Порядок регистрации опасных производственных объектов в госреестре. Ведение государственного реестра объектов нвос и постановка их на учет


Начинаем знакомить вас с функциями, которые реализованы в новой версии (версия 6.0) системы Меркурий и теми изменениями, которые произойдут после очередного обновления, запланированного на 17 октября 2017 года. Новые функции коснутся сложившегося порядка вашей работы и могут потребовать его изменения, поэтому просим вас серьезно отнестись к данным инструкциям, выполнить необходимые подготовительные действия и проинформировать всех заинтересованных лиц в целях подготовки к использованию новой версии системы. Каждой новой функции или существенному изменению будет посвящена отдельная статья. Первое такое изменение связано с ведением реестра поднадзорных объектов.

Мы продолжаем попытки наладить работу по ведению реестра площадок информационной системы Меркурий, к сожалению, пока в отсутствии нормативно-правового регулирования этого процесса. До сих пор положительных результатов это не давало, а если и давало, то на непродолжительное время.

В чем тут проблемы?

Основная проблема заключается в следующем. Организовывать и вести эту работу следовало бы ветеринарным службам субъектов Российской Федерации. Именно так и было нами сделано на первом этапе.

Однако, на первоначальном этапе внедрения электронной ветеринарной сертификации целый ряд ветслужб субъектов Российской Федерации был противником ее внедрения (основная причина – падение доходов ветслужб при переходе на бесплатную электронную ветеринарную сертификацию, вторая по важности – прозрачность работы по сертификации ветеринарных специалистов). Будучи противниками внедрения новой технологии эти региональные ветслужбы не вели эту работу или вели ее из рук вон плохо и недопустимо медленно.

Вторая часть этой проблемы заключалась в плохой подготовке сотрудников региональных ветслужб к работе в новых условиях. Она, вместе с банальными безответственностью и незаинтересованностью привела к тому, что в реестре появилась масса ошибок, которые, в свою очередь, породили множество дублей одного и того же объекта.

В результате работа шла очень медленно, с очень плохим качеством и стала реальным тормозом во внедрении электронной сертификации. В этой связи нами было принято решение сделать модуль для регистрации объектов самими их владельцами. Тут мы столкнулись практически с теми же проблемами: кто-то не хотел регистрироваться, кто-то не умел это делать и не хотел учиться, кто-то, несмотря на сотни тысяч публикаций о предстоящем переходе на электронную сертификацию просто не знал, что это нужно делать.

Тогда нами было принято решение пожертвовать на этом этапе качеством с тем, чтобы в реестре худо-бедно, но появилось основное количество объектов. Но, кроме самих объектов появилась масса их дублей с более или менее неправильно оформленными регистрационными данными.

Сейчас государственная ветеринарная служба и многие тысячи хозяйствующих субъектов уже имеют проблемы с тем, что реестр не ведется надлежащим образом.

Напомним, что помимо реестра площадок в системе Меркурий, в системе Цербер был разработан специализированный модуль «Поднадзорные объекты», который создавался для осуществления госветнадзора. В данном модуле также ведется реестр площадок, который по большей своей части пересекается с реестром площадок в системе Меркурий. Суть предстоящего изменения заключается в интеграции систем Меркурий, Аргус и Цербер для создания единого реестра площадок и предоставления уполномоченным лицам дополнительных возможностей по очистке этого реестра. Для этого в ходе обновления будут сделаны изменения, аналогичные тем, которые мы делали при интеграции реестра хозяйствующих субъектов в конце 2015 года, а именно:

1. Реестры площадок систем Аргус, Меркурий и Цербер будут совмещены путем добавления площадок из реестра систем Аргус и Меркурий в реестр системы Цербер, единый реестр площадок будет располагаться в системе Цербер. В системе Цербер площадки будут находиться в двух основных статусах «на согласовании» (кандидаты на включение в реестр) и «подтверждена» (в реестре). После обновления всем площадкам в системе Цербер будет присвоен статус «на согласовании».

2. В системе Меркурий станут недоступны функции по редактированию и удалению площадок и функции по настройке связи между площадками и хозяйствующими субъектами. Эти функции и функция добавления площадки станут доступны только в системе Цербер пользователям с ролью «Администратор по ведению реестра объектов». Сотрудникам ветслужб субъектов эта роль назначается на основе данных, предоставленных в соответствии с письмом Россельхознадзора от 09.08.2017 № ФС-НВ-2/16529. Еще раз обращаем внимание ветслужб о необходимости в кратчайшие сроки определить лиц, ответственных за ведение реестра объектов и сообщить в Россельхознадзор о вашем решении. Территориальным управлениям Россельхознадзора также необходимо определить из числа своих сотрудников Администраторов по ведению реестра объектов. Таких лиц может быть одно или несколько по вашему решению. Однако в целях унификации и упорядочивания процедур предлагаем вам назначить по 1-2 администратора по ведению реестра объектов по каждому из муниципальных районов и сообщить в Россельхознадзор о вашем решении.

3. В системе Меркурий временно останется функция по добавлению площадок. Этой функцией продолжат пользоваться все государственные ветеринарные врачи. Временно потому, что такая коллективная работа ветврачей и есть один из источников дублей площадок. Но до тех пор, пока большинство субъектов не организовало должным образом централизованную работу администраторов по ведению реестра, мы вынуждены оставить такую возможность всем госветврачам для оперативного внесения объектов, иначе неизбежно возникновение препятствий в обороте подконтрольных товаров. Все площадки, внесенные с использованием интерфейса системы Меркурий, будут автоматически сохранены в системе Цербер со статусом «на согласовании».

4. В системе Цербер сотрудникам ветслужб субъектов и территориальных управлений Россельхознадзора с ролью «Администратор по ведению реестра объектов» будут доступны функции по редактированию, удалению, добавлению площадок и функции по настройке связи между площадками и хозяйствующими субъектами. Уполномоченным сотрудникам с помощью предоставленных функций необходимо начать работу по наполнению и централизованному администрированию реестра площадок в системе Цербер. В качестве кандидатов на включение в реестр следует рассматривать площадки в статусе «на согласовании», по нашему мнению, эти площадки должны быть проверены в первую очередь. При этом, вносимые в реестр в статусе «подтверждена» площадки должны быть проверены на наличие и на осуществление на них той деятельности, ведение которой является основанием для внесения этой площадки в реестр. Значительная часть площадок, внесенных в реестр, должны быть объектами ветнадзора. Площадки будут непрерывно возникать и ликвидироваться, поэтому реестр площадок должен вестись на постоянной основе.

Обращаем ваше внимание, что площадки в статусе «подтверждена» автоматически добавляются в систему Меркурий и могут быть указаны в качестве места отгрузки или места доставки при оформлении эВСД. Кроме этого, все изменения с площадкой в статусе «подтверждена» автоматически транслируются в систему Меркурий и влияют, в том числе, на возможность оформления эВСД. Учитывая изложенное, ведение реестра требует от лиц, которым предоставлено право ведения реестра, определенной квалификации и добросовестного отношения к данной работе.

5. Для «зачистки» реестра от предприятий «теней» или дублей в системе Цербер реализована специальная функция по объединению двух или нескольких площадок-теней в одну. Данная функция будет доступна сотрудникам ветслужб субъектов и территориальных управлений Россельхознадзора с ролью «Администратор по ведению реестра объектов». Работает данная функция следующим образом:

Сотрудник находит в реестре своего региона площадки-дубли и формирует заявку на объединение площадок. Для этого среди этих площадок необходимо указать основную площадку – она останется в реестре, к ней, после прохождения процедуры согласования, будут присоединены остальные выбранные площадки. Результат этих действий влияет на оборот подконтрольных товаров и связанную с этим деятельность участников оборота, поэтому действия должны выполняться осознанно с минимальной вероятностью ошибки (с учетом, что операция необратима). Поэтому, перед непосредственным выполнением объединения вводится процедура согласования в рамках зоны обслуживания.
Заявка на объединение площадок должна быть предварительно согласована уполномоченным лицом из числа сотрудников территориального управления Россельхознадзора и ветслужбы субъекта, на территории которого находится площадка.
После предварительного согласования заявка визируется уполномоченным сотрудником ветеринарного управления, после чего происходит объединение.
Результат этой операции автоматически транслируется в систему Меркурий и приводит к переносу записей журнала и эВСД площадок-теней в основную площадку без потери данных, площадки-тени отмечается как присоединенные и становятся недоступны для использования. В частности, автоматически выполняются следующие операции:
Если у площадок-дублей имелась связь с хозяйствующим субъектом в системе Меркурий, то после присоединения эта связь автоматически установится с основной площадкой, как в Меркурии, так и в Цербере.
Если пользователь (неважно пользователь хозяйствующего субъекта или госветслужбы) имел доступ к площадке-дублю, то после присоединения он автоматически получает доступ к основной площадке в системе Меркурий.
Все документы площадок-дублей, такие как ВСД, записи складского журнала, акты отбора проб, акты несоответствия и т.д., будут автоматически перенесены на основную площадку в системе Меркурий после присоединения.

Напоминаем хозяйствующим субъектам, участвующим в производстве и обороте подконтрольных товаров о том, что в случае если участник оборота имеет много объектов, где осуществляется производство и оборот, он может получить эксклюзивное право на редактирование в реестре объектов в Цербере своих объектов (внесение в реестр, исключение из реестра, изменение регистрационных данных. Для того, чтобы получить такое право необходимо обратиться с заявлением в Россельхознадзор и назначить своего «Администратор по ведению реестра объектов».

По техническим вопросам, связанным с использованием системы Цербер, обращайтесь по электронной почте на адрес [email protected]. По техническим вопросам, связанным с использованием системы Меркурий, обращайтесь по электронной почте на адрес [email protected].


В феврале-марте 2017 года обновлена процедура регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. В частности, вступили в силу новые нормативно-правовые акты, установившие ряд требований к внесению сведений об ОПО в реестр Ростехнадзора. А именно:
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».
Как же регистрировать ОПО по новым правилам? Ответ на этот вопрос мы дадим в данной статье.

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО. То есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на Приложении № 1 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г.:
  • решает, относится ли объект к категории опасных производственных;
  • выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик;
  • проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.
В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
  • проектную документации (документацию) объекта;
  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет . При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоения наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов, предоставление которых требует регистрация ОПО , может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494):

1. Заявление о регистрации ОПО.

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах) по форме Приложению № 4 к Административному регламенту (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО).

4. Обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

5. Текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).


Обратите внимание ! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14 февраля 2017 года документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает Сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь, «надзирающее» управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в «регистрирующий» орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) Сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.

2. Генеральный план, экспликация зданий и сооружений.

3. Данные:

4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.

5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.

6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14 февраля 2017 года изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Заявление на регистрацию ОПО

Шаблон этого документа вы также можете скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.

Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:


1. Сведения о заявителе (подробные реквизиты).

2. Краткую информацию об ОПО (согласно п.п. «2» п. 20 Административного регламента).


Ниже мы представим образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание ! В заявлении не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать на бумажном носителе;
  • скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.
Сведения, характеризующие ОПО

Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в Приложении №2 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) - перечень площадок, технических устройств и т.д.
Обратите внимание ! С 14 февраля 2017 года Карты учета ОПО отменены .

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495.

Ниже мы представим заполненные Сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».

Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  • Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  • Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений - автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  • Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.
Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.
Для стационарно установленных ГПМ подойдут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.).
  • Договор купли-продажи ГПМ.
  • Договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.
В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:
  • Договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС.
  • Документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.
Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной. Или склад (склады) хранения опасных веществ.

  • Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  • Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (статья 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, вы должны указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности , зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и Сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:
  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.
Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО 1-3 классов опасности).

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...