«Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Занятие в старшей группе


Огонь – друг, огонь – враг

Рассказать учащимся, почему огонь для человека может быть не только другом, но и врагом;

о применении огня в быту;

о причинах пожара и о мерах пожарной безопасности.

Оборудование:

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Вступительное слово.

— Ребята, что такое пожар? Наше занятие посвящено теме: «Огонь – друг, огонь – враг.»

— Когда огонь бывает человеку другом, в каких ситуациях?

Огонь – один из самых больших чудес природы с которым познакомился древний человек. Огонь давал человеку тепло, защищал от диких зверей, огонь использовался для приготовления пищи, изготовления орудий труда и охоты. Сегодня мы узнаем, как необходимый для человека огонь может быть и опасным и как эту опасность можно предупредить.

Огонь бывает разный: бледно – желтый, ярко – красный, синий или золотой. Огонь добрый, очень злой.

    Деление на команды и их название.

Для нашего занятия нужны две команды, два капитана и название команд.

— Ребята, что за маленькие огоньки разлетаются в разные стороны от костра? (искры)

Они очень опасны. Почему? А чем можно затушить эти искорки? (водой)

Команды: «Искорки» и «Капельки»

4. Загадки.

Первое задание отгадать загадки.

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А туши его (водой)

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички же … (отнять)

То назад, то вперед, ходит пароход.

Остановишь –горе: продырявишь – море. (утюг)

Спят смирно дочки в деревянном домочке.

У сонь, у тихонь в головах огонь. (спички)

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (свечка)

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе – зашумело в трубе.

Видит пламя народ. А тушить не идет. (печь)

Летела мошка, осиновая ножка.

На стог сена села – все сено съела. (спичка)

Дом стеклянный пузырек, а живет в нем уголёк.

В нем он спит, а как проснется ярким пламенем зажжется. (лампочка)

Белый столб стоит на крыше и растет все выше. Выше.

Вот дорос он до небес и исчез. (дым)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (молния)

5. Определите, из какого стихотворения взяты строки.

Много написано литературных произведений на тему пожаров и их предупреждения. Сейчас вам нужно определить, из каких произведений взяты строки.

    Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит.

— Эй, пожарные спешите! Помогите, помогите! (К. Чуковский «Путаница»)

2. Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом!

Ставит лестницы команда. От огня спасает дом! (С. Михалков «Дядя Степа»)

6. Конкурс «Кто быстрее сложит рисунок».

О правилах пожарной безопасности не только написано много литературных произведений, но и нарисовано много рисунков. У меня несколько частей от двух рисунков. Но они все перепутались. Вам нужно собрать два рисунка. Чья команда быстрее?

7. Обыгрывание ситуаций.

Огонь – враг, и часто по халатности и при несоблюдении правил пожарной безопасности он творит страшные дела. Представьте что вы оказались в такой ситуации. Как вы поступите?

1.Вы идёте по улице. Что горит? Дом или что-то другое (пожар). Как вы поступите?

(немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить в пожарную охрану и уйти подальше от опасного места)

2. Человек выбежал из задымленного помещения, упал, оцарапал колено. Как вы поступите? (помочь встать, если есть возможность промыть рану и обратиться к врачу. О пожаре сообщить взрослым.)

Пусть помнит каждый гражданин. Пожарный номер 01!

— По какому номеру телефона вы сообщите о пожаре?

8. Частушки.

А сейчас ребята своими частушками нам напомнят о правилах пожарной безопасности, которые нужно соблюдать для того. Чтобы огонь не стал врагом.

1.Мы веселые подружки пропоем для вас частушки.

И коснемся между тем противопожарных тем.

2. Говорят не зря в народе

«Нет дыма без огня!»

Словом, нынче в этом роде

Мы споем на злобу дня!

3.Знайте взрослые и дети

За пожары вы в ответе!

Будьте бдительны всегда,

Не придет к вам в дом беда.

4. Жечь бумажки, чиркать спички-

Это вредные привычки!

Пусть учтут и стар и мал-

Где небрежность там пожар!

5.С утюгом играла Элла

Так, что скатерть прогорела.

Чтобы не спалить свой дом,

Не играйте с утюгом!

6. Сын со спичками шалил,

Чуть квартиру не спалил.

Прячьте спички на замок,

Чтоб не смог достать сынок.

7. Чтобы не было пожаров,

Знайте юные друзья.

У домов и у сараев

Разводить костры нельзя!

9. Физкультминутка.

Тили-тили-тили- бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает Кошкин дом.

10.Дополни пословицу.

На эту тему составлено немало поговорок и пословиц. Я вам буду говорить пословицы, где пропущено одно слово. Вы должны дополнить пословицу одним словом, чтобы пословица имела смысл.

Не шути с (огнем) – можешь сгореть.

Где (огонь) там и дым.

Дорого при (пожаре) и ведро воды.

Сену с (огнем) не ужиться.

-(Пожар) слезой не потушишь.

Не шути с (огнем) – обожжешься.

От (малой) искры – да большой пожар.

11.Игры.

Ребята, а кто тушит пожары? Как называется профессия этих людей? (пожарные) . Эта профессия очень трудная, благородная. О людях этой профессии сложено немало стихов и песен. Сейчас я вам спою песню о пожарных, а вы вместе со мной пойте припев.

Где – то на белом свете пожарные живут.

Тушат весь год пожары, совершая труд.

Вечно им нет покоя, вечно работа зовет,

Вечно люди звонят, просят им срочно помочь.

Ла – ла – ла -ла, трудная работа.

Сейчас мы с вами поиграем в игры.

12. Игра – соревнование.

1. затушить свечу водой из медицинского шприца. (соревнуются команды)

2.(на доске вывешивается рисунок). На этом рисунке пять нарушений правил пожарной безопасности. Назовите и покажите их. (Чья команда быстрее).

3.(игра на внимание) я называю слова, а вы, ребята, хлопайте в ладоши если это слово связано с пожаром. Если это другое слово — молчите. (Спички, цветы, огонь, уголёк, суп, яблоко, искорка, кружка, свеча, сумка.)

Викторина.

— Ребята, вы знаете как нужно себя вести, чтобы предупредить пожар и не навредить. Вот задания каждой команде.

1. Можно ли прикасаться руками к горячим предметам?

2. Можно ли в городе или деревне разводить костры и сжигать мусор?

3.Как вы будете действовать, если на ваших глазах дети будут играть со спичками?

4. В каких местах можно разжигать костры? (вблизи воды)

13.Рассказ о своем рисунке.

— Ребята, вы нарисовали много рисунков на противопожарную тему. Кто хочет рассказать о своем рисунке? Какие правила пожарной безопасности вы показали на рисунке?

14. Викторина.

— Вы должны закончить мои слова:

Дома столб поднялся вдруг,

Кто не выключил……(утюг)

Раз, два, три, четыре

У кого пожар в …..(квартире)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками…. (играл)

— Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над….(газом)

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег… (костер)

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег… (траву)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ….(предметы)

Помни каждый гражданин

Этот номер ….(01)

Дм увидел – не зевай,

А пожарных… (вызывай)

15.Заключение.

Спасибо, ребята, за правильные ответы, за активное участие. За вашу работу я вам вручаю жетоны «От юных пожарных». Теперь вы знаете, что шутить с огнем опасно. Я думаю, что вы всегда будете выполнять «Правила пожарной безопасности».

Елена Марышева
Конспект развлечения для старших дошкольников «Огонь - друг, огонь - враг»

Развлечение «Огонь - друг , огонь - враг »

Цель : формирование представлений о пользе и вреде огня.

Задачи :

Знакомить детей с огнем и его свойствами.

Закреплять представления детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Развивать умение детей находить решения в проблемных ситуациях.

Развивать любознательность , память, логическое мышление.

Обогащать словарный запас воспитанников.

Формировать умение отгадывать загадки.

Воспитывать устойчивое внимание.

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Оборудование и материалы : интерактивная дока, презентация, султанчики (красного, оранжевого и жёлтого цвета, карточки (нагревательные и не нагревательные приборы, спортивный частокол, тоннель, телефон, одежда пожарных, огнетушители детские, огнетушитель настоящий, костюмы героям (Баба Яга, домовёнок Кузя, Василисы)

Ход развлечения:

Ведущий : Ребята сегодня мы собрались, чтобы поиграть, пошутить, повеселиться. Давайте устроим сегодня День Радости?

Внезапно прилетает Баба Яга, в руках – метла.

Баба Яга : Ох, как удачненько я приземлилась! Веселье – то какое! Узнали меня? Да, это я – Баба Яга! Что празднуем, именины?

Дети : Нет!

Баба Яга : Свадьбу?

Дети : Нет!

Баба Яга : Новый год, что ли?

Дети : Нет!

Баба Яга : Ну, а что же тогда у вас за праздник?

Дети : День Радости!

Ведущий : Вот, бабуля, у нас День Радости!

Баба Яга : Ух, ты, радуетесь, значит! Молодцы! (печальным голосом) А я вот отрадовалась свое…

Ведущий : Что такое, Яга? Что случилось?

Баба Яга : Э-э-эх! Избушку мою на курьих ножках помните? Так вот сбежала она… И стала я бездомная…Э-э-эх, судьба моя горькая! Ребята, а вы тут мою избушку не видали?

Ведущий : Нет, не видали. Что же она от тебя сбежала? Может, ты ее чем-то обидела?

Баба Яга : Я обидела? Да я самая безобидная на свете бабушка… Ну, бывает иногда немножко расшумлюсь, так это все от нервов – нервы у меня, понимаешь, слабые…не могу удержаться. А вообще-то я веселая – люблю пошутить, поиграть. И была я такая веселая, пока от меня мой Кузенька, Домовёночек мой не ушел, да избушка не сбежала.

Под музыку появляется Кузя

Баба Яга : Ой, вот он, мой родименький. Кузенька! Домовёночек мой! Где моя избушка? Помоги мне ее вернуть! Устала я жить на улице! Холодно по ночам-то!

Кузя : А я тебя предупреждал, бабуля – сбежит от тебя избушка! Не вынесет такой жизни!

Ведущий : Кузя, почему избушка на курьих ножках не хочет вернуться к Бабе Яге?

Кузя (ворчит) : Почему-почему. Да потому. Что с ней жить опасно. Как наша бедная избушка до сих пор еще не сгорела и не взорвалась – не знаю! Баба Яга на технике помешалась. У нее в избушке чего только нет : и русская печь, и газовая плита, и электрическая, и микроволновка, и электромясорубка, и электрокофеварка, и еще много чего такого. А правил пожарной безопасности не соблюдает!

Баба Яга : Каких таких правил? Никаких правил пожарной безопасности знать не знаю! Да, действительно, избушка моя только снаружи избушка, а внутри – евро ремонт и всякая техника. А как же сейчас без неё?

Ведущий : Кузя, а может, тебе нужно было бабушку Ягу обучить правилам пожарной безопасности? Тогда бы и избушка с вами осталась.

Баба Яга : Да. Я же в детский сад не ходила, в школе не обучалась. Все в лесу, да в лесу… Одичала совсем….

Кузя : Ну, не знаю…Вредная она…Я думал, она не захочет…

Баба Яга : Вот, видите, какое ко мне отношение…

Ведущий : Я думаю, ты не прав, Кузя. Давай-ка, поможем Бабе Яге и избушку ей вернем. Ребята, поможем?

Дети : Да!

Кузя : Итак, начнем! Правило первое : будь осторожен с огнем! Вот расскажи-ка нам, бабуся, как ты печь топишь?

Баба Яга : Как, как… Очень просто! Дров накидаю в печь – да и спичку туда! А сама на печку залезу, да и сплю-храплю в тепле!

Кузя : Да кто ж так топит! Даже дверцу печи не закрываешь, а листа железного возле нее нет, угольки и горящие головешки сыплются прямо на деревянный пол! Ты на печке храпишь, а всю ночь вокруг печи горящие угольки подбираю, тушу, водой поливаю. А если уголек упадет на пол и пойдет гулять по всему дому что может произойти? Пожар!

Игра «Береги уголёк» (гр. № 10)

Дети становятся по кругу, в руках султанчики красного, оранжевого или жёлтого цветов. Под музыку дети бегут по кругу, водящий убирает несколько султанчиков. Когда музыка заканчивается, дети должны взять султанчики. Кому не досталось, тот выбывает из игры.

Игра «Кто быстрее соберётся на пожар» гр. № 9

друг за другом . Надеть экипировку, оббежать ориентир, передать экипировку следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Баба Яга : Я всё поняла, буду печь топить по правилам.

Словесная игра «Доскажи словечко» (все группы)

Где с огнём беспечны люди, там взовьётся в небе шар,

там всегда грозить нам будет злой (ПОЖАР)

Раз, два, три, четыре. У кого пожар в… (КВАРТИРЕ)

Дым столбом поднялся вдруг , кто не выключил….(УТЮГ) .

Красный отблеск побежал, кто со спичками (ИГРАЛ) .

Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жёг…. (ТРАВУ) .

Кто в огонь бросал при этом незнакомые…. (ПРЕДМЕТЫ) .

Помни каждый гражданин этот номер…. (01) .

Дым увидел - не зевай и пожарных (ВЫЗЫВАЙ) .

Эстафета «Вызови пожарных» (гр. № 7)

Частокол, тоннель, телефон Участники делятся на две команды, по сигналу участники должны пробраться через частокол, тоннель, подбежать к телефону, крикнуть «01» , вернуться к команде, передать эстафету.

Звучит музыка. Выходят девочки Василисы Премудрые

Баба Яга : А вы еще кто такие?

Василисы (вместе) : Мы – Василисы Премудрые. Пришли вас уму-разуму поучить, от беды отвести. Вот послушайте!

Василисы поют Частушки :

1. Не играй, дружок, со спичкой.

Помни ты, она хитра

Ведь от спички- невелички

Загораются леса.

2. Младшим братьям и сестричкам

Все ребята говорят :

«Крепко помните, что спички -

Не игрушка для ребят»!

3. Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей

Может быть беда большая

Для построек и людей.

4. Костер вы бросили в лесу,

И вот несчастье на носу.

Крепко помните друзья,

Что с огнем шалить нельзя!

Кузя : А я еще хочу добавить, что огонь бывает не только злым. Правда, ребята?

Давайте вспомним с вами, как огонь помогает нам в повседневной жизни.

Электрический огонь освещает наши квартиры;

Помогает добраться до детского сада;

Стирает и гладит нашу одежду;

Готовит нам обед и завтрак;

Дает людям электричество, чтобы мультфильмы смотреть по телевизору, слушать музыку по магнитофону, кататься на каруселях.

Кузя : Теперь, Баба Яга, ты знаешь, что огонь бывает разный и что обращаться с огнем нужно осторожно. Продолжаем обучение. Скажи-ка нам, Баба Яга, как ты газовую плиту включаешь?

Баба Яга : Как, как… Очень просто! Крантик поверну – да и спичку туда! Эх, гори все синим пламенем!

Кузя : Вот-вот. Суп поставишь варить на плиту, а сама – прыг в ступу и улетаешь. А я весь день слежу, чтобы пожар не начался. Разве можно газ включенным оставлять! Это правило второе : будь осторожен с газом!

Выходят двое ребят. Читают стихи :

В квартире оставлять нельзя

Газ включенным гореть.

В противном случае, друзья,

Придется горько пожалеть!

Нельзя над газовой плитой

Сушить промокшую одежду!

Вы сами знаете, какой

Большой пожар грозит невежде!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (все группы)

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из вас, почуяв дым,

Говорит : «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем

Утром вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по ноль – четыре?

Кто костры не поджигает,

И другим не разрешает ?

Кто от маленькой сестрички

Прячет дети, дома, спички?

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает?

Эстафета «Сбей огонь » (гр. № 8)

Участвуют две команды детей. Они стоят в двух колоннах, друг за другом .

В руках каждого участника мешочки с песком. По команде участники бегут к обручу с «огнём» , кидают мешочек в обруч, возвращаются к своей команде.

Баба Яга : А ведь я этого не знала, Кузенька! Теперь буду знать, спасибо! Ну, давай, возвращай мне мою избушку!

Кузя : Нет, погоди. Это еще не все правила, которые ты должна знать.

Кузя : А вы, ребята, знаете, чем нужно тушить огонь .

Игра «Выбери предмет» (все группы)

Кузя : Посмотрите внимательно на доску. Здесь изображены различные предметы. Давайте представим, что мы – пожарные. Некоторые из этих предметов нам понадобятся при тушении пожара, а какие-то нет. Назовите те предметы, которые мы с вами возьмем на тушение пожара.

Спички, огнетушитель, магнитофон, игрушки

Телевизор, зажигалка, пожарная машина, компьютер

Ведро воды, книга, конфеты, газовая плита

Мороженое, кукла, свечка, пожарный

Кузя : Скажите, ребята : а когда мы самостоятельно не можем потушить огонь , что мы должны сделать? (ответы детей) Правильно, мы вызываем пожарную команду.

Игра «Пожарная тревога» (все группы)

Под весёлую музыку юные пожарные отдыхают, бегают, прыгают, приседают и т. д. На звук пожарной сирены строятся в колонну за своим педагогом. (1-2 раза)

Баба Яга : Ну и молодцы! Просветили бабушку. Про печку и газовую плиту я все запомнила. А вот как бы мне сейчас с электроприборами разобраться.

Кузя : Я думаю, что ребята тебе сейчас помогут. Расскажи нам, какие электроприборы у тебя есть.

Баба Яга : Нагревательные, остужательные, музыкально-танцевательные, пищеварительные, говорительные, кипятильные, гладильные….

Кузя : Погоди, погоди, баба Яга, что-то я не знаю таких приборов.

Ребята, скажите, какие вы знаете электроприборы? (ответы детей) Правильно, ребята. Телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, электроприёмник, компьютер, холодильник – это все не нагревательные электроприборы, и детям можно ими пользоваться. Конечно, аккуратно, с осторожностью. И если родители позволят. А есть опасные электроприборы – нагревательные. Это : различные электроплитки, электрочайники, электросамовары, электрогрелки, утюги. Такие приборы включать детям запрещается.

Кузя : нагревательные эти приборы или нет. А ты, Баба Яга, смотри и запоминай.

(Кузя показывает картинки : телевизор, компьютер, электросамовар, фен, электроприемник, холодильник, тостер, электрогрелка, пылесос, электрокипятильник, микроволновая печь)

Баба Яга : А я вот слыхала, что есть еще такие штуковины…шипушители! Они пожар вмиг тушат! Шипят и тушат, шипят и тушат. Мне такой шипушитель очень нужен для моей любимой избушки!

Кузя : Да не шипушитель, а огнетушитель! Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом доме. Они тушат огонь пеной или специальным порошком.

Посмотри, вот он какой! (Показывает всем настоящий огнетушитель)

Коли есть огнетушитель,

Будет найден нарушитель.

Не уйти огню от нас,

Все потушит пенный газ.

Но пользоваться им могут только взрослые! Бери, Баба Яга, огнетушитель для своей избушки!

Эстафета «Передай огнетушитель» (все группы в кругу)

Участники стоят в кругу. Пока играет музыка, дети передают огнетушитель. Когда музыка прекращается дети, у которых в руках оказался огнетушитель, выходят в середину круга и танцуют.

Ведущий : А сейчас, Баба Яга, послушай правила, которые ты очень хорошо должна запомнить.

Выходят ребята и читают стихи

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен

У того пожар возможен.

Спички не тронь!

В спичках огонь !

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей !

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь

Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек может дом ваш поджечь.

С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Не суши белье над газом.

Все сгорит единым разом!

Если слаб огонь , скорей

Ты водой его залей.

Но не вздумай воду лить

Там где электричество,

Телевизор и утюг,

Миксер и розетку

Обходите стороной,

Маленькие детки.

Погладить рубашку и брюки

Утюг вам поможет, всегда,

Сухими должны быть руки

И целыми провода.

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может :

Уходя тушите свет

И приборы тоже!

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер - 01!

Ведущий : Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беда.

Кузя : Давай напоследок потанцуем с ребятами.

Вы, ребята, все вставайте, вместе с нами начинайте!

Танец Т. Морозовой «Баба Яга»

Баба Яга : Ну, ребятки, теперь я снова счастливая и радостная! Это вы и Кузя мне радость вернули! Спасибо вам! Ну, а теперь нам пора в сказочный лес! Идем, бриллиантовый ты мой! Пойдём мою беглянку искать.

Ведущий : Ну, вот и подошёл к концу наш праздник. Мы с вами вспомнили правила пожарной безопасности. С огнем не играйте, с огнем не шалите! Здоровье и жизнь свою берегите!

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию. Пожарная безопасность

Автор: Савельева Оксана Алексеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 1 п. Октябрьский Белгородского района»
Описание материала: конспект будет полезным воспитателям ДОУ, поможет познакомить детей с правилами поведения при пожаре

Конспект НОД в средней группе «Огонь друг, огонь враг»

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня; воспитывать у детей безопасное поведение, быть осторожными с огнем.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания о пожарной безопасности, правила поведения с огнем в быту и в природе, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; познакомить с работой пожарных, пожарной машиной
Воспитательные: воспитывать безопасное поведение при обращении с огнем;
Развивающие: развивать речь, мышление, внимание.
Методы и приёмы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, демонстрация мультфильма «Кошкин дом»,
Словесные: беседа, творческие задания, словесная игра.
Предварительная работа: чтение сказки «Кошкин дом», рассматривание картинок об опасности огня, беседа о вреде и пользе огня.
Оборудование и атрибуты:
карточки о вреде огня и пользе огня, плакаты пожарной безопасности, игрушка кошка.

Ход НОД:
I. Вводная часть:

Ребята, к нам в гости пришла кошка из сказки «Кошкин дом». Давайте объясним ей, что огонь может быть и другом и врагом.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)
II. Основная часть:
Правильно, это огонь. Огонь может быть добрым и приносить пользу человеку и может быть злым, приносить беды и несчастья. В древности очень, очень давно люди не могли добывать огнь. Иногда случалось в природе так, во время непогоды молния могла ударить в дерево и оно горело. И люди грелись возле огня и готовили пищу. Но когда он угасал, люди не могли его добыть, поэтому чтобы сохранить огонь они уголек переносили в пещеру, где нет ветра и дождя. Позднее люди научились добывать огонь путем трения палки о палку или высекать искру из камня. На огне можно приготовить пищу в туристическом походе, растопить печь в доме и согреться, на больших заводах в больших печах обжигают кирпич из которого строят дом, и варят сталь из которой делают железо, а потом и машины, станки, самолеты. Сила огня поднимает в космос ракеты. Солнце это большой раскаленный огненный шар. Его лучики несут на землю тепло и свет. Без солнца не было бы жизни на земле.
Послушайте стихотворение про добрый огонь.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня
Он надежно дружит с нами!
Гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
И за то ему почет!

Огонь может быть не только другом, но и злым врагом, если с ним обращаться не умело и неосторожно. Послушайте стихотворение о злом огне.

Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Огонь если его не остановить может уничтожить поля где растет хлеб, дома людей, леса где живут животные, библиотеки, больницы. И самое главное могут в огне погибнуть люди. Чтобы беды не случилось мы должны осторожно обращаться с огнем, электричеством, газовой плитой. И внимательно присматривать за младшими братишками и сестренками, ведь пожар может возникнуть из-за детской шалости. Послушай стихотворение о злом огне.

Самуил Маршак «Пожар».
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь
Приоткрой пошире дверь»
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок…

Скажите, что случилось, когда мама ушла? (ответы детей). На помощь тушить пожар всегда выезжают пожарные. Они имеют специальную форму и инструменты.

Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
«01» мы наберём,
И пожарных позовем
При пожаре необходимо звонить по номеру «01».

Физминутка.
Мы в пожарных поиграем,
Быстро шланги размотаем,
Вот так, вот так,
Быстро шланги размотаем.
Вот огонь у нас горит
Будем мы его гасить,
Вот так, вот так,
Будем мы его гасить.
А теперь мы приседаем,
Под диваны заглядываем,
Вот так, вот так,
Под диваны заглядываем.
Вот огонь мы погасили,
И на стулья быстро сели.

А теперь выберите карточки и расскажите, чего делать нельзя.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Бензин - может, кто-то со мной не согласен?
Не только опасен, он взрывоопасен.

Игра «Огонь друг, огонь враг»

А теперь отгадайте загадки:
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять)

Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)

Попало наше тесто
В горячее место,
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)

Молодцы, а теперь я хочу узнать, как вы поступите, если возникнут опасные ситуации.
Игра «Это я»
Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)
Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я…)
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)
Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?
Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький
Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)
Кто соседской детворе объясняет во дворе
Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)
Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)
Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,
Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)
Кто пожарным помогает - правила не нарушает
Кто пример для всех ребят? (это я)
Вы хорошо разобрались с огнем, но если все- таки случится пожар, что вы будете делать?
III. Заключительная часть.
Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вы посоветуете Кошке, чтобы не пожар не повторился.

Конспект НООД по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста "Огонь - друг, огонь - враг".

Тема: "Огонь-друг, огонь-враг".
Описание: данный конспект будет полезен воспитателям ДОУ, методистам, педагогам дополнительного образования.
Цель: Продолжать формировать основы пожарной безопасности у дошкольников.
Задачи:
- Рассказать о вреде огня в жизни человека.
- Показать пользу огня в жизни человека.
- Рассмотреть действия огня в окружающем мире.
- Научить анализировать последствия пожара.
- Вспомнить меры безопасности.
- Воспитывать у детей - чувство ответственности за свои поступки, смелость, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
- Развивать речь детей, передавать сообщения.
Словарная работа: обогащение, слуга, хозяин, враг.
Учить, правильно разговаривать по телефону.
Оборудование: картинки электроприборов, телефон.

Ход занятия:

Воспитатель: Существует пословица: Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Давайте попробуем объяснить эту поговорку.
Как это надо понимать? Как вы понимаете слово слуга? Слуга - это значит, услуживает, ухаживает за нами, помогает. Почему так говорят в народе об огне, как вы думаете?

Без огня не приготовить обед.
-Без огня не будет в доме тепла.
-Не разведешь костёр без огня.
Воспитатель: Да, дети, огонь настоящий слуга, он помогает нам: мы сыты, в тепле, у нас светло, мы смотрим телевизор, слушаем магнитофон, гладим одежду и за всё это мы благодарны огню за помощь, он хороший, слуга! Послушайте, как он сам говорит о себе.
"Я – огонь, я друг ребят.
Но когда со мной шалят.
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю всё кругом".
Воспитатель : Почему мы говорим, что огонь плохой хозяин? Как вы это понимаете?
- От огня бывает пожар.
- Огонь сжигает всё на своём пути.
Воспитатель :- Да, про огонь говорят: "По деревне прошёл – ничего не осталось". Ещё про огонь говорят так: "Вор придёт всё заберёт, но стены оставит, а огонь придёт - всё унecёт".
Пожар много беды приносит людям, они остаются без крыши над головой, без одежды, без продуктов питания.
-Скажите, почему огонь бывает врагом?
- Неосторожное обращение с огнём приводит к пожару.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру "Хорошо -плохо". Я буду называть предмет, явление, а вы будете говорить, что хорошо, а что плохо.
Например: Зажигаем газ - хорошо.
Игра со спичками - плохо.
(Оставили утюг, открытая дверка печки, кипящий чайник, разжигают костёр во дворе, поджигают тополиный пух, горит лампочка, греюсь около костра и т.д.).
Молодцы, вы знаете, будете с огнём осторожны.
- Послушайте пословицы и постарайтесь объяснить, как вы их понимаете:
Человек без огня - не живёт ни единого дня.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Спичка – невеличка, огонь – великан.
Огонь - наш друг, но не всегда, бывает от него беда.
Объясните их значение, повторите и запомните.
Воспитатель : Дети, какой же вывод можно сделать? От кого зависит, будет ли для нас огонь другом?
-Если мы будем осторожны с огнём, то он будет для нас всегда другом!
Воспитатель: Надо не только самим быть осторожными с огнём, но и другим об этом напоминать. А при пожаре, куда надо звонить? Какой номер набирать? - В пожарную часть набирать - 01.
Воспитатель: Кто желает позвонить и объяснить что случилось? Вы увидели, что на вашей улице загорелся дом. Как правильно вызвать пожарных?
- Набрать 01,назвать адрес, объяснить, где горит.
Дети упражняются в передаче сообщения по телефону.
Воспитатель : Теперь мы знаем, что лучше пусть огонь будет другом, чем врагом.

Цель: систематизация и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности. Закрепление навыков работы в команде.

Задачи:

  1. 1.Систематизировать и закрепить знания о правилах пожарной безопасности.
  2. 2.Вспомнить об истории пожарной охраны России
  3. 3.Развивать смекалку
  4. 4.Учиться грамотно высказывать свой мысли, давать комментарии по заданной ситуации
  5. 5.Воспитывать умение работать в команде
  6. 6.Воспитывать доброжелательное отношение к соперникам.

Материал и оборудование:

  1. 1.Карточки на столы с номером команды
  2. 2.Цветок из бумаги по типу костра – 5 лепестков, одна серединка. На каждом лепестке и серединке с обратной стороны написаны задания (печатными буквами, так чтобы дети могли сами прочитать). Цветок крепится к магнитной доске.
  3. 3.Набор картинок о противопожарной безопасности
  4. 4.Картинки пожарной машины и пожарного разрезанные на несколько частей. Количество картинок зависит от числа команд.
  5. 5.Кукла (по одной кукле на команду)
  6. 6.Палка с привязанной к ней веревкой для наматывания (по количеству команд)
  7. 7.Призы участникам игры

Предварительная работа: данный игровой досуг является итоговым мероприятием при реализации проекта «Огонь – друг, огонь – враг»

Ход игры:

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я думаю, вы помните, что 30 апреля это День пожарной охраны России. Пожарные это умные, смелые и очень ответственные люди. А хотите поиграть и узнать, кто из нас с вами больше знает о пожарных и о правилах пожарной безопасности.

(Хотим)

Тогда нам надо разделится на команды (экипажи пожарных машин). А сделаем мы это как настоящие бойцы. На «первый, второй, третий – рассчитайсь»

(Первый, второй, третий…)

Молодцы. Первая команда занимает место за столом с номером 1 и т.д.

(Дети занимают места за столами)

Хорошо.

Я принесла для вас цветок.

Мой цветок как огонек.

Каждый яркий лепесток

Вам заданье приберег:

Про огонь и про пожарных

Заданий будет много разных.

И так первый лепесток (воспитатель «обрывает» лепесток и дети читают задание)

(Загадочный)

Наши правила: загадка загадывается какому-либо столу, если команда ответить не может, загадка переходит дальше. Условия понятны?

(ДА)

Начинаем:

1. Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает

(Огонь)

2. В деревянном домике

Проживают гномики,

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

(Спички)

3. С огнем бороться мы должны

Мы смелые работники.

С водою мы напарники.

Так кто же мы?

(Пожарные)

4. На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь…

(Костер)

5. Что, дотронувшись едва,

Превращает дом в дрова?

(Огонь)

6. В маленьком амбаре

Держат сто пожаров

(Коробок спичек)

7. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не зевай и не стой,

А залей его …

(Водой)

8. Красный кот дерево грызет

Дерево грызет – весело живет.

А воды попьет – зашипит и умрет.

(Огонь)

Молодцы, справились с заданием. Посмотрим на следующий лепесток. На лепестке написано…

(Нужен совет)

Наши правила: каждая команда получает картинку (можно несколько) с ситуацией по противопожарной безопасности. Вам необходимо дать комментарий, объяснить, как надо поступить, чтобы не допустить беды.

(Дети работают в подгруппах. По итогам обсуждения они комментируют ситуацию для всех участников игры. Если необходимо, им могут помогать другие участники команды)

Хорошо. А вот и следующий лепесток…

(Команда на выезд)

Для этого конкурса нам потребуются по три человека от команды.

(Дети выходят из – за столов)

Эстафета:

1 участник добегает до стола и собирает разрезанную картинку пожарной машинки. Возвращается, передает эстафету.

2 участник добегает до стола и собирает разрезанную картинку пожарного. Возвращается, передает эстафету.

3 участник эвакуирует пострадавшего (добежать до стола, забрать куклу, вернуться к команде)

Молодцы. Команды с выезда вернулись и посмотрим на следующий лепесток…

(«Скажи мне друг…»)

Блиц опрос: я задаю вопрос, вы поднимаете руку и отвечаете.

1. Как древний человек добывал огонь?

(первоначально от пожаров и гроз, затем трением, высечением искр)

2. Для чего царь повелел жителям Москвы держать на крышах домов и во дворах бочки с водой?

(Как средство для тушения пожара)

3. В какой стране впервые в мире стали отправлять на тушение пожара военных (стрельцов)?

(В России)

4. Что запретили строить в городах, чтобы уменьшить риск городских пожаров?

(Деревянные строения)

5. Какое здание многие годы было самой высокой точкой любого города? Его назначение?

(Каланча)

6. С помощью чего (на каких транспортных средствах) пожарные раньше добирались к месту пожара?

(На конных повозках)

7. Нужны ли пожарные во время войны?

(Да, спасают имущество от пожаров во время бомбежек)

8. Что используют пожарные для тушения пожара?

(Вода, пена)

9. Какие виды техники машин вы знаете, которые используются при тушении пожара?

(Пожарная машина, автолестница, пожарный самолет, вертолет, поезд, корабль)

10. Что вы будете делать, если начался пожар?

(Сказать взрослым, сообщить в пожарную охрану, выбегать в безопасное место, где тебя хорошо видят и звать на помощь)

11. С помощью чего пожарные доставляют средства пожаротушения к огню?

(Пожарный рукав)

Очень хорошо, последний лепесток…

(После пожара)

Внимание, по одному человеку от команды. Задание – быстро смотать пожарный рукав (смотать веревку на палку)

Молодцы, вот и все лепестки закончились, но еще есть серединка, хотите узнать, что там...

(Да)

Награждение

(Подведение итогов игры.

Награждаются дети, принимавшие активное участие в проекте «Огонь – друг, огонь – враг».)

Это была не просто игра, пусть в жизни вам поможет она.

Выбор редакции
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...

Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...

Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...
Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....