После задержания полицией потребовалась помощь психиатра. На сколько имеют право задержать в полиции


1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом ;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей .

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.


Любой гражданин может подвергнуться задержанию полицией, но это вовсе не указывает на то, что им было совершено преступление. Уполномоченные сотрудники могут задержать лицо для выяснения личности, а также причастности к правонарушениям, совершенным ранее. Человек имеет ряд прав, которые необходимо знать, а при возникновении такой ситуации - применять на деле.

Порядок поведения при задержании

У каждого человека есть право потребовать уважительное отношение даже при его принадлежности к лицам, не имеющим гражданства или иностранцам. Полиция не может арестовывать гражданина на улице, данное действие может быть применено исключительно по месту проживания.

Во время задержания, вне зависимости от того, оправданное оно или полностью безосновательное, ни в коем случае нельзя паниковать, ругаться, пытаться применить силу. Лучше сохранять спокойствие, иначе у полицейских появиться повод для задержания. Не стоит стремиться скрыться, даже если вы полностью уверены в собственной невиновности. Такие действия будут слишком подозрительными, вплоть до назначения уголовной ответственности.

При аресте человек имеет право сказать уполномоченному лицу, что считает себя арестованным незаконно. Нужно сообщить, что вы подчиняетесь сотруднику органов, но при продолжении нарушений с его стороны обжалуете неправомерные действия.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Еще одним важным пунктом считается право задержанного человека потребовать у сотрудника удостоверение личности. Ведь наличие полицейской форы вовсе не указывает на принадлежность лица к числу сотрудников органов правопорядка. Перед тем, как везти человека на допрос, работник милиции обязательно должен:

  1. Представиться;
  2. Предъявить свой документ;
  3. Объяснить, по какой причине осуществляется задержание.

Когда этого не происходит, задерживаемый имеет право набрать номер полиции и сказать, что его пытается похитить лицо в полицейской форме, не показывающее удостоверение.

Каждый звонок, поступающий в полицию, обязательно записывается и прослушивается, а значит, будет установлен факт общения с правоохранителем, который впоследствии не сможет продолжать свои незаконные действия.

Поведение после задержания

Если неприятной процедуры ареста не получилось избежать, у человека есть право на звонок родственникам или знакомым. Правоохранитель не может запрещать звонить, но ситуации встречаются различные, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы поставить своих близких в известность.

После того как телефонная связь будет установлена, задержанный имеет право сообщить:

  1. Свое местонахождение;
  2. Время задержания;
  3. Приметы полицейского;
  4. Номер его машины.

Такие сведения помогут лишить уполномоченного сотрудника анонимности, благодаря чему он впоследствии уже не сможет действовать с нарушением закона.

Осуществляя задержание, правоохранитель обязан разъяснить арестованному его права, и обязанности. Если данный факт полностью отсутствовал, у человека есть право указать об этом в протоколе, подтверждающем административный арест.

Сотрудники полиции не имеют права отказать в составлении данного протокола. Также человек может потребовать указания точного времени ареста. Зачастую, осуществляя задержание, уполномоченное лицо проводит обыск. Во время осмотра он не может проверять содержимое карманов одежды, а должен произвести только прощупывание.

Если такой осмотр приводит к появлению дополнительных вопросов, уполномоченный может попросить показать содержимое карманов. При этом нельзя отказываться или оказывать сопротивление. Выполнить изъятие вещей без соответствующего протокола и двух понятых нельзя. Если обыск все же производится, понятые должны быть одного пола с задерживаемым. Человек имеет право требовать соблюдения данного правила, отказ в подборе таких понятых - серьезное нарушение. Если ранее задержанного отпускают из участка, его изъятые вещи полагается вернуть.

Обязанности и права полицейского

Правоохранитель должен сделать дополнительный звонок, чтобы в самый короткий срок сообщить родственникам о факте ареста. Также можно попросить его позвонить:

  1. На работу;
  2. В учебное заведение;
  3. Адвокату.

Задержанный гражданин имеет право поставить свою подпись в протоколе задержания или отказаться от этого. Объяснить данное решение можно тем, что дача объяснений будет осуществлена только после консультации с защитником. Решив подписать протокол, следует проверить правильность указания времени ареста, а также прокол досмотра, в перечне должны быть упомянуты только вещи, которые действительно присутствовали.

Проверять все данные, а также фиксировать ошибки полицейских необходимо, чтобы впоследствии иметь возможность обжалования действий уполномоченных сотрудников. Лицо, пребывающее под арестом, может получить копии составленных протоколов.

Продолжительность административного ареста не бывает свыше трех часов, исчисляют ее от времени прибытия в конкретное отделение. Если для находящегося в участке лица не будет применено решение о продлении времени задержания или заключения под стражу, его отпускают. При аресте в нетрезвом состоянии эти три часа отсчитывают после наступления протрезвления.

Если время пребывания в участке более трех часов, то правоохранители обязаны предоставить человеку пищу, место для отдыха, а при необходимости - медикаменты.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 14 Закона о Полиции

1. Право каждого на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. В этой же статье Закона закреплен запрет задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения.

2. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления предусмотрены ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, - это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком до 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

4. Задержание осуществляется в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. Основные условия задержания:

1) задержание возможно только после возбуждения уголовного дела;

2) лицо дозволяется задерживать по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

6. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания. Данная группа оснований именуется "иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления". Речь идет о таких условиях, как:

а) лицо пыталось скрыться

б) либо не имеет постоянного места жительства,

в) не установлена его личность,

г) руководитель следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователь, а равно дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Срок, на который лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, составляет 48 часов. При наличии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судья, рассматривающий ходатайство о заключении лица под стражу, вправе продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа.

8. Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

9. Фактические основания задержания неодинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований можно производить задержание. Наличие же основания второй группы может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся следующие:

1) лицо застигнуто при совершении преступления;

2) лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;

3) потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;

4) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

а) это лицо пыталось скрыться или

б) не имеет постоянного места жительства, либо

в) не установлена его личность, либо

г) если руководителем следственного органа или с согласия руководителя следственного органа следователем, а также дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание "лицо застигнуто при совершении преступления" обычно не вызывает трудности в уяснении. Однако перед тем, как констатировать его наличие, следует проверить, уверены ли вы, что имело место действительно преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие "при совершении преступления" указывает на то, что сотрудник полиции или любой гражданин сам наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился сотрудник полиции, он (сам) производит задержание по п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания - п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. При характеристике основания, именуемого "лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления", так же как и в первом случае, следует быть уверенным, что совершено общественно опасное деяние.

15. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления - это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей. Пример. На глазах у сотрудников дорожной службы полиции совершается дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Преступник с места происшествия скрывается. Но он не успевает скрыться из их поля зрения. И сколько бы ни продолжалась погоня, задержание лица, совершившего преступление, в такой ситуации (не выпавшего из поля зрения преследователей) будет непосредственно после совершения преступления.

16. Следующее основание - "потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление". По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего, только когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Показания потерпевших, не видевших человека, который совершал преступление (т.е. неочевидцев), не могут быть основанием задержания, предусмотренным п. 2 ст. 91 УПК РФ.

Фактическое задержание и доставление лица.

Фактическое задержание (захват) лица - это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком-плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо-хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз-можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это действие само по себе является лишь самым первым актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством это-го сугубо обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи: пресекается дальнейшая преступ-ная деятельность задержанного и обеспечивается возможность его до-ставления в орган дознания или к следователю.

Поэтому очевидно, что возможностью проводить фактическое за-держание (захват) наделен весьма широкий круг сотрудников правоо-хранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган до-знания или к следователю. Например, согласно п. 13 ст. 13 закона «О по-лиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий (сотрудник патрульно-постовой службы, инспектор ГИБДД, сотрудник ОМОН и т.д.). Аналогичные права имеют со-трудники ФСБ России, ФСКН России и пр.

Доставление - это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер-жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

При этом сотрудники полиции и иных правоохранительных орга-нов должны обеспечить доставление задержанного в кратчайшие сро-ки с тем, чтобы он находился в подобном юридически незакрепленном статусе минимальное время.

Права граждан при задержании: бесконфликтное поведение при фактическом задержании и доставлении в орган дознания или к следователю.

Бесконфликтный захват выражается в полном подчинении задер-жанного требованиям сотрудника полиции (иного правоохранительного органа) проследовать вместе с ним в соответствующий орган дознания или к следователю. Подобное поведение человека в большинстве случа-ев представляется наиболее рациональным и грамотным. Особую важ-ность это поведение приобретает в ситуациях, когда он считает действия сотрудников правоохранительных органов явно необоснованными.

Бесконфликтный захват позволяет в достаточно спокойной обста-новке прямо на месте разрешить целый комплекс важнейших вопросов, которые впоследствии возможно сыграют ключевую роль в исходе дан-ного дела и соответственно в судьбе задержанного человека.

Так, во-первых, бесконфликтная ситуация позволит сотруднику по-лиции (иного правоохранительного органа) на месте в достаточно спо-койной обстановке объяснить человеку мотивы задержания (например, то, что он похож по приметам на разыскиваемого преступника, или что он управляет автомобилем, находящимся в розыске и т.д.) Следовательно, задержанный уже с самого начала сможет дать какие-то пояснения по по-воду случившегося, предпринять какие-либо действия, чтобы как можно скорее избавиться от возможно надуманных подозрений в свой адрес.

В противном случае при воз-никновении кон-фликта вопрос об освобождении задержанного за-тянулся бы на го-раздо более дли-тельное время.

Во-вторых, бесконфликтная ситуация позволя-ет избежать при-менения к задержанному физической силы, специальных средств или даже огнестрельного оружия. Так, согласно гл. 5 закона «О полиции» сотрудники полиции в определенных ситуациях, в том числе связанных с доставлением, имеют право применять физическую силу, в частности боевые приемы борьбы, специальные средства (резиновые палки, на-ручники, служебных собак и т.д.), а также огнестрельное оружие.

Особенно остро эта проблема возникает в ситуациях, связанных с «несанкционированными» шествиями, пикетами и демонстрациями, а также в местах массового скопления народа в праздники и дни народ-ных гуляний.

Ну и наконец, в-третьих, бесконфликтная ситуация позволит в определенной мере составить сотрудникам правоохранительных ор-ганов некий «психологический портрет» задержанного, охарактеризо-вать его личность. А зачастую, особенно в сложных и неопределенных ситуациях, это позволяет проверить и оценить имеющиеся в уголовном деле доказательства и таким образом принять в отношении задержан-ного правильное решение.

Конечно, далеко не любая ситуация может быть разрешена в бес-конфликтной обстановке. Безусловно, в практике возникает достаточно много случаев, где конфликт между задержанным и сотрудником пра-воохранительного органа неизбежен или, по крайней мере, весьма ве-роятен. Но даже здесь на конфликт следует идти взвешенно, осмыслен-но, после четкого понимания всех «за» и «против». И при этом в любом случае необходимо избегать излишней эмоциональности и уж, конечно, применения физической силы. Даже если конфликт и неизбежен, он дол-жен протекать в спокойной обстановке. Все вышеуказанные рекоменда-ции можно также отнести и к процедуре принудительного доставления задержанного в орган дознания или к следователю.

Права граждан с момента фактического задержания.

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным ак-тами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по прави-лам российского уголовно-процессуального законодательства с момен-та фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление суще-ственным образом ограничивают его право на свободу и личную непри-косновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмо-тренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

1. Право на защитника

Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подо-зреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на за-щитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение ква-лифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключи-тельно адвокаты.

Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном по-рядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и ад-вокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ор-дера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголов-ному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокат-ским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. б закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство преду-сматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:

Приглашение защитника;

Назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспече-ния защитника посредством заключения с ним соответствующего со-глашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адво-катской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспе-чения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновремен-но нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или не-дееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на за-щитника у задержанного появляется непосредственно с момента фак-тического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен изве-стить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефон-ный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа.

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее со-глашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют опре-деленных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как пра-вило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения орде-ра также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болез-ненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограниче-нию конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек мо-жет иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непо-средственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспече-ния защитника-адвоката посредством государственно-властного требо-вания дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглаше-нию. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Феде-рации гарантией на получение каждым квали-фицированной юридической помощи (незави-симо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч.5 ст. 50 УПК РФ и ч.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.

Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, за-держанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокат-ское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И, во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника ре-шает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут пред-принимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначе-нию защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и достав-ление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического за-держания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обя-заны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

2. Право давать или не давать объяснения

Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохра-нительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объясне-ния, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информа-ции о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучаст-никах, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - до-просам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславли-вать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важ-ного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголов-ного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления и т.д. В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись к содержанию той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в сво-их объяснениях.

Задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с из-ложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержан-ный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоя-тельства, которые он считает существенными. Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полно-ценные и правдивые объяснения.

При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоя-тельства. Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе соб-ственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные све-дения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошиб-ки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения.

3. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика.

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государ-ственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находяще-муся на территории РФ, право на пользование родным языком, на сво-бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Консти-туции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обе-спечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть предоставлен переводчик.

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно мо-жет и должно быть реализовано лишь при реальной надобно-сти оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклоне-но, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления.

4. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защи-ты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Информация подготовлена

с использованием материалов

общероссийской организации

«Ассоциация юристов России»

Выбор редакции
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Семья жила в коммунальной квартире. Отец мальчика был простым рабочим, но...

Юрий Казаков Тихое утро Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову и пастух не выгонял стадо...

Биография Бродского тесно связана с Лениградом, где 24 мая 1940 года родился будущий поэт. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в...

Безмолвные пришельцы из космоса - метеориты - прилетающие к нам из звездной бездны и падающие на Землю, могут иметь любые размеры,...
В предыдущем посте была дана оценка опасности астероидной угрозы из космоса. А здесь рассмотрим, что будет если (когда) метеорит того или...
К методам, широко используемым при изучении генетики человека относятся: генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, метод...
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются...
(Пока оценок нет) Имя: Дарья Михайловна Гром (Дарья Снежная)Дата рождения: 21 февраля 1988 годаМесто рождения: Россия, г. Кострома...
Кашель, насморк, простуда - это то, чем ежегодно болеет каждый. Обычно подобные проявления болезни не вызывают серьезных беспокойств. Но...