Пособие по уходу за ребенком до 1 5 лет в. Как своевременно получить пособие по уходу за ребенком? Случаи снижения размера пособия по временной нетрудоспособности


Пособие по беременности и родам, как и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, с 2014 года рассчитывается с учетом новых норм. Рассмотрим подробнее порядок расчета всех выплат, положенных будущей маме при уходе в декретный отпуск.

Прежде всего, напомним, что в 2014 году нормы социальных пособий проиндексированы на 5%. Также в этом году изменяется предельная сумма заработка, которую следует учитывать при расчете пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком. Так, максимальная сумма за 2012 год определена в размере 512 тысяч руб, за 2013 год - 568 тысяч руб. Напомним, что расчет пособий ведется исходя из среднего заработка женщины за предыдущие два календарных года. То есть мамам, уходящим в 2014 году в декретный отпуск, при расчете пособия следует ориентироваться на размеры своих доходов в 2012 и 2013 годах.

Расчет пособия по беременности и родам начисляется на основании оформленного больничного листа по беременности и родам. Продолжительность его, как правило, составляет 140 календарных дней. При одноплодной беременности, протекающей с осложнениями, женщине предоставляется 156 дней отпуска, при многоплодной беременности отпуск увеличивается до 194 дней. Может кто знает, могу ли я рассчитывать хоть на маленькое пособие, если не работаю. Я где-то на сайте читала, что неработающим ничего не полагается, если я до беременности не работала и не учусь.

Чтобы определить средний дневной заработок, общую начисленную заработную плату делят на 731 - количество календарных дней. Максимальный среднедневный заработок в 2014 году для расчета пособия установлен в размере 1 479,45 руб. Согласно части 3.3. статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, общая сумма декретных в 2014 году не может быть больше 207 123 руб. Размер среднего дневного заработка не может быть меньше МРОТ, а сумма ежемесячного декретного пособия по уходу за ребенком не может быть ниже минимальной месячной оплаты труда. Максимальный размер декретного пособия для всех регионов установлен в размере 36 563 руб в месяц. В том случае, если стаж будущей мамы менее полугода, пособие по беременности и родам ей будут начислять из расчета один МРОТ за полный календарный месяц. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2014 году вырос по сравнению с предыдущим годом и составил 5 554 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком начисляется матери вплоть до достижения ее ребенком возраста полутора лет. Его размер составляет 40% от средней заработной платы мамы за два календарных года, предшествующих году, в котором она оформила отпуск по уходу за ребенком.Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в 2014 году установлен в размере 2 576,62 руб, на второго и последующих детей - 5 153,24 руб.Максимальный размер ежемесячного пособия в 2014 году установлен в размере 17 990,24 руб в месяц.

Начиная с 2013 года законом устанавливается одинаковый порядок исчисления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве ИП, иными случаями, предусмотренными законодательством РФ, а также матерей, уволенных по тем же основаниям в период отпуска по беременности и родам. Премьер-министр РФ сообщил, что данная категория женщин может рассчитывать на выплаты в размере 40% от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавщих месяцу увольнения.

Сумма единовременного пособия при рождении ребенка в 2014 году установлена в размере 13 741, 97 руб.

Алгоритм расчета декретных в 2014 году выглядит следующим образом:

1. Складываем все доходы за предыдущие декретному отпуску два года, в том числе премии и отпускные. Если в течение этого периода женщина уходила на больничный, то суммы на их оплату следует вычесть из расчета.

2. Берем суммы, которые не превышают максимально допустимый предел за определенные годы. В нашем случае, за 2012 и 2013 годы.

3. Складываем эти суммы и делим на 731 день. Если в течение данного периода у женщины были больничные, то количество дней всех больничных листов, выданных в расчетный период, следует вычесть из 731.

4. Среднедневной заработок умножаем на количество календарных дней больничного листа по беременности и родам (от 140 до 194 дней).

Предположим, что больничный лист женщины, оформляющей отпуск по беременности и родам, датирован 15 января 2014 года. Расчетным периодом в данном случае являются 2012 и 2013 годы.

Итак, допустим, что заработок женщины в 2012 году составил 544 тысячи руб, а в 2013 году - 628 тысяч руб. Эти суммы превышают максимально допустимый размер для расчета пособия. При расчетах необходимо помнить о максимальном «потолке» доходности, который можно использовать при подсчете: для 2012 года средний заработок не должен превышать 512 000 руб, а для 2013 года - 568 000 руб. Во время беременности женщина провела 40 дней на больничном.

Начинаем высчитывать сумму среднего дневного заработка: 512 тысяч руб складываем с 568 тысячами руб. Получаем 1 080 000 руб. Из 731 рабочего дня вычитаем 40 дней больничного. Получаем 691. Затем доход за два календарных года делим на количество рабочих дней. В итоге получаем средний дневной заработок - 1 562,95 руб.

(512 000 руб + 568 000 руб) : (731 день - 40 дней) = 1 574,34 руб.

В результате расчетов эта величина оказалась больше верхнего предела в 1 479,45 руб.Поэтому для наших дальнейших расчетов берем максимально допустимую сумму 1 479,45 руб. Умножаем эту величину на 140 дней отпуска и получаем размер пособия по беременности и родам, который в рассмотренном случае составит 207 123 руб.

Если отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет наступает в 2014 году (март), то считается так же, как и отпуск по беременности и родам за 2011, 2012 годы? Или уже за 2012, 2013 годы?

Предположим, что женщина оформила отпуск по уходу за ребенком 15 января 2014 года. В таком случае расчетный период, который она должна брать для вычисления размера пособия, включает в себя 2012-2013 годы, и составляет 731 календарный день. Допустим, что в 2012 году доход будущей мамы составил 548 499,34 руб, а в 2013-м - 613 904,15 руб. Причем в течение этого периода она уходила в отпуск без сохранения заработной платы на 22 дня.

Суммы за каждый трудовой год больше годового лимита по взносам. Поэтому за 2012 год для расчетов берем 512 000 руб, а за 2013 — 568 000 руб. В расчетный период не входит время, в течение которого женщина не получала заработную плату, но ее стаж при этом сохранялся. В нашем примере это 22 дня отпуска за свой счет.Суммируем максимальную норму дохода за два года и делим ее на количество трудодней, не забывая при этом предварительно вычесть 22 дня, не вошедших в расчет.

(512 000 руб + 568 000 руб) : (731 дней - 22 дня) = 1 523,27 руб

Полученная в результате расчетов величина больше верхнего предела в 1 479,45 руб, поэтому в наших дальнейших расчетах мы будем использовать максимальную допустимую сумму 1 479,45 руб. Умножим эту величину на полный календарный месяц. Полученный результат умножим на 40%.Таким образом, в рассмотренном нами случае размер пособия по уходу за ребенком составит 17 990,11 руб ежемесячно.

1 479,45 руб × 30,4 дней × 40% = 17 990,11 руб.

Правительство планомерно продолжает воплощать в жизнь программы поддержки семей с детьми. Делается это не только для того, чтобы материально поддержать россиян, воспитывающих подрастающее поколение. Одной из основных целей такой социальной политики является восстановление уровня рождаемости в стране.

Как показывают исследования, благодаря реализации таких программ, как Материнский капитал и Молодая семья, во многих регионах демографическая ситуация стала улучшаться. Пока рано говорить об окончательном решении проблемы, но положительная динамика ощущается явно.

Порядок назначения и условия выплаты федеральных детских пособий в России регулируется несколькими законодательными актами, но прежде всего это Закон «О пособиях гражданам, имеющим детей» и «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми» , а также Указ Президента «О мерах по реализации демографической политики РФ» . Кроме этого в каждом субъекте федерации для урегулирования порядка предоставления муниципальной помощи местными органами законодательной власти издаются региональные нормативно-правовые документы.

В соответствии с этими документами в 2014 году выплачиваются следующие виды федеральных единоразовых пособий на детей:

  • Беременным женщинам, при постановке на медицинский учет на сроке до 12 недель;
  • По беременности и родам;
  • Беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе;
  • При рождении, или передаче на воспитание ребенка;
  • Материнский капитал.

Кроме этого, начисляются следующие ежемесячные выплаты:

  • По уходу за ребенком до 1,5 лет (прекратит существование с 01 января 2014 года);
  • По уходу до 3-х лет;
  • На ребенка военнослужащего–срочника.

Кроме этого, практически во всех субъектах России действуют следующие региональные программы:

  • Материнский капитал;
  • Молодая семья;
  • Дополнительные выплаты за третьего и последующих детей, порядок назначения которых в каждом регионе свой.

Размер и индексация в 2014 году

В основе ежегодных расчетов размера пособий лежат базовые суммы, установленные законами. Эти начальные значения ежегодно увеличиваются на коэффициент, который определяется Федеральным Законом «О государственном бюджете Российской Федерации» на каждый год, в том числе и на 2014-й.

Изначально такой механизм индексации был введен для того, чтобы сумма денежной помощи из года в год не обесценивалась из-за инфляции, которую до конца еще не побороли. Однако в последние два года федеральное правительство, используя коэффициент индексации, не только обеспечивает инфляционный рост, но и проводит политику постепенного увеличения размера поддержки семей с детьми.

Законодательно установлены следующие базовые показатели детских выплат:

В течение последних пяти лет происходило постепенное повышение выплат, и в итоге, в 2014 году их размер составит:

По сравнению с 2013 годом индексация размера выплат составила 5%. На пособиях, сумма которых невелика, этот увеличение может быть ощущается и не очень сильно, зато, например, размер материнского капитала увеличился на целых 27 000 р. А это совсем немаленькая сумма. Если же сравнить величину помощи в натуральном денежном выражении, которая оказывалась семьям в 2008 году, ту, которую начнут выплачивать с 1 января 2014 г., то ее рост очевиден.

Изменения и новости

Кроме чисто математической индексации размеров выплат, федеральное правительство постоянно оптимизирует сами механизмы их финансирования и принципы назначения. Ярким примером стал Федеральный Закон, принятый и подписанный президентом в июне. Согласно его положениям, финансирование детских пособий теперь будет осуществляться не из средств Фонда Социального Страхования, как это было ранее, а за счет Федерального бюджета.

Это с одной стороны снимет огромную финансовую нагрузку с активов государственного фонда, что, безусловно, необходимо при внедрении накопительной пенсионной системы. А с другой стороны, позволит государству напрямую регулировать финансирование этих начислений. Теперь выделение средств на оплату пособий, будет происходить из государственной казны в пользу местных бюджетов путем назначения субвенций соответствующих размеров.

Кроме этого, депутаты Государственной Думы планируют существенно увеличить Минимальный размер оплаты труда. Он повышается ежегодно и от его значения сильно зависит размер ежемесячной помощи по уходу за ребенком.

Но, пожалуй, самым ощутимым нововведением станет повышение до 3-х лет возраста малышей, до достижения которого выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ними, на всей территории страны. Дело в том, что на протяжении многих лет этот вид поддержки выплачивался только до 1,5 летнего возраста.

С 2012 года началось планомерное введение нового порядка в отдельных субъектах Федерации. Так в 2012 году эта новация была реализована в 21-м регионе, в 2013-м охватила еще 24, а с 1 января 2014 начнет действовать в оставшихся 37.

Таким образом, новый год уравняет в правах и возможностях абсолютно всех мамочек страны в части получения ежемесячной помощи по уходу за детьми. Единственное в чем останется разница, так это в применении региональных коэффициентов при определении ее размера, но этот механизм используется для хоть какой-то компенсации за жизнь в сложных климатических условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, и в его справедливости практически никто не сомневается.

Право на получение соответствующих денежных сумм получат родители абсолютно всех детей до 3-х лет, в независимости от того, были остановлены им до этого начисления по достижению ребенком 1,5 летнего возраста, или нет.

Новости в регионах

Изменения в сфере детских пособий коснутся и регионов. Ни для кого не секрет, что во многих субъектах федерации местные власти совершенно по-разному подходят к вопросам социальной поддержки семей с детьми. В одних областях программы регионального Материнского капитала и материальная помощь многодетным семьям работают на полную мощность, оказывая реальную поддержку людям.

В других регионах по разным причинам этому вопросу уделяется гораздо меньше внимания, и это несмотря на программы, принимаемые на федеральном уровне.

К счастью в 2014 году ситуация начнет меняться в лучшую сторону. По крайней мере, как минимум еще в 53 регионах были приняты нормативные акты, которые вводят дополнительные меры поддержки семьям с тремя и более детьми.

В большинстве регионов им будут выплачиваться дополнительные денежные средства, а в некоторых бесплатно или на льготных условиях оказываться медицинские и образовательные услуги.

С января 2014 года во многих регионах значительно увеличивается помощь по программе региональный материнский капитал. А также начнут работать проекты, стимулирующие усыновление детей. Положительными примерами может послужить Башкирия и Сахалин, в которых местные власти готовы выделять семьям-усыновителям помощь из местного бюджета в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Таким образом, государственная бюджетная политика на деле становится социально-ориентированной не только на уровне федерального правительства, но также и на региональном. А это вселяет оптимизм в отношении нашего завтрашнего дня.

Особенности расчета и оформления выплаты

Выплаты по уходу за новорожденным и малышом до 1,5 лет каждый месяц помимо мамы вправе получать папа, бабушки, дедушки, прочие родственники или опекуны. Они могут претендовать на данную помощь при условии, что:

  • фактически ухаживают за ребенком;
  • мама вышла на работу.

Данный отпуск может быть поделен между родственниками: полгода о малыше заботится папа, полгода - бабушка и так далее.

Пособие до 1,5 лет 2014 года, равно как и пособие до 1,5 лет 2013 года, получают даже если:

  • работают неполный рабочий день;
  • трудятся дома;
  • продолжают учиться.

Мамы, работавшие на нескольких работах, для получения пособия вправе выбрать одно из мест трудоустройства для назначения и получения выплат.

Государственная поддержка семей военнослужащих-срочников заключается в предоставлении пособия на ребенка - 9326,52 рублей.

В 2014 году произошли определенные изменения в законодательстве, касающиеся поддержки мамочек настоящих и будущих. В частности, указанные выплаты отныне будут выплачиваться из федерального бюджета. Ранее выплаты производились Фондом соц. страхования.

Неработающим мамам или занятых на неполный рабочий день

Чтобы получить пособие до 1,5 лет 2014 требуется направиться в органы соц. защиты по месту проживания. Заявитель должен предоставить:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие рождение, усыновление или опеку всех малышей;
  • справку от работодателя или из ОСЗН на другого родителя о том, что отпуск по уходу за маленьким не использовался, а также ему не было назначено соответствующее пособие;
  • копию трудовой книжки, либо другого официального документа от последнего работодателя или из учебного заведения;
  • копиювоенного билета
  • рпри необходимости - разрешение на временное проживание (копию) - документ необходимо предоставлять иностранцам и людям без гражданства, временно живущим в России и застрахованным в системе обязательного соц. страхования;
  • справку, предоставленную службой занятости, о том, что пособие как безработному не выплачивалось и не назначалось.

Пособие до 1,5 лет 2013 года - это:

  • 2453,93 рубля на первого малыша;
  • 4907,85 рублей на последующих детей.

Размер пособия до 1,5 лет мамам, которые не работали, в 2014 году был увеличен на 5 % до:

  • 2576,63 рублей на первенца;
  • 5153,24 рубля на следующих малышей.

Приведенные суммы корректируются в соответствии с действующими районными коэффициентами.

Ежегодный перерасчет суммы пособия при его индексации, в том числе и пособие до 1,5 лет 2014 года, производится соответствующими органами самостоятельно.

Поддержка работающих мам

Пособие до 1,5 лет в 2014 году увеличилось и для работающих матерей. С этого года предельная сумма дохода, которая учитывается при вычислении величины указанного пособия, выросла до:

  • 512 000 рублей еще за 2012 год;
  • за 2013 г. - 568 тыс. рублей.

Расчет выплат ежемесячного пособия для работающих мам

Все доходы за предыдущие 2 года до ухода в декрет суммируются. Учитываются премии и отпускные, но вычитаются суммы выплат по больничным листам.

Если полученная величина менее предельной за соответствующий год, то далее производим вычисления с полученной суммой, если более - работаем с законодательно установленными пределами.

Полученную величину делим на 731 день за минусом числа дней, пропущенных по болезни или по причине неоплачиваемых отпусков. Так будет получен среднедневной заработок, напрямую влияющий на размер пособия до 1,5 лет.

Результат вычислений множим на среднее количество дней в месяце (29,6- среднегодовое значение) и на 0,4 (40%).

Знайте свои права и пользуйтесь этим! Удачи.

Выплачиваемые в твердой сумме, в том числе детские, а также максимум заработка для расчета пособий. Эти изменения повлияют, прежде всего, на расчет пособий, если болезнь, декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком начались в 2014 г., а в некоторых случаях - и на расчет переходящих с 2013 г. на 2014 г. пособий.

Максимальный размер среднего заработка

При исчислении пособий по страховым случаям, наступившим в 2014 г., в расчетный период войдут 2012-2013 гг. Следовательно, при расчете пособий:

по временной нетрудоспособности заработок, как обычно, делим на постоянную величину 730;

по беременности и родам и по уходу за ребенком при полностью отработанном расчетном периоде заработок делим на 731 календарный день (366 дн. + 365 дн.), так как 2012 г. был високосным;

Выдавая в 2014 г. работнику в день его увольнения справку для исчисления пособий, вы обязаны указывать в ней выплаты, на которые были начислены взносы за текущий год и за 2 предшествующих календарных года, и дни, исключаемые из расчетного периода для исчисления , приходящиеся на это же время4. То есть в 2014 г. в справке вы будете указывать сведения за период с 1 января 2012 г. (либо с момента поступления сотрудника на работу в вашу организацию, если это было позднее 1 января 2012 г.) по день увольнения.

При этом максимальная сумма заработка, которую можно взять для расчета, составит:

за 2012 г. - 512 ООО руб.;

за 2013 г. - 568 ООО руб.

Таким образом, общая максимальная сумма выплат за расчетный период - 1 080 ООО руб. (512 ООО руб. + 568 ООО руб.). Поэтому если работник проболел весь месяц, в котором, к примеру, 30 дней, то максимально возможный размер его пособия с учетом стажа составит 44 370 руб. (1479,45 руб/д. х 30 дн.).

Не забудьте, что в 2014 г. в случае замены 2012 г. и (или) 2013 г. предшествующими годами предельная сумма выплат, учитываемых при расчете максимального среднего дневного заработка, для разных пособий может различаться:

Для исчисления пособия по временной нетрудоспособности надо брать максимум выплат, установленный для замещающего года. Так, если 2012 г. заменен на 2010 г. или любой предыдущий- предельная сумма выплат составит 415000 руб.; если на 2011 г. - 463 000 руб

Для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребен­ком всегда надо брать максимум за 2012 г. — 512 000 руб.,

за 2013 г. — 568 000 руб., независимо от того, заменили 2012 г. или 2013 г более ран­ними годами или нет. Ведь для этих пособий максимум среднего дневного заработка всегда определяется исходя из максимальной величины выплат за 2 года, предшествующих году ухода в отпуск.

Минимальный размер среднего заработка

Увеличился минимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособий, так как федеральный МРОТ с 1 января увеличился до 5554 руб. Его нужно использовать при исчислении пособий по болезни по беременности и родам и по уходу за ребенком, если:

у работника вообще не было зарплаты в 2012-2013 гг. например, женщина находилась в это время в отпуске по уходу за ребенком,

<или> работник в 2012-2013 гг. у вас не работал и не подтвердил свой заработок справками от других работодателей;

<или> двухлетний заработок работника в расчете на каждый месяц расчетного периода меньше 5554 pv6. Следовательно, минимальный средний дневной заработок для рас­чета пособии по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для этих случаев составит 182,6 руб./д. (5554 руб. х 24 мес / 730)

А вот для пособий по уходу за ребенком этот минимальный заработок не важен, поскольку в любом случае рассчитанное пособие по уходу за ребенком будет меньше, чем установленный законом минимальный размер.

Поэтому во всех указанных случаях пособие по уходу надо платить в минимальном размере.

Максимальный размер пособия при стаже менее 6 месяцев

Если стаж работника ко дню начала болезни или отпуска по беремен­ности и родам меньше 6 месяцев, то пособие выплачивается работнику из расчета не более 5554 руб. за полный календарный месяц.

Детские пособия увеличились на 5%

В 2014 году размер пособий, установленных в твердой сумме, увеличен на 5% по сравнению с их прошлогодним размером.

вид пособия Размер пособия с 01.01.2014, руб.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, для декрета, начавшегося в 2014 г. 515,33

(490,79 руб. х 1,05)

Единовременное пособие при рождении ребенка в 2014 г. 13 741,99

(13 087,61 руб. х 1,05)

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет за часть отпуска, приходящуюся на 2014 г.:

При уходе за первым ребенком;
при уходе за вторым ребенком и последующими детьми

2576,63 (2453,93 руб. х 1,05) 5153,24 (4907,85 руб. х 1,05)

Ежегодная индексация пособия на погребение

Размер социального пособия на погребение, выплачиваемого род­ственникам или иным лицам, взявшим на себя расходы по погребению умершего в 2014 г. сотрудника (или ребенка сотруд­ника в возрасте до 18 лет), равный стоимости га­рантированных услуг по погребению, увеличился на 5% по сравнению с прошлым годом и составил 5002,16 руб. (4763,96 руб. х 1,05)4

Переходящие пособия

Если болезнь или декретный отпуск начались в 2013 г. и продолжаются в 2014 г.. то для расчета пособий за период, попадающий на 2014 г., сред­ний заработок берется в том же размере, что и в 2013 г. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчитывать за время после 1 января 2014 г. не надо.

Однако в связи с увеличением с 1 января МРОТ с 5205 до 5554 руб.придется пересчитать переходящие декретные пособия женщинам, у кото­рых стаж на момент начала отпуска был менее 6 месяцев. Минимальный средний дневной заработок, исходя из которого вы рассчитали им посо­бия в 2013 г. составлял 171,12 руб. (5205 руб. х 24 мес. \ 730). Но если в месяце декрета 31 день, то вы выплатили пособия, исходя из 167,9 руб. 5205 руб. / 31 д.). С 1 января 2014 г. минимальный средний дневной зара­боток для таких работниц составляет 182,6 руб/д. (5554 руб. х 24 мес. / : 730). Поэтому за месяцы декрета в 2014 г., в которых 31 день, надо доплатить пособие исходя из минимального среднего дневного заработка 2013 г. в сумме 99,82 руб. (171,12 руб. — 167,9 руб.) х 31 д.)

Возникновение отношений по всем видам обязательного социального страхования у застрахованных лиц в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» происходит с момента заключения трудового договора с работодателем. При наличии таких отношений при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагается соответствующая выплата.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются (п. 2 ст. 1.3 закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

  • временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка (детей);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Видами страхового обеспечения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования являются следующие выплаты (ст. 1.4 закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты указанного страхового обеспечения определяются законом № 255-ФЗ, а также федеральными законами:

  • от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законом № 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 3):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • ежемесячное пособие на ребёнка;
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации пособий, предусмотренных упомянутой статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, 1,05 (прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 закона № 349-ФЗ составляет 5 %).

В связи с этим с 1 января 2014 года размеры следующих видов пособий увеличиваются на коэффициент 1,05:

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребёнка;
  • пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам:

в связи с прекращением:

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях).

Увеличиваются также в 1,05 раза:

  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам:

уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию

Единовременное пособие женщинам

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (ст. 9 закона № 81-ФЗ).

Размер такого единовременного пособия женщинам установлен статьёй 10 закона № 81-ФЗ в сумме 300 руб. начиная с 2002 года.

Упомянутая статья 4.2 закона № 81-ФЗ по индексации пособий вступила в силу с 3 марта 2008 года. При этом её действие было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 4, п. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.03.08 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»).

За прошедшие шесть лет индексация единовременного пособия осуществлялась восемь раз. Напомним, что пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривалась индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, с 1 января 2008 года в 1,085 раза, а с 1 июля 2008 года - ещё в 1,0185 раза. В дальнейшем же индексация пособий осуществлялась один раз в год с 1 января. В таблице 1 приведены значения коэффициентов индексации по годам, установленные законами о федеральном бюджете соответствующего года.

Перемножив исходные 300 руб. на произведение коэффициентов индексации, получаем сумму единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В 2013 году таковой было 490,79 руб. (300 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году его сумма достигла 515,33 руб. (490,79 руб. × 1,05).

Руководство ФСС России в своё время разъяснило, что округление суммы пособий до полного рубля не предусмотрено (письмо ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244).

Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) рассматриваемое пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Единовременное пособие назначается и выплачивается (п. 14, 15, 21 порядка):

  • по месту работы - работающим женщинам;
  • по месту службы - женщинам, проходящим службу;
  • по месту учёбы - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) - женщинам:

уволенным в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Основанием для назначения рассматриваемого пособия является справка, подтверждающая постановку на учёт женщины в ранние сроки беременности (п. 22 порядка). Утверждённой формы такой справки не существует, поэтому она оформляется в произвольной форме женской консультацией либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учёт.

Единовременное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Если же данная справка представлена работодателю или в образовательное учреждение женщиной позже, то выплата должна быть произведена в течение 10 дней со дня её представления.

При выплате единовременного пособия органами социальной защиты населения его назначение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты приёма соответствующего заявления и справки. Выплату же надлежит произвести не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приёма указанных документов (п. 18, 24 порядка).

Вполне возможно, что вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и листком нетрудоспособности, датированными текущем годом, работница представит ещё и упомянутую справку о постановке её на учёт в 2013 году. И возникает вопрос: в какой сумме выплатить пособие? В той, что установлена:

  • на прошлый год (490,79 руб.), на который приходится дата постановки на учёт в женской консультации или
  • на текущий год (515,33 руб.), на который приходится дата начала декретного отпуска.

Вставание на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учёт страховой случай - «беременность и роды». Выплачивается оно, как было сказано выше, вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже), но никак не раньше. Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учёт, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты самой постановки на учёт, ни от даты выдачи указанной справки.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки её на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

Индексация иных видов пособий

В абсолютных суммах законом № 81-ФЗ установлены также:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка - 8000 руб. (ст. 12 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - также 8000 руб. (ст. 12.2 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 14 000 руб. (ст. 12.4 закона № 81-ФЗ);
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6000 руб. на каждого ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7 закона № 81-ФЗ).

Индексация первых двух пособий, как и единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, осуществлялась также на все приведённые коэффициенты. Поэтому размер пособия в 2013 году составлял 13 087,61 руб. (8000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055).

Отметим, что последовательное перемножение базового размера пособия на все коэффициенты индексации даёт 13 087,59 руб. Руководство ФСС России практически каждый год уточняет размер рассматриваемого пособия, определяя его сумму исходя из величины пособия предыдущего года. Так, в письме ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244 приведено следующее. Единовременное пособие при рождении ребёнка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Размер данного пособия на 1 января 2012 года находится перемножением этой суммы и коэффициента 1,06. Искомая величина - 12 405,32 руб. (11 703,13 руб. × 1,06).

Повторён такой порядок определения размера пособия на начало прошлого года в письме ФСС России от 19.12.12 № 15-03-11/12-17008. И на 1 января 2013 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка возрос до 13 087,61 руб. (12 405,32 руб. × 1,055).

Воспользовавшись приведённым алгоритмом, находим размер единовременного пособия при рождении ребёнка на 1 января 2014 года - 13 741,99 руб. (13 087,61 руб. × 1,05).

Выплата единовременного пособия при рождении ребёнка в этой сумме в текущем году производится в случае рождения ребёнка 1 января 2014 года и позднее (письмо ФСС России от 25.07.08 № 02-10/07-7293). В случае же рождения ребёнка в прошлом году, а представления необходимых документов для выплаты рассматриваемого пособия - в текущем году работодателю надлежит начислить единовременное пособие в размере, который действовал в 2013 году, не позднее 10 дней с даты приёма (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 30 порядка).

Перечень документов, необходимых для выплаты рассматриваемого пособия, приведён в пункте 28 порядка.

Индексация:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, -

в силу пункта 3 статьи 11 закона № 18-ФЗ начала осуществляться с 1 января 2009 года. Вследствие этого при определении размеров этих пособий в прошлом году использовалось пять коэффициентов индексации. Искомые величины составили 20 725,60 руб. (14 000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) и 8882,40 руб. (6000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) соответственно.

В текущем же году размер:

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 1 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 % среднего заработка работника (с учётом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом № 81-ФЗ (п. 1 ст. 11.2, п. 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (п. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется. В связи с чем её размер:

  • в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.10 № 933);
  • в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.11 № 974);
  • в 2013 году - 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276);
  • в 2014 году - 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101).

Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в текущем году, не может превышать 1 080 000 руб. (512 000 + 568 000). В прошлом же году она не могла превышать 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при этом не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком (п. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:

  • среднего дневного заработка равна 1479,45 руб/дн. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.);
  • пособия - 17 990,11 руб. (1479,45 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %), где 30,4 - среднее число дней в месяце (п. 5.1 закона № 255-ФЗ).

В 2013 году максимальная величина среднего дневного заработка равнялась 1335,62 руб/дн. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.), а максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - 16 241,14 руб. (1335,62 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Отметим, что возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Статьёй 15 закона № 81-ФЗ установлен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Он не может быть менее:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребёнком и
  • 3 000 руб. - по уходу за вторым ребёнком и последующими детьми.

Указанные суммы в силу статьи 4.2 закона № 81-ФЗ индексируются начиная с 2008 года. Поэтому минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в прошлом году составляли:

  • 2453,93 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за первым ребёнком и
  • 4907,85 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за вторым и последующими детьми.

Соответственно, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет в 2014 году возрос до 2576,63 руб. (2453,93 × 1,05), а за вторым ребёнком и последующими детьми - до 5153,24 руб. (4907,85 × 1,05).

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребёнком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом № 81-ФЗ не предусмотрено.

В то же время если при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сумма пособия, исчисленная в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не достигает проиндексированного минимума, то она подлежит перерасчёту до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного в соответствии с частью 1 статьи 4.2 закона № 81-ФЗ (п. 2 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ).

С начала текущего года пересчёт ежемесячного пособия по уходу за детьми работодателю надлежало осуществить, если в 2013 году сумма из расчёта 40 % от среднего заработка застрахованного лица, которому выплачивалось рассматриваемое пособие (далее - расчётная сумма), была меньше минимального размера пособия, установленного на тот период.

Пример 1

Сотрудницы Лингер и Шац получают ежемесячное пособие по уходу за детьми с середины 2013 года, первая - за первым ребёнком, вторая - за вторым ребёнком. Суммы из расчёта у Лингер - 2418,61 руб., у Шац - 4896,17 руб.

Поскольку указанные суммы не превосходили установленные на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2418,61 < 2453,93 руб.) и за вторым (4896,17 < 4907,85 руб.), то каждая из работниц получала пособие в минимальных размерах: Лингер - 2453,93 руб., Шац - 4907,85 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац вновь оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2418,61 < 2576,63 и 4896,17 < < 5153,24. Поэтому и в текущем году пособие за полный календарный месяц им надлежит выплачивать также в минимальном размере, но только проиндексированном: Лингер - в сумме 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: расчётные суммы у Лингер - 2489,38 руб., у Шац - 5047,48 руб.

Так как указанные суммы превосходили установленный на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2489,38 > 2453,93) и за вторым (5047,48 > 4907,85), то каждая из работниц получала пособие в расчётных суммах: Лингер - 2489,38 руб., Шац - 5047,48 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2489,38 < 2576,63 и 5047,48 < 5153,24. Поэтому в текущем году пособие по уходу за ребёнком до полутора лет им следует выплачивать в проиндексированном минимальном размере: Лингер - 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Если же ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, назначенное в 2013 году, выплачивается в размере выше минимального, установленного на 2014 год, то такое пособие ни индексировать, ни пересчитывать не нужно.

Для выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, увеличенного в связи с индексацией, заявлений от работников не требуется.

При установлении порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого:

  • матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
  • матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам:

в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, -

законодателем установлен максимальный его размер 6000 руб. (абз. 4 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Поскольку индексация этой суммы производится с 2008 года, то в прошлом году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу для указанных лиц составлял 9815,71 руб. (6000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году он возрос до 10 306,50 (9815,71 руб. × 1,05).

При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое приведённым выше лицам в максимальном размере (9815,71 руб. в 2013 году), с 1 января 2014 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода). При этом расчётная сумма не может превосходить максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,05 (10 306,50 руб. в 2014 году).

Пример 3

Моррисен находится в отпуске по уходу за первым ребёнком с октября прошлого года. Она была уволена в период отпуска по беременности и родам. Сумма из расчёта 40 % от среднего её заработка за 2011 и 2012 годы, используемого при расчёте пособия по уходу за детьми, составила 10 289,53 руб.

Поскольку расчётная сумма превосходила максимальный размер рассматриваемого пособия, установленный на 2013 год (10 289,53 > 9815,71), то Моррисен в прошлом году выплачивалось пособие из максимальной его величины 9815,71 руб.

В текущем же году расчётная сумма меньше максимального размера пособия (10 289,53 < 10 306,50). Поэтому за каждый полный календарный месяц ухода за первым ребёнком Моррисен начисляется полученная при расчёте сумма 10 289,53 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии со статьёй 15 закона № 81-ФЗ, суммируется. При этом совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия). При этом он не может быть менее суммированного минимального размера пособия (абз. 8 ст. 15 закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ).

Пример 4

В июле 2013 году у Ковальчик родилась тройня. В 2011 и 2012 годах ей было начислено 138 276 и 154 158 руб. В 2011 году она находилась на больничном с 9 по 17 февраля, в 2012 году - с 3 по 10 октября и с 11 по 20 декабря.

При определении среднего дневного заработка для расчёта ежемесячного пособия по уходу за детьми из совокупности календарных дней расчётного периода 731 дн. (365 + 366) вычитаются периоды временной нетрудоспособности: в 2011 году Ковальчик была на больничном 10 дней, в 2012 - 18 дн. (8 + 10). Поэтому в знаменатель при расчёте среднего дневного заработка заносится 703 дн. (731 – (10 + 18)).

Тогда искомое значение среднего дневного заработка - 415,98 руб/дн. ((138 276 руб. + 154 158 руб.) : 703 дн.), а расчётная сумма пособия за полный календарный месяц - 5058,32 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Так как работница ухаживает за тремя детьми, размеры пособий суммируются - 15 174,96 руб. (5058,32 + 5058,32 + 5058,32). При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка работницы - 12 645,79 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн.).

В то же время он не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми в 2013 году составляла 12 269,63 руб. (2453,93 + 4907,85 + 4907,85 руб.). Поскольку средний заработок Ковальчик больше данной совокупности (12 645,79 > > 12 269,63), то работнице за полный календарный месяц ухода за ребёнком в прошлом году начислялась расчётная сумма 12 645,79 руб.

В 2014 году совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми увеличилась до 12 883,11 руб. (2576,63 + 5153,24 + 5153,24). Эта сумма превышает средний заработок работницы (12 883,11 > 12 245,79). В связи с чем её и надлежит выплачивать работодателю Ковальчик в качестве ежемесячного пособия по уходу за тремя детьми.

Размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не были учтены в составе заработной платы (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Следовательно, к пособиям, которые корректируются на районный коэффициент, относятся:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка.

Корректировать на указанные коэффициенты также надлежит минимальные размеры пособий по уходу за первым, вторым ребёнком и последующими детьми.

Ежемесячное пособие, исчисленное исходя из 40 % от среднего заработка, на районные коэффициенты не увеличивается, поскольку они учтены при определении среднего заработка.

Выше приводились максимальные величины среднего дневного заработка, используемого при расчёте ежемесячного пособия по уходу за детьми, - 1335,62 руб/дн. в прошлом году и 1479,45 руб/дн. - в текущем. Эти же суммы являются предельными и при расчёте пособия по временной нетрудоспособности (п. 3, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день болезни при страховом стаже:

  • до 5 лет (60 % среднего заработка) в прошлом году составлял 801,37 руб. (1335,62 руб/дн. × 60 % × 1 дн.), в текущем - 887,67 руб. (1479,45 руб/дн. × 60 % × 1 дн.);
  • от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) - соответственно 1068,50 руб. (1335,62 руб/дн. × 80 % × 1 дн.) и 1183,56 руб. (1479,45 руб/дн. × 80 % × 1 дн.);
  • свыше 8 лет (100 % среднего заработка) - соответственно 1335,62 руб. (1335,62 руб/дн. × 100 % × 1 дн.) и 1479,45 руб. (1479,45 руб/дн. × 100 % × 1 дн.).

Если болезнь или отпуск по беременности и родам начались в прошлом году и продолжаются в текущем, то для расчёта пособий за период, попадающий на 2014 год, используется средний дневной заработок, который применялся при первоначальном расчёте. Ведь его расчёт осуществляется на дату страхового случая. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчёту за время после 1 января 2014 года не подлежат.

Если за два предшествующих календарных года у застрахованного лица не было заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчёте за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Средний дневной заработок для расчёта пособия по беременности и родам (Сдн. зар.) в таком случае определяется по формуле (п. 15 (3) положения): Сдн. зар. = МРОТ руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.

Таким образом, величина среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам для декретных отпусков, начавшихся:

  • в 2013 году, - 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.);
  • 2014 году, - 182,60 руб/дн. (5554 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.).

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Максимальная величина среднего дневного заработка для расчёта пособия таким работницам в месяцах:

  • с 31 календарным днём - 167,90 руб. (5205 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2013 году и 179,16 руб. (5554 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2014 году;
  • 30 календарными днями - 173,50 руб. (5205 руб/мес. / 30 дн/мес.) и 185,13 руб. (5554 руб/мес. : 30 дн.) соответственно;
  • 28 календарными днями - 185,89 руб. (5205 руб. : 28 дн.) и 198,36 руб. (5554 руб. : 28 дн.) соответственно.

Иные выплаты

Социальное пособие на погребение, как было сказано выше, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное пособие довольно продолжительное время выплачивалось в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 закона № 8-ФЗ, но не превышающем 1000 руб. С 2009 года предельный размер пособия был увеличен до 4000 руб.

При этом была установлена норма (ст. 10 закона № 8-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.08 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О погребении и похоронном деле“»), обязывающая осуществлять последующую его индексацию исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительству РФ же поручалось определение срока такой индексации.

В 2010 году индексации рассматриваемого пособия не было. Постановлением Правительства РФ от 12.10.10 № 813 предписано осуществлять индексацию предельного размера социального пособия на погребение ежегодно с 1 января начиная с 2011 года. Исходя из этого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение:

  • с 1 января 2011 года составляли 4260 руб. (4000 руб. × 1,065) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»);
  • 1 января 2012 года - 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»);
  • 1 января 2013 года - 4763,96 руб. (4515,60 руб. × 1,055) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.03.12 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);
  • 1 января 2014 года - 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05) (п. 1 ст. 1 закона № 349-ФЗ).

В текущем году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,05 (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.13 № 1179).

Родственники и иждивенцы работников, умерших в результате несчастного случая на производстве, с 2014 года будут получать единовременную страховую выплату в сумме 1 000 000 руб. Размер заработка работника, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, на величину этой выплаты никак не влияет (п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 11 закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» (п. 2 ст. 1 закона № 331-ФЗ)). Раньше максимальная сумма одновременной выплаты ежегодно устанавливалась законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Так, в 2013 году размер выплаты составлял 76 699,80 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.12 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Таким образом, семьи погибших на производстве приблизили к семьям погибших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Увеличены максимальные размеры выплат работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По страховым случаям, наступившим в 2014 году (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.13 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • максимальный размер единовременной выплаты составит 80 534,8 руб. (эта выплата назначается пострадавшему работнику, если в результате производственной травмы он утратит профессиональную трудоспособность (полностью или частично). При определении её размера, как и раньше, учитываются районный коэффициент и процентные надбавки);
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты таким работникам увеличен до 61 920 руб.

Увеличился также и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Величина этого пособия за полный календарный месяц не должна быть больше четырёх максимальных размеров ежемесячной страховой выплаты (п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

В связи с этим переходящие с прошлого года на текущий пособия по производственной травме выплачиваются исходя из заработка работника:

  • до 1 января 2014 года - в пределах максимума прошлого года, то есть 235 880 руб/мес. (58 970 руб/мес. x 4);
  • с 1 января - в пределах максимума текущего года, то есть 247 680 руб/мес.

Приведённый выше коэффициент индексации 1,05 применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Материнский капитал предоставляется при рождении второго или последующих детей только один раз (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Изначально (в 2007 году) размер материнского (семейного) капитала составлял 250 000 руб. Сумма материнского капитала ежегодно пересматривается с учётом темпов роста инфляции и устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Так, размер материнского (семейного) капитала равнялся:

Отметим, что возможность получения материнского капитала ограничена по времени: второй ребёнок должен родиться не позднее 31.12.16 (п. 1 ст. 13 закона от № 256-ФЗ).

Размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам, приведены в таблице 2.


Статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ определён порядок индексации и перерасчёта государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом в данной норме приведён перечень пособий, подлежащих ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие назначается, если застрахованное лицо обратилось за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (ст. 17.2 закона № 81-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

В текущем году размер:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возрос до 21 793,38 руб. (20 725,60 руб. × 1,05),
  • а ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - до 9326,52 руб. (8882,40 руб. × 1,05).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется.

Возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Работодателю следует увеличить сумму выплачиваемого пособия также в случае, когда расчётная сумма превосходила минимальный размер пособия, установленный в 2013 году, но оказалась меньше минимального размера пособия в текущем году.

Совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия).

С 1 января 2014 года увеличен минимальный размер оплаты труда с 5205 до 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). И в некоторых случаях величина МРОТ используется при расчёте пособий.

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала равнялся:

  • 408 960,50 руб. - в 2013 году (п. 1 ст. 10 закона № 216-ФЗ);
  • 429 408,50 руб. - в 2014 году (п. 1 ст. 9 закона № 349-ФЗ).

Леонид ИОФФЕ, аудитор

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...