Оперативное управление. Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав Оперативное управление государственным имуществом


В случае принятия Проекта N 47538-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ, ВТОРУЮ, ТРЕТЬЮ И ЧЕТВЕРТУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО ГК РФ будет выглятеть так.....

"Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Подраздел 1. Владение

Подраздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ

Подраздел 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Глава 18. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

(Ст. 248-260)

Глава 19.1. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подраздел 4. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Глава 20.2. СЕРВИТУТ

Глава 20.3. ПРАВО ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВЛАДЕНИЯ

См.


>> >>

Глава 20.7. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья 306. Основные положения

1. Государственные или муниципальные предприятия, а также учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

2. Имущество считается принадлежащим предприятию или учреждению, если оно закреплено за ним собственником (пункт 1 статьи 120), приобретено за счет средств, выделенных собственником для его приобретения, а также получено за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо по иным основаниям, не противоречащим закону или уставу предприятия или учреждения.

3. Доходы, полученные учреждением за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности, должны учитываться на отдельном балансе.

Статья 306.1. Права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении

1. Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия или учреждения, определения предмета и целей его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию или учреждению имущества, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом или уставом предприятия или учреждения.

2. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в оперативном управлении предприятия, не относящегося к казенным, в размере, установленном законом или уставом предприятия.

3. Собственник имущества казенных предприятий или учреждений, за исключением казенных, вправе устанавливать порядок распределения их доходов, полученных за счет разрешенной им приносящей доходы деятельности.

4. Собственник имущества вправе использовать для защиты права оперативного управления предприятий или учреждений предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты вещных прав, за исключением случаев, когда эти способы защиты использует предприятие или учреждение.

Статья 306.2. Изъятие неиспользуемого или используемого не по назначению имущества

1. Собственник имущества вправе изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением, не являющимся автономным, а также приобретенное предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

2. Собственник имущества, установив, что предприятие или учреждение не использует или использует не по назначению имущество, указанное в пункте 1 настоящей статьи, должен предупредить предприятие или учреждение о возможности изъятия этого имущества и предоставить разумный срок для устранения нарушения.

3. Изъятие имущества у предприятия или учреждения допускается по решению собственника при условии, что предприятие или учреждение не устранило недостатки, послужившие основанием для соответствующего предупреждения.

Статья 306.3. Правомочие распоряжения имуществом предприятия или учреждения

1. Предприятие или учреждение не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

2. Предприятие, не являющееся казенным, вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

3. Казенное предприятие или учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенные предприятия или учреждения без согласия собственника реализуют производимые ими товары, работы и услуги при осуществлении предпринимательской или иной приносящей доходы деятельности, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

4. Автономное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, относящимся к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет выделенных собственником средств. Остальным имуществом, в том числе приобретенным за счет разрешенной ему приносящей доходы деятельности либо полученным в качестве пожертвования от граждан или юридических лиц, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Статья 306.4. Приобретение и прекращение права оперативного управления

1. Право оперативного управления движимым имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает с момента .

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у казенного предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 306.5. Сохранение права оперативного управления при переходе права собственности

Если иное не предусмотрено законом, переход права собственности на имущество, закрепленное за предприятием или учреждением, в отношениях между субъектами гражданского права, указанными в пункте 1 статьи 124 настоящего Кодекса, не влечет прекращения права оперативного управления, принадлежащего этому предприятию или учреждению.";

Читать популярные статьи на сайте

Оперативное управление имуществом – это ограниченное вещное право, применяемое на территориях государств, входивших в состав СССР. Согласно норм закона, собственником отдельных предприятий, иных владений выступает государство. В перечень передаваемого конкретному государственному ведомству имущества входит движимое и недвижимое имущество, собственником которого по-прежнему остается государство.

Особенности оперативного управления имуществом

Имущество, используемое для ведения какой-либо деятельности и в хозяйстве, далеко не всегда принадлежит организации. Федеральные предприятия, относящиеся к казенному типу, государственные учреждения получают определенную собственность, сооружения, объекты для осуществления ограниченного использования, увеличивая свое участие в экономической деятельности в пределах всей страны.

С правом оперативного управления определенными объектами государственной недвижимости предприятия получают право распоряжения и владения имуществом согласно порядку, установленному положениями ст. 296 ГК, т.е. вести деятельностью в рамках целевого назначения имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг подобных организаций, наделенных полномочиями ведения хозяйственной деятельности и оперативного управления, входят следующие структуры:

  • фонд жилья;
  • учреждения по развитию массовой культуры, спорта;
  • образовательные и научно-просветительные учреждения;
  • предприятия в сфере медицины;
  • комплексы, обеспечивающие снабжение различными коммунальными ресурсами (отопление, вода, газ, электричество) и др.

Владельцем передаваемого имущества выступает государство или муниципалитет, разрешающие подобным организациям распоряжаться вверенной собственностью. В случае нарушения установленных правил эксплуатации имуществом, его порчи, использованию не по назначению, государственный орган вправе отозвать полномочия организации и изъять объект.

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником.

Понятие права оперативного управления

Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец, являющийся учредителем предприятия, имеет право отозвать свою собственность, переданную на правах оперативного управления, и распорядиться согласно своим планам и намерениям, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования переданного имущества, выхода за пределы разрешенного назначения, а также, когда объекты становятся ненужными. Государство вправе передавать казенным учреждениям различные полномочия.

Предприятие, получившее имущество от государства в пользование, не может распорядиться им по своему усмотрению – сохраняется обязательство согласования намерений с основным владельцем.

Доходами, извлекаемыми в результате пользования государственным имуществом, будет распоряжаться собственник предприятия, самостоятельно распоряжаться доходами учреждение не вправе.

Обязательная регистрация права

После того, как государство или муниципальный орган передали свое имущество по праву оперативного управления, предприятие обязано произвести регистрацию в Росреестре. Общая база ЕГРП содержит записи об всех случаях передачи собственности от государства во владение государственной организации или предприятию.

Сделка по передаче имущества фиксируется в базе данных согласно законодательно установленного порядка.

Порядок регистрации

Регистрируя право оперативного управления, предприятие проходит определенную процедуру, исходя из следующей последовательности:

  1. Подготовка документов, подтверждающих факт сделки.
  2. Обращение в МФЦ или отделение Росреестра и передача документации, оформленной в связи с передачей права.
  3. Выдача свидетельства о регистрации права и внесения регистрирующей записи в Единый Реестр, получение выписки Росреестра.

Перечень документов для регистрации права в ЕГРП

Процесс передачи государственного имущества строго регламентирован, а его регистрация требует основательной документационной базы.

По сути, регистрация права оперативного управления означает внесение записи в базу Росреестра о произошедшей сделке и требует сбора следующего пакета:

  • справка из ЕГРЮЛ;
  • заявка юридического лица на государственную регистрацию и внесение соответствующей записи в Росреестре (заполняется на специальном бланке, который получают по факту обращения, либо заранее скачивают из соответствующих информационных ресурсов);
  • уставные документы, справка о постановке налогоплательщика на учет, документ с присвоенными кодами статистики и пр.
  • документ, удостоверяющий личность представителя организации, и действующая доверенность на совершение регистрационных действий (заверяется у нотариуса);
  • документы, свидетельствующие о передаче собственности;
  • документы на передаваемое имущество (технические паспорта, кадастровая документация);
  • бумаги, устанавливающие право на рассматриваемые объекты собственности;
  • справки, свидетельствующие о том, что имущество закрепляется за организацией-заявителем.

На видео об управлении имуществом

Процедура получения права оперативного управления устанавливается нормами закона РФ, а сам процесс возможен только с согласия государства, в рамках разрешенной деятельности и выполняемых предприятием заданий.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ - это вещные права лиц, не являющихся собственниками. Постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

1.Правом оперативного управления в настоящем Кодексе признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

2.Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранением переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению.

3.Право оперативного управления охраняется законом в соответствии с положениями, установленными для защиты права собственности.

1-3. Появление в отечественном законодательстве права оперативного управления связано с плановой экономикой. Исконно категория права оперативного управления использовалась для отношений государственной собственности, однако потом она начала приспосабливаться не только к государственной, но и к другим формам собственности. Эта конструкция в массовом юридическом сознании очень популярна.

Право оперативного управления определяют как такое, которое финансируется за счет собственника, особое вещественное право юридического лица (организации) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества.

Право оперативного управления — это основанное на праве собственности другого лица и предоставленных ему полномочиях право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником.

Как и право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограничено в сравнении с ним. Кроме того, оно уже, чем право полного хозяйственного ведения. Если право полного хозяйственного ведения содержит три правомочия — владение, пользование и распоряжение, то право оперативного управления охватывает одновременно лишь два — владение и пользование или владение и распоряжение.

В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не имеет права распоряжаться им по своему усмотрению, а может это делать лишь в пределах, установленных собственником.

Ответственность по своим долгам лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, несет лишь в пределах последнего. В остальных ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества.

Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено раньше, чем право полного хозяйственного ведения, и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности.

Однако с принятием Закона «О собственности» и появлением права полного хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких принципах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям).

Таким образом, фактически состоялось деление права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления также и за субъектным составом.

ГК Украины не предусматривает ни права полного хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как «право собственности юридических лиц» и «владение». С другой стороны, ГК действует вместе с ХК Украины, в котором среди вещественных прав упоминаются право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т. п., а имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и будет подлежать закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ХК Украины).

Таким образом, пока еще они продолжают существовать в отечественном законодательстве как категории вещественного права.

Оперативное управление - это управление внутренними производственными процессами на уровне подразделений. Оно сводится к принятию решений и осу­ ществлению действий в конкретно складывающейся ситуации и включает: оперативное (календарное) планирование; организацию технологической подготовки и обслуживания оборудования; определение объема партии выпускаемых изделий; размещение заказов на материалы; распределение работ (устанавливается, кем, где и когда должны осуществ­ ляться те или иные операции); координацию текущей деятельности подразделений для обеспечения ее чет­ кого ритма и соответствия с графиком; Глава 26. Стратегическое и оперативное управление организацией 357 контроль, выявление отклонений, определение их причин, корректировку хода технологических процессов; маневрирование запасами; диспетчеризацию.

Одним из основных объектов оперативного управления являются материальные запасы. Их наличие обеспечивает гибкость материально-технического обеспече­ ния, производства и сбыта. Вьщеляется три типа запасов: первый - сырье, материалы, полуфабрикаты, образующие исходный момент производственного процесса. Они предназначены для смягчения негативных по­ следствий неравномерных поставок; второй - заделы незавершенного производства между технологическими опера­ циями. Нужда в них возникает вследствие неритмичности осуществления произ­ водственных процессов в различных подразделениях; третий - готовая продукция, излишки которой необходимы для покрытия не­ ожиданного увеличения рыночного спроса.

MRP обеспечивает снижение издержек путем уменьшения запасов готовой про­ дукции. Достигается это за счет оптимизации общего объема производства, после­ довательности операций и размеров партий продукции.

MAP предполагает минимизацию вложений в запасы на основе определения оп­ тимальной величины партий материальных ресурсов с учетом постоянно меняю­ щегося потока заказов.

Канбан - система оперативного планирования и управления заказами и матери­ альными потоками между отдельными операциями. В отличие от предьщущих такая система является «вытягивающей», а не «под­ талкивающей». Она позволяет производить и поставлять необходимые детали и по­ луфабрикаты на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда их запасы у потребителей исчерпаны.

Условиями нормального функционирования системы считаются стабильность производственной программы предприятия и незначительные отклонения в за­ грузке оборудования; исключение образования запасов и заделов незавершенного производства по причинам, не связанным с технологией (например, для обеспече­ ния финансовой стабильности). «Точно в срок» - система планирования и управления материально-техническим снабжением, предусматривающая полную его синхронизацию с производственны­ ми процессами.

48. Контроль в управлении, его виды и функции.

Управление основывается на четкой системе контроля , без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции : проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологиче­ ских, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и воз­ можностей, скрытых резервов); прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощре­ ние или наказание); корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необ­ ходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); защитную (способствует сохранности ресурсов)

Виды

Выделяют следующие основные виды контроля:

1. По типу: традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стан­ дартов; опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок; предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производствен­ ный и др.).

3. По объектам, каковыми являются: состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем фи­ нансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования; эффективность производственной деятельности; промежуточные и конечные результаты; затраты, потери и их виновники; достоверность, качество, доступность, полнота информации; сроки исполнения принимаемых решений; имидж организации; сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления.

7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий - исправить положение дел).

8. По методам: фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта; документальный происходит на основе сверок и проверок документов; оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления.

В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основ­ ном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа на­ личия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой вы­ полнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля ис­ пользуются для составления очередных планов.

Выбор редакции
"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.- Да, обитель...

Пятнадцать патриархатов.Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого...

Синтез цвет. Получение заданного цвета сложением других цветов называется его синтезом. Как же синтез цвета осуществляется, какие...

Курсовая В этом приближенном методе расчета состояние молекулы описывается так называемой волновой функцией ш, которая составляется по...
Играет важную роль в физиологии человека. Содержится во многих растительных маслах, в частности, в оливковом, и в животных жирах. Входит...
Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть Ломота в теле – это частый клинический симптом различных отравлений,...
Гонадотропные гормоны (гонадотропины) - фолликулостимулирующий (ФСГ) и лютеинизирующий (ЛГ) гормоны, выделяемые передней долей гипофиза и...
Лисички называют самыми чистыми грибами, потому что они в основном растут в хвойных лесах и никогда не бывают червивыми. Их не нужно...
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Семья жила в коммунальной квартире. Отец мальчика был простым рабочим, но...