Особенности законов как разновидности источников конституционного права российской федерации. Источники конституционного права российской федерации


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные данные о работе

Введение

Современный этап развития конституционализма в России обусловлен существенными изменениями в механизме конституционно-правового регулирования. Общественных отношений и их качественного обновления. Перспективы модернизации социально - экономической, политической и правовой систем российского права в настоящее время определена не только объективными закономерностями инновационного развития государства в условиях глобализации и современной интеграции, но и процессами сближения правовых систем современности.

В современной России систематизация источников конституционного права играет огромную роль в построении правового и демократического государства. Система источников конституционного права помогает укрепить строгую и четкую иерархию правовых актов. Однако в настоящее время данная система значительно усложнилась. Появляются новые конституционно-правовые акты, меняются основания их систематизации, не переставая ведутся дискуссии о статусе того или иного акта. Все это и привело нас к необходимости более детально подойти к вопросу рассмотрения системы источников конституционного права в современной России. Тем более что данный аспект прямо влияет на правоприменительную практику, которая, в свою очередь, и является итоговым результатом, определяющим отношение обывателя к государству в целом и к его правовой системе в частности. Именно правоприменитель (судья, орган государственной или муниципальной власти, должностное лицо), применяя ту или иную норму права, соответственно использует определенный источник права. В современной России в последнее время складывается опасная тенденция, когда применяются не те формы права, которые необходимо использовать в определенной ситуации. Зачастую вместо закона или подзаконного акта правоприменитель отдает приоритет различным разъяснениям, информационным письмам и иным актам, которые, несомненно, важны в повседневной жизни государства, но не могут подменять собой нормосодержащие акты. В данном случае стоит обратить внимание на негативную, на мой взгляд, перспективу разрастания «ведомственного правотворчества».

В связи с этим именно теоретическое исследование системы источников конституционного права поможет четко разобраться в сложной и многоуровневой системе источников конституционного права в современной России.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования конституционных правоотношений в Российской Федерации источниками конституционного права. Предметом работы является система источников конституционного права.

Целью написания работы является исследование системы источников современного конституционного права в Российской Федерации. Достижение указанной цели определяется постановкой следующих задач:

1. Охарактеризовать систему источников конституционного права;

2. Выделить особенности и виды источников конституционного права;

3. Охарактеризовать особенности отдельных видов источников конституционного права

1 . Система источников современного конституционного права

В юридической науке понятие «система источников права» соотносится с понятием «система законодательства» как целое и часть, ибо система законодательства включает в себя только нормативно-правовые акты, а система источников права объединяет все действующие формы права, признаваемые государством. Данные термины во многом схожи. Так, из понятия «система законодательства», что подразумевает под собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, можно вывести определение понятия «система источников конституционного права России».

Система источников конституционного права России - это объединение по содержательному признаку конституционно-правовых актов в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Или, если говорить проще, - это совокупность принятых (одобренных, санкционированных) государством конституционно-правовых актов и их согласованное взаимодействие. Система источников конституционного права строится на принципах иерархичности и согласованности конституционно-правовых норм и служит, впрочем, как и система законодательства, в первую очередь для дальнейшего развития и систематизации нормативно-правовой базы.

И если с понятием «система источников конституционного права» все более или менее ясно, то к содержанию данного термина имеются различные подходы в научном мире юриспруденции. О.Е. Кутафин полагает, что источники конституционного права России образуют замкнутую систему, включающую только официально (юридически) признанные формы права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Федерации. Причем, как подчеркивает автор, в эту систему могут входить лишь действующие нормативно-правовые акты.

Кроме того, академик О.Е. Кутафин делает упор на то, что в условиях множественности и большого разнообразия источников конституционного права не должно страдать единство государственного руководства. Речь идет о том, что источники данной отрасли (а по мнению В.А. Кикотя, конституционное право - это не отрасль (не ветвь), а ствол российского права. - Прим. авт.) не должны противоречить друг другу. О.Е. Кутафин пишет о некоем единстве системы нормативных актов, являющихся источниками конституционного права. Такое единство обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих государственных органов и подчинением актов нижестоящих органов актам вышестоящих. Речь идет об определенной иерархии нормативно-правовых актов, которая призвана устранить возможные коллизии как между актами, так и между органами государства. Думается, что данная иерархия является "зеркальным отражением" иерархии самих государственных органов, и только конституционное право своими правилами устраняет возможную коллизию между актами, издаваемыми этими органами. В этом и заключается особенность и определенная возвышенность (преимущество) конституционного права перед иными отраслями российского права.

Как пишет О.Е. Кутафин: «Система источников конституционного права является системой органической». Из этого справедливого утверждения следует, что иерархическая структура является определенным выражением разности юридической силы отдельных видов источников конституционного права и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права в органически цельной системе. Кроме того, в этой системе существует взаимозависимость источников. К примеру, при принятии новой конституции необходим пересмотр всей совокупности производных от нее актов или частичное обновление таковых.

Источники конституционного права России можно систематизировать по юридической силе. В соответствии с данным критерием выделяются законы и подзаконные акты, формирующие в результате своей взаимосвязи и взаимодействия систему законодательства (своеобразную иерархию нормативных источников конституционного права). Но здесь стоит заметить, что данная иерархия не означает существования разной степени обязательности вышеуказанных актов. Обязательность, как пишет В.Ф. Коток, есть абсолютное качество любого законного акта, и она не имеет разных степеней. Не согласиться с этим трудно. Следовательно, исходя из общего представления об иерархии как принципе организации многоуровневых систем конституционного права, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке «от высшего к низшему», применительно к данным формам конституционного права можно отметить следующее:

Юридическая сила каждого вида источников конституционного права зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший тот или иной акт, то есть, иными словами, - иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов;

Акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать Конституции РФ;

Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности вышестоящий орган, за исключением определенных законом случаев, не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоящих органов власти;

Наиболее важные общественные отношения, которые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом. Здесь прежде всего имеется в виду такой системообразующий принцип, как верховенство закона. Это один из важнейших принципов существования и развития системы источников конституционного права;

Акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только органами, их издавшими, или вышестоящими органами.

С систематизацией источников конституционного права России по критерию юридической силы актов согласны многие ученые. Это общепринятый в юридической научной литературе подход. Однако существуют и иные основания систематизации источников права.

Учитывая огромные размеры страны и федеративность нашего государства, используется систематизация источников по территориальному признаку. Тот или иной акт распространяет свое действие на территорию того субъекта, органами власти которого он издан. Этот, наиболее удачный, на наш взгляд, подход к систематизации источников конституционного права впервые выдвинул академик О.Е. Кутафин. С его точки зрения все источники конституционного права России необходимо разделять на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан России, проживающих за границей. Теория систематизации источников конституционного права по территориальному признаку наиболее удобна в связи с тем, что структура построения нашего государства вполне ясна и представляет собой трехуровневую систему: Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Исходя из этой триады, можно с точностью определить уровень того или иного акта и, соответственно, его место в иерархии источников конституционного права.

Существует еще один критерий систематизации форм права в России. Так, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев систематизируют источники конституционного права Российской Федерации по кругу субъектов права, на которые распространяется та или иная форма права. По мнению авторов, источники можно подразделить на формы права, распространяющиеся:

На всех лиц, находящихся на территории государства;

Только на граждан Российской Федерации;

Только на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заслуживает также внимания теория систематизации актов конституционного значения по характеру содержащихся положений на чисто правовые, технические и политические.

К первым относятся законы и подзаконные акты, ко вторым - информационные письма, пояснительные записки. Особое внимание заслуживает третья группа актов - политические, к которым стоит отнести ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Федеральному Собранию, отчеты Правительства Российской Федерации перед Парламентом, обращения Конституционного Суда РФ о состоянии конституционно-правового развития и регулирования в России. Все эти политические акты не являются нормативными источниками права, однако недооценивать их значение не стоит, ибо современное отечественное право во многом берет свое начало из положений данных актов. Хотелось бы отметить все возрастающую роль политических форм права. Эта тенденция, на мой взгляд, является положительной, так как данные документы являют собой некую политическую программу государственного строительства на долгосрочный период развития. Главное, чтобы качество политических актов не утрачивало своего общественного значения в процессе реализации их положений.

В дополнение ко всем вышеуказанным основаниям систематизации источников конституционного права России мы рискнем представить свой собственный критерий. Таковым будет являться влияние того или иного источника права на практику правоприменения, а именно на решения национальных судов. То есть предлагается систематизировать формы права по степени их влияния на правосудие. Подход к данному вопросу с точки зрения судей на эту проблему представляется наиболее интересным.

К систематизации источников конституционного права по данному достаточно необычному основанию нас подтолкнула не стихающая в последнее время дискуссия между известными правоведами по поводу возможности рассмотрения судебной и административной практики в качестве полноправного источника конституционного права России. На наш взгляд, согласно этой систематизации из общей массы источников конституционного права стоит выделять, к примеру, первичные и вторичные (вспомогательные) источники конституционного права Российской Федерации. Например, к первичным источникам, несомненно, необходимо причислить Конституцию Российской Федерации, законы, указы, постановления, а ко вторичным относятся решения высших судебных органов России, практика толкования Конституции России Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, прецеденты Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи, юридические доктрины. Вторичные источники конституционного права России по-другому можно назвать - «источники особого рода».

Основанием деления всех форм права на первичные и вторичные выступает наличие в том или ином источнике правовой нормы. На наш взгляд, норма права - это единственный критерий разделения всех источников права на первичные (нормосодержащие) и вторичные (содержащие некое правоположение).

Нельзя недооценивать значение вспомогательных источников конституционного права для правоприменителя, ведь зачастую в случае неурегулированности той или иной проблемы на законодательном уровне суд или иной государственный орган обращается к судебной практике, правовым обычаям, юридическим доктринам. Используя данную практику в качестве теории для себя, правоприменитель, таким образом косвенно придает ей статус источника права. Единственная проблема заключается в том, что ссылка в решении государственного органа на данный источник права не всегда уместна и не всегда законна.

В связи с тем что наша каждодневная жизнь и работа становятся все более интерактивными и высокотехнологичными, данный аспект коснулся и информационно-правовых потребностей современного общества в качественно структурированной, понятной и актуальной базе отечественного законодательства. Для ее создания необходимо, прежде всего на законодательном уровне, закрепить четкую иерархию источников конституционного права.

Основываясь на сказанном, можно смело утверждать, что упорядочивание и систематизация источников конституционного права, то есть приведение их в четкую и понятную систему, является одной из главных и основных задач нашего государства.

Подытоживая, необходимо отметить, что теория систематизации источников конституционного права в современной России не перестает развиваться. Модернизационные аспекты и элементы привносят в нее совершенно новое осмысление и структурное содержание. Данный процесс, по моему мнению, является положительным, ибо стремление к построению четкой и устойчивой системы источников конституционного права является залогом стабильного развития не только права, но и общества в целом.

Подведем итоги. Государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.

Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.

Правовые функции государства, как уже было отмечено, образуют систему. В рамках данной системы одну функцию можно определять через другую. Например, суд превращается в правосудие через самоограничение, а правосудие предполагает не только обеспечение спокойствия, но и является формой обеспечения права. В этом смысле функция самоограничения наиболее очевидно связана со всеми другими правовыми функциями. При этом через какую-либо одну из производных функций нельзя понять системообразующие функции, характеризующие роль государства в поддержании правовой системы общества

2 Характеристика отдельных источников конституционного права Российской Федерации

2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник современного конституционного права

Конституция Российской Федерации 1993 года комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина.

Человек и гражданин. Основы правового статуса личности (индивида) в большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, регулируются более или менее аналогично. Это во многом обусловлено тем, что в их тексты по сути инкорпорированы положения таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В то же время конституции, проявляя уважение к многогранности личности, признают неисчерпаемость ее прав и свобод.

При подготовке Конституции РФ также особое внимание обращалось на соответствие ее главы о правах человека нормам международных актов.

При этом российская Конституция в ст. 2 объявляет человека высшей ценностью. Тогда как традиционно в конституциях акцент делается на ценности основных прав и свобод, и это, безусловно, важное достижение конституционализма, данные положения также содержатся в Конституции РФ в этой же статье. Но Основной Закон России выходит за известные пределы, а при сопоставлении ст. 2 и ст. 7 раскрывается суть социального характера государства, который может быть определен как комплексный, позволяющий избирать и вести политику «инвестиций в человека».

В то же время не все новые моменты мирового конституционного развития учтены в Основном Законе России. Например, Конституция РФ, в отличие, например, от конституций стран Центральной и Восточной Европы, ограничивается в основном общими декларациями о защите прав и свобод личности, не всегда обеспечивая действенность своих норм. В ней названы многие традиционные гарантии прав человека (о сроке задержания, о запрете пыток, о запрещении цензуры и т.д.), однако некоторые гарантии, известные зарубежным конституциям, в Конституцию РФ либо не вошли вовсе, либо включены в весьма ограниченном виде.

По сравнению с Конституцией России конституции зарубежных стран не содержат существенных отличий в отношении индивидуальных политических прав. В то же время Конституция РФ практически не регулирует коллективные права. Так, в классификации политических прав может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает не только индивид, но и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность). Например, через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей).

Так, право на национально-культурную автономию - это право этноса, коллективное право. Вместе с тем потенциал национально-культурной автономии используется не только в интересах этноса (коллективных интересах), но и в интересах составляющих коллектив личностей, одновременно внося свой вклад в развитие всего этноса.

Из названия главы о статусе личности Основного Закона России «Права и свободы человека и гражданина» по сравнению с советскими конституциями исчезло слово «обязанности». Такое сокращенное название было типично для ранних конституций капиталистических стран. И хотя сегодня обязанности в основном возлагаются на государство, доктрина конституционализма исходит из существования не только прав человека по отношению к обществу и государству, но и его соответствующих обязанностей. В современных условиях уточняется традиционный перечень конституционных обязанностей. Например, налоговые обязанности возлагаются с учетом материального положения лица и его семьи. Принципиально новым положением некоторых конституций является обязанность трудиться.

Коллектив. Во второй половине XX в. в конституционном регулировании появился новый объект - коллективы. Пределы конституционного регулирования существенно изменились применительно к коллективам людей, роль которых все более возрастает.

В настоящее время лишь в некоторых конституциях содержатся частичные положения, относящиеся к регулированию статуса отдельных коллективов (в основном они относятся к партиям, реже - к профсоюзам, трудовым коллективам, например, в Конституции Франции и конституциях некоторых франкоязычных стран Африки подробно говорится о территориальных коллективах). Тем не менее, несмотря на пробельность (а чаще всего - отсутствие) такого регулирования и на то, что оно почти не затронуло внешнюю структуру конституций (в них нет отдельных глав или разделов, посвященных коллективам, есть лишь отдельные статьи, относящиеся к некоторым видам коллективов), включение указанных норм существенно изменило внутреннюю структуру основных законов. Первоначальный объект конституционного регулирования - человек и государственная власть, сначала дополненный некоторыми положениями, относящимися к обществу, а теперь - к коллективам, получил завершенное конституционное оформление системы социальных связей. Это придает новое качество современным конституциям.

Конституция РФ принималась в специфических условиях начала переходного периода 90-х гг. прошлого столетия, когда многие коллективы прекратили свою деятельность, а новые только создавались. Поэтому конституционное регулирование этого вопроса практически отсутствует.

Отсутствие прямых конституционных норм о политических партиях ведет к нестабильности их функционирования, возможности постоянного изменения «правил игры». И это в условиях, когда роль партий в Российской Федерации возрастает и они включились в политическую жизнь не только федерального центра, но и субъектов Федерации и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют изменения избирательного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Человек - изначальная клеточка общества, а коллективы - первая ступень его организации людей, и хотя государство в современных условиях опосредует почти все стороны общественной (иногда и частной) жизни, все же наиболее общие, отправные положения конституции относятся к обществу, общественному строю. Такие конституционные положения регулируют основы экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Современные конституции во всех этих четырех направлениях ушли далеко вперед по сравнению с основными законами XVIII - XIX вв. В то же время именно в вопросах общественного строя российская Конституция, пожалуй, отстает от стандарта современного основного закона, от международного опыта.

Основы экономической системы. В условиях современного общества в связи с решением вопросов экономики на первый план выдвинулась проблема соотношения рынка и государственного регулирования и, как следствие, отражения этих связей в конституции. В действующих основных законах она решается неодинаково, хотя в целом господствует определенная тенденция, которая не была воспринята создателями российской Конституции.

Во время ее подготовки и принятия среди экономической и политической элиты господствовала идея свободы рынка, трактовавшая экономическую роль государства в духе XVII - XVIII вв. В современных условиях, а следовательно, и в конституциях речь не может идти об абсолютно свободной рыночной экономике. Государство должно корректировать стихию рынка, социальную ориентацию которому задает прежде всего государственная власть. При современном подходе роль рынка отнюдь не отвергается. В 1999 г. даже в социалистическую Конституцию Китая 1982 г. внесены поправки, говорящие о «социалистическом рыночном хозяйстве».

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный (регулирование собственности, труда и принципов распределения, например, минимальный размер заработной платы, налоги, государственный бюджет и государственные инвестиции и т.д.), в Конституции РФ, исходившей из идей обособленного от государства гражданского общества, отсутствует принципиальное положение о регулирующей роли государства.

Основы социальных отношений. Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис о социальном государстве. В части 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта формулировка имеет целевое содержание, что, видимо, верно. Вряд ли в настоящее время можно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, что его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля государственного, т.е. бесплатного для гражданина, образования и здравоохранения и т.д.

В качестве основных принципов социального государства можно назвать социальную справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Но социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возникновение социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий.

Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и остальных граждан. Для граждан - это обеспечение суверенитета государства и контроль за стратегически важными ресурсами страны; для бизнеса - законодательно установленная стратегия экономического развития, конкурентоспособная экономика; для широких слоев населения - это прежде всего достойная жизнь, доступность здравоохранения, образования и других сфер, законодательно установленные, понятные народу механизмы для обеспечения этих интересов.

Основы политической системы. В Конституции РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. отсутствует не только глава, но даже упоминание о политической системе.

Если же обобщить имеющийся конституционный опыт, взглянуть на намечающиеся тенденции, то современная демократическая конституция содержит следующие положения, характеризующие основы политической системы общества: демократия во всех элементах системы и в системе в целом; власть народа в ее различных формах и проявлениях; политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); ролевая автономия звеньев системы (т.е. их относительная самостоятельность, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единой идеологией); соревновательность в политическом процессе; самоуправление коллективов и объединений (в том числе местное самоуправление); господство права; демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением ветвей власти, а также с разделением сферы деятельности публичных властей (государственной власти, государственной власти субъекта федерации, публичной власти политических автономных образований, публичной власти местного самоуправления). Часть этих признаков переплетается с признаками современного государства, что естественно: государство, государственная власть - первый возникший и неотъемлемый элемент политической системы.

Демократические основы российской государственности раскрываются в конституционных институтах прямой (референдум и выборы) и представительной демократии. Принцип правовой государственности закрепляется нормами о верховенстве Конституции и закона. Социальный характер государства находит отражение в нормах об обеспечении условий достойной жизни и свободного развития личности. Принцип светского государства раскрывается в нормах об отделении государства от церкви и недопустимости преимуществ для каких бы то ни было религий и конфессий.

Развитие современного Российского государства связано с совершенствованием механизма разделения властей. Тезис о разделении властей получил широкое звучание в конституциях. Этот институт в мире уже прошел многоэтапную эволюцию. В России его становление началось не так давно, отчего продолжается поиск оптимального соотношения объема полномочий законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем разделение ветвей государственной власти - только часть современной доктрины единства государственной власти.

Проблемы политического и идеологического плюрализма современными конституциями решены, но, как правило, не в общих формулировках, а в частностях проявления такого плюрализма (например, положения о свободе создания политических партий, свободе выражения мнений). Обобщающих формулировок в конституциях, как правило, нет. Одним из исключений является Конституция РФ 1993 г.: в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Отсутствие таких общих положений во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм (многопартийность, правящая партия и политическая оппозиция, разные идеологические концепции) рассматривались как естественное состояние общества и существовали в течение десятилетий, а то и столетий.

Основы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней - отношения между людьми, отношения людей и их объединений с государством и обществом, между государством и обществом по поводу культурных и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется меньше всего внимания. Положений российской Конституции также по этим вопросам немного, поскольку современная демократическая конституция почти не регулирует эту довольно деликатную сферу жизни, в своей основной части она относится к внутреннему миру личности.

В демократическом государстве к числу различных сторон духовной жизни могут быть отнесены идеологический, культурный, творческий плюрализм, свобода образования, научной, художественной, иной творческой деятельности, свобода религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности, отдельные - с основами социальной и политической систем.

Государство. По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 г. является результатом комплексной имплементации конституционных норм развитых демократических государств с президентской формой правления, но с включением элементов парламентаризма. В результате этого по форме правления в соответствии с конституционными положениями Россия является президентско-парламентарной республикой.

Создание смешанных, гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства - общая тенденция современного конституционализма.

В Конституции РФ традиционно излишне большое внимание уделяется организации органов власти. Например, в ст. 99 Конституции указывается, что Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Но это регламентная норма, а Конституция должна регулировать преимущественно принципы и основы деятельности институтов. С другой стороны, существует дефицит в регулировании организации самой публичной власти. Она принадлежит не только государственным органам, она есть у всякого территориального коллектива, его органов. Любой человек, организация, находящиеся на их территории, подпадают под их публичную власть (ограниченную, в отличие от власти государства). В Конституции РФ явно недостает полноты регулирования проблем федеративного устройства и принципов местного самоуправления.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Но конституциям в принципе присуще наличие программных положений государства.

Конституция РФ, бесспорно, была принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение.

Ценностное значение Конституции РФ 1993 г. как юридического акта подкрепляется весьма высоким уровнем ее юридической техники, что проявляется во всех ее основополагающих формально-юридических свойствах, имеющих не только доктринальное значение, но и нормативное подтверждение.

Это, во-первых, ценность учредительных свойств Конституции, проявляющаяся во всей полноте ее нормативного содержания, в особенности в главе 1. Ценность этих свойств связана с утверждением и формированием на основе Конституции новой, основанной на демократических принципах, системы российской государственности, создании организационно-правовых, институционных и иных механизмов реализации этой системы на практике. В этом плане Конституция 1993 г. явилась своего рода основополагающим нормативным, политико-правовым средством легитимации статуса многонационального народа как единственного источника власти в Российской Федерации, носителя суверенитета (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Во-вторых, ценность верховенства Конституции РФ, что предполагает особое место и значение Конституции как исходного и главенствующего источника всего национального законодательства - федерального и субъектов Российской Федерации, определяет муниципальное правовое регулирование и соответственно служит единым и универсальным сводом основополагающих нормативно-правовых и нравственно-этических ценностей для всего многонационального народа Российской Федерации, для каждого из входящих в его состав этносов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Важно при этом учитывать, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ верховенство Конституции проявляется в органическом единстве с общепризнанным принципом верховенства (господства) права, ценностное и нормативно-доктринальное значение которого положено в основу всего содержания Конституции РФ.

В-третьих, ценность высшей юридической силы Конституции РФ, что предполагает ее активную системообразующую роль, обеспечение на основе Конституции строгой правовой иерархии, имея в виду, что ни один правовой акт, входящий в состав правовой системы Российской Федерации, не может противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Более того, аксиологическое значение данного юридического свойства Конституции лежит фактически в основе института конституционно-судебного нормоконтроля: ведь законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), а те акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу без всяких дополнительных условий и процедур (ч. 5 ст. 125).

В-четвертых, ценность прямого действия Конституции означает в конечном счете признание юридической самоценности данного акта независимо от степени его конкретизации в текущем законодательстве, так как конституционные нормы являются непосредственным регулятором общественных отношений, они определяют способы правореализационного процесса, включая соблюдение, исполнение, использование и правоприменение (ч. 1 ст. 15). Аксиология данного свойства усиливается и тем, что посредством прямого действия Конституции обеспечивается в конечном счете признание прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих (ст. 18 Конституции РФ); но таковыми они являются не сами по себе, а именно в связи с нормативной формализацией в установлениях Основного Закона, т.е. как праворегулирующие юридические требования, воплощающие в себе единство естественно-правовых и позитивистских начал.

В-пятых, несомненные аксиологические начала заложены в таком свойстве Конституции, как сочетание юридической стабильности и социокультурного динамизма. Нормативно-правовым эквивалентом этих качеств Конституции являются прежде всего ст. 134 - 137 во взаимосвязи, в частности, со ст. 125, а также ст. 76, 80 Конституции РФ. Это предполагает, что нормы Конституции проявляют свое регулирующее воздействие в определенной системе законодательства и в изменяющемся социально-историческом контексте, а следовательно, возможна адекватная их основной сути трансформация смыслового содержания конституционных положений без непосредственного вторжения в сам текст Основного Закона. К этим же характеристикам примыкает особый, усложненный, порядок принятия и изменения Конституции, который обеспечивает формально-юридическую целостность и устойчивость всей системы конституционно-правового регулирования и соответственно выраженных посредством него исходных (базовых) социально-правовых (социокультурных) ценностных императивов общества.

2.2 Федеральный закон в системе источников конституционного права

Конституционное право является одной из динамично развивающихся отраслей права, которая играет определяющую роль в демократических преобразованиях, происходящих в жизни общества и государства. В настоящее время продолжается процесс совершенствования конституционно-правовых отношений, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, формированием органов публичной власти, разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, проведением выборов и референдумов.

Изменения в указанных сферах происходят в основном посредством принятия федеральных законов. В связи с этим важное значение приобретают вопросы качества, системности и согласованности конституционного законодательства, непротиворечивости федеральных законов смыслу и принципам демократического правового государства, отраженным в Конституции РФ. В первую очередь это касается принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также взаимной ответственности государства и личности, чему должны соответствовать все принимаемые федеральные законы в России.

Следует отметить, что в науке конституционного права проявляется нечеткость в формулировке правовой категории "федеральный закон", к пониманию которой существуют различные подходы.

Термин "федеральный закон" используется для обозначения всех законов, которые принимаются федеральным законодателем, - как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов; а также в более узком смысле - для обозначения федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов. Обратимся к рассмотрению предмета правового регулирования федерального закона в узком смысле, т.е. в качестве одного из видов законов, принимаемых на федеральном уровне (в отличие от федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ).

Проблема определения предмета правового регулирования федерального закона как источника конституционного права осложняется еще и тем, что не все ученые относят его к видам источников конституционного права. В литературе отмечается, что конституционные нормы содержатся в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, договорах между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий, а также в решениях КС РФ, в которых содержится общеобязательное толкование норм Конституции РФ.

федеральный система закон конституция

Заключение

В результате проведенного мною научного исследования можно сделать следующие выводы.

В настоящее время упорядочивание и систематизация источников конституционного права, то есть приведение их в четкую и понятную систему, является одной из главных и основных задач нашего государства.

Необходимо отметить, что теория систематизации источников конституционного права в современной России не перестает развиваться. Модернизационные аспекты и элементы привносят в нее совершенно новое осмысление и структурное содержание. Данный процесс, по моему мнению, является положительным, ибо стремление к построению четкой и устойчивой системы источников конституционного права является залогом стабильного развития не только права, но и общества в целом.

Основным источников современного конституционного права Российской Федерации является Конституция Российской Федерации.

Современная конституция - это доктринальная модель, планка которой как конституционного идеала весьма высока, а ее достижение обусловлено временными и другими существенными факторами. Тем не менее программным целям и задачам, указанным в Основном Законе, должна подчиняться вся деятельность государственного аппарата, всех ветвей власти, они выступают правовым ориентиром, своего рода каркасом для создания и развития новых институтов в обществе.

Конституция России построена по классическим конституционным образцам, но имеет и некоторые признаки так называемого основного закона, рассчитанного на преодоление переходного периода в государствах с дефицитом демократии. Разумеется, конституционная модель «переходного» общества представляет собой особое явление. Она соединяет в себе растущее новое и, в принципе, сохраняет некоторые пережитки преодолеваемого прошлого, чтобы обеспечить социальную преемственность двух совершенно разных общественных регуляторов.

Федеральный закон как источник конституционного права обладает такими чертами, как нормативная определенность, универсальность; он развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм; регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующиеся стабильностью и устойчивым характером; является базисом для построения системы подзаконных нормативных правовых актов. Такие свойства федерального закона позволяют сделать вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом.

Важной чертой федерального закона как источника конституционного права является особый характер общественных отношений, обладающих наибольшей стабильностью и устойчивым характером, которые входят в предмет его регулирования. Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. Однако следует разграничивать отношения, которые являются предметом регулирования законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Определение критериев разграничения предметов регулирования закона и подзаконных актов способствует построению непротиворечивой системы законодательства, а также обеспечению принципа верховенства закона. Эффективным способом разрешения этих вопросов может стать скорейшее принятие закона о нормативных правовых актах.

Подзаконные нормативные правовые акты должны конкретизировать положения федеральных законов, быть изданными во исполнение федеральных законов.

Следовательно, только органы исполнительной власти в силу своей природы и системы организационного построения способны постоянно, а в ряде случаев в оперативном порядке реагировать на соответствующие изменения ситуации и принимать экстренные управленческие решения, оказывая своевременное воздействие на огромное число органов, организаций и граждан

Глоссарий

Определение

это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией и законами, в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Глава государства

это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны.

Жесткие конституции

конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США, Россия).

Источники конституционного права

внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: Конституция, законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом, в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия).

Конституционно-правовые нормы

общеобязательные правила поведения, установленные государством и направленные на урегулирование соответствующих общественных отношений, осуществляющихся в конституционно-правовой сфере. Эти нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы конкретизируются в других статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый принцип народовластия). Особенностью норм конституционного права является наличие в них большого количества дефинитивных и декларативных норм.

Конституционно-правовые отношения

это наиболее значимые для общества массовые отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности, урегулированные нормами конституционного права. Объектом данных отношений выступают социально-экономические и политические ценности.

Конституционного право

это ведущая отрасль права, представляющая собой упорядоченную совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения прав и свобод человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, идеологической и др. Демократизм и социальное предназначение конституционного права проявляются в том, чтобы выражать и консолидировать волю большинства граждан в соответствии с установленными фундаментальными нормами и юридическими процедурами.

Республика

это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Субъект права законодательной инициативы

это орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства, порождающее обязанность парламента рассмотреть данный законопроект.

Указ Президента

нормативный или индивидуальный акт, издаваемый главой государства, который не может противоречить Конституции и законам и обязателен на всей территории государства. Некоторые указы требуют утверждения парламентом.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 234

2 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями.) //СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

3 Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 8.

4 Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций. В 9 т. Т. 1. Основы теории конституционного права. - М.: Весь Мир, 2005.

5 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-КОДЕКС, 1996.

6 Дидикин А.Б. Наука конституционного права в России: история и теоретико-методические аспекты // Гуманитарные науки Сибири. - 2002. - № 1.

7 Дудко И.А. Еще раз к вопросу о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 6.

8 Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права РФ // Журнал российского права. - 2008. - № 2.

Подобные документы

    Особенности конституционного права РФ. Обзор источников конституционного права. Характеристика источников конституционного права. Конституция РФ - основной источник конституционного права. Постановления конституционного суда России.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2003

    Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты в системе источников конституционного права (законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты, указы).

    реферат , добавлен 11.12.2015

    Понятие норм и источников конституционного права, содержание их признаков. Конституция Российской Федерации - базисный источник современного конституционного права. Законодательные акты России и ее субъектов, условия их отнесения к источникам права.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2013

    Исследование системы конституционного права Российской Федерации. Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права. Предметы правового регулирования федеральных законов, порядок их принятия и вступления в силу.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Конституция РФ, как основной источник Конституционного права. Конституционные законы и законы РФ, нормативные акты. Указы и распоряжения Президента РФ. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания. Международные договора и соглашения.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Понятие и виды основных источников конституционного права. Международные и федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права. Субъекты права и местных органов самоуправления. Формирование всей системы национального права.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Понятие конституционного права. Конституционно-правовые нормы и отношения, их особенности. Источники конституционного права. Роль конституции как основного закона в утверждении правового государства, реализации норм демократии и устройстве общества.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Конституция как основной источник национальной правовой системы. Конституционные, органические и "обычные" законы. Иные источники конституционного права зарубежных стран (декларации, акты главы государства, акты делегированного правотворчества).

    реферат , добавлен 19.09.2008

    Проблема определения критериев источников Российского конституционного права, его виды. Характеристика нормативного акта, федеративных законов и договора. Рассмотрение предмета и обоснование роли Конституционного права России в системе его отраслей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Рассмотрение особенностей конституционного права Российской Федерации; обзор его основных источников. Характеристика Конституции Российской Федерации, федеральных законов, договоров, постановлений Конституционного Суда как источников данного права.

Сложность и многообразие конституционных норм обус­ловливает значительное разнообразие источников конститу­ционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (вне­шняя форма их выражения), регулирующая отношения кон­ституционного характера.

Источники конституционного права, различаясь по фор­ме, наименованию, происхождению и юридической силе, об­разуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные).

Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.

Система источников конституционного права характе­ризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изме­нением соотношения внутригосударственного и международ­ного права; 4) приоритетом закона; 5) стабильностью по отно­шению к источникам других отраслей права.

Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.

Актом конституционного характера является и государ­ственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимо­сти (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года).

Основной массив источников конституционного права со­ставляют законы. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референ­думом, выражающий волю народа, обладающий высшей юри­дической силой и регулирующий наиболее важные обществен­ные отношения. Он выступает юридической базой деятельнос­ти государственных органов, должностных лиц, местного са­моуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, обычные федеральные.



Особое значение в системе источников российского кон­ституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:

Развивают и дополняют Конституцию РФ;

Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Ос­новным Законом;

Обладают большей юридической силой, чем обычный за­кон;

Подготавливаются в особом сложном порядке;

Не могут быть отклонены Президентом РФ.

Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18). На сегодняшний день действуют следующие федеральные кон­ституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Правительстве РФ (1997 г.) и о военных судах (1999 г.).

В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3-8). Порядок их принятия идентичен порядку приня­тия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы составляют значительную часть пра­вовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов.

Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сфе­ры государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации (например, Основы законодатель­ства о нотариате 1993 г.). Кодексы - это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налого­вый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федераль­ным конституционным законам.

Законы субъектов Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представитель­ными) органами субъектов Федерации и распространяются толь­ко на их территории.

Субъекты Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские законы. Региональное законотворчество интенсивно развивалось в 90-е годы.

Нормы конституционного права могут содержаться в от­дельных постановлениях парламента и парламентских регла­ментах.

Законы являются лишь небольшой частью всего принима­емого в государстве массива правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответство­вать законам. В противном случае такой подзаконный акт при­знается недействительным.

К подзаконным актам относятся:

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства;

Акты федеральных органов исполнительной власти;

Акты органов исполнительной власти субъектов Феде­рации.

Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муници­пальных образований, регламенты представительных органов на местах).

Нормативные акты имеют временные и территориаль­ные пределы их действия, а также различается их функцио­нирование по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опуб­ликования. В России этот срок составляет десять дней. Что касается актов Президента РФ, имеющих нормативный ха­рактер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступа­ют в силу по истечении семи дней после их первого офици­ального опубликования. Нормативный акт действует во време­ни до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.

Российские законы и другие нормативные акты действу­ют на всей территории российского государства либо на ее части, указанной в них. По общему правилу действия норма­тивных актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Федерации в целом, акты государствен­ных органов субъектов Федерации - в рамках их территори­альных границ, нормативные акты органов местного самоуп­равления - в пределах административных границ данного муниципального образования.

Действие нормативных актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан РФ, лиц с двойным гражданством, лиц без граждан­ства, иностранных граждан). В отдельных случаях принима­ются специальные нормативные акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударствен­ных договоров, имеющих важное значение для российской кон­ституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европей­скую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 года, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъекта РФ. Надо отметить, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ Федера­тивного договора действуют нормы Основного Закона.

Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы между­народного права.

К числу специфических источников относятся норматив­ные решения Конституционного Суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогич­ные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Федерации. Заметим, что последние созданы в не­большом числе субъектов Российской Федерации (в девяти республиках и в одной области).

Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-право­вой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в офици­альных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые российским государством. Он имеет устный характер. Например, в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда РФ учитывать согласие уже действующих судей Конституци­онного Суда РФ по представленной кандидатуре.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

1. Институт основ конституционного строя.

2. Институт прав и свобод человека и гражданина.

3. Институт федеративного устройства.

4.Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Институт местного самоуправления.

6. Институт Конституции.

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

5. Понятие и виды источников конституционного права.

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы.

Государство можетсамостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либосанкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В Российской Федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых Федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1)федеральный конституционный закон.

2)федеральный закон.

3)закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Являются формы выражения и закрепления норм права, которые исходят от государства либо официально им признаются. Источниками конституционного права принято считать внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

В теории права основными источниками права выступают нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай.

Систему конституционного права составляют институты, являющиеся основными элементами отрасли. Эти институты объединяют нормы, которые закрепляют:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • избирательную систему;
  • систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • президентскую власть;
  • законодательную власть;
  • исполнительную власть;
  • судебную власть;
  • порядок внесения поправок и пересмотра Конституции.

Это строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности всех сфер общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Замечание 2

Система конституционного права распределяет нормы по институтам, но преград между этими институтами не устанавливает, а напротив создает условия для их взаимодействия, обеспечивая тем самым единство конституционно-правового регулирования.

Фундаментальными принципами конституционного права являются:

  • суверенитет народа;
  • естественное право;
  • приоритет охраны прав и свобод граждан;
  • разделение властей;
  • независимое правосудие;
  • правовое государство.

Рисунок 2. Система конституционного права

В юридической науке понятие «система источников права» соотносится с понятием «система законодательства» как целое и часть, ибо система законодательства включает в себя только нормативно-правовые акты, а система источников права объединяет все действующие формы права, признаваемые государством. Данные термины во многом схожи. Так, из понятия «система законодательства», что подразумевает под собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, можно вывести определение понятия «система источников конституционного права России».

Система источников конституционного права России - это объединение по содержательному признаку конституционно-правовых актов в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Или, если говорить проще, - это совокупность принятых (одобренных, санкционированных) государством конституционно-правовых актов и их согласованное взаимодействие. Система источников конституционного права строится на принципах иерархичности и согласованности конституционно-правовых норм и служит, впрочем, как и система законодательства, в первую очередь для дальнейшего развития и систематизации нормативно-правовой базы.

И если с понятием «система источников конституционного права» все более или менее ясно, то к содержанию данного термина имеются различные подходы в научном мире юриспруденции. О.Е. Кутафин полагает, что источники конституционного права России образуют замкнутую систему, включающую только официально (юридически) признанные формы права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Федерации. Причем, как подчеркивает автор, в эту систему могут входить лишь действующие нормативно-правовые акты.

Кроме того, академик О.Е. Кутафин делает упор на то, что в условиях множественности и большого разнообразия источников конституционного права не должно страдать единство государственного руководства. Речь идет о том, что источники данной отрасли (а по мнению В.А. Кикотя, конституционное право - это не отрасль (не ветвь), а ствол российского права. - Прим. авт.) не должны противоречить друг другу. О.Е. Кутафин пишет о некоем единстве системы нормативных актов, являющихся источниками конституционного права. Такое единство обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих государственных органов и подчинением актов нижестоящих органов актам вышестоящих. Речь идет об определенной иерархии нормативно-правовых актов, которая призвана устранить возможные коллизии как между актами, так и между органами государства. Думается, что данная иерархия является "зеркальным отражением" иерархии самих государственных органов, и только конституционное право своими правилами устраняет возможную коллизию между актами, издаваемыми этими органами. В этом и заключается особенность и определенная возвышенность (преимущество) конституционного права перед иными отраслями российского права.

Как пишет О.Е. Кутафин: «Система источников конституционного права является системой органической». Из этого справедливого утверждения следует, что иерархическая структура является определенным выражением разности юридической силы отдельных видов источников конституционного права и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права в органически цельной системе. Кроме того, в этой системе существует взаимозависимость источников. К примеру, при принятии новой конституции необходим пересмотр всей совокупности производных от нее актов или частичное обновление таковых.

Источники конституционного права России можно систематизировать по юридической силе. В соответствии с данным критерием выделяются законы и подзаконные акты, формирующие в результате своей взаимосвязи и взаимодействия систему законодательства (своеобразную иерархию нормативных источников конституционного права). Но здесь стоит заметить, что данная иерархия не означает существования разной степени обязательности вышеуказанных актов. Обязательность, как пишет В.Ф. Коток, есть абсолютное качество любого законного акта, и она не имеет разных степеней. Не согласиться с этим трудно. Следовательно, исходя из общего представления об иерархии как принципе организации многоуровневых систем конституционного права, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке «от высшего к низшему», применительно к данным формам конституционного права можно отметить следующее:

Юридическая сила каждого вида источников конституционного права зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший тот или иной акт, то есть, иными словами, - иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов;

Акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать Конституции РФ;

Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности вышестоящий орган, за исключением определенных законом случаев, не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоящих органов власти;

Наиболее важные общественные отношения, которые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом. Здесь прежде всего имеется в виду такой системообразующий принцип, как верховенство закона. Это один из важнейших принципов существования и развития системы источников конституционного права;

Акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только органами, их издавшими, или вышестоящими органами.

С систематизацией источников конституционного права России по критерию юридической силы актов согласны многие ученые. Это общепринятый в юридической научной литературе подход. Однако существуют и иные основания систематизации источников права.

Учитывая огромные размеры страны и федеративность нашего государства, используется систематизация источников по территориальному признаку. Тот или иной акт распространяет свое действие на территорию того субъекта, органами власти которого он издан. Этот, наиболее удачный, на наш взгляд, подход к систематизации источников конституционного права впервые выдвинул академик О.Е. Кутафин. С его точки зрения все источники конституционного права России необходимо разделять на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан России, проживающих за границей. Теория систематизации источников конституционного права по территориальному признаку наиболее удобна в связи с тем, что структура построения нашего государства вполне ясна и представляет собой трехуровневую систему: Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Исходя из этой триады, можно с точностью определить уровень того или иного акта и, соответственно, его место в иерархии источников конституционного права.

Существует еще один критерий систематизации форм права в России. Так, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев систематизируют источники конституционного права Российской Федерации по кругу субъектов права, на которые распространяется та или иная форма права. По мнению авторов, источники можно подразделить на формы права, распространяющиеся:

На всех лиц, находящихся на территории государства;

Только на граждан Российской Федерации;

Только на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заслуживает также внимания теория систематизации актов конституционного значения по характеру содержащихся положений на чисто правовые, технические и политические.

К первым относятся законы и подзаконные акты, ко вторым - информационные письма, пояснительные записки. Особое внимание заслуживает третья группа актов - политические, к которым стоит отнести ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Федеральному Собранию, отчеты Правительства Российской Федерации перед Парламентом, обращения Конституционного Суда РФ о состоянии конституционно-правового развития и регулирования в России. Все эти политические акты не являются нормативными источниками права, однако недооценивать их значение не стоит, ибо современное отечественное право во многом берет свое начало из положений данных актов. Хотелось бы отметить все возрастающую роль политических форм права. Эта тенденция, на мой взгляд, является положительной, так как данные документы являют собой некую политическую программу государственного строительства на долгосрочный период развития. Главное, чтобы качество политических актов не утрачивало своего общественного значения в процессе реализации их положений.

В дополнение ко всем вышеуказанным основаниям систематизации источников конституционного права России мы рискнем представить свой собственный критерий. Таковым будет являться влияние того или иного источника права на практику правоприменения, а именно на решения национальных судов. То есть предлагается систематизировать формы права по степени их влияния на правосудие. Подход к данному вопросу с точки зрения судей на эту проблему представляется наиболее интересным.

К систематизации источников конституционного права по данному достаточно необычному основанию нас подтолкнула не стихающая в последнее время дискуссия между известными правоведами по поводу возможности рассмотрения судебной и административной практики в качестве полноправного источника конституционного права России. На наш взгляд, согласно этой систематизации из общей массы источников конституционного права стоит выделять, к примеру, первичные и вторичные (вспомогательные) источники конституционного права Российской Федерации. Например, к первичным источникам, несомненно, необходимо причислить Конституцию Российской Федерации, законы, указы, постановления, а ко вторичным относятся решения высших судебных органов России, практика толкования Конституции России Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, прецеденты Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи, юридические доктрины. Вторичные источники конституционного права России по-другому можно назвать - «источники особого рода».

Основанием деления всех форм права на первичные и вторичные выступает наличие в том или ином источнике правовой нормы. На наш взгляд, норма права - это единственный критерий разделения всех источников права на первичные (нормосодержащие) и вторичные (содержащие некое правоположение).

Нельзя недооценивать значение вспомогательных источников конституционного права для правоприменителя, ведь зачастую в случае неурегулированности той или иной проблемы на законодательном уровне суд или иной государственный орган обращается к судебной практике, правовым обычаям, юридическим доктринам. Используя данную практику в качестве теории для себя, правоприменитель, таким образом косвенно придает ей статус источника права. Единственная проблема заключается в том, что ссылка в решении государственного органа на данный источник права не всегда уместна и не всегда законна.

В связи с тем что наша каждодневная жизнь и работа становятся все более интерактивными и высокотехнологичными, данный аспект коснулся и информационно-правовых потребностей современного общества в качественно структурированной, понятной и актуальной базе отечественного законодательства. Для ее создания необходимо, прежде всего на законодательном уровне, закрепить четкую иерархию источников конституционного права.

Основываясь на сказанном, можно смело утверждать, что упорядочивание и систематизация источников конституционного права, то есть приведение их в четкую и понятную систему, является одной из главных и основных задач нашего государства.

Подытоживая, необходимо отметить, что теория систематизации источников конституционного права в современной России не перестает развиваться. Модернизационные аспекты и элементы привносят в нее совершенно новое осмысление и структурное содержание. Данный процесс, по моему мнению, является положительным, ибо стремление к построению четкой и устойчивой системы источников конституционного права является залогом стабильного развития не только права, но и общества в целом.

Подведем итоги. Государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.

Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.

Правовые функции государства, как уже было отмечено, образуют систему. В рамках данной системы одну функцию можно определять через другую. Например, суд превращается в правосудие через самоограничение, а правосудие предполагает не только обеспечение спокойствия, но и является формой обеспечения права. В этом смысле функция самоограничения наиболее очевидно связана со всеми другими правовыми функциями. При этом через какую-либо одну из производных функций нельзя понять системообразующие функции, характеризующие роль государства в поддержании правовой системы общества

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...