Понятие и виды допросов. Тактика допроса и очной ставки


Общая задача допроса заключается в получении полных и достоверных сведений о расследуемом событии, т.е. таких сведений, которые соответствуют действительности. Достоверность получаемых следователем сведений зависит от позиции допрашиваемого лица -- желает оно давать правдивые показания или намерено скрывать правду. Таким образом, следователь, в целях получения достоверных сведений от допрашиваемого лица, должен: а) зафиксировать в протоколе правдивые и достоверные показания; б) вскрыть возможное добросовестное заблуждение допрашиваемого лица и оказать ему помощь в правильном воспроизведении ранее воспринятых обстоятельств; в) изобличить во лжи лицо, умышленно скрывающего правду, и добиться получения от него правдивых и достоверных показаний.

Виды допроса: 1. По процессуальному положению допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста. 2. В зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего, малолетнего. 3. В зависимости от того, допрашивалось ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.

Структурно допрос состоит их трех этапов: подготовительного (подготовка допроса), рабочего (собственно допрос) и заключительного.

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события, которые их заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда это обусловливается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК).

Повестка адресуется одному из родителей или опекуну, попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке о вызове свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, не упоминается об ответственности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также свидетеля и потерпевшего за уклонение от явки в органы предварительного расследования.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте допрос до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК).

В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей (ч. 1 ст. 191, ст. 426 УПК)

Подготовка к допросу - одно из основных условий получения от допрашиваемого достоверных и полных показаний. При этом следователю необходимо:

1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу, несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего.

2. Определить день и время допроса. Актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока он сможет давать показания.

3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т. п.), черты характера (упрямство, лживость и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего. Поэтому необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения получения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4. Определить круг участников допроса и обеспечить их явку, имея при этом в виду, что: 1) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК); 2) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 3 ст. 425 УПК); 3) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 4 ст. 425 УПК).

Кроме того, в случае необходимости может быть приглашен переводчик или лицо, владеющее навыками судоперевода (ст. 59, 169 УПК).

Решая вопрос об участии перечисленных лиц в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или обвиняемого, следует руководствоваться требованиями закона и учитывать ряд тактических соображений.

Выбор педагога должен осуществляться с учетом возраста допрашиваемого и ряда других факторов. В частности, допрос малолетних свидетелей целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.

5. Подготовить доказательства, которые будут предъявлены во время допроса, предусмотрев возможные аргументы на случай, если допрашиваемый попытается их опорочить или опровергнуть.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому - следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля. Если между несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому (обвиняемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей, нужно иметь в виду следующее. Вызов указанных лиц целесообразен, когда без них невозможно установить контакт с допрашиваемым. Если роль родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям либо их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего, то этих лиц нежелательно вызывать для участия в допросе.

Участие в допросе несовершеннолетнего его законных представителей крайне нежелательно, если предметом допроса являются их действия.

С собой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии родителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания потерпевшей усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, нужно выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) его родителей следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т. п.

Присутствие врача при допросе несовершеннолетнего может быть признано необходимым в случае отсталости допрашиваемого в физическом или психическом развитии, а также в случае его болезни.

6. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно: а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права; б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний свидетель (потерпевший) неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

7. Составить план беседы с допрашиваемым на подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а поэтому в ходе подготовки к допросу нужно определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной, и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.

8. Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому лицу. Вопросы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т. п.

Составляя планы беседы и допроса, целесообразно получить консультацию педагога, врача и поинтересоваться у родителей или других законных представителей, какие вопросы они считают необходимым задать несовершеннолетнему во время допроса.

9. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, с тем, чтобы не пришлось приводить их в рабочее состояние во время допроса.

восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий;

оказание мнемической помощи допрашиваемому в целях более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

диагностика причин замалчивания допрашиваемым отдельных обстоятельств преступного события, психическое содействие в преодолении «барьеров умолчания», нейтрализация побуждающих к этомуі мотивов; я

диагностика и изобличение ложных показаний; Ш

оказание правомерного психического воздействия на допрашивае-* мое лицо в целях получения правдивых показаний.

Намечая стержневую линию допроса - систему узловых вопросов, необходимо уяснить и по возможности хронологически систематизировать совокупность исходных данных.

В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговоркам, ибо нельзя заранее знать, что в расследуемом уголовном деле окажется главным, а что второстепенным. Повышенное внимание должно проявляться и к умолчани-

ям, уходу от темы, нарушениям последовательности в ихюжении событий. Специальному анализу следует подвергать и слишком детальные описания с учетом предельных возможностей симультанного (одномоментного) восприятия и оперативного запоминания (пять объектов при симультанном восприятии и не более двух изменяющихся параметров при оперативном запоминании).

Показания, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаимного расположения, требуют тщательной перепроверки. При этом следует учитывать возможные эффекты иллюзий, взаимовлияния цветов и другие факторы психологии восприятия. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца расследуемого события, физические условия восприятия, адаптированность и сенсибилизированность сенсорных систем наблюдателя, его личностную и ситуативную аперцептивность, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность.

При выявлении отдельных деталей события активизируется ассоциативная память допрашиваемого лица. Следователь, дознаватель может сталкиваться и с проявлениями речевой пассивности допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя, существенное значение приобретает его ориентация в типе речевого поведения допрашиваемого субъекта.

Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут образовывать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны речевого поведения.

В речевом контакте субъект не только решает конкретные задачи общения, но и реализует определенную личностную сверхзадачу: стремится создать хорошее впечатление о себе, продемонстрировать высоко ценимые им качества (лояльность, правдолюбие, информированность, независимость и т. п.). Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, они с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации.

Люди по-разному реагируют и на попытки их речевой активизации: одни легко откликаются на эмоциональные, содержательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для них существенно выговориться, высказаться по личностно доминирующим проблемам, проявить соответствующую

осведомленность; вопросы собеседника они «подтягивают» к своим «больным» темам. Иные склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, к пространным репликам, к продолжению любой предложенной темы.

Тактическое обеспечение допроса имеет разносторонний, многогранный характер. В целях получения полных, правдивых показаний допрашиваемых лиц применяются различные тактические приемы. В основном для собирания достоверной информации, получаемой от допрашиваемых лиц, применяются приемы и правила логико-психологической природы. В их круг, в частности, включаются следующие:

1) создание благоприятных условий для продуктивного проявле- л ния психических способностей носителей искомой информации (например, путем активизации воспоминаний допрашиваемого лица на базе временной, предметной, событийной, пространственной, образной ассоциации, проведения допроса на месте расследуемого преступного события);

2) использование психологической реакции носителя информации на действия следователя, дознавателя (например, путем предъявления допрашиваемому предмета - вещественного доказательства);

3) использование следователем достоверных знаний или предположений о действиях, которые, исходя из психологических или иных особенностей носителя информации, он мог когда-то совершить, с демонстрацией этих знаний и результатов их реализации в присутствии допрашиваемого (например, путем обращения внимания владельца квартиры, в которой произошла инсценировка кражи, грабежа, на обнаруженные следы инсценировки);

4) намеренное побуждение носителя искомой информации к определенному поведению (например, даче правдивых показаний, проявлению так называемой виновной осведомленности) путем использования известных психических особенностей данного человека и ожидаемой с его стороны естественной реакции на соответствующие действия следователя, дознавателя.

В случае отказа какого-либо субъекта давать показания широко применяется метод убеждения. При его реализации рекомендуется выяснить мотивы и причины отказа, привлечь внимание к положительным сторонам личности собеседника и его поведению в быту, на работе, в прошлом или настоящем. Наряду с этим указанный метод может быть реализован на основе:

обращения к здравому смыслу собеседника, разъяснения возможности наступления нежелательных последствий правового характера

для него самого или других лиц в случае отстаивания неоптимальной позиции, объяснения социальной значимости его поведения и сведений, которыми он располагает;

оглашения и анализа собранных данных, уличающих собеседника в неискренности;

демонстрации возможности результативного решения анализируемой задачи независимо от позиции собеседника;

уведомления, что следователь располагает информацией об исследуемом факте, но собранные сведения могут быть оглашены лишь после того, как о нем сделает сообщение участник проводимого следственного действия;

проявления интереса к второстепенным, незначительным моментам и деталям на фоне подчеркнутого невнимания к основным элементам исследуемого преступного события для создания преувеличенного представления о характере и объеме осведомленности следователя;

демонстрации по ходу допроса осведомленности следователя, дознавателя об обстоятельствах и деталях жизнедеятельности допрашиваемого лица (на основе знаний, полученных заблаговременно путем тщательного изучения его прошлого) в целях создания у допрашиваемого представления о том, что следователю все известно, включая обстоятельства расследуемого события и его роль в нем.

Получению искомой информации путем допроса способствует тактически грамотное предъявление вещественных доказательств. Особенно эффективным это средство тактического воздействия может быть в отношении лиц, отказывающихся сообщить известные им сведения, а также лиц, дающих ложные показания.

Ложь - это средство управления поведением других людей путем их дезинформации. Однако ложь не «явление в себе», она распознаваема. В сознании лжеца «конкурируют» две сферы возбуждения: очаг чувственно бедных ложных конструкций, тормозимый субъектом, и непроизвольно функционирующий очаг живых образных представлений подлинного преступного события.

Лицо, противодействующее досудебному следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в противоборство, прогнозирует его возможные действия, пытается осуществить рефлексивное управление деятельностью следователя, оценивает, как эти показания воспринимаются и используются им. Следователю как бы предлагаются основания таких решений, в которых заинтересован допрашиваемый. При этом можно выделить два варианта ложных показаний: ложь активную и ложь пассивную.

При активной лжи допрашиваемый стремится создать целостную псевдомодель криминального события, увязать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, соотнести их с определенным местом и временем. Однако ряд повторных детализирующих допросов неизбежно ведет к вариациям вымысла, к нестыковке отдельных узлов псевдомодели расследуемого события, причем чем меньше правды в показаниях, тем успешнее происходит их изобличение.

Большую сложность представляют случаи, когда допрашиваемый, хорошо знающий обстоятельства уголовного дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Но даже единственная вымышленная деталь криминального события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявле- л

Поэтому важными задачами допроса и досудебного расследования ■ в целом являются распознавание ложных показаний и преодоление \ установки на них допрашиваемого лица. Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя бедностью эмоционального фона и косной неизменяемостью, тогда как образные представления характеризуются соответствующей динамикой и эмоциональной насыщенностью. Одна и та же стереотипная речевая формулировка в показаниях нескольких лиц, как правило, свидетельствует о сговоре в даче ложных показаний. Иногда лгущий утрирует свое «незнание», что также изобличает его. Кроме того, он не осведомлен, как продвигается расследование, какими уличающими его доказательствами уже располагает следствие.

Распознавание и преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требуют от следователя, дознавателя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к «раскрытию» данной личности, анализа тех ситуаций, в которых человек делает откровенные признания. Следователь, дознава- А тель должен также определить границы зоны контроля (какая именноЯ истина скрывается, камуфлируется ложными утверждениями). 1

Допрос - это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.

Ст. 187 УПК РФ устанавливает, что д опрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.

Значение допроса как следственного действия:

  • для следователя показания - источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательства;
  • для подозреваемого и показания - средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения.

Допрос представляет собой процесс передачи информации о расследуемом событии или связанных с ним обстоятельствах и лицах. Эта информация поступает к допрашиваемому в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний - от восприятия до передачи информации - носит психологический характер ; на всем его протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные и субъективные факторы, действие которых в конечном счете так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний. Такими, например, объективными факторами, препятствующими восприятию расследуемого события или его элементов, являются неблагоприятные погодные условия, отдаленность наблюдателя от места события, кратковременность этого события или наблюдения и т. п.

Точно так же влияют и субъективные факторы: сильное возбуждение, страх, утомление, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т. п. Действие всех этих факторов, специально изучаемых наукой судебной психологии, должно быть хорошо известно следователю. Он также должен знать основанные на данных судебной психологии тактические приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся в памяти допрашиваемого информации.

Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить. Круг тех обстоятельств, которые следователь намерен выяснить, называется предметом допроса, К их числу относятся обстоятельства, связанные с самим событием преступления (его способом, местом совершения, временем, последствиями и пр.); устанавливающие или опровергающие виновность определенных лиц и мотивы их действия, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также относящиеся к характеру и размеру ущерба, причиненного преступлением. В предмет допроса могут входить обстоятельства, способствовавшие совершению преступного акта, любые другие данные, значимые для установления истины по расследуемому делу.

Предмет допроса зависит как от процессуального положения допрашиваемого, так и от того, какой информацией он может располагать.

Виды допросов

1) В зависимости от процессуального положения :

    • допрос свидетеля;
    • допрос потерпевшего;
    • допрос подозреваемого;
    • допрос обвиняемого;
    • допрос эксперта.

Особым видом является допрос на очной ставке .

2) По возрасту допрашиваемых лиц:

    • допрос малолетнего;
    • допрос несовершеннолетнего;
    • допрос взрослого;
    • допрос престарелого.

3) По последовательности проведения:

    • допрос первичный (или первоначальный - его предмет выясняется в полном объеме, за исключением тех случаев, когда по тактическим соображениям следователь считает необходимым не касаться тех или иных обстоятельств, выяснение которых связано с предварительным проведением других следственных действий);
    • допрос повторный (следователь вновь обращается к выяснению всех или некоторых обстоятельств, о которых допрашиваемый уже давал показания. Целями повторного допроса являются: детализация ранее полученных показаний, их уточнение; получение повторных показаний для сравнения их с первоначальными на предмет выявления возможных противоречий; склонение допрашиваемого изменить позицию и дать правдивые показания);
    • допрос дополнительный (процесс выяснения тех обстоятельств дела, о которых раньше речь не шла; его задача - восполнить уже полученные показания).

4) По субъекту проведения - допрос, проводимый:

Виды допроса . Учитывая зависимость от процессуального положения допрашиваемого различается допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта. По возрасту допрашиваемых лиц допрос подразделяется на допрос малолетнего, несовершеннолетнего, взрослого, престарелого. По последовательности проведения – допрос первичный, повторный, дополнительный. По субъекту проведения – допрос, проводимый следователем, лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела, судом.
Стоит отметить, что особой разновидностью допроса будет допрос на очной ставке. По качеству получаемых сведений допрос подразделяется на допрос лица, дающего заведомо ложные показания, и допрос лица, кᴏᴛᴏᴩое сообщает правдивые сведения. Показания правдивого лица могут подразделяться на достоверные, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие истине, и не достоверные, когда допрашиваемый в силу разных причин допускает в ϲʙᴏих показаниях различные неточности, искажения, пробелы. Учитывая зависимость от складывающихся взаимоотношений с допрашиваемым различается допрос в конфликтной ситуации и допрос в бесконфликтной ситуации.

Стадии допроса

Стадии допроса . Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса: предварительная, ϲʙᴏбодного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Кстати, эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия ϲʙᴏбодного рассказа – ϶ᴛᴏ допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с кᴏᴛᴏᴩыми лицо вызвано для дачи показаний. В ϶ᴛᴏй стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно исключительно при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства. Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Стоит заметить, что они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер.

Ход и результаты допроса оформляются в его четвертой, завершающей стадии .

Подготовка к допросу

Подготовка к допросу. Необходимым условием получения на допросе достоверных и полных сведений будет тщательная подготовка к его проведению. Подготовка содержит в себе: а) специальное изучение с ϶ᴛᴏй целью материалов уголовного дела; б) определение предмета допроса, т.е. круга обстоятельств, по кᴏᴛᴏᴩым крайне важно получить показания; в) изучение психологических особенностей допрашиваемого, его морально-волевого облика, отношения к делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде всего с обвиняемым и потерпевшим; г) изучение имеющихся доказательств и подготовку их к наиболее эффективному использованию; д) обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц (педагога, законного представителя несовершеннолетнего, переводчика, эксперта и т.д.), а также в случае необходимости специалистов; е) проверку готовности научно-технических средств (например, звуковидеозаписывающей аппаратуры)

Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать формулировку вопросов, их последовательность. Ему нужно прогностически оценить как отреагирует допрашиваемый на то или иное доказательство, предусмотреть варианты ϲʙᴏих аргументов, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить имеющиеся доказательства.

В случае если по делу требуется провести допросы нескольких лиц, то целесообразно определить их последовательность. По общему правилу сначала допрашиваются те лица, кᴏᴛᴏᴩые располагают наиболее важной информацией (о происшедшем, свидетелях, очевидцах, других источниках доказательств) или в силу разных причин могут по истечении времени забыть отдельные обстоятельства или детали происшедшего (например, в силу малолетнего возраста, болезни и т.п.) Раньше других допрашиваются лица, находящиеся в какой-либо зависимости от подозреваемого (обвиняемого), с тем, ɥᴛᴏбы последний не успел повлиять на них. Не следует торопиться с допросом тех, кто легко может передать другим о том, чем интересуется следователь.

При наличии нескольких обвиняемых в числе первых допрашиваются те, от кого предполагается получить правдивые показания (лица, впервые участвовавшие в совершении преступления, игравшие второстепенную роль, а также лица, в отношении виновности кᴏᴛᴏᴩых следователь располагает убедительными доказательствами)

Важно знать, что большое значение имеет способ и порядок вызова на допрос (повесткой, по телефону, через родных, близких и т.п.) Надо заранее определить время, кᴏᴛᴏᴩое займут допрос и фиксация показаний. В случае если предстоит провести несколько допросов, то целесообразно спланировать их так, ɥᴛᴏбы допрашиваемые не тратили время на ожидание и исключалась возможность какого-либо нежелательного их общения между собой.

Завершается подготовка к допросу составлением письменного плана, в кᴏᴛᴏᴩом обозначаются все основные параметры допроса – время, задачи, круг выясняемых вопросов, их последовательность, доказательства, кᴏᴛᴏᴩые могут понадобиться.

Психологическая подготовка следователя к допросу. При подготовке к проведению допроса следователь должен определить его цель и задачи с учетом конкретных обстоятельств, т. е. создать информационную базу допроса, предварительно знакомясь с личностью допрашиваемого, его социальным положением и психическими возможностями. Для этого следователь, кроме материала дела, может запросить характеристики на интересующих его лиц и допросить близких родственников допрашиваемого лица для установления его образа жизни, связей и привычек. Готовясь к производству допроса, следователь может составить его план , содержащий ряд вопросов, на которые нужно получить ответы:

Обстоятельства или условия совершения преступления;

Мотивы преступления;

Способ совершения преступления;

Способ его сокрытия;

Отношение обвиняемого к содеянному.

Правильная постановка вопросов может создать у обвиняемого впечатление об осведомленности следователя по расследуемому делу.

При расследовании убийств в первую очередь выявляются свидетели, которым что-либо известно об обстоятельствах убийства, внешности преступника и его взаимоотношениях с потерпевшим. При расследовании краж сначала допрашивается потерпевший, у которого выясняют способ совершения кражи, количество и приметы похищенного и круг лиц, знавших о месте хранения в квартире ценных вещей. По делам об изнасилованииследователь должен быть предельно тактичен и, помня о психотравмированности потерпевшей, деликатно задавать ей вопросы, касающиеся совершения данного преступления.

Готовясь к проведению допроса, следователь должен решать также вопрос о последовательности допроса различных участников процесса, учитывая их психологию и позицию по отношению к обвиняемому.

Постановка вопросов следователем при производстве допроса. На допрашиваемого психически воздействует не только содержание вопросов, но и их последовательность, а эффективность вопроса следователя при допросе зависит от его определенности, лаконичности и простоты конструкции. Законом запрещены наводящие вопросы.



Вопросы, задаваемые следователем, условно подразделяются на такие группы:

– нейтральные вопросы, формулировка ответов на которые полностью зависит от следователя;

– разделительные вопросы (по принципу «или – или»);

– альтернативные вопросы, требующие или положительного, или отрицательного ответа;

– вопросы косвенного внушения, предоставляющие право выбора между двумя ответами;

– вопросы ложного содержания, которые являются приемом психического насилия.

Психологические особенности допрашиваемых лиц. При производстве допроса следователь может судить о возможной динамике поведения допрашиваемого по качествам его темперамента. Так, лицо с сильным типом высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник) более устойчиво к резким воздействиям, а меланхолики более чувствительны к различным событиям. Анализируя особенности личности допрашиваемого, следователю требуется выявлять особенности принятия такой личностью решений, поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, пониженный или повышенный уровень притязаний и т. п.

Психологические особенности отдельных стадий допроса. В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи:

Устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливает его личность и разъясняет цель его прихода к следователю;

Разъясняет допрашиваемому положения ст. 51 Конституции РФ и его процессуальные права и обязанности, что подписывается допрашиваемым;

Устанавливает взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу фигурантами.

После решения данных задач следователь может сделать предварительные выводы о предстоящей тактике допроса в конкретной ситуации и начать устанавливать коммуникативный контакт с допрашиваемым.

Коммуникативный контакт – это система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, который основан на обратной связи. Для допрашиваемого лица наиболее важны первые слова следователя, а также его внешний вид и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству. Иными словами, следователь не должен допустить ничего, что могло бы вызвать негативное отношение к нему со стороны допрашиваемого лица.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не дают правдивых показаний, часто связывают этот факт с отрицательным поведением следователя, его грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь должен твердо усвоить такое правило: среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть врагов .

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса , суть которой составляют:

Восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

Оказание мнемической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

Получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

Установление причин умышленного замалчивания допрашиваемого об отдельных событиях преступления;

Изобличение ложных показаний;

Оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит:

В выяснении мотивов такого противодействия;

Во вторичном уточнении деталей показаний;

В анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий;

В изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо , ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

Психология допроса потерпевшего. При подготовке к допросу потерпевшего следователь должен помнить о том, что часто, находясь под впечатлением произошедшего, потерпевший излишне эмоционален или, наоборот, преступление вызвало у него состояние охранительной заторможенности, одним словом, преступное событие деформирует логическое мышление потерпевшего. Именно поэтому взаимодействие следователя с потерпевшим необходимо строить с учетом психического состояния потерпевшего, который ищет у правоохранительных органов защиту. Малейшее невнимание со стороны следователя может усилить отрицательное эмоциональное состояние потерпевшего и привести к затруднению в общении при производстве допроса. Задача следователя заключается в заверении потерпевшего в том, что преступление будет полно и объективно расследовано , т. е. он должен успокоить потерпевшего.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Привлечение к уголовной ответственности является весьма драматичным обстоятельством в жизни человека, так как в этот период повышается уровень его тревожности, отчаяния и обреченности, в ряде случаев возможны агрессивность и активное противодействие правоохранительным органам. Очень драматичной бывает ситуация, когда к уголовной ответственности привлекается невиновное лицо, что полностью дезорганизует его психику. Это приводит к особой агрессивности его поведения, иногда к самооговору, а в некоторых случаях – к суициду.

Процессуальное положение подозреваемого отличается от процессуального положения обвиняемого, но имеет и сходные черты, заключающиеся в том, что в обоих случаях следователь разъясняет им ст. 51 Конституции РФ, суть которой состоит в том, что подозреваемый и обвиняемый могут не давать показаний ни против себя, ни против своих близких.

В ходе допроса подозреваемому должны быть заданы вопросы, ответы на которые следователю известны, таким образом выясняется позиция подозреваемого по отношению к правоохранительным органам. В дальнейшем допрос должен быть организован таким образом, чтобы у подозреваемого не возникло сомнений о неосведомленности следователя о совершенном преступлении. Сам же следователь должен помнить о том, что допрашиваемое лицо, возможно, оказалось в роли подозреваемого в силу оговора, ошибки свидетелей или их заблуждения, поэтому следователь должен выделить группу обстоятельств, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. В процессе допроса следователь анализирует осведомленность подозреваемого по поводу совершенного преступления путем косвенных вопросов, как бы далеких от расследуемого преступления. Драматичной ситуацией может стать самооговор, который может быть спровоцирован психическим состоянием подозреваемого в результате стресса, возникшего из-за просчетов следователя, его ошибочных подозрений, нарушающих права личности. Разоблачить самооговор можно проведением детального повторного допроса и ряда следственных действий, в ходе проведения которых выявляются заученность и схематичность показаний, а также неспособность лица, подозреваемого в совершении преступления, сообщить факты о преступлении, которые могли быть известны только ему одному.

Допрос обвиняемого проводится по конкретно предъявленному обвинению.

При допросе обвиняемого следователь должен учитывать некоторые психические особенности-состояние подавленности, депрессии, страха перед наказанием, а также исключительную заинтересованность в исходе дела. Особый акцент следователь должен делать не на признании вины, а на глубоком раскаянии , которое в итоге содействует полному и всестороннему расследованию преступления.

Изобличение ложных показаний. Лицо, дающее ложные показания, противодействует следствию. Чувствуя это, следователь должен прибегнуть к повторным и детализирующим вопросам, которые неизбежно приведут к расхождениям в показаниях, данных ранее.

Установив, что дающий показания лжет, следователь должен выбрать соответствующую тактику поведения: либо изобличить лжеца при попытках ввести следствие в заблуждение, либо разрешить ему давать ложные показания, с тем чтобы изобличить его в дальнейшем.

Выбор тактики при производстве допроса зависит от личностных качеств допрашиваемого лица.

Разновидностями ложных показаний являются :

– сокрытие преступления;

– маскировка, т. е. утаивание истинных преступных намерений;

– инсценировка, т. е. искусственное создание определенной обстановки для введения следствия в заблуждение;

– демонстративное, вызывающее поведение;

– ложное алиби, т. е. отрицание своего присутствия на месте преступления во время его совершения.

При установлении факта ложных показаний следователь должен, как было замечено ранее, задать детализирующие повторные вопросы. Другой тактический прием предполагает однотипные вопросы, задаваемые в разной последовательности , и проведение ряда проверочных следственных действий с использованием приемов правомерного психического воздействия .

Зачастую допросы проводятся с применением приемов психического воздействия, которые основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Ложность показаний допрашиваемого может быть изобличена следователем с помощью имеющихся в деле доказательств, а также воздействия на психическое состояние обвиняемого путем формирования у него преувеличенного представления об информированности следователя . Для этого следователь должен использовать правила верного и эффективного предъявления доказательств:

Перед тем как предъявить доказательства, необходимо задать обвиняемому такие вопросы, которые позволят исключить его нейтрализующие уловки;

Доказательства, изобличающие вину обвиняемого, следует применять в целесообразных ситуациях, на фоне его психического расслабления;

Доказательства предъявляются по мере их значимости;

По каждому доказательству необходимо получать объяснения, которые заносятся в протокол;

В случае признания ложности ранее данных показаний следует незамедлительно записывать новые показания с удостоверением их подписью допрашиваемого.

Основным средством психического воздействия на допрашиваемого являются обоснованные вопросы следователя.

Условием для успешного проведения допроса является превосходство рефлексирующей деятельности следователя над рефлексирующей деятельностью обвиняемого. Зачастую позиция запирательства обвиняемого может перерасти в межличностный конфликт. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает проведение допроса обвиняемых, имеющих физические и психические недостатки, только в присутствии защитника. Однако, ощущая поддержку со стороны защитника, противодействующее лицо зачастую укрепляется в своей ложно занятой позиции, поэтому следователь должен правильно определять, когда защитник может задавать вопросы в процессе допроса. Участие защитника, тем не менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину обвиняемого обстоятельствам.

Психология допроса свидетелей . В соответствии с законом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Показания свидетеля как источник доказательств подразделяются на:

Прямые, основанные на непосредственном восприятии существенных для данного дела обстоятельств;

Косвенные, основанные на сообщениях других лиц, с указанием такого источника информации.

Очевидно, что вначале должны быть допрошены свидетели, способные дать наиболее достоверные показания. В процессе свободного рассказа следователь слушает свидетеля, не прерывая его, а затем задает ему вопросы для выяснения условий формирования у свидетеля образных представлений и установления фактических данных, которые легли в основу его оценочных суждений. Законом запрещены наводящие вопросы, содержащие прямую подсказку ответа. Особое внимание следователь должен обращать на оправдательный или обвинительный уклон свидетельских показаний. Обвинительные показания свидетеля выступают в виде активной лжи, а оправдательные – в виде умалчивания, т. е. пассивной лжи, которая зачастую связана с его нежеланием общаться с правоохранительными органами. Такому обстоятельству могут содействовать частые и необоснованные вызовы к следователю, его некорректное поведение по отношению к свидетелю и т. п.

Следователь должен отличать ложные показания от заблуждения , с этой целью необходимо детально выяснить условия восприятия событий непосредственно свидетелем, его сенсорные возможности.

Психология допроса несовершеннолетних. Особенности допроса несовершеннолетних заключаются в том, что они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти .

Чтобы установить психологический контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам несовершеннолетних. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа.

Психология допроса на очной ставке . Допрос на очной ставке представляет собой разновидность профессионального общения, происходящего в специально предусмотренном процессуальном режиме (ст. 192 УПК РФ). Характерной особенностью такого общения, влияющего на коммуникативные процессы во время очной ставки, является участие в нем, как правило, трех участников уголовного процесса: следователя (иногда допрос на очной ставке проводят два следователя или следователь и прокурорский работник) и двух допрашиваемых лиц, которыми могут быть свидетели, потерпевшие, обвиняемые, подозреваемые.

Другая особенность очной ставки коммуникативного характера состоит в том, что она проводится только при наличии существенных противоречий в показаниях ранее допрошенный лиц , тем более когда один из них изобличается в лжесвидетельстве. В подобных случаях конфликт становится своего рода средством разрешения противоречий. Поэтому межличностный конфликт допрашиваемых лиц иногда специально обостряется следователем путем постановки перед ними таких вопросов, которыми они изобличают друг друга.

Результативность очной ставки во многом зависит от ее подготовки следователем. Прежде всего следует обращать внимание на интеллектуальные (память, мышление, речь), волевые качества, свойства характера будущих участников очной ставки, особенно тех лиц, которые дали правдивые показания и намерены подтвердить их: способность активно отстаивать истину, аргументировать свои утверждения, противостоять всевозможным нападкам и даже угрозам со стороны другого допрашиваемого лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний.

При подготовке к проведению очной ставки следует предвидеть возможное развитие конфликта, продумать пути и способы управления им, создать максимально возможные условия для установления истины и изобличения лжесвидетеля.

Если у следователя возникают предположения, что свидетель может оказаться под воздействием другого участника очной ставки и в угоду тому вопреки истине попытается изменить свои показания, целесообразно такую очную ставку отложить либо вообще не проводить ее.

Весьма осторожно следует подходить к организации очной ставки между должностным лицом, изобличаемым в противоправных действиях, даче ложных показаний, и свидетелями, которые находятся от него в служебной или иной зависимости. Более результативными очные ставки окажутся, если они будут проведены после отстранения этого лица от занимаемой должности и нейтрализации системы личной зависимости от него проходящих по делу лиц.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...