Оспаривание акта н 1. Об обжаловании акта о несчастном случае на производстве


Детали вопроса:

Директор оформляет акт н 1 о . Прочитав, нашла в нем много не правильного. Например, обстоятельства описаны не правильно. Шла на работу в школу, урок был перенесен мною, т.е. официально урок должен быть в другой день, но из-за конкурса решили с завучем перенести урок на другой день, чтобы урок не пропал. директору устно тоже сообщила. никто от меня никаких письменных бумаг не просил, а теперь об этом в акте не пишут, говорят должно быть заявление от меня о переносе урока.

Получается по их, что я урок самовольно поставила, не утвердив, но ведь все были в курсе, завуч сама вела ребенка ко мне на урок. А теперь меня обвиняют. Я настаиваю на том, чтобы события были описаны так, как было реально, т.е. была устная согласованность с завучем и директор был в курсе. Написать в акте- отказываются. и еще заставляют подписать направление о получении акта без каких- либо пояснений. Я хочу написать, что с содержанием не согласна. Скажите, пожалуйста, правомерны ли их действия в том, что события описаны не точно, что делать куда обратиться если не согласен к актом.

вопрос задан 6 лет назад

Можно ли работодателю обжаловать Акт о несчастном случае на производстве формы Н1 (который сам работодатель и составлял на основе заключения гос. инспектора труда)? Какие сроки и порядок обжалования данного акта?

Ответ

Да, такая возможность предусмотрена ст. 231 ТК РФ.

Однако, если из самого акта следует, что работодатель полностью согласен с выводами комиссии, то оспаривание такого акта представляется затруднительным. Объясняется это тем, что Акт утверждает сам работодатель и в таком случае, получается, что работодатель обжалует свое собственное решение (ч. 5 ст. 230 ТК РФ, п. 26 Положения о расследовании несчастных случаев).

Но в этом случае можно оспорить предписание ГИТ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Кадры».

"Обязанности работодателя при несчастном случае (161,51038)

При несчастном случае работодатель обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в медучреждение (например, в поликлинику);
  • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к возникновению чрезвычайных обстоятельств). Если это невозможно, нужно зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии или видеосъемку);
  • проинформировать о несчастном случае соответствующие ведомства и организации (при групповом, тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • сообщить о несчастном случае родственникам пострадавшего (при тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • принять все меры для надлежащего и своевременного расследования и оформления несчастного случая.

Такой порядок установлен статьей 228 Трудового кодекса РФ.

Если пострадали два человека и более, несчастный случай тяжелый или пострадавший умер, в течение суток нужно известить:

  • трудовую инспекцию;
  • прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту регистрации работодателя;
  • соответствующий территориальный орган по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации, подконтрольной этому органу). Например, для организаций торговли таким органом является Роспотребнадзор (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322);
  • ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя;
  • территориальное объединение организаций профсоюзов;
  • работодателя пострадавшего (если несчастный случай произошел с сотрудником другой организации, например, находящимся в командировке).

Это следует из положений частей 1 и 2 статьи 228.1 Трудового кодекса РФ.

Несчастный случай на производстве, который произошел с застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, признается страховым (ч. 7 ст. 229.2 ТК РФ). О его наступлении в течение суток сообщите в территориальное отделение ФСС России (подп. 6 п. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Сообщение направьте по форме, утвержденной приказом ФСС России от 24 августа 2000 г. № 157.

В случае острого отравления сотрудника уведомите Роспотребнадзор (ч. 6 ст. 228.1 ТК РФ и п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Расследование несчастного случая (161,51039)

При возникновении несчастного случая в организации работодатель обязан обеспечить расследование такого случая за счет собственных средств (ч. 2 ст. 229.2 ТК РФ).

Для расследования незамедлительно создайте комиссию. Количество членов комиссии должно быть не менее трех (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Во всех случаях комиссия должна состоять из нечетного числа членов (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73). В состав комиссии должны входить:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным по охране труда;
  • представители работодателя (например, руководитель);
  • представитель профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при их наличии в организации).

Об этом говорится в части 1 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если пострадали два человека и более, произошел тяжелый несчастный случай или пострадавший умер, в состав комиссии также необходимо включить:

  • государственного инспектора труда;
  • представителей органов исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представителей территориального объединения организаций профсоюзов;
  • представителей территориального отделения ФСС России (если несчастный случай произошел с застрахованным гражданином).

При расследовании таких несчастных случаев, как правило, председателем комиссии является государственный инспектор труда.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 229 Трудового кодекса РФ и пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

Если пострадавший является сотрудником другой организации (например, находится в командировке), то формировать комиссию будет организация, на территории которой произошел несчастный случай. При этом в состав комиссии необходимо включить полномочного представителя работодателя пострадавшего сотрудника, то есть той организации, которая направила его в командировку. Отсутствие такого полномочного представителя или его несвоевременный приезд не влияет на изменение сроков расследования. Такой порядок следует из положений части 5 статьи 229 Трудового кодекса РФ и разъяснен в письме Минтруда России от 14 февраля 2013 г. № 14-2-291.

В состав комиссии нельзя включать сотрудников (иных лиц), на которых возложено обеспечение требований охраны труда на участке, где произошел несчастный случай (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

Состав комиссии по расследованию несчастного случая утвердите приказом в свободной форме (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

В расследовании несчастного случая, произошедшего у работодателя-предпринимателя, принимают участие:

  • работодатель или его полномочный представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, которого можно привлечь на договорной основе.

Это предусмотрено частью 4 статьи 229 Трудового кодекса РФ.

Если несчастный случай происходит с сотрудником по месту работы, где он трудится в порядке совместительства, ситуация расследуется и учитывается по месту работы по совместительству (ч. 8 ст. 229 ТК РФ).

Несчастный случай, который произошел в результате аварии транспортного средства, расследуется с обязательным использованием материалов расследования аварии (ч. 9 ст. 229 ТК РФ).

Сроки расследования (161,51040)

Расследование несчастного случая нужно провести в течение:

  • трех дней, если пострадавшие получили легкие повреждения здоровья;
  • 15 дней, если пострадавшие получили тяжелые повреждения здоровья или есть погибшие;
  • одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила спустя некоторое время после несчастного случая.

Такой порядок установлен в части 1 пункта 19 и пункте 20 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней:

  • для дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая;
  • для получения медицинских и иных заключений.

Такой вывод позволяют сделать положения статьи 229.1 Трудового кодекса РФ и пунктов 19, 20 Положения, утвержденногопостановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Сроки расследования несчастного случая исчисляются в календарных днях начиная со дня издания приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая (ч. 2 п. 19 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73).

Порядок расследования (161,51041)

При расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает:

  • очевидцев несчастного случая;
  • лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
  • работодателя или его представителя;
  • пострадавшего (по возможности).

Об этом говорится в части 1 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ.

Как правило, материалы расследования несчастного случая включают:

  • приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, схемы места происшествия, фиксирующие обстоятельства несчастного случая;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей, протоколов проверки знаний пострадавшего по охране труда;
  • протоколы опроса очевидцев, должностных лиц, объяснений пострадавших и т. д.

Перечень документов не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии.
Такой вывод можно сделать из положений частей 3 и 4 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ.

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • определяет, кто допустил нарушения требований охраны труда;
  • вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений;
  • решает, были ли действия пострадавшего обусловлены трудовыми отношениями с работодателем;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Порядок осуществления таких проверок закреплен в Регламенте , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. № 1065н .

Оформление результатов расследования несчастного случая на производстве (161,51043)

Если комиссией будет установлено, что несчастный случай является производственным, то составьте акт по форме Н-1, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73, в двух экземплярах (ч. 1 ст. 230 ТК РФ). При групповом несчастном случае такой акт составьте на каждого пострадавшего (ч. 2 ст. 230 ТК РФ).

Кроме того, результаты расследования несчастного случая на производстве должны быть оформлены:

  • актом о расследовании несчастного случая (форма 4) (если речь идет о тяжелом или групповом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом);
  • протоколом осмотра места несчастного случая (форма 7);
  • протоколом опроса пострадавшего или очевидца несчастного случая (форма 6);
  • медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (форма № 315/у);
  • справкой о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (форма № 316/у).

Все несчастные случаи в обязательном порядке фиксируйте в журнале регистрации несчастных случаев на производстве (форма 9) (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).

Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе:

председательствующего Панькова *.*.

при секретаре Трубиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственно учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от 28.02.2002 года недействительным,

Установил:

Государственной учреждение Кузбасской региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 обратился в суд в порядке Главы 24 ГПК РФ с иском к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Заявленные требования истец обосновал тем, что в Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ были предоставлены документы для назначения ежемесячных страховых выплат для возмещения вреда, причиненного здоровью ФИО1. При этом Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ считает, что предоставленный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 не может служить документом для назначения обеспечения по страхованию, так как в Акте не были указаны ряд необходимых сведений. Кроме того, по сведениям ГИБДД г.Прокопьевска дорожно - транспортного происшествия с участием гр-ки ФИО1 на территории г.Прокопьевска зафиксировано не было. Поэтому истец считает, что данный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 нельзя признать действительным.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и пояснил, что основным документом для назначения страховых выплат, является Акт формы Н-1. Однако в данном случае предоставленный Акт был дефектным, не соответствующий требованию действующего трудового законодательства и Постановлению Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года. В связи с чем, просит признать данный Акт формы Н-1 недействительным. Кроме того, из сообщения ГИБДД следует, что на территории г.Прокопьевска ДТП с участием ФИО1 зафиксировано не было.

Представитель ответчика - МУ «Управления здравоохранения Администрации г.Прокопьевска» ФИО4 заявленные исковые требования не признал и пояснил, что в указанном Акте формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ имеются все необходимые сведения требуемые для назначения страховых выплат. Те незначительные недоработки, которые имеют место в данном Акте, не являются основанием для признания данного акта недействительным. Кроме того, Постановление Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года утратило силу в соответствии с Постановление Правительства РФ №5 от 08.01.2003 года. А также Акт формы Н-1 не является нормативным актом, а Фонд социального страхования РФ не уполномочен обжаловать Акт формы Н-1.

Представитель третьего лица ФИО1 - адвокат ФИО5 также считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как Акт формы Н-1 не является нормативным актом и не может быть обжалован в соответствии со ст.251 ГПК РФ. Фонд социального страхования РФ не уполномочен заниматься расследованием несчастных случаев, это является прерогативой работодателя. Фонд социального страхования обязан проверить полноту и достаточность предоставленных документов для назначения страховых выплат и принять Решение в соответствии компетенцией, предоставленной ему Федеральным законом №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Изучив материалы дела, выяснив мнения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», действовавшим в период времени, когда произошел несчастный случай с ФИО1, для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Как следует из Акта №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель исполнил данное требование нормативного акта. Комиссия их трех человек была создана, и расследование несчастного случая было произведено. Таким образом, работодатель признал факт произошедшего несчастного случая на производстве с ФИО1.

В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий): акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании; и др..

При этом согласно ст.15 указанного закона страховщик обязан принять документы для обеспечения по страхованию согласно перечню и решить вопрос о назначении или об отказе в назначении страховых выплат не позднее 10 дней.

Таким образом, законодатель не наделил Фонд социального страхования функцией оспаривания Акта формы Н-1 в судебном порядке.

Кроме того, согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При этом нормативный правовой акт, это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным источником права.

Из чего следует, что Акт формы Н-1 не является нормативным правовым актом и соответственно он не может быть обжалован кем-либо в порядке ст.251 ГПК РФ.

При этом издание Акта формы Н-1 (в любом его виде) не может нарушить права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, принадлежащие Фонду социального страхования РФ.

В связи с чем, суд находит, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 отказать в удовлетворении иска о признании недействительным Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве, произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: *.*. ПАНЬКОВ

Вы вправе вправе адресовать интересующий Ваш вопрос в прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации "в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства" осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Статья 22. Полномочия прокурора
[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Глава 1] [Статья 22]
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 17.01.1992 N 2202-1

В соответствии со статьей 231 Трудового кодекса РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.
В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда. Данным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Согласно 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, данный федеральный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.​

Акт о несчастном случае на производстве в рамках гражданского дела обжаловаться не может. Если гражданин не согласен с содержанием этого акта, то он имеет право обратиться в территориальный орган Роструда для рассмотрения разногласий результатов расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, то есть обжаловать можно только в судебном порядке само решение по составленному акту (оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению) . ​

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.​

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...