автономия является статусом этнических групп, который определяется законом. Это государственно-правовая форма разрешения национальных противоречий в многонациональном государстве. Культурно-национальная автономия является формой самоорганизации лиц одной национальности, создается для выражения своих национальных, духовных, культурных, образовательных интересов. Она строится на экстратерриториальной основе, распространяется не на конкретную территорию, а на всех представителей национальности. Культурно-национальная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации.
Идеи культурно-национальной автономии были разработаны в конце 19 - начале 20 века в Австро-Венгрии лидерами австрийской социал-демократии К. Пеннером и О. Бауэром, и легли в основу Бронкской программы (1899) по национальному вопросу, где выдвигался принцип территориально-федеративного устройства Австрии. Программа подверглась критике со стороны большевиков и в особенности В.И. Ленина, считавшего, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп. В Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, в то время как национально-культурная автономия нашла широкое применение во многих государствах для удовлетворения запросов этнических меньшинств. Сущность культурно-национальной автономии сводится к образованию в национально-смешанных районах этнических общин (землячеств), этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием разнообразных форм национального развития и национальных традиций. После распада СССР проблема национально-культурной автономии стала актуальной для русского этноса.
В Российской Федерации право на культурно-национальную автономию закреплено законом. Она представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Культурно-национальные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются куьтурно-национальными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Особым видом экстратерриториальной (культурно-национальной) автономии является корпоративная автономия - способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Советы различных национальных меньшинств существуют при правительстве Австрии.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию - экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой разделение власти осуществляется не по географическому, а по культурно-национальному принципу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. Положительный пример корпоративного федерализма представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Еще одним способом решения национального вопроса является персональная автономия - вид экстерриториальной (культурно-национальной) автономии, которая представляет собой законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств, в том числе не составляющих компактной общины на территории государства, сохранять самобытность: исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать ассоциации, поддерживать контакты с другими представителями своей национальности, изучать родной язык, историю, традиции и культуру своей этнической группы. В некоторых странах персональная автономия включает участие представителей разрозненных национальных меньшинств в деятельности центральных органов государства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "культурно-национальная автономия" в других словарях:

    - (культурная автономия) в конституционном праве предоставление этнической общности, составляющей меньшинство в государстве, самостоятельности в вопросах организации образования и культурной жизни: право создания национальных школ, библиотек,… … Политология. Словарь.

    Культурно-национальная автономия - см. Национально культурная автономия … Энциклопедия права

    Право национальных меньшинств в многонациональных государствах на самоуправление в сфере собственной культуры (язык и школа, литература и искусство, печать и т. п.). Впервые принципы культурно национальной автономии выдвинуты в нач. 20 в. К.… … Большой Энциклопедический словарь

    культурно-национальная автономия Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе. Одним из основоположников представлений о… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями австрийской социал демократии и являвшаяся составной частью Австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса (См.… … Большая советская энциклопедия

    Антимарксистская бурж. националистич. программа решения нац. вопроса, выдвинутая в кон. 19 нач. 20 вв. австр. с. д. и др. деятелями 2 го Интернационала (см. Интернационал 2 й). Идея К. н. а. была сформулирована лидерами австр. социал демократии К … Советская историческая энциклопедия

    Культурно-национальная автономия - см. Автономия культурно национальная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-территориальные автономии разделяются на политические и административные. Политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).


Смотрите также:

Автономные округа и автономные области - это так называемые национально-территориальные образования, виды автономии, под которой принято понимать широкое внутреннее самоуправления отдельной части государства (региона, административной единицы), а также предоставление проживающим на этой территории этническим группам населения (национальным меньшинствам) особых прав в сфере местного самоуправления и культуры. Соответственно, национально-культурная автономия есть форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. национально-культурная автономия имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. Закон специально оговаривает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоуправление (ст. 4). Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений; региональные - на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий; федеральные - учреждаются на съездах делегаций региональных национально-культурных автономий. В соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях национально-культурные автономии образуют органы внутреннего управления. Регистрация национально-культурных автономий осуществляется органами юстиции, после чего они включаются в реестр национально-культурных автономий, который является открытым для всеобщего ознакомления.

Для оказания содействия национально-культурным автономиям при Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления создаются консультативные советы по делам национально-культурных автономий, являющиеся совещательными органами и действующие на общественных началах. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры, национально-культурные автономии вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке; создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры, театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др.


Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурным автономиям органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки национально-культурных автономий в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; национально-культурным автономиям предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам

Национально-культурная автономия (НКА) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизации и самоуправления;

многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

сочетания общественной инициативы с гос. поддержкой;

уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

законности.

Национально-культурная автономия имеет право:

· получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов МСУ, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

· создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

· сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к нац. культурным ценностям;

· создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

· участвовать через своих полномочных представителей в деятельности м/н неправительственных организаций;

Местные НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности; учреждается на общем собрании (сходе); учредителями могут быть граждане РФ, зарегистрированные общественные объединения граждан РФ.

Региональные НКА двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в соответствии с ФЗ, ФЗ от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004) «Об общественных объединениях» и иными ФЗ.

Порядок приема в члены НКА определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Вопрос (какой-то). Избирательное право: понятие, структура, нормативная база

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) – конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) – совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя: 1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти); 2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью; 2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему: 1) федеральное законодательство о выборах и референдуме; 2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...