Органы государственной власти субъектов рф статья. Субъекты государственной власти рф


В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Государственная и территориальная целостность России.

Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Единство системы государственной власти.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев. Высшее должностное лицо субъекта – гражданин РФ, проживающий на территории субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ.

Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (Правительство субъекта РФ) обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


Похожая информация.


Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленным Конституцией, либо законами. Органу предоставляется право 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых актов или индивидуальных актов применения права, 2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа, либо иных органов государства. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключение возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или для принятия решения требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. в связи с тем, сто РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных органов и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.

Местное самоуправление в нашей стране за длительный период с 1917 по 1990 гг. не получило закрепления в правовых актах. Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ пополнила нормативную базу о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления – это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. С помощью органов местного самоуправления осуществляется организация власти на местах, обеспечивается самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационно обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Но это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: а) представительные органы местного самоуправления; б) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (ст.14) органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальные должности подразделяются на выборные, а также занимаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.

По наименованию органы местного самоуправления субъектов РФ имеют различия. Представительные органы названы, как правило, думами, собраниями представителей, собраниями граждан, сходами граждан, советами депутатов, собраниями старост, муниципалитетами, земскими собраниями. В основном это администрации, возглавляемые главой администрации. В Конституциях отдельных республик местные исполнительные органы выступают в двух значениях: и как органы гос. власти, и как органы местного самоуправления(Саха Якутия, Татарстан, Республика Коми)

В поселках и селах органом местной исполнительной власти является выборный глава администрации, осуществляющий функции органа местного самоуправления. В городах и районах действует государственное управление, составляющее основу государственной власти края. Практика свидетельствует, что самоуправление в России больше склонно к государственной теории. Своеобразием отличается и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Что касается представительных органов, то здесь обозначилось три направления:

Представительные органы избираются непосредственно населением при прямом, равном, тайном голосовании;

- Представительные органы формируются из числа глав администраций, избранных населением.

- В качестве представительного органа выступает сход или собрание граждан.

Одной из основополагающих проблем является установление соотношения полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Основной объем полномочий сосредоточен в исполнительных органах, т.е. в руках глав администраций.

Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 года установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения муниципального образования. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органа местного самоуправления.

Компетенция местного самоуправления в общем плане определена ст. 130,131,132 Конституции РФ. При этом она разделена на компетенцию муниципального образования как такового и компетенцию органов местного самоуправления.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

· Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

· Установление местных налогов и сборов;

· Установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью;

· Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренный уставом муниципального образования.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. (ст.45).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавать объединения в форме ассоциаций и союзов (ст.10). объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях.

В нашей стране реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности своей составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

Система субъектов государственной власти РФ

Система и структура государственных органов построена на основании норм, предусмотренных ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, который предусматривает особую систему органов государственной власти, выраженных в следующих категориях органов;

  • Представительных (законодательных).
  • Исполнительных.
  • Судебных.

Конституция (устав) субъекта РФ может также установить должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Замечание 1

Орган государственной власти выступает в качестве части государственного аппарата, который наделен спектром государственно-властных полномочий и имеет самостоятельную компетенцию, предоставленную государством.

Государство делегирует свои полномочия государственным органам, в результате чего формируется их компетенция.

Субъекты власти формируются с учетом территориальной организации государства, власть осуществляется государственными и местными органами. При этом государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов РФ.

Принципы деятельности органов государственной власти

Деятельность органов государственной власти базируется на следующих принципах:

  • учет государственной и территориальной целостности РФ;
  • суверенитет распространяется на всю территорию РФ;
  • Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
  • государственная власть едина;
  • имеет место разделение государственных властей на исполнительную, законодательную, судебную, все ветви власти при этом независимы друг от друга;
  • федеральные органы власти и муниципальные органы управления независимы друг от друга.

Государственная власть имеет особое оформление, что отражается на системе и структуре органов, ее представляющих. В качестве субъектов государственной власти могут выступать отдельные субъекты, которые занимаются исполнением политических решений, организацией их исполнения. Субъекты власти - это не только государственные органы, они могут быть выражены в социальных и национальных общностях, классах, народе в целом, то есть представлять их интересы, в данный момент государство осуществляет данную функцию в форме компетентных органов и организаций.

Определение 1

Таким образом, объект государственной власти – это подвластные, то есть те, в отношении которых осуществляется государственная власть.

Властные субъекты имеют свою самостоятельную классификацию по следующим основаниям:

  • Индивидуальные и коллективные субъекты. Они выступают в качестве участников политического процесса. В качестве коллективных субъектов выступают различного рода образования, в качестве индивидуальных - конкретное лицо.
  • Отношение к политике. Здесь выделяют активно политических и пассивно политических субъектов. Первая категории активно участвует в политической жизни страны, вторая каким-либо образом реагирует на властные решения.
  • Степень организованности. Здесь выделяют организованные, частично организованный и неорганизованный субъекты. Так, в качестве неорганизованных субъектов можно рассматривать электорат, толпу, конфессии и иные субъекты. В качестве организованных можно назвать политические партии, профсоюзы, корпорации и так далее.
  • Характер деятельности . Здесь выделяют институциональные и неинституциональные субъекты.

Замечание 2

В качестве характерной особенности субъектов можно назвать тот фактор, что субъекты и объекты зачастую не совпадают. Те, кто реализует власть, как правило не является теми, в отношении которых власть реализуется, здесь чаще всего идет четкое подразделение. Граждане являются не только субъектами подчинения власти, но и выступают в качестве членов демократического общества, а, соответственно, имеют право реализовывать власть через соответствующую систему органов. Данные положения вытекает из норм Конституции РФ, которая определяет граждан в качестве индивидуальных носителей и источников власти.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Государственная и территориальная целостность России.

Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территорииРоссии.

Единство системы государственной власти.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

Полномочия законодательного органа государственной влаги субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:

Принятия решения о самороспуске;

Роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;

Вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, не избрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

Формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ.

Вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий решаются по-своему.

По Уставу Московской области законодательная власть формирует правовое пространство, в котором действует и администрация области. Власти самостоятельны, но в пределах компетенции, установленной законом, который принимает областная Дума. В структуру администрации входят:

Правительство, наделенное общей компетенцией;

Органы специальной компетенции по отраслям и сферам госуправления (осуществляют исполнительно-распорядительные функции);

Территориальные органы специальной компетенции, действующие на территориях районов и городов.

Глава администрации имеет право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов, отлагательного вето на законы, исключительное право внесения законопроектов бюджету, планам социально-экономического развития, структуре администрации и т.д. Наделив администрацию властными рычагами, Дума оставила за собой право утверждения заместителя Главы администрации, структуры администрации, расходов на ее содержание.

В Воронежской области приняты Закон «Об органах государственной власти» и Устав области. Областная Дума определяет структуру управления областью, утверждает бюджет, назначение руководителей на ключевые посты. Глава администрации ежегодно представляет Думе доклад о деятельности областной администрации. Определены случаи постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий Главой администрации: отзыв избирателями, болезнь, не позволяющая полноценно работать, выезд на жительство за пределы области, совершение преступления. Правовые акты, принятые Думой, Глава администрации может предложить Думе приостановить, отменить, изменить, а также обжаловать в судебном порядке. Дума может любому лицу администрации выразить недоверие и 2/3 голосов освободить от занимаемой должности.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий. Рекомендована следующая примерная структура, разработанная специально созданной для этого комиссией.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.

Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа.

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Территориальные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

Примерная структура органов краевой (областной) администрации

Управления:

Юстиции

Внутренних дел

Финансовое

По вопросам инвестиций

Сельского хозяйства

Комитеты:

По архитектуре и строительству

По экономике и прогнозированию

По управлению государственным имуществом

По вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий

По промышленности и торговле

По внешнеэкономическим связям

По пищевой и перерабатывающей промышленности

По поддержке предпринимательства

По земельным ресурсам и землеустройству

По использованию и охране недр и экологии

По жилищному и коммунальному хозяйству

По транспорту, связи и дорожному строительству

По образованию

По научно-технической политике

По культуре

По туризму

По здравоохранению

По вопросам женщин, семьи и демографической политики

По физической культуре и спорту

По делам молодежи

По национальным вопросам

По социальной защите населения

По труду и занятости населения

По печати и информации

По кинофикации

Отдел записи актов гражданского состояния

Архивный отдел

Органы власти на уровне административно-территориальных единиц субъекта РФ по статусу, полномочиям, функционированию, взаимодействию с вышестоящими органами должны соответствовать основам конституционного строя РФ, принципам демократии независимо от того, осуществляется она органами государственной власти местного значения или муниципальными органами.

Образована Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. На комиссию возложены обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в процессе принятия законов и других нормативных актов субъектов РФ, выработка мер по обеспечению соответствия законов субъектов РФ Конституции и Законам Российской Федерации, устранение возможных разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также между представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, подготовка предложений по применению Президентом РФ согласительных процедур для разрешения таких разногласий.

В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым на полугодие графиком. Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы.

Территориальные органы министерств и ведомств России выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством и ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ - во взаимодействии с их со ответствующими исполнительными органами. Для предотвращения зависимости территориальных органов от администраций субъектов РФ, сращивания центральных и региональных элит и интересах удовлетворения собственных корыстных интересов* создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства.

* Средства массовой информации сообщают о многочисленных фактах альянса капитала с местной властью. Капитал получает квоты, льготы, а чиновники - дивиденды. Самым доходным занятием стала игра с бюджетными деньгами через взаимозачеты, вексельные схемы и другие рычаги. В США в ФБР существуют подразделения, контролирующие и расследующие деятельность местных руководителей.

В России до 1917 г. территориальные органы обслуживали по несколько регионов, при этом управление отдельными структурами находилось в разных губерниях.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Их функции определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств России с учетом конкретных особенностей регионов; они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер по углублению экономических реформ и т.д.

Информацию для осуществления деятельности они получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций независимо от форм собственности, органов статистики.

Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основными из них являются подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ из других источников. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых условий для работы.

Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость взаимодействия через Москву при решении региональных вопросов.

В целях усиления взаимодействия территориальных органов между собой и с субъектами РФ, выработки согласованных решений по вопросам их социально-экономического развития при полномочном представителе Президента РФ образуется коллегия федеральных органов исполнительной власти в качестве совещательного органа.

В состав коллегий по должности входят руководители территориальных органов, действующих в регионе и ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители иных территориальных органов включаются в состав коллегии полномочным представителем по согласованию с ними.

Основными функциями коллегии являются:

Рассмотрение вопросов, связанных с развитием региона и входящих в компетенцию территориальных органов;

Рассмотрение предложений органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;

Анализ экономической, политической и социальной ситуации в субъекте РФ;

Информирование органов государственной власти субъектов РФ и граждан о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Заседания коллегии ведет полномочный представитель. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии и оформляются протоколами. Решения рассылаются членам коллегии, иным заинтересованным должностным лицам и государственным органам. Без навязывания обязательных позиций решениями коллегии отстаиваются полезные рекомендации, твердая постановка вопросов.

Для более гибкого взаимодействия федеральных и региональныx органов количество территориальных органов можно сократить, передав их функции субъектам РФ. Например, не нужен федеральный статус санэпидемстанциям, рыбинспекциям, пожарной охране и т.д.; они с большей ответственностью могут работать как подразделения администраций субъектов РФ. Так как территориальные органы практически в отрыве от администраций субъектов РФ работать не могут, целесообразно рассмотреть вопрос о их двойном подчинении (кроме силовых структур).

Введен в действие Общероссийский Классификатор органон государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах местного самоуправления.

Представляет интерес государственное управление в Японии. В стране сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку основных сторон жизни человека. Она сыграла свою роль и превратила страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Это страна парламентской монархии, но главой государства является премьер-министр, а император - лишь символом. Председатели палат парламента заняты исключительно организацией работы премьер-министра.

Основными правительственными органами являются аппарат премьер-министра, министерства, комиссии и управления. Структура госаппарата и распределение функций фиксируют ведущую роль координирующего звена управления, что делает административную систему устойчивой. За координацию политики различных министерств и управлений отвечает аппарат премьер-министра, который работает в контакте с управлениями, ответственными за координацию в определенных сферах. Среди них выделяется Управление экономического планирования, составляющее долгосрочные планы и координирующее их выполнение министерствами.

Эффективно действует механизм координации работы внутри министерств и между ними. Органом координации является секретариат министра. Ответственность за координацию несет первый заместитель министра. Секретариат координирует такие вопросы, как назначения персонала, ассигнования, проекты законодательных актов, распоряжений кабинета, министерских приказов, подготовленных в департаментах.

Образованы 12 министерств: юстиции; иностранных дел; финансов; просвещения; здравоохранения и социального обеспечения; сельского, лесного и рыбного хозяйства; внешней торговли и промышленности; транспорта; почт и коммуникаций; труда; строительства; местного самоуправления. Кроме того, действуют 24 управления, часть из которых в ранге министерства (обороны, государственных земель и т.д.), а также комитеты, специализированные органы. Состав министерств и управлений не меняется с 1946 г., хотя внутри министерств реорганизации проходят часто.

Подразделениями министерства являются секретариат и департаменты. Общее число департаментов определено законом - 128 на все министерства. Новый департамент может быть учрежден лишь при ликвидации департамента в данном или другом министерстве. В составе министерства создается управление, если поставленные задачи превышают полномочия департамента и требуют ведения дел более независимым органом. Оно может быть учреждено на правах министерства. Комиссии учреждаются для осуществления контроля за определенным видом деятельности.

В каждом министерстве имеется отдел, обеспечивающий подготовку решений, разработку предложений парламенту по практическим вопросам управления. Данный отдел берет на себя доведение проекта до кондиции независимо от того, кем он подготовлен. Выработанный в отделе документ рассматривается руководством управления и департамента, коллективное обсуждение не практикуется. Далее он поступает в законодательное бюро кабинета министров. Если документ затрагивает финансовые вопросы, то согласовывается с министерством финансов. Почти 90\% законопроектов, обсуждаемых в парламенте, подготовлены в министерствах и ведомствах.

Конкретное содержание и формы выполнения государственными служащими своих обязанностей не обозначены, объем полномочий четко не определен. Но характерными чертами японского госаппарата являются широкие властные права, сильная кадровая политика, высокая организационная эффективность, внутренняя устойчивость, компетентность. Законом определены принципы найма, выплаты жалованья, организации работы, увольнения государственных служащих.

Найм на административно-государственную службу осуществляется на основе экзамена, требования ориентированы на лучших выпускников центральных университетов. Численность персонала жестко контролируется. Каждое министерство обязано добиваться его сокращения в соответствии с утвержденным планом. Уволенные сотрудники зачисляются в резерв и могут впоследствии использоваться на новых участках работы. Государственный аппарат занимает привилегированное положение в обществе. По уровню оплаты старших должностных лиц госаппарата Япония занимает первое место в мире. Существуют специальные выплаты на содержание ребенка, транспортные расходы, лечение, отпуск, единовременные выплаты в середине и конце года (5 и 2 месячных зарплаты). Ежегодно сравниваются сетки заработков госслужащих с аналогичными показателями в частном секторе и вносятся коррективы.

Органы государственной власти субъектов РФ.

Законодательными (представительными) органами власти респуб­лик в составе Российской Федерации являются их парламенты, при­шедшие на смену Верховным Советам этих республик.

Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собра­ние, Государственный Совет, Парламент и т.д.), всœе они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяю­щими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях ко­торой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Все парламенты являются также законодательными органами соот­ветствующих республик, обладающими полной и ничем не ограничен­ной в рамках Конституции Российской Федерации, конституций соот­ветствующих республик компетенцией в сфере законодательства, кото­рая означает, что ни один закон республики в составе Российской Фе­дерации не должна быть издан, в случае если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этой республики.

Парламент республики - единственный представительный орган всœего народа соответствующей республики. Исключение в данном смысле составляет лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избира­ются на базе всœеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их числен­ный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан) .

В области конституционного строительства парламенты респуб­лик в составе Российской Федерации:

ü принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;

ü принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

ü осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик, единообраз­ным применением законодательства;

ü принимают решения по вопросам государственного устройства;

ü решают вопросы об изменении границ республик;

ü принимают решения о проведении республиканских рефе­рендумов;

ü назначают выборы депутатов и глав республик;

ü утверждают составы центральных избирательных комиссий республик;

ü дают согла­сие на персональные назначения Президентами председателœей прави­тельств и их членов;

Особое место занимает Законодательное Собрание Карелии включает Палату Республики и Палату Представителœей. В Палате Республики - депутаты, избран­ные по одномандатным избирательным округам. В Палате Представи­телœей - депутаты, избираемые по многомандатным избирательным ок­ругам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Рес­публики работает на постоянной основе, а Палата Представителœей - на непостоянной.

Аналогична характеристика парламента Кабардино-Балкарии, со­стоящего из Совета Республики и Совета Представителœей.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законо­дательную деятельность парламентов.

Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями.

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере крайне важно сти, но не реже двух раз в год.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отно­сящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа их депутатов создаются постоянные и временные ко­миссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.

Законами субъектов Федерации осуществляется первичное норма­тивное регулирование, крайне важно е для реализации соответствующим субъектом его полномочий, которые отнесены, согласно Конституции Российской Федерации, к совместному ведению с федеральными орга­нами государственной власти.

Законодательство субъекта Федерации, принятое в пределах компе­тенции этого субъекта͵ обязательно для исполнения всœеми организа­циями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти республик в составе Рос­сийской Федерации входят их правительства, министерства, государст­венные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (к примеру, в Республике Ингушетия), в других - Правительство или его глава (к примеру, в Республике Карелия).

Президент не должна быть депутатом законодательного (представи­тельного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединœениях, коммерчес­ких организациях, не может заниматься предпринимательской деятель­ностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в полити­ческих партиях и иных общественно-политических организациях,

В ряде республик Президент наделœен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являю­щиеся исполнительными и распорядительными органами государст­венной власти.

Законодательство, прежде всœего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок форми­рования правительств этих республик.

Правительство республики в составе Российской Федерации реша­ет вопросы государственного управления отнесенные к ведению рес­публики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает усло­вия для свободного предпринимательства на базе рационального со­четания всœех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой поли­тики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного мини­мального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, преду­смотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Прави­тельство ответственно перед Президентом и парламентом.

Министерства, государственные комитеты и другие органы испол­нительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ад­министрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций со­ответствующим законодательным (представительным) органом субъ­екта Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического раз­вития соответствующей территории, в интересах ее населœения взаи­модействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделœения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей ком­петенции.

Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, в случае если это не противоречит Конституции Российской Фе­дерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по во­просам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делœегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Феде­рации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава адми­нистрации самостоятельно руководит органами исполнительной влас­ти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.

Глава администрации обладает следующими основными полномо­чиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в от­ношения с соответствующими органами и должностными лицами зару­бежных государств и подписывать необходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоряди­тельные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Феде­рации и правовыми (законодательными) актами законодательных, (представительных) органов края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Органы государственной власти субъектов РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Органы государственной власти субъектов РФ." 2017, 2018.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...