Основным источником авторского права рф является. Что касается подзаконных актов, то необходимо заметить, что эти документы по сути своей не являются самостоятельными источниками права, а действуют лишь в качестве вспомогательных инструментов, дополняя и


В настоящее время во многих из стран зарубежья регулирование авторско-правовых отношений ведется согласно специальным законам. Во Франции для этого используется Кодекс интеллектуальной собственности, действующий с 1992 года, который аккумулировал закон об охране литературной и художественной собственности от 1957 года, а также следующие законы: об авторском праве, правах исполнителей, тех, кто производит фонограммы и видеограммы, включая предприятия аудиовизуального вещания, действующий с 1985 года, а также Патентный закон, касающийся товарных знаков и тому подобные акты. В ФРГ для этого имеется Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах, применяемый с 1988 года. В Соединенных Штатах Америки используется закон об общем пересмотре авторского права, введенный в 1976 году. В Японии применяют Закон об авторском праве от 1970 года.

Источники авторского права - международные конвенции

При использовании иностранных законов следует учитывать все изменения/дополнения, которые вносятся в них на протяжении всего срока действия.

Пример 1

В ФРГ были внесены существенные изменения в авторские права посредством Второго закона о регулировании авторских прав, который стал действовать с 25.10.2007 г.

Из-за того, что большая часть произведений, находящихся под охраной авторского права, очень часто используется за пределами национальных границ, была выработана система международной охраны авторских прав. В ее основу легли Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (была введена в действие 09.09.1886 г.) и Всемирная (она же Женевская) конвенция об авторском праве (действительна с 06.09.1952 г.).

Замечание 1

Такой принцип национального режима подвергается анализу во многих трудах, описывающих нравы иностранцев.

Бернская и Женевская конвенции в определенной мере отличаются друг от друга. Например, Женевская включает в себя совсем немного материально-правовых норм. В частности, в ней оговаривается исключительное право на перевод: он производится только после получения согласия автора либо его правопреемников. Произведение охраняется на протяжении всей жизни автора, а также еще 25 лет после дня его кончины. Если национальное законодательство для охраны авторских прав требует соблюдать установленные формальности, то они признаются выполненными, если на каждом экземпляре опубликованного произведения имеется знак охраны авторских прав - буква С, помещенная в кружок. Этот знак в обязательном порядке дополняется наименованием того, кто владеет авторскими правами, а также года выпуска произведения.

Бернская конвенция содержит гораздо больше норм, относящихся к материальному авторскому праву. Согласно ей, авторские права подлежат охране на протяжении 70 лет после ухода из жизни автора. Также в нее входят подробный перечень видов произведений, подлежащих охране, характеристики основных авторских прав (например, на перевод, публичное исполнение, воспроизведение, передачу в эфир) и варианты применения произведений.

Парижская редакция Всемирной конвенции препятствует свободному использованию произведений, которые были опубликованы, в киноиндустрии и телевизионной сфере. Это послужило одним из веских доводов в пользу присоединения Российской Федерации к этой редакции.

Помимо указанных конвенций с практической точки зрения довольно важна Римская конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, а также радиовещательных организаций (была принята в 1961, но начала действовать с 18.05.1964 г.). Также важна Конвенция о распространении сигналов, несущих программы, которые передаются посредством спутников (введено в действие в Брюсселе 21.05.1974 г.).

Потребность обеспечивать охрану результатов творческой деятельности и контроль их надлежащего использования в границах экономических регионов способствуют не только развитию «наднациональных теорий», но также построению региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности (например, в рамках ЕЭС/ЕС). По запросу Комиссии европейских сообществ в Брюсселе свыше 30 лет назад была произведена разработка проекта гармонизации авторского права стран-участниц ЕЭС. Этот проект часто именуют проектом Дитца.

Что относится к объектам авторских прав

Определение 1

В целом, они составляют достаточно обширный круг объектов. Ведь даже если брать для рассмотрения лишь литературные труды, то к ним относятся не только книги, но также всевозможные статьи (не только научного, но и художественного типа), брошюры, либретто (текстовое содержание музыкальных произведений), лекции, речи, проповеди церковных служителей, который могут быть как опубликованными, так и неопубликованными, а только зафиксированными на определенном носителе. Поэтому внутри авторского права существуют различные подразделы: например, авторские права музыкантов или художников.

  • литературные произведения, представленные не только в письменной, но и в устной форме;
  • компьютерные программы;
  • музыкальные произведения;
  • пантомимы и танцевальные произведения;
  • изобразительное искусство, предметы архитектуры и прикладного искусства, включая их проекты;
  • кинематографические произведения и подобные им;
  • фотографии и подобные им объекты;
  • изображения, обладающие научным/техническим характером (например, карты, схемы,чертежи, макеты и тому подобное).

Согласно статьи 3 Закона об охране литературной и художественной собственности, действующего во Франции с 1957 года и вошедшего в 1993 году в Кодекс интеллектуальной собственности, к объектам авторского права относят те же творческие произведения духовной направленности, что были описаны выше, только перечень имеет более расширенный вид. Программное обеспечение относится к 5 разделу Закона об авторском праве, правах исполнителей, производителей фонограмм/видеограмм, а также организаций аудиовизуального вещания (от 1985 года).

В Японии объектами авторских прав также считаются литературные произведения (драматические), статьи и лекции, музыкальные и танцевальные произведения, пантомимы, предметы искусства, архитектурные объекты, научные труды, арты, чертежи и схемы, фотографические и кинематографические произведения, фотографии, компьютерные программы. Этот перечень базируется на статье 10 Первого закона об авторском праве.

Такой же список объектов содержится в Едином законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года, вступившем в действие в Великобритании 01.08.1989 года (СЭРА). Полный текст этого закона размещается в приложениях к трудам Р. Меркина, Р. Д. Тейлора и Дж. Дворкина. Помимо этого в книге П. Теренса (который является профессором Ливерпульского университета) «Законодательство об авторском праве» приводится подробная характеристика этого закона и его сравнение с Законом 1956 года. Примечательно, что Единый закон вмещает в себя охрану и применение не только авторского, но и патентного права, а также права на промышленные образцы.

Замечание 2

При этом в его наименовании не используется термин «интеллектуальная собственность», что отличает его от Кодекса интеллектуальной собственности, действующего во Франции.

Также в законодательстве ряда других стран вместе со списком охраняемых объектов, перечисляются произведения, которые подпадают под охрану авторских прав.

Пример 2

Согласно японскому законодательству, новости дня и простые информационные данные не относятся к перечню охраняемых. Помимо этого охране не подлежат языки программирования, правила/алгоритмы, которые используются для создания компьютерных программ.

В чем заключается суть авторского права

Определение 2

В пункте 6 параграфа 102 закона США об общем пересмотре авторского права от 1976 года указывается, что охрана авторских прав оригинального произведения не включает в себя идеи, операции/методы, системы, концепции, принципы - при этом не имеет значение, в какой форме они описаны, иллюстрированы, объяснены в подобном произведении. В то же время законы об авторском праве предъявляют конкретные требования к форме охраноспособных произведений. Так, согласно упомянутого параграфа 102 авторским правом защищены оригинальные авторские произведения, которые зафиксированы в любой форме осязательного характера.

Законодательство об авторском праве не имеет полного перечня предметов интеллектуального творчества, подлежащих охране. Это связано с тем, что новые технические средства создания и использования подобных произведений появляются в непрерывном режиме, что расширяет круг объектов, подпадающих под охрану авторского права. Поэтому в параграфе 102 закона США упоминается именно «любая осязаемая форма, которая известна на текущий момент или же будет использована в будущем».

Замечание 3

При этом упоминаемая форма должна способствовать восприятию, воспроизведению либо сообщению произведения иным лицам, как напрямую, так и при помощи механизмов/устройств.

В число новых технических средств создания/использования творческих произведений, которые влекут появление новых объектов охраны авторских прав входят:

  • Интернет;
  • создание копий литературных произведений посредством электрографической техники (включая метод ксерокопирования);
  • кабельное телевидение;
  • звукозапись и видеозапись;
  • передача сигналов посредством спутников;
  • программное обеспечение.

Последствием широкого использования копировальной, бытовой и промышленной электротехники является неограниченное и трудно контролируемое распространение большей части популярных литературных и научных произведений, а также предметов искусства. Это приводит к целому комплексу авторско-правовых проблем, включая проблемы, связанные с охраной новых произведений и прав их авторов, с учетом тех, чьи произведения копируются и распространяются посредством Интернета.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Особое внимание следует обратить на международные нормативные акты, регулирующие вопросы авторского права.

Прежде всего, это Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. В соответствии с данной Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан (статья II). Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника Конвенции пользуются в каждом другом государстве-участнике Конвенции охраной, которую это государство-участник Конвенции предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

В указанной Конвенции приводится примерный перечень охраняемых произведений: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры (статья I).

Конвенция установила исключительное право автора на перевод, но она также предусмотрела право государства своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением некоторых ограничений (статья V).

Конвенция устанавливает также минимальный срок охраны произведений, на который распространяется действие конвенции, - он составляет время жизни автора, а также двадцать пять лет после его смерти (срок в государствах-участницах конвенции не может быть меньшим). Таким образом, различные государства в соответствии с данной конвенцией вправе предусмотреть иные сроки охраны авторских прав с момента смерти автора, отличные от установленного Конвенцией, но не менее двадцати пяти лет. При этом государства-участники Конвенции не обязаны обеспечивать охрану произведения в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категории законом государства-участника Конвенции, чьим гражданином является автор, если речь идет о не выпущенном в свет произведении, или, если речь идет о выпущенном в свет произведении, - законом государства-участника Конвенции, в котором произведение впервые выпущено в свет.

13 марта 1995 года Россия присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979).

Но при присоединении к Бернской конвенции Россия сделала оговорку, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Следует также отметить Стокгольмскую конвенцию. Данной конвенцией учреждается Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и дает надлежащие рекомендации.

Нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • - стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.
  • - создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений.
  • - принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно ст. 44 Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру;
  • - сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры;
  • - положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав.

Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона;

Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

  1. Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
  2. Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
  3. Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
  4. Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права. Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д. Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами. Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях. Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды. Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много. Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Основные функции авторского права

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Источники авторского права

Международно-правовые акты

В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.

Бернская конвенция 1886 года . Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.

Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.

Национальное законодательство РФ

В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.

Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.

На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.

Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.

Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

1) на литературные произведения как письменные, так и изустные (речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.);

2) на музыкальные произведения, в том числе и на музыкальные импровизации;

3) на художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество), и

4) на фотографические и подобные им произведения, охраняемые на основаниях, в главе шестой указанных».

2.Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1255 ГК автор имеет исключительное право на произведение. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

4.Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Гражданское право»

Работу выполнил:

Алёшин Алексей

Научный руководитель

Буднева Галина Николаевна

Москва 2010

  • Введение. 3
  • Глава I . Понятие авторского права 4
    • 1.1 Понятие интеллектуальной собственности 4
    • 1.2 Понятие авторского права 5
  • Глава II. Источники авторского права 7
    • 2.1 Конституция как источник Авторского права. 8
    • 2.2 Федеральные Законы и подзаконные акты как источники Авторского права 9
      • 2.3 Международные договоры как источники Авторского права 10
      • 2.3.1 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 11
      • 2.3.2 Всемирная конвенция об авторском праве 13
      • 2.3.3 Конвенция "Об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" // Конвенция "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" 16
  • Заключение 18
  • Список литературы 19
  • Введение
  • Данная работа посвящена такому правовому институту, как авторское право. Этот институт интересен тем, что, на наш взгляд, является одним из самых динамично развивающихся в такой отрасли, как гражданское право.
  • Целью этой работы является представление общей характеристики авторского права, для ее достижения были поставлены следующие задачи.
  • Во-первых, охарактеризовать Интеллектуальную собственность как таковую, и непосредственно сам институт Авторского права
  • Во-вторых, рассказать о системе источников права, регулирующих данную подотрасль.
  • В-третьих, подробнее остановиться на каждом из перечисленных источников и рассказать о его непосредственном влиянии на рассматриваемый институт права.
  • Глава I. Понятие авторского права

1.1 Понятие интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность, или исключительные права, - это «исключительные права на идеальные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг» Гражданское право: В 4 т. Том 2. Под ред. Е.А.Суханова, 3-е издание. .

Основная особенность интеллектуальной собственности это то, что она не является результатом физического труда, а появляется в результате умственного (мыслительного, духовного, творческого) труда в области науки, техники, литературы, искусства и т.д. Для того чтобы понять, что же понимается под результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг, необходимо обратиться к источнику, а именно к Гражданскому кодексу Российской федерации, где в статье 1225 дан перечень таких результатов:

· произведения науки, литературы и искусства;

· программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

· базы данных;

· исполнения;

· фонограммы;

· сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

· изобретения;

· полезные модели;

· промышленные образцы;

· селекционные достижения;

· топологии интегральных микросхем;

· секреты производства (ноу-хау);

· фирменные наименования;

· товарные знаки и знаки обслуживания;

· наименования мест происхождения товаров;

· коммерческие обозначения. ГК РФ

Интеллектуальная собственность включает в себя следующие институты: авторское право, смежные права, патентное право, права на фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг.

Понятие «авторское право» на данный момент не определено ни в российском, ни в международном законодательстве, хотя еще в Федеральном законе «Об авторском праве и смежных правах» такое определение давалось: авторское право регулирует «отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства» ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» 19.07.1995 г. (в ред. от 20 июля 2004 года) .

На данный момент в Гражданском кодексе не существует непосредственного определения этого института, поэтому стоит руководствоваться исключительно теоретическим подходом.

«Авторское право в объективном смысле -- это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей» Гражданское право: В 4 т. Том 2. Под ред. Е.А.Суханова, 3-е издание. .

Конечно же, существуют и иные определения этого понятия, но в каждом из них выделяются три основных элемента:

1) Произведения науки, литературы, искусства признаются охраняемыми при некоторых условиях (определенны правовой режим);

Прежде чем рассказывать об источниках Авторского права, необходимо дать определение самому термину «источник». Это понятие неразрывно связано с таким сочетанием, как форма и содержание. При этом если содержание это право, то источник выступает в роли формы. Соответственно под источниками права следует понимать материальные формы, в которых выражены нормы права. Все источники права можно подразделить на следующие категории:

· правовой обычай (незакрепленное в законодательной форме общепринятое правило);

· судебный прецедент (конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем);

· нормативный акт (документ, принимаемый уполномоченным органом государственной власти и закрепляющий правовые нормы);

· нормативный договор (двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащее нормы права).

Следует уделить особое внимание такому типу источников, как нормативные акты, которые, в свою очередь, тоже могут принимать различные формы. К нормативным актам относятся: Конституцию (основной закон государства), законы, подзаконные акты. Эти источники подчинены определенной иерархии в зависимости от юридической силы, которой они наделены. К источникам Авторского права в Российской Федерации относятся:

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральные законы Российской Федерации;

· Подзаконные акты;

· Международные договоры.

В настоящий момент на территории Российской Федерации действует Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, в редакции Федеральных Конституционных Законов N-6 и N-7 от 30.12.2008 г.

Как уже было сказано, Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Касательно Авторского права в Основном законе государства закреплены общие принципы, что характерно и для остальных регулируемых сфер общественной жизни.

Так пунктом «о», статьи 71 Конституции устанавливается правило, в соответствии с которым правовое регулирование такого института, как интеллектуальная собственность, находится в ведении Российской Федерации. Соответственно принятие актов, касающихся данной сферы, на уровне субъектов федерации недопустимо.

Пункт 1 статьи 44 закрепляет «свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества», а также идёт указание на то, что «интеллектуальная собственность охраняется законом» Конституция РФ. Иными словами, каждый имеет право на творчество, при чем охрана результатов таких творческой деятельности, а так же прав на них является обязанностью государства.

Конституция лишь задает общее направление для регулирования рассматриваемой подотрасли права, специальные нормы права содержаться в других источниках.

2.2 Федеральные Законы и подзаконные акты как источники Авторского права

До 1 января 2008 года основным нормативным актом институт Авторского права, был Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года. Данный документ также сопровождался рядом законов и подзаконных актов, что, несомненно, усложняло процедуру правового регулирования этой подотрасли, так как ориентирование в таком массиве нормативных актов было неразрывно связано с определенными трудностями.

1 января 2008 года в силу Федерального Закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года все предшествующие акты в сфере Интеллектуальной собственности были признаны утратившими силу (ст. 2 ФЗ). С этого момента именно в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации содержаться основные положения, касающиеся этого института.

Нормы, регулирующие непосредственно Авторское право, закреплены в главе 70 с одноименным названием. Как уже было сказано ранее, Гражданский кодекс не даёт конкретного определения Авторских прав, но в статье 1255 непосредственно перечислены те права, которые следует относить к авторским. Помимо этого Гражданский кодекс характеризует действие авторских прав во времени (сроки) и пространстве, описывает круг субъектов и объектов. Также здесь содержаться положения о способах реализации и защиты авторских прав и возможных путях передачи исключительных имущественных прав.

Помимо Гражданского кодекса положения об Авторском праве содержаться в других федеральных законах. Так в Налоговом кодексе закрепляются размеры пошлин для регистрации некоторых прав и основания для освобождения от их уплаты (Статья 333.30, 333.35). Некоторые вопросы, касающиеся ответственности за нарушения авторских прав, рассмотрены в Уголовном кодексе (Статья 146) и Кодексе об административных правонарушениях (Статья 7.12).

Что касается подзаконных актов, то необходимо заметить, что эти документы по сути своей не являются самостоятельными источниками права, а действуют лишь в качестве вспомогательных инструментов, дополняя и конкретизируя законодательство. Ниже приведены некоторые примеры.

Приказом российского агентства по патентам и товарным знакам от 25 февраля 2003 г. (N 25) устанавливаются правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных.

Ряд постановлений правительства устанавливают минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений (постановления от 21 марта 1994 г. N 218, от 29 мая 1998 г. N 524, от 17 мая 1996 г. N 614, от 29 декабря 2007 г. N 988).

2.3 Международные договоры как источники Авторского права

право авторский интеллектуальный

Международные договоры, участником которых является Российская Федерация, являются источниками права, однако занимают обособленную позицию в иерархии.

В пункте 4 статьи 15 Конституции указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» Конституция РФ. Это же правило закреплено непосредственно в Гражданском кодексе РФ в пункте 1 статьи 7. В обоих документах так же закреплен принцип превалирования норм международного права над нормами национального права: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» Гражданский кодекс РФ (п.2, ст.7) .

Ниже будут подробно рассмотрены некоторые из договоров, регулирующие институт Авторского права.

2.3.1 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Основным разработчиком этого документа являлась Международная литературная ассоциация (1878 г.), в 1884 г. переименованная в Международную литературную и художественную ассоциацию. Бернская конвенция была заключена в 1886 году и подписана представителями десяти государств - Англии, Бельгии, Гаити, Германии, Испании, Италии, Либерии, Туниса, Франции и Швейцарии. С тех пор Конвенция претерпела значительные изменения. Текст действующей Конвенции соответствует Парижскому акту 1971 года, измененному в 1979 году.

Законодательство, соответствующее требованиям Бернской конвенции, появилось в нашей стране только в 1993 году, а в 1995 году (с 13 марта) Россия стала полноправным членом Бернской конвенции.

Этот документ до сих пор является главным международным "инструментом" в сфере охраны авторских прав. Членами Бернской конвенции в настоящее время являются более 165 государств, которые образуют собой Бернский союз. Администрирует Бернскую конвенцию Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В основе Бернской конвенции лежат следующие принципы охраны произведений:

· принцип национального режима -- произведения пользуются во всех государствах Союза той же охраной, какая предоставляется произведениям их собственных граждан (п.3 ст.5 Конвенции);

· принцип автоматической охраны -- охрана произведений не обуславливается выполнением каких--либо формальностей, например регистрации, депонирования, опубликования, обнародования (п.2 ст.5 Конвенции);

· принцип независимости охраны -- охрана произведений в странах Союза не зависит от охраны в стране происхождения произведения (п.1 ст.5 Конвенции);

· принцип ретроактивной охраны -- после вступления в члены Союза страна охраняет созданные в странах Союза произведения, даже если они до вступления в Союз не охранялись в этой стране (ст.2, ст.6bis);

· принцип ограничения права на воспроизведение -- допустимо воспроизведение произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора (п.2 ст.9).

Конвенция устанавливает следующие минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и предоставляемые права, а также на срок охраны.

1) Охрана распространяется на научные, литературные или художественные произведения, независимо от способа или формы их выражения.

Имущественными правами признаны:

· право на воспроизведение произведения;

· право на публичное исполнение произведения;

· право на сообщение для всеобщего сведения исполнения произведения;

· право на переработку произведения.

3) Охрана начинается с момента создания произведения и продолжается не менее 50 лет после смерти автора.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран.

Однако не всё положения рассматриваемой Конвенции были приняты Россией, так, например, в нашем законодательстве была использована возможность, оговоренная пунктом 6 статьи 7: «Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами» Бернская конвенция. В России срок действия исключительных прав на произведения составляется не 50 лет после смерти автора, а 70 (п. 3 ст. 1281).

2.3.2 Всемирная конвенция об авторском праве

Второй по значению в сфере охраны авторских прав является Всемирная конвенция. На конференции, проходившей в 1948 г. в Брюсселе, Бернская конвенция была подвергнута существенным изменениям, направленным на достижение наиболее полной унификации национальных законодательств стран - участниц, а также на приведение ее в соответствие с современным уровнем развития науки, культуры и техники. США отказывались присоединиться к Бернской конвенции, ссылаясь на ее более высокий правовой уровень по сравнению с национальным законодательством. Между тем книжный рынок в США и тогда уже был очень широк, и экспорт продукции за рубеж причинял огромный ущерб интересам авторов и издателей, поскольку американские произведения не пользовались в других странах соответствующей охраной. Кроме США существовал еще ряд стран, которые были недовольны высоким уровнем правового режима Бернской конвенции.

В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г.

Конвенция установила следующие основные принципы охраны:

· принцип соблюдения формальностей - произведение охраняется авторским правом, если на нем указаны конвенционный знак © , имя автора и год первого опубликования произведения.

Учитывая потребности развивающихся стран в доступе к произведениям науки, литературы и искусства, созданных в других странах, Конвенция признала право на перевод, но ограничила его некоторыми условиями. Например, если зарубежное произведение в течение семи лет не было издано в переводе на одном из национальных языков, то это произведение могло быть переведено на национальный язык с выполнением упрощенной процедуры получения лицензии на перевод и его опубликование.

Всемирная конвенция не затрагивала ранее заключенные соглашения; ее целью являлось расширение числа стран, осуществляющих охрану авторских прав на достаточно высоком международном уровне. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.

Как и Бернская, Всемирная конвенция основана на принципе национального режима и содержит нормы, позволяющие обеспечивать необходимый минимальный уровень охраны прав авторов в странах - участницах, а также такой способ ограничения прав авторов, как выдача при определенных условиях так называемой принудительной лицензии.

Основным отличием Всемирной конвенции от Бернской является отсутствие обратной силы, т.е. нормы конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах - участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции.

В 1971 г. в Париже на заседании Международной конференции государств-членов ЮНЕСКО принята новая редакция Конвенции, которая вступила в силу в 1974 г.

Советский Союз стал членом Всемирной конвенции об авторском праве 27 мая 1973 г. 26 декабря 1991 г. Генеральному директору ЮНЕ- СКО была передана вербальная нота Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствии с которой членство СССР во всех заключенных в рамках ЮНЕСКО или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией". Таким образом, Российская Федерация связана Всемирной конвенцией об авторском праве в редакции 1952 года с 27 мая 1973 г. С 9 декабря 1994 г. Российская Федерация является членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.

В настоящее время около 100 стран являются членами Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. и более 60 стран - в редакции 1971 г.

«Считается, что Всемирная конвенция об авторском праве уступает по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции» Судариков. Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции, будучи более «мягкими».

Также необходимо упомянуть еще два международных договора, которые не затрагивают непосредственно Авторское право, но регулируют такой институт, как Смежные права, который часто рассматривается вместе с Авторским.

2.3.3 Конвенция "Об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" // Конвенция "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"

Смежные права регламентируются Конвенцией "Об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" (так называемая Римская конвенция 1961 г.). Конвенция выделяет три группы обладателей смежных прав, получающих защиту от незаконного использования объектов данных прав: артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательные организации. В соответствии с нормами конвенции охрана, предоставляемая указанным обладателям смежных прав, включает возможность предотвращать несанкционированное воспроизведение исполнений, в том числе передачу в эфир, и право на получение вознаграждения от коммерческого использования фонограмм или исполнений. В настоящее время членами Конвенции являются 58 государств. При этом следует отметить, что, несмотря на ранее принятое решение, Россия так и не присоединилась к Римской конвенции. Это связано с тем, что в 1995 г. (т.е. на момент принятия решений о присоединении к международным конвенциям) в России не существовало организации, которая представляла бы интересы указанных лиц и, соответственно, нормы конвенции не могли быть применены на практике. В настоящее время такие организации уже существуют, поэтому вопрос о присоединении страны к Римской конвенции вновь изучается компетентными органами.

Смежные права регламентируются также Конвенцией "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" (1971). Основная цель Конвенции - установить международные нормы, позволяющие бороться с "пиратством" в данной области. Членами Конвенции являются 55 государств (включая и Россию).

Заключение

В заключении хочу сказать, что система авторского права является довольно сложной на данном этапе ее развития. Но она не стоит на месте и постоянно развивается в сторону ужесточения. Вызвано это тем, что с интенсивным развитием технических средств возможность достойно охранять права авторов на свои произведения постоянно снижается, вынуждая тем самым законодательные ветви власти государств мира постоянно изменять, дополнять и усилять нормы права, регулирующие именно эту сферу.

Как я уже говорил ранее, некоторые международные организации, такие как Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности, всецело выступают за унификацию законодательства в сфере авторского права, тем самым упрощая взаимодействие стран мира.

И последняя вопрос, о котором стоит упомянуть - есть ли необходимость в кодификации норм авторского права? На мой взгляд, есть. Кодифицированное законодательство, несомненно, менее гибкое, чем набор различных правовых актов, не связанных между собой. Но этот недостаток затмевается огромным преимуществом, а именно упрощенной процедурой применения норм авторского права, ведь наиболее часто путаница в применении и толковании норм права происходит из-за отсутствия необходимой систематизации.

Список литературы

2. Гражданское право в 4-х томах, под редакцией Е.А. Суханова 2008 год.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской федерации в 2-х томах под редакцией Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю.

4. Источники права, Марченко М.Н., 2008 год

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть четвертая)

7. Уголовный кодекс Российской Федерации

9. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г в редакции Парижского договора 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.

11. Конвенция "Об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" (Римская конвенция) 1961 г.

12. Конвенция "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" 1971 г.

13. http://www.wipo.int - официальный сайт Всемирной Организации Интеллектуальной собственности

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Авторские полномочия - важнейший гарант интеллектуального творчества каждого человека. Понятие, источники и объекты авторского права. Природа и дуалистический характер авторского права. Совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности.

    реферат , добавлен 11.01.2009

    Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Определение авторского права, его принципы, основные функции, задачи и источники. Признаки объектов авторского права и их перечень. Классификация субъектов авторского права, их анализ и сравнение. Личные неимущественные и имущественные права авторов.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие авторского произведения, анализ его специфики и системы исключительных прав. Основные источники правового регулирования. Особенности авторского права России. Содержание авторского произведения и его виды. Исключительные права как имущественные.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    История развития авторского права в России. Содержание авторского права. Объекты авторского, смежного и патентного права. Суть авторского права и тенденции его развития в России. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...