Обществознание власть роль политики в жизни общества. С какими потребностями человека вы познакомились? Что такое национально-государственное устройство


Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства
Функции политики - ее назначение и ее роль:

· Организационная. Создает для общества организационные основания

· Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

· Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

· Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

· Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути - существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.
Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.
Политическая жизнь - это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.
Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.,
Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.
Политика - неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.
Ученые по-разному понимают сущность политики.
М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти...". Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.
Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.



Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.
Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.
Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.
Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики - это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.
Политология - наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

Введение

Слово «политология» (наука о политике) является соб­ственно русским образованием; оно образовано по анало­гии с такими названиями, как «социология», «биология», «филология». Как и все аналогичные названия, слово «по­литология» состоит из двух частей: первая часть обозна­чает объект этой науки, то есть политику, вторая часть («-логия») может быть переведена как «знание, наука». В других странах эта же наука называется иначе (напри­мер, «политическая наука», «политическая социология», «наука о политике»).

Объектом политологии является политика. Политология изучает общественные отношения между разнообразными группами общества, а также власть. Именно эти аспекты отражает понятие политики.

Политика, представленная как совокупность политических от­ношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

Исторически первой формой познания политики была ее религино-мифолгическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих в обществе порядков.

В середине первого тысячелетия до нашей эры ей на смену пришла философско-этическая форма. Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой, поскольку предполагалось, что политика должна отвечать интересам людей, быть нравственной.

Мир политики представляет собой особую форму жизнедея­тельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Он включает те институты, принципы, нормы, которые обеспечивают жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребно­стей. Мир политики – это и государство, и государственные инсти­туты, и политическая система общества. Кроме того, он включает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию об­щества и весь комплекс ее институтов. К миру политики относятся государственно-правовые, партийная, избирательная системы, механизмы принятия решений, политические процессы и отношения, политическая культура и т.д.

Наиболее важными в политической жизни любого общества являют­ся проблемы политического господства и правления, господства и со­трудничества; конституирования (конституционного оформления и за­крепления) власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем; отношения лю­дей с институтами власти; механизмы обеспечения единства жизнеспо­собности и бесперебойного функционирования общества; процессы по­литической социализации (становления человека полноправным субъек­том политических отношений в обществе).

Целью данной контрольной работы является анализ политики как науки и ее роль в жизни современного общества. Задачи работы – определение и выявление границы политики в обществе, показать структуру и функции политики, рассмотреть взаимоотношения политики и морали.

1. Политика и ее роль в жизни современного общества

Понятие «политическое» и соответственно в связанные с ним понятия «мир политического», «политическая сфера». Это понятие восходит к древне­греческому слову polis (город-государство) и производным от него politika (конституция), politikos (гражданин, государственный деятель). Словом polis обозначалась вся многообразная – экономическая, духов­ная, политическая – жизнь античного общества, или публичная сфера, как ее часто называют. Иначе говоря, государство отождествлялось с об­ществом, в рамках которого осуществляется совместная человеческая жизнь во всех ее формах и проявлениях.

Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, соци­альной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. В свою очередь внешняя политика в определенных условиях активно влияет на внутреннюю и мо­жет даже вносить в ее характер существенные коррективы.

Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Экономическая политика – совокупность науч­ных положений, целей, политических средств и практических мер, с по­мощью которых осуществляется регулирование отношений между граж­данами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную политику и т.д. Социальная политика – это система идей, ус­тановок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечению непосредственно их жизнедеятельности. В свою очередь, социальная политика может под­разделяться: на распределительную, пенсионную, жилищную, в области здравоохранения, демографического развития и т.д. Особое место в сфе­ре социальной жизни занимает национальная политика, объектом кото­рой являются национальные отношения.

Политика в политической сфере направлена на регулирование отно­шений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти. Она включает в себя политику государственно-административного строительства и политику общественных ор­ганизаций и движений в сфере властно-политических отношений.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по пово­ду функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Она также может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культу­ры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.п.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техниче­ская, оборонная, экологическая, эти виды политики отражают возможно­сти обществ, характер и социальную направленность развития.

Общество представляет собой сложную социально-дифференцированную систему. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы и нации со своими многообразными потребностями и интереса­ми. Для их выражения, защиты и осуществления создаются государствен­ные органы, политические партии, общественнополитические и профессиональные организации. Они выступают как активные субъекты поли­тики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики явля­ются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство.

Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагаю­щая широкими законодательными, судебными правами, материальными и техническими ресурсами. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством.

Государственная политика занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе. Как вид деятельности она рассматривается на нескольких уровнях – местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение жильем, строительство и эксплуатация школ, больниц, управление муниципаль­ной собственностью. Второй, региональный, уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности Различных социальных групп, направленных на комплексное развитие всего региона. Центральное место в политике государства занимает третий, общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определять приоритеты в политике по отношению к различным социальны1м группам и слоям, выделять с учетом имеющихся возможностей бюд­жетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую очередь создают условия для функционирования в оптимальном режиме социальной сферы. И наконец, последний, междуна­родный уровень приобретает все большее значение в наше время. Имен­но этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту на­циональных интересов государства, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты, создание благоприятных усло­вий для эффективного социально-экономического развития общества.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую. Сущностью стратегической политики является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Практическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Стратегическая и тактическая политика, как пра­вило, характеризует все сферы политики.

1.1. Понятие политики

Таким образом, политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организа­ций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию и усилий с целью упрочения политической власти или ее завоева­ния специфическими методами.

Политика и экономика

Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономи­ческой сферой, экономическими интересами общества. Там, где эконо­мика превалировала над политикой, не было жестких потрясений, обще­национальных кризисов, перераставших в революцию.

В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь об­щества существенно и многогранно. В последнее время ведется оживлен­ная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государст­венное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступает за полную не­зависимость экономики от политики, государства, считая такой подход непременным условием возрождения России. Представляется весьма спорным такое утверждение.

Понятие о политике, являющееся общепринятым в рам­ках политологии, следует отличать от значений этого слова, которые отражаются при его нетерминологическом упот­реблении. В русском языке слово «политика» имеет несколько значений:

1. политическая жизнь общества в целом;

2. борьба за власть;

3. управление государством.

По мере исторического прогресса понятие политики ус­ложнялось, трансформировалось и приобретало новые оттенки. Приблизительно до XVII века политику рассмат­ривали как общественное управление подданными, целью которого является объединение граждан и достижение максимального блага как для граждан, так и для госу­дарства в целом. При этом политика понималась как сис­тема этических норм, которые регулируют политическое взаимодействие между обществом в целом и его группами, а также между различными группами. С точки зрения мыслителей того времени, данные нормы также помогают установить социальное согласие и тем самым сохранить общество и государство в его целостности.

Начиная примерно с XVIII века внимание исследовате­лей начало смещаться на средства политики. Государствен­ная власть начинает рассматриваться как совокупность политических институтов, разного рода ресурсов (напри­мер, военных, материальных), политических и правовых ценностей. Именно такой подход сделал возможным чет­кое и обоснованное выделение законодательной, исполни­тельной и судебной властей, а также других субъектов политической жизни.

В этот же период постепенно формируется представле­ние о политике как отношениях, связанных с властью: власть начинает рассматриваться как ценность, которую стремятся сохранить определенные группы и к облада­нию которой стремятся другие группы. Такой подход по­зволил очень четко отделить отношения, относящиеся к политической сфере, от всех остальных.

Хотя политическая сфера интересовала ученых с древ­нейших времен, политология как самостоятельная наука оформилась лишь на рубеже XIX – XX веков. Современ­ный этап в развитии науки о политике, который начался в первой половине XX века, характеризуется наличием большого количества разнообразных подходов к данной сфере жизни общества. Этот процесс начался в Америке, где появилась первая кафедра политических наук, а затем – и первая политологическая ассоциация. На мировом уровне политология закрепилась в 1948 году, когда появи­лась Международная ассоциация политической науки.

Цель политики – обеспечить достижение целей обще­ства. А это, естественно, предполагает мобилизацию ре­сурсов, которые необходимы для этого, а также организа­цию людей. Нужно помнить, что эти цели следует рассматривать в широком смысле. И действительно, хотя перед обществом возникают определенные конкретные задачи, связанные с конкретной ситуацией (например, ситуацией войны с другим государством), у любого общества есть также цели, к которым оно должно стремиться постоян­но. Например, такой целью является сохранение целост­ности общества и его упорядоченности, организованнос­ти. Понятно, что для достижения этой цели общество дол­жно постоянно совершать определенные действия, посколь­ку речь идет не об установлении организации, а о ее под­держании на определенном уровне.

Политическая организация общества – это, ес­тественно, государство. Однако сводить политическую жизнь только к государственной жизни было бы непра­вильным. Действительно, все политические партии общественные движения, как и отдельные люди, активно уча­ствующие в политической жизни общества, стремятся по­лучить власть. Эта власть может быть как очень широ­кой (распространяться, например, на все общество), так и узкой (распространяться только на небольшую часть общества или на узки е сферы его жизни). А любая власть в современном обществе принадлежит государству.

Понятие субъекта политики

Под субъектом политики понимают источник целенап­равленной политической активности. Способность людей объединять­ся естественна, по этой причине они создают более или менее обширные группы: так обычно легче добиться сво­их целей. Совершая те или иные действия, которые име­ют значение с точки зрения политической сферы обще­ства, они действуют либо от своего имени, либо от имени объединения, к которому они принадлежат. Именно в этом заключается различие между индивидуальным и коллек­тивным субъектом политики.

К индивидуальным субъектам политики относятся от­дельные личности, к коллективным – политические партии, государство и неполитическое объединения, участвующие в политической жизни общества или оказывающие на нее какое-то влияние.

1. Политические партии представляют собой объеди­нения людей, создаваемые непосредственно для достиже­ния политических целей. Это основные субъекты полити­ки.

2. Люди также могут становиться субъектами полити­ки. Это обусловлено тем, что даже если субъектом поли­тики является партия, организация или другое объедине­ние, все равно люди оказываются задействованы в поли­тическую активность, поскольку любая общность состоит из людей.

3. Политическим субъектом, который по своей значи­мости вполне сравним с политическими партиями, явля­ется государство. По своей значимости для политиче­ской сферы общества государство невозможно недооценить, поскольку наряду с политическими партиями оно играет в ней ведущую роль. Именно государство является основ­ным гарантом сохранения в обществе демократических ценностей, поскольку оно устанавливает правила, по ко­торым должны действовать все политические силы. Кро­ме того, на государстве лежат обязанности по реализации решений, принятых либо на основании всенародного голо­сования (референдума), либо в результате работы людей, избранных народом (президента и депутатов парламента).

4. Объединения людей, отличающиеся от политических партий, также могут выступать в каче­стве субъектов политики. Например, нация может высту­пать в качестве политического субъекта, если она будет преследовать какие-то политические цели. Она складывается независимо от желаний людей, хотя принадлежность к ней всегда должна осознаваться. На­ция представляет собой данность, поскольку человек при­надлежит к ней от рождения. Партия же всегда является результатом осознанного, намеренного объединения людей.

В отличие от партий, неполитические объединения со­здаются по каким-то иным соображениям или же вообще не имеют специальной организации. Субъектами полити­ки они становятся лишь потому, что интересы и цели, для достижения которых была создана данная организа­ция, оказываются нереализуемыми без активного участия в политической жизни.

Обязательным признаком политиче­ского субъекта является осознанность. Иногда случает­ся, что человек или группа людей не осознают политичес­кой значимости их действий.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъ­ектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в раз­ных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов поли­тики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физичес­ких (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифициро­вать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализиро­ванные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку пер­вичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридичес­ким статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общест­венно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим при­знакам.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельнос­ти человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытыва­ющие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соот­носительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, об­щим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями фор­мирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господ­ство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемониям и т.п. «Гори­зонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

1.2. Структура и функции политики

До настоящего момента мы говорили о политике вооб­ще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать политическую активность в зависимости от конкретных условий, целей, сфер и т.д. Однако поли­тика – это многогранное явление, которое может иметь многочисленные разновидности.

С точки зрения целей, которые преследует политика, принято говорить о тактической политике, которая решает текущие задачи, а следовательно, не ориентиро­вана на долгосрочную перспективу, и о стратегической политике, которая, наоборот, направлена на решение долгосрочных задача следовательно, более тесно связана с теми приоритетными направлениями развития, кото­рые ставит перед собой общество.

Очевидно, что между стратегической и тактической по­литикой не должно быть разрыва. Оптимальным как для государства, так и для каждого гражданина является та­кое положение, когда все решения тактического уровня, то есть связанные с решением текущих задач, согласуют­ся со стратегическим уровнем, то есть основными приори­тетами государства, и наоборот, стратегические решения не препятствуют достижению текущих целей. Конечно, это состояние вряд ли в полной мере достижимо, однако любой политик, тем более политик крупного масштаба, должен стремиться к этому.

По сфере распространения выделяют две разновиднос­ти политики. Во-первых, это внутренняя политика, ко­торая занимается регулированием отношений между граж­данами и их группами внутри государства. Во-вторых, это внешняя политика, которая связана с регулировани­ем отношений государства с другими государствами и их объединениями.

С точки зрения охвата политической властью тех или иных регионов можно предложить следующую классифи­кацию видов политики:

1. глобальная политика, которая занимается решением вопросов, имеющих универсальное мировое значение то есть вопросов, значение которых не ограничивает­ся регионом, группой государств и т.д.;

2. международная политика, которая решает вопросы вза­имоотношений государств между собой;

3. государственная (общегосударственная) политика, ко­торая занимается регулированием жизни в отдельном государстве, в отдельном обществе;

4. региональная политика, направленная на регулирова­ние жизни в отдельном регионе - на достаточно круп­ной территории, которая в рамках государства обла­дает относительной самостоятельностью (например, в области или федеральном округе в Российской Феде­рации, в штате в США и т.д.);

5. местная политика, которая занимается решением воп­росов, имеющих местное значение (например, в рам­ках города, села, района).

Между этими видами политики существуют достаточно тесные связи. Дело в том, что на разных уровнях дей­ствуют разные субъекты, права которых более или менее четко определены. Так, например, государство, а точнее, верховная власть, передает право решения большинства вопросов местного и регионального значения соответству­ющим субъектам власти, оставляя за собой право лишь принимать решения, которые касаются данного субъекта и в то же время имеют общегосударственное значение.

С другой стороны, субъекты местной и региональной политики практически не могут оказывать существенного влияния на международную и глобальную политику, по­скольку ей занимается государство. Естественно, отстаи­вая собственные интересы, субъекты местной и региональ­ной политики могут влиять на государство и склонять его к тем или иным решениям, однако в этом случае их вли­яние на международную и глобальную политику остается в целом косвенным; скорее, этот пример указывает на тот факт, что уровни политики не существуют изолированно и что при принятии того или иного решения на междуна­родном уровне необходимо учитывать интересы субъектов других уровней.

Классификацию видов политики можно также провести с точки зрения сфер жизни общества и государства. Здесь можно выделить:

а) экономическую политику, которая связана с регулиро­ванием экономических отношений между гражданами и социальными группами;

б) национальную политику, которая направлена на регу­лирование отношений между национальными группа­ми и нациями;

в) социальную политику, связанную с регулированием от­ношений между гражданами и их группами по поводу тех статусов и ролей в обществе, на которые они пре­тендуют;

г) государственно-административную политику, которая решает вопросы, связанные с регулированием отноше­ний между гражданами и их группами в государствен­но-административной сфере;

д) культурную политику, направленную на регулирова­ние отношений в сфере духовной жизни.

1.3. Границы политики в обществе

Важнейшей сферой деятельности людей является политика. Она является наиболее отчетливо наблюдаемой нами стороной общественной жизни, однако, эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее очевидных процессов, относящихся к другим подсистемам (производственной, социальной, культурной и духовной), но оказывающих оп­ределенное воздействие на политическую сферу. Среди них – социаль­ноэкономические, культурные, научные, образовательные, националь­ные, религиозные и другие факторы и явления, составляющие граждан­ское общество. Для того чтобы понять смысл происходящих в обществе политических процессов, необходимо иметь четкое представление о всех этих факторах. Поэтому интерес к политике, сути и содержанию политических отношений со стороны субъектов политической жизни четко про­слеживается на протяжении всей истории человеческой цивилизации.

Политика есть такая форма взаимоотношений между людьми, кото­рая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управле­ния. С тех пор, как началось систематическое изучение политики (по су­ществу со времени Аристотеля и Платона), предпринимаются все новые попытки ее определения, выяснения сущности и т.д. Имеется несколько подходов к объяснению политики. Ряд авторов определяют политику как деятельность, направленную на достижение гражданского согласия в об­ществе исключительно мирными средствами.

Классики современной политологии Г. Лассуэлл и А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием вла­сти и объемом власти. Выделение категории «власть» вытекает из утвер­ждения, что сфера политики охватывает не только деятельность государ­ства, политической системы, но и области социальной жизни за их преде­лами.

При анализе политики как социального явления, следует исходить из двух несущих структур: власти и государства. Обще­ственная власть существовала задолго до возникновения классов и госу­дарства. В период первобытнообщинного строя власть осуществляли все члены рода или племени, которые избирали старейшину. С усложнением социальной структуры и возникновением государства на смену мораль­ному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти.

В современном обществе со сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти в лице государства трудно найти явления и процессы, абсолютно «свободные» от политических реалий, поскольку большинство из них связаны с политическими властными отношениями. Другое дело, что мера «политичности» является разной. Наиболее ярко представлены политические отношения в области законодательной и ис­полнительной деятельности органов государственной власти, политиче­ских партий, общественно-политических движений, борющихся за власть. Политическое качество, его цель, формы проявления и характеристика процессов не остаются неизменными, а меняются в за­висимости от отношения к проблеме власти, к субъектам политики. Субъектами политики являются: государство, политические партии, мас­совые общественно-политические организации, движения, конкретные личности (особенно это относится к государственным и партийным лиде­рам, руководителям общественно-политических движений и организа­ций).

Политику можно определить как отношения между большими группами людей внутри общества, а также между общества­ми, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти . Это понимание является наи­более распространенным, хотя и не единственным. Политика в этом смысле понимания – как явление: общественные отношения между разнообразными группами общества, а также власть.

Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В консти­туциях многих государств сформулированы еще не все права, преду­смотренные Всеобщей декларацией.

Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии их реализации или вообще не имеют такого механизма.

Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граж­дан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:

Деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;

Деятельность правоохранительных органов – милиции (поли­ции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;

Деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в ор­ганах государственной власти разных уровней;

Деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как националь­ными, так и международными.

Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свобо­ды человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта полити­ки ограничителем активности является его правовой статус, наци­ональная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.

Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демо­кратическом государстве.

Возможности политической свободы определяются также в не­малой степени материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные – пока существуют товарно-денежные отношения – издержки свободы и демократии.

Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского дол­га и требований закона.

1.4. Взаимоотношения политики и морали

Проблема истолкования взаимоотношения морали и политики является одной из сложных и малоразработанных проблем политологии. Эта про­блема на протяжении многих столетий привлекает внимание мыслителей и политиков. Теоретическое и практическое решение ее в каждом кон­кретном случае нередко встречает большие трудности и ставит новые во­просы, имеющие большое жизненное значение.

Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения лю­дей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, санкционирован­ных и охраняемых общественным мнением, имеет первенство по отноше­нию к политике. Она старше и долговечнее политики, более глубока по содержанию, более человечна, если можно так сказать. Она имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гума­нистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных вы­сокоразвитых обществах политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. Достаточно вспомнить отставку президента США Р. Никсона, отставки многих министров, запятнавших себя с точки зрения нравственных правил поведения. Высокие нравственные требова­ния, естественно, должны применяться и к политикам в России.

В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, совместимости моральных представлений о добре и зле и политической целесообразности; применимости моральных оценок к политическим действиям; вопросы соотноше­ния целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к лично­сти, социальной группе, нации и государству; использования моральных норм для целей политической демагогии и камуфляжа и т.п. Особое не­приятие вызывают попытки некоторых политических лидеров использо­вать категории нравственности для обоснования или оправдания своих неблаговидных действий.

Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она как бы присутствует во всех проявлениях политики. К сожалению, нравственный прогресс не всегда со­провождается соответствующим прогрессом в политике. В политике дей­ствуют жесткие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть межа, переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, а не роботы. Люди несут в себе приоб­ретенные за тысячелетия и от предков переданные законы и хотя бы эле­ментарные нравственные правила.

Нравственные категории «благо», «добро», «зло», «справедливость», которыми оперирует политическое мышление, выражают, как правило, иное содержание, чем «добро» и «зло» в сознании моральном. Фигурируя в политическом мышлении, они несут скорее утилитаристские – практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно утилитарные польза или вред для различных социальных субъектов вследствие функ­ционирования государства. Причем, как заметил Станислав Лем, всегда намного легче увлечь людей в сторону зла, нежели добра.

В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения морали и политики, ибо это позволяет при выборе главным образом способов политического достиже­ния целей освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее рель­ефно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выра­зил Н. Макиавелли. Главным в политике, по его словам, выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Цель оправдывает средства – этот известный постулат как нельзя лучше ха­рактеризует позицию этого мыслителя. Все средства, ведущие к достиже­нию общественного блага, оправдываются этой целью. В государствен­ной деятельности всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью на­туру. Обращаясь к Л. Медичи, Н. Макиавелли пишет: «Какими бы средст­вами ни овладевали Вы престолом, какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословление божье будет над Вами». Макиавеллизм стал символом политического коварства.

История политических и этических учений, современные теоретические концепции и политическая практика позволяют выделить несколько основных вариантов взаимодействия между моралью и политикой.

1. Этическое обоснование политики, провозглашение первенства мо­рали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.

2. Развести мораль и политику, обосновать их автономию вплоть до полного разрыва между ними.

3. Дискуссии вокруг проблемы соотношения целей и средств в поли­тике.

4. Обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали.

5. Оправдать аморализм политики, игнорирование ею морали.

6. Упор на взаимодействие политики и морали в процессе их взаимно­го влияния друг на друга.

7. Нравственная оценка результатов политических решений и лично­сти политических деятелей.

Заключение

Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.

Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и прин­ципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, под­законные акты, международные договоры и проч.), политико-нрав­ственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например, шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выража­ется политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

Не все общественные явления имеют непосредственное отношение к политике, то есть являют­ся собственно политическими явлениями, однако любое общественное явление может иметь значение с точки зре­ния политики. Так, например, в целом независимо от по­литики существуют такие сферы, как экономика, право и культура. Однако политическую сферу нельзя рассматри­вать в отрыве от этих сфер. Разве экономические интере­сы государства, отдельной группы внутри общества или даже отдельных граждан не могут оказывать влияние на их политическую активность? Понятно, что, например, желание «работать на себя», то есть быть предпринима­телем, заставит человека голосовать за партии правого спектра, а голосование – это уже политический акт. Что касается права, То политическая жизнь регулируется це­лым рядом законодательных актов, главным из которых является Конституция. То же касается и культуры: традиции оказываются важным фактором, который опреде­ляет как действия субъектом политики, так и их воспри­ятие «со стороны», их оценку другими людьми.

С другой стороны, политика влияет на другие сферы общественной жизни. Власть – это, кроме прочего, и воз­можность управлять жизнью общества и строить ее та­ким образом, как считает правильным тот, кто этой вла­стью обладает. Конечно, любой политик не обладает абсолютной свободой, поскольку вынужден действовать по пра­вилам, которые были созданы до него, но его влияние может быть очень значительным.

Существенные изменения, которые произошли в право­вой сфере (например, официальное признание государством частной собственности и, как следствие, создание право­вых актов, которые регулируют отношения людей по по­воду собственности), также стали результатом политичес­ких изменений.

Политика оказывает значительное влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой струк­туры общества (развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей, а также социально-демографической структуры общества – миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство (проблема Севера).

Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на духовную сферу и такие ее элементы, как образова­ние, воспитание, культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социа­лизации и воспитания подрастающего поколения. Речь идет об адаптации человека к условиям общественной жизни. Во-вторых, выработкой и ут­верждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей. В-третьих, выработкой эталонов действий, поведения и их реализации в различных ситуациях политической жизни.

Итак, политика как сложное, многогранное социальное явление ока­зывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, поли­тических партий, общественных движений. Рациональная, демократиче­ская политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармо­ническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественно­го согласия.

Библиографический список

1. Азаров, Н. И. Политическое сознание [Текст] / Н. И. Азаров // Мораль и политика. – М.: [б. и.]. 1996.

2. Борисенков, А.А. Сущность и структура политической жизни [Текст] / А. А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 2. С. 176 – 188.

3. Гаджиев, К. С. Политическая наука [Текст] / К. С. Гаджиев. – М.: [б. и.]. 1995.

4. Дегтярев, А. А. Основы политической теории [Текст] / А. А. Дегтярев. – М.: [б. и.]. 1998.

5. Основы политологии [Текст] / под ред. Ю. А. Ежова, В. Ф. Костюкевича. – М.: [б. и.]. 1995.

6. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Пугачев, Соловьев А. И. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447 с.

7. Политология [Текст]: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: [б. и.]. 1997.

8. Политология [Текст]: учебное пособие / В. А. Барсамов, Г. С. Андрияш, и др. / под ред. Б. И. Кретова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с.

9. Краснов, П. И. Сдаем политологию [Текст] / П. И. Краснов // Для среднего профессионального образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128 с.

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути – существо политическое . Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и так далее. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей. Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.

Политическая жизнь – это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти. Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни. Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.

Политика как часть общественной культуры

Политика – неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:

  • обеспечение целостности и стабильности общества;
  • мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
  • предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
  • использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Ученые по-разному понимают сущность политики. М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти”. Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной. Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.

Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.

Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.

Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным. Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.

Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики - это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности. Политология - наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и другими. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

Понятие политологии

Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти. Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций. Рассмотрим важнейшие из них:

  • Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.
  • Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.
  • Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ.

Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству. Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.

Политика - это определенная программа деятельности, в которой группа лиц заинтересованных в достижении общей цели, использует четко установленные методы и инструменты для внедрения этих целей в социальной среде. Древнегреческий философ Аристотель в своих трудах писал о том, что человек - это личность в первую очередь политическая, а уже после социальная.

Роль политики в жизни общества

На современном этапе жизни общества роль политики в жизни человека возрастает в геометрической прогрессии. Политическая жизнь укрепляет статус гражданина, то есть, регулирует взаимоотношения индивидуума с государственной властью и ее институтами.

Структура политической жизни достаточно изменчива в своем многообразии, она состоит из различных партий, общественных организаций, временных политических союзов и других группировок - все они принадлежат к определенным идеологическим курсам, так как имеют собственное виденье дальнейших путей развития государства и гражданского общества.

Человек имеет возможность стать частью политической жизни, как на обыденном уровне, так и на теоретическом плане. Роль политики в общественной жизни легко определяется с помощью анализа ее основных функций, основной из которых является обеспечение стабильности общества.

Также политика отвечает за мобилизацию определенных социальных ресурсов для удовлетворения потребностей общества, именно политика решает различные конфликты, которые возникают в жизни социума.

Политическая власть

Политическая власть является реальной возможностью одного человека либо же группы лиц, состоящих в объединении, контролировать и манипулировать общество в целом, исходя из ранее поставленных общегосударственных задач, используя при этом широкий спектр методов. В современном обществе понятия государственной власти и политической власти - тождественны.

Политические организации

Политическая организация представляет собой разновидность общественной организации. Чаще всего она формируется группой лиц, которые объединены политическими интересами, в частности политико-властными целями. Для каждой политической организации присущ ряд особенностей, которые заключаются в ее структурированности и иерархии, а также дисциплинированности членов.

Лидерство в каждой политической организации принадлежит ее председателю, который часто является и ее создателем (если речь идет о современных политических силах). Также довольно широкими прерогативами наделено окружение председателя - его заместители. Национальный и возрастной состав политической организации прямо зависит от программы самой политической силы: так в рядах радикальных националистических сил вы не найдете представителя другой национальности, молодежь не состоит в политических объединениях пенсионеров.

Политические организации не являются стабильными структурами, большинство из них - малоэффективны, и только единицы достигают поставленных в программах целей.

Многопартийность

Многопартийность подразумевает собой возможность легальной деятельности в государстве многих политических организаций, являющихся приверженцев различных, часто противоположных, идеологий.

В первую очередь многопартийность - это признак демократичного и прозрачного общества, в котором доминируют принципы гласности и свободы. Многопартийность существует исключительно в государствах с демократическими путями развития и формой правления. В тоталитарных государствах и абсолютистских монархиях подобное явление исключено.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...