Обучение го и чс обязанность индивидуального предпринимателя. Как работодателю организовать работу по гражданской обороне в организации и обучать сотрудников? Кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне


Пока все думают, как быть с онлайн-кассами и персональными данными, незаметно вступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников: нужно готовить, заверять и обновлять кучу документов. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону - на 20 тысяч.

Вроде полезное дело, но не такими же методами!

Что еще за гражданская оборона и кого это вообще касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС , если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В КоАП есть . Штрафы выписывает региональное МЧС . Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч - директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных - штраф 40 тысяч рублей.

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС .

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или скоро война и нас к чему-то готовят?

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых - на работе.

Я ИП . Меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации - это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС .

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20-40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС . Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС . У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства - это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон - тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Деятельность по обеспечению гражданской обороны (ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. Даже назначили Вас уполномоченным не просто так, а в соответствии с «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО» и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" .

Уполномоченный работник по ГО назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ. В организациях, отнесенных к категории по ГО , кандидатура уполномоченного работника по ГО согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности).

Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника.

В зависимости от категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться. Таким образом, Ваши должностные обязанности, права и ответственность должны быть официально закреплены в должностной инструкции, утверждаемой руководителей организации.

Основными документами по формированию структур, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны;

Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются);

Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны;

Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;

Ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;

Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций;

Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты i и ii классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций;

Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет;

Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне;

Организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;

Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;

Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

С чего начинать работу по организации гражданской обороны?

Повторим, что деятельность по обеспечению ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ". Мы советуем еще раз внимательно перечитать эти документы, обратив внимание на основные понятия, цели и задачи ГО.

По всем направлениям деятельности по обеспечению ГО в организациях имеются соответствующие нормативные и методические документы, поэтому начинать работу следует с формирования комплекта действующих нормативно-правовых актов по ГО и защите от ЧС. Удобнее это делать на своем компьютере. Перечень таких документов по направлениям деятельности будет опубликован в ближайших номерах нашего журнала..

Второй важнейший шаг - разработка (при их отсутствии) или актуализация локальных нормативно-правовых документов по гражданской обороне в Вашей организации. Помните, что эффективность деятельности по ведению ГО во многом зависит от качества документации и организации делопроизводства в этой сфере. Разработка, согласование, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ГО, а также ведение соответствующей учетно-отчетной документации - это не просто пожелание, а требование закона. Все направления деятельности по ГО подлежат документированию. Кроме того, не секрет, что любая проверка состояния ГО, как правило, начинается с проверки документации.

Локальные документы по ГО разрабатываются на основе действующих нормативно-правовых актов в этой сфере с учетом особенностей производственной деятельности организации и ее категории по ГО. Повторим еще раз, что в настоящее время практически все мероприятия по ведению ГО четко регламентированы действующими нормативно-правовыми актами, поэтому не нужно придумывать что-то особенное. Задачей уполномоченных на решение задач в области ГО в организациях является грамотное применение действующих законодательных и нормативных документов по ГО в своих организациях с учетом специфики их деятельности, что и должно быть отражено в локальных нормативных актах.

Разработка локальных документов по ГО достаточно трудоемкое дело, поэтому в нашем журнале планируется публикация серии статей по этой тематике.

Вашим третьим (или одновременным с другими) шагом должно быть установление деловых взаимоотношений с местными территориальными органами управления ГО, где Вы всегда можете получить организационно-методическую помощь по организации и ведению ГО в Вашей организации. Оказание такой помощи входит в их служебные обязанности. Кроме того, система ГО в Вашей организации является частью системы ГО муниципального образования, поэтому необходимо знать, как она управляется и какие задачи перед ней стоят. Далее по тексту рассмотрены основные мероприятия в области ГО, планируемые на муниципальном уровне. В некоторых из них будет задействована и Ваша организация (в зависимости от профиля организации и ее категории по ГО).

Гражданская оборона в муниципальных образованиях и организациях

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ - главным управлением МЧС России.

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Подготовка к ведению ГО на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО на муниципальном уровне осуществляется на основе планов ГО и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО и ликвидации ЧС.

Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются МЧС России и главными управлениями МЧС России по субъектам РФ.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях - их руководители.

Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории РФ организуется сбор информации в области ГО (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Органы местного самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов РФ, организации - в орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.

Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в муниципальных образованиях

Разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

Подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

Создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

Поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

Разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

Планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

Предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

Развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения;

Оказание населению первой помощи;

Определение численности населения, оставшегося без жилья;

Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

Размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

Предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

Организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;

Заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

Создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

Обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

Усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

13. По срочному захоронению трупов в военное время:

Заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

Оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

Организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

Организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Разработка и корректировка планов действий сил ГО;

Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в организациях

1. По подготовке населения в области ГО:

Разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;

Осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

Пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

Создание и совершенствование системы оповещения работников;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

Комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

Сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

Создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

Разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;

Строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

Разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

Определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

Создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;

Создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты организаций;

Создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;

Обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;

Усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

Заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

Создание страхового фонда документации;

Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

Начиная с мая 2017 года многие организации по понятным причинам задались вопросом; кто ответственен за организацию инструктажа по гражданской обороне. Ранее эта процедура зачастую расценивалась как чистая формальность, но с недавнего времени появилась вероятность, что сотрудники МЧС могут выписать внушительный штраф. В этом материале вкратце освещена правовая сторона этого вопроса. Кроме того, здесь приведены сведения о том, какого кандидата следует назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа. ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН Как показал анализ, законодательства сегодня образовался пробел относительно закрепленного специалиста по гражданской обороне, который бы занимался непосредственно инструктажем на предприятии. Единственное, что можно найти в этой части касается отведенных полномочий предприятию по гражданской обороне: (п. 5 Положения от 02.11.2000 № 841):

  • подготовка программы для инструктажа;
  • для новых работников мероприятия по изучению особенностей ГО и ЧС;
  • составление графика изучения и утверждение последовательных тренировок.

Примите во внимание: как правило, не кто иной, как ответственный за проведение вводного инструктажа дополнительно осуществляет разработку программы его на внутреннем уровне и вместе с тем принимает непосредственное участие в проведении тренингов с командой. Как должна выглядеть работа ответственного за ГО:

  • это самостоятельная должность разбирающаяся на профессиональном уровне в данной сфере;
  • может являться ответственный за охрану труда;
  • прочий специалист, желательно имеющий опыт военной службы находящийся в отставке.

Представляется, что для фирмы сотрудник по данному направлению должен разбираться кроме вопросов по ГО и ЧС. Конечно при отсутствии практического опыта, ему потребуется пройти переподготовку. На основании строго регламентирующего постановления под номером 841 от 2 ноября 2000 года закрепленный должен проходить подготовку каждые пять лет. Обучение может проводиться в виде: Повышения квалификации; Подготовка в рамках специализированного курса. Перед кадровым либо руководящим составом предприятия ставится обязанность побеспокоиться о своевременном направлении своего специалиста на учебу, при этом в зависимости от штата и ответственным за данное направление может являться в исключительных случаях лично руководитель. Законодательством установлены четкие сроки в которые необходимо уложиться при переподготовки для первого раза они не должны превышать одного года с момента трудоустройства. При не выполнении условий предусмотрены санкции по воздействию на предприятие со стороны контролирующих инстанций. Кроме того, хочется напомнить о том, что в рамках законодательных требований по гражданской обороны в КоАП все достаточно подробно расписано. В первую очередь при не соблюдении норм эксплуатации, содержания и оповещения по ГО налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей в отношении закрепленного должностного лица и еще большие размеры предусмотрены к юр. лицу, здесьуже суммы варьируются от 50 до 100 тысяч. Во вторых при не подготовке к защите населения и различных объектов представляющих ценность материальную либо культурную законодателем предусмотрен штраф в отношении должностного лица на сумму от 10 до 20 тысяч, а юр. лиц и того больше от 100 до 200 тысяч. В связи с чем необходимо делать соответствующие выводы на тему того, что является с экономической точки выгоднее для предприятия: платить постоянно административные штрафы либо побеспокоиться о соблюдении всех требований и обеспечении своевременной подготовки сотрудников. Для организации законодатель оставляет возможность проявить творчество и самостоятельно установить требования своего приказа и последовательность выполнения его требований для закрепления ответственного лица из числа постоянного состава. Некоторые предприятия подходят более ответственно к этому вопросу и издают отдельный внутренний приказ по закреплению конкретного специалиста, но возможен и более упрощенный подход при котором в рамках одного распоряжения вместе со специалистом прописывают еще и закрепленный журнал для регистрации всех событий, после чего он становится внутренним или локальным регулирующим отношения документом. Для всех желающих мы оказываем компетентную помощь в получении специальных удостоверений, а также в прохождении обучения специалистов для компании в сфере ГО и ЧС.

Приветствую, уважаемые друзья! На пике популярной темы про вводный инструктаж по гражданской обороне, МЧС решило порадовать нас новым положением о гражданской обороне, а именно положением об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций.

Новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО утверждено приказом МЧС России от 23 мая 2017 года № 230. Положение вступает в силу 14 июля 2017 года. Документ соответствующим образом прошёл регистрацию в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портал правовой информации.

Согласно приказу МЧС № 230 признаётся утратившим силу следующие приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (со всеми приказами, которыми вносились изменения). С 14.07.2017 г. руководствуемся новым положением о гражданской обороне.

Поскольку новое положение об уполномоченных на решение задач в области ГО по содержанию небольшое, приведу его текст целиком.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (РАБОТНИКАХ) ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности <2>.

3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

4.1.6. Ведут учёт защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учёт.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утверждённых планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам <4>:

<4> Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого .

5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учётом численности её представительств и филиалов:

  • до 500 человек включительно — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 2000 человек включительно — 2 — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 человек включительно — 3 — 4 освобождённых работника;
  • свыше 5001 человека — 5 — 6 освобождённых работников.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

  • от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобождённый работник;
  • от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобождённых работника;
  • от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобождённых работника;
  • от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобождённых работника;
  • от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобождённых работников.

6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.
Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе её представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны <5>.

<5> Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 .

Конец документа.

Скачать новое положение о гражданской обороне в формате MS Word можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Приказ МЧС России от 23.05.2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

Если что, у нас вы всегда можете пройти обучение по 72-х часовой программе «Обучение руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и получить соответствующие удостоверения. Вся необходимая информация для принятия решения, а также форма заявки .

На этом всё. Если информация пригодилась, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

С 2 мая 2017 года все организации должны проводить с новыми сотрудниками вводные инструктажи по гражданской обороне. А со всеми остальными нужно раз в год проводить курсовое обучение. Если организация не проведет обучение, то ее оштрафуют. Размер штрафа до 200 тыс. руб.

Проводить инструктажи и обучение должны все организации независимо от их форм собственности. Для этого нужно назначить ответственного по гражданской обороне. Количество сотрудников, которые будут этим заниматься, зависит от того, есть ли у организации категория по гражданской обороне и будет ли она продолжать работу в военное время.

Чтобы проводить вводный инструктаж и курсовое обучение, организации нужны локальные акты. В данном ответе вы найдете образцы вводного инструктажа и курсового обучения, которые соответствуют рекомендациям МЧС.

Обязанность проводить мероприятия по гражданской обороне
Какие организации обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Так, организации обязаны:
· планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
· проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; · обучать своих работников в области гражданской обороны;
· создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;
· создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Такой порядок установлен в статье 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:
· сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
· провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
· обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Ответственный по гражданской обороне
Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной
Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.

Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников: · до 200 человек – один из работников организации по совместительству. Совмещение по такой должности оформлять нельзя (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440);
· свыше 200 человек – 1 работник.
В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:
· до 500 человек – 1 работник;
· от 500 до 2000 человек – 2–3 работника;
· от 2000 до 5000 человек – 3–4 работника;
· свыше 5000 человек – 5–6 работников.

В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению. Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).
Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:
· в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
· на курсах гражданской обороны. Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.
Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации. Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.
Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.
Обучение сотрудников
Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов. Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Так, все работодателя обязаны:
· разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников; · проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
· разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне; · организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы. Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841. Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Вводный инструктаж

Как провести вводный инструктаж по гражданской обороне с сотрудником
Чтобы провести вводный инструктаж с сотрудником при приеме на работу, разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14. Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841). На основе программы создайте инструкцию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Вводный инструктаж с новым сотрудников проводит работник, который ответствен в организации за гражданскую оборону.

Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.
Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знаниями по гражданской обороне, в частности:
· поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
· порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
· правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;
· порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;
· правила оказания первой помощи. Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки.

Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.
Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала произвольная. В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.
Курсовое обучение

Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне Чтобы провести курсовое обучение сотрудников организации, разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14. Разработанную программу согласуйте в отделе ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления (подп. «в» п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
Обучение по программе проводите ежегодно в объеме не менее 16 часов.
Сотрудников организации распределите по учебным группам. Количество сотрудников в группе должно быть не более 25 человек с учетом должностей работников, а также особенностей их профессий.
Занятия проводите ежемесячно в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время. Проводит занятия работник, который ответствен за гражданскую оборону в организации. План по обучению на учебный год утвердите приказом в произвольной форме.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала произвольная. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.
В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в произвольной форме. Такой порядок предусмотрен в разделе IIпримерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:
· постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;
· используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;
· чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, памятку действий во время чрезвычайных ситуаций. А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время
чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.
Ответственность за нарушения
Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по гражданской обороне
За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны предусмотрена административная ответственность.
Так, если работодатель не проводит мероприятия по подготовке к защите и по защите работников от опасностей, которые возникают при военных действиях или вследствие них, то его оштрафуют. Размер штрафа составляет:
· для должностных лиц организации, например ее руководителя, – от 10 000 до 20 000 руб.;
· для организации – от 100 000 до 200 000 руб. Об этом говорится в статье 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверки соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны проводит МЧС России.

И.И. Шкловец
© Материал из КСС «Система Кадры» Готовые решения для службы персонала на

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...