Нормативно правовые основы деятельности в сфере культуры. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства в рф


Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ
  3. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  4. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  5. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  6. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  7. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  9. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).

Правовое обеспечение – создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.

Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Особенности правового регулирования культурной деятельности:

1. Неоднородность сферы культуры . (Культурная деятельность – это деятельность по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.) При таком широком объекте правового регулирования необходим большой массив законодательных актов.

2. Подчиненность предмета регулирования . Разграничение полномочий между федеральными и региональными властями делит и национальное законодательство в культуре на два уровня правовых актов: федеральные и региональные. Поэтому многие положения федерального законодательства являются не нормами прямого действия, а носят рекомендательный характер, предполагая детализую в региональных актах. Между тем некоторые субъекты РФ не имеют собственного законодательства по целому ряду вопросов культуры.

3. Протекционистская политика в области культуры . В начале коренных преобразований в экономике России государство исходило из необходимости введения режима сохранения и развития отечественной культуры, что выразилось в установлении льгот для некоторых субъектов культурной деятельности, которые не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Сегодня отмена части этих льгот воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли.



Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. первым специальным законодательным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства о культуре РФ» (ФЗ « 3612-1 от 9 октября 1992 г. – Основы).

Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурно­го достояния и культурного наследия, включая библиотеч­ный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культур­ных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия куль­турной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осу­ществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспече­ния материально-технической базы в области культуры).



Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанно­сти государства в области культуры, в том числе по обеспе­чению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию усло­вий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и со­циальное положение работников культуры.

Ряд положений Основ был развит в принятых позд­нее законах - не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Граж­данский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Ос­нов утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер.

Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных по­ложениях.:

– закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» N~ 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обес­печивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

– Федеральный закон «О библиотечном деле» N~ 78-Ф3 от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности биб­лиотек, гарантии прав на культурную, научную и образова­тельную деятельность, на доступ к информации и на приоб­щение к ценностям национальной и мировой культуры;

– Федеральный за кон «О Музейном фонде Россий­ской Федерации и музеях в Российской Федерации» N~ 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и соз­дания и правового положения музеев в нашей стране;

– Федеральный закон «О национально-культурной автономии» N~ 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, кото­рая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, националь­ной культуры; этот закон определяет правовые условия вза­имодействия государства и общества для защиты нацио­нальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально­ культурного развития;

– Федеральный за кон «О государственной поддерж­ке кинематографии Российской Федерации» N~ 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекцио­нистской политики в отношении национальной кинемато­графии и порядок ее государственной поддержки; он опре­деляет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;

– Федеральный за кон «О культурных ценностях, пе­ремещенных в Союз ССР в результате Второй мировой вой­ны и находящихся на территории Российской Федерации» N~ 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает право­вые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурно­му достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;

– Федеральный закон «О народных художественных промыслах» N~ 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отно­шения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности и др.

Отраслевые аспекты общего законодательства.

Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по пред­мету правового регулирования выделяются следующие:

– постановление правительства Российской Федера­ции N~ 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положе­ний о Музейном фонде Российской Федерации, о Государст­венном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Фе­дерации»;

– постановление правительства Российской Федера­ции «О государственной поддержке театрального искусст­ва в Российской Федерации» N~ 329 от 25 марта 1999 Г., ста­вящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных про­ектов организации театрального дела, осуществление сис­тематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономи­ческого положения театров, создание условий для необхо­димого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работ­ников и др.

Массив специальных законов в области культуры охватыва­ет широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществле­нии культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение спе­циальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений в культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в за­конотворческой деятельности тенденция «расчистки» пра­вового поля отдает преимущество общим актам, учитываю­щим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.

С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 СТ. 48), а также определен единый порядок регистрации юридических лиц (ст. 51).

Принципиально важным для организаций культуры и искусства явилось разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 СТ. 50), в основу которого была положена целевая установка их деятельности. При этом некоммерческий статус организации, сформулированный в ГК и конкретизированный в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 2) определяется не тем, есть ли у нее прибыль или нет, а тем, как она используется: полученная прибыль должна направляться на реализацию уставной деятельности, а не распределяться между ее участниками.

В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы культуры и искусства в настоящее время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих (кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества и т.д.), так и не коммерческих (фонды, ассоциации, союзы, общественные организации и учреждения).

Введение в действие Налогового кодекса ознаме­новало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокра­щение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе нало­говых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации во многом отразил особенности трудо­вых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве об­щих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гаран­тий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприят­ных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. При этом законодатель нашел возможным урегу­лировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Тру­довом кодексе регулируются вопросы участия несовершен­нолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выход­ные и праздничные дни творческих работников организа­ций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устана­вливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того, Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отноше­ний, связанных с особенностями труда творческих работ­ников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных норма­тивных актах. В та кой ситуации роль специализированных за конов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.

Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земель­ный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территории земли историко-культурного назначения, к ко­торым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняе­мым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захороне­ний. Такие земли могут использоваться строго в соответст­вии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответст­вующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими были также определены Законом «О некоммерческих организациях». В частности, для них были определены возможные источники формирования имущества (ст. 26) и формы экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, предоставление льгот для граждан и юридических лиц, оказывающих им материальную поддержку (ст. 31).

В целях развития рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Многие положения, регулирующие отноше­ния в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу сле­дующих причин:

1. значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законода­тельных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и ины­ми за конами;

2. некоторые нормы морально устарели, не отража­ют актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;

3. в результате правоприменительной практики бы­ли выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;

4. взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем за­конодательстве.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с соответствующим Комитетом Государственной думы инициирует корректиров­ку законодательства о культуре по следующим направлениям.

1. Определение статуса творческого работника не только в связи с его основной деятельностью, но и его поло­жение как члена общества с точки зрения социального, тру­дового, пенсионного, налогового законодательства, введе­ние системы льгот и преимуществ в целях создания условий для реализации конституционной свободы творчества.

2. Создание условий для развития меценатства и благотворительной деятельности. Благодаря новой налого­вой политике этот элемент гражданского общества практи­чески исчез. Поэтому необходимо законодательное закре­пление системы стимулов для лиц, готовых участвовать в мероприятиях по сохранению, поддержке и развитию оте­чественной культуры, причем основной акцент может быть перенесен из налоговой сферы в иные области.

3. Развитие рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), уточнение роли государства в форми­ровании и проведении культурной политики.

4. Защита прав потребителей культурных благ, обеспечение их интересов с точки зрения защиты нравст­венности, установление своеобразных «стандартов» при оказании услуг в сфере культуры. Кроме того, необходимо ввести в орбиту государственного регулирования организа­цию культурного досуга населения, включить культурные блага в так называемую потребительскую корзину различ­ных социально-демографических слоев.

5. Корректировка законодательства о результатах интеллектуальнои деятельности, в том числе в связи с воз­можным присоединением России к Всемирной торговой организации, в связи с обязательствами по гармонизации законодательства, взятыми в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федера­цией и европейскими сообществами и государствами-уча­стниками, а также в связи с появлением новых способов использования произведений (в первую очередь в кибер­пространстве) и новых разновидностей результатов творче­ской деятельности.

Таким образом, правовое обеспечение культуры по-прежнему находится если не в стадии становления, то в состоянии постоянной модернизации.

Помимо законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юридических лиц, существует ряд нормативных документов, специально касающихся сферы культуры и искусства.



Нормативно-правовое регулирование сферы культуры. Перспективы законопроектной деятельности Минкультуры России / Карякин В.В., Прокш М.Ю.

Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра нормативно-правовой базы, поскольку имевшаяся законодательная основа не отвечала существующим потребностям и научно-техническому прогрессу. Наспех принимаемые нормативные акты носили локальный и бессистемный характер, что изначально обрекало их на внутренние и комплексные противоречия.
В такой же ситуации оказалось и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, а также архивного дела.
В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.
В этой связи необходимо отметить, что назрела необходимость в пересмотре всего правового пакета, регулирующего общественные отношения в сфере культуры. Большинство нормативно-правовых актов требуют глубокой переработки и приведения в соответствие с современными тенденциями, а также нормами законодательства смежных отраслей права, а некоторые нуждаются в разработке принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Корректировка федерального закона об объектах культурного наследия

Необходимо пересматривать и нормативно-правовые акты, разработанные сравнительно недавно. Например, Федеральный закон от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) нуждается в корректировке после вступления в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также с 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым за счет средств бюджетов субъектов РФ будет осуществляться охрана и сохранение памятников только регионального значения, а за счет средств местных бюджетов – местного (муниципального) значения, что может ухудшить положение памятников федерального значения. Поэтому необходимо разработать правовые механизмы, способные максимально смягчить, а возможно, и нейтрализовать коллизионные моменты, отрицательно влияющие на процесс сохранения объектов культурного наследия.
Параллельно с приведением Закона № 73-ФЗ в соответствие с действующим законодательством специалистами Минкультуры России подготовлены и в скором времени будут представлены в Правительство РФ нормативно-правовые акты, направленные на его реализацию. Эти документы призваны урегулировать следующие вопросы:

  • правовое положение зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • проведение государственной историко-культурной экспертизы;
  • порядок выдачи открытых листов на право проведения работ на объектах археологического наследия;
  • порядок организации историко-культурных заповедников федерального значения;
  • ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Сферы деятельности, требующие законодательной регламентации

В сфере ведения Минкультуры России находится ряд вопросов, до сих пор не имеющих законодательной регламентации. Например, в отношении отнесения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, к собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальной необходимо принятие федерального закона о разграничении прав собственности на объекты культурного наследия, который решит комплекс образовавшихся проблем и снимет имеющиеся противоречия в этой сфере.
Данное решение согласуется с п. 4 ст. 2 Закона № 73-ФЗ, статьями 72 и 76 Конституции РФ, а также п. 5 ст. 214 ГК РФ, согласно которым разграничение государственной собственности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
Следует обратить внимание на необходимость законодательного регулирования деятельности творческих работников и творческих союзов. При разработке профильного законопроекта предполагается рассмотреть широкий комплекс вопросов: от методов корпоративной защиты авторских прав до особенностей социальной защиты данной категории граждан.
Требует разрешения и проблема историко-культурных музеев-заповедников, поскольку подобная форма деятельности учреждений культуры не определена законодательно. В этой связи целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ), что позволит ввести действующие и будущие историко-культурные музеи-заповедники в правовое поле.

Изменения в сфере культуры, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ

В марте 2004 г. в Российской Федерации начался новый этап административной реформы, в связи с чем необходимо привести в соответствие с действующим законодательством большое число подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в отрасли культуры.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация, сложившаяся в сфере законодательного регулирования культуры и объектов культурного наследия после вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ*. Рассмотрим основные изменения, внесенные этим документом.
Известный закон о монетизации – Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Утратила силу норма Закона № 54-ФЗ, устанавливавшая, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять государственным музеям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий не имеют возможности оказывать негосударственной части Музейного фонда РФ и негосударственным музеям следующую поддержку:

  • производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ;
  • предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством РФ.

Прекратили действие положения Закона РФ от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Закон № 3612-1), устанавливавшие следующие права Российской Федерации:

  • совершенствование системы социального обеспечения и налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности;
  • обеспечение для творческих работников льготных условий доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры.

Отмена этих норм влечет за собой возможное снижение уровня профессионализма научных работников и работников сферы культуры.
В настоящий момент государство не сможет участвовать в стимулировании творческих работников через соответствующие союзы и ассоциации. Так, в Законе № 3612-1 утратили силу все положения, касающиеся предоставления государством налоговых льгот по кредитам для творческих коллективов.
Федеральным органам государственной власти в области культуры отказано в праве создания федеральных фондов развития культуры, а также исключено прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении.
Действующая в настоящее время редакция Закона № 3612-1 нуждается в незамедлительной переработке в соответствии с существующими реалиями. Комитетом по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ совместно с Минкультуры России проводится работа по подготовке проекта Федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
С 01.0105 утратило силу положение, устанавливающее в системе Федеральной службы занятости РФ создание специальных подразделений по трудоустройству и переподготовке всех категорий работников культуры (например, театральных и других бирж).
Теперь граждане, имеющие образование в области культуры и искусства, не будут пользоваться преимущественным правом трудоустройства по специальности. Учитывая узкоспециализированные навыки и познания граждан этой категории, можно заключить, что данная норма ставит под угрозу возможность их трудоустройства.
С 01.01.05 специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, не предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Эта отмена влечет за собой снижение уровня социального обеспечения специалистов организаций культуры, а также культурного просвещения сельских жителей.
Для выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства и других специалистов, прибывших на работу в сельские организации культуры, отменена выдача единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, предназначенная для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы. Необходимо понимать, что именно выдача единовременного пособия и другие льготы были стимулирующими аспектами привлечения специалистов для работы в сельской местности.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, организации и общественные объединения лишились возможности за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Законодательное обеспечение реформирования сферы культуры

В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации до 2006 г. поставлена задача перехода от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к разнообразию организационно-правовых форм и механизмов финансирования.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при непосредственном участии представителей субъектов реформирования подготовлен пакет законопроектов, направленных на увеличение организационно-правовых форм организаций социальной сферы.
Учреждениям предлагается избрать одну из трех форм:

  • бюджетного учреждения;
  • автономного учреждения;
  • государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации.

Организации, избравшие форму бюджетного учреждения, останутся на гарантированном финансировании, но будут лишены свободы хозяйственной деятельности.
Альтернативой служат автономные учреждения. Они станут свободны в своей хозяйственной деятельности и будут иметь право заниматься как основной, так и дополнительной деятельностью в соответствии с целями, обозначенными в уставе. Не исключается и их бюджетное (государственное областное, муниципальное) финансирование, но только для выполнения заданий учредителя.
Для государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации предполагается полная свобода хозяйственной деятельности, однако без гарантий бюджетного финансирования, которое в то же время совсем не исключается и возможно в случае получения на конкурсной основе определенного заказа.
Особо следует отметить, что автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что нормативно-правовое регулирование в сфере культуры нуждается в совершенствовании и приведении в соответствие с существующими реалиями и интересами отрасли в целом и каждого ее направления в отдельности.

Карякин В.В., Прокш М.Ю.

культура искусство государственный управление

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:

1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.

2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.

Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .

Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.

Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:

Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.

Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.

Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).

Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.

Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.

Рассмотрим некоторые из названных уровней.

1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.

Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".

Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей; Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса организаций культуры;

6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности";

7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

9. Налоговый кодекс Российской Федерации: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ; Таможенный кодекс Российской Федерации: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Кроме того, действует большое количество подзаконных актов, в том числе:

Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Культура России" (2001 - 2005 годы)";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного академического Большого театра России";

Постановление Правительства РФ "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ "О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет" и др.

Огромное количество нормативных правовых актов издано федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление и регулирование в сфере культуры.

Таким образом, помимо базового закона - Основ законодательства Российской Федерации о культуре - практически по всем направлениям культурной жизни в стране приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области.

В федеральных нормативных правовых актах о культуре существует множество противоречивых положений. Выделим следующие проблемные моменты:

В самих Основах присутствуют нормы, которые противоречат друг другу. Например, ст. 37 и 38, комментирующие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти и совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повторяют одно и то же положение, касающееся прав и свобод человека в области культуры;

В законодательных и подзаконных актах, изданных в развитие Основ законодательства Российской Федерации о культуре, как правило, не находят отражения льготы в той или иной области (например, по вопросу льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры). Эта норма присутствует только в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, остальные нормативные правовые акты вообще умалчивают о такой льготе, не говоря уже об определении механизма ее реализации;

Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусматривает значительный блок льгот для театров. Однако льготы по налогам должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами;

В сфере культуры действует огромное количество актов, регулирующих большинство направлений культурной деятельности. А вот по вопросам концертной деятельности нет специализированного нормативного акта, несмотря на то что эта сфера крайне специфична, и в процессе деятельности концертных организаций возникает множество проблем, в частности связанных с механизмом государственной поддержки концертных организаций;

В противовес мировой практике из перечня лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" были исключены архитектурная и музейная деятельность, а также оборот антиквариата.

Таким образом, с учетом изменяющейся социально - экономической и психологической атмосферы назрела необходимость внесения соответствующих изменений в действующие правовые нормы, а также принятия новых нормативных правовых актов, отражающих складывающиеся общественные отношения в сфере культуры.

В соответствии с п. "г" и "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности и общие вопросы культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Кроме того, по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются соответствующие договоры. Разрешение вопросов по разграничению собственности также осуществляется на основании соглашений (договоров) о разграничении собственности между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации. Однако несмотря на наличие указанных положений по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, зачастую возникают многочисленные коллизии, так как отсутствуют заключенные соглашения о разграничении собственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, особенно по вопросам памятников истории и культуры.

Совокупность законодательных актов, разработанных и принятых субъектами Российской Федерации, включает более 200 законов. Поэтому мы рассматриваем только те, которые регулируют наиболее общие, основные отношения в области организации культурной деятельности.

В субъектах Российской Федерации законодательное регулирование вопросов культуры пошло двумя различными путями.

В республиках приняты законы, основные положения которых практически полностью совпадают с основными положениями федеральных законодательных актов. При этом нередко происходила подмена действия федерального закона на территории республик действием республиканского.

В других субъектах Российской Федерации (областях, краях, автономных образованиях) законодатели стремились закрепить в большинстве своем нормы, конкретизирующие нормы федерального законодательства, а также принять нормы в развитие федерального законодательства.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации вообще не принято на данный момент никаких законов в развитие федерального законодательства. Все регулирование в области культуры здесь осуществляется путем издания главами субъектов и различными органами исполнительной власти подзаконных нормативных актов. Это касается Хабаровского края, Новгородской, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Самарской областей и других регионов.

Первое направление представлено законами субъектов Российской Федерации, в которых дублируются тексты Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных федеральных законов в сфере культуры вплоть до нумерации статей и пунктов в статьях. Законотворчество на уровне субъекта Российской Федерации проявляется лишь в незначительных дополнениях и изменениях исходного документа - текста Основ законодательства Российской Федерации о культуре - и иных федеральных законов в этой сфере.

Наиболее показательными с этой точки зрения являются, в частности, Закон Республики Бурятия "О культуре" от 1 февраля 1996 года N 246-1, Закон Республики Башкортостан "О культуре" от 13 июля 1993 года N ВС-18/19 (в редакции Законов от 28 января 1998 года N 133-з, от 23 июня 2000 года N 78-з), Закон Республики Адыгея "О культуре" от 15 июля 1998 года N 87.

Отметим, что даже незначительные дополнения и изменения исходного текста федерального закона, осуществленные субъектом Российской Федерации и легализованные им в тексте соответствующего закона, демонстрируют общие подходы, господствующие на уровне данного субъекта, и взаимоотношения между центром и территорией. Так, в ст. 7 Основ законодательства РФ о культуре, Законах "О культуре" республик Башкортостан и Адыгея речь идет об обязательности культурных аспектов в государственных или республиканских программах развития. В то же время в Законе "О культуре" Республики Бурятия в указанной статье речь идет лишь о статусе культуры в государственных и иных программах развития Республики.

И подобные примеры можно продолжить. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и разделе втором Закона Республики Башкортостан "О культуре" говорится о правах и свободах человека в области культуры. Однако Закон "О культуре" Республики Адыгея вообще не содержит таких норм. А в Законе Бурятии этот раздел среди прав и свобод народов и иных этнических общностей в области культуры называет право на культурно - национальную автономию, право на открытие культурно - национальных организаций соотечественников за пределами Республики и культурно - национальных организаций иных государств в Республике. А ведь известно, что Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения России в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

В Законах "О культуре" республик Бурятия и Башкортостан содержится понятие суверенитета в области культуры, хотя согласно Конституции РФ и разъяснениям Конституционного Суда РФ суверенитет является признаком государства, а не национально - территориальных и административно - территориальных образований.

В соответствии со ст. 12 Закона "О культуре" Республики Башкортостан каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются республиканским законодательством. Однако эти нормы должны устанавливаться федеральным законодательством. Таким образом, республиканский законодатель вторгся в компетенцию федерального законодателя, явочным порядком присвоив себе право установления ограничений доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, казалось бы, незначительные изменения и дополнения в законах субъекта Российской Федерации приводят к тому, что часть норм регионального законодательства вступает в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации, установившей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76). Конституцией РФ и законами субъектов РФ установлено, что в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ по предметам совместного ведения действует федеральный закон.

Таким образом, несмотря на сложившуюся на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации систему законодательных и подзаконных нормативных актов по вопросам культурной деятельности, в системе указанных актов существуют пробелы и противоречия и на федеральном, и на региональном уровнях, которые требуют устранения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Итак, после того, как нами были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым изучить вопросы управления сферой культуры. Этому посвящен следующий раздел данной работы.

Нацпроект "Культура", который разработал Минкультуры, повышает требования к учреждениям - придется увеличить посещаемость, разработать новые планы развития, повысить узнаваемость бренда. Программа позволит выполнить все требования Минкультуры.

Вы выполните госзадание и пройдете все проверки без штрафов.

  • Научим составлять план ФХД.
  • Освоим новые способы привлечения дополнительного финансирования.
  • Узнаем, как без штрафов проходить проверки.

Почему нам можно доверять?

Лицензия на образовательную деятельность.

Чему вы научитесь?

Составлять план ФХД

Новые способы привлечения дополнительного финансирования

Как без штрафов проходить проверки

Учебная программа:

1 Правовое регулирование сферы культуры

3 Собственные доходы учреждения культуры

5 Нормирование труда

Из этой группы курсов вы узнаете, как разработать нормы труда для сотрудников разных должностей и в каком документе закрепить эти нормы. Также вы узнаете, когда нормы нужно пересматривать и как это документально зафиксировать.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать нормы для разных должностей.
  2. Фиксировать нормы в локальном акте.
  3. Менять нормы по необходимости.

6 Внедрение профессиональных стандартов

8 Штатное планирование и оплата труда

Из этой группы курсов вы узнаете, какие системы оплаты труда выгодно использовать в учреждении культуры, как оформлять и оплачивать совмещение и совместительство, каких сотрудников переводить на аутсорсинг, какие критерии эффективности применять.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать критерии эффективности для работников разных должносте.
  2. Использовать аутсорсинг с выгодой для учреждения.
  3. Делить персонал по категориям.

9 Управление культурным продуктом

Программу разраболи специально для руководителей учреждений культуры. Каждый курс прочитали авторитетные специалисты, которые много лет занимаются "культурной" отраслью.

В Школе вы сможете скачивать презентации, получите доступ к статьям журнала "Справочник руководителя учреждения культуры" , а также к сервису с актуальными статьями для руководителей разных типов учреждений культуры. В программу курса постоянно загружаются вебинары по теме "Управление учреждением культуры", "Оплата труда в учреждении культуры", "Выполнение "дорожной" карты" и пр.

Наши лекторы

Алексеев Сергей Маркович

начальник отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Более 20 лет работает в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Принимал участие в разработке всех наиболее значимых региональных документов в сфере культуры, в том числе законов, стратегий, концепций, государственных программ, «дорожных карт», региональной составляющей Национального проекта «Культура»

Вавилова Анна Александровна

с. н. с. Центра образовательного права Института образования ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», к. ю. н.

Почти 15 лет работает в сфере правового обеспечения социального сектора (образование, культура, здравоохранение). Основными направлениями являются вопросы финансирования социального сектора, особенно со сменой системы финансирования в 2010 году. В настоящий момент работает в сфере внедрения систем персонифицированного финансирования. Другим важным направлением являлась кадровая работа - реализованы проекты по разработке систем оплаты труда, исходя из новых принципов

Елизарова Ирина Марковна

преподаватель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова

Юрист по трудовому праву, бухгалтер, финансист, специалист по планированию, бюджетированию, финансовому анализу, кадровый учету. Опытный преподаватель финансового менеджмента и бухгалтерского учета. 21 год проработала в сфере управления финансами (заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор)

Киреева Лилия Николаевна

эксперт справочной системы «Культура», к. пед. н.

Стаж в отрасли культуры - более 30 лет, в том числе на руководящих позициях. Автор теле- и радиопрограмм, общероссийских и международных проектов.

Щербакова Мария Александровна

начальник отдела реабилитации инвалидов НУ ИПРПП ВОС «Реакомп», член общественной инспекции по делам инвалидов в г. Москве, тифлокомментатор высшей категории

В Институте Реакомп работает с 2015 года, в должности начальника отдела реабилитации инвалидов с 2017 года. В Общественной Инспекции по делам инвалидов работала с 2015 по 2017 год. Институт выиграл несколько грантов. Подготовил и обучил работе с инвалидами практически все музеи, подведомственные Департаменту культуры г. Москвы

Саввина Наталия Николаевна

начальник Отдела по взаимодействию с населением ГБУ г. Москвы «Центр»

Юрист с многолетним стажем работы в учреждениях культуры. Принимала участие в разработке документов для учредителей, подготовке правовых заключений по различным видам деятельности, проверяла коллективные договоры и иные локальные нормативные акты на соответствие действующему законодательству РФ (трудовому, гражданскому и пр.)

Андреева Валентина Ивановна

к.и.н., профессор, член экспертного совета журнала «Справочник кадровика»

Является членом Комитета по трудовому законодательству и Комиссии по разработке стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом Национального союза кадровиков. Опубликовала более 100 работ (учебные и учебно-практические пособия, статьи, методические материалы и др.) в области документоведения, документационного обеспечения управления, кадрового и бухгалтерского делопроизводства. Основными из опубликованных работ (неоднократно переиздававшимися) являются: «Делопроизводство», «Делопроизводство в кадровой службе», «Делопроизводство: организация и ведение»

Юрист, специалист по тендерам в системе образования, работала начальником отдела кадров Ресурсного центра. Имеет много опубликованных статей в различных научных изданиях, в т. ч. в Болгарии

Магомедов М.М.

Соискатель

Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в РФ

За последние десять лет в нашей стране был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, происшедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Так, были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Основы законодательства Российской Федерации Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), О библиотечном деле (1994), О национально-культурной автономии (1996), О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (1996), О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации.

Вторым по значимости после Конституции РФ законом, закрепляющим права человека и гражданина в области культуры, является основополагающий Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, принятый в 1993 году. Основы гарантируют осуществление прав человека в области культуры и определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей, осуществление права на участие в культурной жизни. По принятой концепции его должны были сопровождать отраслевые законы по различным направлениям культуры. Следует отметить, что эта концепция действует до сих пор, она также была поддержана и субъектами Федерации.

В статье 8 Основ законодательства РФ о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Основы закрепляют приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий , этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9).

Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных и картинных залов и т.п.

В 1993-1995 гг. были приняты также важные для культуры и искусства законы: "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов ", "О библиотечном деле".

В последнее время назрела острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства и бюджетной политики в отстаивании приоритетов отечественной культуры. С этой целью в последние четыре года не только принимались новые законопроекты, но и вносились поправки в ранее принятые.

В 1994 году был принят Федеральный закон “О библиотечном деле”, который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, общественных объединений , религиозных и других организаций. Очень актуальным было принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который дополнил базовый закон положением, предоставляющим право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Хотя принятие данной нормы и затрагивает расходную часть федерального бюджета , рост затрат на сферу культуры будет ничтожно мал и не идет ни в какое сравнение с социальным и образовательным эффектом от введения в данный Закон положения о бесплатном посещении музеев один раз в месяц для лиц школьного возраста.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это - основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Важной составляющей государственной социально-культурной политики является принятие специальных законов. В частности, таких, как закон «О театре и театральной деятельности» и закон «О государственных музеях-заповедниках». Потребность в специальных законах вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации в Законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальных законах.

Одним из важнейших положений, которые закрепил Закон, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети государственных и муниципальных библиотек, обслуживание в которых осуществляется бесплатно.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями .

В статье 7 Закон закрепляет права пользователей библиотек. Так, все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами, право пользования библиотечным фондом.

Сегодня в Российской Федерации охрана историко-культурного наследия остается одним из основных направлений правовой регламентации в области культуры . Действующим законодательством его регулирование отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Общим законодательным актом в этой области являются «Основы законодательства о культуре». Интересующее нас направление оформлено также отдельными законами и подзаконными актами, включая Положения о министерствах и ведомствах, в компетенцию которых наряду с другими органами сегодня входит охрана историко-культурного наследия. Таким образом, сегодня в созданной системе законодательных актов, направленных на регламентацию исследуемого института, доминирующую роль играют законы, хотя по-прежнему вместе с ними большое место отводится правовым актам органов исполнительной власти . До сегодняшнего дня актуальной остается проблема уточнения понятийного аппарата. Прежде всего речь идет о памятниках истории и культуры. В течение более чем двух столетий (XVIII - нач. XX в.) закреплялись такие синонимичные термины, как «древности», «памятники древности», «памятники старины», наконец, «исторические памятники». Формально же ни понятие «памятник», ни понятие «памятник истории и культуры» на начало XX в. не получило четкого научного определения и законодательного закрепления. Оно появилось позже, в советском законодательстве. Но и сегодня работа по определению и закреплению сущности и структуры понятийного аппарата в рамках исследуемого института не завершена. Большинство понятий дается через перечисление, которое порой создает правовые коллизии. Так, в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к памятникам истории и культуры относят только объекты недвижимого имущества . В Федеральном законе «О библиотечном фонде» памятники истории и культуры рассматриваются и как движимые вещи . Кроме того, в содержание понятия «памятники» в базовом законе включены отдельные захоронения, но не упоминаются акрополи и т.д. Имея длительную историю становления и развития, охрана памятников истории и культуры и сегодня остается важнейшим правовым институтом, требующим дальнейшей детализации и разработки с учетом проводимых в российском государстве реформ . При этом государственно-правовая охрана - это деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц . И только государство, его органы обладают средствами и возможностью в масштабах государства осуществлять регулирование исследуемой области для обеспечения баланса частного и публичного интересов в ней.

Следует отметить и права граждан закрепленные в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах (1993). Важным является закрепленное и гарантированное в "Основах" право юридических и физических лиц на создание архивов. Право лица, создавшего архив (собственника), на хранящиеся в архиве документы обеспечивается законодательством Российской Федерации. Это означает, что ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им лица изъят иначе, как на основании решения суда (ст.9).

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах устанавливают, что документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для пользования всем юридическим и физическим лицам. Наряду с этим Основы содержат ряд ограничений на использование архивных документов и доступ к ним. В частности, к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных отношениях, имущественном положении и т.п.) и могущим создать угрозу для их жизни и безопасности жилища, доступ может быть ограничен на срок до 75 лет со времени создания документов, аналогично в отношении архивных документов, связанных с сохранением государственной или иной, охраняемой законом тайной. Допускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уникальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетворительное физическое состояние.

Вопросы доступа к произведениям культуры решаются и в Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации” (1996).

Закон устанавливает, что для доступа граждан открыты музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях. Доступ может быть ограничен собственником или владельцам только по следующим основаниям:

Неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

Однако все это - болезни роста. Избавление от них - в движении вперед, а не в возврате к старому, многие постыдные черты которого мы порой слишком быстро забываем. Великая культура не вправе пугаться неизбежных трудностей рождения нового. Она в состоянии освоить и обратить себе на пользу все изменения, привносимые максимальной открытостью общества и культуры, свободой поиска и самовыражения. Так было уже много раз в истории нашей культуры, уникальной особенностью которой была и остается ее открытость, способность воспринимать чужое и новое, не утрачивая своих традиций.

Государственная стратегия в сфере культуры должна строиться на следующих базовых принципах:

Законодательное, организационное и материальное закрепление уникальной и первостепенной роли культуры в системе приоритетов национального развития;

Формирование открытой и последовательной культурной политики государства на основе идей и принципов, согласованных с общественным мнением и позицией профессионалов;

Последовательное разгосударствление сферы культуры при обеспечении разумного патернализма, основанного на ответственности государства за те сферы культуры, которые не могут существовать и конкурировать с другими без адекватной государственной поддержки;

Возрождение лучших российских традиций меценатства и благотворительности, привлечение частных средств к финансированию культурных программ.

Государственная культурная политика осуществляется по следующим главным направлениям.

Сохранение культурного наследия:

Разработка и реализация системы мер по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, государственного архивного, музейного и кинематографического фондов, книжных памятников, ограждения их от физического разрушения, криминальных посягательств, незаконного вывоза;

Создание единых систем выявления и учета памятников культурного наследия, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников;

Внедрение современных технологий в области реставрации памятников истории и культуры;

Сохранение традиционных видов художественного творчества - музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественных промыслов и ремесел;

Формирование последовательной государственной национальной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов Российской Федерации, поддержку национально-культурных форм самоорганизации граждан.

Стимулирование и поддержка художественного творчества:

Завершение законодательного обеспечения и создание дееспособной системы правоприменения в сфере авторского права и прав интеллектуальной собственности ;

Достижение высокого уровня экспертного обеспечения действий государства в сфере культуры. Главным критерием проведения политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства должно служить художественное качество;

Социально-культурное партнерство, предполагающее сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности. По мере создания устойчивой системы таких общественных институтов государство начнет постепенно передавать им часть своих функций по поддержке и организации культурной жизни в стране;

Развитие практики заказа и приобретения произведений, создание системы государственных грантов как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества, а также гастрольно-выставочной деятельности;

Реализация федеральных инвестиционных программ в сфере культуры в целях укрепления материально-технической базы, сохранения и развития инфраструктуры профессионального художественного творчества - театральных, концертных, выставочных площадок, киностудий, репетиционной базы исполнительских коллективов, систем сбора и распространения информации, создание условий для обеспечения деятелей искусств необходимым профессиональным инструментарием;

Развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, кино и цирка, исполнителей;

Повышение качества профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание целостной системы подготовки, переподготовки менеджеров и социальных работников в сфере культуры; поддержка науки о культуре и искусстве на основе субсидирования базисных исследований в области фундаментальных наук и максимальной актуализации прикладных исследований;

Формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям. Обеспечение доступности ценностей культуры для всех граждан России:

Создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети театров, библиотек, архивов, музеев, центров российской кинематографии, всей системы кинопроката, концертных и выставочных залов, цирков, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности ;

Государственный протекционизм (главным образом путем дифференциации налогообложения) в отношении произведений отечественного искусства (в первую очередь кино- и книжной продукции), поддержка их распространения внутри страны; создание ”узлов” стабильности отечественной культурной жизни под патронажем государства - регулярных фестивалей, конкурсов, периодических выставок и т.п.;

Максимальная открытость культурной политики, обеспечение доступности для граждан информации о публичной культурной деятельности в стране и за ее пределами; создание из средств бюджетов различных уровней системы компенсации затрат малоимущих и социально незащищенных групп граждан на пользование учреждениями культуры;

Полнота ответственности за практическое осуществление субъектами Российской Федерации государственной культурной политики, за состояние и развитие сферы культуры должна быть возложена на региональные и муниципальные органы власти. Именно на местах по мере создания правовых условий будет осуществляться структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг , развитие конкуренции , что в конечном счете обеспечит доступность культуры для всех слоев граждан.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 42.

Семашко Л.М. Социология для прагматиков. От монизма к тетрализму. СПб., 1999. С. 187.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 23..

Конституции зарубежных государств. М., 2004. С. 73.

Семашко Л.М. Указ.соч. С. 86-94.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 54.

Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

См.: Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 737.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Указ Президента «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ «Вопросы деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» от 17 июня 2004 г. №301 и др.

Подробнее: Михеева И.В. К проблеме формирования понятия «памятники истории и культуры» в законодательстве Российской империи // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: в 2 т. / Под ред. проф. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т. 1. С. 528-535.

Охрана памятников истории и культуры государством (вопросы становления). Михеева И.В. Культура, управление, экономика, право. № 3, 2005. С.34.

Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 167.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...