Порядок увольнения военнослужащего по контракту. Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части


95-й гарнизонный военный суд (г. Владимир) (Владимирская область) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

95-й гарнизонный военный суд

95-й гарнизонный военный суд - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело № 23/2011г. Категория дела Прочие заявления об увольнении с военной службы Заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ Оставлено без движения - Принято к производству ДД.ММ.ГГГГ Дата проведения предварительного СЗ - Продлен срок подготовки к СР - Назначено к СР 11.03.2011г. Производство по делу приостановлено - Производство по делу возобновлено - Судебное заседание отложено - Рассмотрено 16.03.2011г. Дата вступления в законную силу Председательствующий по делуСудья 95 ГВС
Р Е Ш Е Н И Е .

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

95 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:

Председательствующего – судьи Семенкова С.В.,

При секретаре Рудько Е.В.,

Без участия сторон, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса Лень С.И. на действия командира войсковой части, связанные с отказом передачи личного дела в военный комиссариат при увольнении с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Лень, проходивший военную службу по контракту в войсковой части, был досрочно уволен 24.09.2010г. с военной службы в запас по состоянию здоровья и, в соответствии с предписанием, был направлен в военный комиссариат г. Йошкар - Ола для постановки на воинский учет по его месту жительства в срок до 28.09.2010г.

После прибытия в военный комиссариат г. Йошкар – Ола, Лень было отказано в постановке на учет и назначении пенсии, поскольку туда не поступил второй экземпляр личного дела. При обращении в военный комиссариат Республики Марий - Эл ему также было отказано в назначении пенсии, так как туда не поступил первый экземпляр его личного дела. По запросу в кадровый орган войсковой части ему стало известно, что его личное дело утрачено, а на его письменное обращение в адрес командования в/ч от 26.01.2011г. с просьбой найти его личное дело и направить в соответствующие военкоматы, ответа не было получено до настоящего времени.

Не соглашаясь с указанными действиями командования войсковой части, заявитель обратился в военный суд с заявлением от 21.02.2011г., в котором просил обязать командира войсковой части передать экземпляр его личного дела в военный комиссариат по месту жительства, мотивируя свои требования возникшими материальными затруднениями в связи с невозможностью встать на воинский учет и оформить воинскую пенсию.

Стороны, извещенные о месте и времени судебного разбирательства по делу надлежащим образом, в суд не прибыли, письменно ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

При этом представитель командира войсковой части капитан юстиции Габтулин О.Р. в своих письменных возражениях по заявленным требованиям Лень, просил полностью отказать заявителю, обосновав это тем, что хотя в силу требований приказа МО РФ от 30 сентября 2002 года №350 и иных руководящих документов его личное дело подлежит направлению в военный комиссариат, однако перед этим необходимо рассчитать выслугу лет для определения размера пенсии, тогда как 15 марта 2011 года его личное дело было выслано в кадровый орган Центрального военного округа в г. Екатеринбург для подсчета данной выслуги лет. После возвращения личного дела Лень из ЦВО, оно будет незамедлительно направлено в соответствующий военный комиссариат.

Исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что требования по заявлению Лень подлежат полному удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. 34 п.14 Положения о порядке прохождения военной службы, перед представлением военнослужащего по контракту к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством РФ исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. С военнослужащим проводится беседа, содержание которой отражается в листе беседы, который подписывается увольняемым военнослужащим и должностным лицом, проводившем беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Из п.п. 22-25 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками в Вооруженных Силах РФ и п.3 Правил оформления представлений военнослужащих к увольнению с военной службы, утвержденных приказом МО РФ №350 от 30.09.2002г. (в ред. от 09.07.2009г. №704), следует, что перед досрочным увольнением военнослужащего командир воинской части обязан направить личное дело военнослужащего в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию, провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово-экономического и юридической служб. В ходе беседы оформить лист беседы по прилагаемой к настоящей Инструкции форме. Указанные мероприятия командир воинской части обязан провести с момента принятия решения по соответствующему рапорту военнослужащего о его увольнении.

Согласно требованиям п.п. 195 -198 Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил РФ, введенного в действие приказом МО РФ №085 от 19.12.2005г. и п.п. 5, 16-17 Приложения №5 к указанному Наставлению, при увольнении военнослужащих с военной службы с правом на пенсионное обеспечение, заполнение учетных документов исчисления выслуги лет и общего трудового стажа осуществляется на основании первого экземпляра личного дела офицера финансово-экономическими управлениями военных округов совместно с соответствующими управлениями (отделами) кадров объединений, соединений и подчиненных воинских частей. При увольнении военнослужащих, не имеющих права на назначение пенсии, исчисление выслуги лет и общего трудового стажа офицерам осуществляется соответствующими кадровыми органами. Пересылка первого экземпляра личного дела офицера, при его увольнении в запас с правом на пенсию, осуществляется из воинских частей в военный комиссариат субъекта РФ по избранному месту жительства, а второго экземпляра его личного дела – в военные комиссариаты районов (городов) по избранному месту жительства, не позднее следующего дня после получения выписки из приказа по личному составу об исключении его из списков личного состава Вооруженных Сил. В предписаниях уволенных с военной службы офицеров указывается, когда и в какой военный комиссариат высланы их личные дела или куда они будут высланы, а также дата и номер приказа об исключении из списков личного состава воинской части.

Перед направлением личных дел военнослужащих в финансовые органы все периоды военной службы, указанные в графе 12 послужного списка, а также записи в графе 13 послужного списка, дающие право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, должны быть тщательно проверены, сопоставлены с данными автобиографий, аттестационных и дополнительных документов и подтверждены приказами или соответствующими документами. После составления финансовыми органами расчетов выслуги лет на пенсию в порядке, указанном в п. 197 настоящего Наставления, первые экземпляры личных дел офицеров, с расчетами выслуги лет возвращаются в воинские части по месту службы военнослужащих. Перед представлением военнослужащих к увольнению они должны быть ознакомлены с записями в послужных списках и с расчетами выслуги лет на пенсию. В первые экземпляры личных дел военнослужащих, уволенных с правом на пенсионное обеспечение, приобщаются расчеты выслуги лет на пенсию.

Из сопроводительного письма от 15.03.2011г. к первому экземпляру личного дела Лень С.И. следует, что личное дело заявителя было направлено в адрес начальника управления кадров Центрального военного округа для подсчета выслуги лет из войсковой части только 15 марта 2011 года, а не перед его увольнением с военной службы.

Из предписания начальника штаба в/ч от 24.09.2010г. майору Лень С.И. усматривается, что ему надлежало прибыть 28 сентября 2010 года в распоряжение начальника отдела военного комиссариата для постановки на воинский учет на основании приказа командира в/ч от 03.08.2010г. об его увольнении с военной службы. При этом в предписании не указано сведений о том, когда и в какой военный комиссариат высланы его личные дела или куда они будут высланы.

Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности с другими материалами, имеющимися в деле, суд приходит к выводу, что командованием войсковой части нарушен порядок увольнения заявителя с военной службы, установленный Положением о порядке прохождения военной службы, приказами МО РФ №350 от 30.09.2002г. (в ред. от 09.07.2009г. №704) и №085 от 19.12.2005г., связанный с порядком подсчета выслуги лет и сроками направления личных дел в соответствующие комиссариаты после увольнения военнослужащего, в связи с чем заявленные требования Лень являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению в объеме его заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. - , 258 ГПК РФ, военный суд

Заявление Лень С.И. удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия командира войсковой части, связанные с отказом передачи личного дела Лень С.И. в военный комиссариат по месту жительства и обязать указанное воинское должностное лицо передать экземпляр личного дела Лень С.И. в военный комиссариат г. Йошкар – Ола.

Решение может быть обжаловано в 3 окружной военный суд через 95 гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ С.СЕМЕНКОВ

Судьи дела:

Семенков Сергей Владимирович (председательствующий судья)

Увольнение военнослужащего происходит несколько по другому принципу, чем обычного работника, и это должно учитываться. Здесь же стоит отметить, что все трудовые отношения с военными регулируются уже не обычным Трудовым кодексом, а федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Причины

Основания для увольнения досрочно военнослужащего:

  • По возрасту. Как только человек достигает предельного возраста, он может уволиться. Однако это не является обязательным, он также может и продолжить свою службу, если пожелает.
  • В контракте, который подписывают военные, указываются сроки службы. Увольнение военнослужащих происходит сразу же после того, как эти сроки истекли.
  • Комиссия может признать человека негодным к службе. В таком случае увольнение производится в обязательном порядке.
  • Если нашлись основания для лишения служащего его звания. Здесь процедура очень похожа на увольнение обычного гражданского лица по статье 81 ТК РФ.
  • Человек был осужден и приговорен к лишению свободы на определенный срок. Это является веским основанием для того, чтобы уволить военнослужащего.
  • Есть также еще ряд оснований, по которым военного могут уволить со службы. Все эти основания перечислены в статье 51 федерального законодательства.

Несколько другие причины существуют для того, чтобы уволить человека, который проходит военную службу по контракту:

  • Человек постоянно нарушает условия контракта. Вряд ли кто-то будет увольнять сотрудника за одно мелкое нарушение. Однако если это происходит систематически, то увольнения точно не избежать.
  • По состоянию здоровья. Если после очередного осмотра обнаружится, что человек имеет какие-либо отклонения в здоровье, то его, скорее всего, отстранят от службы.
  • По семейным обстоятельствам.
  • По различным уважительным причинам.

Такого понятия, как увольнение с военной службы по собственному желанию, в военной службе не существует. Однако, согласно законодательству, это возможно сделать, если у военного имеются на это уважительные причины. Только вот, как и в Трудовом кодексе, в законе не уточняется, что именно является уважительными причинами, что может в значительной мере усложнить процедуру. Решать, можно ли расторгнуть контракт или нет, будет непосредственный командир по своему субъективному представлению. Конечно, здесь никто не отменял серьезные основания для увольнения с военной службы.

Состояние здоровья

На военную службу берут только тех людей, у которых очень крепкое здоровье. Именно поэтому, если у сотрудника обнаружились какие-либо проблемы, его могут уволить. Порядок увольнения с военной службы в таком случае выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо пройти комиссию. Обратиться к военно-врачебной комиссии можно в том случае, если у военного имеются хронические заболевания, появились травмы или ранения.
  • Производится осмотр. Если комиссия решит, что дальнейшее прохождение службы не представляется возможным, эти данные заносятся в протокол.
  • После того как военный получит справку на руки, он должен написать рапорт о своем увольнении со службы.
  • Отстранение от занимаемой должности происходит в течение одного календарного месяца.
  • В итоге человек может рассчитывать на единовременные выплаты, различные льготы, а также пенсию по инвалидности, если таковую ему присвоили.

Военнослужащему по контракту выплачивается оклад, а также дополнительные выплаты – надбавки и премии. Если срок службы был менее 20 лет, то единая выплата равна двум месячным заработным платам. В том случае, если служба продолжалась более 20 лет, то единоразовая выплата составит уже семь заработных плат.

В том случае, если причиной инвалидности стали травмы и ранения, полученные на военной службе, то военному дополнительно выплачивается единоразовая компенсация в размере от 500 тысяч рублей до 2 миллионов. Размер напрямую связан с состоянием здоровья и группой инвалидности, которую человеку прописали. Здесь стоит уточнить, что при таких же проблемах со здоровьем гражданам, проходящим срочную военную службу, будет положена компенсация в два раза меньше.

Важно! На данную компенсацию могут рассчитывать только те, кто признаны полностью непригодными к службе. Если же человека признали только ограниченно непригодным, то подобные выплаты ему не полагаются.

При этом выплаты по инвалидности назначаются вне зависимости от остальных выплат. То есть, здесь нет каких-либо ограничений по итоговой сумме, которую военный получит после увольнения. В том случае, если инвалидности нет, то выплачивается премия, которая равна 50 тысячам рублей. Эта сумма не зависит от того, сколько времени человек пробыл на службе – более 20 лет или же менее. При инвалидности военные еще и ежемесячно получают выплаты, размер которых напрямую зависит от группы инвалидности.

Предельный возраст

Как уже писалось выше, военный может быть уволен, если он достиг своего предельного возраста для службы. Здесь стоит уточнить, что этот предельный возраст установлен для каждого звания свой, и это, конечно же, необходимо учитывать:

  • В шестьдесят пять лет уволиться могут маршалы, генералы, адмиралы флота и генерал-полковники.
  • В возрасте шестидесяти лет со службы могут уйти военные, которые имеют такие звания, как генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал.
  • В пятьдесят пять лет на пенсию уходят полковники или капитаны первого ранга.
  • В пятьдесят – все лица, которые имеют какие-либо другие звания.
  • Женщины военные могут рассчитывать на пенсию уже в 45 лет. Это прописано в российском законодательстве.

Кроме того, в российском законодательстве указано и то, до какого возраста может быть продлена служба, если военный это пожелает. Лица, которые занимают звания, указанные в первой строке, могут нести службу на десять лет дольше, то есть до 75 лет. Все остальные имеют полное право оставаться на службе до 65 лет. Женщины также входят в эту категорию.

После того как подписан рапорт и служба окончена, уволенный военный может рассчитывать на дополнительные выплаты. Рассчитываются они, исходя из нескольких параметров. Здесь работает та же схема, что и при увольнении по состоянию здоровья. То есть, если человек был на службе менее 20 лет, то ему начисляется единовременная выплата в размере двух месячных окладов. Если же срок службы более 20 лет, то выплаты будут начисляться в семикратном размере от месячной заработной платы. Еще один дополнительный оклад начисляется тем, кто был удостоен государственной награды за какие-либо заслуги.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не все могут рассчитывать на выплаты при увольнении. Выплаты не выдаются:

  • Если сотруднику по решению суда было запрещено занимать любые военные должности.
  • Лицо решили звания. В таком случае он, по факту, вообще не является больше военным.
  • Если военного лишили свободы за уголовное преступление. Здесь же учитываются и те преступления, которые были совершены по неосторожности.
  • Человеку был вынесен условный приговор.
  • Если человек решил перейти в другие органы, например, полицию или пожарную.
  • Человек нарушил условия, которые были прописаны в контракте.
  • Недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Иногда к основным выплатам добавляются и дополнительные. Например, если военному полагались премиальные, то они будут выплачены вместе с остальными деньгами при расчете. Сюда же входят выплаты и за дополнительные обязанности, которые мог выполнять сотрудник. Размер премиальных зависит от того, к какой категории относится военный.

Нарушение дисциплины

Многие граждане решают проходить военную службу по контракту. И очень часто условия контракта нарушаются. В российском законодательстве четко указано, что контракт можно расторгнуть досрочно, если его будут нарушать. В таком случае военного увольняют. Обычно поводом для этого служат деяния административного или же уголовного кодекса. Расторжение контракта может произойти и в том случае, если гражданин систематически нарушает трудовую дисциплину. Все нарушения должны быть в обязательном порядке зафиксированы, так как если этого не сделать, то доказать уже будет нельзя.

При заключении контракта обе стороны берут на себя обязательства соблюдать его. Также в контракте указано, что несоблюдение правил ведет к немедленному увольнению. Для того чтобы решить, является нарушение действительно серьезным, необходимо обратиться в суд для вынесения приговора. Здесь стоит отметить, что решение не выносится на основании одного только рапорта. В деле учитываются семейные и финансовые обстоятельства, а также условия службы. В некоторых случаях суд выносит оправдательный приговор, и военного не увольняют. Например, нельзя назвать, что нарушения были систематическими, если они повторялись не два раза подряд. Систематическими нарушениям дисциплины являются нарушения, которые повторялись три раза подряд в короткий промежуток времени.

В том случае, если с военным досрочно расторгается контракт, так как он его нарушил, с гражданина могут взиматься еще и различного рода штрафы. Обычно штрафы взимаются только за очень грубые нарушения – уголовные или же административные. Стоит уточнить, что уволенный может обжаловать решение суда. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести аттестацию проведенной им работы. Порядок увольнения военнослужащих выглядит следующим образом, всё это указано в статьях федерального закона:

  • В течение 10 дней с момента нарушения проводится расследование. Без него никак не обойтись, так как необходимо всё четко зафиксировать и в дальнейшем доказать. Без этого уволить сотрудника будет просто невозможно.
  • Далее, после того как собраны все документы, подается рапорт начальнику.
  • Начальник уже принимает решение о расторжении контракта и издает приказ.

В некоторых случаях назначается дополнительная комиссия для внеплановой аттестации. Для этого необходимо:

  • Создается специальная комиссия для проверки.
  • Проходит непосредственно сама аттестация.
  • Если по решению комиссию будет выявлено, что человек не соблюдал должным образом условия контракта, так называемого военного договора, составляется рапорт.
  • Командир издает приказ об увольнении.

Стоит отметить, что увольнение за нарушение дисциплины влечет за собой множество неприятных моментов. Если в других случаях военному полагается множество дополнительных выплат, то здесь такого не предусмотрено. В первую очередь служащего лишают выплат, которые равны 2 или 7 месячным окладам. Здесь не важно, что является причиной увольнения – систематические нарушения или уголовное преступление. Военный также лишается премий, даже если он их честно заработал. Ему не полагаются ежегодные пособия. При этом не учитывается, какое время человек провел на службе – пять лет или двадцать. Всё это четко прописано в статьях федерального закона.

Принимая решение, пойти служить по контракту, необходимо учитывать, что всё это очень серьезно. Если человек не готов в должной мере выполнять все обязательства, то ему лучше отказаться от этой затеи, так как в итоге он просто останется ни с чем. Во всех остальных случаях военные могут рассчитывать на очень хорошие пособия и льготы, даже если увольнение произошло раньше положенного срока. Важно помнить, что на выплаты можно рассчитывать только при увольнении по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья. При этом не стоит беспокоиться, что маленький срок службы лишит гражданина выплат, просто они будут несколько меньше, чем у человека, который отслужил уже более 20 лет.

Можно сделать вывод, что получить хорошие пособия и льготы от военной службы можно только в том случае, если человек добросовестно выполняет свои обязанности. Увольнение при этом возможно и досрочно, если лицо не может продолжать службу по уважительным причинам. Ни на какие пособия после увольнения нельзя рассчитывать в том случае, если военный не выполнял условий контракта или систематически нарушал дисциплину. Со всеми нюансами можно ознакомиться в статьях конкретного законодательства.

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Законодательство РФ регламентирует особый порядок увольнения военнослужащего по предусмотренным основаниям, в том числе и по собственному желанию. Данная процедура отличается сложностью и длительностью. В отличие от рядовых граждан, эти лица не могут уволиться с военной службы по собственному желанию без объяснения причин.

Законодательство в сфере регулирования деятельности военнослужащих менее лояльно, в сравнении с регламентированными нормами трудовых отношений для рядовых работников, и не позволяет военным увольняться со службы при наличии лишь их собственной инициативы. Срок сложения полномочий также увеличен, что связано с более сложной процедурой, включающей в себя рассмотрение ситуации аттестационной комиссией. Если гражданскому лицу работодатель не может запретить уволиться по собственному желанию, то военнослужащий более ограничен в действиях. При получении отрицательного решения аттестационной комиссии, если она сочтет недостаточными причины для прекращения отношений, гражданин не сможет разорвать договор и покинуть службу.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Нормативная база, регулирующая увольнение военнослужащего и порядок действий для реализации процедуры

Отношения, возникающие между работодателем и работником в контексте воинской службы, регулируется не ТК РФ, а Федеральным Законом «О воинской обязанности». Поводы для увольнения регламентируются в статье 51 данного нормативного акта.

Следует отметить, что увольнение военнослужащего по собственному желанию невозможно при наличии одного лишь волеизъявления. Для одобрения его рапорта необходимы веские основания. Для увольнения гражданина с военной службы по собственному желанию, ему необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной, по которой гражданину необходимо покинуть военную службу.
  • Составить и подать рапорт об увольнении командиру, офицеру, вышестоящему начальнику, отвечающему за кадровые вопросы. В рапорте следует подробно изложить обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему осуществлению деятельности в должности.
  • Командир или офицер, в ведении которого находятся кадровые вопросы, направляет документ на рассмотрение аттестационной комиссии.
  • Комиссия изучает просьбу увольняющегося и документацию, которая аргументирует основательность, серьезность причины, оценивает доводы самого увольняющегося.
  • Принятие решения комиссией. Если ответ положительный, гражданин покидает службу. Отрицательное решение можно обжаловать в установленном законодательством порядке.
  • Заключение аттестационной комиссии доносится до увольняющегося командиром.

Для того чтобы комиссия одобрила рапорт увольняющегося, необходимо убедить ее в том, что причина для прекращения службы уважительная и действительно существует. Гражданину необходимо озаботиться сбором документальных доказательств, которые подтвердят его позицию.

Уважительные причины для увольнения

Поводы, по которым лицо вправе оставить военную службу, перечислены в статье 51. Следует определиться с одним из следующих оснований и указать его в рапорте:

  • Выслуга лет.
  • Прекращение службы в связи с достижением установленного законодательством возраста.
  • Окончание действия заключенного контракта.
  • Неудовлетворительное состояние здоровья, которое значительно усложняет или делает невозможным дальнейшее прохождение военной службы.
  • В отношении гражданина имеются основания для того, чтобы он был лишен звания.
  • Осуждение гражданина к лишению свободы.
  • В связи с избранием депутатом.
  • При лишении гражданства.
  • При осуществлении лицом предпринимательской деятельности.
  • Другие основания, указанные в законе.

В России возраст для увольнения из ВС РФ составляет 45 лет, если у гражданина имеется непрерывающийся 25 летний стаж, который включает не менее 12 с половиной лет службы в армии. Как показывает практика, аттестационные комиссии, зачастую, принимают решение на основании аргументации причины в рапорте, поэтому важно уделить этому моменту максимум внимания. Повод следует конкретизировать и подкрепить документальными доказательствами.

Особенности составления рапорта

Законодательство предписывает при желании уволиться из ВС РФ оформлять волеизъявление в письменной форме в виде рапорта. Подать его необходимо командиру или офицеру, в ведение которого находится решение кадровых вопросов. Рапорт заменяет заявление, которым оформляется желание прекратить трудовую деятельность в конкретной организации у гражданских лиц. Требование оформления волеизъявления именно в таком виде закреплено в ст. 106 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Текст рапорта составляется в свободной форме, законодательство не содержит какого-то особого шаблона для оформления подобного вида документации. Однако, для того чтобы он был принят и рассмотрен необходимо указать следующие сведения:

  • Сведения о командире воинской части, офицере, в ведении которого находятся кадровые вопросы (ФИО, должность).
  • Сведения о увольняющемся.
  • Просьба о досрочном увольнении по собственной инициативе.
  • Обстоятельства, служащие причиной прекращения службы в армии. Необходимо максимально конкретизировать данный пункт. От полноты аргументации будет зависеть решение аттестационной комиссии. Целесообразно указать как минимум два повода.
  • Просьба о рассмотрении вопроса аттестационной комиссией.
  • Просьба или отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
  • Просьба о направлении личного дела в военкомат района проживания.
  • Перечень документов, служащих приложением.
  • Дата и подпись военнослужащего.

Важно! Военнослужащему необходимо подготовить и приложить к рапорту доказательства причин увольнения по собственному желанию. Бумага оформляется в двух экземплярах, один необходимо сохранить. Он послужит доказательством в случае, если командир будет уклоняться от передачи рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.

Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении

Выплаты, которые получит увольняющийся, назначаются в зависимости от ведомства, где проходила служба, а также, исходя из причины прекращения обязательств. Так, военнослужащему, уходящему из ВС, по выслуге лет положена военная пенсия. При увольнении по иным причинам может выплачиваться единовременное пособие, которое будет зависеть от срока пребывания в рядах армии:

  • Выплаты в размере двух окладов получают лица, пребывавшие на службе менее 20 лет.
  • Семь окладов положено гражданам, прослужившим в армии более 20 лет.
  • Один оклад может быть добавлен к выплате, если у увольняющегося имеются государственные награды.

Выплаты положены лицам, находившимся на госслужбе в армии, и контрактникам, которые желают разорвать договор. В зависимости от заслуг перед государством и иных особых обстоятельств увольняющемуся могут быть выплачены и другие поощрения в деньгах. Подобная премия может составлять от 1 до 3 окладов в дополнение к основной выплате. Размеры денежных перечислений будут зависеть также от звания увольняющегося и должности, которую он занимал на момент сложения полномочий.

Особенности увольнения лиц, проходящих службу по контракту

Согласно законодательству граждане, проходящие службу в рядах ВС РФ, обязаны в полном объеме выполнять условия заключенного контракта и могут разорвать его лишь в регламентированных случаях. Для реализации увольнения до окончания контракта необходимо наличие уважительных причин, одного желания будет недостаточно. Определение серьезности повода для разрыва договора законодатель оставил на усмотрение аттестационной комиссии и командира увольняющегося. Как показывает практика, увольнение военнослужащего по контракту до окончания его действия по собственному желанию возможно при наличии следующих оснований:

  • Если родственники или супруг/супруга лица проживают не в Российской Федерации, возможен разрыв контракта.
  • Если заработка гражданина не достаточно для обеспечения семьи, лицо имеет право инициировать расторжение контракта.
  • Если на попечении военнослужащего находится человек, за которым необходим уход по состоянию здоровья, разрыв контракта может быть одобрен.
  • Если у женщины, проходящей военную службу, серьезно ухудшилось состояние здоровья во время беременности, но нет оснований для увольнения по иным причинам, расторжение договора возможно.

Поскольку законодательство не конкретизирует уважительные причины, по которым возможно увольнение контрактника и досрочное расторжение договора, могут быть использованы иные основания. Повод для прекращения обязательств по инициативе лица необходимо подтвердить документально. Также возможен разрыв контракта вследствие иных поводов, указанных в нормативном акте, к примеру, в связи с переводом на службу в ОВД.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...