Завелась у нас в деревне коррупция. А это беда, скажу я вам, похлеще июньских заморозков. А заразная - что твой свинячий грипп. Глядишь - а уже все повязано. Медичка без шоколадки и в горло не глянет, зато участковый за пузырь любого под замком с сарае сутки продержит. Председатель сельсовета за мзду справки раздает, а без мзды - пендали.

Завалил выпимший Ильюха своим трактором три забора и поросенка бабки Перселенки - и ничо, откупился. Теперь, не саданув стаканюги, к "Беларуське" и не подходит. Поймали Базелиху на димидроле, которым она самогонку бодяжила - тоже утряслось. В результате обпившийся ее бормотухи тракторист ее же и задавил, перед тем как коньки двинуть.

От коррупции одни убытки, а победить ее ну никак не получается. Создали при председателе антикоррупционный комитет - не помогает. Запретили сельским чиновникам собственность за околицей иметь - бесполезно. Ратифицировали мы общим собранием двадцатую статью конвенции ООН - нема толку.

Надоела мне эта возня, и взял я дело борьбы с коррупцией в свои руки. Пошел к сельсовету, звякнул в рельсу. Подождал, пока деды да бабки приковыляют. И говорю:

Скажите мне, граждане и старушки, для чего человек взятку дает?
- Известно для чего, - гудят в толпе, - чтоб хорошее получить, а от плохого убежать.
- Правильно, - говорю, толкуете. А ежели человек сдаст взяточника?
- Дык, тогда он хорошего, за чем гнался, не дождется, а плохого-то огребет.
- Опять в цель. Ну а давайте мы тому, кто взяточника сдал, будем отдавать то, что он хотел.
- ****ю придумал. Вон, Митрич задумал у Харламыча пол-огорода оттяпать. И оттяпает ведь, собака - все видели, как он в амбар председателя из своего мешки таскал. Ну, так ежели он председателя сдаст, то ему пол-огорода и отдавать? А у Харламыча спросил кто? Согласен он свой огород на алтарь борьбы с коррупцией положить?

Тут Харламыч подрывается:
- А вы мне ком-пен-сируйте! Я этого взяточника с потрохами сдам, и пол-огорода забирайте. Только пол-огорода председателева мне отдайте. А вторую половину - придержите до следующей необходимости. У них, сук коррупционных, только полной конфискацией все отбирать надо.

Народ репы чешет - каждый к своей беде предложение примеряет. Если взяточник согласился помочь, значит ничего сверхъестественного у него не просили. Значит, это действительно можно получить. С другой стороны, если любой чиновник знает, что сдать его с потрохами ВЫГОДНО, а плата - конфискация, не станет и рисковать.

Ну ладно, Тимофеич, а что делать с отмазами? - спрашивает из толпы дед Клыпа, - Вот, к примеру, прирежу я по пьяни соседа, договорюсь с участковым, чтоб он не заметил такого бесчинства. Отнесу ему магарыч. И сдам. Так что ж, по-твоему, меня прощать надо? Так я завтра всех резать начну от безнаказанности.
- Никакой безнаказанности! Только наказание, которое тебе полагается, целиком на взяточника переложим. Зафугуем участкового на двадцать лет на нары. С конфискацией, само собой.
- Э-э-э, - орет из задних рядов участковый, - Да пошли вы! Что я, дурак чужую вину на Колыме заглаживать? Хрен вам всем! При таких делах - фигу вам. Все будет по закону, а кто будет взяткой соблазнять - мой наипервейший враг по гроб жисти.

Ну, порешили мы новый порядок учинить, хоть сомнения и мучили. Первое время еще пытался кой-кто взятки брать. Так ведь каждый норовил ГАРАНТИРОВАННОполучить то, что хотел и затрат не понести. Поэтому сдавали их за милую душу. Ну а через недельку, когда пару дураков свое имущество сдали в общественную собственность, да один чудак, кроме того, на год на зону по чужой краже загремел, кончились взятки.

Так и живем без коррупции.

Вот уже несколько лет российское юридическое сообщество работает в режиме бесплатной медико-психологической консультации для "озабоченных процессом борьбы с коррупцией". И несмотря на серьезные усилия государства и общества в этом направлении, главным упреком в адрес законодателя является пресловутая ст. 20 Конвенции против коррупции ООН и ее имплементация в российское законодательство. Снова в публичном пространстве звучит тема ратификации ст. 20 Конвенции против коррупции ООН в связи с петицией по инициативе Навального, собравшей 100 000 подписей. От имени юридического сообщества вынужден принести извинения тем гражданам, кто подписал данную петицию, искренне полагая, что с "ратификацией" 20-й статьи Конвенции коррупция в России будет искоренена.

Так получилось, что уже 2 года подряд я отмечаю День борьбы с коррупцией в эфире Общественного российского телевидения, и с чистой совестью могу порекомендовать и передачу 2014 года, и прогнозы, сделанные относительно борьбы с коррупцией в 2013 году.

Мифы 20-й статьи:

1. Россия не борется с коррупцией по сравнению с развитыми странами.

Обвинения в особой коррумпированности российской элиты, якобы не имплементирующей 20-ю статью Конвенции в своих интересах, выглядят, по меньшей мере, надуманно в свете международного опыта рафитикации и Конвенции в целом, и применения 20-й статьи в рамках национального законодательства. Германия, Ирландия, Новая Зеландия и Япония, которые славятся жестким отношением к коррупции, вообще не ратифицировали Конвенцию ООН. Страны "первой 10-ки" по рейтингу Transparency International не применяют ст. 20 Конвенции ООН. Часть из них (например, Новая Зеландия, разделяющая первое место с Данией в этом рейтинге), не ратифицировали Конвенцию в принципе, другие страны (Канада и Швейцария) сделали оговорку при ратификации о неприменении ст. 20, остальные просто не применяют эту статью, используя оговорки в самой этой статье, иначе говоря, не криминализируют в уголовном законодательстве "незаконное обогащение" (как призер рейтинга Transparency International - Дания и разделяющие вторую строчку рейтинга Финляндия и Швеция). США, ратифицировавшие в 2006 году Конвенцию, до сих пор не имплементировали ст. 20 и не собираются выполнять ее положения, исходя из того, что бремя доказывания законности обогащения возлагается на подозреваемого, что напрямую противоречит принципу презумпции невиновности.

Собственно, постановке вопроса о незаконном обогащении мировое сообщество в принципе обязано странам Латинской Америки, совершенно точно не входящим в число субъектов, формирующих практику борьбы с коррупцией.

2. Конвенция ООН обязательна к исполнению и является документом прямого действия.

Как и все рамочные Конвенции в рамках международного права, Конвенция против коррупции является рамочным документом, который не подвергает сомнению приоритет национального законодательства, системы права при ратификации рамочного документа. Исходя из по преимуществу декларативных целей конвенций, призывающих бороться "за все хорошее, против всего плохого", любой рамочный документ дает возможность его ратификации государствами с многочисленными оговорками и ссылками на национальное законодательство. Конвенция против коррупции - не исключение, достаточно привести в пример ст. 5, прямо указывающую на самостоятельный выбор каждым государством-участником тех правовых механизмов, которые соответствуют национальному законодательству: «Каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции». При этом ст. 4 этой Конвенции подчеркивает суверенное право каждого государства на принятие самостоятельных мер на своей территории, а оговорка о том, что государства принимают решения, основываясь на принципах внутреннего законодательства, в тексте Конвенции встречается 30 раз.

Также анализ текста Конвенции ООН позволяет выявить множество статей, в которых требования к государствам-участникам сформулированы посредством абстрактных формулировок: «проводить эффективную политику», «стремиться» внедрять те или иные инструменты и применять указанные положения.

Сама ст. 20 Конвенции ООН также содержит ряд оговорок, которые оставляют за государством право самостоятельно определять целесообразность применения ее положений - «при условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться…».

3. Только имплементация 20-й статьи Конвенции приведет к победе в борьбе с коррупцией, в противном случае все усилия государства не достигнут цели.

Упрощая развенчание этого мифа для читателя отсутствием ссылок на действующее российское законодательство, скажу лишь, что следование принципу презумпции невиновности, традициям континентального права Конституции РФ не делает менее значимыми законы антикоррупционной направленности, принятые за последние годы. В частности, внедрен контроль над доходами и расходами российских госслужащих, в том числе вменено в обязанность декларирование крупных сделок и сделок, в совокупности превышающих доход чиновника за 3 года. Большое внимание уделяется вопросам конфликта интересов. Своеобразным подведением промежуточных итогов мне видится предельно жесткое выступление руководителя Администрации Президента РФ Сергея Иванова на недавней учебе губернаторов, где в числе прочего прозвучала и мысль, определяющая тренд борьбы с коррупцией в России на среднесрочную перспективу: "К сожалению, сегодня наибольшее внимание уделяется уже выявленным фактам коррупции. Демонстрируются по телевидению задержания, обсуждаются увольнения нечистых на руку чиновников. Однако такая информация порой только подогревает негативные настроения. Дескать, одного поймали, а остальные продолжают воровать. А то и просто только говорят, что наказывают мелкую сошку. Конечно, положение здесь нужно менять. В общественном сознании должно укрепиться понимание того, что любой коррупционер, вне зависимости от должности — это вор. Для его выявления, какую бы должность он ни занимал, полноценно и системно работают все созданные государственные механизмы противодействия коррупции".

В этой связи не могу также не сказать несколько слов о принятом в прошлом году ФЗ-212 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". При всем несовершенстве данного закона, он дает возможность общественности проводить мероприятия антикоррупционной направленности, обеспечивая прямое участие населения в процессе борьбы с коррупцией на всех уровнях. В Общественной палате России мной и моими коллегами в прошлом году была подготовлена Памятка «осуществление общественного контроля в рамках противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления» для использования в деятельности членов Общественных палат всех уровней. В том числе Памятка включает в себя извлечения из положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных преступлений (в зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных). Считая этот документ хорошей иллюстрацией к вопросу о состоянии борьбы с коррупцией в России на сегодняшний день, рекомендую к ознакомлению.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что попытки криминализации незаконного обогащения предпринимались в Европе еще и до принятия Конвенции ООН, однако они не удались. Нет простого и единого способа борьбы с коррупцией, однако в России сегодня тренд борьбы с коррупцией - восходящий, и этот тренд можно считать патриотическим ответом гражданского общества ценностям "общества потребителей".

У российской оппозиции появился новый фетиш в неугасающей борьбе с коррупцией. Им стала инициатива об имплементации в Уголовный Кодекс РФ статьи 20 Конвенции ООН "О борьбе с коррупцией".

Статья 20 Конвенции ООН сформулирована следующим образом: "При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".

Следуя данной формулировке, предлагается ввести в Уголовный Кодекс РФ статью "Незаконное обогащение". Суть ее такова: если у чиновника или должностного лица госкомпании обнаруживается имущество, стоимость которого значительно превышает его задекларированные доходы, это является уголовным преступлением.

На первый взгляд, инициатива интересная, чем и объясняется ее поддержка не только Навальным и маргинальной частью оппозиции, но и Коммунистической партией.

Однако предлагаемый законопроект содержит в себе массу подводных камней, с которыми нам предстоит разобраться.

Ратифицировала ли Россия статью 20 Конвенции ООН

Инициатор Навальный и большинство сторонников законопроекта утверждают, что Россия уклонилась от ратификации статьи 20 Конвенции ООН "О борьбе с коррупцией". Однако это не соответствует действительности, конвенция ратифицирована Россией (в отличие от большинства западных стран) без каких-либо изъятий.

На самом деле, при подписании конвенции Россия сделала толковательное заявление, а именно — указала статьи УК РФ, которые предусматривают наказание за указанные в Конвенции преступления. Незаконное обогащение в этот список не попало по причине отсутствия в УК РФ указанной статьи.

Таким образом, уместно говорить лишь о том, что статья 20 Конвенции в России не применяется. Попробуем разобраться, почему.

Презумпция невиновности и Конституция

Парламентарии вступились за борцов с коррупцией, пишут "Известия" Многих граждан России, сообщающих о коррупционных правонарушениях со стороны собственного руководства в СМИ или в другие структуры, начальники просто выживают со службы. Заявителей о фактах коррупции нужно защищать, заявил депутат Госдумы Илья Костунов.

Главный вопрос состоит в том, как быть с презумпцией невиновности. Согласно ст. 49 Конституции РФ, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Однако предлагаемый законопроект возлагает обязанность по доказыванию законности приобретения имущества на обвиняемого.

Каким же образом оппозиция планирует принять закон, прямо противоречащий Конституции? Ведь такой закон будет ничтожен, поскольку именно Конституция обладает преобладающим действием над всеми остальными нормативными актами.

Оппозиция утверждает, что якобы статья 20 Конвенции ООН против коррупции "носит абстрактный характер", и "формулировка такой нормы может быть адаптирована к основополагающим принципам законодательства РФ, одним из которых является принцип презумпции невиновности". Каким конкретно образом формулировка может быть "адаптирована" — неизвестно.

Более того, складывается впечатление, что инициаторы законопроекта вообще не читали статью 20 Конвенции ООН. Там указано, что возможность введения незаконного обогащения может рассматриваться только "при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов правовой системы".

Таким образом, инициаторы законопроекта предлагают нарушить не только Конституцию, но и саму статью 20 Конвенции ООН.

Гладко было на бумаге

Но предположим, что завтра к власти придут сторонники принципа "взять и поделить", воцарится революционная законность, которой презумпция невиновности и Конституция — не помеха. Но даже в такой ситуации предложенный законопроект просто не будет работать, ибо коррупционеры легко найдут обходные пути. Приведу лишь несколько ситуаций, которые лежат на поверхности.

Допустим, что у какого-то чиновника действительно нашли имущество "не по средствам" и задают вопросы об источниках доходов. Что делает чиновник? Он просто идет к своему доверенному лицу (например, знакомому бизнесмену) и "занимает" у него требуемую сумму задним числом. Потом сообщает об этом следователю, показывает ему документы, подтверждающие факт получения суммы (вот он, источник для приобретения имущества) — и вежливо улыбаясь, просит прекратить расследование. Поскольку никаких незаконных доходов не было, а сумму для приобретения имущества он просто занял у своего хорошего знакомого.

Более простой способ. Все имущество и деньги будет оформлено на родственников, а если что-то позарез требуется чиновнику в личном пользовании, он может получить это имущество "обратно" по договору дарения. Закона, который бы запрещал принимать от близких родственников такие подарки, не существует, подарки чиновникам запрещено принимать только в связи с осуществлением ими должностных обязанностей.

Учитывая, что у многих чиновников дети "по странному совпадению" — бизнесмены, то для госслужащих подтвердить источник доходов совсем не проблема.

Есть, наконец, третий способ, который давно используется при отмывании денег. Оформляется "выигрыш" в казино либо ином подобном заведении, а деньги вполне легально декларируются. С этого момента они считаются законной собственностью чиновника, и могут быть использованы в любых целях.

Как обстоят дела с 20 статьей Конвенции на Западе

Именно в силу вышеуказанных причин большинство стран Запада (Нидерланды, Бельгия, Италия, Португалия, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Испания, Швеция, Дания и отчасти Франция) не обзавелись статьей "незаконное обогащение". Германия, Новая Зеландия, Чехия и Япония — те вообще не ратифицировали конвенцию ООН о борьбе с коррупцией.

Тем не менее, отсутствие такой статьи не мешает этим странам эффективно бороться с коррупцией. Западные борцы с коррупцией прекрасно понимают, что обилие законов еще не гарантирует порядка. Надо научиться исполнять имеющиеся законы, а не "хотеть странного".

В России есть достаточный набор правовых инструментов для борьбы с коррупцией, включая обязательное декларирование имущества и тщательные проверки достоверности этих сведений. Этими вопросами занимается, в частности, Управление Президента по противодействию коррупции.

Истинная цель инициативы — банальный политический пиар

Осталось понять, зачем тогда оппозиция во главе с Навальным затеяла эту инициативу? Ответ лежит на поверхности.

Как пишет депутат от КПРФ Иван Мельников, КПРФ уже вносила такой же законопроект на рассмотрение Госдумы. Его было предложено доработать в связи с конкретными претензиями. По утверждению Мельникова, об этом Навальный прекрасно знал: "Почему нужно игнорировать факт наличия этого законопроекта и затевать такую же точно инициативу? Ответ я нахожу только один: извините, но, видимо, статья 20 волнует Фонд борьбы с коррупцией всё-таки меньше, чем собственный пиар. "

В очередной раз убеждаюсь, что этих людей и продвигаемые ими инициативы просто нельзя воспринимать серьезно. Любая проблема для них — лишь средство для повышения собственной узнаваемости и дискредитации власти.

Всем сторонникам доморощенных "борцов с коррупцией" можно лишь пожелать: учитесь думать своей головой, не позволяйте это делать за вас "мыслителям года" с сомнительной репутацией.

Вчера инициатива Навального о введении уголовной статьи «незаконное обогащение» набрала 100 000 голосов.
О своем отношении к данной инициативе, ее теоретических и практических недостатках подробно высказывался .

Вопрос о том, ратифицировала ли Россия ст. 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией - это вопрос исключительно юридической грамотности, которой не хватает авторам инициативы про «незаконное обогащение».

Напомню, что глава Администрации Президента Сергей Иванов заявил , что Россия ратифицировала Конвенцию о борьбе с коррупцией, включая и статью 20.

В ответ Навальный разразился пространным опровергающим постом .

Так кто же в итоге прав?

Конвенция (включая статью 20) действительно ратифицирована Россией без каких-либо изъятий. В этом вы можете убедиться сами: http://base.garant.ru/12145648/

Из текста документа видно, что Россия при ее подписании сделала толковательное заявление, перечислив составы преступлений, которые уже имеются в ее Уголовном кодексе. Поскольку такой статьи, как незаконное обогащение, в УК РФ не было, поэтому и было сделано соответствующее заявление о незаконном обогащении.

Этой же позиции придерживается и Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Косачев:

«РГ: Что означает такое понятие, как «толковательное заявление» в отношении Конвенции ООН, которое сопровождало ее ратификацию в 2006 году?
- С юридической точки зрения инициатива коммунистов о «до-ратификации» Конвенции ООН выглядит безграмотно. Они не понимают разницы между «оговоркой», на которую имеет право каждое государство при подписании многостороннего договора, и «толковательным заявлением», которое никоим образом не отражается на обязательствах и правах государства, подписавшего международный договор и сделавшего при этом заявление. Так вот, в нашем случае речь идет именно о толковательных заявлениях, которые сопровождали ратификацию в 2006 году. Мы ратифицировали Конвенцию целиком, без каких-либо изъятий, и дополнительных «до-ратификаций» поэтому не требуется.»
http://www.rg.ru/2011/07/23/kosachev-site.html

Далее, «мыслитель года» утверждает, что якобы «Минюст готовил предложения по ратификации 20й статьи». Это, мягко говоря, не соответствует действительности, в чем вы можете убедится, пройдя по ссылке из поста «мыслителя» .

Речь идет о том, что инициаторами законопроекта была группа депутатов, а Минюст лишь писал заключение по законопроекту (такова его обязанность в рамках законодательного процесса).

Увы, к сожалению, Председатель Конституционного суда РФ не является экспертом в области международного права, и вслед за Навальным не способен отличить ратификацию от толковательных заявлений.

Это всего лишь частное мнение Председателя КС РФ. Интересно, оно выражено хоть в одном решении КС РФ? Ведь только они имеют силу закона.

Увы, нет. Зато есть решения КС РФ, в которых выражена прямо противоположная позиция - например, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П и от 24 июня 2009 года № 11-П.

Наконец, напомню, что Конституционный суд - это не законодательный орган, и мнение его Председателя относительно принятия новых законов с юридической точки зрения ничего не значит. Конституционный суд имеет право только трактовать существующие законы, а не принимать новые.

Впрочем, за юридической «безграмотностью» может скрываться иная, «грамотная» и реальная цель данной инициативы.

Как депутат от КПРФ Иван Мельников, его партия уже вносила такой же законопроект на рассмотрение Госдумы. По утверждению Мельникова, об этом Навальный прекрасно знал: «Почему нужно игнорировать факт наличия этого законопроекта и затевать такую же точно инициативу? Ответ я нахожу только один: извините, но, видимо, статья 20 волнует Фонд борьбы с коррупцией всё-таки меньше, чем собственный пиар. "