Образование и право на образование (Козырин А.Н.). Конституционное право граждан на образование


Значение ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в Большом юридическом словаре

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию расширяться. В настоящее время в демократических государствах П. на о. в широком смысле обычно включает право на: бесплатное начальное или среднее образование в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свободу преподавания; организацию частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П. на о. обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П. на о. закрепляет ст. 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
    - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 08:16:00 * Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. ""(…
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Во сне испытывать сильное желание получить хорошее образование - предвещает Вам постоянную жажду знаний, которая проявится при любых обстоятельствах Вашей …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Новейшем философском словаре:
    многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. …
  • ПРАВО в Однотомном большом юридическом словаре:
    1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо …
  • ПРАВО в Большом юридическом словаре:
    - 1> в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой …
  • ПРАВО
    ТРАНЗИТА - право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию (сухопутную, водную, воздушную) другого государства. П.т. предоставляется, …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    СОБСТВЕННОСТИ- 1) в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле - …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - в гражданском законодательстве РФ (ст. ст. 268-269 ПС РФ) - ограниченное вещное право в …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ПЕТИЦИИ - одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ - совокупность правовых норм, регламентирующих отношения между двумя или более лицами по поводу имущества, которым она владеют пользуются …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) - обобщенное название комплекса …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УГНЕТЕНИЮ - особое конституционное политическое право граждан, в настоящее время встречающееся в конституционных актах крайне редко. Такое право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (НАЦИИ) - в науке конституционного права - право народов (наций) самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ПРАВОСУДИЕ - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Включает обычно право …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ - право гражданина или организации потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ЗАЛОГОВОЕ - см. ЗАЛОГОВОЕ ПРАВО. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОЕ - см. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. ПРАВО ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ - см ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ГОЛОСА - право акционеров участвовал" в обсуждении дел компании с учетом своей доли в ее капитале. Большинство обычных акций дают …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДОСТУП К МОРЮ - в современном международном праве - принцип, в соответствии с которым не имеющие выхода …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО) - совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих т.н. правила ведения войны, или …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    - 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - см ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВОЕ - см ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ - см МУ -НИЦИПАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ …
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Высказываниях известных людей:
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Словаре Одно предложение, определения:
    - то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    то, что остаемся, когда все выученное забыто. Макс фон …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Афоризмах и умных мыслях:
    это когда вы читаете изысканную литературу. ОПЫТ - то, что вы получаете, если вы этого не сделали. Пит …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» . Редактор-издатель — В. Д. Сиповский, …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном …
  • ПРАВО
    совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Системы образования и Начальное народное …
  • ПРАВО
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРАВО
    в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством в более широком понимании охватывает также правовые отношения …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения …
  • ПРАВО
    ПР́АВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, см. Хозяйственного ведения право …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ОБРАЗОВ́АНИЕ", рос. изд-во, 1909-30, С.-Петербург - Ленинград. Учебники, науч., науч.-популярная и метод. лит-ра, гл. обр. по естеств. …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЗОВ́АНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творч. деятельности и …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Системы образования и Начальное народное …
  • ОБРАЗОВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    образова"ние, образова"ния, образова"ния, образова"ний, образова"нию, образова"ниям, образова"ние, образова"ния, образова"нием, образова"ниями, образова"нии, …

Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года каждый имеет право на образование. Ст. 43 Конституции отнесла к числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование.
Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Это и введение Единого Государственного экзамена, и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. Воспитание – создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами». Однако Всеобщая декларация прав человека, будучи документом высокого нравственного гуманистического значения, лишь закрепила основные приоритеты, принципы, цели и задачи в области прав человека, к реализации которых должны стремиться все государства – участники Декларации. Декларативный (т.е. провозглашающий) принцип права на образование был закреплен как обязательный для государств – членов ООН, ратифицировавших Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе. В Пакте были детализированы цели образования, которое «должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам… должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества», а также способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между нациями и религиями, содействовать ООН в поддержании мира.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.
Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности:
- обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;
- обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;
- дополнительное вознаграждение за классное руководство;
- поощрение лучших учителей;
- поставка школьных автобусов в сельские территории;
- оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.
Образовательные программы подразделяются на два вида:
- общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.
Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).
К образовательным относятся учреждения:
- дошкольные общеобразовательные;
- профессионального образования;
- дополнительного образования взрослых;
- специального образования;
- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дополнительного образования детей и др.
Согласно п. 1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству и рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг.
Система российского образования представляет собой совокупность:
- образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
- реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):
а) основное общее образование;
б) среднее (полное) общее образование;
в) начальное профессиональное образование;
г) среднее профессиональное образование;
д) высшее профессиональное образование;
е) послевузовское профессиональное образование.
Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства;
- защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
- автономность образовательных учреждений.
Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование. Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:
- уважение человеческого достоинства;
- свободу совести и информации;
- свободное выражение собственных мнений и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
- охрану здоровья.
Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:
- учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
- учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью;
- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:
- бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России;
- равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;
- получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
2) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Человечество, входя в 21 век, формирует новые взгляды на общепризнанные ценности, принципы межличностных отношений, роль человека и его производственную деятельность. Многократно возрастает роль образования. К нему предъявляются новые требования. Оно становится необходимым условием благополучия человека. Уровень права граждан на образование становится фактором, определяющим уровень развития общества. В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира.»
Выводы, к которым мировое сообщество пришло только в последние годы, в России всегда были «само собой разумеющимися» принципами государственной политики в области образования.
Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации. Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.
Конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.
В последние годы, как и в предыдущие десятилетия превалирует понимание образования как отрасли, призванной обслуживать производство. Неслучайно сегодня выкристаллизовывается целого ряда государственных политиков стремление перевести образование на платную систему, мотивируя это нынешней малой потребностью производства в квалифицированных рабочих и специалистах. Особо ярко это тенденция проявилась в ходе разработки среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост».
Такой подход к образованию ошибочен. При планировании развития образования, его финансовом обеспечении следует исходить из посыла, что государство обязано не только удовлетворить потребность личности на бесплатное получение любого уровня образования (хотя бы один раз), но и стимулировать гражданина к получению образования. Предложенный принцип государственного подхода к образованию позволит государству решить следующие задачи:
- обеспечить стабилизацию положения в обществе, дальнейшее его развитие по цивилизованному пути, ибо уровень образованности общества является основной демократического развития страны;
- получить устойчивый экономический рост производства, что подтверждено практикой развития ныне передовых стран мира.
Анализ норм Конституции, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. Почему в конституционное право граждан не включено право на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) и начального профессионального образования? Ведь указанные уровни (ступень) образования в России и бывшем СССР стали традиционно общедоступными и бесплатными. Таким образом, Конституция как бы сузила ранее действующее право граждан на образование. В то же время, Конституцией провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Такой правовой нормы в нашем обществе ранее не было, она не выполнятся сейчас и не может быть выполнена в ближайшие годы. Вызывает вопрос и исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования.
Возникла проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом. В настоящее время сложилось критическое положение с реализацией права граждан на образование. Об этом свидетельствуют:
а. крайне недостаточное и несвоевременное финансирование образовательных учреждений из бюджетов всех уровней (из защищенных статей бюджета финансировались практически только заработная плата и стипендии);
б. массовая утечка высококвалифицированных кадров из системы образования;
в. эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений без последующего ее восстановления (т.е. фактическое ее разрушение);
г. появление на улицах сотен тысяч не учащихся и неработающих подростков, пополняющих ряды преступного мира;
в. небывалое падение нравственности в обществе;
г. угроза пересмотра положений Закона РФ «Об образовании» с целью лишения образования законодательно зафиксированных приоритетности и размеров ставок и окладов педагогов.
Катастрофический ход событий, а это подтверждается резким ростом забастовок, требует незамедлительных активных действий со стороны законодателей по защите российской системы образования. Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы почти каждого второго жителя России, ибо сегодня в системе образования работает более 6 миллионов человек, а обучается - свыше 30 миллионов! (для сравнения: число граждан, занятых в промышленности - около 20 миллионов, в сельском хозяйстве - 10,3 миллиона, в строительстве - 7,1 миллиона человек).
Таким образом, можно зафиксировать, что разработка и принятие законов в области образования является жесткой необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование.
Комитет в своей законотворческой деятельности в области образования руководствуется следующими принципами:
1. Позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения образовательного уровня населения.
2. Фактический уровень российского образования по основным параметрам, в том числе и по качеству образования, в последние десятилетия отнюдь не уступал западным школам. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не копировать механически образцы зарубежных образовательных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и, при необходимости, творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое образовательное пространство.
3. В современных социально-экономических условиях государству необходимо резко увеличить расходы на образование.
4. Высшему и послевузовскому профессиональному образованию следует придать приоритетность в сравнении с другими уровнями образования. В пользу данного тезиса можно сказать следующее:
- система высшего профессионального образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства и государственности;
- структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров будущей России;
- в условиях затяжного финансирования дефицита, когда невозможно нормально финансировать все отрасли образования, целесообразно финансировать в достаточной степени точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;
- высшее образование, в определенной мере, является фактором, сдерживающим безработицу и, в этой связи, более выгодно финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице, нести огромные расходы на содержание дополнительных штатов Министерства внутренних дел и мест заключения.
5. Государство должно поддерживать все виды и формы образования, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, но не за счет какого-либо ущемления государственных или муниципальных образовательных учреждений. Негосударственные образовательные учреждения должны дополнять систему образования России в части расширения и повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению.
7. Следует не только сохранять, но и развивать ныне действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и многоучредительства, необходимо запретить.
8. Следует, с одной стороны, расширить самостоятельность и права образовательного учреждения, а с другой, - повысить его ответственность за качество образования. Необходимо в этой связи законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.
Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство. Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.
Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или опосредованно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».
Сегодня, когда новая редакция Федерального закона «Об образовании» принята и вступила в силу, можно утверждать, что данный Федеральный закон обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие или не подтвердившие свою жизненность правовые нормы.
Удалось сохранить в новой редакции «старые» правовые нормы, направленные на социальную защиту работников образования. В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.
Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.
Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.
Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.
Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.
Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.
Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.
К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

С.Ю. АЛЕКСЕЕВА,
ведущий специалист Рособрнадзора

В XX веке права и свободы человека и гражданина стали неотъемлемым атрибутом правового государства. Затрагивая все аспекты жизни субъекта, права человека обеспечивают ему защиту и возможность для личного развития. Защита прав и свобод человека и гражданина - неоспоримая и первоочередная обязанность любого государства. Право на образование, закрепленное еще во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получившее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, является ключевым для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала любой страны.

Право человека на образование (ст. 43 Конституции РФ) дает не только формальную возможность получить обязательные начальные знания, но и реализовать естественную потребность в творчестве, накапливании новых знаний, опыта в разных сферах деятельности, а также возможность передавать накопленное последующим поколениям. В процессе реализации право на образование взаимодействует со многими другими правами и свободами человека и гражданина. Так, право на образование тесно связано: с правом на труд, поскольку делает возможным доступ к трудовой деятельности; со свободой мысли, свободой слова, свободой совести, так как предоставляет думать независимо, иметь свой взгляд на мир, собственные убеждения, излагать их и отстаивать; со свободой различных видов творчества.
Множество взаимосвязей обусловливает необходимость определения места и роли права на образование среди прочих прав и свобод, в том числе социально-экономических, к блоку которых оно непосредственно принадлежит. Социально-экономические права в системе прав и свобод человека закреплены в основах конституционного строя: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ).
Определение российского государства как социального относится к его сущностной характеристике. Конституция РФ закрепляет главную направленность политики социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Расположение определения в главе 1 придает ему особый статус, а обязанности государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития возведены в ранг общегосударственной политики.
Важнейший признак социального государства - признание, соблюдение и защита социальных прав. При этом дефиниция «социальное государство» и его признаки во многом совпадают или близки к определению и признакам правового государства. В научной литературе эти два обозначения государства рассматриваются либо вместе (социальное правовое государство), либо социальное государство выступает как более высокий уровень развития правового государства, либо правовое государство включается в структуру социального государства и признается важнейшим его принципом и признаком. Еще П.И. Новгородцев полагал, что социальное государство является высшей стадией развития государства правового. Но при всех научно-терминологических модификациях неизменным остается признание и защита прав человека в качестве определяющего признака социальности и правового характера государства. Как отмечается в литературе, «одним из обязательных критериев определения государства в качестве правового и социального является его способность обеспечить и защитить от посягательств социальные права граждан». Социальная направленность политики России позволяет предполагать особый статус права на образование среди прочих прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно его реализация дает возможности для «свободного развития человека».
Право на образование признается правом человека (ст. 43 Конституции РФ). Это существенный шаг в сторону демократизации общества, поскольку такая позиция наблюдается и в положениях международного законодательства. Однако в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» употребляется термин «граждане», а нормы, регулирующие права иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), проживающих на территории России, отсутствуют. Правовое положение последних регулируется ст. 62 Конституции РФ, а также федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в которых не определена возможность получения общего образования иностранными гражданами и апатридами. Формально декларируемая принадлежность права на образование к общечеловеческим правам, внесенная в Конституцию РФ в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, не имеет законодательной базы для лиц, не являющихся гражданами России.
Необходимость следования нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах привела к закреплению в Конституции РФ общепризнанной системы прав и свобод человека и гражданина. Под системой прав и свобод человека понимается четко структурированный порядок, подчиняющийся определенным законам и критериям классификации, частью которой является право на образование.
Права и свободы можно классифицировать в соответствии с тем, что «человек и гражданин во всех сферах жизни стоит в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей». Группы прав (личные, политические и социально-экономические, культурные) впервые выделены во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах впервые сформулирована позиция международного сообщества по поводу расположения норм о правах человека в структуре групп прав. Эта классификация помогает уяснить относительную целостность прав и свобод каждой группы, но такое разграничение условно, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.
Конституционное право на образование относится к третьей группе прав, реализуемых в области экономической, социальной и культурной деятельности. Тем не менее не вызывает сомнения, что это право тесно связано с личными и политическими правами. «По своему существу, - отмечал Б.А. Кистяковский, - политические и личные свободы являются субъективными публичными правами; им по преимуществу присущи та индивидуализация и та связь с личностью, которые составляют основной признак всякого субъективного права».
По способу осуществления права и свободы делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные права нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав его отдельных представителей. Это иные права, определяемые интересами коллективного образования. Зачастую они могут противоречить индивидуальным правам отдельных входящих в него индивидуумов. Так, при поступлении в высшее образовательное учреждение человек, реализуя свое индивидуальное право на образование, вступает в коллективные отношения с другими людьми и усложняет для них реализацию этого права за счет увеличения конкурса, обучения в более многочисленных группах.
С позиций предоставления права на образование каждому индивиду это, безусловно, индивидуальное право. Однако ч. 5 ст. 43 Конституции РФ провозглашает обязанность государства поддерживать различные формы образования и тем самым предоставляет право образовательным учреждениям и их трудовым коллективам самим в известных пределах выбирать форму собственности и обучения.
В литературе существует множество точек зрения о соотношении коллективных и индивидуальных прав. Так, С.В. Соколовский считает, что коллективные права «не должны признаваться правами человека, поскольку затемняют и осложняют последнее понятие». Действительно, во избежание правовых коллизий проще рассматривать право на образование каждого индивидуума отдельно, однако система организации образования предусматривает коллективную реализацию этого права (за редким исключением в виде частного образования на дому). Поэтому оправданной представляется другая позиция, которая заключается в том, что коллективные права являются правами человека до тех пор, пока отражаемые в них потребности сохраняют характер прямых непосредственно предоставляемых прав, хотя предоставление их и связано с принадлежностью к определенной общности.
Несмотря на индивидуальный характер права на образование, полная его реализация для граждан возможна только при соответствующих государственных гарантиях определенных прав и свобод коллективам образовательных учреждений, а также их самостоятельности. В противном случае будет нарушено право граждан на выбор образовательного учреждения и формы обучения из-за отсутствия разнообразия таковых, как это наблюдалось в советский период развития образования. Право на образование представляет собой сложное системное формирование, включающее в себя как индивидуальные, так и коллективные права. Это применимо и к праву на общее образование. Однако индивидуальная составляющая в праве на образование несет более важную роль, поскольку выбор той или иной формы или места проведения образовательного процесса индивид выбирает единолично и лишь потом, определившись, начинает реализовывать свое право на образование как коллективное.
Среди существующих классификаций прав и свобод человека право на образование можно четко отнести к группе социально-экономических прав. Деление на коллективные и индивидуальные права дает нам возможность утверждать, что право на образование является индивидуальным правом, которое в процессе его реализации может получать признаки коллективных прав.
Чтобы определить место права на образование в системе прав и свобод человека, необходимо выяснить, к какому поколению прав человека оно относится. Считается, что права первого поколения (гражданские, или личные, и политические) - это основа института прав человека. Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (однако государство оставляет за собой регулирование способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать
в качестве прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь социальными притязаниями. Эти права сформировались в конце XVIII - начале XX века, когда образование было не столько правом, сколько обязанностью отдельных слоев населения, поэтому становление этого права как юридической категории происходило только в следующем поколении прав и свобод. Сформировавшиеся в первом поколении права относятся к группе личных и политических, а право на образование - к группе социально-экономических прав.
Права второго поколения (социальные, экономические, культурные) называются позитивными в отличие от прав первого поколения, которые признаются негативными, ибо отрицают условия, «которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни». Право на образование, например, требует для своей реализации как минимум доступ к информации, культурным ценностям, свободу мысли, а в идеале - специально оборудованных помещений и материалов, дотаций от государства. Права первого поколения имеют абсолютный характер и предполагают свободу человека от чьего-либо, в том числе государственного, вмешательства в сферу его частной жизни, интересов, убеждений. Позитивное значение прав второго поколения заключается в том, что они направлены не на отрицание несвободы, а на обеспечение достойного существования и достижение свободы для самоопределения, самовыражения, реализации творческих способностей.
Относительно специфики третьего поколения прав (права на мир, на здоровую окружающую среду, на достойный уровень жизни, на развитие, на пропитание, на природные ресурсы своей страны, на общее наследие человечества и т. д.) в литературе можно встретить разные точки зрения. Иногда их определяют как права солидарности людей, т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией. Организация общего образования в России предусматривает преимущественно коллективные формы образовательного процесса, а обучающиеся при этом становятся принадлежащими к определенной группе людей (школьники, студенты и т. п.).
К третьему поколению относятся специальные права так называемых малообеспеченных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в поддержке государства и мирового сообщества. Очевидно, что эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному признаку. В эту категорию попадают учащиеся образовательных учреждений, потому что они не могут совмещать труд, приносящий достойный доход, с реализацией своего права на образование. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Сторонники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права этой категории в рамках имеющейся социальной структуры и необходимость обеспечить реализацию их прав с помощью особых правовых возможностей, таких как предоставление студентам стипендий, отсрочки от обязательной службы в армии.
Право на образование имеет признаки как второго, так и третьего поколения. Частично право на образование можно отнести к правам второго поколения, так как их характер требует обременения государства определенными обязательствами. Для реализации прав человека требуются конкретные действия государства, которое применительно к праву на образование должно давать возможность обучаться в обустроенных помещениях, организовывать принципы общего образования, оплачивать труд учителей и т. д. Как отмечает Л.И. Глухарева, «второе поколение прав человека воплотило ценности социально ориентированного государства, привязало человека к государству, повысив патронажную роль последнего, особенно в отношении тех, кому грозит опасность в “океане свободы” либерального общества».
Однако не все признаки права на образование вписываются в рамки прав второго поколения. Можно предположить, что право на образование, принадлежащее ко второму поколению прав человека, имеет отношение и к третьему поколению - правам солидарности людей, так как получение образования в современном обществе в большинстве случаев сопряжено с вхождением в определенную группу людей - школьников, студентов, курсантов и т. д. Факт приобщения обучающихся к определенной массовой культурной среде характеризуется соответствующим интеллектуальным уровнем и близостью мировоззрения входящих в нее индивидуумов. Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими религиозными, философскими, идеологическими взглядами и убеждениями.
Существует точка зрения, в соответствии с которой «в действительности право на образование проявляется как коллективное право людей, реализуется группами единомышленников и поддерживается правительством в интересах каждого». Как считает С.Л. Серегина, с таким мнением сложно согласиться, так как произошло смешение двух классификаций прав и свобод - этапы их провозглашения (поколения прав человека) и характер их осуществления субъектами (индивидуальные и коллективные). Право на образование - это прежде всего индивидуальное право человека, однако отрицать то, что реализуется оно чаще в коллективной форме, нельзя, из чего можно сделать вывод о присутствии в праве на образование признаков как второго, так и третьего поколения.
Для осуществления многих прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, реализация права на образование является предварительным условием. Без реализации права на образование невозможно воплотить право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); право на судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). В то же время без целого ряда прав и свобод невозможно воспользоваться самим правом на образование, например свободой мысли и слова (ч. 1 ст. 29); правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); правом свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), а также правом на объединение (ч. 1 ст. 30).
Легко проследить связь права на образование с правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). В демократическом обществе, основанном на рыночных отношениях, каждому человеку предоставляется возможность самостоятельно выбирать способы и формы приложения своих сил и способностей. Это право может быть реализовано как путем занятия предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, так и на основе трудового договора с работодателем. Однако прежде чем приложить свои силы и способности, человеку необходимо развить их, сделать их конкурентоспособными в рыночных условиях существования, чего невозможно добиться без реализации права на образование. Понимание общих принципов и закономерностей права необходимо каждому человеку в повседневной жизни. Так, почти каждый заключает трудовые договоры, оформляет кредит, вступает в другие простые сделки. У человека, имеющего низкий уровень правовых знаний, больше шансов понести убытки.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Право на не запрещенную законом экономическую деятельность - общее, принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права экономической деятельности - юридическое или физическое лицо - может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность организации, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Возможность получения прибыли гражданином напрямую связана с его умением создавать конкурентоспособную продукцию в условиях рыночных отношений, с его знаниями и опытом, которые приобретаются не в процессе образования, а в процессе создания и руководства собственной организацией. Знание правовых основ играет важную роль, способную уменьшить риск несения убытков.
Большое значение для процесса обучения имеют закрепленное в частях 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ право на информацию, т. е. право искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода массовой информации. Свобода информации - элемент свободы мысли и слова. Получая свободный доступ к информационным ресурсам страны, обучающиеся могут полнее реализовывать свое право на образование.
Гарантией свободы средств массовой информации является запрет цензуры. В Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» цензура определяется как требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей (ст. 3).
Закон не допускает создания и финансирования организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Благодаря этому человеку доступны различные точки зрения, что дает ему возможность самостоятельно анализировать и сопоставлять факты в процессе обучения, вырабатывая собственную, никем не навязанную точку зрения.
Подобную роль в обеспечении права на образование играет и ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, в которой декларируется право на культурное наследие страны. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности (деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей), культурных ценностей и благ. Оно осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимает долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры, а также стимулирует посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных организаций культуры, способствует развитию их материально-технической базы. Наконец государство осуществляет протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения. Все это дает возможность человеку в процессе обучения получать представление о культурных ценностях страны, повышать уровень эстетического восприятия и приобретать систему моральных ценностей.
Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как записано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В Семейном кодексе РФ установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства. Воспитание и образование ребенка - и право, и обязанность его родителей. Однако даже в случае невыполнения родителями своих обязанностей государство не умаляет право ребенка на образование, позволяя реализовать его через органы социальной опеки и попечительства.
Среди других социальных прав, вступающих во взаимодействие с правом на образование, необходимо отметить право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения - формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект. Образование населения в плане здравоохранения позволяет добиться профилактической пользы, в плане экономии - устранить последствия болезней, повысить производительность труда.
Право на образование неразрывно связано с правом на безопасную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), которая оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей. От состояния природы зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений; достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды. Без должных знаний человек не в состоянии адекватно оценить пригодность окружающей среды для его жизнедеятельности, определить комплекс мер по минимизации негативного влияния на свое здоровье, потребовать от государства компенсации за вредность условий проживания.
Права граждан, относимые к группе политических, очень трудно реализовывать в отсутствие права на образование. Реализация всех этих прав требует высокого уровня знаний, например процессуального характера для подачи заявки на проведение митинга или запроса в органы государственного управления.
Вступая во взаимодействие с другими правами, право на образование является тем стержнем, на котором держится возможность полноценной реализации многих других социально-экономических, культурных, политических и личных прав. От реализации права на образование зависит полнота осуществления других прав и свобод, а в конечном счете качество жизни современного человека. Более того, образование является «основой национальной безопасности России и всех ее составляющих - военной, экономической, экологической, геополитической систем безопасности».
Образование ориентировано в будущее детерминантой, от которой зависит формирование стабильно развивающегося гражданского и политического общества. Без воспитания свободной личности, способной самостоятельно и осознанно принимать общественно значимые решения, немыслима подлинная демократия. Без массовой общеобразовательной и профессиональной подготовки подрастающего поколения невозможно развитие науки и высокотехнологических отраслей, а значит, сохранение экономической самостоятельности России. Политическая система, в свою очередь, призвана обеспечить успешное развитие образовательной сферы. Гражданские и политические права считаются истинными, подлинными выразителями сути человеческой природы, защищенной свободы человека. В этом смысле они близки с правом на образование, поскольку только от выбора свободного, самостоятельного человека зависит возможность реализации данного права. Право на образование выступает в качестве права-гарантии политической и личной свободы человека.
В законодательстве не создан действенный механизм обеспечения обязательности образования, однако повышается моральная ответственность самих граждан за будущее своих несовершеннолетних детей. Осознание этой ответственности приведет общество к созданию правовых норм, которые будут исходить не из представления об ответственности государственной власти за поведение граждан, а из понимания личной ответственности каждого гражданина. Можно проследить тенденцию к вытеснению государственно-патерналистского подхода современными правовыми представлениями, лежащими в основе законодательства об образовании. Это проявилось, в частности, в изменении самого понимания международного и конституционного требования обязательности общего образования.
Государство берет на себя обязательство уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие образовательные учреждения, отвечающие минимуму требований для образования. Таким образом закрепляется свобода отдельных лиц и организаций создавать частные образовательные учреждения и руководить ими. Немаловажное значение имеет обязательство государства уважать свободу родителей (или законных опекунов) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Существует и более глубинная взаимосвязь права на образование с другими конституционными правами и свободами, которая вроде бы не является логическим порождением одного права другим, а проявляется опосредованно через социально-экономический механизм. Так, сложно найти связь между правом на образование и правом частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Однако человек - носитель этих прав реализует их в конкретной социальной и экономической среде. Институт права собственности формируется в соответствии с уровнем экономического, социального, правового и культурного развития общества. Право на образование носит статус обременения человеком государства. Для его реализации необходимо наличие социально-экономических условий, делающих это право реальным. Так, без образовательных учреждений с их организационной, правовой, хозяйственной инфраструктурой реализация права на образование невозможна, а следовательно, само право будет иметь декларативный характер. Право на получение образования в системе конституционных прав служит причиной (или условием) реализации некоторых прав и свобод, возникает как следствие действия другой группы конституционных прав.
Таким образом, в системе прав и свобод человека право на образование играет одну из ведущих ролей, а среди социально-экономических прав и свобод занимает основополагающее место. Право на образование обеспечивает экономический рост государства, позволяет повысить моральный уровень граждан, дает возможность реализовать им свои права по управлению страной во исполнение принципов демократического общества. В то же время ограничение права на образование может стать мощным идеологическим оружием, способным отвести государство от принципов правовой и свободной страны.
Классификации прав и свобод, разделяющие права человека на личные, политические и социально-экономические, а также сущностные и функциональные признаки прав и свобод позволяют отнести право на образование к социально-экономическим правам. По классификации на коллективные и индивидуальные права можно сделать вывод о принадлежности права на образование сразу к двум категориям, причем главенствующую роль играет индивидуальное право на получение образования, и лишь в процессе реализации это право приобретет признаки коллективного права.
Право на образование относится ко второму поколению прав человека. Однако коллективный характер реализации права на образование, присущий России, приводит к тому, что реализующий это право гражданин вступает в определенную группу людей (школьники, студенты и т. д.), что позволяет частично отнести право на образование к третьему поколению прав - правам солидарности людей.
Право на образование занимает ведущее место в системе основных прав и свобод, взаимодействуя с группами как социально-экономических, так и политических и личных прав. Такое стержневое место дает возможность комплексно воздействовать на спектр прав и свобод через право на образование, особенно на право на труд и на экономическую деятельность, которые связаны с экономическим, политическим и национально-культурным благополучием государства.
Роль права на образование в системе прав и свобод человека и гражданина заключается в его стержневом положении среди социально-экономических прав человека. От образования зависит динамика развития гражданского и политического общества. Правовое обеспечение образования в России должно быть одной из приоритетных задач современного общества.

Библиография
1 См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб., 2003. С. 62.
2 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. - М., 1997. С. 263.
3 Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1999. С. 3.
4 См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Указ. соч. С. 63.
5 См.: Рыбакова В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005. С. 43.
6 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. С. 184.
7 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. - М., 1916. С. 499.
8 См.: Рыбакова В.В. Указ. раб. С. 41.
9 Соколовский С.В. Философия права. - М., 1997. С. 29.
10 См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 1996. С. 24-25.
11 См.: Рыбакова В.В. Указ. раб. С. 42.
12 См.: Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. № 3.
13 Новгородцев П. Право на достойное человеческое существование // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
14 См.: Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. - М., 2005. С. 65.
15 См.: Малинова О.Ю. Указ. ст.
16 См. там же.
17 Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). - М., 2003. С. 98.
18 См.: Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование (На примере города Москвы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 18.
19 Рожков И.А. Правовой статус учащегося общеобразовательной школы // Директор школы. 1999. № 8.
20 См.: Серегина С.Л. Право на высшее образование в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. С. 41.
21 См.: Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. - М., 2004 (комментарий к ст. 37).
22 См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред О.Е. Кутафина. - М., 2003. С. 247.
23 См.: Лазарев В.В. Указ. соч. (комментарий к ст. 29).
24 См.: Лазарев В.В. Указ. соч. (комментарий к ст. 44).
25 См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М., 2002 (комментарий к ст. 38).
26 См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина (комментарий к ст. 41).
27 Новое качество высшего образования в современной России / Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 1995. С. 65.
28 См.: Серегина С.Л. Указ. раб. С. 42, 43.
29 См.: Спасская В.В. Указ. соч. С. 61.
30 См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Указ. соч. С. 136.
31 См.: Рыбакова В.В. Указ. раб. С. 53-54.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических государствах П.н.о. в широком смысле включает обычно целый прав: на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют П.н.о. обязанностью родителей (или лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П.н.о. закреплено в ст. 43 Конституции РФ 1993 г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    Одно из прав человека «второго поколения» (социально экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам… … Википедия

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ Юридическая энциклопедия

    Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Конституция СССР … Демографический энциклопедический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает… … Профессиональное образование. Словарь

    Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком … Энциклопедия юриста

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования,… … Советский юридический словарь

    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или… … Энциклопедический словарь конституционного права

    право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Большой юридический словарь

Книги

  • Право международных организаций. Учебник и практикум , . Рассматриваются вопросы организации и деятельности международных межправительственных организаций, в том числе история их создания, юридическая природа, компетенция, структура и виды…
  • Право Евразийского экономического союза. Учебное пособие , Бекяшев Камиль Абдулович, Моисеев Евгений Григорьевич. В учебном пособии изложены основные положения права Евразийского экономического союза, действующего на части территории бывшего Советского Союза - в Респу­бликеБеларусь, Республике Казахстан…

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 " " указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории , дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ", которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...