Определение публичного права. Публичное право
Публичное Право - лат. jus publicum
Публичное Право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданин а, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. Публичное Право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере Публичное Право властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний закон одательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для Публичное Право характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками право отношений. Для публично-право вых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и закон ных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-право вых способов защиты субъективных прав личности административно-право выми.Публичное Право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнитель -ное. международное публичное, процессуальные отрасли.Деление права на Публичное Право и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Уль-пиана, что Публичное Право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская право вая система в отличие от континентальной право вой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствие м этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы,что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-право вое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в закон одательной и право применительной деятельности.Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях Публичное Право часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-право вые институты. как порядок расторжения брак а, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-право вые (расторжение трудового договор а по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договор а, его расторжение по инициативе работник а)элементы.В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм Публичное Право и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-право вые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договор а, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.Пиголкин А.С.
Рядом со словом Публичное Право в Энциклопедии Юриста
Статья про Публичное Право была прочитана 34861 раз
совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства, обеспечивает общегосударственные интересы. К отраслям П.п. относятся: международное публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
лат. jus publicum) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права (лат. jus privatum), которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.
Существование публичного и частного права как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов: установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур: предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.
П.п. включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, международное публичное, процессуальные отрасли.
Деление права на П.п. и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Ульпиана, что П.п. относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц. Не все ныне существующие системы права строятся на таком разделении. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной правовой системы его не знает. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.
Советская официальная юридическая доктрина отвергла идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной и приоритет общественной (прежде всего государственной) собственности. Следствием этого стали широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрет проявления частной инициативы, что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.
Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности.
Четко и абсолютно разделить публичное и частное право в принципе нельзя. В отраслях П.п. часто присутствуют элементы частного права, и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы.
В современных государствах все больше проявляет себя тенденция к взаимному проникновению норм П.п. и частного права, что связано в первую очередь с возрастанием воздействия государства на экономические отношения. Рост социальной деятельности государства по охране прав личности, социальному обеспечению, регулированию цен побуждает использовать административно-правовые средства в тех сферах отношений, которые традиционно относились к частному праву. Создан институт обязательного договора, заключаемого по предписанию государственного органа. Расширяется административное регулирование предпринимательской и торговой деятельности. С другой стороны, возрастание роли государства в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных предприятий, в первую очередь тех, которые находятся в собственности государства, расширяет использование частноправовых институтов и средств в хозяйственной деятельности такого рода предприятий.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Широко известно деление права на две отрасли - публичное и частное.
Публичное право (jus publicum - лат.) - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. Этим он отличаеся от частного права (jus privatum - лат.), которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.
Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.
Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.
В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.
Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.
Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частно-правовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.
Существование публичного и частного права, как элемент гражданского общества, - необходимая предпосылка для ограничения и установления пределов вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.
Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме . Известна формула римского юриста Ульпиана, что публичное право относится к пользе римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.
Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).
Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англо-саксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.
Советская официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего, государственной) собственности, ибо эта идея считалась искусственной и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике и широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь сопровождалось ограничением прав личности в имущественных отношениях, запрещением проявления частной инициативы, и способствовало застою и неэффективному развитию экономики.
Высказанное в начале 20-х годов XIX века при разработке Гражданского кодекса РСФСР положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.
Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства возродило идею о разделении права на публичное и частное.
Вместе с тем следует подчеркнуть , что четкого и абсолютного разделения права на публичное и частное в принципе нельзя достигнуть. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права и наоборот. Так, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и др. Но все же разделять эти отрасли необходимо и практически полезно, учитывая тот факт, что в юридической деятельности используются два основных метода правового регулирования - отношения власти и подчинения, с одной стороны (публичное право) и равенство, автономное положение субъектов по отношению друг к другу - с другой (частное право).
Рост влияния современного государства на экономические отношения, а также его социальная активность, направленная на обеспечение материальных и духовных потребностей людей, их прав и законных интересов обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Например, расширяется сфера административного регулирования предпринимательской деятельности.
Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.
За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом также и третью его отрасль - социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается, в первую очередь, усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Такая отрасль ныне активно развивается в таких странах как Франция, Германия, Швеция и других государствах.
публичное право
совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и у головне-процессуальное право и ряд др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германскои правовой системы.
Публичное право
в буржуазной теории права нормы, устанавливающие структуру и порядок деятельности государственных органов, регулирующие отношения, складывающиеся между гражданами и органами государства. Утверждая, что П. п. защищает интересы всех членов общества, буржуазные юристы противопоставляют его частному праву, защищающему якобы интересы отдельных личностей. Основанием разделения права на публичное и частное является также различие способов охраны интересов управомоченных лиц: в П. п. они защищаются по инициативе государственного органа независимо от желания потерпевшего.
Впервые разделение права на публичное и частное было введено римскими юристами, в дальнейшем это деление было развито буржуазной юриспруденцией. Такое деление отражает антагонистические противоречия между интересами общества и отдельной личности, порождаемые капиталистической частной собственностью. К сфере П. п. относят государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное право, т. е. отрасли права, назначение которых ≈ охрана интересов класса буржуазии в целом. Социалистическое право не знает деления на публичное и частное.
Википедия
Публичное право
Публичное право - совокупность отраслей права , регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган, наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть . Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений.
Понятие и сущность публичного права
Понимание необходимости разделения частного и публичного права появилось еще в Древнем Риме. Так, Ульпиан одним из первых определил, что публичное право регулирует вопросы общегосударственного характера, а частное, касается норм, связанных с интересами отдельных личностей.
Подобное деление в дальнейшем получило свое развитие, найдя отражение и в правовых системах других государств. Однако публичное право прошло определенный путь в понимании его сущности и выделении основных признаков. Выделяют даже несколько этапов в процессе его становления, что было обусловлено определенными процессами, тесно связанными с историей развития государства и права.
В частности, необходимыми условиями в процессе выделения публичного права стали:
- обособление личности от тесных связей с семьей, родом и т.п., ограничившие ее развитие;
- становление и развитие государств, сосредоточение в руках государственной власти функций публичного права;
- переход от хозяйства натурального к денежному.
Указанные выше процессы привели постепенно вели к значимым изменениям в общественной жизни, к укреплению государственной власти, и, как следствие, к отделению публичного права.
Замечание 1
Сегодня многие ученые-правоведы оговаривают некоторую условность деления права, подчеркивая, что не существует абсолютно чистых отраслей, которые можно четко отнести к публичному или частному праву. Тем не менее, существует традиционный и закрепившийся в правовой науке подход, согласно которому под публичным правом понимаются нормы, закрепляющие и регулирующие порядок функционирования органов государственной власти и управления.
Если трактовать понятие публичного права более расширенно, то его можно рассматривать как отрасль государственной правовой системы, регулирующей общественные отношения, обладающий определенной спецификой. И именно эта специфика, в свою очередь, определяет сущность публичного права. Общественные отношения, попадающие в сферу публичного права, напрямую связаны с государственной управленческой деятельностью, с реализацией и организацией государственной власти, органами местного самоуправления, охраной правопорядка, управлением бюджетом и т.п.
Исходя из вышеприведенных определений, можно выделить несколько основных постулатов, на которых и строится понимание публичного права.
- Публичное право регулирует взаимоотношения между отдельными государственными органами (включая их внутренние связи) и частными субъектами.
- Публичное право предусматривает осуществление регуляции указанных в пункте первом взаимоотношений только из единого центра.
- Нормы публичного права носят императивный характер, то есть обязательны для исполнения.
Замечание 2
Следует обратить особое внимание на то, что именно государство играет ключевую роль в публичном праве и, возникающих из него правоотношениях, то его предписания не могут быть изменены соглашением частных лиц.
Признаки публичного права
Признаки публичного права напрямую вытекают из его сути. К наиболее характерным из них можно отнести следующие:
- одностороннее волеизъявление. Публичное право возникают как результат волеизъявления одного из субъектов права, а точнее говоря, государства в лице должностных лиц и/или государственных органов;
- строгая иерархичность, так как для публичного права характерна субординация как субъектов, так и правовых актов, регулирующих данные отношения;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса по средствам выполнения функций государства, направленных на удовлетворение общественных интересов;
- императивность норм, то есть возложение на государственные органы власти полномочий в сфере правового регулирования, в то время как на граждан возлагаются соответствующие обязанности.
Отдельно можно выделить признаки публичного права, на которые указывает Европейский суд по правам человека. Согласно данной структуре, ими являются:
- характер законодательства;
- принятие государством на себя социальной защиты;
- обязательность социального страхования;
Признаки публичного права во многом определяют то, какие отрасли права к нему относятся. Традиционно выделяются следующие:
- международное публичное право;
- конституционное право;
- финансовое право;
- административное право;
- уголовное и уголовно-процессуальное право.
Разграничение публичного и частного права
Несмотря на то, что у публичного права есть достаточно четкое определение, а также выделены его признаки, в юридической литературе не теряет своей актуальности проблема разграничения публичного и частного права. Это связано с тем, что в сфере частного права законодатель достаточно часто сталкивается с необходимостью использования императивных методов, например, таких, как ограничения инициативности и самостоятельности участников регулируемых отношений, а также прямые запреты. И, наоборот, в публичном праве также нередко применяются элементы частного права.
В качестве примера можно рассмотреть семейное право, которое традиционно относят к частному праву. Но при этом при более внимательном рассмотрении в нем можно обнаружить публично-правовые институты, к которым относятся такие явления процедуры как лишение родительских прав или расторжение брака.
Аналогично складывается ситуация и с трудовым правом, в котором успешно сочетаются частноправовые элементы (заключение и расторжение трудового договора по инициативе работника) с публично-правовыми (расторжение трудового договора по инициативе администрации и/или наложение дисциплинарных взысканий).
Замечание 3
В целом, подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня разделение частного и публичного права является общепризнанным. При этом у последнего есть четко-выраженные признаки, к которым относятся: неравенство субъектов, императивные нормы, удовлетворение общественного интереса и одностороннее волеизъявление.
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин