Органы мсу входят. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава? Права органов местного самоуправления
Многих людей манит власть. У кого-то большие амбиции. Другие же довольны и чем-то небольшим. Давайте рассмотрим, что собой представляют исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, какие у них возможности для деятельности существуют, и также - их работу.
Общая информация
Первоначально давайте разберемся с терминологией. Когда говорят про органы исполнительной власти местного самоуправления, то, как правило, понимают выборные и иные структуры, которые обладают полномочиями на решение вопросов локального значения. Что можно привести в качестве примера? Это муниципальные образования, совет местных депутатов и тому подобное. Они обладают следующими особенностями:
- Согласно статье 12 Конституции, они не относятся к системе государственной власти.
- В случаях, когда они все же наделяются полномочиями державных структур, то их деятельность ведется под общим контролем. Это предусмотрено статьей 132 Конституции.
Поэтому, хотя обычно и существует разделение на исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, иногда они могут сливаться в одно целое.
О законодательстве
Раз мы уж затронули правовую документацию, то давайте развивать эту тему и дальше. Органы исполнительной власти местного самоуправления в Российской Федерации действуют согласно закону №131-ФЗ от шестого октября 2003 года. В нем четко прописана структура всей системы. Согласно закону, в самоуправление включены такие элементы:
- Представительный орган территориального образования.
- Местная администрация.
- Глава территориального образования.
- Контролирующий орган.
- Местная администрация.
- Иные структуры, что предусмотрены уставом и занимаются местным самоуправлением.
Причем субъекты из первых трех пунктов должны быть обязательно. Местная администрация и глава - это исполнительные органы местного самоуправления в РФ, на которые возложено выполнение как общих законов, так и решений, что принимаются представительным органом. Здесь следует остановиться подробнее. Представительный орган местного управления является выборным. Он обладает правом представлять интересы населения, а также принимать решения от его имени. Следует отметить, что наименование представительного органа может варьироваться зависимо от народных или исторических традиций, как то совет, дума, сход, собрание, рада и тому подобное. Это настолько интересно, что, пожалуй, о нем лучше рассказать дополнительно.
Представительный орган
Он занимается вопросами исключительного ведения. То есть тем, что не требует проведения публичных обсуждений, опросов общественного мнения, референдумов. И эти вопросы может решать исключительно представительский орган. Согласно действующему законодательству, их перечень такой:
- Принятие устава территориального образования, внесение в него дополнений и изменений.
- Утверждение местного бюджета и отчетность о его исполнении.
- Принятие плана и программ развития, работа с отчетами об их исполнении.
- Установление, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно законодательству РФ.
- Определение порядка распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
- Выработка подхода принятия решений про создание, реорганизацию и ликвидацию местных учреждений и предприятий, а также установление тарифов на их услуги.
- Определение порядка участия в межмуниципальном сотрудничестве.
- Принятие решения об отправке в отставку главы территориального образования.
- Определение порядка организационного и материально-технического обеспечения деятельности структур местного управления.
- Контроль за исполнением должностными лицами обязанностей по решению вопросов территориального значения.
Следует принимать во внимание, что это минимальный перечень полномочий. Они могут быть расширены в определенных случаях. Но сужение полномочий не допускается. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления вместе трудятся на благо и процветание муниципального образования. Когда у них есть достаточно много полномочий, то их роль и значимость значительно возрастают.
Кто формирует представительный орган
Для большинства ответ прост и очевиден - местные депутаты. Но это поверхностно. Давайте разберемся более внимательно, изучим внутреннее строение представительного органа. Следует отметить, что какое оно будет - зависит от местного населения. В Российской Федерации, как правило, наблюдается такая структура:
- Руководящее звено. Председатель. Он занимается организацией работы представительного органа, а также ведет заседание. Кроме этого, на председателя возложена обязанность контроля и обеспечения регламента, подписи решений и протоколов заседаний, а также всех иных документов, которые принимаются депутатами. Еще он занимается организацией выполнения решений, координирует деятельность комиссий и решает другие вопросы, что могут быть поручены ему представительным органом или возложены законодательством.
- Временные и постоянные комиссии. Занимаются разработкой предложений, чтобы в последующем рассматривать на заседании, подготавливать заключения и проекты, содействовать местным структурам и депутатам в процессе их работы, контролируют деятельность местной администрации.
- Территориальные структуры (они же депутатские группы).
- Политические фракции на основе интересов и/или идеологии.
- Рабочий аппарат.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления должны тесно взаимодействовать для достижения качественного результата. И теперь, когда мы подготовили теоретическую базу, давайте перейдем к скрупулезному изучению основной темы. А именно - будем изучать систему исполнительных органов местного самоуправления. Этому и будет уделено основное внимание во всей оставшейся части статьи.
Что они собой представляют?
Чем является организация исполнительных органов местного управления? Какова их цель? Исполнительные органы осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции. Они работают над исполнением федеральных законов (субъекта) РФ, а также местных нормативных актов. Согласно уставу муниципального образования, они наделены собственной компетенцией. В данном случае необходимо выделить:
- Местную администрацию. Если кто-то задает вопрос про исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то в первую очередь на ум должна приходить именно она. Возглавляется главой муниципального образования (администрации). Занимается исполнением законодательной базы, разработкой проекта бюджета, а также - его исполнением. Кроме этого, администрация управляет муниципальной собственностью. Также она занимается разработкой и внедрением программ социально-экономического развития. К ее структурным элементам относят руководящее звено (в виде главы и его заместителей), аппарат администрации, комитеты, управления и территориальные структурные единицы. Является центром бюрократической жизни муниципального образования.
- Главу местной администрации. Деятельность исполнительных органов местного самоуправления под его непосредственным управлением на основе единоначалия. Он несет персональную ответственность за работу администрации. Все исполнительные органы местного самоуправления отчитываются перед ним. Согласно уставу муниципального образования, он может выполнять такие функции, как организация, формирование и исполнение бюджета; руководство учреждениями, организациями и предприятия, что находятся в собственности территориальной общины; обеспечивает соблюдение закона, свобод и прав граждан, отменяет правовые акты подчиненных органов администрации; организуется разработку проектов; применяется меры поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности.
О главе подробнее
Он тоже заслуживает внимания. Федеральный исполнительный орган и местного самоуправления нуждается в контроле и направлении со стороны умелого человека. Поэтому рассматривается несколько вариантов его привлечения. Так, в качестве главы администрации может выступать выборный представитель муниципального образования, или же привлекаться отдельное лицо, с которым заключается контракт. Первый вариант довольно обыденный и заключается в том, что мы сами идем и голосуем за человека. Во втором случае проводится конкурс, и с его победителем заключается контракт. В таком случае должен решаться ряд вопросов, а именно:
- Определяется порядок проведения конкурса.
- Формируется состав надзорной комиссии. При этом 2/3 ее членов идет от муниципального образования, а еще 1/3 от законодательного органа вышестоящего субъекта Российской Федерации.
- Выбирается лицо, которое и будет выполнять обязанности главы местной администрации.
- Утверждаются условия контракта.
- Формируется структура местной администрации.
- Вопрос расторжения контракта.
Теперь немного сместим фокус внимания. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом. Следует отметить, что ему нельзя совмещать статус председателя последнего и главы администрации. Это сделано для реализации принципа разделения властей на местном уровне. Хотя в сельских поселениях допускается совмещение их полномочий. Без подписи главы акты исполнительных органов местного самоуправления недействительны. Кроме этого, у него есть еще ряд полномочий. Их мы сейчас и рассмотрим.
Какие обязанности у главы муниципального образования?
Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:
- Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
- Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
- Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
- Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
- Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.
Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет - исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.
Еще немного о местной администрации
Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация - это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.
О муниципальных учреждениях и организациях
Это важный момент, который заслуживает пристального внимания. Самый ходовой пример - жилищно-коммунальное хозяйство. Как формируются цены на услуги ЖКХ? Большинство людей считают, что все определяется централизовано. Это верно, но частично. Федеральные центры власти могут установить максимальную и минимальную плату за что-то. Но конкретные показатели зависят от органов местного самоуправления. Так, если вблизи есть озеро с питьевой водой, то из него можно брать воду и подавать в дома людей. Это будет относительно дешево. Если же ничего подобного вблизи нет, то ее приходится доставлять издалека. А на это нужны денежные средства. И, соответственно, это ведет к удорожанию оказываемых услуг. Но жилищно-коммунальное хозяйство - это не единственный пример влияния местной власти на качество и стоимость нашей жизни. Кроме этого, на них лежит еще и организация культурно-массовых мероприятий, определенное поддержание образовательных и медицинских учреждений, а также многое другое. Да, для многих это будет неожиданностью - но множество различных аспектов, которые годами никак не сдвинуться, на самом деле могут быть успешно решены на местном уровне. Для этого существуют довольно обширные возможности. На случай, если поселение не может себя обеспечить самостоятельно, был придуман такой инструмент, как децентрализация полномочий и распределение бюджета. Так, от региональных и местных властных структур зависит размер некоторых видов налогов, процент сумм, которые идут в центральное казначейство и что остаются для использования на благо поселения. В случае если необходимо срочно реализовать определенный проект, а средств на него нет, то практикуется обращение к вышестоящим бюджетам, чтобы они профинансировали потребность. Вот так построена организация исполнительных органов местного самоуправления.
Контроль работы со стороны населения
Увы, но нельзя сказать, что все люди являются субъектами с кристально чистой совестью. Среди представителей органов исполнительной власти часто встречаются недостойные представители рода человеческого, которые злоупотребляют своим положением. Что необходимо делать, дабы не допустить подобное? В этом случае помогает контроль. Человек может самостоятельно периодически обращаться к должностным лицам, чтобы получить интересующую его информацию и сделать соответствующие выводы. Довольно часто встречается объединение в группы и общественные организации, чтобы вместе более активно и полно мониторить положение дел. А что делать в случае, если было выявлено нарушение? На такой случай существует око государево - прокуратура. И при выявлении злоупотреблений необходимо обращаться к ней. Конечно, очень желательно подкреплять свои слова хоть какими-то уликами, которые позволяют прокуратуре побыстрей довести дело до логичного конца.
О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены - вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.
Организация социальной активности граждан
В России две разновидности власти:
- Государственная (общая, политическая власть);
- Муниципальная (местная).
Согласно определению МСУ (расшифровка - местное самоуправление) - организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:
- Обеспечение публичных интересов;
- Управление муниципальной собственностью;
- Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.
Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:
- В городе (части города);
- В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.
Из этого видно, что государственная власть осуществляет «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.
Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.
Основы деятельности
Рассмотрим основы деятельности МСУ:
Сфера полномочий
Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:
У муниципального самоуправления имеется и собственность:
Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:
- Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
- Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
- Дотации;
- Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.
Права органов
Органы МСУ имеют право:
Структура МСУ
В нее включены:
- Орган контроля;
- Местная администрация;
- Представительный орган.
- Глава МСУ.
Орган контроля
Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены. Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа. В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.
Местная администрация
В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.
Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.
Глава МСУ
Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.
Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:
- Отставка по собственному желанию;
- Отзыв избирателями;
- Отказ от должности и т. д.
Представительный орган
Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного голосования. Количество депутатов определяется уставом.
Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.
Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.
В полномочия представительного органа включено:
Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.
Сурен Авакьян, заведующий кафедрой
конституционного и муниципального права МГУ
им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ
С 2009 года официально вступил в силу в полном объеме принятый в 2003 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В недолгой современной истории России это уже третий такой закон — первый появился в 1991-м, второй в 1995 году, а им еще предшествовал Закон СССР 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Местное самоуправление в России вводилось также и посредством внесения новелл в Конституцию РСФСР 1978 года, немало норм посвящено ему и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.
Как видим, конституционно-законодательная основа местного самоуправления развивалась постоянно. Да и сейчас нельзя сказать, что процесс ее совершенствования остановился. Достаточно наглядны такие факты: намеченная в Федеральном законе от 6 октября 2003 года дата его вступления в силу - 2006 год — оказалась нереальной и неоднократно переносилась, пока законодатель не определил для этого 2009 год. После появления закона, начиная с 2004 года, в него непрерывно вносятся изменения и дополнения, до конца декабря 2008 года был принят 41 федеральный закон о внесении поправок, причем среди них есть как относительно мелкие, так и обширные. Однако процесс не остановился и после полномасштабного введения закона в действие, и уже в мае 2009 года в него вновь вносятся исправления. А вопрос, вынесенный в заголовок нашего материала, все равно остается! Так все же есть у нас местное самоуправление? Можно спросить и по-другому: будет ли местное самоуправление в России?
- Прежде всего все связано с тем, что в России предпочли, по моему мнению, абсолютно нереальную модель местного самоуправления.
В основном все формы организации местной власти можно свести к трем вариантам: а) местное самоуправление существует отдельно от государственной власти, государственного управления; б) местное самоуправление является частью, продолжением государственной власти, государственного управления на своем уровне, предполагая передачу в его ведение многих дел от государственных органов; в) возможен и вариант соединения общественного и государственного начал в местном самоуправлении, в этом случае существует модель «местные советы есть органы государственной власти и народного самоуправления». На протяжении более чем двух веков в различных странах мира идет «состязание» между этими формами организации власти на местах, причем каждая из них показывает как свои достоинства, так и недостатки.
В России предпочли первую модель — местное самоуправление, отделенное от государственной власти. Это отразили в статье 12 Конституции Российской Федерации 1993 года, которая гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Хотели как лучше – подчеркнуть самостоятельность местного самоуправления, его независимость от государственной власти. Но получилась странная и нереальная формула: местное самоуправление существует ведь в государстве, и что же – оно независимо от него? Местное самоуправление не в состоянии жить на свои доходы, во всем мире оно получает финансовые вливания из государственного бюджета, это неизбежно, но, выходит, опять же независимо от своего «благодетеля»? Местное самоуправление, занимаясь территориальными делами, принимает решения, и порой непопулярные, но нужные, и в их реализации не может обойтись без поддержки государства — и оно независимо от государства? На территории местного самоуправления может случиться наводнение, пожар, пройдет ураган, совершаются преступления — вряд ли со всем этим можно справиться без государства, а тут снова говорят о самостоятельности местного самоуправления от государства!
И возникают резонные мысли: такая самостоятельность никому не нужна; местное самоуправление и государственная власть призваны взаимодействовать. Но если это формально, юридически не определить, начинаются всякие перекосы: государственная власть заявляет местному самоуправлению: ты самостоятельно от меня, вот и действуй как хочешь; если же ты просишь у меня помощи и поддержки тогда уж изволь быть частью вла-ной «упряжки», я буду тобой руководить. Таким образом, вместо цивилизованных отношений местного самоуправления и государственной власти рождаются всякие закулисные варианты нездоровых контактов: хочешь места у государственной «кормушки», изволь быть подчиненным и зависимым.
В попытках отделить местное самоуправление от государства создатели существующей модели местного самоуправления придумали категорию «вопросы местного значения». Идея вроде привлекательная - есть или должны быть местные дела, обозначаем их как вопросы местного значения, и тогда они решаются сугубо местным самоуправлением, а государственные органы вроде не вмешиваются. Однако это абсолютно неправильный подход. Дело в том, что любой вопрос местного значения на самом деле есть продолжение вопроса государственного значения. Другое дело, что решать его надо с учетом местных условий. Возьмем, к примеру, просвещение. Есть большие села, и там нужна просторная школа; есть и увядающие деревни, но и там ведь надо учить детей с учетом наполняемости классов. И учить-то детей надо везде по государственному стандарту, этого требует не только жизнь, но и Конституция Российской Федерации. По всей стране нужно изучать классику литературы, математику, осваивать компьютеры и т. д. Таким образом, нет вопросов местного значения в образовании, есть местные условия реализации конституционного права на образование.
И еще одно. Когда местное самоуправление отделили в Конституции от государства и государственной власти, довольно скоро возник вопрос: а что за институция есть местное самоуправление? Это общественная структура? Если так, то почему она управляет территорией, по каким основаниям принимает решения, обладают ли они властной силой? И местные депутаты, и особенно главы муниципальных образований, местных администраций, да и население — все хотели в этом ясности. К тому же на территории местного самоуправления есть ведомственные объекты, их руководители считаются лишь с теми, у кого в руках реальная власть. И если местное самоуправление есть власть, но не власть государственная, тогда какая? Вопрос дошел до Конституционного Суда Российской Федерации, и он обозначил в ряде своих постановлений, что местное самоуправление есть одна из форм публичной власти, куда оно входит наряду с государственной властью, и его решения, следовательно, в такой же мере общеобязательны.
В итоге снова стало ясно, что модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти, больше создает головной боли, чем дает преимуществ.
- Другая причина «неприживаемости» в России местного самоуправления состоит в том, что у него фактически ничего своего нет: ни финансов, ни хозяйства, ни серьезных сфер ведения, ни органов.
С финансами проблема извечная и, к сожалению, плохо решаемая. Свои налоговые источники дают местному самоуправлению очень мало. Основные налоги сконцентрированы в руках государства, местное самоуправление живет на отчисления от них. А государство предпочитает централизацию, оно не переводит ряд налогов даже на уровень субъектов Федерации, тем более в разряд муниципальных. Нет и твердости в бюджетной обеспеченности местного самоуправления. Вроде как минимальные стандарты в расчете на одного жителя определены, но и они не соблюдаются, каждый год идет перекраивание доходов. Приходится местному самоуправлению руководить территорией «с протянутой рукой», это неэффективно, не говоря уж о том, что и унизительно, ставит в ту самую зависимость от вышестоящей власти, о которой уже было сказано.
Своего, то есть местного, хозяйства у очень многих муниципальных образований нет. Муниципальных унитарных предприятий, которые приносили бы приличные прибыли и соответственно доходы в местные бюджеты, насчитываются единицы. Энергетические, газовые, водные и т. п. объекты разобраны по ведомствам. Местному самоуправлению сбросили свою жилищную и социальную сферу (жилые дома, детские учреждения и др.) заводы и фабрики, процветавшие в советский период. Все это требует огромных затрат, а средств нет.
Многое подкосила неразумная приватизация. Вместо того чтобы держать в муниципальной собственности здания, пристройки, первые этажи и т. д., сдавать их в аренду и от этого получать подпитку в местный бюджет, все отдали, как правило за бесценок, в частные руки. А без своего «хозяйства» даже король Лир, как известно, стал изгоем. Дело дошло до того, что даже булочные негде стало размещать, и теперь некоторые города кичатся тем, что создают магазины в «шаговой доступности» для населения, стыдливо умалчивая — ведь это же было раньше, при охаянной «административной» системе.
- Довольно решительно проводимая в стране централизация управления коснулась не только субъектов Российской Федерации, но и местного самоуправления. Казалось бы, действительно какие-то сферы управления должны быть в ведении государства, но если решение вопросов происходит на местах, почему к этому не имеют никакого отношения органы местного самоуправления! И обратим внимание, что это самые жизненные сферы, в соответствующие органы идет просто наплыв населения, люди стоят в очередях, порой не только днями, но и ночами. А что же местное самоуправление? Да ничего, все эти сферы вне его ведения. Чтобы не быть голословным, посмотрим конкретику.
Служба регистрации имущества. В связи с приватизацией квартир, земельных участков буквально толпы людей хлынули в управления (филиалы) Федеральной регистрационной службы в районах и городах, там даже на прием нельзя попасть. Местное самоуправление ничего не вправе сделать.
Земельные комитеты, бюро технической инвентаризации. Ситуация во многом сходная. Подчиняются они соответствующим комитетам, управлениям субъектов Федерации, от местного самоуправления независимы.
Налоговые службы. Есть в каждом районе, городе. Независимы от местного самоуправления, хотя туда обращаются тысячи граждан, проживающих на его территории.
Служба занятости, бюро по трудоустройству. Занимаются тем, что помогают населению в трудоустройстве, ведут учет нуждающихся в работе. Обслуживая жителей городов и районов, организационно независимы от местного самоуправления.
Органы внутренних дел. Обеспечивают правопорядок на территории городов и районов. Когда-то были отделами внутренних дел исполнительных комитетов районных и городских Советов, теперь находятся в вертикальном подчинении. Предусмотренная законом муниципальная милиция так и не создана.
Служба безопасности движения автотранспорта. Соответственно находится в ведомственном подчинении МВД. Обслуживает население городов и районов, туда по поводу оформления и регистрации транспортных средств обращаются еженедельно сотни граждан.
Миграционная служба. С недавних пор ведает не только внешними мигрантами, но и регистрацией граждан Российской Федерации, выдачей всех видов паспортов. Есть подразделение в каждом районе, городе, обслуживает местное население, но входит в единую федеральную систему.
Органы записи актов гражданского состояния. Известные каждому из нас службы есть везде, но они тоже находятся в ведомственном подчинении.
Пенсионный фонд. Ранее существовали отделы социального обеспечения исполкомов районных, городских Советов. Теперь есть общегосударственный и страшный монстр – Пенсионный фонд РФ. Это организация, без преувеличения, создана для издевательства над самой беззащитной частью общества — пожилыми людьми. Достаточно один раз туда прийти, увидеть толпы несчастных старых людей, послушать, как с ними разговаривают, чтобы убедиться, что автор нисколько не преувеличивает.
Интересно, что процесс централизации не останавливается. К примеру, во многих муниципальных образованиях финансовые отделы, занимающиеся составлением и реализацией муниципальных бюджетов, ликвидируются, а их функции на легальной основе, по договору передаются подразделениям Федерального казначейства.
Если сегодня войти в здание местной администрации, настораживает тишина в коридорах — мало посетителей. А зачем туда идти, если эти органы ничего не решают. Есть, к примеру, городской архитектор, но когда надо проложить трубы отопления прямо по земле, не зарывая в землю, его уговорят дать согласие, и он это сделает, мотивируя необходимостью спасать население от зимних холодов. Есть жилищные отделы, которые примут заявления от нуждающихся в жилье, а дальше разведут руками — квартир-то все равно нет. Есть отделы, занимающиеся приватизацией квартир, но основной поток посетителей там прошел.
А названные выше ведомственные службы, где, повторяем, не иссякают очереди, не зависят от местного самоуправления. Как быть?
Тут мы сталкиваемся с очередным парадоксом нашего законодательства о местном самоуправлении. В советский период, когда власть на местах была частью единой государственной власти, для местных органов управления использовалась не такая уж плохая модель, которая называлась двойным подчинением. Отраслевой отдел, например народного образования, подчинялся по горизонтали исполкому районного, городского Совета, по вертикали — аналогичному отделу, управлению исполкома областного, краевого Совета. Что это давало? Во-первых, необходимость учета местных условий и зависимость от районного, городского советского и партийного руководства; во-вторых, требование сочетания местных условий с общетерриториальными (общегосударственными) интересами и опять же зависимость от вышестоящего руководства. Естественно, бюрократического элемента при этом хватало. Но в то же время отраслевой отдел учитывал в связке все требования.
Что происходит сейчас? На деле, как мы уже сказали, все равно руководящие указания сверху приходят. И тот же районный, городской отдел народного образования (или департамент, так стало модно называть), входящий в систему местной администрации, работает реально в контакте, под руководством областного, краевого департамента, министерства народного образования.
Но перечисленные выше ведомственные органы не входят в структуру местной администрации. Они независимы от депутатов, главы муниципального образования, главы местной администрации. Более того, кое-где между ними не складываются деловые отношения, ведомственные руководители «посылают» подальше муниципалов.
Увы, ни Конституция, ни Закон о местном самоуправлении не дают шансов исправить положение. Вертикаль управления для местного самоуправления запрещена. А средств влияния на ведомственные системы просто нет. Даже кандидатуры на соответствующие должности и то реально не согласовываются с главой муниципального образования.
- Соответственно раз нет хозяйства, нет своих органов и влияния, федеральный закон в определении полномочий местного самоуправления и его органов зачастую использует обтекаемые и мало что дающие формулировки.
Например, в ст. 14 Федерального закона 2003 года, определяющей вопросы местного значения поселения, включены такие позиции, как организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.
Когда читаешь все это, возникает лишь один вопрос: как поселение, особенно сельское, будет это делать? Чаще всего напрашивается ответ, отраженный в народном афоризме «и мы пахали». Разрешил открыть торговый киоск — вроде и «создал условия» для развития торговли, принял к сведению, что сельхозкооператив ремонтирует участок дороги — значит, поучаствовал в «дорожной деятельности».
Ведь совсем другое дело, когда читаешь в законе, что к ведению поселения относится «создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения». Понятно, что это конкретно. И таких вопросов местного значения и полномочий хотелось бы видеть побольше.
- Федеральный закон 2003 года оставляет немало вопросов, касающихся территориальной организации и уровней местного самоуправления.
Закон ввел пять территориальных видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, территориальное образование в городе федерального значения.
Но критерии их создания размыты. Вроде надо бы учитывать численность населения, для городов – экономический потенциал. В дополнение к этому вначале установили, что муниципальный район и городской округ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Но попозже и за поселениями закрепили такое право.
Для сельской местности закон предусмотрел на верхнем уровне муниципальные районы, на низовом — сельские и городские поселения (это бывшие города районного подчинения). Однако используя термины «верхний», «низовой», «вышестоящий», «нижестоящий», я рискую сразу получить критику в свой адрес. Дело в том, что, как и предыдущие акты, Закон 2003 года проводит линию на отказ от соподчиненности уровней местного самоуправления. Не очень-то понятно, почему это делается. Ведь местное самоуправление, как уже сказано, публичная власть. Есть уровни ее осуществления. Каждый самостоятелен, но в рамках своих предметов ведения и полномочий. Каждый уровень обязан считаться с законными решениями органов вышестоящих уровней.
Для городской местности закон ввел два понятия — городское поселение, входящее в состав муниципального района, и городской округ, находящийся за пределами муниципального района. Закон разрешил включать в состав городского округа не только конкретный город, но и окружающие его сельские населенные пункты. И вот тут-то начался несколько неожиданный процесс. Дело в том, что при реализации прежнего Закона о местном самоуправлении 1995 года во многих субъектах Российской Федерации отказались от сельских муниципальных образований, оставили единое муниципальное образование -муниципальный район. Внедрение норм Федерального закона 2003 года требовало теперь воссоздать сельские муниципальные образования, а значит, разделить с ними собственность.. Районы не захотели этого и воспользовались недоработкой Закона 2003 года — если он разрешает включать в городской округ не только город, но и села, деревни, почему бы не преобразовать муниципальный район в городской округ? По нашим данным, это сделали в Калининградской области где-то по шести-семи единицам, в Московской области по трем, а в Свердловской области практически по всем районам. Мы ничего не имеем против этого, когда речь идет о таких крупных и сильных агломерациях, как, например, бывший район, теперь Домодедовский городской округ. Однако каждый такой случай требует конкретной оценки. А главное - даже в городском округе вполне возможно введение самоуправления населения в конкретных территориальных единицах. Надо в этом случае резко увеличить роль территориального общественного самоуправления.
Закон 2003 года разрешил местное самоуправление на внутригородских территориях только двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Остальным городам, в том числе и с миллионным населением, дается статус муниципального образования – городского округа с внутригородским административным управлением. Вряд ли это стоит поддержать. Ведь при такой системе население реально не имеет местного самоуправления на уровне города, но оно не участвует и в управлении районами городов, в которых проживает.
- Завершая свой критический анализ, не могу не сказать еще об одном – о юридическом исполнении и терминологии закона. К счастью, ему далеко до избирательных законов, где одна статья акта может растягиваться на 3-5 страниц. Статьи Закона 2003 года покороче. Однако в нем есть не до конца продуманные конструкции.
В частности, совсем неясно, нужно ли и можно ли теперь принимать законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, или Закон 2003 года становится актом прямого действия. И как тогда это совместить с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, которая относит к совместному ведению РФ и ее субъектов «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».
Или еще пример — «шедевр», включенный в закон в 2005 году: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления» (пункт 2 статьи 39).
И о терминологии. В словарях русского языка — и это общепризнанно - поселением называют населенный пункт. Поэтому слова статьи 131 Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление «осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях», создателям закона надо было понимать буквально - в городах, сельских населенных пунктах, а вот «другим территориям», где тоже осуществляется местное самоуправление, следует давать названия, чтобы не было путаницы. И дореволюционные устроители территориального деления страны это понимали и делали. Тогда был термин «волость», что означало группу сел и деревень. Путаница появилась в советское время, когда сначала органы власти — сельские Советы — создавались в каждой без исключения деревне, а потом деревни стали объединять одним, общим для них сельским Советом, а территорию, недолго думая, стали называть сокращенным словом «сельсовет». Пришло время новых законов, и вместо того чтобы вернуться к волости и исправить путаницу, ее еще и усилили новым понятием «сельское поселение», которое может быть приложено и к одному сельскому населенному пункту, и к нескольким, соединенным в одном муниципальном образовании. А ведь ничего не меняется, люди как жили в селе, деревне, поселке, так и продолжают жить (я уж молчу, что по словарю В. Даля поселением называли порой место жительства ссыльных).
Не лучше обстоят дела и с понятиями «городское поселение», «городской округ». По закону, кстати, городской округ — тоже городское поселение, но только большое и не входящее в муниципальный район. Но самое интересное состоит в том, что и городское поселение, и городской округ — город, хотя и с возможными примыкающими к нему сельскими населенными пунктами. И не очень-то ясно, город — это отдельная административно-территориальная единица или нет? По всей вероятности, наше население и далее будет считать, что оно живет не в городском поселении, а в городе, входящем в состав муниципального района, не в городском округе, а в городе, входящем в состав такого округа. А понятиями «городское поселение» и «городской округ» закон вольно или невольно поддержал амбиции городов на расширение зоны своего влияния за счет пригородных (и вообще прилегающих) территорий.
Итак, у местного самоуправления нет своих финансов, своего хозяйства, своего влияния на ведомственные структуры. Нет, кстати, и того, о чем рамки статьи не позволили сказать – отлаженных механизмов институтов непосредственной демократии, в целом народовластия.
В чем же пока сила местного самоуправления? В том, что оно владеет большими ресурсами земли и еще какой-то долей общественного имущества. Поэтому и идут битвы за муниципальные должности. Чтобы сидел на посту свой руководитель, помогал в отводе участков под застройку, в приватизации земель и строений. А совсем не для того, чтобы улучшал жизнь людей. Когда все поделят, совсем сникнет и без того чахлое местное самоуправление.
Местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
управление муниципальной собственностью (ст. 132)
обеспечение развития соответствующей территории
охрана общественного порядка (ст.132)
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)
обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:
самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения
организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Органы местного самоуправления
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:
Представительные органы самоуправления;
Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);
Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);
Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.
Основы деятельности местного самоуправления
Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)
Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.
Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Полномочия местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.
Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.
Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.
Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.
Гарантии правомочий местного самоуправления
Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:
судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти
гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ
ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Местное самоуправление в городе Москве
Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.
Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности.
Принципы организации территориальных общин
Территориальное самоуправление в г. Москве - самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы - комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание.
Органы и средства общины
Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины.
Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий.
Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.
Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия.
В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.
Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей.
Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.
Литература
Конституция РФ
Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994
Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997
Современное государство включает несколько уровней разделения власти: федеральная, региональная, местная. В свете этого стоит отметить, что муниципальный орган не является представителем государства. Многие граждане не подозревают, что вышеназванный тип управления подразумевает власть исключительно народа. Давайте попробуем поговорить об этом подробнее.
Общие положения об органах местного самоуправления
Муниципальных органов) является одной из многочисленных форм осуществления народной власти в России. Данный тип организации управления встречается на определённых территориях, именуемых муниципальными образованиями. Понятие, в свою очередь, включает в структуру городские и сельские поселения. Таковыми могут выступать города, сёла с различным количеством жителей, городские кварталы, обособленные районы и так далее.
Здесь важно отметить, что федеральная власть управляет местной, а муниципальный орган, в свою очередь, уполномочен самостоятельно решать все внутренние дела.
Благодаря предоставленной возможности, народ определённой территории может самостоятельно решать вопросы местного значения. Более того, Конституция Российской Федерации гарантирует невмешательство во внутренние дела местного самоуправления. В различных формах может осуществляться местное самоуправление. Самоуправление муниципальных органов вправе принимать решение путём проведения референдума, голосования, сбора жителей и так далее.
Вопросы ведения
Является основным органом управления, который присутствует в любом крупном населённом пункте. Для полноты реализации своих полномочий важно знать о вопросах, которые относятся к компетенции данного органа и всего самоуправления в целом:
- Все решения, касающиеся муниципального фонда. Сюда входит не только содержание и обслуживание, но и использование каждого отдельного участка (дома, квартиры, комнаты).
- Детские сады, средние школы, ПТУ, больницы, поликлиники и иные социальные учреждения: всё это находится под опекой МСУ. На городской совет возлагается обязанность по содержанию и организации деятельности в данных образованиях.
- Обеспечение контроля за ремонтными работами, эффективностью обслуживания и содержания коммунальных сетей: электро- и газосети, водоснабжение, канализационные установки и так далее.
- Обслуживание дорог. Данный пункт очень часто является проблематичным, так как денежных средств на подобные проекты не всегда хватает.
- Озеленение территорий и их благоустройство.
Источники доходов
Для эффективного существования муниципальный орган в обязательном порядке должен иметь ряд доходов. Именно поэтому любое территориальное образование обладает определённой собственностью. Наиболее яркими представителями являются: земля, жилой фонд, помещения культурного предназначения, больницы, торговые площади, местная промышленность и так далее.
Соответственно, для того чтобы надлежащим образом производить обслуживание вышеназванных территорий, органы муниципального образования составляют местный бюджет. Данный документ обладает статусом нормативного акта и включает перечень доходов и расходов.
В качестве источников денежных средств могут быть использованы:
- Налоги и сборы. Законодательство РФ предусматривает возможность установления определённых видов налогов на территории муниципального образования, например: транспортный налог, дорожный и так далее.
- Доходы от аренды имущества либо его приватизации.
- Дотации - процесс передачи денежных средств от государства к муниципальному образованию на определённые нужды.
- Прибыль от деятельности предприятий: бытовых, промышленных, торговых.
Структура власти
Как говорилось ранее, публичная власть делится на два уровня: государственную и муниципальную. При этом второй тип не зависит от первого.
На уровне муниципальной власти создаются органы местной администрации, которые не входят в систему власти федерации. Однако для того, чтобы наиболее полно рассмотреть организацию управления государства в целом, важно обратить внимание на цели, функции, задачи и компетенцию МСУ.
Законодательная база, касающаяся данного вопроса, представлена широким разнообразием. Ключевым НПА выступает ФЗ «Об организации местного самоуправления». Данный документ для улучшения его понимания и восприятия все привыкли называть ФЗ №131.
Органы муниципального образования существуют по всей территории России. Нет ни одного кусочка земли, где местная власть не нашла своего отражения. Несмотря на широкий перечень вопросов местного значения, границы территории муниципального образования устанавливаются и изменяются законами субъектов в соответствии с требованиями федеральной власти.
Непосредственно об органах МСУ
Местный орган - это образование, которое создаётся для осуществления функций организации публичной власти на территории, определённой законодательством. Данное формирование создаётся с целью обеспечения интересов граждан, проживающих на подвластной территории, для экономического развития местного региона, а также повышения уровня социально-культурной жизни общества.
Структура и организация управленческих формирований местного значения
Ни один муниципальный орган не в силах в одиночку организовать управление, пусть даже и на небольшой территории. Именно поэтому законодатель предусмотрел следующие виды формирований:
- Глава.
- Администрация, выполняющая исполнительно-распорядительные функции.
- Орган, осуществляющий контроль за деятельностью администрации.
- Иные виды организаций, которые могут быть предусмотрены властными ОМСУ.
Глава муниципального образования
Наиболее ярким представителем власти для жителей является депутат, возглавляющий местную территорию. Он выступает высшим должностным лицом и наделён распорядительными полномочиями. Нормативным документом, регламентирующим деятельность главы муниципального образования, принято считать Устав.
При этом нельзя говорить о том, что должностное лицо обладает бесконтрольной властью. В обязательном порядке глава обязан отчитываться перед населением о проделанной работе. Более того, благодаря информатизации и развитию технологий, каждый житель муниципального образования может ознакомиться с доходами и расходами, которые были начислены за отчётный период (им считается год). Устав муниципального образования также разрешает все нюансы и тонкости, связанные с деятельностью главы администрации, например в случае досрочного прекращения осуществления полномочий.
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Магические способности по дате рождения — особенности расчета
- PR в мифологии Древнего Китая
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев