Основы конституционного статуса федерального собрания его. Конституционный статус федерального собрания российской федерации


Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Фе­дерации - является представительным и законодательным органом госу­дарственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.

Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рас­смотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Феде­ральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действую­щим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Госу­дарственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдель­ных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты мо­гут проводить закрытые заседания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та Российской Федерации: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта фе­дерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложе­нию председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным ли­цом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок фор­мирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Прези­дента Российской Федерации, отрешение Президента России от должнос­ти, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобожде­ние от должности Генерального прокурора Российской Федерации.


Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен­ным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принима­ются большинством голосов от общего числа членов палаты.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые изби­раются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Го­сударственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешан­ная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Дру­гая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в де­путаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и изби­рательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорциональ­но количеству набранных голосов между избирательными объединения­ми (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избран­ники получают заработную плату. В период осуществления своих полно­мочий депутаты обладают неприкосновенностью.


К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Рос­сийской Федерации, назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Прези­дента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопро­сам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает поста­новления большинством голосов от общего числа депутатов.

Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Пра­вительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента обра­зуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину соста­ва ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобожда­ет от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Рос­сийской Федерации в следующих случаях:

После трехкратного отклонения представленных Президентом кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

В случае повторного в течении трех месяцев выражения недове­рия Правительству Российской Федерации;

При отказе в доверии Правительству России, если глава Правитель­ства сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правитель­ства.

Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного ста­туса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах госу­дарственной и общественной жизни.

Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации зако­нодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Феде­ральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.

Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федера­ции, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные орга­ны субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы также принадлежит Конститу­ционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней переда­ются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае откло­нения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государ­ственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решени­ем Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установлен­ном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб­рен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:

1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституци­ей Российской Федерации.

2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

3) Принятый федеральный конституционный закон в течение че­тырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Феде­рации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отно­шении этих законов.

Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов дол­жен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах го­сударственной воли народа, отражение его мнения и интересов.

§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществ­ляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей терри­тории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председа­теля Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Пре­зидента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Прави­тельства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на го­сударственной службе, в коммерческих, общественных органах и полити­ческих партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятель­ность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.

Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Пре­зидент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правитель­ства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Прави­тельству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Рос­сийской Федерации по поручению Президента России продолжает дей­ствовать до сформирования нового Правительства.

Как федеральный исполнительный орган власти Правительство Рос­сии наделено широким кругом конституционных полномочий.

Оно организует реализацию внутренней и внешней политики госу­дарства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной консти­туцией наделено правом законодательной инициативы.

В области управления экономикой Правительство:

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;

Создает условия для свободного развития предпринимательства;

Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

В области социальной политики Правительство:

Разрабатывает программы социального развития; реализует еди­ную политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;

Обеспечивает проведение единой государственной политики, реа­лизацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;

Принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.

В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:

Принимают меры по охране общественного правопорядка, борь­бе с преступностью;

Разрабатывает и реализует единую политику в области обеспече­ния безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

Разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.

В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:

Принимает меры к обеспечению государственной безопасности;

Принимает меры по охране государственной границы;

Руководит гражданской обороной

В области внешней политики Правительство России заключает меж­дународные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, феде­ральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура. Парламент РФ – это Федеральное Собрание РФ оно является высшим представительным и законодательным органом РФ ст. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1 Совета Федерации в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ а другой – исполнительной власти; 2 Государственной Думы в ее состав...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


73. Федеральное Собрание РФ: конституционный статус и структура.

Председателем Фед. Собрания в РФ является, Матвиенко Валентина Ивановна. Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4335. Федеральное собрание РФ 18.93 KB
Федеральное Собрание парламент является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации всех ее составных частей субъектов призван выражать волю реализовывать суверенитет интересы народа отражать мнение субъектов Федерации. Федеральное Собрание олицетворяет...
6860. Президент РФ: конституционный статус 7.7 KB
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам.
6868. Государственная Дума: конституционный статус и полномочия 8.22 KB
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы.
6867. Совет Федерации: конституционный статус, новое в порядке формирования, полномочия 8.94 KB
Совет Федерации: конституционный статус новое в порядке формирования полномочия. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации...
21569. Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации 29.62 KB
Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
6785. Конституционное собрание 11.04 KB
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. 135 Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом который не принят до сих пор в случае если предложение о пересмотре положений глав 1 2 и 9 Конституции Российской Федерации соответственно Основы конституционного строя Права и свободы человека и гражданина Конституционные поправки и пересмотр Конституции будет поддержано 3 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Состав и основы порядка работы...
5678. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ – КУРУЛТАЙ – РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 50.17 KB
Верховный Совет БАССР XII созыва – предшественник Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан. Компетенция Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан
3549. 14.02 KB
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
21365. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Федеральное бюро расследований 17.19 KB
Система судебных органов США. Органы прокуратуры и органы внутренних дел США. Особенностью политической системы США является то обстоятельство. В XIX веке в США были образованы две правящие и по сей день партии это Республиканская и Демократическая.
6876. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция 7.62 KB
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда...
В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей (ст. 10). Согласно ст. 94 законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию РФ, которое Конституция называет еще и представительным органом РФ. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации - 178. Численность Государственной Думы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95). Она избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В 1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов. Следует отметить, что в парламентах ряда зарубежных стран (Великобритания, ФРГ) численность нижней палаты гораздо больше (примерно на 200 депутатов). Определяя численность российского парламента, законодателю пришлось столкнуться с проблемой: когда, с одной стороны, работоспособность Государственной Думы может быть снижена из-за чрезмерно большой численности, но, с другой стороны, уменьшение числа мандатов ведет к тому, что избирательные одномандатные округа становятся очень большими.

Основной характеристикой Федерального Собрания как законодательного органа России является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 321

Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенции Государственной Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Такая практика существует в большинстве стран с двухпалатным парламентом: законотворческая деятельность возлагается, в основном, на нижнюю палату, избираемую посредством прямых выборов.

Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства, отнесенное Конституцией к компетенции Федерального Собрания, обеспечивается постоянно действующим характером его работы (ч. 1 ст. 99). Палаты парламента действуют не в порядке кратковременньїх периодических сессий, а практически постоянно - это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества. Конституция устанавливает, что Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации Центральной Избирательной Комиссией избранных депутатов. Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную Государственную Думу ранее этого срока (ч.

2 ст. 99). Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый день после своего созыва. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Как правило, заседания палат проходят открыто. Это означает, что на заседаниях имеют право присутствовать представители средств массовой информации, различных государственньїх органов и т. п. Однако в случаях, предусмотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания (например, если обсуждаются сведения, составляющие государственную тайну). Кроме того, Конституция предусматривает случаи, когда обе лалаты могут заседать совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава председателя и его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства. При этом каждая палата самостоятельно определяет количество заместителей Председателя.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурньїх подразделений

Глава XV. Парламент

палат. Так, в Совете Федерации созданы комитеты: ко конституционному законодательству; по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Содружества Независимых Государств; по международным делам; по бюджету: финансовому, | валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, валютной | политике и таможенному регулированию; по аграрной политике и др. |

В Государственной Думе комитетов больше, чем в Совете Федера-:

ции - это объясняется тем, что основная законодательная деятельность приходится на Думу. В нижней палате образованы следующие комитеты: по экономической политике, по промышленности, строи-:

тельству, транспорту и энергетике; по обороне; по безопасности; по. законодательству и судебно-правовой реформе; по образованию, культуре и науке; по аграрным вопросам; по международным делам;, по делам общественных объединений и религиозных организаций и др.

Перечень комитетов и комиссий, их численность, порядок создания закреплены в Регламенте каждой из палат. Каждая вновь образованная палата принимает свой Регламент, что объясняется различными полномочиями и предметами ведения Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте имеются также разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания и т. п.)

В целом организация деятельности российского парламента определяется полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы, закрепленными в Конституции РФ. В ст. 102 определены следующие полномочия Совета Федерации:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Такие изменения (в соответствии с ч. 3 ст. 67) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации;

б) утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

При рассмотрении пунктов «б» и «в» следует иметь в виду, что Президент России в соответствии со ст. 88 Конституции имеет право вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 Президент имеет право вводить и военное положение (в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии). В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию;

г) решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации;

5 Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 323

д) назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности. Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. (Счетная палата - специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета).

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации простым большинством голосов принимает постановления. Однако в ряде случаев, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции) постановления должны приниматься в «ином порядке» (см. ст. 134-137; ч. 2 ст. 93).

К полномочиям Государственной Думы Конституция относит (ст. 103):

а) дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений пр&дусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий меуду Президентом РФ и Государственной Думой. Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Глава XV. Парламент

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Этот институт является новым для Российской Федерации, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры;

е) объявление амнистии (т. е.акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

По данным вопросам Государственная Дума большинством голосов принимает постановления. Конституцией предусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым вопросам (например, ч. 2 ст. 135 - предложение о пересмотре положений Конституции должно быть поддержано не менее, чем тремя пятыми от общего числа членов Федерального Собрания для возможности созыва Конституционного Собрания).

Рассмотрим основные моменты законодательного процесса российского парламента. Статья 104 Конституции содержит исчерпывающий перечень субъектов законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их компетенции.

Данный перечень гораздо шире, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обладают лишь депутаты и правительство, атак-же комитеты парламента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы; законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

Законопроекты вносятся для рассмотрения только в Государственную Думу. Как уже было сказано, право принятия законов отнесено Конституцией к компетенции нижней палаты Федерального Собрания; верхняя палата (Совет Федерации) уполномочена одобрять или отклонять принятый Думой закон. Как и и в большинстве стран, Конституцией предусмотрен особый порядок рассмотрения законо-

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 325

проектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, налоговых законопроектов и т. п. Они могут вноситься в порядке законодательной инициативы лишь при наличии заключения Правительства РФ.

После внесения законопроекта в Государственную Думу начинается следующий этап законодательного процесса - рассмотрение законопроекта этой Палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п."

Следующий этап законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ч. 5 ст. 105).

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если в течение четырнадцати дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

" См. подробнее: Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 264-269.

Глава XV. Парламент

Следует иметь в виду, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией (об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65), о референдуме (п. «в» ст. 84), о режиме военного положения (п. 3 ст. 87) и др. К федеральным относятся и те законы, которые принимаются по вопросам, указанным Конституцией РФ в ст. 3, 6, 25, 26, 29, 37, 51, 59, 66, 67, 75, 77, 81 и т. д.

В завершении рассмотрения вопросов о парламентских системах зарубежных стран и России хотелось бы несколько слов сказать о международном сотрудничестве парламентариев разных стран в рамках Межпарламентского Союза. Это одна из старейших международных организаций, основанная в 1889 г. по инициативе известного парламентария Великобритании сэра Вильяма Рэндола Крэмера и французского политика Фредерика Пасси. Несколько позже к деятельности Межпарламентского Союза присоединились депутаты Государственной Думы дореволюционной России. С началом первой мировой войны деятельность Союза прервалась и возобновилась по окончании войны, но депутаты законодательных органов Советской России уже не принимали участия в деятельности этой организации. В 1955 г. группа депутатов Верховного Совета СССР обратилась с официальной просьбой о принятии ее в члены этой организации. С этого времени парламентарии нашей страны постоянно участвуют в работе Межпарламентского Союза. Согласно Уставу этой организации парламент любой страны, который разделяет принципы и положения основньїх документов Союза, может быть его членом и участвовать в его деятельности, но при том условии, что в рамках парламента этой страны образована национальная межпарламентская группа. После выборов в Федеральное Собрание РФ в декабре 1993 г. и в российском парламенте была создана Межпарламентская группа, в которую входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (членство в ней является добровольным). На сегодняшний день в МПС входят парламентские группы 133 стран, что позволяет рассматривать и обсуждать на международных конференциях проблемы мирового уровня: социального развития, региональной безопасности и сотрудничества, разрешения возникающих в современном мире конфликтов и многие другие.

Участие российских парламентариев в этом международном форуме дает им возможность не только довести до мировой общественности наличие тех или иных проблем, существующих в России, но - что очень важно - и для поиска путей сотрудничества в решении проблем, актуальных для всего мирового сообщества.

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст.10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл.5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл.4 «Президент Российской Федерации» и охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл.6 «Правительство Российской Федерации». В гл.7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

Изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101),а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст.103).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.

Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат. На заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.


В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Таким Образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст.102 и 103);

2) связанные с организацией деятельности палат (ст.101);

3) полномочия по принятию федеральных законов (ст.105).

В ст.102 и 103 определены вопросы, которые выходят за пределы законодательной деятельности парламента и являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Рассмотрению парламентом подлежат и другие вопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации и должны решаться представительным органом.

Вопросы, предусмотренные ст.102 и 103 Конституции, палаты решают самостоятельно и независимо друг от друга, при этом они не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению другой палаты.

Большинство вопросов, предусмотренных ст.101 Конституции (избрание председателей палат, принятие регламентов, образование парламентских комитетов), палаты также решают самостоятельно. В то же время возможно совместное осуществление полномочий палат по проведению парламентских слушаний и контролю за исполнением федерального бюджета.

Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.

По вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией, палаты Федерального Собрания принимают постановления. Особой разновидностью актов палат Федерального Собрания являются их регламенты.

Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции, возможно ее толкование Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы, путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости - и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.

Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 95), Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура российского Парламента построена по принципу бикамерализма, что имеет ряд преимуществ. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы конкретных территорий (субъектов РФ), входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, вторая палата отражает интересы и потребности всего общества, учитывает их в своей законотворческой деятельности. В-третьих, наличие второй палаты позволяет, с одной стороны, обеспечить качество законодательного процесса, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат, а с другой - уравновесить (гармонизировать) интересы населения конкретных территорий Федерации и общенациональных интересов.

Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют различное внутреннее устройство, например, образуемые ими комитеты и комиссии различаются по количеству и названиям. Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет (п. 1 ст. 96). Срок Полномочий Членов Совет Федерации равен сроку полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 95). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (п. 2 ст. 96).

Государственная Дума РФ и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти, а также представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ (число которых составляет не более 10% числа членов Совета Федерации).

Порядок формирования Совета Федерации РФ определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Численный состав палат также неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 170 сенаторов от субъектов. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 г.). Количество членов Совета Федерации с 1993 г. менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов Федерации.

Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции Парламента едины для обеих палат. Нельзя говорить о перевесе полномочий одной палаты в пользу другой или о соподчиненности палат. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является Парламент в целом, т.е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы. В системе разделения властей парламент рассматривается как единое целое. Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют в законодательном процессе, например, они образуют согласительные комиссии. Палаты совместно могут отстаивать свои позиции в спорах о компетенции (например, обращаются в Конституционный Суд РФ с просьбой обязать Президента РФ подписать конкретный федеральный закон). Сотрудничество палат проявляется в совместном образовании целого ряда органов (например, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ). Палаты могут собираться совместно для заслушивания Посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совместное участие обеих палат необходимо для принятия решения об отрешении глава государства от должности. Государственная Дума выдвигает обвинение Президент РФ, а Совет Федерации отрешает его от должности 2 /з голосов от общего числа парламентариев каждой из палат.

Государственная Дума и Совет Федерации взаимодействуют на основе принципа верхней и нижней палаты. Суть этого принципа заключается в следующем: каждая палата работает самостоятельно и имеет ряд исключительных полномочий; законодательный процесс всегда начинается в одной палате (принятие закона) и продолжается в другой (одобрение закона). Так, законопроект движется как бы снизу вверх, поэтому Государственная Дума считается нижней палатой, а Совет Федерации верхней; одна из палат является прямым представительством народа. Непосредственная близость к избирателям предопределяет названную характеристику Государственной Думы. Депутаты Думы напрямую выражают интересы российских избирателей. Именно палата, основанная на непосредственном народном представительстве, имеет более существенные полномочия по осуществлению контроля над органами исполнительной власти и может быть распущена главой государства в случае возникновения конфликта между органами исполнительной и законодательной власти.

Наряду с общепарламентской компетенцией в рамках совместных полномочий каждая палата Федерального Собрания имеет исключительные полномочия.

Совет Федерации:

  • 1) утверждает изменения границ между субъектами РФ на основе взаимного согласия последних;
  • 2) утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • 3) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России;
  • 4) назначает выборы Президента РФ;
  • 5) избирает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Государственная Дума:

  • 1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • 2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
  • 3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в России;
  • 4) объявляет амнистию.

Прекращение полномочий Совета Федерации невозможно. Президент РФ не имеет права роспуска этой палаты Федерального Собрания. Полномочия Государственной Думы прекращаются по истечении срока, на который она была избрана, а также досрочно в связи с роспуском Президентом РФ.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...