Понятие и виды субъектов МП. Международная правосубъектность
Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.
В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.
Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.
Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.
В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.
Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.
Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .
Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.
По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.
Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:
- управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
- наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
- юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
- реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
- обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
- юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.
Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.
То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .
- органов исполнительной власти , а именно: Правительства РФ , федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, региональных органов исполнительной власти);
- органов и организаций, наделенных отдельными властными полномочиями в сфере государственного управления (местных исполнительных органов, выполняющих государственные функции; некоторых организаций);
б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:
- некоммерческих организаций (общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций);
- средств массовой информации;
- налогоплательщиков;
- бюджетных организаций;
- некоторые другие.
Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.
Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.
В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).
Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.
Субъектов права подразделяют чаще всего:
v на индивидуальные;
v коллективные.
К индивидуальным субъектам права относят:
v граждан Российской Федерации;
v иностранцев;
v лиц без гражданства;
v лиц с двойным гражданством.
Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:
v государство;
v государственные органы и учреждения;
v общественные объединения;
v административно-территориальные единицы;
v субъекты Российской Федерации;
v религиозные организации;
v юридические лица.
Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.
Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.
Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.
Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.
Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.
Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права . Важно отметить, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не равнозначны. Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект правоотношения – это субъект права, который стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношений – это всегда субъект права, но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.
Основные виды субъектов права :
- физические лица;
- коллективные субъекты (юридические лица, государство);
- социальные общности (народ, нации, население).
К физическим лицам относятся:
- граждане; их особенность как субъектов права в том, что они обладают максимальной широтой прав и обязанностей (правоспособностью). Они повседневно выступают участниками самых различных правоотношений, прежде всего, гражданско-правовых (сделки), трудовых, брачно-семейных; реже - адмнистративно-правовых (уплата штрафа в случае нарушения норм административного права), налоговых, конституционных (участие в выборах) и др. Как очевидно, такая полнота прав и свобод объясняется наличием института гражданства, поскольку многие, в том числе политико-конституционные права (избирательные и т.д.), им принадлежат исключительно как гражданам государства;
- лица без гражданства (апатриды);
- лица с двойным гражданством (бипатриды). Особенность лиц с двойным гражданством как субъектов права состоит в том, что они обладают одновременно правами и обязанностями двух государств;
- иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством могут быть участниками большинства правоотношений как и граждане, но не всех. Российское законодательство устанавливает следующие ограничения: они не могут избирать или быть избранными в представительные (законодательные) органы РФ, входить в экипаж гражданско-воздушного, морского или речного судна (быть его капитаном - тем более), служить в Вооруженных Силах РФ (за определенным исключением); и др.;
Коллективные субъекты – это государство, государственные органы, юридические лица, общественные организации.
Государство выступает субъектом:
а) в межгосударственных, международных отношениях;
б) государствен но-правовых отношениях (отношения между федеральным центром и его субъектами, гражданство и др.);
в) уголовно-правовых отношениях;
г) гражданско-правовых отношениях (вопросы федеральной собственности).
Государство - это субъект политический, властный и суверенный.
Юридические лица - это особый круг субъектов правоотношений.
Понятие юридического лица определено в ч. 1 ст. 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая:
(1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество
(2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
(3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
(4) Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».
К юридическим лицам относятся:
Государство;
Государственные органы и организации;
Предприятия различных форм собственности;
Общественные организации;
Иностранные организации и др.
Общественные организации также выступают субъектами правоотношений. Речь идет о добровольных, некоммерческих и самоуправляющихся объединениях людей или юридических лиц негосударственного характера. И еще одно условие, предъявляемое действующим законодательством - это регистрация в органах юстиции в установленном законом порядке.
Социальные общности – это народ, население субъекта Федерации РФ, административно-территориальной единицы, муниципального образования и т.д. Основной довод выделение данного вида субъектов права - это правовые отношения, возникающие в случае референдумов (общественных, региональных и т.д.).
Характер и степень участия субъектов в правоотношениях определяется их правосубъектностью.
Правосубъектность - это способность лица быть субъектом права.
Граждане наделяются правосубъектностью как юридической возможностью удовлетворения и защиты личных и иных интересов, выполнения обязанностей во всех областях, урегулированных правом.
Правосубъектность состоит из двух элементов – правоспособности и дееспособности. Разновидностями последней являются деликтоспособность и сделкоспособность.
Правоспособность - это предоставленная нормами права возможность субъекта (гражданина или организации) приобретать права и исполнять обязанности. Правоспособностью обладают все физические и юридические лица независимо от возраста и состояния здоровья. Она начинается с рождения и прекращается смертью.
Дееспособность - это возможность субъекта (гражданина или организации) собственными действиями приобретать права и исполнять обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Она бывает:
- полной, наступает с 18 лет, в случае вступления в брак в более раннем возрасте - с 16 лет;
- неполной, ею обладают подростки в возрасте от. 14 до 18 лет;
- частичной - малолетние в возрасте от 6 до 14 лет;
- ограниченной - устанавливается по решению суда в отношении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Недееспособными могут быть признаны психические больные и слабоумные люди. Такие лица не осознают фактический характер и социальные последствия своих действий.
Деликтоспособность представляет собой способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Деликтоспособность зависит от возраста и вида юридической ответственности:
- административная – с 16 лет;
- полная гражданско-правовая - с 18 лет. За исключением эмансипации - объявления несовершеннолетнего лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью;
- уголовная - с 16 лет, за особо тяжкие преступления (все виды убийства, изнасилование, разбой, грабеж, кража, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.) - с 14 лет;
- дисциплинарная - в трудовом праве - с 15 лет.
Сделкоспособность - это способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.
Разница между правоспособностью и дееспособностью заключается в том, что дееспособность содержит разрешение субъекту права путем собственных действий участвовать в конкретном правоотношении, а значит, реально использовать субъективные права и выполнять юридические обязанности. Разграничение между элементами правосубъектности (правоспособностью и дееспособностью) потребовалось в основном из-за урегулирования имущественных отношений, в которых малолетние либо лишенные дееспособности (или ограниченные в ней) взрослые граждане не могут собственными действиями приобретать права и выполнять обязанности, определяемые нормами права.
Как правоспособность, так и дееспособность (правосубъектность) необходимы для реализации прав и обязанностей, определяемых нормами права. Каждый из этих элементов правосубъектности может быть изменен в отношении конкретного гражданина, например если его поведение даст основания для лишения родительских прав, ограничения дееспособности из-за злоупотребления наркотиками, алкоголем и др. Такие ограничения определяются судом в строго установленном порядке.
Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в обществе. В его основе лежит фактический социальный статус, т. е реальное положение человека в обществе. Социальный и правовой статусы соотносятся, как содержание и форма.
Правовой статус традиционно подразделяют на:
- общий правовой статус, например статус гражданина определяется Конституцией государства и другими законами;
- специальный статус связывают с правовыми ограничениями, скажем, такие ограничения имеют государственные и муниципальные служащие, судьи, прокурорские работники, военнослужащие и др.;
- индивидуальный правовой статус связан с конкретным субъектом права, например конкретным гражданином. (например, студент, имеющий нетрудоспособных родителей; студент являющийся депутатом выборного органа власти; и т.д.).
В литературе высказываются разные мнения по поводу понятий «правовой статус» и «правовое положение». Ряд авторов считают, что это равнозначные понятия, т.к. слово «статус» в переводе с латинского означает «положение», «состояние», другие предлагают их различать, и под правовым положением понимать конкретное положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.
И обязанностей, становятся участниками правоотношений , а также субъектами права .
В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).
Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве . Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования , находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства .
Субъектов права подразделяют чаще всего:
- на индивидуальные;
- коллективные.
К индивидуальным субъектам права относят:
- граждан Российской Федерации;
- лиц без гражданства ;
- лиц с двойным гражданством.
Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:
- государство;
- государственные органы и учреждения;
- административно-территориальные единицы;
- религиозные организации;
Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья , учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.
Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью .
Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.
Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права .
Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности . Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.
Понятие субъектов права. Важнейшим элементом правоотношений и в целом правовой системы являются те или иные лица, субъекты права. Ведь именно ради них и существует право, и именно они вступают в правоотношения ради удовлетворения потребностей.
Субъекты права - это лица, которые могут быть носителями прав и обязанностей и участниками правоотношений. Подчеркнем, понятие субъектов права шире понятия субъектов правоотношений, т. к. первые могут быть носителями прав и обязанностей и вне правоотношений.
В первую очередь необходимо разобраться с вопросом, кто признается субъектом права в настоящее время. Для того, чтобы быть субъектом права необходимо обладать правосубъектностью, состоящей из право- и дееспособности. Правоспособность - способность обладать правами и нести обязанности. Дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности. Так, гражданин правоспособен с момента рождения, обладает правом на жизнь, правом наследования и др., но полностью дееспособным он становится в 18 лет, когда самостоятельно может приобретать право собственности, платить налоги и др. У юридических же лиц право- и дееспособность появляются одновременно.
Правосубъектность того или иного лица не существует по природе, но должна устанавливаться действующим правом. Например, были времена, когда субъектами права не признавалась часть людей (чужеплеменники, рабы) или юридические лица. В настоящее время субъектами права не являются животные, даже высокоорганизованные, возможные инопланетные существа, многие сообщества людей (народ в целом, незарегистрированные политические и религиозные движения, трудовые коллективы и т.п.).
Виды субъектов права. С теоретической точки зрения все ныне существующие субъекты права можно разделить на физические и социальные лица.
Физические лица есть люди как биологические существа. Вне зависимости от своих личных качеств, все они с рождения признаются равными субъектами права. Лишь в области дееспособности, как говорилось, они не равны: у большинства она появляется в совершеннолетие, у кого-то раньше (например, при вступлении в брак), а у душевнобольных (недееспособных) может не быть. В зависимости от связи с российским государством физические лица делятся на: 1) граждан; 2) лиц с двойным гражданством; 3) иностранных граждан и 4) лиц без гражданства.
Социальные лица - юридически признанные небиологические образования. К ним относятся: 1) государство и государственные органы; 2) муниципальные образования и органы местного самоуправления; 3) зависимые территории и 4) народы, борющиеся за свою независимость (в международном праве); 5) юридические лица; 6) международные межправительственные и неправительственные организации.
Для того, чтобы лучше разобраться в природе социальных лиц, несколько подробнее остановимся на юридических лицах и государстве.
Юридические лица - это юридически признанные тем или иным государством общественные образования (в англоязычном праве используется термин «artificial person» - искусственное лицо). Государства пошли на признание этих лиц, когда стало понятно, что в правоотношениях не всегда удобно записывать права и обязанности на физических лиц, лучше это делать в пользу условных надындивидуальных субъектов с собственными наименованиями. В теории права сложилось два основных понимания природы юридического лица. Теория фикции (папа Иннокентий IV, Савиньи и др.) подлинными субъектами права считает только людей, поэтому юридические лица понимаются как не настоящие, а фиктивные, вымышленные субъекты. Другая, реалистическая теория (Безелер, Гирке) отталкивается от идеи, что настоящим организмом является не только человек, но и общество. Значит, юридическое лицо не менее реально, чем физическое. Анализ современного законодательства позволяет утверждать, что оно стоит на точке зрения фиктивного, условного понимания юридических лиц. Об этом говорит существование этих лиц только после государственной регистрации, возможность учреждения хозяйственных обществ одним человеком, а также то, что в правоотношениях юридические лица участвуют «в лице» того или иного своего представителя - физического лица.
Государство как субъект права является его особым видом, т.к. оно не юридическое лицо (ведь не может оно признать и зарегистрировать само себя), ни, тем более, физическое.
Российское государство предстает в следующих самостоятельных лицах: 1) Российская Федерация (в международных отношениях; как собственник федерального имущества; при выпуске облигаций займа и др.); 2) субъекты Российской Федерации; 3) федеральные и региональные государственные органы. В положениях о тех или иных государственных органах (службах, управлениях и др.) ныне все чаще делается указание, что они обладают правами юридического лица или даже являются ими; тем не менее следует четко отличать одно от другого. Следует также помнить, что государственные органы в одних случаях являются просто представителями государства в целом, например, когда суд выносит приговор именем Российской Федерации, в других - обладают собственными правами, например, в отношении переданного им имущества.
Государственные предприятия не являются формой государства, т. к. по закону они юридические лица (коммерческие организации). В целом следует заметить, что в области юридического оформления государства как субъекта права имеется еще немало проблем.
Еще по теме СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ:
- 47. Правовой статус и компетенция коллективных субъектов права: понятие и виды.
- Спагетти с чесноком и острым перцем
- К чему снится Снежная Лавина?
- Толкование сна мозоли в сонниках
- Гадание Таро: беременность - онлайн
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- По эротическому соннику Даниловой
- Простое варенье из абрикосов без косточек на зиму — густое и очень вкусное
- Увидеть во сне рыжие волосы у себя
- Рецепты приготовления кабачков со вкусом груздей на зиму
- Рецепт: Песочное печенье с джемом - домашнее со сладкой начинкой
- Заправка для борща на зиму, очень вкусные рецепты из свеклы Заготовка для зеленого борща на зиму рецепт
- Ром с соком – беспроигрышный вариант Ром с апельсиновым соком название
- Как приготовить рыбу кижуч
- Слоеный салат «Печенкин Салат печенкин с куриной
- Пошаговый рецепт с фото и видео Рецепт пряников медовых для рисования
- Мороженое шоколадное: рецепт и фото
- Постный чечевичный суп с грибами
- Диетические блюда из творога с указанием калорий