Понятие регулятора общественных отношений. Отличия права от других социальных норм


Норма права – это :

1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного соц. явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юр. норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют свои особенности и отличия;

2) относительно самостоят. явление, которое обладает собств. специфич. особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3) единственная среди соц. норм, которая исходит от гос. и является официальным выражением гос. воли.

Норма права - это установленное, охраняемое гос. правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся :

гипотеза - часть нормы, указывающая на фактич. обстоят., при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

санкция - часть нормы, предусматр. меры принудит. воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

Признаки нормы права:

1. формальная определенность: имеет текстовую форму;

2. системность: внутр. структура (гипотеза, диспозиция, санкция); связь с другими нормами права;

3. общий характер: возможность многократного применения;

4. общеобязательность: в случае нарушения возможно гос. принуждение;

5. норма исходит от государства, выражает его волю;

6. регулирует обществ. отношения, является разновидностью соц. норм.

Классификация норм права:

1. По месту в системе правового регулирования:

А) отправные (нетипичные) нормы:

Дефиниции (определяют правовые понятия - гражданство, кража);

Принципы (закрепляют основополагающие начала права);

Декларации (провозглашают форму гос., основы конституционного строя);

Цели и задачи;

Коллизионные нормы (устан. правила разреш. против-ий между норм. пр.);

Оперативные нормы (вводят в действие и прекращают действие др. норм);

Б) нормы - правила поведения.

2. По структуре:

Идеальные: сод. три элемента структуры - гипотезу, диспоз. и санкцию;

Реальные: содержат гипотезу и диспозицию (регулятивные) или диспозицию и санкцию (охранительные).

3. По функциям права:

Регулятивные: устанавливают права и обязанности субъектов права;

Охранительные: устанавливают запреты и наказания.

5. По отраслевой принадлежности : конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

6. По методу правового регулирования:

Императивные: опред. единственно возмож. вариант правомер. поведения, на их основе возникают отношения власти и подчинения;

Диспозитивные: предоставляют возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомер.поведения.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют гос. органы.;

2) это единственная среди соц. норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответст. условиях меру и вид охраняемых гос. должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и является государственным регулятором общественных отношений.

Признаки:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли общества;

2.Норма права отличается своей формальной определенностью, т.е. точностью четкостью, стабильностью;

3. Норма права обеспечивается мерами: воспитания, убеждения, поощрения и возможностью применения мер гос принуждения;

4.Норма права складывается из 2х разновидностей общеобязательных правовых предписаний: а)правил поведения – норы прямого регулирования, обладают предоставильно-обязываюим характером; б) исходные начала – нормы опосредованного регулирования, они не обладают предоставительно-обязывающим характером, т.е. не устанавливают для участников взаимных субъективнх прав и юр. обязанностей.

Норма права имеет отличие от других социальных норм:

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что прав норму издают или санкционируют гос органы. 2) это единственная среди соц норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой гос.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Не у всех правовых норм предоставительно-обязывающий характер выражен одинаково. Он чисто выражен в регулятивных нормах (гражданских, трудовых и др.) в которых фиксируется как права, так и обязанности субъекта права. В охранительных нормах делается упор на воплощение запретов и обязанностей (уголовных, административных и др.) Права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта.

В статье могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваются, выясняя это из содержания закона и наоборот.

Эффективность правовых норм.

Это соотн. между целью, поставленной в НП, и рез-том, достигнутым в процессе реализ. пр. нормы.

Условия эфф. норм права подразделяются на две группы:

1.усл., отн. к процессу правотв-ва : а)Правильн. выбор цели регулирования. Зак-ль д четко предст. себе, чего он хочет добиться путем изд. НП, цель дб реально достиж. и соотв. уровню развития общ-ва в целом. б)Истинный выбор права. ср-в для достиж. пост. цели. Зак-ль д продум. отн. к уст-нию пр. запретов, дозволений или обязываний, они д соотв. опред. видам регулирования, обществ отношениям, типу пр. регулирования в целом.

2.усл., отн. к процессу реализ. НП.: а)Довести НП до адресата; б)Созд. органы, отв. за реализ. дан. норм. предпис., или нацелить на это уже сущ. органы Г; в)Выделить ср-ва, необх. для реализ. НП. г)Идеологически обесп. норму, т.е. показать О ее знач-ть, необх-ть, целесообр-ть для того, для суб. были заинт. в реализ. предпис. НП. Отличать от истинности(соответствие общ.реалиям),полезности(соотношение позит.результатов),экономичности(соотнош.результ.и затрач.средств). Результат: поведенческие эффект-сть(на повед суб) и фактическая эффек-сть(стратег.цели,связ.с эк,культ,и пр.соц).

Структура нормы права

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Стру-ра НП - внутреннее строе-ние, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих его элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).3 основные структуры правовой нормы : 1) юридическая (состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции); 2) логическая(выражается в формуле - если –гипотеза, то- диспозиция, иначе- санкция. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции норма не мыслима, без санкций она бессильна; 3) социологическая(включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Она находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой). Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на фактические обстоятельства или жизненные условия, при наступлении которых норма права начинает действовать. Виды гипотез : 1.по составу :а)простые- указывают на одно условие реализации НП(договор найма жил.помещения закл.в пис.форме). б)сложные-несколько условий реализации НП(род-ли (1 из них) м.б восстановлены в род. правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).Сложные делятся на: альтернативные- реализ-я НП зависит от наступления одного из нескольких условий(судья принимает встречный иск в 3-х случ.пред.в законе);кумулятивные- реализуется НП при одновременном наличии нескольких условий(ст.СК РФ устанавлив-т полож-я в каких случ. можно усыновить ребенка без согл.родителей).2. по форме выражения: а)абстрактные- указывают на условия действия НП, акцентируя внимание на общих родовых признаках(убийство,достиж.возраста уг.отв-ти) ;б)казуистические-реализация связывается с отдел.частными случаями, кот..трудно и невозможно отразить с помощью абстрактных гипотез(надругательство над телами умерших и местами их за-хорон, спец.субъект). Диспозиция- часть ПН, в которой определяется права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Виды диспозиции :1.по составу : а)простые-1 вариант поведенеё(неизменность состава суда при разбират-ве дела);б)сложные-несколько вариантов поведения: альтернативные(1 вариант поведения из нескольких-текущ.ремонт наёмного жил.помещения явл.обязат.,если не предусм.иное договором.);кумулятивные- несколько вариантов поведения(собственнику принадл.право владения, пользование и распоряжения своим иму-м). 2.по форме выражения : а)управомочивающие -передают субъектам право на совершение действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения; б)обязывающи е-возлагают на субъектов совершение действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения в)запрещающие -содержат запрет на совершения определенных противоправных деяний. Санкция - часть правовой нормы, предусм-я последствия нарушения ПН, определяя вид и меру отв-ти для нарушителя её пред-писаний. Виды :По составу : 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные:альтернативные; ку-мулятивные (несколько мер наказаний). По степени определенности :1)абсолютно определенные, указывающие меру юр. отв-ти;2)относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; По отраслевому признаку : 1)на уголовные; 2)административные; 3)дисциплинарные; 4)гражданские.. По характеру последствий : 1) на правовосстанавительные-гп,фп; 2)штрафные-УП, АП. В соответствии со своим представительно-обязывающим характером НП имеют признаки:1)государственно-властный характер;2)общеобязательность;3)формальная определенность;4 обеспеченность.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

Если норма права явл содержание, то статья форма выражения нормы, часть НПА.

Соотношение: 1. Норма и статьи совпадают, т.е.е в статье присутствуют все 3 элемента норма права (ст. 106 УК); 2. В одной статье содержатся несколько правовых норм (ст. 105 УК); 3. В статье закреплена лишь часть нормы права, а др ее элементы формируются либо в других статьях, либо в др НПА. (форма договора найма жил помещ. Уст в ст. 674ГК, а последствия несоблюд просто пис формы сделки ст 162 ГК).

Способы изложения правовых норм в НПА: 1. Прямой способ изложения: в ст излагаются 3 элемента нормы права; 2. Отсылочный способ: отдельные элементы нормы излагаются в разных статьях данного НПА и в др конкрет НПА на котор и делается отсылка. 3. Бланкетный способ: предполагаемые, для использования, правила упоминаются, но не приводчятся их содержание (Нарушение ПДД и эксплуатации Т/С)

Классификация норм права.

Норма права – исходящая от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правовое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного уста-новления и является гос. регулятором общественных отношений. Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержа-нию права. НП- содержание, а статья-форма бытия нормы нормат.акта. Классификация норм пра-ва позволяет: 1.четко определить место каждого вида юр.норм в системе действ.законодательста 2.функции правовых норм и их роль в прав.механизме рег-я. Юр.нормы подраз-ся: По функциональной роли: 1.нормы – правила поведения - это регулятивные предписания. 2.исходные нормы –определяют основы пр.рег-я общ.отношений, его цели, задачи, закрепляют понятия(нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.).Общие - присущи отрасли права и распространяются на все институты отрасли права(угол,администр). Специальные нормы - относятся к отдельным институтам или отрасли, регул.отдельные виды родовых общественных отношений. По предмету прав. регулирования: По отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют(ТП, ЗП,АП и т.д.). Отраслевые делятся н а: материальные(что регулир-т) и процессуальные(как)-регламент-т порядок, формы, методы реализации норм матер-го права. По методу прав. рег-я : Императивные – нормы, которые направлены на обеспечение строгого соблюдения поведения субъекта. Диспозитив-ные(автономные ) – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению. Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый гос-ом полез-ный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д. Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант пове-дения. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение. По юр.силе(от субъекта правотв-ва): Федеральные законодательные нормы, региональные законодательные нормы, федеральные подза-конные нормы. По сфере действия: нормы общего действия- нет никаких спец. условий и ограни-чения их действий; нормы ограниченного действия(региональные нормы,адресные спец.субъектам); локальные нормы-в пределах организации или струк.подразделений. По форме выражения: Обязывающие,Закрепляющие,Управомачивающие. Классификация юр.норм способ-ствуют правовому регулированию.

Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые создает и охраняет государство, устанавливающие права и обязанности участников регулируемых отношений.

Признаки: 1) фиксированность. Норма права тесно связана с закономерностью отношений, которую она провозглашает, поэтому она фиксирована, устойчива, определенна. Фиксированность нормы не зависит от письменного или другого способа ее выражения. Главное, что она отражает необходимую зависимость между субъектами права, наличие которой поддерживает порядок при осуществлении данными субъектами значимых для общества дел;

  • 2) общеобязательность означает обязательность нормы для всех, кто оказывается в обстоятельствах, предусмотренных ею. Это предъявляет жесткие требования к самой норме: 1) она Должна моделировать необходимые отношения так, чтобы в Реальности не было затруднений в их построении; 2) обстоятельства, предусмотренные нормой в качестве основы для совершения определенных действий, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни; 3) суть действий, совершения которых требует норма при наступлении предусмотренных ею обстоятельств, должна быть понятна и очевидна практически для каждого члена общества. Несоблюдение этих требований делает общеобязательность правовой нормы формальной. Общеобязательность заключается в том, что данная норма права принята самим обществом или, по крайней мере, большинством его членов;
  • 3) властный характер, т.е. способность нормы четко определять необходимые обществу и государству отношения и регулировать их. Властность правовой нормы существует как ее неотъемлемый признак не только потому, что норма устанавливает и практически регулирует отношения;
  • 4) логичность. Правовая норма определяет модель отношений, поэтому она логична. Юристы вывели формулу логичности нормы права, состоящую из двух звеньев: 1) если субъект права оказался в обстоятельствах, предусмотренных нормой права, то он должен поступить так, как этого требует норма права; 2) если субъект права не поступает так, как от него требует норма права, он навлекает на себя неблагоприятные последствия, предусмотренные для такого случая нормой права;
  • 5) представительно-обязывающий характер нормы права заключается в том, что одним участникам общественных отношений норма права предоставляет конкретные права, а на других возлагает обязанности. Так, если работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, администрация предприятия обязана ему его предоставить.

Структура. Для того чтобы норма права полностью выполнила свое предназначение - быть государственным регулятором поведения людей, в ней должны содержаться три элемента:

  • · указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется. Эта часть нормы называется гипотезой;
  • · описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. устанавливаются их права и обязанности. Этот элемент называется диспозицией;
  • · меры государственного воздействия, которые будут применены в нарушителям этого правила. Они указываются в части нормы, которая называется санкцией.

Правовая система:

Романо-Германская правовая семья. В качестве основного источника используется писаное право, т.е. нормы, выраженные в законодательных актах государства. При этом признается деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное, отрасли права. В Романо-германской правовой семье принадлежит большинство стран мира, в т.ч. и Россия.

Англосаксонсая правовая семья (Англия, США, Канада, Сев.Ирландия, Новая Зеландия и страны - бывшие колонии Англии). Основным источником права является судебный прецедент, создаваемый судьями. Прецедент считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент - судебное решение, которое суд применяет как образец при рассмотрении подобных ситуаций.

Мусульманская правовая семья (Ирак, Иран)- отсутствует четкое разграничение между правовыми и религиозными нормами.

Семья обычного (традиционного права) (страны центральной и южной Африки) - регулирование основной части общественных отношений обычаями. Субъектами права выступают в основном группы людей.

Отличия правовых норм от иных социальных норм:

  • 1) состоит в том, что ее устанавливает государство. Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, президент, правительство, конгресс и т. д.).
  • 2) заключается в том, что она адресована всем членам общества, это общеобязательное правило поведения.
  • 3) состоит в том, правовая норма охраняется и защищается государством. Это значит, что, если кто-либо не будет добровольно исполнять правовую норму, его заставит сделать это именно государство. Для этого в государстве действуют специальные органы, которые называют правоохранительными и правоисполнительными (милиция, прокуратура, суд).
  • 4) И, наконец, правовая норма должна быть специально оформлена, т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-правовыми актами (они являются источниками права).

Приступив к изучению курса «Правоведение» в девятом классе я для себя открыла много нового. Одной из первых тем урока было: «Отличие права от других социальных норм». Еще с того времени меня заинтересовал этот вопрос, именно поэтому я выбрала данную тему.

Прежде, чем рассмотреть данную тему, ознакомимся с определениями: «право» и «социальные нормы». Итак, право - это один из видов регуляторов общественных отношений. Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

На первый взгляд эти два понятия довольно-таки схожи. Однако, это не совсем так. Попробуем же разобраться в этом.

Одним из признаков права является Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера). В других социальных нормах тоже присутствует такой признак, но т.к. они не носят письменного характера, то его можно как выполнять, так и нет.

Следующим признаком является - общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов). Действие же других социальных норм обычно распространяется на группы людей, как малые (семьи, спортивные команды, дружеские компании, работа), так и большие (у определенной нации).

Эти признаки права, на мой взгляд, наиболее отличают его от иных социальных норм. Еще одна черта права - его гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения), то есть даже если человеку что-либо не нравится - он обязан это выполнять. Этого не скажешь об иных социальных нормах: они не подкреплены мерами государственного принуждения. Важной чертой является и формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме). Остальные социальные нормы выражены в устной форме.

Признаком права также является интеллектуально-волевой характер. Право, как и остальные общественные нормы, выражает волю и сознание людей.

Итак, единство права и морали выражается в том, что, во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

Во-вторых, право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующими факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в-третьих они опираются на единый политический фундамент -- реальное народовластие демократизм легитимную государственность представляющую интересы различных слоев и групп населения В

В-четвертых, право и мораль имеют один и тот же объект регулирования -- существующие общественные отношения (только, как это очевидно, в разном объеме), и оба они адресуются к одним и тем же людям и коллективам.

В-пятых, право и мораль, как нормативные явления, определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством гармонизации личных и общественных потребностей.

В-шестых, они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения (в противном случае ни правовая, ни моральная ответственность наступить не может).

В-седьмых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи -- упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

В-восьмых, как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных, общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права -- «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил». Таковым же в сущности является и назначение норм морали.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Для юридической науки и практики учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.

Именно поэтому антологические статусы (признаки) права и морали заслуживают самого внимательного анализа.

Итак, отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем. право социальный мораль гарантированность

Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования, источникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или, опять же с его согласия, некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются либо изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом положительного права; правотворчество -- его исключительная прерогатива и одна из основных функций.

Право поэтому выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором общественных отношений.

По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» обществом, классом, социальной группой, коллективом -- теми, кто намерен ею руководствоваться. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства».

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого влияния на формирование морали. Такое воздействие оказывается по многим линиям: через право, политику, идеологию, печать, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не постулирует.

В любом государстве действует только одно, им же порождаемое право, в то время как мораль не является единой и однородной. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали.

Право и мораль различаются, далее, по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает (применяет юридические санкции), ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить. В этом смысле правовые нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.

В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, инструментом власти. Это не означает, что право утверждается в жизнь лишь «карающим мечом». Угроза принуждения -- потенциальна, на случай конфликта с законом.

В этой связи нельзя не коснуться популярного ныне принципа: «все, что законом не запрещено - дозволено». Он был выдвинут в разгар «перестройки», с энтузиазмом подхвачен прессой, но юристы уже тогда предостерегали от излишней эйфории и возможных неблагополучных последствиях его реализации в конкретных условиях нашей страны. В частности, отмечалось, что девиз «разрешено все, что не запрещено» предполагает известную осмотрительность, взвешенность, ответственность. Его практическое претворение в жизнь требует определенного уровня политической и юридической культуры, сознательности, информированности, умения соотносить свои личные и общественные интересы, верной оценки тех жизненных ситуаций, в которых оказывается субъект, соблюдения общепринятых норм нравственности. Под этим лозунгом возможны нарушения законности, проявления своеволия, субъективизма, произвола.

В заключении моей работы хочется вспомнить слова Гегеля: «Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается».

Отличие норм права от социальных норм.

1. Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.

2. Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.

3. Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.

4. Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.

5. Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.

Единство права и морали заключается в следующем:

1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Отличие права и морали: право закреплено законодательно, мораль нет.


Вопрос № 28. Норма права: понятие, признаки, виды. Ответ:

Понятие: Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, выступающее как регулятор общественных отношений и обеспеченное государственным принуждением. Норма права – это:

1) первичная ячейка , основа, элемент системы права.

2) относительно самостоятельное явление , которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3) единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Признаки нормы права:

1. общий и абстрактный характер, норма направлена на регулирование не индивидуальной ситуации, а общего отношения, в котором могут участвовать неограниченное число субъектов определенной категории; жизненная ситуация сформулирована как единичная.

2. социально-волевой характер, правовая норма адресована свободной воле участников общественных отношений и имеет смысл только в том случае, если у адресата нормы есть выбор вариантов поведения.

3. тесная связь с гос-м, правовые нормы устанавливаются и санкционируются компетентными органами гос-ва.

4. охрана правовой нормы гос-м принуждением, требуемый вариант поведения предписывается под угрозой гос-го принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказания лица, нарушившего обязанность.

5. формальная определенность, точное обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение этих последствий качеств, присущих участникам правоотношений, включенность правовых норм в установившиеся, формально сложившиеся источники права.

6. представительно-обязывающий характер, правовая норма рассчитана на регулирование поведения через отношения, при которых связь участников заключается во взаимных правах и обязанностях.

7. общеобязательность, правовые нормы обязательны для всех субъектов права, их нарушение влечет применение государственно-принудительных мер.

8. системность – норма права включена в систему права, она разнообразно взаимодействует с другими нормами.

9. многократность применения: норма рассчитана на неограниченное число действий (бездействия), направленных на ее реализацию.

10. наличие структуры.

Виды (классификация) нормы права:

1. по предмету регулирования правовые нормы могут быть уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, конституционно-правовыми, административно-правовыми и т.д.

2. по месту в жизнедеятельности общества: материальные (регулируют отношения повседневной жизни) и процессуальные (определяют порядок, формы, методы реализации, защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, вытекающих из норм материального права).

3. по действию норм права во времени: постоянные (неопределенно длительного действия), временные и чрезвычайные.

4. по юр-й силе: нормы законов, нормы подзаконных актов.

5. по действию в пространстве: федеральные, республиканские, местные и локальные.

6. по кругу субъектов, на которых и распространяется действие правовые нормы: общие (имеют равные отношения ко всем субъектам права независимо от пола, профессии, состояния здоровья и др-х обязательств) и специальные (рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, пенсионеров, военнослужащих и т.д.).

7. по методу правового регулирования, который используется в норме: императивный (подлежат обязательному применению, их содержание не может быть изменено по соглашению сторон общественного отношения) и диспозитивный (возможность применения отнесена к усмотрению сторон, правило может быть изменено по соглашению сторон, поощрительные, рекомендательные.).

8. по общей направленности регулирования: нормы позитивного регулирования и охранительные нормы.

Соотношение норм права и статей. В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы правасо структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-либо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

Выделяют

1. При прямом способе

2. Отсылочный способ

3. При бланкетном способе


Вопрос № 29. Структура нормы права. Ответ:

Структура нормы права – это ее внутренне устройство, необходимые способы организации и преобразования ее собственного содержания, способы связей между ее элементами и их атрибутами.

В науке принято выделять след. структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию.

Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одной из них делает норму ущербной.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту.

Гипотезы нормы права бывают: простые (содержит одно условие для реализации диспозиции), сложные (два или несколько условий), альтернативные (если в ней перечислено несколько условий, а диспозиция срабатывает при наличии хотя бы одного из них).

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции нормы права не существует.

Диспозиция может быть простой и описательной . По степени категоричности диспозиции могут быть императивными и диспозитивными.

По юридической направленности диспозиции могут быть представительно-обязывающие, управомачивающие, обязывающие, запретительные, закрепительные, рекомендательные.

Диспозиции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные.

1. Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулируют правила поведения, например ст. 23 Конституции РФ (ч. 1) - «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», ст. 36 - «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».

2. Относительно-определенные , устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 42 СК РФ, брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

3. Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте, например ст.25 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". То есть, процедура государственной регистрации прав на землю установлена Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Санкция нормы права – это такой ее структурный элемент, где содержатся указания на меры гос-го обеспечения исполнения тех требований, которые изложены в диспозиции нормы права.

В зависимости от содержания последствий могут быть карательными (наказания на правонарушителя), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния), санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными).

В зависимости от отраслевой принадлежности и своему характеру: уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, административно-правовыми и т.д.

Санкции могут альтернативными (можно выбирать меру воздействия из нескольких), кумулятивными (объединяются две и более меры воздействия одновременно)

Санкция содержит меры не только наказания, но и предупредительного хар-ра (например, снос самовольно возведенного объекта, отмена админ. акта, привод, задержание и т.п.).

Санкции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и альтернативные.

1. Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздействия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция - отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи.

2. Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках - «от - до». Это характерно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.

3. Альтернативные санкции содержат указание на несколько возможных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

Выделяют три способа изложения правовых норм в нормативных актах:

4. При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Например, статья 462 ГК РФ - обязанности покупателя и продавца в случае предъявления иска об изъятии товара – устанавливает, что если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара (гипотеза), покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан вступить в это дело на стороне покупателя (диспозиция), продавец, привлеченный покупателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела покупателем (санкция).

5. Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 18 СК РФ указывается: «Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке». А в ст.ст. 21-23 говорится о том, что в судебном порядке брак расторгается, если: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса (опять же отсылочный способ изложения), или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.

6. При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения», ст. 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин». Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.


Вопрос № 30. Правосознание и правовая культура. Ответ:

Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которой выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знании о праве и чувствах.

Сущность правосознания:

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного со­знания.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...