Определение публичного права. Публичное право



Публичное Право - лат. jus publicum
Публичное Право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданин а, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. Публичное Право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере Публичное Право властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний закон одательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для Публичное Право характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками право отношений. Для публично-право вых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и закон ных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-право вых способов защиты субъективных прав личности административно-право выми.Публичное Право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель -ное. международное публичное, процессуальные отрасли.Деление права на Публичное Право и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что Публичное Право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская право вая система в отличие от континентальной право вой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствие м этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-право вое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в закон одательной и право применительной деятельности.Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях Публичное Право часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-право вые институты. как порядок расторжения брак а, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-право вые (расторжение трудового договор а по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договор а, его расторжение по инициативе работник а)элементы.В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм Публичное Право и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-право вые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договор а, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.Пиголкин А.С.

Рядом со словом Публичное Право в Энциклопедии Юриста


Статья про Публичное Право была прочитана 34861 раз

совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства, обеспечивает общегосударственные интересы. К отраслям П.п. относятся: международное публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

лат. jus publicum) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

П.п. включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, международное публичное, процессуальные отрасли.

Деление права на П.п. и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что П.п. относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы, что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.

Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях П.п. часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы.

В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм П.п. и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Широко известно деление права на две отрасли - публичное и частное.

Публичное право (jus publicum - лат.) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. Этим он отличаеся от частного права (jus privatum - лат.), которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.

Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.


Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частно-правовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Существование публичного и частного права, как элемент гражданского общества, - необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме . Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к пользе римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англо-саксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего, государственной) собственности, ибо эта идея считалась искусственной и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике и широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь сопровождалось ограничением прав личности в имущественных отношениях, запрещением проявления частной инициативы, и способствовало застою и неэффективному развитию экономики.

Высказанное в начале 20-х годов XIX века при разработке Гражданского кодекса РСФСР положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства возродило идею о разделении права на публичное и частное.

Вместе с тем следует подчеркнуть , что четкого и абсолютного разделения права на публичное и частное в принципе нельзя достигнуть. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и др. Но все же разделять эти отрасли необходимо и практически полезно, учитывая тот факт, что в юридической деятельности используются два основных метода правового регулирования - отношения власти и подчинения, с одной стороны (публичное право) и равенство, автономное положение субъектов по отношению друг к другу - с другой (частное право).

Рост влияния современного государства на экономические отношения, а также его социальная активность, направленная на обеспечение материальных и духовных потребностей людей, их прав и законных интересов обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Например, расширяется сфера административного регулирования предпринимательской деятельности.

Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом также и третью его отрасль - социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается, в первую очередь, усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Такая отрасль ныне активно развивается в таких странах как Франция, Германия, Швеция и других государствах.

публичное право

совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и у головне-процессуальное право и ряд др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германскои правовой системы.

Публичное право

в буржуазной теории права нормы, устанавливающие структуру и порядок деятельности государственных органов, регулирующие отношения, складывающиеся между гражданами и органами государства. Утверждая, что П. п. защищает интересы всех членов общества, буржуазные юристы противопоставляют его частному праву, защищающему якобы интересы отдельных личностей. Основанием разделения права на публичное и частное является также различие способов охраны интересов управомоченных лиц: в П. п. они защищаются по инициативе государственного органа независимо от желания потерпевшего.

Впервые разделение права на публичное и частное было введено римскими юристами, в дальнейшем это деление было развито буржуазной юриспруденцией. Такое деление отражает антагонистические противоречия между интересами общества и отдельной личности, порождаемые капиталистической частной собственностью. К сфере П. п. относят государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное право, т. е. отрасли права, назначение которых ≈ охрана интересов класса буржуазии в целом. Социалистическое право не знает деления на публичное и частное.

Википедия

Публичное право

Публичное право - совокупность отраслей права , регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган, наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть . Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений.

Понятие и сущность публичного права

Понимание необходимости разделения частного и публичного права появилось еще в Древнем Риме. Так, Ульпиан одним из первых определил, что публичное право регулирует вопросы общегосударственного характера, а частное, касается норм, связанных с интересами отдельных личностей.

Подобное деление в дальнейшем получило свое развитие, найдя отражение и в правовых системах других государств. Однако публичное право прошло определенный путь в понимании его сущности и выделении основных признаков. Выделяют даже несколько этапов в процессе его становления, что было обусловлено определенными процессами, тесно связанными с историей развития государства и права.

В частности, необходимыми условиями в процессе выделения публичного права стали:

  1. обособление личности от тесных связей с семьей, родом и т.п., ограничившие ее развитие;
  2. становление и развитие государств, сосредоточение в руках государственной власти функций публичного права;
  3. переход от хозяйства натурального к денежному.

Указанные выше процессы привели постепенно вели к значимым изменениям в общественной жизни, к укреплению государственной власти, и, как следствие, к отделению публичного права.

Замечание 1

Сегодня многие ученые-правоведы оговаривают некоторую условность деления права, подчеркивая, что не существует абсолютно чистых отраслей, которые можно четко отнести к публичному или частному праву. Тем не менее, существует традиционный и закрепившийся в правовой науке подход, согласно которому под публичным правом понимаются нормы, закрепляющие и регулирующие порядок функционирования органов государственной власти и управления.

Если трактовать понятие публичного права более расширенно, то его можно рассматривать как отрасль государственной правовой системы, регулирующей общественные отношения, обладающий определенной спецификой. И именно эта специфика, в свою очередь, определяет сущность публичного права. Общественные отношения, попадающие в сферу публичного права, напрямую связаны с государственной управленческой деятельностью, с реализацией и организацией государственной власти, органами местного самоуправления, охраной правопорядка, управлением бюджетом и т.п.

Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить несколько основных постулатов, на которых и строится понимание публичного права.

  1. Публичное право регулирует взаимоотношения между отдельными государственными органами (включая их внутренние связи) и частными субъектами.
  2. Публичное право предусматривает осуществление регуляции указанных в пункте первом взаимоотношений только из единого центра.
  3. Нормы публичного права носят императивный характер, то есть обязательны для исполнения.

Замечание 2

Следует обратить особое внимание на то, что именно государство играет ключевую роль в публичном праве и, возникающих из него правоотношениях, то его предписания не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Признаки публичного права

Признаки публичного права напрямую вытекают из его сути. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:

  • одностороннее волеизъявление. Публичное право возникают как результат волеизъявления одного из субъектов права, а точнее говоря, государства в лице должностных лиц и/или государственных органов;
  • строгая иерархичность, так как для публичного права характерна субординация как субъектов, так и правовых актов, регулирующих данные отношения;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса по средствам выполнения функций государства, направленных на удовлетворение общественных интересов;
  • императивность норм, то есть возложение на государственные органы власти полномочий в сфере правового регулирования, в то время как на граждан возлагаются соответствующие обязанности.

Отдельно можно выделить признаки публичного права, на которые указывает Европейский суд по правам человека. Согласно данной структуре, ими являются:

  • характер законодательства;
  • принятие государством на себя социальной защиты;
  • обязательность социального страхования;

Признаки публичного права во многом определяют то, какие отрасли права к нему относятся. Традиционно выделяются следующие:

  • международное публичное право;
  • конституционное право;
  • финансовое право;
  • административное право;
  • уголовное и уголовно-процессуальное право.

Разграничение публичного и частного права

Несмотря на то, что у публичного права есть достаточно четкое определение, а также выделены его признаки, в юридической литературе не теряет своей актуальности проблема разграничения публичного и частного права. Это связано с тем, что в сфере частного права законодатель достаточно часто сталкивается с необходимостью использования императивных методов, например, таких, как ограничения инициативности и самостоятельности участников регулируемых отношений, а также прямые запреты. И, наоборот, в публичном праве также нередко применяются элементы частного права.

В качестве примера можно рассмотреть семейное право, которое традиционно относят к частному праву. Но при этом при более внимательном рассмотрении в нем можно обнаружить публично-правовые институты, к которым относятся такие явления процедуры как лишение родительских прав или расторжение брака.

Аналогично складывается ситуация и с трудовым правом, в котором успешно сочетаются частноправовые элементы (заключение и расторжение трудового договора по инициативе работника) с публично-правовыми (расторжение трудового договора по инициативе администрации и/или наложение дисциплинарных взысканий).

Замечание 3

В целом, подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня разделение частного и публичного права является общепризнанным. При этом у последнего есть четко-выраженные признаки, к которым относятся: неравенство субъектов, императивные нормы, удовлетворение общественного интереса и одностороннее волеизъявление.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...